<< Пред. стр.

стр. 55
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

за исключением расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов
(поселений), а также земли лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью
(ст.7). Участки леса, а также участки лесных земель, не покрытые лесной растительностью,
и участки нелесных земель образуют участки лесного фонда (ст.9). Купля-продажа,
залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой
отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной
фонд, не допускаются. Сделки с правами пользования участками лесного фонда
и правами пользования участками лесов, которые не входят в лесной фонд, осуществляются
в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а
в не урегулированной им части - гражданским законодательством (ст.12 Лесного
кодекса).
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке,
находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит
ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом;
древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной
деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи
его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью,
которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению (ст.20
Лесного кодекса).
Статья 131 ГК. Она посвящена государственной регистрации недвижимости.
Содержащиеся в ней правила распространяются на любую недвижимость независимо
от того, идет ли речь о недвижимом имуществе по природе или о таком, которое
отнесено к недвижимости самим ГК или иными законами. Для всех видов недвижимости
установлено, что государственная регистрация прав на них осуществляется в
едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Таким образом, содержащееся в комментируемой статье указание на то, что
государственной регистрации подлежат соответствующие права, "за исключением
прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические
объекты", имеет в виду не установление границ обязательности государственной
регистрации (она закреплена в ст. 131 ГК), а только определение сферы действия
Закона. Действие Закона не распространяется и на все другие виды движимого
по природе имущества, отнесенные законом к недвижимости. Таким образом, действие
Закона распространяется только на прямо названные в комментируемой статье
объекты недвижимости.
Акты государственной регистрации привязаны к трем юридическим фактам,
которые определяют динамику соответствующих прав на имущество: их возникновение,
изменение (в том числе ограничение) и прекращение (с переходом или без перехода
прав - например, при прекращении залога в связи с погашением должником обеспеченного
залогом долга или при гибели здания, право на которое зарегистрировано). В
указанной статье ГК прав на недвижимость и сделок с нею приводится также незамкнутый
перечень подлежащих государственной регистрации вещных прав на недвижимость,
закрепляется обязанность соответствующих учреждений удостоверить произведенную
государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с нею по ходатайству
правообладателя путем выдачи документа о зарегистрированных правах или заключенной
сделке либо совершением надписи на представленном для регистрации документе,
а также предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных
правах любому лицу, предусмотрены основания обжалования определенных действий
учреждения юстиции, осуществляющего государственную регистрацию, в суде, а
также содержится положение, согласно которому порядок государственной регистрации
и основания отказа в ней определяются законом о регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (т. е. настоящим Законом) в соответствии с ГК.
Статья 132 ГК. Гражданский кодекс использует понятие "предприятие" в
двух разных смыслах: как субъект права (государственные и муниципальные унитарные
предприятия) и как его объект. Указанная статья ГК посвящена исключительно
правовой природе предприятия как объекта права. В этом качестве оно представляет
собой используемый для осуществления предпринимательской деятельности имущественный
комплекс, который включает все виды имущества, предназначенные для деятельности
предприятия.
Сюда входят, если иное не предусмотрено Законом, земельные участки, здания,
сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, доли,
а равно права на обозначения, индивидуализирующие предприятие (фирменное наименование),
а также его продукцию, работы и услуги (имеются в виду товарные знаки, знаки
обслуживания) и другие исключительные права. Предприятие может принадлежать
на праве собственности (праве хозяйственного ведения или оперативного управления)
различным субъектам права, которые занимаются предпринимательской деятельностью.
Предприятие как таковое может стать объектом различных сделок, связанных с
установлением, изменением и прекращением вещных прав на него. В подобных случаях
предполагается, что речь идет о соответствующем имущественном комплексе в
принципе в полном, указанном выше объеме, представляющем собой "предприятие
на ходу". Однако ГК допускает отчуждение и части предприятия (например, продажа
завода с исключением какого-либо входящего в этот имущественный комплекс здания
или цеха) с тем, что все остальное имущество, входившее в соответствующий
имущественный комплекс, продолжает находиться на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления у того, кто отчуждает предприятие. Возможно
также исключение из передаваемого комплекса определенных прав (например, сохранение
за собственником исключительного права на ранее используемый предприятием
товарный знак). Частичная (неполная) передача облегчается тем, что при продаже
и сдаче в аренду предприятия в договоре должен быть непременно указан его
состав. С учетом этого условия договора производится регистрация, помимо самой
сделки, также и происшедшего на ее основе возникновения и изменения прав -
в первом случае и возникших обременений права (при сдаче предприятия в аренду
или в залог) - во втором. В Законе регистрации прав на предприятия посвящена
специальная статья (см. ст.22 и комментарий к ней).
