<< Пред. стр.

стр. 54
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

назвать ряд отличительных признаков регистрации:
а) это акт, имеющий юридическое значение. Следовательно, закон с его
принятием (совершением) связывает определенные юридические последствия: возникновение,
ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Важно, что права возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с требованиями
ГК. Поэтому при ответе на конкретный вопрос - возникло право или нет - необходимо
использовать нормы ГК (ст. 164, 219, 223, 433, 551, 558 и др.) и настоящего
Закона;
б) это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения
прав на недвижимость. Данный признак подчеркивает публичный характер государственной
регистрации. С одной стороны, государство в лице соответствующего учреждения
юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в дальнейшем
- учреждение юстиции) проверяет законность прав на недвижимое имущество у
заявителей и, убедившись в этом, регистрирует их. С другой - государственная
регистрация носит открытый характер как с точки зрения соблюдения процедуры
всеми ее участниками, так и с позиций возможности получить информацию о сведениях,
содержащихся в Едином государственном реестре прав (подробнее об этом см.
комментарий к ст.7 Закона);
в) государственная регистрация является единственным доказательством
существования субъективного права на недвижимость. Зарегистрированное право
может быть оспорено только в судебном порядке, что создает презумпцию его
законности.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
проводимую учреждениями юстиции, необходимо отличать от регистрации, носящей
либо специальный, либо учетный характер (п.2 ст.131 ГК).
Так, в соответствии со ст.110 и 111 Земельного кодекса РСФСР и постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992г. "О совершенствовании
ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" (в ред.
постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 1995г. N 784.
// САПП РФ. 1992. N 9. Ст.609; СЗ РФ. 1995. N 33. Ст.3383.) в Российской Федерации
проводится регистрация земельных участков в едином земельном кадастре. Однако
такая регистрация носит специальный характер и прав на земельный участок как
объект недвижимости не порождает.
То же самое можно сказать о государственном учете жилищного фонда, осуществляемом
по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации (ст.25 Жилищного кодекса РСФСР).
3. Согласно ст.131 ГК государственной регистрации подлежат следующие
права на недвижимость: право собственности; право хозяйственного ведения;
право оперативного управления; право пожизненного наследуемого владения; право
постоянного пользования; ипотека; сервитуты, а также иные права в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Данный перечень был дополнен отдельными статьями части второй ГК (об
аренде, о доверительном управлении и др.), а также комментируемого Закона
и охватывает практически все случаи возникновения (перехода) прав на недвижимое
имущество.
Исключения из общего правила об обязательной регистрации прав на недвижимое
имущество весьма редки и могут быть предусмотрены только в законе. Так, не
подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие
из договора коммерческого или социального найма жилого помещения (гл. 35 ГК),
из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК), договора аренды зданий
и сооружений, заключенного на срок менее года (ст.651 ГК).
Напротив, с учетом требований п.3 ст.28 Федерального закона от 24 июня
1997г. (21 июля 1997г.) "О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (СЗ РФ.1997.
N 30.Ст.3595.) следует признать, что права из сделок по приватизации недвижимого
имущества, долгое время остававшиеся вне сферы государственной регистрации,
начиная с 31 января 1998г. подчиняются общему порядку. Речь идет о приватизации
недвижимости в виде предприятий, зданий, сооружений и т. п.
Государственная регистрация сделок по приватизации жилых помещений учреждениями
юстиции, начиная с 31 января 1998г., должна заменить регистрацию, проводимую
ранее исполнительным органом местного Совета народных депутатов (ст.7 Закона
РСФСР О" приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"- подробнее об
этом см. комментарий к ст.17).
4. И Гражданский кодекс Российской Федерации, и комментируемый Закон
предусматривают две основные формы государственной регистрации: регистрацию
прав на недвижимое имущество и регистрацию сделок с ним (подробнее см. комментарий
к ст.14 комментируемого Закона). По общему правилу эти две формы друг друга
не повторяют. Законодатель исходит из принципа достаточности однократной проверки
и подтверждения прав лиц на недвижимость.
