<< Пред. стр.

стр. 57
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в этих книгах, открыта для всех лиц. "Теперь для лица, к которому обращаются
с просьбой о займе под залог недвижимости, достаточно убедиться в том, что
на эту недвижимость в ипотечной книге не значится другого закладного права;
его приоритет на удовлетворение из этой недвижимости был гарантирован". //
Покровский И. А. Указ. соч. С. 199-200.
Таким образом, формирование системы ипотечных книг, впоследствии трансформировавшейся
в систему государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней,
обусловлено, во-первых, стремлением дать возможность любому лицу получить
информацию о юридическом положении любого объекта недвижимости; во-вторых,
принятием государством на себя функций признания и подтверждения возникновения,
ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество
(см. ст.2 и комментарий к ней).
Поэтому открытость сведений о государственной регистрации прав признается
принципом государственной регистрации недвижимости. По этим причинам столь
значительное место отводится в законодательстве нормам, призванным обеспечить
возможность ознакомления с данными государственной регистрации прав на недвижимость
любому лицу.
2. Наиболее общая норма об указанном принципе государственной регистрации
включена в ст.131 ГК: орган, осуществляющий государственную регистрацию прав
на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной
регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется
в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места
совершения регистрации.
Последнее из этих положений рассчитано на действие в будущем. Сегодня
невозможно воспользоваться правом получения информации о любом объекте в любом
регистрирующем органе. Причиной тому является отсутствие единого (в масштабе
Российской Федерации) банка данных о недвижимости и сделок с ней. Создан он
будет еще не скоро (создание системы учреждений юстиции по регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним предполагается завершить к 1 января
2000 г., а единый банк данных о недвижимости появится намного позже). Поэтому
в п.7 ст.33 комментируемого Закона предусматривается: до создания системы
электронного обмена информацией между учреждениями юстиции по регистрации
прав информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество предоставляется
по месту совершения государственной регистрации прав (см. пп. 2, 7 ст.33 Закона
и соответствующие комментарии).
Первое из приведенных положений Гражданского кодекса (о предоставлении
информации о регистрации и зарегистрированных правах любому лицу) сформулировано
именно как принцип. Детализировать его в ГК не следовало, во-первых, исходя
из "объемных" соображений, во-вторых, коль скоро предполагалось принятие Закона
о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то, следовательно,
в ГК достаточно было сформулировать общие положения, которые должны быть развиты
в этом Законе.
Из содержания п.4 ст.131 ГК не следует, какого рода информация должна
предоставляться любому лицу. При первом приближении создается впечатление,
что любое лицо может получить любую информацию о любом объекте недвижимости,
правах любого лица на объект (объекты), условиях сделок с недвижимым имуществом
и т. п. Неприемлемость столь широкого понимания открытости сведений о регистрации
очевидна. Неограниченное распространение такой информации может причинить
вред обладателям вещных прав; для того чтобы обеспечить интересы потенциального
покупателя, залогодержателя и т. п., нет необходимости сообщать им, какая
цена была уплачена при приобретении вещи, в какой форме (наличной или безналичной)
осуществлялся расчет и, если в безналичной форме, с какого счета произведен
платеж, а также другие условия сделки, на основании которой возникло право
собственности, и т. д. (Отчасти по этим причинам к рассматриваемому правилу
п. 4 ст. 131 ГК относятся с опасением как работники регистрационных органов,
так и обладатели вещных прав).
Поэтому в развитие указанного положения Гражданского кодекса требуется
определить перечень сведений, сообщаемых любому лицу о государственной регистрации
и зарегистрированных правах, установить случаи, когда возможно предоставление
детализированной информации об объекте недвижимости, правах на него и т. п.
В Гражданском кодексе не предусмотрен порядок предоставления информации. Значит,
требуется определить механизм реализации соответствующих прав.
Решению этих задач посвящены нормы ст.7-8 Закона.