Статья 164 ГК. В этой статье, включенной в гл.8 ГК, посвященную сделкам,
предусмотрено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат
государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных в ст.131
ГК и в комментируемом Законе. Наряду с этим требования государственной регистрации
договоров включены в главы, посвященные некоторым типам (видам) договоров:
продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п.2 ст.558
ГК), продажи предприятия (п. 3 ст.560 ГК), дарения недвижимого имущества (п.3
ст.574 ГК), отчуждения недвижимого имущества под выплату ренты (ст.584 ГК),
аренды недвижимого имущества (п.2 ст.609 ГК) и особо - аренды здания или сооружения
(п.2 ст.651 ГК) и предприятия (п.2 ст.658 ГК). Соответствующие нормы об обязательной
регистрации указанных договоров являются императивными. При этом лишь п. 2
ст. 609 ГК допускает установление законом иного, т. е. необязательности государственной
регистрации договора аренды недвижимости.
Статья 165 ГК, связанная со ст.164, предусматривает, что несоблюдение
требований о государственной регистрации сделки влечет ее ничтожность: такая
сделка недействительна с момента заключения и независимо от признания ее недействительной
судом.
Тем самым имеется в виду, что государственная регистрация договора, если
это предусмотрено законом, представляет собой обязательную стадию его заключения.
Наряду с этим регистрация может быть признана необходимой только для
возникновения на ее основе определенных прав на недвижимость, предусмотренных
договором. Общее правило на этот счет содержится в п.2 ст.8 ГК ("Права на
имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации
соответствующих прав на него, если иное не установлено законом"). Кроме того,
следует иметь в виду ст.219 ГК ("Право собственности на здания, сооружения
и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной
регистрации, возникает с момента такой регистрации"), п. 1 ст.234 ГК ("Право
собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации,
возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности,
с момента такой регистрации"), п.1 ст.551 ГК ("Переход права собственности
на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной
регистрации"). В этих случаях отсутствие государственной регистрации на действительность
самого договора не влияет. По приведенной причине при рассмотрении конкретного
дела, возникшего при заключении договора купли-продажи помещения магазина,
не прошедшего государственную регистрацию, арбитражный суд признал договор
все же действительным. Он сослался на то, что Кодекс предусматривает обязательную
государственную регистрацию только для прямо названных им договоров. Соответственно
было указано на то, что регистрация перехода права собственности по ст. 551
Кодекса не означает регистрации самого договора. Поэтому договор купли-продажи
здания (т. е. нежилого помещения) следует считать заключенным с момента его
подписания (п.1 ст.433 ГК), а не с момента государственной регистрации перехода
права собственности. // Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С.82-83.
3. Статья 131 ГК, к которой отсылает п.1 комментируемой статьи, предусматривает
обязательность государственной регистрации, кроме прямо в ней указанных, также
и иных вещных прав в случаях, предусмотренных в Кодексе и в иных законах.
В самой этой статье указаны права собственности, хозяйственного ведения, оперативного
управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а
также ипотека и сервитуты.
Содержание права собственности, согласно ст.209 ГК, включает в себя возможность
для собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего
ему имущества любые действия, которые не противоречат закону и иным правовым
актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, в том
числе: отчуждать свое имущество в собственность, передавать, оставаясь собственником,
права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество
в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Право хозяйственного ведения (ст.294 ГК) и право оперативного управления
(ст.296 ГК) охватывают, как и право собственности, правомочия владеть, пользоваться
и распоряжаться имуществом. Указанные права принадлежат соответственно государственным
или муниципальным унитарным предприятиям (право хозяйственного ведения) либо
казенным предприятиям (право оперативного управления), а также учреждениям
(право оперативного управления). Соответствующие права являются ограниченными
по сравнению с правами собственника. Так, государственные и муниципальные
унитарные предприятия не могут распоряжаться принадлежащей им на праве хозяйственного
ведения недвижимостью, а потому для совершения сделок, связанных с распоряжением
таким имуществом (в частности, купли-продажи, аренды, залога, внесения вклада
в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ), они
должны предварительно получить согласие собственника. Казенное предприятие
может самостоятельно распоряжаться только производимой им продукцией и лишь
при отсутствии запрета на это в законе или в ином правовом акте (имеется в
виду, главным образом, запрет, связанный с тем, что изготовляемая казенным
предприятием продукция, например наркотические вещества, относится к числу
ограниченных в своей оборотоспособности объектов). Во всех остальных случаях
распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом оно также может
лишь с согласия собственника (собственником любого казенного предприятия является
Российская Федерация). Для учреждений важно деление их имущества на закрепленное
за ними или приобретенное ими по смете (1) и доходы от предпринимательской
деятельности, которой они могут заниматься в соответствии со своими учредительными
документами, а также все, что за счет этих доходов приобретено (2). Отчуждать
или иным образом распоряжаться имуществом первого вида учреждение вообще не
вправе, в то время как распоряжаться имуществом второго вида оно может самостоятельно.
