<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Аудиторская проверка не может проводиться:
- аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами,
руководителями и иными должностными лицами общества, несущими ответственность
за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности либо состоящими с указанными
лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры,
дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
- аудиторскими фирмами:
в отношении акционерных обществ, являющихся их учредителями, собственниками,
акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские
фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении акционерных обществ, являющихся их дочерними предприятиями,
представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
- аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному акционерному
обществу услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также
составлению финансовой отчетности.
Акционерное общество, финансово-хозяйственную деятельность которого проверяет
аудитор (аудиторская фирма), имеет право получать от него исчерпывающую информацию
о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки,
правах и обязанностях сторон (общества и аудитора), а после ознакомления с
заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных актах, на которых
основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы), которые обязаны
предоставлять обществу эту информацию.

Права аудитора

Поскольку аудиторская проверка стала для акционерных обществ постоянным
явлением, его работникам желательно знать права аудитора, с тем чтобы создать
ему необходимые условия для работы. Аудитор (аудиторская фирма) имеет право:
- самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя
из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий
договора с акционерным обществом;
- проверять у акционерного общества в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной
деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей,
получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые
для аудиторской проверки;
- получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской
проверки информацию от третьих лиц;
- привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов,
работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
- отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления
проверяемым акционерным обществом необходимой документации.
Со своей стороны руководители и иные должностные лица проверяемого общества
обязаны:
- создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и
полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую
для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения
в устной и письменной форме;
- оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения ведения
бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В то же время запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения
круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Заключение аудитора

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской
фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических
лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления
и судебных органов. Заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической
и итоговой. В вводной части указываются:
- для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны; порядковый номер,
дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской
деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства;
номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших
участие в проверке;
- для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж
работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию
на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета.
В аналитической части указываются:
- наименование акционерного общества и период его деятельности, за который
проводится проверка;
- результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета,
составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
- факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой
отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства
Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые
нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников общества, государства
и третьих лиц.
В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества.
В случае если акционерным обществом - заказчиком в ходе проведения проверки
не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового)
учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства,
в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим
проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской
фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем
аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом фирмы и заверяется
печатью фирмы. Акционерное общество обязано предоставлять заинтересованным
лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

3. Учет и отчетность акционерного общества

В соответствии со статьей 88 Закона общество обязано вести бухгалтерский
учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим
Законом и иными правовыми актами Российской Федерации. Ответственность за
организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное
представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие
органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам,
кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества
в соответствии с Законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом
общества.
Статьей 88 предусмотрено также, что достоверность данных, содержащихся
в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе,
счете прибылей и убытков, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором)
общества. Кроме того, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами,
общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой
отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или
его акционерами.
Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для
юридических лиц (кроме банков) независимо от их подчиненности и форм собственности
предусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации,
утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. N 170.
Что же касается совокупности способов ведения бухгалтерского учета - первичного
наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения
фактов хозяйственной деятельности - учетной политики акционерного общества,
то методы ее формирования и раскрытия устанавливаются акционерным обществом
самостоятельно в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 28 июля
1994 г. N 100.
Главными задачами бухгалтерского учета акционерного общества являются27:
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах
и финансовых результатах деятельности акционерного общества, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами,
покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными
заинтересованными организациями и лицами;
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными
нормами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой
деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
В этих целях акционерное общество, осуществляя постановку бухгалтерского
учета:
- самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы,
исходя из конкретных условий хозяйствования;
- определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета,
а также технологию обработки учетной информации;
- разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
- формирует в установленном порядке свою учетную политику.

Глава ХII. Профсоюзная организация
в акционерном обществе

1. Права и роль профсоюзов в Российской Федерации
2. Задачи профкома по усилению роли профсоюзной организации в
акционерном обществе
3. Целесообразность действия профсоюзной организации в закрытом
акционерном обществе
4. Финансовое состояние акционерного общества и действия
профкома
5. Некоторые аспекты взаимодействия профкома с администрацией
акционерного общества
6. О праве профкома иметь своих представителей в коллегиальных
органах управления акционерного общества
7. Профком и общее собрание (конференция) трудового коллектива
в акционерном обществе

