<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

директоров (наблюдательные советы) и правления в акционерных обществах, правления
в обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах.
На унитарных предприятиях, т.е. таких, которые являются государственной или
муниципальной собственностью, коллегиальные органы управления, по общему правилу,
не создаются.
Коллегиальный орган управления в соответствии с законодательством и уставом
организации наделяется полномочиями самостоятельно принимать решения по определенному
кругу вопросов. Решения эти являются обязательными в данной организации. Они
принимаются путем голосования членов данного коллегиального органа простым
или квалифицированным большинством голосов.
Решения коллегиальных органов управления организацией решающим образом
влияют на разработку и проведение ее долговременной и текущей политики, определение
размеров фонда потребления, его распределение, установление численности работников,
принятие других важнейших решений в области социально-экономического положения
трудящихся. Поэтому профком крайне заинтересован в том, чтобы иметь в этих
органах управления своих представителей, способных влиять на принятие ими
решений, в которых заинтересованы работники, сам профком.

2. Требуется ли особое решение совета директоров (наблюдательного совета),
правления для допуска представителей профкома к участию в работе этих органов?
Нет, не требуется. Статьей 16.3 Закона Российской Федерации "О профсоюзах,
их правах и гарантиях деятельности" такое право профкомам уже предоставлено.
Это законодательная норма прямого действия. Тем не менее известны многочисленные
случаи, когда советы директоров (наблюдательные советы), правления обществ
своими решениями ограничивают права профкомов, не допуская их представителей
к участию в своей работе.
В этой связи заметим, что проблема признания права профкома иметь своих
представителей в коллегиальных органах управления не возникает в обществах
тех отраслей, в отраслевых тарифных соглашениях которых подтверждено такое
право профсоюзов, например в нефтяной и газовой отраслях промышленности, строительстве,
автомобильном, сельскохозяйственном машиностроении.
Отсюда следует, что при разработке в дальнейшем отраслевых тарифных соглашений
в других отраслях народного хозяйства целесообразно подтверждать в них право
профкомов иметь своих представителей в коллегиальных органах управления обществ,
с тем чтобы исключить какое-либо противодействие профкомам с их стороны. Наиболее
эффективное решение в целях защиты прав профкомов, исключающее какое-либо
противодействие им со стороны этих органов, было найдено в тех обществах,
уставами которых предусмотрено, что представители профкома в совете директоров
(наблюдательном совете), правлении наделяются всеми правами, принадлежащими
их членам.
Профкомы, права которых не подтверждены отраслевыми тарифными соглашениями,
уставами организаций, при отказе коллегиальных органов управления иметь в
своем составе их представителей вынуждены предпринимать соответствующие меры.
Они могут обратиться с жалобой на действия коллегиальных органов управления
непосредственно к собранию акционеров. Однако включить в повестку дня собрания
интересующий профком вопрос довольно сложно, да и до принятия соответствующего
решения может пройти много времени. К тому же решение собрания может быть
не в пользу профкома. Скорее всего, оно вообще откажется рассматривать включенный
в его повестку дня вопрос как не относящийся к его компетенции. Поэтому профкому
целесообразно обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру, суд по
месту нахождения организации. Возможно также, независимо от формы собственности
общества, обратиться с жалобой в органы местной власти, которая в состоянии,
как правило, воздействовать на нарушителей закона.

3. Что конкретно должен сделать профком, чтобы реализовать право иметь
своих представителей в коллегиальных органах управления акционерного общества?
Для этого в повестку дня очередного собрания (конференции) трудового
коллектива (В дальнейшем - собрание.) необходимо включить вопрос "Об уполномочии
профсоюзного комитета иметь своих представителей в совете директоров, правлении
общества". На собрании, сославшись на текст статьи 16.3 Закона РФ "О профсоюзах,
их правах и гарантиях деятельности", необходимо обосновать целесообразность
для профкома иметь своих представителей в коллегиальных органах управления:
- профком будет иметь возможность регулярно получать и доводить до сведения
трудового коллектива достоверную информацию по интересующим работников и профком
вопросам: о финансово-экономическом положении организации, перспективах ее
развития, намерениях коллегиальных органов управления, касающихся реализации
прав и интересов трудящихся, и т.д.;
- профком получает возможность целенаправленно влиять, опираясь на мнение
трудового коллектива, на членов совета директоров (наблюдательного совета),
правления с целью принятия ими выгодных для работников решений, предотвращать
при необходимости принятие ими решений, противоречащих интересам трудящихся.