Например, договор продажи недвижимости государственной регистрации не
подлежит и считается заключенным с момента его подписания (ст.550 ГК, п.3
Обзора практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи
недвижимости (приложение к Информационному письму ВАС РФ от 13 ноября 1997г.
N 21). // Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С. 82-83.
Государственной регистрации подлежит лишь переход права собственности
по договору (ст.551 ГК).
Аналогичный принцип достаточности действует при регистрации договоров
аренды недвижимости, если иное не предусмотрено законом (п.2 ст.609 ГК), договоров
аренды зданий и сооружений на срок не менее одного года (п.2 ст.651 ГК), договора
аренды предприятия (п.2 ст.658 ГК) и во многих других.
Однако в отдельных, особо сложных случаях, когда требуется осуществить
государственный контроль как за самой сделкой, так и за переходом прав по
ней, законом предусмотрена государственная регистрация и сделки, и прав по
этой сделке. К таким случаям относятся: а) регистрация договора и перехода
права собственности по договору продажи жилого помещения (ст. 558, 551 ГК)
или предприятия (ст. 560, 564 ГК); б) регистрация договора и перехода права
собственности по договору мены жилых помещений или предприятий (ст.567 ГК).
5. В соответствии с Законом государственная регистрация проводится на
всей территории Российской Федерации. С 31 января 1998г. действуют Правила
ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18
февраля 1998г. N 219. // СЗ РФ. 1998. N 8. Ст.963.
Датой государственной регистрации прав, а также сделок с недвижимостью
является дата внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр
прав. Это означает, что с этой даты:
а) договор, предметом которого является недвижимость, если иное не предусмотрено
законом, считается заключенным (п.3 ст.433 ГК);
б) право собственности у приобретателя недвижимости по договору в случаях,
когда оно требует государственной регистрации и если иное не предусмотрено
законом, считается возникшим (п.2 ст.223 ГК);
в) право собственности, возникшее не из сделки (ст.219 ГК, ст.25 Закона),
а также иное право, подлежащее государственной регистрации, считаются возникшими.
С этой же даты, по общему правилу, считаются прекратившимися права на недвижимость,
возникшие ранее.
6. В подавляющем большинстве случаев государственная регистрация имеет
по отношению к регистрируемому праву правообразующее (правоустанавливающее)
значение. Это означает, что именно с государственной регистрацией закон связывает
возникновение, изменение или прекращение прав на недвижимость.
Однако в отдельных случаях возникновение вещного либо иного регистрируемого
права на недвижимость может быть связано не с моментом его государственной
регистрации, а с моментом, прямо указанным в законе. В подобной ситуации роль
государственной регистрации иная. Она состоит в том, чтобы подтвердить уже
возникшее право. К случаям, когда государственная регистрация имеет не правоустанавливающее,
а правоподтверждающее значение, можно отнести следующие:
а) возникновение права собственности у члена жилищного, жилищно-строительного,
дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, иных лиц, имеющих
право на паенакопление в кооперативе, на квартиру, дачу, гараж, иную недвижимость,
предоставленную этим лицам кооперативом, после полной выплаты ими своего паевого
взноса (п.4 ст.218 ГК). В этом случае право собственности у гражданина возникает
не с момента государственной регистрации права, а с момента полной выплаты
им пая. Подтверждением же возникновения права может служить справка о произведенной
выплате, выдаваемая кооперативом.
