<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Информация о товаре (услуге) особенно важна для определения его доброкачественности
или наличия недостатков в тех случаях, когда договором условие о качестве
не предусмотрено.
Общие требования к качеству туруслуг установлены ГОСТ Р5069-94, введенным
в действие с 1 января 1995 года. Этот стандарт устанавливает обязательные
и рекомендуемые требования к качеству туристских услуг. К обязательным относятся
требования, обеспечивающие безопасность услуг для жизни и здоровья туриста,
сохранность его имущества и окружающей среды. Рекомендуемые требования могут
быть основой для разработки и включения в договор с туристом условий о качестве
услуг и обслуживания.
Согласно п.4.3 указанного ГОСТа, рекомендуемые требования к туристским
услугам, включая условия обслуживания, должны соответствовать требованиям,
предусматривающим дополнительные удобства для потребителей, привлекательность
и престижность услуг.
К рекомендуемым требованиям, предъявляемым к туристским услугам и условиям
обслуживания, относятся:
- соответствие назначению;
- точность и своевременность исполнения;
- комплексность;
- этичность обслуживающего персонала;
- комфортность;
- эстетичность;
- эргономичность.
Для определения качества гостиниц (мотелей) разработан специальный стандарт
ГОСТ Р50645-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц",
введенный в действие с 1 июля 1994 года. Гостиницы в зависимости от минимального
уровня материально-технического обеспечения, номенклатуры и качества предоставляемых
услуг, уровня обслуживания разделяются на категории, обозначаемые звездочками
от одной до пяти (мотели - от одной до четырех). Чем больше звездочек, тем
выше категория.
В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" Постановлением
Правительства РФ от 25 апреля 1997 года N 490 утверждены Правила предоставления
гостиничных услуг в РФ, а Постановлением от 15 августа 1997 года N 1036 -
Правила оказания услуг общественного питания.
Указанные акты, имеющие прямое отношение к туризму, определяют порядок
предоставления, обязанности и ответственность исполнителей за предоставление
соответствующих услуг, конкретизируя нормы законодательства.
Для определения требований к качеству туристских услуг важное значение
имеют технические документы, предусмотренные ГОСТ Р50681-94, введенным в действие
с 1 января 1995 года: технологическая карта путешествия, информационный листок
к путевке, паспорт трассы похода и др. (см. комментарий к ст.5 Закона).
Закон "О защите прав потребителей" дает понятие существенного недостатка.
Существенный недостаток услуги - это такой недостаток, который делает невозможным
или недопуститмым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением,
либо который не может быть устранен, либо который проявляется после устранения,
либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого
потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать
при заключении договора.
На понятие "существенный недостаток" распространяются все характеристики,
данные Законом "О защите прав потребителей" в понятии "недостаток". Это означает,
что для признания недостатка существенным прежде всего необходимо наличие
недостатка, т.е. несоответствия услуги стандарту, условиям договора или обычно
предъявляемым требованиям к качеству. Существенный характер недостатку придают
особые последствия, возникающие в результате его обнаружения в услуге. Эти
последствия, изложенные в понятии "существенный недостаток", проявляются в
трех областях: технической (невозможность или недопустимость использования,
невозможность устранения), финансовой (большие затраты на устранение недостатка)
и договорной (существенное нарушение условий договора).
Под невозможностью использования услуги в соответствии с ее целевым назначением
следует понимать наличие такого недостатка, который искажает цель путешествия;
определение недостатка как существенного по этому критерию зависит от конкретных
обстоятельств.
Под недопустимостью использования туруслуги следует понимать наличие
такого недостатка, который делает это использование опасным для жизни, здоровья
и имущества людей и окружающей среды. Подобные недостатки обычно возникают
при нарушении требований стандартов и технической документации по обеспечению
безопасности услуг.
Недостаток также становится существенным, если он не может быть устранен
или появился вновь после устранения, например замена отеля, транспортных средств
и т.п.
Статьей 475 ГК, которая может быть применена к услугам в соответствии
со ст.739 ГК, к существенным недостаткам отнесены, в частности, такие, которые
не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени. В случае
спора вопрос должен решаться судом.
Существенным недостатком также является такой недостаток, вследствие
которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе
рассчитывать при заключении договора. Этот признак отсутствовал в старой редакции
Закона "О защите прав потребителей".
