<< Пред. стр.

стр. 53
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во
временное пользование.
Наиболее важные нормы об аренде сформулированы в гл.34 ГК, объединяющей
ст.606-670. При этом в п.2 ст.607 ГК предусматривается возможность установления
законом особенностей сдачи в аренду земельных участков и других обособленных
природных объектов. Например, в соответствии со ст.270 ГК лицо, которому земельный
участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок
в аренду только с согласия собственника участка. // Глава 17 Гражданского
кодекса, в которую входит и ст. 270, будет введена в действие со дня введения
в действие принятого Государственной Думой Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности аренды земли предусматриваются (и будут предусматриваться)
земельным законодательством. Особенности аренды соответствующих объектов устанавливаются
водным законодательством, законодательством о недрах и т. д. Сам Гражданский
кодекс определил некоторые особенности аренды зданий и сооружений (ст.650-655),
предприятий (ст.656-664).
18. Договор аренды недвижимости подлежит государственной регистрации,
если иное не установлено законом (п.2 ст.609 ГК). Например, договор аренды
здания или сооружения должен быть зарегистрирован и считается заключенным
с момента регистрации, если он заключен на срок не менее года (п.2 ст.651
ГК).
В Гражданском кодексе содержатся специальные указания о правах на земельный
участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения (ст.652), сохранении
арендатором здания или сооружения права пользования земельным участком при
его продаже (ст.653), передаче по акту здания или сооружения (ст.655), а также
иные особенности аренды недвижимости.
19. Арест имущества означает запрет распоряжаться имуществом. Его нельзя
продать, подарить, передать в аренду или заложить и т. д. Арест имущества
применяется как мера по обеспечению иска, при исполнении судебных решений,
следователем в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации
имущества.
20. Ограничением (обременением), подлежащим государственной регистрации,
является также установленный судом запрет ответчику совершать определенные
действия, запрет другим лицам совершать определенные действия, касающиеся
предмета спора (см., например, ст. 75, 76 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации), и некоторые иные стеснения вещных прав.
21. Понятие сервитута сформировалось еще в Древнем Риме. Оставаясь неизменным
вот уже более тысячелетия, оно нашло отражение в новейшем российском гражданском
законодательстве.
Гражданский кодекс Российской Федерации, сформулировав ряд норм, регламентирующих
установление, существование и прекращение сервитутов, не содержит определения
сервитута. Закон призван регулировать общественные отношения путем введения
соответствующих правил поведения. Исходя из содержания последних, определения
формулируются обычно в науке. Однако иногда ощущается потребность в дефинитивных
нормах. Так, законодательство о государственной регистрации прав на недвижимость
оперирует термином "сервитут".
Для расшифровки его необходимо либо делать отсылку к актам законодательства,
в которых закреплено соответствующее понятие, либо, обобщив существенные признаки
данного понятия, дать его определение. Впрочем, использование второго варианта
не исключает одновременного введения отсылочных норм. Тем более, что столь
лаконичное определение сервитута в комментируемой статье требует пояснений.
Вместить их эта статья не в состоянии. Значит, целесообразна отсылка к соответствующим
нормам.
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим объектом
недвижимого имущества. Например, гражданин может пройти на свой земельный
участок не иначе, как через участок соседа. У него есть право требовать от
соседа предоставления ему возможности ограниченно пользоваться его земельным
участком, т. е. не препятствовать проходу (не препятствовать - значит не возражать,
не ставить на пути прохода забор, не разбивать на дорожке клумбу и не совершать
иных действий, лишающих возможности проходить через земельный участок).
Сервитут есть право вещное. Это право на вещь. При этом интерес управомоченного
лица (обладателя данного права) удовлетворяется посредством собственных действий,
а не путем совершения активных действий лицом обязанным. Последнее должно
лишь воздерживаться от действий, нарушающих данное право (в приведенном примере
- не препятствовать проходу).