При обсуждении вопроса и принятии собранием решения может возникнуть
дилемма: кто будет утверждать (назначать) представителей профкома в органах
управления - сам профком или собрание? Вопрос этот профкому следует рассмотреть
заранее и внести соответствующие предложения на собрании, тем более что по
конкретным кандидатурам на собрании могут высказываться мнения, расходящиеся
с мнением самого профкома.
Будет соответствовать положениям статьи 16.3 Закона о профсоюзах, интересам
трудящихся, профкома, если решение собрания ограничится предоставлением профкому
полномочий иметь его представителей в совете директоров (наблюдательном совете),
правлении. В этом случае профком получает возможность самостоятельно и по
своему усмотрению утверждать кандидатуры его представителей из числа достаточно
квалифицированных, опытных и верных ему лиц и мобильно при необходимости осуществлять
их замену.
Такое решение собранием вопроса неизбежно повысит авторитет профсоюзной
организации, профкома в глазах не только членов коллегиальных органов управления
общества, но и администрации, вынудит их более полно учитывать мнение профкома.
Со своей стороны профком получает возможность иметь именно своих, а не навязанных
вопреки его мнению представителей в совете директоров (наблюдательном совете),
правлении, получать от них вполне достоверную информацию, эффективно направлять
их работу, быть уверенным в том, что права и интересы работников, профкома
будут квалифицированно представлены и надежно защищены.
Вместе с тем профкому необходимо заранее определиться и быть готовым
защищать на собрании свою позицию по вопросу, будет ли избран (назначен) один
представитель и в совет директоров (наблюдательный совет), и в правление или
же в каждый из этих органов управления будет избрано по одному представителю.
В ряде акционерных обществ, где уже накоплен определенный опыт работы
представителей, избран один представитель. По мнению профкомов этих акционерных
обществ, лучше иметь одного представителя в обоих органах управления:
- он получает возможность самостоятельно, а не в изложении другого лица
узнать все ему необходимое о содержании работы как совета директоров (наблюдательного
совета), так и правления, составить о нем мнение на основе собственных наблюдений;
- он имеет возможность проконтролировать и прокомментировать прохождение
через эти органы управления одних и тех же вопросов, сопоставить их позиции,
проанализировать решения; на основе обобщения этих позиций и решений дать
профкому обоснованные, единые рекомендации по конкретным вопросам защиты прав
и интересов работников, самого профкома.
Позиция профкомов акционерных обществ, имеющих одного представителя в
коллегиальных органах их управления, на наш взгляд, достаточно убедительна.
Однако не следует забывать о том, что различные общества значительно отличаются
друг от друга, имеют каждое свои особенности, в том числе и такие, как объем
работы, выполняемый коллегиальными органами управления, характер их взаимоотношений
с профкомами, степень удовлетворения материальных и социальных потребностей
работников и т.д.
Исходя из этих особенностей обществ и следует решать вопрос о количестве
представителей профкома в их коллегиальных органах управления, тем более что
статья 16.3 Закона о профсоюзах не делает в этой части каких-либо ограничений.
Данный вопрос должен решаться по усмотрению профкома и собрания. На наш взгляд,
исходя из вышеприведенных соображений, целесообразно, чтобы собрание делегировало
решение этого вопроса профкому.
Решение собрания об уполномочии профкома иметь своих представителей в
коллегиальных органах управления общества целесообразно изложить применительно
к тексту статьи 16.3 Закона о профсоюзах, с тем чтобы в дальнейшем исключить
какуюлибо возможность его различного толкования со стороны этих органов. Например:

Общее собрание (конференция) трудового коллектива___________________
_________________________________________________________________________
(наименование общества)
уполномочивает профсоюзный комитет_______________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование профсоюзной организации)
в соответствии со статьей 16.3 Закона РФ "О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности" иметь своего представителя
(представителей) в совете директоров и
правлении_______________________________________________________________.
