<< Пред. стр.

стр. 51
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности, а также
правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
27.7. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества общему
собранию акционеров, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, должна
быть подтверждена ревизионной комиссией.
27.8. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансово-хозяйственной
отчетности общество может привлекать аудитора (гражданина или аудиторскую
организацию), не связанного имущественными интересами с обществом или его
акционерами.
Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества
в соответствии с правовыми нормативными актами РФ на основании заключаемого
с ним договора.

Статья 28. Ликвидация общества
28.1. Ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.


----------------
1. В дальнейшем - ГК РФ.
2. В дальнейшем - Закон об акционерных обществах, Закон.
3. Оглавление данного Комментария не совсем совпадает с оглавлением комментируемого
Закона, что объясняется стремлением авторов выделить именно ключевые его положения.
Ред..
4. Подробно об особенностях создания и правового регулирования акционерных
обществ в сфере банковской, инвестиционной и страховой деятельности см.: Шапкина
Г.С. Комментарии к главе I Закона "Об акционерных обществах".//Законодательство
и экономика. 1996. N 9/10, с. 20 - 21.
5. См.: Российская газета. 1997. 2 августа.
6. См.: СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1194..
7. См.: Ведомости ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322..
8. См.: Российская газета. 1996. 21 февраля..
9. См.: Ведомости ВС РФ. 1992. N 10. Ст.470.
10. См.: Сегодня. 1997. 18 июня..
11. См.: Ведомости ВС РФ. 1991. N 29. Ст. 1008.
12.См.: СЗ РФ. 1994. N 11. Ст.1194.
13. См.: Ведомости ВС РФ. 1991. N 16. Ст. 499..
14. См.: Российская газета. 1996 г. 16 мая..
15. См.: Ведомости ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6..
16.Такими правовыми актами являются: Закон РФ от 20 марта 1996 г. "О
рынке ценных бумаг"; Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ,
дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии утверждены Постановлением
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19; Временное
положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных
бумаг утверждено Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
от 19 декабря 1996 г. N 22; Временное положение о требованиях, предъявляемых
к организаторам торговли на рынке ценных бумаг утверждено Постановлением Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг от 19 декабря 1996 г. N 24; Временное положение
о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных
бумаг утверждено Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
от 19 декабря 1996 г. N 123
Все эти правовые акты опубликованы в: Рынок ценных бумаг. 1997. N 6
17. См.: Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ,
дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии. Рынок ценных бумаг.
1997. N 6. С 33..
18. См. там же. С.34..
19.См.: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности банкротстве
предприятий".
20. См.: Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного
общества. М.: Фонд "Правовая культура", 1997. С. 31.
21. См. пункт 17 "Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных
обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" утверждены
Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996
г. N 17. Рынок ценных бумаг. 1997. N 6. С.35..
22. Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы
активов акционерного общества суммы его обязательств. Стоимость чистых активов
общества определяется в соответствии с Общим приказом Министерства финансов
РФ N 71 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 149 от 5 августа 1996
г. "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
23. В дальнейшем - директор.
24. В дальнейшем - правление.
25. См.: Андреев В. Аффилированные лица - кто такие?//Российская юстиция.
1997. N 8..
26. Утвержден Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных
мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные общества".
27. См.: Калачева С.А. Акционерные общества. М., 1997. С. 159.
28. См.: Закон Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности" с постатейными комментариями. М.: Научный центр
профсоюзов и Академия труда и социальных отношений, 1996.
29. См.: Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
Комментарий. М.: Научный центр профсоюзов, 1996.
30. Профкомы, заинтересованные в получении информации о том, каким образом
противодействовать подобным действиям администрации, найдут подробные ответы
на эти вопросы в кн.: Примерный статус профсоюзной организации предприятия
для разных форм собственности. М.: Научный центр профсоюзов, 1993 .
31. Подробнее о правах трудовых коллективов, работников и соответственно
их собраний конференций см. комментарий к статье 235 1 в кн.: Комментарий
к Кодексу законов о труде Российской Федерации. М.: МИПП, "Вердикт", 1996.;
32. См.: Калачева С.А. Акционерные общества. М., 1997. С. 159..