Сервитут, как и другие вещные права, характеризуются также тем, что он
следует за вещью, т. е. сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный
участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу (п.1 ст.275).
Как и иные вещные права, сервитут отмечен абсолютным характером защиты,
т. е. данное право ограниченного пользования чужим имуществом защищает точно
так же, как и права собственника; лицо, обладающее этим правом, имеет право
на защиту его также и против собственника (ст.305 ГК).
Таким образом, с одной стороны, сервитут есть право абсолютное: обладатель
этого права есть лицо управомоченное (может ограниченно пользоваться чужой
вещью), а обязанными являются все третьи лица ("всякий и каждый"), в том числе
собственник вещи. Обязанность состоит в недопущении действий, нарушающих указанное
право. Правовое отношение, в котором точно определено только управомоченное
лицо, а обязанности несут все третьи лица, именуется абсолютным.
С другой стороны, между лицом, имеющим право ограниченного пользования
чужой вещью, и собственником этой вещи складывается также относительное правоотношение
(правовая связь, участники которой точно определены). В частности, в силу
п.5 ст.274 ГК собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если
иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен
сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут есть право ограниченного пользования чужой вещью. Объем данного
права (сервитута) предопределен его названием: сервитут устанавливается для
обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки
и эксплуатации линии электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения
и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (ч.2
п.1 ст.274 ГК). Как видно из изложенного, в комментируемой статье Закона перечень
случаев, когда можно требовать установления сервитута, менее конкретизирован.
Если, например, установлен сервитут для обеспечения прохода через соседний
земельный участок, то через него можно проходить, и не более того (нельзя,
допустим, огородить дорожку, посадить вдоль нее цветы или расставить скульптуры
и т. д.).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка
прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут может быть установлен не по желанию собственника земельного
участка (например, ему ближе ходить к магазину через участок соседа, нежели
по улице), а при необходимости, в силу объективно существующих обстоятельств.
Это право может быть предоставлено для удовлетворения нужд собственника недвижимости,
которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ч.2 п.1 ст.274
ГК, ст.1 комментируемого Закона). (Например, сервитут может быть установлен,
если невозможно проложить водопровод иначе, как через земельный участок соседа).
Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи и не может
передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого
имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (п.2
ст.275 ГК).
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним
земельным участком, а в необходимых случаях - и другим (соседствующим с соседним
участком) недвижимым имуществом. Например, необходимо проложить линию электропередачи;
при этом она будет проходить по территории нескольких земельных участков.
Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка,
если отпали основания, по которым он был установлен (п.1 ст.276 ГК). Например,
было предоставлено право проезда через земельный участок соседа. Позже с другой
стороны земельного участка лица, в пользу которого установлен сервитут, осушено
болото и проложена дорога. Поскольку появилась возможность проезда на земельный
участок, минуя участок соседа, сервитут может быть прекращен.
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому
лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии
с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута
(п.2 ст.276 ГК).
Устанавливается сервитут по соглашению между лицом, требующим установления
сервитута, и собственником земельного участка. В случае недостижения согласия
спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п.3
ст.274 ГК). Представляется, что таким же образом должно производиться и прекращение
сервитута. Следовательно, при регистрации сервитута в учреждение юстиции может
быть представлено либо соглашение, либо решение суда (о государственной регистрации
сервитутов см. ст.27 и комментарий к ней).
22. На изложенных условиях и в указанном порядке сервитут может быть
установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен
на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования
(п.4 ст.274 ГК).
23. В соответствии с изложенными правилами сервитутом могут обременяться
здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование
которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст.277 ГК,
ст.1 комментируемого Закона). Например, за собственником здания может быть
признано право пристроить постройку к стене находящегося по соседству чужого
здания.