(наименование общества)
Количество этих представителей определяется профсоюзным комитетом, который
по своему усмотрению выбирает кандидатуры представителя (представителей) и
производит их назначение.
Профсоюзный комитет или по его поручению представитель (представители)
дважды в год информируют общее собрание (конференцию) трудового коллектива
о своей деятельности в совете директоров (наблюдательном совете) и правлении.
Заметим, что в статье 16.3 Закона о профсоюзах ничего не говорится о
подотчетности профкома, его представителей собранию. Однако трудовой коллектив,
предоставляя профкому определенные полномочия по защите своих интересов, вправе
быть информированным о его деятельности. Поэтому соответствующую запись о
подотчетности профкома собранию в его решении целесообразно сделать.
Профком, получив от собрания полномочия иметь своего представителя (представителей)
в совете директоров (наблюдательном совете) и правлении общества, должен проявить
инициативу и довести принятое собранием решение до сведения их представителей,
а также договориться с ними о порядке участия представителя (представителей)
профкома в работе этих органов. Представители профкома могут стать в дальнейшем
членами совета директоров (наблюдательного совета), правления общества, но
для этого необходимо, чтобы они были избраны в эти органы общим собранием
собственников.

4. Каковы формы работы представителя профкома в совете директоров (наблюдательном
совете), правлении?
Для успешного достижения своей цели - эффективной защиты прав и интересов
работников - представителю профкома необходимо установить с членами соответствующего
органа управления нормальные, деловые отношения, что позволит ему получить
от них необходимую профкому информацию о финансово-экономическом положении
общества, перспективах развития, состоянии занятости работников и т.д. Для
этого желательно, в частности, чтобы представитель профкома перед заседанием
соответствующего органа получал материалы о повестке дня заседания, заблаговременно
рассылаемые его членам.
Все это поможет представителю профкома своевременно и убедительно, со
знанием дела излагать позицию профкома на заседаниях членов коллегиальных
органов управления общества, определенным образом влиять на принятие ими решений.
При этом желательно, чтобы представитель профкома не вмешивался по собственной
инициативе в обсуждение вопросов, непосредственно не касающихся интересов
работников, профкома.
В противном случае у членов совета директоров (наблюдательного совета),
правления может возникнуть к нему негативное отношение, что значительно осложнит
его работу. Представителю профкома необходимо учитывать, что основным средством
его влияния на принятие органом управления решения в пользу трудящихся, профкома
является убеждение своих оппонентов, умение обосновать перед ними правильность
позиции профкома в интересах реализации интересов трудящихся.
Совет директоров (наблюдательный совет), правление не всегда будут принимать
предложения представителя профкома. Но тогда он должен выразить особое мнение
по такому решению, потребовать, чтобы его особое мнение было внесено в протокол
заседания.
Со своей стороны профком, имея своего представителя в органах управления
общества и располагая соответствующей информацией, не должен оставлять без
внимания их решения, ущемляющие права и интересы работников, самого профкома.
Профком вправе после получения такого решения органа управления общества
вступить с ним в переговоры в соответствии со статьей 13 Закона о профсоюзах,
потребовав отмены решения или же принятия иного решения, такого, которое устраивало
бы трудящихся, профком.
Возможен и несколько иной вариант реакции профкома на принятие органом
управления решения, ущемляющего права и интересы работников, профкома. Первоначально
профком обращается к собранию трудового коллектива, информируя его о принятом
органом управления решении и внося свои предложения о характере требований,
которые собрание должно поручить профкому отстаивать в совете директоров (наблюдательном
совете), правлении. Заручившись поддержкой собрания, получив от него определенные
полномочия, профком вступает в переговоры, опираясь на мнение и авторитет
всего трудового коллектива, а не только на свой собственный, что значительно
усиливает его позиции в процессе этих переговоров.