3. В соответствии с общим правилом, составившим ч.2 п.1 ст.7, любое лицо
может получить следующую информацию: а) описание объекта недвижимости; б)
зарегистрированные права на него; в) ограничения (обременения) прав.
Информация предоставляется в форме выписки из Единого государственного
реестра прав. Следовательно, краткое описание объекта недвижимости включает
в себя сведения о кадастровом и (или) условном номере объекта, местонахождении
(адресе), виде (названии) объекта, его площади, назначении, этажности (см.
ст.12 Закона и соответствующий комментарий, раздел III Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Сообщение сведений о зарегистрированных правах предполагает предоставление
информации об имени (наименовании) обладателя права, виде права (право собственности,
хозяйственного ведения и т. п.), размере доли в праве (если объект недвижимости
принадлежит кому-либо на праве общей собственности), наименовании и реквизитах
правоустанавливающих документов, дате государственной регистрации (см. ст.12
Закона и соответствующий комментарий, разделIV Правил ведения Единого государственного
реестра прав). В подразделе II Единого государственного реестра прав, содержащем
записи о праве собственности и об иных вещных правах, указываются также "данные
удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес,
указанный правообладателем" (п.6 ст.12 Закона). В реестре эти сведения даются
в достаточно детализированном виде (см. п.18 Правил ведения Единого государственного
реестра прав). Вряд ли все эти сведения нужно сообщать любому лицу. Например,
в реестре указывается дата рождения правообладателя, документ, удостоверяющий
личность, и его реквизиты. По-видимому, это не та информация о зарегистрированных
правах на объект недвижимости, о которой говорится в ст.7 Закона.
Сведения об ограничениях (обременениях) включают в себя наименование
ограничения (обременения) (сервитут, ипотека и т. п.), сроки его действия,
сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются права, сумму выданного кредита
для ипотеки (залога) и т.д. (см. ст.12 Закона и соответствующий комментарий
и раздел V Правил ведения Единого государственного реестра прав).
4. Порядок предоставления информации о государственной регистрации достаточно
прост. Лицо, желающее получить ее, должно подать органу, осуществляющему государственную
регистрацию прав, заявление, содержащее соответствующую просьбу. Форма заявления
- письменная.
Заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт,
удостоверение личности офицера, паспорт моряка и т. п.). Законодательство
не устанавливает перечня документов, которые следует предъявить. Значит, это
может быть любой документ, который позволяет достоверно установить личность
заявителя (водительское удостоверение и т. д.).
Если за сведениями о государственной регистрации обращается юридическое
лицо, то необходимо предъявить документ, подтверждающий регистрацию данного
юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц определяется
законом о регистрации юридических лиц (п.1 ст.51 ГК). До введения в действие
этого закона применяется порядок регистрации юридических лиц, действовавший
и до принятия части первой Гражданского кодекса (ст.8 Федерального закона
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В настоящее время регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным
законом "О банках и банковской деятельности", Законом "Об иностранных инвестициях
в РСФСР", Федеральным законом "Об общественных объединениях", ст. 34 и 35
Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положением о порядке
государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации, а также другими актами.
Представитель юридического лица, желающего получить сведения о государственной
регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, должен предъявить документы,
подтверждающие факт регистрации данного юридического лица, выданные уполномоченными
на то органами в установленном указанными актами порядке.
Кроме того, представитель юридического лица обязан предъявить документ,
подтверждающий его полномочия. Это может быть устав юридического лица, из
которого следует, что данное должностное лицо вправе обратиться в регистрирующий
орган за получением сведений о государственной регистрации прав на недвижимость,
приказ о назначении на должность, доверенность и т. д. Естественно, представитель
юридического лица должен предъявить и документ, удостоверяющий его личность.
Из положения п.1 комментируемой статьи о предъявлении указанных документов
следует сделать вывод о необходимости явки лица в регистрирующий орган (отправить
запрос по почте нельзя).