24. Обозревая положения о сервитутах, включенные в Гражданский кодекс
и комментируемый Закон, нельзя не видеть их неполноты. Это обстоятельство
неизбежно повлечет трудности при осуществлении государственной регистрации
недвижимого имущества и сделок с ним. В частности, ни ГК, ни комментируемый
Закон не упоминают о так называемых личных сервитутах. (Сервитуты, о которых
говорилось до сих пор, в соответствующей классификации именуются вещными).
Между тем существование личных сервитутов практически не вызывает сомнений.
// См., например: Гражданское право: Часть 1: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого,
А. П. Сергеева. М., 1996. С. 396; Гражданское право: Учебник для вузов: Часть
1 / Под общ. ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998.
С. 300.
Если вещный сервитут служит интересам собственника недвижимости, то личный
сервитут обеспечивает потребности какого-либо лица (вне связи с осуществлением
им права собственности).
К числу личных сервитутов относится, в частности, право пожизненного
пользования жилищем: на наследника, к которому переходит жилое помещение,
завещатель вправе возложить обязательство предоставить другому лицу пожизненное
пользование этим помещением или определенной его частью (ст.538 ГК РСФСР 1964г.).
Соответственно, данное право ограниченного пользования чужим имуществом подлежит
государственной регистрации. Умолчание же о нем в ГК и в комментируемом Законе
приведет к тому, что в лучшем случае оно будет регистрироваться лишь как ограничение
(обременение), в худшем - в регистрации будут отказывать. Если, однако, учитывать
не только "букву" закона о сервитутах, но и принимать во внимание общие начала
и смысл гражданского законодательства, то личные сервитуты должны регистрироваться
на общих основаниях. // По мнению Ю. К. Толстого, возможность установления
не только земельных, но и личных сервитутов может быть выведена как из общих
начал и смысла гражданского законодательства, так и из положений, относящихся
к праву собственности (см.: Гражданское право: Часть 1: С. 396).
Правила регистрации распространяются и на другие специально не упомянутые
в законе вещные сервитуты. Так, в римском частном праве выделялись городские
сервитуты, устанавливаемые для застроенных участков. К ним относились: право
делать себе крышу или навес, проникая ими в чужое воздушное пространство,
право опирать балки на чужую стену, право пристраивать постройку к чужой стене
или опирать ее на чужую опору, право стока дождевой воды, право спуска воды,
право проведения канала для нечистот, право истребовать, чтобы не были застроены
окна, чтобы не был испорчен вид, право возведения строений не выше известной
меры и др.. // См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И. Б.
Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М., 1994. С. 207-208.
Достаточно обширный перечень приведен отнюдь не для того, чтобы ради
любопытства "потревожить прах старины глубокой". Кроме исторического интереса,
рассмотрение древних сервитутов имеет и практическое значение для сегодняшнего
дня: несомненно, что большинство из названных сервитутов либо подобные им
могут устанавливаться и в настоящее время. Это возможно по соглашению собственника
недвижимости с собственником недвижимого имущества, находящегося по соседству.
Но, конечно, чаще такие сервитуты устанавливаются (и будут устанавливаться)
по решению суда. Данные сервитуты также подлежат государственной регистрации.
25. Указания о сервитутах сосредоточены не только в упомянутых статьях
Гражданского кодекса и комментируемого Закона. О сервитутах говорится также
в некоторых других статьях ГК, а также иных актах. Так, в силу п.4 ст.340
ГК при ипотеке земельного участка право залога не распространяется на находящиеся
или возводимые на этом участке здания и сооружения залогодателя, если в договоре
не предусмотрено иное условие.
При отсутствии в договоре такого условия залогодатель в случае обращения
взыскания на заложенный земельный участок сохраняет право ограниченного пользования
(сервитут) той его частью, которая необходима для использования здания или
сооружения в соответствии с его назначением. Условия пользования этой частью
участка определяются соглашением залогодателя с залогодержателем, а в случае
спора - судом.