Анализируя эту формулировку, можно заключить, что, поскольку речь идет
о недостатке услуги в связи с заключением договора, это может быть квалифицировано
как существенное нарушение условий договора о качестве услуги. Статья 450
ГК определяет, что существенным признается нарушение договора одной из сторон,
которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени
лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В данном случае под тем, чего лишается потребитель, можно понимать такое
нарушение требований к качеству услуги, предусмотренных договором, которое,
по существу, меняет предмет договора, т.е. характер услуги с точки зрения
ее основных потребительских свойств.
Как было отмечено, среди критериев недостатка отсутствует такой критерий,
как несоответствие услуги информации о ней. Это объясняется исключением из
определения понятия качества услуги этого критерия в последней редакции Закона
"О защите прав потребителей". Представляется, что такое решение неправильно.
Следует подчеркнуть, что Закон в определенной степении исправляет этот недостаток,
придав письменной информации о туре значение существенного условия договора
и критерия качества, что следует отнести к его достоинствам (ст.10). Практически
к существенным недостаткам туруслуги могут быть отнесены несогласованная замена
цели путешествия, изменение его программы, времени начала тура и тому подобные
недостатки, нарушение установленных правил безопасности. В принципе к туруслугам
применимы все упомянутые в определении характеристики существенного недостатка,
разумеется, с учетом специфики услуги.
При нарушении качества услуги (обнаружении отдельных недостатков) потребитель,
в соответствии со ст.29 Закона "О защите прав потребителей", вправе по своему
выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков с одновременным
уменьшением цены; уменьшения цены (как самостоятельного требования); возмещения
расходов по самостоятельному устранению недостатков (например, переселение
в гостиницу соответствующей договору категории). Потребитель вправе также
в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения
убытков, если в срок, установленный договором, недостатки не были устранены.
При обнаружении существенных недостатков или иных существенных нарушений договора
он может быть расторгнут без каких-либо предварительных условий. Указанные
требования могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии
услуги (в ходе ее оказания). Понятие скрытых недостатков, которые невозможно
обнаружить в указанный период, в силу специфики туруслуг вряд ли может быть
к ним применено.
Таким образом, Закон "О защите прав потребителей" устанавливает три основания
для расторжения договора потребителем: неустранение недостатков в установленный
срок, обнаружение существенных недостатков услуги, обнаружение иных существенных
отступлений от условий договора. Согласно ст.30 Закона "О защите прав потребителей",
недостатки услуги должны быть устранены в разумный срок, назначенный туристом
в пределах срока путешествия. Требование о разумности срока означает, что
его неразумность, в случае спора, должна быть доказана турфирмой.
Право на расторжение договора и на требование о возмещении убытков возникает
у туриста независимо от того, в каком порядке этот срок был определен: назначен
потребителем или установлен соглашением сторон. Следует обратить внимание,
что в указанных случаях договор считается расторгнутым по одностороннему заявлению
потребителя, тогда как о возмещении убытков может быть заявлено требование
исполнителю.
Как видно из смысла Закона "О защите прав потребителей", в отличие от
договора купли-продажи для расторжения договора о работе (услуге) в связи
с обнаружением недостатка необходимо, чтобы он был существенным. Если он таковым
не является, то могут быть заявлены другие требования, предусмотренные п.1
ст.29 этого Закона.
В ГК установлены правила приемки заказчиком результата работы, выполненной
по договору подряда. Этот порядок распространяется на отношения по договору
бытового подряда и в принципе на договор возмездного оказания услуг, поскольку
нормы ГК об этих договорах, так же как и Закона "О защите прав потребителей",
не регулируют упомянутый порядок. Статьей 720 ГК установлено, что заказчик
обязан немедленно заявить подрядчику о недостатках работы, обнаруженных при
приемке ее результата. Это заявление должно быть зафиксировано в специальном
акте или другом документе, удостоверяющем приемку, путем указания конкретных
недостатков или возможности последующего предъявления требований об их устранении.
Если это не сделано либо работа принята без проверки, заказчик не вправе ссылаться
на недостатки. Их наличие не может также устанавливаться свидетельскими показаниями.
3. Информация об исполнителе и о самой туристской услуге в силу ее специфики
и невозможности объективной оценки в период подготовки к путешествию имеет
решающее значение для заключения договора.
Право туриста на информацию регулируется комментируемым Законом и ст.8
- 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Статья 8 последнего предусматривает, что потребитель вправе потребовать
предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме
его работы и реализуемых им услугах.
Указанная выше информация в наглядной и доступной форме доводится до
сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами,
принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке,
а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации в соответствии
с законодательством субъектов РФ.