Наряду с названными документами для получения сведений о государственной
регистрации прав необходимо представить доказательства внесения платы за соответствующую
информацию, если она выдается на возмездных началах (см. п.1 ст.8, ст.11 и
комментарии). Таким доказательством может быть квитанция, платежное поручение
с отметкой банка и т. д.
Справедливости ради надо отметить, что Закон не содержит требования предварительной
оплаты предоставляемой информации. Регистрация прав должна оплачиваться до
ее проведения (см. п.1 ст.13 и соответствующий комментарий). Эта норма вполне
может применяться по аналогии к отношениям, возникающим по поводу предоставления
сведений о зарегистрированных правах.
В то же время следует иметь в виду, что решение вопросов, связанных с
определением размеров, порядка, сроков и формы внесения платы за регистрацию
прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах, отнесено
к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. //
См.: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1998г. N 248 "Об установлении
максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных
правах" // СЗ РФ. 1998. N 9. Ст.1121. См. также комментарий к ст. 11, 13.
Эти органы не могут отменить или изменить правило ст.13 Закона о необходимости
платы за регистрацию прав до ее проведения. В отношении же порядка, сроков
и формы внесения платы за предоставление сведений о регистрации возможны различные
решения. В частности, может быть установлено, что плата взимается до предоставления
информации, оплата производится при передаче информации, могут быть определенные
случаи, когда допустима последующая оплата и т. п.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет
запрошенную информацию в течение пяти дней со дня подачи заявления. В этой
связи следует напомнить, что в соответствии с гражданским законодательством
течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день
после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало
(ст.191 ГК). Например, если заявление подано 10 июля, то пятидневный срок
исчисляется с 11 июля и истекает 15 июля.
Заявление должно считаться поданным и, соответственно, указанный срок
начинает исчисляться лишь при условии, что при подаче заявления предъявлен
документ, удостоверяющий личность гражданина, либо документы, подтверждающие
государственную регистрацию юридического лица и полномочия его представителей,
если за информацией обращается юридическое лицо.
При отсутствии указанных документов в приеме заявления можно отказать.
Если же заявление принято, допустим, 10 июля, а документы предъявлены 12 июля,
то оно считается поданным 12 июля и с этой даты исчисляется пятидневный срок.
5. Законодательство не указывает оснований отказа в предоставлении информации
о зарегистрированных правах. Предписывается лишь письменная форма и необходимость
мотивировать его.
Отказать в предоставлении сведений о государственной регистрации прав
следует, если лицо запрашивает информацию, не подлежащую сообщению любому
лицу (например, если подано заявление о предоставлении обобщенных сведений
о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости). Отказ
должен последовать на обращение малолетнего гражданина (не достигшего 14 лет)
или гражданина, признанного недееспособным. В предоставлении информации должно
быть отказано, если достоверно известно, что заявитель предполагает использовать
ее способом или в форме, которые нанесут ущерб правам и законным интересам
правообладателя (см. п.9 комментария к ст.7). Отказ должен последовать, если
установлено, что информация запрашивается исключительно с намерением причинить
вред другому лицу или в целях ограничения конкуренции и т.д. (ст.10 ГК).
В то же время необходимо подчеркнуть, что заявитель не обязан мотивировать
свою просьбу предоставить информацию о зарегистрированных правах. Если орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав, требует указать, для чего
запрашиваются соответствующие сведения, то заявитель вправе использовать даже
такой "железный" аргумент: "Хочу знать!".
Регистрирующий орган, конечно, откажет в предоставлении информации, если
права на недвижимое имущество возникли до вступления в силу комментируемого
Закона и государственная регистрация таких прав не проводилась (см. ст.6 и
комментарий к ней).
В случае, если необоснованный отказ в предоставлении сведений об объекте
недвижимости, зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях) прав
привел к образованию убытков у заявителя, он может взыскать эти убытки с учреждения
юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним (ст.15 ГК).