Подобное правило установлено в ст.553 ГК на случай, когда земельный участок,
на котором находится принадлежащее продавцу здание, сооружение или иная недвижимость,
продается без передачи в собственность покупателя этой недвижимости. (О сервитутах
упоминается также в ст. 613, 694 ГК, но содержащиеся в них правила к государственной
регистрации прав на недвижимое имущество отношения не имеют).
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством,
применяются к водным и лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит
соответственно Водному кодексу Российской Федерации и Лесному кодексу Российской
Федерации (ст.43 первого из названных кодексов и ст.21- второго).
Лесные и водные сервитуты подлежат государственной регистрации по тем
же правилам, что установлены Законом для регистрации земельных сервитутов.
Статьей 43 Водного кодекса предусмотрена возможность установления публичных
и частных водных сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами общего
пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц,
которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование,
могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут).
Частный водный сервитут может устанавливаться и на основе судебного решения.
Аналогичные правила о публичных и частных лесных сервитутах установлены
в Лесном кодексе Российской Федерации (ст. 21). (О порядке государственной
регистрации сервитутов см. ст.27 и комментарий к ней).
26. Осуществление кадастрового и технического учета имеет большое значение.
Допуская некоторое преувеличение, можно утверждать, что государственная регистрация
недвижимости невозможна без такого учета, поскольку при его отсутствии будут
неизвестны данные, которые позволяют однозначно выделить объект недвижимости
из других объектов недвижимого имущества (более подробно см. п.1 комментария
к ст.1). Тем не менее по отношению к государственной регистрации прав на недвижимость
учет выполняет служебную роль. По общему правилу учет предшествует государственной
регистрации, обеспечивает возможность ее проведения. В некоторых случаях учет
может осуществляться параллельно с государственной регистрацией (см., например,
п.4 ст.18 и соответствующий комментарий). Иногда государственная регистрация
может производиться при отсутствии или незаконченности работ по кадастровому
учету земельного участка. Наконец, известны случаи, когда незаконченность
работ по учету недвижимости при государственной регистрации прав не допускается
(см. п.2 ст.20 и соответствующий комментарий).
Учет недвижимого имущества (кадастровый и технический), как и все другие
виды учета, не может иметь самостоятельного значения. Он осуществляется в
определенных целях.
Издревле записи о земельной собственности производились исключительно
в фискальных целях: соответствующие данные являлись базовыми для налогообложения.
Много позднее кадастровый учет стал служить и иным целям - в частности, способствовать
укреплению прав на недвижимость.
К сожалению, в нашей стране значение учета недвижимости для государственной
регистрации (и не только для этого) очень часто недооценивается. Так, сохраняется
след устаревшего представления об учете как средстве, необходимом для правильного
и точного налогообложения. Например, при характеристиках кадастрового номера
и кадастровой системы подчеркивается, что в первую очередь эти категории связаны
с налогообложением, но служат также ориентиром рыночного ценообразования.
Об иных целях кадастрового учета, в том числе - его значении для государственной
регистрации прав на недвижимость, при этом умалчивается. // См.: Рендель К.
Кадастровый номер // Нотариальный вестник. 1998. N 4. С.15.
27. Унифицированных правил о кадастрах в Российской Федерации не существует.
Соответствующие нормы сформулированы в законодательстве применительно к отдельным
видам недвижимого имущества.
В соответствии со ст.110 Земельного кодекса РСФСР государственный земельный
кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме
земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам и арендаторам,
категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности
земель. Очевидно, предстоящее обновление земельного законодательства повлечет
некоторое изменение представлений о содержании земельного кадастра. Так, в
условиях, когда отсутствовала государственная регистрация прав на недвижимость,
было оправданным включение в земельный кадастр сведений о собственниках земли,
землевладельцах и землепользователях. С появлением системы государственной
регистрации недвижимости включать в кадастр данные о правах на земельный участок
лишено смысла. Земельный кадастр должен содержать всестороннюю характеристику
земельного участка и не более того.