1. Права и роль профсоюзов в Российской Федерации

Новые политические и социально-экономические условия, возникшие в стране
в последние годы, потребовали заново определить место и роль профсоюзов в
общественно-политической жизни, системе социального партнерства, регулировании
социально-трудовых отношений. Основным законодательным актом, определяющим
права и роль российских профсоюзов, является Закон РФ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", вступивший в силу 20 января 1996
г.28
Целью этого закона является установление правовых основ создания профсоюзов,
их прав и гарантий деятельности, регулирование отношений профсоюзов с органами
государственной власти, местного самоуправления, работодателями, общественными
объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Главной особенностью профсоюзов является их право на представительство
и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Они имеют право на
содействие занятости, на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений,
коллективных договоров и контроль за их выполнением, на участие в урегулировании
коллективных трудовых споров. Для них установлены особые права на взаимодействие
с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, местного
самоуправления, на участие в коллегиальных органах управления организаций.
Им гарантируется бесплатная и беспрепятственная информация по социально-трудовым
вопросам, участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.
Профсоюзы вправе осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде,
участвовать в охране труда и окружающей природной среды. Они имеют право на
участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества.
Им предоставлены права на социальную защиту работников, интересов работников
в органах по рассмотрению трудовых споров и т.д.
Права профсоюзов регламентированы многими другими законодательными актами,
среди которых важнейшими являются Конституция Российской Федерации, Кодекс
законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О коллективных
договорах и соглашениях"29, Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных
трудовых споров". Существенные права профсоюзов закреплены в Законе РФ "О
занятости населения в Российской Федерации", Основах законодательства Российской
Федерации об охране труда и др.

Организационно-правовому укреплению деятельности профсоюзов содействуют
федеральные законы "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях",
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I и II). Реализацию защитной функции
профсоюзов и защиту прав профсоюзов обеспечивает гражданско-процессуальное,
административное, уголовное законодательство.
Благодаря принятию нового законодательства произошли значительные изменения
в правовом положении российских профсоюзов, соответственно в их практической
деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что процесс введения в действие
указанных выше законодательных актов сопровождался для профсоюзов неоднозначными
последствиями. Наряду с существенным расширением их прав в важнейших направлениях
профсоюзной деятельности одновременно происходило сокращение весьма существенных
прав, ранее принадлежавших профсоюзам.
Можно назвать по крайней мере пять весьма существенных прав, которые
утратили профсоюзы: право законодательной инициативы; право управления социальным
страхованием; право содержания правовых и технических инспекций труда за счет
средств социального страхования и наложения ими штрафных санкций за нарушение
законодательства о труде и охране труда; право на разрешение трудовых споров;
право на приостановление производственной деятельности и закрытие предприятий,
нарушающих нормативные требования по охране труда.
Вместе с тем можно назвать не менее десяти прав, которые были приобретены
профсоюзами за последние годы.
В сфере коллективно-договорного регулирования труда:
- право на ведение коллективных переговоров в соответствии с законодательно
установленными процедурами и ответственностью сторон при их нарушении;
- право на заключение коллективного договора в самых различных организациях,
а не только в хозяйственных субъектах. При этом коллективный договор стал
включать в себя также перечень условий, ранее устанавливавшихся центральными
органами управления;
- право на заключение различных соглашений по социальнотрудовым вопросам
с союзами и объединениями предпринимателей при посредничестве правительственных
органов. Такие соглашения заключаются на уровне государства, субъектов Федерации,
муниципальных образований, а также по отраслевому принципу. Соглашения могут
заключаться и на предприятиях, в организациях независимо от их форм собственности
и организационно-правовых форм;
- право на участие в коллективных трудовых спорах, включая право на организацию
и проведение забастовок.
В социально-экономической сфере:
- право на участие в представительстве интересов работников в области
обеспечения занятости, при проведении приватизации государственной и муниципальной
собственности, процедурбанкротства;
- право на участие в установлении оплаты труда, видов, систем оплаты
труда, размеров тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат,
а также (это следует особенно подчеркнуть) в установлении соотношения их размеров
между различными категориями персонала в организации. Использование этого
права становится центральным в колдоговорном процессе.
В организационно-материальной сфере:
- право на льготное налогообложение и целевое государственное финансирование
(государственные гранты) общественно полезных программ;
- право собственности на имущество, ранее переданное профсоюзам в их
ведение;
- право на добровольность в государственной регистрации профсоюзов и
их организаций;
- право на установление дополнительных гарантий и мер защиты профсоюзов
в законах субъектов Федерации.
В результате проведения законодательных преобразований профсоюзы заняли,
хотя бы в своих правах и намерениях, подобающее им место в общественно-политической
системе общества. Теперь они независимы в своих действиях от государственных
органов, партий, каких-либо еще общественных структур.
Профсоюзы, их органы и организации в своих действиях зависимы только
от закона (если, конечно, не учитывать конкретных условий, в которых действует
данная организация, в каждый определенный момент определенным образом влияющих
на ее возможности достичь каких-либо результатов в процессе переговоров с
органами представительной и исполнительной власти, администрацией предприятий,
организаций и т.д.). Отсюда - самостоятельность в принятии решений и в предпринимаемых
действиях в рамках прав, представленных законодательством.
Реализация широких и реальных прав, предоставленных профсоюзам, осуществляется
теперь в значительной части в первичных профсоюзных организациях, и это не
случайно. В настоящее время государство регламентирует меру труда и потребления
практически только в бюджетных организациях. В целом же по народному хозяйству
устанавливается уровень минимальной оплаты труда. Кроме того, сохранены правила
по охране труда, льготы, связанные с работой в тяжелых и вредных условиях
труда.
Все остальное: уровень оплаты труда, премирование, различные льготы и
выплаты, социально-бытовые услуги, продолжительность дополнительных отпусков
и т.п. - устанавливается предприятием, организацией самостоятельно, исходя
из имеющихся ресурсов и возможности профсоюзной организации достичь в переговорах
с администрацией желаемых результатов. Поэтому судьба наемных работников -
занятость, условия труда, благосостояние и т.п. - во многом зависит от того,
насколько полно профсоюзная организация, ее профсоюзный комитет (профком)
в состоянии реализовать свои права.
В этой связи нельзя не отметить, что права первичных профсоюзных организаций
во всем их спектре распространяются на них независимо от форм собственности
и организационно-правовых форм предприятий, организаций, на которых (в которых)
эти организации осуществляют свою деятельность, - государственное унитарное
предприятие, частное акционерное общество, производственный кооператив и т.д.
В то же время для первичных профсоюзных организаций, их профкомов, действующих
на таких предприятиях, в организациях, складываются в каждом отдельно взятом
случае свои, особые условия работы.

