<< Пред. стр.

стр. 47
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Если все-таки многие работники-акционеры не хотят быть членами профсоюза,
создать профсоюзную организацию, об этом следует подумать работникам, не являющимся
акционерами. В некоторых созданных частными предпринимателями обществах их
численность приближается к 100% всех наемных работников.
Что же касается закрытых акционерных обществ, созданных в результате
приватизации государственных и муниципальных предприятий, на которых первоначально
подавляющее большинство работников стало акционерами, то численность этих
акционеров по различным, вполне законным причинам неуклонно сокращается.
По нашим оценкам, на многих акционированных промышленных предприятиях
численность наемных работников, не являющихся акционерами, увеличилась за
три - четыре года до 50 - 60%. Практически все они, а также большинство работников-акционеров
нуждаются в том, чтобы их жизненные интересы защищала профсоюзная организация.

4. Финансовое состояние акционерного общества
и действия профкома

По масштабам и темпам акционирования Россия является бесспорным мировым
лидером. Высокие темпы и масштабы акционирования объясняются тем, что оно
носило в основном принудительный со стороны государства и преднамеренно поспешный
характер, что не могло не привести к негативным последствиям как для работников,
так и для самих вновь созданных акционерных обществ.
Многие предприятия, которые были акционированы принудительно, вопреки
воле их администрации, просоюзных комитетов, находятся в неблагоприятном экономическом
положении. Они не смогли приостановить падение объемов производства и жизненного
уровня своих работников.
Плохое финансовое состояние акционерного общества, тем более его банкротство,
несет его работникам безработицу, различного рода лишения, крушение жизненных
планов и надежд. Поэтому при первых признаках надвигающейся угрозы профком
обязан предпринять определенные меры по ее предотвращению. Для этого профкому
в первую очередь необходимо обладать информацией о финансовом состоянии общества
и, что также очень важно, знать причины тех или иных негативных явлений, способствующих
его ухудшению.
Есть еще одна причина, в силу которой профком нуждается в информации
о финансовых возможностях акционерного общества. Она ему необходима при ведении
коллективных договоров, во всех других случаях, когда он ставит перед администрацией
вопрос об улучшении материального положения работников. В то же время многочисленные
факты свитедельствуют о том, что администрация всячески продиводействует профкомам
в предоставлении им необходимой информации. Причины этого ясны.
В результате акционирования власть администрации была укреплена тем,
что она перешла в новое качество - в руки собственников, обладающих решающим
большинством голосов. Она сама себе устанавливает размеры заработной платы
и в то же время хочет получать дивиденды, тогда как наемные работники, в том
числе и "мелкие" акционеры, заботятся прежде всего о своей заработной плате,
иных выплатах по коллективному договору.
Таким образом, в стране было восстановлено то противоречие интересов,
которое можно назвать противоречием между трудом и капиталом. Администрации
стало выгодно утаивать от профкома данные о финансовом состоянии общества:
чем меньше он будет знать, тем меньше получат работники.
Нельзя также не учитывать то обстоятельство, что плохое финансовое положение
общества всячески скрывают от акционеров, чтобы они не выразили недоверие
администрации, а также коммерческих партнеров по рынку, поскольку это значительно
затруднит получение кредитов, еще больше дестабилизирует его состояние.
Информация о результатах производственно-хозяйственной деятельности общества,
его финансовом состоянии содержится в соответствующих служебных документах,
находящихся у администрации. Задача профкома заключается в том, чтобы получить
к ней доступ. При этом профкому часто приходится обосновывать перед администрацией
право на доступ к документам.
В этой связи профкому необходимо знать свои права и возможности в области
получения от администрации общества необходимой информации, предоставляемые
ему действующим законодательством. Для этого обратимся в первую очередь к
правам и гарантиям деятельности, предоставленным законодательством непосредственно
профсоюзам, в том числе и профсоюзным комитетам.
Согласно статье 17 Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности", для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы
вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей информацию по
социально-трудовым вопросам. Профсоюзные органы, в данном случае профком,
имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей
работодателей. Используя такое право, профком имеет возможность получать от
администрации полную информацию о занятости, уровне заработной платы различных
категорий работников, охране труда, социальных последствиях, в том числе и
ожидаемых, преобразования государственного (муниципального) предприятия в
акционерное общество.