Однако, поскольку и это имущество находится у учреждения на праве оперативного
управления, а Закон об ипотеке (п.1 ст.60) допускает ипотеку только такого
имущества, которое принадлежит залогодателю на праве собственности или хозяйственного
ведения, установить ипотеку имущества не только первого, но и второго вида
учреждение в принципе не вправе.
Следовательно, при оценке законности действий учреждений по совершению
сделок, связанных с распоряжением имуществом, учитывается его происхождение.
Не вправе устанавливать ипотеку в отношении принадлежащего ему на том
же праве оперативного управления имущества и казенное предприятие. Во всех
случаях, когда речь идет об ипотеке государственного имущества, находящегося
в оперативном управлении, действует общее правило: необходимо принятие на
этот счет каждый раз решения Правительства Российской Федерации или соответственно
правительства (администрации) субъекта Российской Федерации (см. комментарий
к ст.29 Закона).
Право пожизненного наследуемого владения (ст.265-267 ГК) и право постоянного
(бессрочного) пользования (ст.268-270 ГК) имеют своим объектом земельные участки,
составляющие государственную или муниципальную собственность. Первое из этих
прав, которое могут иметь только граждане, обладающие, помимо владения, также
правомочиями пользования и, в определенных пределах, распоряжения (имеется
в виду возможность самостоятельной передачи в аренду или безвозмездное срочное
пользование), может переходить по наследству. В отличие от права пожизненного
наследуемого владения право постоянного пользования может принадлежать не
только гражданам, но и юридическим лицам; передача его по наследству исключена,
а распоряжение земельным участком, также допускаемое лишь в виде передачи
в аренду или безвозмездное срочное пользование, возможно только с согласия
собственника. Подробнее определение правомочий граждан - носителей права пожизненного
наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования на предоставленные
им садовые, огородные и дачные земельные участки содержится, в частности,
в Законе от 11марта 1998г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан". // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст.1801.
О понятии "сервитут" см. ст.1 Закона и комментарий к ней. О регистрации
сервитутов см. ст.27 Закона и комментарий к ней.
Ипотека - залог недвижимого имущества. См. ст. 1 и 29 Закона и комментарии
к ним, а также Закон об ипотеке.
4. Комментируемая статья, как и ст.131 ГК, выделяет особо регистрацию
наряду с правами и их ограничений (обременений). В соответствии со ст.1 настоящего
Закона (см. комментарий к ней) ограничения (обременения) представляют собой
наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном
законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении
права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого
имущества. Некоторые из ограничений имеют самостоятельное значение: примером
может служить арест имущества, т. е. запрещение заключения сделок отчуждения
имущества. Другие - их большинство - выражаются в том, что наделение одного
лица определенным правом влечет за собой ограничение соответствующего права
у другого лица. Примером могут служить, помимо сервитута и ипотеки (залога
недвижимости), также право аренды или пожизненного наследуемого владения и
пользования земельным участком или право постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком. Поскольку при его отчуждении право собственности (хозяйственного
ведения или оперативного управления) переходит вместе с обременениями, их
наличие определяет объем прав, которые приобретает новый их обладатель. В
интересах этого последнего, а тем самым и оборота в целом, права аренды, сервитута,
ипотеки и другие обременения вносятся в реестр применительно к тому праву,
которое они ограничивают. С этим, в частности, связано то, что регистрация
ограничения (обременения) недвижимого имущества возможна только при наличии
государственной регистрации ранее возникшего права на соответствующий объект
в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с нею (см.
ст.13 настоящего Закона и комментарий к ней).
5. Пункт 2 настоящей статьи "под обязательной государственной регистрацией"
подразумевает ту, которая совершается в порядке, предусмотренном настоящим
Законом.
В случаях, когда возникает необходимость в предоставлении двух или более
правоустанавливающих документов, п. 2 комментируемой статьи действует, если
оформление последнего по времени из числа таких документов имело место после
введения в действие настоящего Закона (о времени вступления в действие Закона
см. ст.33 и комментарий к ней).
В случаях, когда правоустанавливающие документы оформлены до введения
в действие Закона, государственная регистрация соответствующего права является
не обязательной, а факультативной (см. п.1 ст.6 и комментарий к ней).