На практике нередко возникает вопрос о том, нужно ли после смерти такого
правообладателя сначала проводить государственную регистрацию за ним права,
и лишь затем уже приступать к оформлению наследства. На наш взгляд, отдельно
государственную регистрацию за умершим права собственности проводить не следует,
поскольку, помимо прочих причин, упомянутая справка о выплате пая служит надлежащим
доказательством (правоустанавливающим документом) как для проведения государственной
регистрации права за живым правообладателем, так и для оформления за ним наследства
в случае его смерти;
б) в случае смерти наследодателя, когда оставшаяся после него недвижимость
переходит по наследству (подробнее об этом см. п.5 комментария к ст. 17);
в) в соответствии с п.5 ст. 488 ГК при продаже недвижимого имущества
в кредит это имущество, если иное не предусмотрено договором, с момента передачи
его покупателю и до момента полной оплаты признается находящимся в залоге
у продавца. Налицо еще один случай возникновения права (в данном случае права
залога недвижимости) в момент, обозначенный в законе.
Аналогичный вывод может быть сделан в отношении частного случая продажи
недвижимости в кредит - продажи ее в рассрочку (п.3 ст.489 ГК).
К сожалению, ни в ГК, ни в комментируемом Законе, ни в Федеральном законе
"Об ипотеке (залоге недвижимости)" прямых указаний на то, каким образом следует
проводить государственную регистрацию ипотеки в этом случае, не имеется.
С учетом содержания п.3 ст.334 ГК и п.2 ст.1 Закона об ипотеке есть основания
полагать, что данное обременение все же подлежит обязательной государственной
регистрации. Согласно этим статьям к ипотеке, возникающей в силу закона, применяются
общие правила о залоге из договора, если самим законом не установлено иное.
На практике государственная регистрация ипотеки в силу закона в этом
случае проводится на основании заявления залогодержателя с прилагаемым к нему
договором продажи недвижимости в кредит, в том числе в рассрочку;
г) по-видимому, аналогичным образом следует поступать на практике и тогда,
когда в залог переходит недвижимость, являющаяся предметом договора ренты
(п.1 ст.587 ГК). Правоустанавливающим документом для регистрации залога в
этом случае будет служить нотариально заверенный договор ренты (ст. 584 ГК),
а моментом возникновения права залога - момент передачи недвижимости плательщику
ренты.
7. Как уже отмечалось, наличие государственной регистрации создает презумпцию
законности прав на недвижимое имущество для правообладателя. Но, будучи единственным
доказательством права на недвижимость, регистрация не может подменять собой
судебный акт (судебное решение). Их соотношение может быть сведено к следующему:
а) во многих случаях судебное решение выступает в роли правоустанавливающего
документа, являющегося основанием для проведения государственной регистрации
(п.1 ст. 17, ст.28 Закона). Это происходит всегда, когда возникший спор о
регистрируемом праве подлежит разрешению в судебном порядке;
б) судебным актом, чаще всего определением суда, государственная регистрация
может быть приостановлена до вынесения судом решения по существу (см. комментарий
к ст. 19);
в) государственная регистрация, являясь ненормативым актом государственного
органа, в случаях, если она не соответствует законам или иным правовым актам
и нарушает права или законные интересы заинтересованных лиц, может быть обжалована
в суд и по иску этих лиц признана недействительной. Подобный вывод следует
из анализа ст. 12 и 13 ГК, ст.22 АПК РФ, ст.241 ГПК РСФСР.
В частности, государственная регистрация может быть признана недействительной,
если она проведена с существенным нарушением норм Закона (о представительстве,
о последовательности проведения этапов государственной регистрации и т. д.);
г) в судебном порядке по иску заинтересованного лица могут быть признаны
недействительными (незаконными) те материально-правовые основания, которые
легли в основу проведения государственной регистрации.
Применительно к праву это означает, что оспариванию подлежит само субъективное
право, возникшее из договора, завещания и свидетельства о наследстве, административного
акта и т. п. Так, после проведения государственной регистрации права собственности
на недвижимость наследник, объявившийся позже, вправе оспорить в суде свидетельство
о праве на наследство другого наследника.
Применительно к сделке это означает возможность, как правило, предъявить
иск о признании ее недействительной по основаниям, предусмотренным в ст.168-179
ГК. Например, после государственной регистрации договора аренды нежилого помещения
третье лицо, претендующее на это помещение, предъявляет иск о признании договора
аренды недействительным по одному из оснований, названных выше.