Учитывая сложность и значимость для работников, профсоюзной организации
деятельности представителей профкома в совете директоров (наблюдательном совете),
правлении, профкому необходимо постоянно оказывать им поддержку - инструктировать,
разъяснять позиции трудового коллектива, профкома по тем или иным вопросам,
подробно обосновывать предложения, которые представители профкома должны вносить
от его имени. При рассмотрении в органах управления сложных правовых, экономических,
социальных и иных вопросов в помощь представителям профкома желательно привлекать
экспертов и консультантов.
Известны многочисленные случаи, когда профкомы не решаются иметь своих
представителей в советах директоров (наблюдательных советах), правлениях обществ,
обосновывая свою нерешительность следующими соображениями. Во-первых, они
опасаются, что их представители будут не в состоянии достаточно результативно,
с точки зрения работников, представлять их интересы. Во-вторых, их представители
неизбежно будут принимать участие в обсуждении предложений администрации,
решения по которым будут противоречить интересам работников. Таким образом,
принятие органом управления решений, противоречащих интересам работников,
так или иначе, но будет связано с именем профкома, его представителей, что
значительно понизит их авторитет в глазах не только трудящихся, но и администрации,
членов органов управления.
С этой точкой зрения, основанной лишь на предположениях, соглашаться,
по нашему мнению, не следует, поскольку опыт работы профкомов, уже имеющих
своих представителей в коллегиальных органах управления организаций, ее опровергает.
Да, у лиц, впервые назначенных представителями профкома, может быть,
еще и нет соответствующего опыта, умения активно влиять на принятие выгодных
для работников решений. Однако этот опыт может быть накоплен только в процессе
работы. Поэтому данную работу надо начинать. То же касается лиц, имеющих опыт
профсоюзной деятельности; они практически сразу включаются в работу, действуют
вполне квалифицированно и результативно.
Имеющаяся довольно обширная практика работы профкомов, их представителей
в коллегиальных органах управления организаций свидетельствует о том, что
не следует остерегаться вносить предложения, которые, вероятно, не будут приняты
советом директоров (наблюдательным советом), правлением из-за боязни прослыть
в глазах работников лицами, не способными отстоять их интересы в этих органах,
а значит, непригодными к защите интересов работников вообще.
Точно так же не следует избегать, уклоняться от обсуждения вопросов,
решения по которым будут носить явно непопулярный в глазах трудящихся характер.
В подобных случаях представителю профкома на заседании соответствующего органа
управления необходимо обосновать свое отрицательное отношение к готовящемуся
решению, потребовать занесения своего особого мнения в протокол заседания.
Со своей стороны профком, как было показано выше, вступит с органом, принявшим
решение, в переговоры, потребовав отмены решения. Четкая и ясная для трудящихся
позиция профкома, его представителя, разъяснение ими того, какие меры они
приняли, чтобы подобное решение не состоялось, будут понятны работникам и
никак не отразятся на их отношении к профкому, его представителю.
Если все же профком не решится иметь своих представителей в коллегиальных
органах управления организаций, это будет иметь весьма негативные последствия
для всего трудового коллектива, самого профкома в его работе по защите интересов
работников.
Так, не участвуя через своего представителя в работе совета директоров
(наблюдательного совета) акционерного общества, профком не будет иметь возможности
поддерживать постоянный рабочий контакт с собственниками и представителями
собственников общества, тогда как иной законной возможности установить такой
контакт не существует.
Именно собственники общества, их представители в совете директоров (наблюдательном
совете) вправе принимать и принимают решения, так или иначе существенно затрагивающие
интересы работников, к тому же обязательные для исполнительного органа общества,
правления, а также генерального директора общества постоянного контрагента
профкома при проведении переговоров по трудовым, экономическим, социальным
и иным вопросам, а также при заключении коллективного договора. Таким образом,
профком крайне заинтересован в том, чтобы иметь возможность влиять определенным
образом на решения, принимаемые советом директоров (наблюдательным советом)
акционерного общества.
Точно так же профком заинтересован иметь своего представителя в правлении
- исполнительном органе акционерного общества, который под руководством генерального
директора часто подготавливает проекты решений общих собраний своих членов
и совета директоров (наблюдательного совета). Осуществляя руководство текущей
деятельностью общества, правление определенным, часто решающим образом влияет
на распределение чистой прибыли, на фонды накопления и потребления, разработку
систем, размеров оплаты труда, других видов доходов работников, определение
позиции генерального директора общества при заключении коллективного договора,
а также на принятие многих других решений, в которых заинтересованы работники,
профком.