Водный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственный
водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных
ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях (ст.79). При
этом наряду с ведением государственного водного кадастра предусматривается
осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод. Последний
представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном
порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.
Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета
вод. // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст.4471.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
должен включать в себя по каждому месторождению сведения, характеризующие
количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых,
содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические
и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую
оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных
ископаемых (ст.30 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992г.
в ред. от 3 марта 1995г.. // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст.823.).
Единого порядка ведения кадастров также не установлено. Так, Положение
о порядке ведения государственного земельного кадастра утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992г. N 622. Ведение государственного
водного кадастра осуществляется в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 ноября 1996г. N 1403.
В соответствии с п.2 ст.131 ГК в случаях, предусмотренных законом, наряду
с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация
или учет отдельных видов недвижимого имущества. Например, как следует из ст.25
Жилищного кодекса РСФСР, государственный учет жилищного фонда независимо от
принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Положение о государственном
учете жилищного фонда в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 октября 1997г. N 1301).
28. Обстоятельственное рассмотрение правил ведения кадастровых работ
находится за пределами предмета настоящей работы. Если, например, о сервитутах
работнику учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимость необходимо
иметь достаточно четкое представление, то столь же детальное изучение правил
о кадастровом и техническом учете вряд ли требуется. Это обусловлено тем,
что учреждение юстиции получает готовые учетные данные, сведения фактического
характера об объекте недвижимости. Процедуры сбора и фиксации этих сведений,
если они осуществлены уполномоченным на то органом, для государственной регистрации
прав на недвижимость значения не имеют. Не случайно в ст.31 комментируемого
Закона включено правило о том, что ответственность за точность данных об объектах
недвижимого имущества, своевременность их представления несут организации
по учету соответствующих объектов.
В то же время следует иметь в виду, что в ряде статей комментируемого
Закона прямо или косвенно упоминается учет объектов недвижимости. Поэтому
полностью игнорировать нормы права, устанавливающие правила ведения учета
недвижимости, было бы неправильно. Их нужно учитывать хотя бы для того, чтобы
знать, какого рода информацию от какого органа можно получить (см. также ст.
1, 8, 12, 17, 18, 20, 31 и комментарии к ним).
29. Предельно лаконичное определение регистрационного округа, включенное
в комментируемую статью Закона, достаточно четкое и не требует особых пояснений.
Понятно, что если создано учреждение юстиции по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним какого-либо субъекта Российской
Федерации, то оно может и должно осуществлять государственную регистрацию
недвижимости, расположенной на территории данного субъекта. Эта территория
и есть регистрационный округ. Данное учреждение юстиции не может производить
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся на территории
другого субъекта Российской Федерации (в другом регистрационном округе), а
также регистрацию сделок с ним.
В связи с этим можно отметить достаточно своеобразное понимание в Законе
места недвижимого имущества. Им признается не город, поселок, район и т. п.,
но регистрационный округ (см. комментарий к ст.2).
В случае создания учреждением юстиции своих филиалов (а в подавляющем
числе случаев без этого не обойтись) каждому филиалу определяется часть регистрационного
округа, в пределах которой действует данный филиал (создаются субокруга).
Такое внутреннее подразделение регистрационных округов призвано обеспечить
надлежащую организацию деятельности учреждения юстиции. Правового значения
оно не имеет: филиал есть обособленное подразделение юридического лица, расположенное
вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в
том числе функции представительства; руководитель филиала действует на основании
доверенности, выданной учреждением юстиции; поэтому действия филиала и его
руководителя есть действия учреждения юстиции в пределах регистрационного
округа (см. также комментарий к ст.9).
Таким образом, есть полная определенность понятия "регистрационный округ".
К сожалению нельзя сказать того же в отношении положения ст.1, в соответствии
с которым регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации
в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных
единиц. Во-первых, представляется излишне категоричным указание на то, что
округа создаются субъектами Российской Федерации. Во-вторых, нет должной четкости
в предписании создавать регистрационные округа "в границах, как правило, совпадающих
с границами административно-территориальных единиц".