Закон не раскрывает содержания понятия "необходимая информация", и при
возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований,
имея в виду прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно,
должна быть включена информация, которая, в соответствии с законодательством,
является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права
требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность
соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности
может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или
общими нормами законодательства. Специфика доведения информации обычно определяется
в Правилах оказания различных услуг.
Согласно ст.9 Закона "О защите прав потребителей", исполнитель обязан
довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации,
место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Исполнитель размещает
указанную информацию на вывеске.
Исполнитель - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю
информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего
его органа.
Если вид (виды) деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензированию,
потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке
ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую
форму.
Согласно ст.10 Закона "О защите прав потребителей", исполнитель обязан
своевременно предоставлять необходимую информацию об услугах, обеспечивающую
возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы
доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Информация о туристских услугах в обязательном порядке должна содержать:
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должна соответствовать
услуга;
- сведения об основных потребительских параметрах путешествия, включая
транспорт, гостиницу, условия питания, экскурсии и др.;
- противопоказания для данного путешествия при определенных заболеваниях
у туриста;
- цену и порядок оплаты;
- правила безопасности;
- местонахождение турфирмы;
- информацию о сертификации услуги.
Указанная информация доводится до сведения туристов в технической документации
(см. комментарий к ст.5 Закона).
Информирование о сертификации осуществляется путем указания в технической
документации номера сертификата, срока его действия, органа, его выдавшего.
Согласно ГОСТ Р1.5-92 Государственной системы стандартизации Российской
Федерации, обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса -
ГОСТ Р, регистрационного номера и отделенных двух последних цифр года утверждения.
Это обозначение является базовым. Обозначения некоторых государственных стандартов
РФ имеет свою специфику.
Перед регистрационным номером стандарта, входящего в комплекс стандартов
"Туристско-экскурсионное обслуживание", ставится цифра 50 - номер, присвоенный
этому комплексу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года
N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений,
сертификации продукции и услуг" в системе Госстандарта РФ создан Федеральный
фонд стандартов, где хранятся все документы по стандартизации. Фонд оказывает
услуги по поиску необходимых стандартов. Информация о принятии, отмене, изменениях,
замене государственных стандартов публикуется Госстандартом РФ и Госстроем
РФ в ежемесячных и ежегодных информационных указателях "Государственные стандарты
Российской Федерации".
Все требования Закона "О защите прав потребителей" к обязательной информации
об услуге полностью распространяются на услуги, реализуемые индивидуальными
предпринимателями, так же как и на предусмотренные ст.12 Закона меры ответственности
за ненадлежащую информацию.
Особым видом информирования потребителя об услугах является реклама.
Без ознакомления с рекламой практически не совершается ни одна более или менее
значительная сделка. Отношения, возникающие в связи с производством, размещением
и распространением рекламы, регулируются Федеральным законом РФ "О рекламе",
вступившим в силу со дня официального опубликования 25 июля 1995 года. Этот
Закон распространяется на рекламу всех услуг, в том числе банковских, страховых
и иных, связанных с пользованием денежными средствами граждан. Закон "О рекламе"
определяет: основные понятия в этой области, в том числе понятие ненадлежащей
рекламы (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная и т.п.), субъектов
рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель,
потребитель рекламы); требования к рекламе, включая правила о рекламе услуг,
подлежащих обязательной сертификации (должна быть пометка "подлежит обязательной
сертификации"); особенности рекламы в различных средствах массовой информации
и особенности рекламы отдельных видов услуг; права и обязанности субъектов
рекламной деятельности; полномочия федерального антимонопольного органа по
государственному контролю в области рекламы; ответственность субъектов рекламной
деятельности.
Нормы Закона "О рекламе" об ответственности за ненадлежащую рекламу не
могут применяться к информации об услуге, доведенной до потребителя не путем
рекламы. Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматриваются в соответствии
с Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, утвержденным Приказом Государственного антимонопольного
комитета от 13 ноября 1995 года N 147.
Новым Уголовным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 1997 года,
предусмотрена ответственность за заведомо ложную рекламу (ст.182), т.е. за
использование в рекламе заведомо ложной информации относительно услуг, а также
их исполнителей, совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее
значительный ущерб.
На туристские услуги распространяется действие ст.36 Закона "О защите
прав потребителей", согласно которой исполнитель обязан своевременно информировать
потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства,
зависящие от потребителя, могут снизить качество оказываемой услуги.
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование
исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги
либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой
услуги, исполнитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать
полного возмещения убытков.