Таким образом, профком, имеющий своих представителей в коллегиальных
органах управления общества, участвующих в их работе, принятии решений, обладает
явным преимуществом перед профкомом, таких представителей не имеющим. В то
же время профком, изолированный от участия в работе этих органов, вступая
в переговоры с администрацией, не будет обладать необходимой ему информацией
о финансовых возможностях организации, перспективах ее развития, планах руководства
и т.п., что значительно сузит его возможности по защите интересов работников.
К тому же, не реализуя предоставленные ему Законом о профсоюзах возможности
значительно расширить свои права по защите интересов работников, такой профком
вызовет непонимание его позиции со стороны трудового коллектива, членов профсоюза.
Что же касается мнения членов совета директоров (наблюдательного совета),
правления общества, его администрации, то в их глазах профком может выглядеть
органом не очень заинтересованным, что приведет к ослаблению его авторитета
при проведении переговоров с администрацией.
Все изложенное дает основания утверждать, что профкомам, еще не реализовавшим
право иметь своих представителей в коллегиальных органах управления обществами,
необходимо преодолеть свои сомнения и нерешительность: принять соответствующее
решение, получить от общего собрания трудового коллектива необходимые полномочия,
организовать работу своих представителей в совете директоров (наблюдательном
совете), правлении.

5. В обсуждении каких вопросов принимает участие представитель профкома
в коллегиальных органах управления общества?
Фактически он может принимать участие в обсуждении любых вопросов, если
его мнение будет востребовано, однако, по нашему мнению, делать этого не следует,
поскольку это может отвлечь его от рассмотрения в совете, правлении актуальных
для работников, профсоюзной организации проблем. К тому же члены органа управления
общества иногда могут быть заинтересованы в том, чтобы сослаться на поддержку
тех или иных их непопулярных в трудовом коллективе решений, не относящихся
в принципе к компетенции профкома, его представителя, но тем не менее одобренных
ими.
В принципе круг вопросов, в обсуждении которых должен принимать участие
представитель профкома, зависит от того, какое решение примет собрание. Если
оно просто уполномочит профком иметь своих представителей в органах управления
организацией, то его представитель каждый раз будет инициировать рассмотрение
того или иного вопроса как бы от своего имени, что может вызвать неприятие
со стороны членов совета, правления, которые могут подвергнуть сомнению правомерность
постановки многих вопросов.
В этой связи целесообразно, чтобы собрание уполномочило профком, его
представителей вносить в совет, правление определенный круг вопросов и участвовать
в их рассмотрении.
Во-первых, будучи уполномоченными собранием, представители профкома должны
защищать основные права, предоставленные законодательством трудовым коллективам
(работникам).
Во-вторых, исходя из интересов работников, профсоюзной организации, представители
профкома должны стать защитниками прав, закрепленных законодательством за
профоюзами.
Исходя из изложенного, решение собрания может быть изложено в следующей
редакции:
"Представители профсоюзного комитета представляют в совете директоров
(наблюдательном совете), правлении права, предоставленные законодательством
трудовому коллективу (работникам) и профсоюзам".

6. Следует ли в устав общества внести запись о праве профкома иметь своих
представителей в его коллегиальных органах управления?
Да, такую запись в уставе организации целесообразно сделать для того,
чтобы исключить возможность ограничения этого важнейшего права профкома. Текст
соответствующей статьи устава может быть изложен примерно в следующей редакции:
"Профком по уполномочию работников вправе иметь (имеет) своих представителей
в совете директоров (наблюдательном совете) и правлении общества. Представители
профкома представляют в этих органах управления права, предусмотренные законодательством
для трудовых коллективов (работников) и профсоюзов".