В обоих примерах факт государственной регистрации права на недвижимость
или сделки с ней препятствием для оспаривания в суде материального права не
является. Вместе с тем в большинстве случаев целью признания недействительным
(незаконным) основания для регистрации является признание недействительной
самой государственной регистрации.
Поэтому лицо, обращающееся за защитой своего права в суд, наряду с требованием
о признании, например, сделки недействительной одновременно может заявить
требование о признании недействительной государственной регистрации этой сделки
либо зарегистрированных на ее основании прав (ст. 12, 13 ГК, п.1 ст.2 Закона).
д) в соответствии со ст.28 Закона права на недвижимость, установленные
решением суда, арбитражного суда или третейского суда, подлежат государственной
регистрации на общих основаниях. Следовательно, при наличии спора отсутствие
государственной регистрации не может служить препятствием для его разрешения
в суде. Отдельные ссылки судов на то, что, например, право собственности на
вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента его регистрации
(ст.219 ГК) и поскольку эта регистрация из-за наличия спора не произведена,
то и право собственности у лица не возникло, являются неосновательными. //
См.: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 4. М., 1997. С. 102; Постановление
Президиума ВАС РФ от 29 октября 1996г. по делу N 2580/96 // Вестник ВАС РФ.
1997. N 4. С.59-61.
В дальнейшем данный вывод неоднократно был отвергнут самим Президиумом
ВАС РФ в постановлениях по конкретным делам. // См., в частности: Вестник
ВАС РФ. 1997. N 4. С. 61-62; N 5, С.75-76.
На возможность признания судом права при отсутствии его государственной
регистрации указывается в постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998г.
N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой
права собственности и других вещных прав". // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.
Применительно к приобретательной давности здесь прямо говорится о том,
что отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимость
не является препятствием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании
права собственности. Возможность обращения в суд в таких случаях вытекает
из ст.11 и 12 ГК, согласно которым защита гражданских прав осуществляется
судами путем признания права (п.19). Напротив, именно судебное признание права
собственности в силу приобретательной давности ляжет в основу последующей
государственной регистрации этого права.
8. Согласно комментируемой статье отказ в государственной регистрации
либо уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации могут
быть обжалованы заинтересованным лицом в суд или арбитражный суд. Так, по
одному из дел арбитражным судом был признан необоснованным отказ комитета
по земельным ресурсам, осуществлявшим на основании Указа Президента Российской
Федерации от 11 декабря 1993г. N 2130 "О государственном земельном кадастре
и регистрации документов о правах на недвижимость". // В настоящее время Указом
Президента Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 112 "О признании утратившими
силу и об изменении некоторых правовых актов Президента Российской Федерации"
(СЗ РФ. 1999. N 5. Ст.651) данный Указ признан утратившим силу// регистрацию
в данном районе прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость,
произвести регистрацию прав на незавершенный строительством объект и земельный
участок. Арбитражный суд подтвердил, что заинтересованная сторона вправе обжаловать
такой отказ в суде и понудить земельный комитет к проведению государственной
регистрации (п.7 Обзора практики разрешения споров, возникающих по договорам
купли-продажи недвижимости. // Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С.85-86.
Арбитражный суд разрешает подобные жалобы по правилам АПК РФ, а суды
общей юрисдикции- на основании гл. 24-1 ГПК РСФСР и Закона от 27 апреля 1993г.
Об" обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
// Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст.685.
9. Отказ или уклонение от государственной регистрации органа, обязанного
произвести регистрацию, необходимо отличать от уклонения от государственной
регистрации стороны по сделке. В соответствии с п.3 ст.165 ГК другая сторона
вправе обратиться в суд за защитой своего права. Суд, выяснив, что ответчик
уклоняется от регистрации сделки необоснованно, вправе вынести решение о регистрации
сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Именно такое решение было вынесено арбитражным судом по иску облпотребсоюза
о понуждении акционерного общества зарегистрировать сделку купли-продажи жилого
дома (п.1 Обзора практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи
недвижимости. // Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С.81-82.0 ).