Правила ст.36 в принципе совпадают с требованиями ст.716 ГК, которая
может быть применена к договору об оказании туристских услуг. Согласно этой
статье, исполнитель обязан немедленно предупредить заказчика о наличии обстоятельств,
которые могут отрицательно повлиять на качество услуги, и до получения указаний
от него приостановить оказание услуги.
Если исполнитель не предупредил заказчика или продолжил оказание услуги,
он не вправе ссылаться на указанные обстоятельства в случае возникновения
между ними спора (п.2 ст.716 ГК). Это не лишает их права ссылаться на другие
доказательства в обоснование своих требований или возражений.
Статьей 12 Закона "О защите прав потребителей" установлена специальная
ответственность исполнителей услуг за ненадлежащую, недостоверную или недостаточно
полную информацию об услуге, а также об исполнителе.
Эта ответственность наступает при возникновении определенных последствий
ненадлежащей информации:
- приобретение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами.
В этом случае потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного
возмещения убытков;
- невозможность использования приобретенной услуги по назначению. В этом
случае потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий
срок надлежащей информации. Если в оговоренный срок информация не будет предоставлена,
потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;
- причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя. В этом случае
потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения вреда в порядке, предусмотренном
ст.14 упомянутого Закона.
Статья 12 предусматривает важное для потребителя правило: при рассмотрении
требований потребителя о возмещении убытков, причиненных из-за ненадлежащей
информации об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у
него специальных познаний о характере услуги.
Установленная ст.12 ответственность является гражданско-правовой ответственностью
исполнителя (турфирмы). Ответственность его работников за определенные правонарушения
регулируется трудовым, административным и уголовным законодательствами.
Под недостаточно полной информацией следует понимать отсутствие какого-либо
вида информации из перечня, установленного ст.9 и 10 Закона. Под недостоверной
информацией понимается несоответствие предоставленной информации фактическим
данным, показателям и т.п. Для наступления ответственности необходимо установление
причинной связи между предоставлением недостоверной или неполной информации
и последствиями, предусмотренными ст.12 Закона.
Под туристской услугой, не обладающей необходимыми туристу свойствами,
следует понимать несоответствие потребительских параметров любой из входящих
в тур услуг, их фактического качества, условий использования и т.п. предоставленной
информации, например более низкий класс транспортного средства, гостиницы,
условий питания, количества и характера экскурсий и т.п. Обладая достоверной
и полной информацией обо всех услугах, турист, может быть, не приобрел бы
такой тур вообще.
С юридической точки зрения в данном случае имеется заблуждение потребителя
относительно предмета договора по вине другой стороны. Договор расторгается
потребителем в одностороннем порядке и считается расторгнутым со дня получения
исполнителем (его представителем) обоснованного заявления об этом.
С этого момента турист утрачивает право на получение еще не использованных
услуг, входящих в тур, и приобретает право требовать полного возмещения убытков.
Невозможность использования оплаченной туристской услуги по назначению
может возникнуть, когда турист просил турфирму уточнить некоторые потребительские
свойства услуги, имеющие для него важное значение (например, наличие и условия
регулярного транспортного сообщения между отелем и пляжем, возможность диетического
питания, аренды автомобиля и т.д. и т.п.). Оплачивая тур и не получив полной
информации по какому-либо вопросу, турист вправе в письменном виде (в договоре
или другом документе) установить срок предоставления необходимой информации.
В случае если это требование не будет выполнено исполнителем, турист может
воспользоваться своим правом на расторжение договора и взыскание убытков.
Причинение вреда жизни и здоровью туриста в данном случае может наступить
из-за непредставления или неполного представления информации о климатических,
других природных особенностях путешествия, характере следования по маршруту,
наличии противопоказаний при определенных заболеваниях и т.п.
4. О праве туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда
см. комментарий к ст.20 Закона.

Комментарий к статье 7 Закона

Закон прежде всего перечисляет специфические обязанности туриста, связанные
с нахождением в стране (месте) временного пребывания, въездом и выездом из
этой страны. Единственной обязанностью туриста, не связанной с этим, названа
обязанность соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Нетрудно
заметить, что упомянутые обязанности туриста совпадают с его правом на получение
необходимой информации о соответствующих правилах и обязанностью турфирмы
предоставить такую информацию. Поэтому в случае непредоставления туристу указанной
информации он не может рассматриваться как нарушитель соответствующих правил.
Возможно наступление ответственности туриста перед страной временного
пребывания и Россией в случаях и порядке, предусмотренных законодательством
страны за соответствующие нарушения.