Условия и содержание работы первичной профсоюзной организации

Характеризуя в общем виде условия, в зависимости от которых профсоюзные
организации определяют направление, формы и методы своей работы, целесообразно
сравнить их сначала с теми, которые были при административно-командной системе
управления народным хозяйством. Такое сравнение поможет нам полнее понять
смысл происшедших изменений в условиях работы первичной профсоюзной организации,
ее профкома и на этой основе сделать определенные выводы о необходимости трансформации
их деятельности применительно к новым жизненным реалиям, в том числе в условиях
акционерного общества.
1. Раньше профсоюзы были составной частью управленческой триады - партия,
государство, профсоюзы. Теперь они этого статуса и роли лишены. Они стали
независимой общественной организацией, и к тому же не единой: возникли параллельные
профсоюзы, между которыми началась конкурентная борьба за право представлять
интересы лиц наемного труда.
2. Раньше профком, так же как и профсоюзы в целом, практически не зависел
от того, нужен ли он трудящимся, хотят они или нет, чтобы он представлял их
интересы. Поэтому он находился как бы над коллективом, имея в качестве опоры
законодательно закрепленный статус, права и полномочия и к тому же поддержку
партийной организации и администрации, входя в так называемый треугольник.
3. В общем и целом функция профкома заключалась в том, что он старался
исполнить роль гаранта при защите перед администрацией уже централизованно
установленных прав работников - в вопросах увольнения (чего трудящиеся в массе
своей не очень боялись), правильности применения правил нормирования, оплаты,
условий труда, предоставления различных льгот и т.д.
Профком был также распределителем различного рода материальных благ -
от путевки в пионерский лагерь до квартиры и садового участка включительно,
- поддерживая в этом деле известный порядок. Всем известна роль профкома в
качестве организатора воспитательной, культурно-массовой, спортивной, оздоровительной
работы и т.п.
К тому же он выполнял совсем несвойственную профсоюзам работу, за что
пользовался особой поддержкой администрации и партийной организации: ориентировал
трудовой коллектив на сотрудничество с администрацией в деле решения различного
рода производственных задач, обеспечения выполнения плановых заданий.
4. Выполняя свои защитные и прочие функции, профком в то же время даже
не мог ставить вопрос о повышении централизованно регламентируемых ставок
заработной платы, других выплат и льгот трудящимся. Его права и полномочия
были строго регламентированы и в вопросах ограничения интенсификации труда,
о чем свидетельствовали периодические кампании по пересмотру норм выработки
практически без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий.
В целом профком так и не стал гарантом соблюдения прав трудящихся, о
чем свидетельствовали нескончаемые массовые жалобы на произвол администрации
в различного рода вышестоящие организации, вплоть до центральных.
Отсюда - и сложившийся на протяжении ряда десятилетий в глазах работников
образ профкома как органа, весьма ограниченного в своих правах и возможностях,
находящегося под влиянием администрации, - органа, распределяющего то, что
уже заработано трудовым коллективом, причем не всегда справедливо, и к тому
же неспособного решить многие существенные проблемы людей, полностью представлять
и защищать их интересы. Вместе с тем они отдавали себе отчет в том, что возможности
администрации в выделении средств на социальные нужды весьма ограниченны,
но это не повышало авторитет профкома.
В настоящее время, как известно, с ликвидацией административно-командной
системы управления народным хозяйством положение профкома, профсоюзной организации
в целом коренным образом изменилось - прежний статус и положение на предприятии,
в организации утрачены полностью, тогда как позиции администрации изначительно
укрепились.
Укрепились потому, что самостоятельность предприятия, тем более частного,
его административная и хозяйственная независимость означают на деле зависимость
финансового благополучия и, соответственно, материального положения работников
от способности администрации должным образом осуществлять свою деятельность.
Работники это отчетливо понимают, что способствует значительному росту авторитета
администрации в их мнении, тогда как профсоюзной организации еще только предстоит
завоевать среди них авторитет.
Сделать это профсоюзной организации тем более сложно, потому что в акционерных
обществах, товариществах, производственных кооперативах теперь затруднены