Постатейный комментарий к Федеральному закону
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним"

Введение
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
Глава II. Органы в системе государственной (ст.ст. 9 - 11)
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
Глава III. Порядок государственной регистрации прав (ст.ст.12 - 21)
на недвижимое имущество и сделок с ним
Глава IV. Государственная регистрация отдельных (ст.ст.22 - 30)
видов прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
Глава V. Ответственность при государственной (ст.31)
регистрации прав на недвижимое имущество
Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.ст.32 - 33)

Введение

Со вступлением Закона в силу 31 января 1998г. введена единая процедура
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от
вида недвижимости и субъекта Федерации, на территории которого она находится.
Начата работа по созданию соответствующего Единого государственного реестра.
Все это в конечном счете позволит сделать рынок недвижимости России прозрачным,
во многом подрубить корни преступности и мошенничества в сфере оборота недвижимого
имущества. За истекший период созданы и работают соответствующие учреждения
юстиции в большинстве субъектов Федерации. В них назначены главные государственные
регистраторы. Все это вселяет уверенность, что работа по созданию единой российской
системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет завершена
не позднее 1 января 2000 г., т.е. в установленный законом срок.
С целью дальнейшего продвижения в этом направлении, а также учитывая,
что аналогичных правовых актов в России еще не было, полагаем, что постатейный
комментарий Федерального закона будет полезен как для государственных регистраторов,
так и для граждан и юридических лиц, совершающих сделки с недвижимостью. Надеемся,
что публикация таких разъяснений позволит избежать неоднозначности толкования
статей Закона, что нередко случается при введении нового правового акта в
действие.

П. В. Крашенинников,
доктор юридических наук,
Государственный советник юстиции
Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Комментарий к статье 1