В тех случаях, когда действиями уклоняющейся от регистрации стороны причинены
убытки другой стороне, виновная сторона обязана их возместить (п.4 ст.165
ГК).
10. О соотношении государственной регистрации прав на недвижимость и
нотариальной формы сделки см. комментарий к ст.6 Закона.
11. О понятии регистрационного округа см. ст.1 и комментарий к ней.

Комментарий к статье 3

Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним (далее - законодательство о государственной регистрации прав)
формируется с середины 90-х гг. Ранее данного нормативного материала в российском
законодательстве просто не было, его появление связано с проводимой в стране
экономической реформой. До принятия комментируемого Закона нормативными актами
функции регистрации возлагались, как правило, либо на исполнительные органы
местных советов народных депутатов (например, см. ст.7 Закона РСФСР "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации". // Ведомости РСФСР. 1991. N 28. Ст.959.),
либо на земельные органы (например, см. Указ Президента Российской Федерации
от 11 декабря 1993г. О государственном земельном кадастре и регистрации документов
о правах на недвижимость". // САПП РФ. 1993. N 50. Ст.4868).
На сегодняшний день законодательство о государственной регистрации прав
представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие отношения
по поводу возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимость
(см. ст.2 Закона и комментарий к ней). Под действие комментируемого Закона
не подпадают отношения, в которых объектом выступает такое недвижимое имущество,
как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, а также космические
объекты (см. также комментарий к ст.1 Закона).
Основным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией
прав, является комментируемый Закон, который был принят на основании и во
исполнение ст.131 ГК. Гражданский кодекс устанавливает требование, согласно
которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество
- возникновение, переход, ограничение и прекращение - подлежат государственной
регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре.
Итак, законодательство именно с моментом государственной регистрации
связывает возникновение и прекращение тех или иных прав на недвижимое имущество.
То есть государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое (правообразующее)
значение. Права на землю, жилище, здания и другую недвижимость, приобретаемые
лицами, возникают на основании юридического состава, включающего в себя два
юридических факта: соглашение и акт регистрации договора. Только после государственной
регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые приобретают право собственности
и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться
и распоряжаться недвижимостью, а арендаторы - право владеть и пользоваться
арендованным имуществом и т. д.
Наряду со ст. 131 Гражданский кодекс содержит еще целый ряд норм, указывающих
на необходимость государственной регистрации прав и сделок на недвижимое имущество:
ст.164 "Государственная регистрация сделок", ст.223 "Момент возникновения
права собственности у приобретателя по договору", ст.433 "Момент заключения
договора", а также другие нормы, содержащиеся как в части первой Кодекса,
так и во второй.
Хотелось бы обратить внимание на абсолютный приоритет ГК над актами,
регулирующими регистрацию прав, из чего следует, что при расхождении Кодекса
с другими актами следует руководствоваться нормами ГК. // См.: Брагинский
М. И. Комментарий к Федеральному закону: С.9..
Отношения по поводу государственной регистрации на федеральном уровне
наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами
Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить комментируемому
Закону и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать
постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации,
но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами
Президента Российской Федерации.
К таким актам относятся:
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г.
N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним";
- постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998г.
N 228 "Об утверждении Примерного положения об учреждении юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998г.
N 237 "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы
за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление
информации о зарегистрированных правах";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998г.
N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации
о зарегистрированных правах".
В связи с тем, что на Министерство юстиции Российской Федерации возложена
задача по разработке методических материалов по вопросам практики ведения
государственной регистрации прав, следует остановиться на ведомственных нормативных
актах, принимаемых Минюстом России.