Обсуждение полученных от администрации общества данных по социально-трудовым
вопросам совместно с ее представителями дает возможность оценить их достоверность
и получить разъяснения по вопросам, интересующим профком, в том числе и такому,
как финансовое состояние общества. Одновременно профкому могут стать известны
и перспективы дальнейшего развития общества, планы администрации, ее ожидаемые
действия по улучшению финансового состояния общества, его стабилизации и т.д.
Полученные в ходе обсуждения данные помогут профкому не только обосновать
свои действия в целях защиты интересов трудящихся, но и составить, может быть
и не в полной мере, представление о финансовом состоянии общества.
Большие, на наш взгляд, возможности в области получения и использования
профкомом в интересах трудящихся информации о финансовом состоянии акционерного
общества открываются при использовании положений статей 11 и 12 указанного
Закона о профсоюзах. Напомним читателям, что, согласно пункту 3 статьи 11,
системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок
(окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателем по согласованию
с профкомом и закрепляются коллективным договором, соглашением. Согласно же
пункту 2 статьи 12, ликвидация общества, его подразделений, изменение формы
собственности или его организационно-правовой формы, полное или частичное
приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение рабочих
мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного
уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения
с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюзов.
Естественно, что профком дает свое согласие на установление определенных
условий оплаты труда, сокращение численности занятых и т.д., только получив
исчерпывающую информацию о финансовом состоянии общества, убедившись в ее
достоверности, предложив на этой основе свои варианты решений, придя к определенному
компромиссу с администрацией.
Очень большие возможности не только в получении необходимой профкомам
информации о финансовом состоянии общества, но также в прямом влиянии на принятие
советом директоров и правлением выгодных для трудящихся, самого профкома решений
открываются положениями пункта 3 статьи 16 Закона.
Теперь профсоюзы (профком) по уполномочию работников вправе иметь своих
представителей в коллегиальных органах управления общества. Такое полномочие
необходимо реализовать, оформив его официально на одном из общих собраний
(конференций). Соответствующую запись необходимо также сделать в положении
о первичной профсоюзной организации. Вместе с тем не следует забывать о том,
что Законом РФ "Об акционерных обществах" участие представителей профсоюзного
органа в работе совета директоров (наблюдательного совета) и правления общества
не предусмотрено. Поэтому это участие не закреплено в уставах акционерных
обществ.
В то же время профкомы крайне заинтересованы в том, чтобы наиболее полно
использовать предоставленное им право. Однако по самым различным причинам
они часто не в состоянии это сделать, что негативно влияет на конечные результаты
их деятельности по защите прав и интересов работников.
Анализу этих причин и рекомендациям профкомам, как организовать работу
своих представителей, что для этого следует предпринять, из-за большого объема
материала посвящен особый раздел "О праве профкомов иметь своих представителей
в коллегиальных органах управления акционерного общества" настоящей главы.
Постановка вопроса о представителях профкома в настоящем разделе совершенно
не означает, что они обсуждают в совете директоров (наблюдательном совете)
и правлении общества только финансовые вопросы.
Согласно статье 6 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях",
работодатели обязаны вести переговоры по трудовым и социальным вопросам, предлагаемым
профсоюзами. Это право может быть использовано профкомом для выяснения финансового
состояния общества, что является обязательным условием для обоснования требований
профкома по установлению условий и оплаты труда, занятости, социальных гарантий
и др. В свою очередь администрация обосновывает свои обязательства, ссылаясь
на финансовое состояние общества, что вынуждает ее дать профкому соответствующую
информацию.
Согласно статье 17 этого Закона, при осуществлении контроля за выполнением
коллективного договора работодатель обязан предоставлять всю необходимую для
этого имеющуюся у него информацию, отчитываться о его выполнении на общем
собрании (конференции) трудового коллектива. Это установление также может
быть использовано профкомом для выяснения финансового состояния общества,
перспектив его деятельности.
Статья 27 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает
ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных
переговоров и осуществления контроля. Лица, представляющие работодателя, виновные
в этом, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере
до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.