Пункт 2 настоящей статьи распространяется в полном объеме и на случаи
государственной регистрации возникших ограничений (обременений) права с тем,
однако, что тогда непременным условием государственной регистрации ограничений
(обременений) служит государственная регистрация возникшего до вступления
в действие Закона самого права (см. п.2 ст.6 и комментарий к ней).
6. Переходные на этот счет нормы содержатся в п.3 Указа Президента Российской
Федерации от 25 января 1999 г.. // СЗ РФ. 1999. N 5. Ст. 651.
В нем предусмотрено, что свидетельство на право собственности на землю
по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября
1993г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы
в России", а также государственный акт на право пожизненного наследуемого
владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным
постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991г. N 493 "Об утверждении
форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого
владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", выданные после введения
в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним", но до начала выдачи свидетельств о государственной
регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 1998г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действительны.
Выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных
актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной
регистрации прав.
До начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав применяется
ранее установленный порядок выдачи свидетельств на право собственности на
землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения,
бессрочного (постоянного) пользования землей.

Комментарий к статье 5

1. При государственной регистрации прав на недвижимое имущество складываются
основанные на властном подчинении отношения. Носителем властных функций выступает
государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
2. В соответствии со ст.131 ГК государственная регистрация права собственности
и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновения,
перехода и прекращения осуществляется учреждениями юстиции. Такие учреждения
создаются субъектами Федерации поэтапно. Последний установленный для этого
срок- 1 января 2000 г. (см. п.2 ст.33 Закона и комментарий к ней). Впредь
до образования таких учреждений субъекты Федерации могут использовать для
государственной регистрации орган (организацию), которые пока еще осуществляют
регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества (см. п.2
ст.32 Закона и комментарий к нему).
3. О правовом статусе органов, осуществляющих государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, см. ст.9 Закона и комментарий
к ней. Учреждения юстиции, осуществляющие государственную регистрацию прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, должны действовать на основе Положения,
разработанного в соответствии с Примерным положением об учреждениях юстиции,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6марта 1998г..
// СЗ РФ. 1998. N 11. Ст.1291.
Указанным постановлением предусмотрено, что порядок создания и структура
соответствующих учреждений, а также принципы их размещения определяются субъектами
Российской Федерации по согласованию с Минюстом России. При этом рекомендуется
создавать единое действующее на территории субъекта Федерации учреждение с
филиалами, которые действуют в границах административно-территориальной единицы.
Правовое положение филиалов определяется ст. 55 ГК, которая не считает филиалы
юридическим лицом.
4. При обращении в органы, которые осуществляют государственную регистрацию,
отдельных субъектов, перечисленных в комментируемой статье, следует иметь
в виду следующее:
а) гражданами Российской Федерации являются лица, которые приобрели гражданство
России в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991г. "О
гражданстве Российской Федерации". // Ведомости РФ. 1992. N 6. Ст.243.
За всеми гражданами Российской Федерации признается в равной мере способность
иметь гражданские права и обязанности (гражданская правоспособность) (ст.17
ГК). Гражданская правоспособность граждан охватывает, в частности, возможность
иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество,
совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах
(см. ст.18 ГК). Статус гражданина характеризуется, наряду с его правоспособностью,
также и дееспособностью. Последняя представляет собой способность гражданина
своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать
для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность возникает
у гражданина в полном объеме только с наступлением совершеннолетия, т. е.
по достижении 18 лет, а в случаях, когда закон допускает вступление в брак
до 18 лет, то со времени вступления в брак; в порядке, предусмотренном ст.
27 ГК несовершеннолетние в возрасте 16 лет, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, могут быть признаны дееспособными (эмансипация). Сделки от
имени малолетних (тех, кто не достиг 14 лет) могут совершать вместо них их
законные представители: родители, усыновители, опекуны. Некоторые исключения
из этого правила составляют мелкие бытовые сделки, сделки по распоряжению
средствами, которые предоставлены законным представителем, а с его согласия
- третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Особо
выделены сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды: такие сделки
нельзя заключать самим малолетним, если они требуют нотариального удостоверения
или государственной регистрации. Значит, договор дарения недвижимости малолетнему
должен быть заключен от имени одаряемого его законным представителем (см.