1. Статья 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также - Закон) посвящена характеристике
наиболее важных терминов, используемых в нем. При более внимательном рассмотрении
содержания данной статьи обнаруживается, что здесь не только поясняются термины,
но и содержатся некоторые вводные положения, имеющие существенное значение
для правильного применения Закона. Как известно, термин представляет собой
слово или сочетание слов, точно обозначающее определенное понятие. Часть норм,
включенных в ст. 1, направлены не на обозначение понятий, а на решение иных
задач. Так, понятие недвижимого имущества дается в ст.130 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее также - ГК).
В ст.1 Закона, на первый взгляд, расшифровывается соответствующий термин.
По сути же определяется сфера действия Закона, но не термин "недвижимое имущество"
(более подробно см. п.10 комментария к ст.1). В комментируемой статье дано
определение регистрационного округа. Затем указаны субъекты, обладающие правами
создавать регистрационные округа, и отмечен один из принципов, которым следует
руководствоваться при их создании.
Таким образом, в ст. 1 Закона имеются не только дефинитивные нормы, предназначенные
для закрепления в обобщенном виде признаков той или иной правовой категории,
но и нормы регулятивные, направленные на регулирование общественных отношений
путем наделения их участников правами и возложения на них обязанностей.
В результате содержание статьи оказывается более значимым, нежели можно
было предположить, "отталкиваясь" от титула статьи ("Основные термины") и
формы подачи нормативного материала.
2. Цели государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней
могут быть достигнуты только при условии, что каждый объект недвижимости будет
достаточно просто отличить от других объектов. Индивидуализация объекта недвижимости
(выделение его из массы ему подобных объектов) производится путем присвоения
ему кадастрового номера. Номер этот, как сказано в комментируемой статье,
уникальный (единственный в своем роде), не повторяющийся во времени и на территории
Российской Федерации.
Кадастровый номер объекта недвижимости остается неизменным в течение
всего времени существования данного объекта. При переходе прав на объект недвижимости,
а также при изменении вида прав кадастровый номер объекта не меняется См.:
Положение о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости,
утв. пост. Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996г. N 475 //
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст.2004.
С учетом изложенного представляется весьма симптоматичным титул ст.131
ГК: "Государственная регистрация недвижимости". Как известно, недвижимое имущество
есть вещь (ст.130 ГК). Между тем в ст.131 ГК, как и в комментируемом Законе,
речь идет о регистрации вещных прав и их ограничениях, регистрации сделок
с недвижимостью. (Лишь путем толкования правила, включенного в п.2 ст.131
ГК, можно обнаружить, что, возможно, имеется в виду и регистрация объекта
недвижимости).
Представляется, что в элементарном виде система государственной регистрации
недвижимого имущества и сделок с ним сводится к следующему:
а) индивидуализация объекта недвижимости; наиболее четко данная индивидуализация
выражается в присвоении каждому объекту кадастрового номера;
б) отражение юридической судьбы этого объекта.
Абстрагируясь от целей и значения государственной регистрации, есть основания
утверждать, что она основана на регистрации объекта недвижимости, а не лиц,
им обладающих, имеющих права залогодержателя, арендатора и т. п. Государственная
регистрация недвижимого имущества базируется на подходе: от объекта недвижимости
к субъекту, сделкам, им совершаемым, и т. п., а не наоборот.
Именно по этим причинам комментируемый Закон начинается с характеристики
кадастрового номера. Из этого следует, что речь идет об исходном положении
системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, которым является индивидуализация объекта недвижимости.
3. Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости при осуществлении
кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой,
установленной законодательством Российской Федерации (см. п.26 комментария
к ст.1 Закона). Таким образом, по общему правилу, присвоение кадастрового
номера предшествует государственной регистрации недвижимости. Однако отсутствие
кадастрового номера само по себе не может быть препятствием для государственной
регистрации. Если нет кадастрового номера, то объекту может быть присвоен
условный номер (см. ст. 12, 18 Закона и соответствующие комментарии), который,
однако, служит индивидуализации объекта временно (до присвоения кадастрового
номера). Тем не менее и после присвоения кадастрового номера ранее выданные
документы, содержащие условный номер, действительны (см. п.16 Правил ведения
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
4. Структура и порядок учета кадастровых номеров определяются Положением
о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996г. N 475//
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 2004.
Аналогичная информация содержится и в ст. 1 Закона при расшифровке термина
"кадастровый номер". Однако в Положении она дается гораздо более детально.
В Положении указывается, что кадастровый номер имеет иерархическую структуру
- от номера субъекта Российской Федерации до номера конкретного объекта недвижимости
- А: Б: В: Г: Д: Е, где:
А - номер субъекта Российской Федерации;
Б - номер административно-территориального образования, входящего в состав
субъекта Российской Федерации, определяемый органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации;
В - номер зоны (микрорайона, квартала, иной учетной единицы), утвержденной
органом местного самоуправления;
Г - номер земельного участка, присваиваемый исходя из существующего порядка
учета земельных участков;
Д - номер здания или сооружения, присваиваемый исходя из существующего
порядка учета зданий и сооружений;
Е - номер жилого помещения, присваиваемый исходя из существующего порядка
учета жилых и нежилых помещений;
: - разделитель составных частей кадастрового номера.
Положением предусмотрено, что отсутствие кадастрового номера земельного
участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового номера
зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению, расположенным на этом участке.
В таком случае формируется кадастровый номер, в котором вместо номера земельного
участка ставится 0 (ноль), а номер зданию, сооружению, жилому и нежилому помещению
присваивается в общем порядке.
Таким образом, при умении "читать" кадастровый номер можно получить исчерпывающую
информацию о месте нахождения объекта недвижимости. В нем зашифрована информация,
индивидуализирующая данный объект.
5. Понятие недвижимого имущества (недвижимых вещей, недвижимости) является
ключевым для уяснения содержания комментируемого Закона. Поэтому представляется
целесообразной более или менее обстоятельная характеристика соответствующей
категории.
Принято считать, что в советском гражданском праве категория недвижимого
имущества отсутствовала и только в Основах гражданского законодательства Союза
ССР и республик 1991г. было восстановлено деление имущества как объекта гражданских
прав на движимое и недвижимое. См., например: Козырь О. М. Недвижимость в
новом Гражданском кодексе России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория.
Практика: Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский. М., 1998.
С. 271-297.
Такая позиция соответствует действительности лишь отчасти.
В примечании к ст.21 ГК РСФСР 1922г. указывалось: "С отменой частной
собственности деление имущества на движимое и недвижимое имущество упразднено".
Думается, с равным успехом можно было отменить деление суток на день и ночь.
Подразделение вещей на движимое и недвижимое основано на естественных свойствах
объектов гражданских прав. Игнорировать его невозможно.
Советское законодательство на словах (в тексте Закона - примечание к
ст. 21 ГК РСФСР 1922г.) не принимало классификацию вещей на недвижимые и движимые.
Однако объективно существующие особенности недвижимости обусловливают необходимость
установления особого правового режима для соответствующих объектов. Поэтому
появились такие отрасли законодательства, как земельное, водное, законодательство
о недрах и т. п. Гражданским законодательством предусматривались особенности
оборота различного рода сооружений (см. ст.22 ГК РСФСР 1922г.), устанавливались
специальные нормы о праве личной собственности на жилой дом (см., например,
ст.106-108 ГК РСФСР 1964г.) и т. д. Другое дело, что в советском праве не
выделялось такой единой категории, как недвижимость. Правовое регулирование
отношений, возникавших по поводу недвижимого имущества, дифференцировалось
в зависимости от специфики того или иного объекта, его экономического либо
социального назначения и пр.
Упразднение термина "недвижимость", отсутствие общих норм о недвижимости,
указания на буржуазный характер данной категории не могли повлечь исчезновения
соответствующего понятия (в том числе в сознании людей).
А. П. Сергеев, рассматривая указанную проблему, пишет: "Естественные
различия, существующие между движимыми и недвижимыми вещами, не должны, да
объективно и не могут игнорироваться законодательством любого общества. Однако
в одних случаях, когда это различие признано официально, оно находит оправданное
и непротиворечивое отражение в законе; в других же случаях, когда оно официально
отвергается, различие между движимым и недвижимым имуществом проводится непоследовательно
и завуалировано"// Сергеев А. П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей
в СССР. Л., 1990. С. 47.
Впрочем, иногда в той или иной форме такое разграничение вещей все же
получало и официальное признание. Так, ст. 10 Закона СССР "Об охране и использовании
памятников истории и культуры" от 23 октября 1976г. устанавливает: "В целях
организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники
подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения"//
Ведомости ВС СССР. 1976. N 44. Ст.628; 1983. N 39. Ст.583. См. также: Положение
об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. пост. Совета
Министров СССР от 16 сентября 1982г. // СП СССР. 1982. Отд. 1. N 26. Ст.133.
Данная норма получила развитие в Законе РСФСР "Об охране и использовании
памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978г. (ст.18) // Ведомости ВС
РСФСР. 1978. N 51. Ст.1387. (Указанные законы действуют и ныне).
В связи с рассматриваемым вопросом значительный интерес вызывает содержание
Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования
и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Министерством
культуры СССР 13 мая 1986г. Помимо прочего, в этой Инструкции дается перечень
недвижимых памятников. К ним отнесены: здания, сооружения, их ансамбли и комплексы,
градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения
монументального искусства и т. д.99 См.: Основные служебные документы Министерства
культуры СССР за II кв. 1986г. М., 1986. С. 32-98.
О недвижимом и движимом имуществе говорится и в Инструкции о порядке
совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами
РСФСР, утвержденной приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987г. N 01/16-011
(п.187). (Инструкция действует и в настоящее время).
Часты упоминания о движимом и недвижимом имуществе в межгосударственных,
межправительственных и межведомственных соглашениях, заключенных Российской
Федерацией, Союзом Советских Социалистических Республик (действующих до сих
пор на территории России). // См., например: Сборник международных договоров
Российской Федерации по устранению двойного налогообложения. М.: Спарк, 1995.
Таким образом, нет оснований рассматривать категорию недвижимости как
давно забытую, возрожденную либо конструируемую заново. Понятие недвижимости
существовало в законодательстве России до 1917г., в завуалированной, а иногда
и в явной форме присутствовало в советском праве, а ныне получило безоговорочное
признание закона. Точно так же категория недвижимости "не уходила" из обыденного
сознания (в том числе юристов). Например, когда говорят о сооружениях "капитального
типа", то обычно имеют в виду вещи, являющиеся недвижимыми.
Таким образом, понятие недвижимости достаточно элементарно, обстоятельно