Наиболее благоприятные возможности для получения профкомом информации
о финансовом состоянии общества будут созданы, если удастся записать такое
право в коллективном договоре. Основанием этого является статья 230 КЗоТ РФ,
согласно которой права соответствующего профсоюзного органа организации определяются
законодательством, уставом, коллективными договорами и соглашениями.
Сказанное выше распространяется на предприятия независимо от их формы
собственности. Что касается приватизируемых предприятий, то право на получение
профкомом информации о производственнохозяйственном и финансовом состоянии
будущего акционерного общества целесообразно отразить в проекте его устава.
Статья 91 Закона "Об акционерных обществах" "Предоставление обществом
информации акционерам" открывает перед профкомом широкие возможности, действуя
через акционеров общества, получать информацию о его финансовом состоянии.
Владение необходимой информацией в принципе дает профкому возможность
осуществлять контроль за финансовым состоянием общества, информировать о нем,
если администрация скрывает истинное положение дел, трудовой коллектив и акционеров.
Для того чтобы составить обоснованное, достоверное представление о финансовом
состоянии общества, следует проанализировать его полный баланс, финансовый
отчет, направляемые в налоговую инспекцию, банк.
Если по каким-либо причинам профком не может организовать проведение
аналитической работы силами сотрудников своего общества, ее целесообразно
поручить независимым специалистам.
При первых признаках серьезного ухудшения финансового состояния профком
вступает в переговоры с администрацией в целях выяснения ее позиции и намерений
по выводу общества из кризиса, способности стабилизировать положение. Если
профком останется не удовлетворен исходом переговоров или администрация от
них уклоняется, целесообразно заслушать ее на собрании (конференции) трудового
коллектива. В тех АО, где контрольный пакет акций не принадлежит трудовому
коллективу, внеочередное собрание может быть созвано по требованию акционера
(акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций
(ст.55 Закона "Об акционерных обществах").
На этих собраниях желательно выработать меры по выходу из кризиса. Администрация
обеспечивает их выполнение, а профком оказывает ей всемерное содействие: проводит
разъяснительную работу, способствует укреплению трудовой дисциплины, наведению
порядка на производстве. Желательно также, чтобы профком вступил в контакты
с профсоюзными организациями предприятийсмежников в целях ускорения поступления
от них платежей, поставок сырья и т.п.
Если же становится очевидной неспособность директора, других руководящих
работников обеспечить финансовую стабильность общества в силу их некомпетентности,
безответственности или становится известной их недобросовестность в распоряжении
имуществом и денежными средствами, речь должна идти об их освобождении от
должности.
В акционерном обществе вопрос о назначении (смещении) директора решается
на общем собрании акционеров. В тех открытых АО, где трудовой коллектив не
располагает контрольным пакетом акций, собрание акционеров при определенных
обстоятельствах может не поддержать предложение работников предприятия. Поэтому
профкому предстоит соответствующая разъяснительная работа, с тем чтобы все
акционеры поняли возможные последствия для общества принятых ими решений.
В высших интересах трудового коллектива профкому следует выступить инициатором
смены непригодных руководящих кадров, обратившись, в частности, в соответствии
со статьей 37 КЗоТ РФ к вышестоящему профсоюзному органу с предложением потребовать
у общего собрания акционеров расторжения контракта с директором.
Одновременно профком вынужден принять все возможные меры, чтобы дело
не дошло до обращения кредиторов в арбитражный суд о признании общества банкротом,
например, обратиться с просьбой о дотации в вышестоящую организацию, к местной
администрации, явно не заинтересованной в банкротстве общества, связанном
с этим росте численности безработных в регионе, недополучениим в местный бюджет
налогов, росте социальной напряженности; изучить возможность получение дополнительных
кредитов, если это позволит выправить положение, и т.п.
Если же принятые меры не увенчались успехом, целесообразно попытаться
урегулировать взаимоотношения с кредиторами во внесудебном порядке (ст.49
и 50 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий") таким образом,
чтобы сохранить общество, может быть, поступившись его частью. К участию в
переговорах целесообразно привлечь представителей местной администрации, вышестоящих
хозяйственных органов, профсоюзов, с тем чтобы за столом переговоров найти
взаимоприемлемое решение.
Желательным для трудового коллектива результатом внесудебной процедуры
могла бы быть договоренность с кредиторами или их частью об отсрочке и (или)
рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения
деятельности общества.