6. По общему правилу запрещено предоставление сведений о содержании правоустанавливающих
документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенных
сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости,
а также выписок, содержащих сведения о переходе прав на объект недвижимости.
Исключение из этого правила установлено в п.3 комментируемой статьи: здесь
перечень субъектов является исчерпывающим (закрытым), т. е. предоставление
указанных сведений другим лицам, кроме перечисленных, не допускается. Так,
противоречит закону сообщение банку обобщенных сведений о правах отдельного
лица, которое является клиентом банка и имеет задолженность на имеющиеся у
него объекты недвижимости.
Конструирование данного перечня обусловлено различного рода соображениями.
Так, допущение предоставления такой информации самим правообладателям вызвано
стремлением обеспечить интересы правообладателя. Предоставление названных
сведений лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по
завещанию или по закону, необходимо для оформления наследственных прав, требуется
для обеспечения их интересов.
В других случаях допущение предоставления указанной информации диктуется
стремлением создать условия, необходимые для обеспечения публичных интересов.
7. Закон не устанавливает порядок предоставления сведений, указанных
в п.3 комментируемой статьи, перечисленным в нем субъектам. Представляется,
что в данном случае единого порядка существовать не может. Очевидно, правильнее
всего стремиться к максимально возможному использованию по аналогии ранее
характеризовавшихся правил, которые содержатся в пп.1-2 ст.7.
Так, срок предоставления сведений должен быть равен пяти дням. Если за
сведениями обращается сам правообладатель, то они предоставляются по общим
правилам (заявление в письменной форме, документ, удостоверяющий личность,
и т. д.). При обращении физического или юридического лица, получившего доверенность
от правообладателя, кроме заявления требуются доверенность и документ, удостоверяющий
личность представителя, а если им является юридическое лицо - документы, подтверждающие
регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя.
Доверенность правообладателя (как и любая другая доверенность) должна
быть облечена в письменную форму (ст.185 ГК). Следуя "букве" закона, доверенность
правообладателя может быть выполнена в простой письменной форме, т. е. какого-либо
удостоверения данной доверенности или удостоверения подписи доверителя не
требуется. Естественно, регистрирующий орган обязан принять доверенность,
удостоверенную организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной
организацией по месту его жительства, администрацией стационарного лечебного
учреждения, в котором он находится на излечении, либо нотариально удостоверенную
доверенность (с практической точки зрения последнее наиболее предпочтительно).
Доверенность от имени правообладателя - юридического лица выдается за
подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными
документами, с приложением печати этой организации (п.5 ст.185 ГК).
При обращении за информацией лиц, имеющих право на наследование имущества
правообладателя, они должны доказать наличие данного права. Очевидно, что
орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,
не может (и не должен) решать вопросы о переходе имущества по наследству,
в том числе анализировать родственные отношения заявителя и правообладателя,
свидетельство о смерти т. п. Поэтому при обращении указанных лиц в регистрирующий
орган нужно требовать соответствующий запрос нотариуса, в производстве которого
находится наследственное дело.
Хотя в п.3 комментируемой статьи говорится о праве руководителей органов
местного самоуправления и руководителей органов государственной власти субъектов
Российской Федерации получать соответствующую информацию, ясно, что названные
лица не обязаны лично являться в регистрирующий орган. Очевидно, сведения
о государственной регистрации прав на недвижимость должны предоставляться
по письменным запросам названных лиц либо их представителям, имеющим доверенность
на получение информации. Следует обратить внимание на то, что в Законе говорится
именно о руководителях указанных органов. Значит, предоставления информации,
о которой идет речь в п. 3 ст. 7, не может требовать другое должностное лицо,
сколь бы высокое положение оно ни занимало в органе местного самоуправления
или органа государственной власти.
В таком же порядке должна предоставляться информация налоговым органам.