В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе
Президента Российской Федерации от 21 января 1993г. N 104 "О нормативных актах
центральных органов государственного управления Российской Федерации", а также
в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. Согласно
этим актам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие
права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер,
подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации
и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование
актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.
При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные,
но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых
последствий.
В настоящее время утверждены и зарегистрированы Правила ведения дел правоустанавливающих
документов и книг учета документов. Кроме того, готовятся акты Минюста России,
предметом которых являются особенности государственной регистрации отдельных
видов недвижимости (предприятий, кондоминиумов и др.).
На региональном уровне должны быть утверждены следующие документы:
- о создании и структуре учреждения юстиции по регистрации прав;
- региональная программа поэтапного развития системы государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- о плате за регистрацию и предоставление информации и зарегистрированных
правах на недвижимое имущество.
Возможно также принятие актов организационного и технического характера.

Комментарий к статье 4

1. Комментируемая статья регулирует предметные и временные границы действия
настоящего Закона.
2. Пункт 1 комментируемой статьи отсылает к конкретным статьям ГК.
Статья 130 ГК. В ее п.1 разграничены три вида недвижимости. Первый -
земля и все, что прочно связано с нею, т. е. объекты, перемещение которых
без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч.1 п.1); второй - подлежащие
государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания
и космические объекты (первая фраза ч.2 п.1); третий- любое иное имущество,
отнесенное к недвижимости законом (вторая фраза ч.2 п.1). Таким образом, в
одних случаях государственная регистрация представляет собой последствие отнесения
имущества к недвижимости, а в других (воздушные и морские суда, суда внутреннего
водного транспорта, космические объекты), наоборот, государственная регистрация
- конститутивный признак, благодаря которому на соответствующие виды движимого
имущества распространяется в определенных пределах установленный для недвижимости
правовой режим.
Пункт 1 ст.130 ГК выделяет в содержащемся в нем примерном перечне недвижимости
по природе земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса,
многолетние насаждения, здания и сооружения, а ст.1 Закона, кроме того, -
жилые и нежилые помещения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.
Большая часть вошедших в этот перечень объектов - это земля и другие природные
ресурсы, в отношении которых Конституция Российской Федерации (ст.9) специально
указывает на то, что они могут находиться в частной, государственной, муниципальной
и иных формах собственности. К моменту издания настоящей книги новый земельный
кодекс, который должен определить правовой режим земельных участков с учетом
действующей Конституции, еще не принят. Глава 17 ГК "Право собственности и
другие вещные права на землю" вступит в силу со дня введения в действие будущего
земельного кодекса. Возникающие по этому поводу отношения пока регламентируются,
помимо действующего в ред. Закона от 28 апреля 1993г. Земельного кодекса,
специальными актами. Так, Указом Президента Российской Федерации от 27 октября
1993г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России" // САПП РФ. 1993. N 44. Ст.4191. предусмотрено, что "граждане и юридические
лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по
наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать
земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы)
акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными
инвестициями".
Преамбула к Закону "О недрах" (в ред. Федерального закона от 8 февраля
1995г. (3 марта 1995г.) N 27-ФЗ) называет недрами часть земной коры, расположенную
ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна
водоемов и водотоков, которая простирается до глубин, доступных для геологического
изучения и освоения. Этот же Закон (ст.1, 2) устанавливает, что участки недр
предоставляются только в пользование и не могут быть предметом купли, продажи,
дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Отчуждение
права пользования недрами или переход его от одного лица к другому возможны
только в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законом.
Водный кодекс Российской Федерации называет "водным объектом" сосредоточение
вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, которое имеет границы,
объем и черты водного режима, а соответственно, "обособленным водным объектом"
(иначе- "замкнутым водоемом") - небольшой по площади и непроточный искусственный
водоем, который не имеет гидравлической связи с другими поверхностными водными
объектами (ст.1). Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица
к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Лесной кодекс Российской Федерации относит к лесному фонду все леса,

<< Пред. стр.

стр. 54
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>