Если же во внесудебном порядке достигнуть соглашения с кредиторами не
удалось и в арбитражном суде возбуждено производство по делу о несостоятельности
(банкротстве) общества, можно использовать некоторые судебные процедуры.
Одной из таких процедур является мировое соглашение между обществом-должником
и его кредиторами (ст.39 - 43 Закона о банкротстве). Оно может быть заключено
на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Мировое соглашение может быть расторгнуто по соглашению сторон или по
решению арбитражного суда в случаях его невыполнения, продолжающегося ухудшения
финансового состояния обществадолжника, а также совершения им действий, наносящих
ущерб правам и законным интересам кредиторов. После расторжения соглашения
арбитражный суд возобновляет производство по делу о несостоятельности общества.
Как видно, после начала производства дела в арбитражном суде возможности
сохранения общества уменьшаются в связи с опасностью его ликвидации при нарушении
условий мирового соглашения, ростом обязательств должника перед кредиторами
в качестве платы за отсрочку выплаты долгов.
Есть еще одна процедура сохранения общества-должника его санация (финансовое
оздоровление), когда собственником этого общества, его кредиторами (кредитором)
или иными лицами оказывается - как правило, на определенных условиях финансовая
помощь в целях восстановления его платежеспособности (ст.13 Закона о банкротстве).
Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник общества-должника,
кредиторы, члены трудового коллектива этого общества.
В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд с согласия
собственника общества-должника и кредиторов объявляет конкурс желающих принять
участие в санации. Профсоюзному комитету в этом случае необходимо исходить
из того, что, если к моменту вынесения судом решения о проведении санации
собственник общества и члены трудового коллектива не воспользовались своим
преимущественным правом на участие в санации, конкурс объявляется в обязательном
порядке.
В тех случаях, когда санация прекращается, не имея положительного результата,
арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом)
и об открытии конкурсного производства по удовлетворению претензий кредиторов.
Если же платежеспособность общества восстановлена, это дает арбитражному суду
основание для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства
по делу о несостоятельности (банкротстве) общества. В других случаях трудовой
коллектив, его профсоюзная организация практически не имеют возможности влиять,
исходя из своих интересов, на выбор и проведение процедур, принимаемых к несостоятельным
обществамдолжникам.
Представитель трудового коллектива - а им может быть председатель или
член профкома, наделенный полномочиями общим собранием (конференцией) членов
трудового коллектива, - имеет право участвовать в рассмотрении дела о несостоятельности
общества, осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в
части, относящейся к обязательствам должника перед работниками общества, осуществлять
проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности (банкротства).
Роль представителя трудового коллектива, таким образом, сводится к тому, что
он получает информацию и имеет возможность изложить позицию трудового коллектива
по тем или иным вопросам.
Подводя итоги изложенного, целесообразно подчеркнуть, что в современных
условиях профсоюзные организации экономически слабых акционерных обществ вынуждены
акцентировать свое внимание на необходимости сохранения жизнедеятельности
предприятия и, следовательно, трудового коллектива. Это их первоочередная
задача. Сохранение, а затем и стабилизация финансового положения общества
будут оценкой всей защитной деятельности, которую взяла на себя профсоюзная
организация и которую некому больше выполнять.

5. Некоторые аспекты взаимодействия профкома
с администрацией акционерного общества

Быстро начнут восстанавливать производство те акционерные общества, которые
найдут крупных и надежных инвесторов, желающих стать их совладельцами. К ним
в первую очередь относятся предприятия топливно-энергетического комплекса,
металлургии, связи, пищевой и фармацевтической промышленности, строительства.
Другим акционерным обществам придется в основном рассчитывать на собственные
силы, тем более что государственная поддержка будет иметь весьма ограниченный
и выборочный характер. Поэтому весьма вероятна череда банкротств обществ,
которые самостоятельно не смогут обеспечить производство конкурентоспособной
продукции, что будет сопровождаться массовым высвобождением работников.
Для многих профсоюзных комитетов неизбежно возникнет вопрос: как они
могут способствовать успешному вхождению акционерного общества в рынок, следствием
чего будут сохранение рабочих мест и высокий уровень доходов работников?