Предоставление информации судам и правоохранительным органам следует
производить на основании письменного запроса. Причем в нем должно быть указание,
что в производстве имеется дело, связанное с объектом недвижимости и (или)
его правообладателем. Если в запросе такое указание отсутствует, то в предоставлении
информации должно быть отказано. Недопустимо встречающееся на практике предоставление
любой информации о регистрации недвижимого имущества и сделок с ним любому
работнику милиции (иного правоохранительного органа), предъявившему удостоверение.
Грубейшим нарушением закона является встречающаяся иногда передача правоохранительным
органам всей имеющейся у регистрационного органа базы данных об объектах недвижимости.
8. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан вести
учет обращений за информацией о регистрации прав. Должны храниться соответствующие
документы (заявления, доверенности и т. д.). В противном случае регистрирующий
орган не сможет выполнить обязанность, предусмотренную п.4 комментируемой
статьи.
9. За использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре
прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам
правообладателей, возможна ответственность различных видов. Так, если соответствующие
действия образуют состав преступления, то виновное лицо может быть привлечено
к уголовной ответственности. Однако в комментируемой статье прежде всего имеется
в виду гражданско-правовая ответственность. К такой ответственности может
быть привлечен широкий круг лиц: гражданин или юридическое лицо, получившие
сведения об объекте недвижимости в порядке и на условиях, предусмотренных
пп.1, 2 комментируемой статьи; орган, осуществляющий государственную регистрацию
прав; органы местного самоуправления; налоговые органы и т. д.
Наступление гражданско-правовой ответственности возможно при одновременном
наличии следующих условий.
Во-первых, если использование сведений, содержащихся в Едином государственном
реестре прав, привело к ущербу у правообладателя. Правообладатель, чьи права
и законные интересы нарушены, произвел или должен будет произвести расходы
для восстановления нарушенного права либо в результате нарушения он утратил
какое-либо имущество или оно оказалось повреждено, либо он не получил доходы,
которые были бы им получены, если бы его право не было нарушено (ст.15 ГК).
Например, сведения, содержащиеся в реестре, использованы таким образом, что
упала рыночная цена на объект недвижимости.
Во-вторых, если сведения из Единого государственного реестра использованы
противоправно.
Если использование сведений привело к тому, что у правообладателя образовались
имущественные потери, но соответствующие действия являются законными (например,
произведено взыскание налога на имущество), то ответственность не наступает.
В-третьих, если между противоправным действием и ущербом у правообладателя
существует причинно-следственная связь (противоправное действие - причина,
ущерб - следствие). Иными словами: ущерб возник именно потому, что совершено
противоправное действие.
В-четвертых, ответственность наступает при наличии вины. Вина может иметь
форму умысла или неосторожности. При умысле лицо осознает противоправность
своего поведения, предвидит его последствия и желает их наступления или безразлично
к ним относится. При неосторожности лицо не осознает противоправности своего
поведения, не предвидит возможных последствий, не желает их наступления, но
должно было осознавать противоправный характер своего поведения и предвидеть
последствия.
В гражданском праве вина нарушителя презюмируется, т. е. лицо, нарушившее
право, предполагается виновным; оно само должно доказывать отсутствие своей
вины.
При наличии указанных условий лицо, нарушившее права и законные интересы
правообладателя, обязано возместить ему причиненный ущерб. Возможные при этом
споры разрешаются в судебном порядке.

Комментарий к статье 8

1. Рассматривая ст. 8 комментируемого Закона, прежде всего следует обратить
внимание на обманчивость ее титула. Статья именуется: "Условия получения информации
о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета".
Однако названо лишь одно условие: за плату или бесплатно (пп. 1, 3 ст.8).
Причем в обоих случаях используются отсылочные нормы. В основном статья посвящена
установлению некоторых "информационных" прав и обязанностей учреждения юстиции
по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иных органов,
располагающих сведениями, необходимыми для регистрации прав на объекты недвижимости.