разработано наукой гражданского права, в основных своих чертах легко усваивается
как юристами, так и людьми, неискушенными в юриспруденции.
6. Понятие недвижимости дается в п.1 ст.130 ГК. При этом выделяются следующие
взаимосвязанные признаки.
Во-первых, недвижимость (недвижимое имущество) - это вещь, т. е. предмет
материального мира, который предназначен удовлетворять определенные потребности
и могущий быть в обладании человека. // См.: Советское гражданское право:
Учебник. В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 180-181 (автор главы - О. А. Красавчиков).
Иные виды имущества, включая имущественные права, недвижимыми быть не
могут ни по своей природе, ни в силу указания закона. // См.: Козырь О. М.
Указ. соч. С. 275.
Во-вторых, недвижимостью являются земельные участки и все, что прочно
связано с землей.
В-третьих, перемещение объекта недвижимости без несоразмерного ущерба
его назначению невозможно (обозначен критерий, использование которого позволяет
установить, насколько прочно связан объект с землей).
Здесь же (в ч.1 п.1 ст.130 ГК) дается примерный перечень отдельных видов
недвижимости: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты,
леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, иное имущество, отвечающее
названным признакам (вещь, прочно связанная с землей, т. е. объект, перемещение
которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно).
Приведенный перечень недвижимого имущества включен в Гражданский кодекс
не только для иллюстрации положений о признаках недвижимости. Данный перечень
имеет и самостоятельное значение. Рассмотрение признаков недвижимых вещей
в сопоставлении с этим перечнем позволяет понять не только текст, но и подтекст
закона, не только его "букву", но и дух. Наличием указанного перечня как бы
"задается планка", разграничивающая движимые и недвижимые вещи. Так, понятно,
что нельзя располагать в одном логическом ряду земельный участок или здание
и садовую скамейку, даже если она весьма прочно связана с землей и перемещение
ее невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению. Садовая скамейка, несмотря
на наличие этих обстоятельств, недвижимостью не признается.
7. Ранее отмечались достаточная определенность признаков недвижимости
и относительная простота соответствующего понятия. Однако это отнюдь не означает
отсутствия затруднений при решении вопроса о признании недвижимостью конкретного
объекта: то, что выглядит едва ли не безупречно с теоретической точки зрения,
нередко вызывает практические сложности. Тем более, когда используются оценочные
категории. (Применительно к понятию недвижимости к их числу относятся: "прочная
связь с землей", "несоразмерный ущерб").
Г. Ф. Шершеневич отмечал: "Само собой разумеется, что вопрос о прочности
и связи строения с землею не может быть решен принципиально с полной точностью.
Решение его зависит от обстановки каждого случая в отдельности". // Шершеневич
Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Спарк,
1995. С. 96.
Ясно, что решение будет приниматься не только на основе объективных критериев,
сформулированных в ст.130 ГК, но и под влиянием субъективных факторов. К числу
последних относятся и уровень юридических знаний лица, принимающего решение,
и способность трансформировать общие представления о недвижимости применительно
к конкретной ситуации с учетом специфики того или иного предмета и т. д. Немаловажное
значение имеют теоретические разработки проблем классификации имущества на
движимое и недвижимое, а также государственной регистрации недвижимости.
8. В юридической литературе высказывается мнение, в соответствии с которым
недвижимое имущество в ст. 130 ГК - это понятие юридическое, а не фактическое.
В качестве обоснования этой позиции указывается, что недвижимостью может признаваться
"лишь имущество, на которое может быть установлено право собственности и иные
права. А для возникновения таких прав необходима соответствующая государственная
регистрация". // См.: Козырь О. М. Указ. соч. С. 276.
Вряд ли такой подход можно признать правильным. Деление вещей на движимые
и недвижимые обусловлено объективно существующими различиями между этими двумя
видами вещей (природой этих вещей). Неподвижность недвижимого имущества противопоставляется
мобильности движимого, и такое различие имеет, несомненно, правовые последствия.
// См.: Саватье Р. Теория обязательств. М., 1972. С. 57.
Думается, юридической науке следует пересмотреть чрезвычайно широко распространенную
концепцию, в соответствии с которой отрицается факт существования в качестве
недвижимости самовольно построенного жилого дома, реально существующих зданий,
сооружений и т. п. до момента государственной регистрации этих объектов. //
См., например: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
М.: Спарк, 1995. С. 283-284; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской
Федерации (часть первая) (постатейный). М.: Юрид. фирма Контракт; Инфра-М,
1997. С. 439-440, 445.
То обстоятельство, что на такие вещи не возникает право собственности,
не должно влечь вывода о том, что они не считаются недвижимостью, являются
движимым имуществом и т. п.
Противоположный подход порождает ряд вопросов. В частности, если самовольная
постройка не является недвижимостью, то что же подлежит сносу? Когда в п.3
ст.222 ГК речь идет о возможности признания права собственности на самовольную
постройку, то разве имеется в виду движимое имущество? Конечно, речь идет
о признании права собственности на жилой дом, другое здание, сооружение, т.
е. на недвижимость. Но коль скоро решается вопрос о признании права собственности,
следовательно, вещь существует именно как недвижимость.
В п. 1 ст.222 ГК прямо указывается, что самовольной постройкой является
жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество. Лицо,
осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности.
Последнее указание, включенное в п.2 ст.222 ГК, конечно, не "перечеркивает"
приведенного понятия самовольной постройки как имущества недвижимого. В противном
случае, вопреки законам логики, "повиснут в воздухе" все правила, содержащиеся
в пп. 2, 3 ст.222 ГК.

<< Пред. стр.

стр. 51
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>