Значительный рост числа приватизированных предприятий, производственно-хозяйственное
обособление государственных и муниципальных производств неизбежно ведут, и
уже привели, к развитию между ними конкурентной борьбы, что усугубляет и без
того их сложное экономическое положение. К сожалению, это осознается еще не
всеми профсоюзными работниками и администраторами. Работа в условиях конкурентной
борьбы означает более жесткие условия трудовой, хозяйственной и коммерческой
деятельности, к чему большинство работников еще не готово ни профессионально,
ни психологически.
Поэтому жизненно важно не просто преодолеть, но и изжить складывавшиеся
десятилетиями стереотипы мышления, поведения и работы. Такая задача чрезвычайно
трудна, однако те, кто не сможет ее решить, будут вынуждены покинуть свои
рабочие места, а акционерные общества, не выстоявшие в конкурентной борьбе,
неизбежно станут банкротами. Поскольку необходимость выработки нового отношения
к труду является на предприятии общей для всех задачей, наряду с выполнением
чисто защитной функции профсоюзная организация вынуждена теперь принять участие
в проводимом администрацией сплочении трудового коллектива для решения новых
проблем и преодоления связанных с этим трудностей.
Такие проблемы профсоюзные организации решали и раньше, организуя социалистическое
соревнование за наивысшую производительность труда, экономию сырья и материалов
и т.д. Если эта деятельность для профсоюзов раньше была обязанностью, поручением
в административно-командной системе, то теперь она жизненно необходима для
сохранения устойчивой работы коллектива в условиях экономического кризиса
и конкуренции, в целях сохранения рабочих мест и экономического благополучия
трудящихся.
В то же время выработать у людей новое отношение к труду возможно лишь
в процессе практической производственной деятельности, осуществляемой исходя
из требований рынка. Поэтому независимо от администрации профсоюзная организация
одна сделать это не в состоянии. Администрация организует работу, профсоюзная
организация, проводя разъяснительную работу, ей всемерно помогает. Главной
трудностью здесь является внедрение в сознание людей смысла новых условий,
в которых теперь функционирует предприятие, необходимости нового отношения
к труду. Кардинальное изменение экономических условий вынуждает администрацию
- и это вполне обоснованно - в корне изменить профессиональные требования
к рабочим и служащим, с чем не может не считаться профсоюзная организация,
поскольку она также заинтересована в обеспечении конкурентоспособности предприятия,
а значит, в сохранении рабочих мест, повышении благосостояния трудящихся.
В этом интересы профсоюзной организации и администрации совпадают.
Администрация отдает себе отчет в том, что сохранить предприятие возможно
при условии, если оно будет выпускать конкурентоспособную продукцию. Для этого
необходима рационализация производства - внедрение новой техники и технологии,
организация производства, труда, подготовка кадров и т.п. Без этого бесполезно
рассчитывать, что пакет акций общества, принадлежащий государству, будет куплен
крупными инвесторами, что даст ему средства на приобретение новых технологий
и развитие производства.
Что касается профсоюзной организации, то ее задача совместно с администрацией
искать и найти пути выхода общества из тяжелого финансового состояния, сориентировать
и вместе с тем мобилизовать трудовой коллектив на решение новых, более сложных
задач - выпуск конкурентоспособной продукции, повышение ее качества и дальнейшее
увеличение объемов производства.
В этих целях, во-первых, желательно проведение постоянной разъяснительной
работы в трудовом коллективе с привлечением профсоюзного актива и специалистов
о неизбежности перехода к более сложным видам трудовой деятельности, связанного
с внедрением новой техники и технологии, организацией производства и повышением
дисциплины труда.
Во-вторых, профсоюзная организация вынуждена проводить свою деятельность
исходя из того, что постоянно рационализировать производство - а именно так
теперь ставится задача - может только человек, обладающий высоким профессионализмом,
компетентный, ориентирующийся в работе предприятия в целом, а не только своего
участка.
Исходя из этого, следует всячески способствовать тому, чтобы каждому
работнику предоставлялась такая работа, при которой будут в полной мере развиты
его способности и потенциальные возможности, обеспечены высокие результаты
труда и соответствующая оплата. Должны быть созданы возможности для профессионального
роста, переквалификации, продвижения по службе, другие формы проявления личности
гражданина в процессе трудовой деятельности.