прямые контакты профкома с их директорами. Между ними стоят общие собрания
собственников, советы директоров (наблюдательные советы), правления. Директора
получили возможность ссылаться на их обязательные для них решения, которые
нередко принимаются без учета интересов работников.
Если же вспомнить, что права профкомов в деле защиты работников при увольнении
по инициативе администрации весьма ограниченны, то становится очевидным снижение
активности работников при отстаивании своих социально-экономических, профессиональных
и иных прав и интересов и, соответственно, в открытой поддержке профкома в
его противостоянии с администрацией.
Соотношение сил, таким образом, резко изменилось в пользу директорского
корпуса. В этой связи стратегическая задача профкомов заключается в том, чтобы
преодолеть это неравенство, стать достаточно авторитетными оппонентами не
только директоров, но также собраний собственников, советов директоров, правлений
своих организаций.
Не драматизируя положение - традиции профсоюзного движения, поддержки
его работниками еще далеко не исчерпаны, - тем не менее можно утверждать,
что право на существование той или иной профсоюзной организации на предприятии,
независимо от его формы собственности и организационно-правовой формы, зависит
от того, сможет ли она быть нужной трудовому коллективу, сумеет ли завоевать
авторитет среди основной массы наемных работников, а значит, и администрации.
Такая задача облегчается тем обстоятельством, что работники стали понимать,
что жаловаться теперь, кроме суда и прокуратуры, практически некуда и, если
не станет профсоюзной организации, они останутся один на один с администрацией,
поскольку единственной объединяющей и консолидирующей их силой является именно
она.
Таким образом, взаимный интерес друг к другу существует, что и является
основой признания трудовым коллективом профкома в качестве представителя и
защитника его интересов перед администрацией. Указанный интерес (об этом будет
подробно сказано в последующих разделах настоящей главы) имеется и в тех организациях,
в частности в акционерных обществах, где лица наемного труда являются одновременно
их акционерами, пайщиками, членами.
В сложившейся ситуации первоочередная забота профкома заключается в том,
чтобы выработать свою тактику действий, имея в виду, что условия его деятельности
претерпели существенные изменения, произошло значительное смещение ее акцентов.
Перед ним возникли теперь новые, дополнительные задачи, решение которых на
деле означает защиту коренных, жизненно важных прав и интересов работников,
которую, кроме него, осуществить некому, - обеспечение занятости, благосостояния,
нормальных условий труда, создание условий для наименее болезненного вхождения
трудящихся в еще во многом непривычные для них рыночные отношения.
Новые сферы приложения усилий профкома в общем виде выглядят следующим
образом:
- сохранение своей роли в представлении и защите социально-экономических,
профессиональных и иных прав и интересов лиц наемного труда;
- сохранение эффективных и создание новых рабочих мест; недопущение снижения
жизненного уровня работников; сохранение различных льгот и преимуществ, выплат,
дотаций и т.д., получаемых ими от администрации по ранее действовавшим установлениям;
приведение зарплаты, других выплат в соответствие с ростом цен, их индексация.
В этих целях, в частности, контроль за финансовым состоянием предприятия (организации),
содействие администрации в предотвращении его банкротства;
- оказание помощи работникам в их адаптации к работе в рыночных условиях;
- установление деловых партнерских отношений с выразителями интересов
собственников организации - советом директоров и правлением;
- установление взаимовыгодных отношений со всеми работниками организации,
в том числе и с не являющимися членами профсоюза, используя в этих целях возможности
общего собрания (конференции) трудового коллектива, работников.
Все сказанное выше в полной мере относится и к деятельности профкомов
открытых и закрытых акционерных обществ, которая также находится в стадии
становления. Эта деятельность постепенно трансформируется применительно к
новым общественноэкономическим и политическим условиям страны. Традиционные
же виды деятельности профкомов, такие, например, как заключение коллективного
договора, в свою очередь претерпели существенные изменения.
В сложившейся ситуации члены профкомов акционерных обществ нуждаются
в информации об уже имеющемся опыте работы их коллег из других обществ, которые

<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>