Нарушение туристом правил личной безопасности, о которых он надлежащим
образом информирован исполнителем, в соответствии с п.5 ст.14 Закона "О защите
прав потребителей" освобождает исполнителя услуги от ответственности за причиненный
в результате этого вред жизни или здоровью туриста. Аналогичные последствия
наступят и в случае нарушения туристом правил хранения и транспортировки своего
имущества во время путешествия.
Комментируемая ст.7 Закона определяет обязанности туриста во время совершения
путешествия. Статья 14 Закона предусматривает обязанность туриста, подлежащую
выполнению до начала путешествия. Речь идет о профилактических прививках от
инфекционных заболеваний при предполагаемых поездках в страны (места) с повышенным
риском таких заболеваний. В соответствии со ст.432 ГК эта обязанность туриста
должна рассматриваться как необходимое условие договора. Турфирма, предоставившая
услугу без подтверждения в установленном порядке выполнения туристом указанной
обязанности, не несет ответственности перед туристом за причиненный вред,
поскольку он возник по вине самого туриста, не выполнившего своего обязательства,
предусмотренного Законом.

Комментарий к статье 8 Закона

Предусмотренные статьей льготы предоставляются при осуществлении так
называемого социального туризма и заключаются в полном или частичном финансировании
государством льготных категорий граждан.

Комментарий к статье 9 Закона

Статья 9 комментируемого Закона, как это следует из ее названия, должна
регулировать отношения между туроператором и лицами, сотрудничающими с ним
при формировании и продвижении тура. Турист к этим стадиям туристической деятельности
как будто не должен иметь отношения.
Первые две части ст.9 соответствуют названию статьи. Вторые две части
регулируют уже отношения с участием туриста, поскольку определяют порядок
оформления индивидуального заказа туриста (ч.3) и реализации тура (ч.4). Поэтому
было бы целесообразнее рассматривать эти вопросы в ст.10. Иначе это может
привести к ошибочному выводу о том, что части 3 и 4 ст.9 относятся к отношениям
между организаторами тура, хотя очевидно, что по своему содержанию и смыслу
они относятся к отношениям с участием туриста.
В отличие от договора с туристом Закон не определил вид договора, заключаемого
туроператором со своими партнерами. Существо отношений между ними состоит
не в том, что туроператор приобретает право на услуги, как это неточно указано
в Законе, а в том, что он заключает договор о предоставлении соответствующих
услуг (не права на них) третьему лицу - туристу.
Такие отношения предусмотрены ст.430 ГК и квалифицируются как заключение
договора в пользу третьего лица.
Стороны этого договора устанавливают, что должник (принимающая сторона)
обязан произвести исполнение не кредитору (направляющей стороне), а указанному
или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать
исполнения обязательства. Документом, подтверждающим это право, является туристская
путевка или туристский ваучер. Статья 430 ГК предусматривает важные для туриста
гарантии его прав по договору с направляющей стороной. С момента выражения
им принимающей стороне намерения воспользоваться своим правом принимающая
и направляющая стороны не могут расторгнуть или изменить заключенный между
ними договор без согласия третьего лица (туриста). Это правило действует,
если иное не предусмотрено Законом, иными правовыми актами или договором.
Поскольку договор с туристом заключается с учетом условий договора между направляющей
и принимающей сторонами, это означает, что направляющая сторона не может требовать
расторжения или изменения договора с туристом, ссылаясь на изменение или расторжение
договора с принимающей стороной. В частности, это относится к случаю повышения
цен на соответствующие услуги, что, кстати, не отнесено Законом к существенным
изменениям обстоятельств.
С другой стороны, статья 313 ГК гарантирует права направляющей стороны
по договору с туристом, предусматривая ее право возложить исполнение своих
обязательств на третье лицо и обязывая туриста принять услуги от третьего
лица.
Вид договора, заключаемого туроператором со своими партнерами, зависит
от характера обязанностей, возлагаемых на последних.
Это может быть выполнение юридических действий (заключение с туристом
договора на оказание услуги от своего имени или от имени партнера) или иных
действий. Поручение может выполняться партнером за свой счет или за счет поручающего.
В зависимости от указанных обстоятельств могут быть такие известные виды
договоров, как поручение и комиссия, а также новые, впервые предусмотренные
ГК РФ договоры коммерческого представительства, агентский договор, договор
возмездного оказания услуг и некоторые другие.
Все эти виды договоров имеют много сходного, их объединяет то, что они
двусторонние, где одна сторона действует по поручению другой и за определенное
вознаграждение оказывает заказчику услуги различного характера.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>