В этих целях администрация должна, в частности, дать профсоюзному комитету
гарантии, для чего может быть использован коллективный договор, по организации
переподготовки, переобучения, повышения квалификации, получения работниками
новых профессий для занятия вакантных и вновь открывающихся рабочих мест.
Что же касается мероприятий и действий администрации, поддерживаемых
профкомом, то, учитывая их актуальность для трудового коллектива, целесообразно
доводить на собраниях содержание принятых решений до трудящихся, чтобы они
четко понимали их значение для акционерного общества и для каждого из них.
В своей деятельности по защите интересов работников многие профкомы стремятся
также обеспечить их защиту на случай ухудшения финансового состояния общества,
его банкротства, связанной с этим потери ими работы.
Эти профкомы абсолютно правильно исходят из того, что рыночная экономика
- это экономика риска. Риск - одна из ее характерных черт - это решения и
практические действия, исход которых может быть с разной степенью вероятности
не таким, каким его ожидали, принимая решения, а, возможно, прямо противоположным.
В этой связи для рыночной экономики совершенно естественным является то обстоятельство,
что многие предприятия в результате неправильных решений, принимаемых их руководителями,
находятся в тяжелом финансовом состоянии, а некоторые из них становятся банкротами.
Для трудящихся это означает сокращение заработной платы, иных выплат
или даже потерю рабочих мест со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Таким образом, трудящиеся многих предприятий, независимо от их воли, находятся
постоянно в состоянии риска. Если учесть, что многие работники могут потерять
работу в связи с перепрофилированием предприятия, модернизацией производства,
сокращением его объемов и т.д. и т.п., то можно констатировать, что в частном
акционерном обществе работник очень часто рискует ее потерять.
Сама возможность оказаться в таком положении разжигает нездоровую конкуренцию
между работниками, ведет к интенсификации труда, нарушению техники безопасности,
трудового законодательства самими трудящимися независимо от того, состоятся
банкротство и увольнения или не состоятся. Заметим, что это происходит и в
тех регионах, где безработица еще не получила сколько-нибудь широкого распространения.
В этой связи одним из важных направлений деятельности профсоюзных органов,
особенно профкомов, становится организация эффективной защиты работников от
социальных рисков, порождаемых рыночной экономикой в масштабах как общества,
так и предприятия. К ней следует отнести, в частности, страхование социальных
рисков, связанных с вероятностью не только потери работы, но и несчастных
случаев, иных причин потери здоровья, что должно предусматриваться в соглашениях,
коллективном договоре, как это уже практикуется в некоторых акционерных обществах.

6. О праве профкома иметь своих представителей
в коллегиальных органах управления акционерного общества

Согласно статье 16.3 Закона Российской Федерации "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы по уполномочию работников
вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
Это правило действует уже два года, однако до сих пор имеют место случаи
ограничения прав профсоюзов со стороны советов директоров (наблюдательных
советов), правлений открытых и закрытых акционерных обществ на участие в их
работе, чему профкомы не могут противостоять, да и сами профкомы еще недостаточно
четко представляют себе, что конкретно должны делать их представители в этих
органах управления. В результате во многих обществах представители профкомов
еще не участвуют в работе их коллегиальных органов управления, что наносит
большой ущерб реализации интересов работников, авторитету профсоюзных организаций.
В связи с этим со стороны профкомов, да и самих акционерных обществ,
в различные инстанции поступают многочисленные просьбы дать ответы на интересующие
их вопросы, связанные с применением статьи 16.3 Закона о профсоюзах.
Учитывая актуальность темы, ниже приводятся ответы на наиболее существенные
и часто встречающиеся вопросы, что поможет профкомам реализовать свое право
эффективно влиять на принятие коллегиальными органами управления акционерными
обществами решений, касающихся защиты и реализации прав и интересов трудящихся.

1. Что такое коллегиальные органы управления, в организациях каких организационно-правовых
форм они существуют?
В соответствии с законодательством и уставами организаций коллегиальные
органы управления создаются в обществах с ограниченной ответственностью, акционерных
обществах (открытых и закрытых), производственных кооперативах - это советы

<< Пред. стр.

стр. 47
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>