ст.28 ГК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, помимо этого, могут
заключать и любые другие сделки, в том числе с недвижимостью, но в этом случае
только с согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или
попечителей. Указанного согласия не требуется, если сделка связана с распоряжением
своим заработком, стипендией и иными доходами, а также в некоторых других
случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 26 ГК;
б) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические
лица. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством
иностранного государства и не имеет гражданства Российской Федерации, а лицом
без гражданства - тот, кто не принадлежит к гражданству Российской Федерации
и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства
(см. ст.11 Закона "О гражданстве Российской Федерации"). Иностранным признается
юридическое лицо, учрежденное за пределами Российской Федерации. В соответствии
с действующей до принятия части третьей ГК ст.161 Основ гражданского законодательства
1991г. "гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется
по праву страны, где учреждено юридическое лицо". К тому же "при совершении
сделок иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий
его органа или представителя, не известное праву страны, в которой орган или
представитель иностранного юридического лица совершает сделку".
В соответствии со ст.62 Конституции "иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности
наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором". Соответственно ст.2 ГК предусматривает,
что "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям
с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом". Таким образом, для ограничения
прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
необходимо прямое указание в федеральном законе. Примером может служить ст.4
Закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации". // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3595.
В этом Законе предусмотрено, что государственная программа приватизации
государственного имущества в Российской Федерации содержит, среди прочего,
указание на имущество, которое приватизируется с установлением запрета на
участие в приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов
Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных
иностранных физических и юридических лиц.
В некоторых случаях содержится специальное указание на наличие у иностранцев
определенного права. Например, ст.9 Закона "О недрах" предусматривает, что
выступать в качестве пользователя недр могут субъекты предпринимательской
деятельности "независимо от форм собственности, в том числе юридические лица
и граждане других государств...". Однако отсутствие такого указания в законе
все равно рассматривается как признание соответствующего права (национального
режима) за иностранцем;
в) российские юридические лица. К этой группе участников соответствующих
отношений относятся юридические лица, учрежденные в Российской Федерации в
соответствии с действующим в стране законодательством. ГК делит юридические
лица на коммерческие, для которых основной целью их деятельности служит извлечение
прибыли (хозяйственные общества и товарищества, государственные и муниципальные
унитарные предприятия, производственные кооперативы), а также некоммерческие
- те, которые не преследуют цель извлечения прибыли, а если они ее и получают,
то она не должна делиться между участниками. Коммерческие организации, за
исключением государственных и муниципальных предприятий, иных видов некоммерческих
организаций, в отношении которых есть специальное указание в законе, обладают
общей правоспособностью, что означает возможность совершать любые, не противоречащие
закону сделки. Некоммерческие организации, а также унитарные предприятия могут
приобретать только такие гражданские права и нести гражданские обязанности,
которые соответствуют целям деятельности, указанным в их уставах. Совершенные
за этими пределами сделки признаются недействительными (ничтожными);
г) международные организации. В соответствии со ст.2 Закона "О международных
договорах Российской Федерации". // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
международными признаются межгосударственные и межправительственные организации.
Основанием для создания тех и других служит международный договор. Международные
организации наделены, помимо публичной, и гражданской правоспособностью;
д) иностранные государства. Российская Федерация. Субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования. Иностранное государство признается самостоятельным
субъектом не только публичного, но и частного права. Это в равной мере относится
к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также муниципальным
образованиям. Их объединяет то, что они осуществляют свою основную деятельность
в рамках публичного права и, соответственно, имеют целью удовлетворение публичных
интересов. Однако в связи с этим они нуждаются в возможности выступления в
качестве самостоятельных субъектов и в гражданском обороте.
Правовой режим участия указанных субъектов в гражданских правоотношениях
не во всем совпадает. В качестве примера можно сослаться на ст.212 ГК, из
которой вытекает, что существуют определенные виды имущества, которые могут
быть собственностью только Российской Федерации. Так, например, лесной фонд
и расположенные на землях обороны леса могут находиться только в федеральной
собственности (ст.19 Лесного кодекса), а водные объекты - только в собственности
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.32 Водного кодекса).
Казенное предприятие может быть учреждено только на базе имущества, находящегося
в федеральной собственности (ст.115 ГК).
Правовые действия от имени указанных субъектов осуществляют их органы:
от имени Российской Федерации и субъектов Федерации - органы государственной
власти, а от имени муниципального образования - органы местного самоуправления.
Те и другие органы действуют в рамках их компетенции, устанавливаемой актом,
определяющим их статус. В отдельных случаях в законе указан специальный орган,
который вправе совершать соответствующие действия. Так, в соответствии с Лесным
кодексом стороной в договоре концессии должно непременно выступать само Правительство
Российской Федерации.
О государственной регистрации прав на недвижимость указанных органов
см. п.3 ст.16 Закона и комментарий к ней.

Комментарий к статье 6

<< Пред. стр.

стр. 55
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>