7. Профком и общее собрание (конференция) трудового коллектива
В связи с постоянно возрастающей необходимостью для трудящихся, не только
членов профсоюзов, защищать свои права непосредственно по месту работы в последнее
время наблюдается реанимация интереса к проведению общих собраний трудового
коллектива. Этот интерес проявляется и среди наемных работников именно акционерных
обществ.
В акционерном обществе профсоюзной организации в той или иной степени
противостоят сразу три органа управления, защищающие интересы собственников.
Ими являются высший орган управления акционерного общества - общее собрание
акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и, наконец, исполнительный
орган - генеральный директор или генеральный директор и правление. Все эти
органы управления в пределах своей компетенции принимают решения, так или
иначе, часто решающим образом, влияющие на социально-экономическое положение
работников. В таких условиях даже активно действующему профкому, особенно
там, где число членов профсоюза незначительно, чрезвычайно трудно, нередко
невозможно достичь во взаимоотношениях с администрацией желаемых результатов.
Решения же профсоюзных собраний также часто не дают должных результатов.
Поэтому профком в своих взаимоотношениях с администрацией общества крайне
нуждается в активной и консолидированной поддержке всеми работниками общества
- его трудовым коллективом.
В сложившейся ситуации многие профкомы акционерных обществ проявляют
активный интерес к различным вопросам, относящимся к проведению общего собрания
(конференции) трудового коллектива (В дальнейшем - собрание.): решение каких
вопросов относится к его компетенции, какими законодательными актами оно регламентируется,
кто организует проведение собрания и т.д.
Это свидетельствует о возросшем значении в глазах профкомов собраний
для решения актуальных для работников вопросов, а также о заинтересованности
самих профкомов в их поддержке при проведении переговоров с администрацией,
в повседневной деятельности профсоюзных организаций. Действительно, одно дело,
когда профком самостоятельно, как бы от своего имени представляет интересы
работников, и совсем другое, когда профком опирается на требования трудящихся,
зафиксированные в решении их собрания.
Потребность не только в оживлении работы собраний, но и в превращении
этой работы в постоянно действующее и эффективное средство выражения интересов
работников и воздействия на администрацию, собственников предприятий становится
все более очевидной и для самих трудящихся, материальное и социальное положение
которых продолжает ухудшаться.
В то же время законодательство отдает решение целого ряда весьма актуальных
для трудящихся вопросов собранию. Говоря другими словами, есть совершенно
определенный круг вопросов, решение которых отнесено к компетенции собрания.
Не решив эти вопросы, не защитив тем самым права и интересы работников, трудовой
коллектив предоставляет администрации, собственникам общества полную свободу
действий в предъявлении к ним произвольных требований, нарушении их прав и
интересов. В этой связи первоочередным является вопрос о содержании полномочий,
прав общего собрания (конференции) трудового коллектива. К ним относятся:
1. В соответствии с КЗоТ РФ:
- принятие решений по реализации полномочий трудового коллектива,
предоставленных ему согласно статье 235 31
- утверждение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии,
в учреждении, организации согласно статье 130;
- избрание комиссии по трудовым спорам согласно статье 203;
- установление совместно с администрацией и соответствующим выборным
профсоюзным органом за счет собственных средств предприятия, учреждения, организации
дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых
льгот для работников согласно статье 5.
2. В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях"
общее собрание (конференция) работников организации (т.е. трудового коллектива)
вправе:
- принимать решение о необходимости заключения коллективного договора
согласно статье 10;
- избирать органы общественной самодеятельности и уполномочивать их представлять
интересы работников (трудового коллектива) при коллективных переговорах и
заключении коллективного договора согласно статье 2;
- обсуждать в подразделениях и утверждать проект единого коллективного
договора, согласно статье 12;
- ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, заслушивать
отчеты сторон, подписавших коллективный договор согласно статье 17.
3. В соответствии с Законом РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых
споров" общее собрание вправе:
- образовывать органы общественной самодеятельности и уполномочивать
их на представительство интересов работников (трудового коллектива) при разрешении
коллективных трудовых споров согласно статье 2;
- выдвигать требования к работодателю (работодателям) по поводу установления
и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения
и выполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам
согласно статьям 2 и 3;
- принимать решения об объявлении забастовки согласно статье 14 32

<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>