Касаясь первого из отмеченных моментов, следует обратить внимание на
правило, включенное в п.2 ст.9, в соответствии с которым принципы размещения
учреждений юстиции определяются субъектами Российской Федерации по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством
Российской Федерации (Министерством юстиции). Ясно, что когда говорится о
принципах размещения, то имеется в виду определение регистрационных округов.
Воля субъекта Российской Федерации должна быть согласована с волей указанного
органа. Включение в рассматриваемую норму слов "как правило" означает необходимость
учитывать при создании регистрационных округов различного рода обстоятельства
(организационного, экономического порядка и т. п.).
Рассматривая второй из отмеченных моментов, следует констатировать еще
большую неопределенность. Она обусловлена тем, что хотя термины "административно-территориальное
устройство", "административно-территориальная единица" весьма широко распространены,
однако расшифровка их производится неоднозначно. В современной юридической
литературе можно прочесть о недопустимости отнесения к административно-территориальным
единицам краев, областей, городов федерального значения ( // См., например:
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С.209-210), есть
утверждения о признании административно-территориальными единицами лишь городских
и сельских поселений. // См. там же. С. 413.
В то же время встречаются высказывания об административно-территориальном
делении, где в качестве единиц рассматриваются области и края. // См., например:
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской
Федерации: Учебник. М., 1996. С. 362; Гражданское право: Учебник для вузов:
С. 140.
Кстати, традиционно под административно-территориальным устройством понималось
разделение территории государства на определенные части, а область (край)
государством не является.
Вопрос о том, какая из позиций соответствует закону, какая из них более
предпочтительна с научной точки зрения, находится за пределами предмета настоящей
работы. Здесь об упомянутых разногласиях говорится лишь для того, чтобы отметить
неоднозначность употребления терминов "административно-территориальное устройство",
"административно-территориальная единица" и, следовательно, некоторую неопределенность
соответствующей части ст.1 комментируемого Закона.
На практике регистрационный округ охватывает собой территорию субъекта
Российской Федерации, создающего учреждение юстиции по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Постановлением Правительства
Российской Федерации "Об утверждении Примерного положения об учреждении юстиции
по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
от 6 марта 1998г. N 228 органам государственной власти субъектов Российской
Федерации рекомендовано создавать одно учреждение юстиции по регистрации прав
на недвижимость, действующее на территории субъекта Российской Федерации,
с филиалами, действующими в границах административно-территориальных единиц.
// СЗ РФ. 1998. N 11. Ст.1291.
Из содержания этой нормы следует, что в данном случае под административно-территориальными
единицами понимаются городские и сельские поселения, т. е. города, поселки,
села, деревни. Нет оснований исключать из перечня территорий, на которых будут
действовать филиалы учреждения юстиции, и районы. Более того, разделение регистрационного
округа на субокруга, каждый из которых охватывал бы собой территорию соответствующего
района (города), несомненно, будет преобладать.

Комментарий к статье 2

1. Необходимость проведения государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним как обязательное требование ко всем операциям, совершаемым
с недвижимостью, впервые была предусмотрена Гражданским кодексом Российской
Федерации (ст.131, ст.8 Вводного закона к части первой ГК РФ). Введение такой
системы преследует несколько целей: а) придать предельную открытость (прозрачность)
правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах; б) ввести
государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом
прав на нее) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан,
юридических лиц и публичных образований (Российской Федерации в целом, субъектов
Федерации, муниципальных образований); в) внести единообразие в процедуру
регистрации прав на недвижимость на всей территории России.
Для достижения этих целей вслед за ГК был принят Федеральный закон "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Подробнее об этапах вступления Закона в силу см. комментарий к ст.33.
2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит легальное определение государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Его анализ позволяет

<< Пред. стр.

стр. 53
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>