2. В титуле ст. 8 и пп. 1-2 говорится об информации о зарегистрированных
правах на недвижимое имущество и сделках с ним. (В ст.7 речь идет о сведениях
об объекте недвижимости, под которыми понимаются описание объекта недвижимости,
указание зарегистрированных прав на него, а также ограничений (обременений)
этих прав. Здесь же говорится о сведениях о государственной регистрации прав,
содержании правоустанавливающих документов, а также сведениях об объекте недвижимого
имущества). Такой терминологический "разнобой" не должен вводить в заблуждение:
практически во всех случаях имеется в виду информация, содержащаяся в Едином
государственном реестре прав. Объем предоставляемой информации может быть
различным в зависимости от того, какой субъект требует ее предоставления.
В связи с этим в пп. 1-2 ст. 8 ничего не говорится об объеме предоставляемой
информации, но формулируется одно из условий ее получения.
3. В соответствии с общим правилом, сформулированным в п.1 комментируемой
статьи, информация о зарегистрированных правах предоставляется за плату (о
размере платы и порядке ее внесения см. п.2 ст.11 и соответствующий комментарий,
а также п.4 комментария к ст.7). Исключения из этого правила могут устанавливаться
федеральными законами. Вчастности, в п.2 ст.8 перечислены некоторые случаи
бесплатного предоставления информации (по запросам организации, ответственной
за учет данного объекта недвижимости, правоохранительных органов и судов по
находящимся в производстве делам, органов государственной статистики и пр.).
Перечень может быть дополнен другими федеральными законами.
Рассматривая содержание п.2 комментируемой статьи, следует обратить внимание
на следующие детали.
Организации, ответственной за учет данного объекта недвижимости, информация
предоставляется в объеме, который необходим для ее работы. Однако этой организации
нельзя сообщать сведения о содержании правоустанавливающих документов, за
исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о
правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выдавать
выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости (такой
запрет следует из п.3 ст.7 Закона). В том же объеме (и с теми же ограничениями)
предоставляется информация о зарегистрированных правах государственным органам
по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов,
органам государственной статистики, а также другим организациям в случае,
если какой-либо федеральный закон предусматривает бесплатное предоставление
им информации по их запросам.
На таких же условиях и в таком же объеме сообщаются сведения о зарегистрированных
правах органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления. По запросам руководителей этих органов им предоставляется
более детализированная информация (см. п.3 ст.7 Закона, п.7 комментария к
ст.7).
О предоставлении информации судам и правоохранительным органам см. п.7
комментария к ст.7.
Субъектам, перечисленным в п.2 комментируемой статьи, информация предоставляется
по их запросам. (Очевидно, таким образом в ст.8 Закона подчеркивается, что
при предоставлении информации перечисленным в ней субъектам не действует правило
ст.7 о порядке предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном
реестре прав (о заявлении, предъявлении документа, удостоверяющего личность).
4. Норма, включенная в п.3 ст.8, занимает особое место среди всех правил
о предоставлении информации об объектах недвижимости, сформулированных в ст.7-8
Закона. Если во всех других случаях говорится о предоставлении тех или иных
сведений учреждением юстиции, то в п. 3 ст. 8 речь идет о предоставлении информации
иными субъектами учреждению юстиции (и правообладателям).
Круг субъектов, обязанных предоставлять информацию учреждению юстиции
и правообладателям в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, не ограничен.
Данная обязанность возлагается на все организации, имеющие сведения, необходимые
для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества. При
этом особо выделены организации по учету объектов недвижимого имущества, а
также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления. Выделение этих субъектов из совокупности организаций,
обладающих сведениями, необходимыми для государственной регистрации, обусловлено
тем, что основная масса соответствующих сведений сосредоточена именно у них.
Формирование системы государственной регистрации недвижимого имущества практически
невозможно при отсутствии информационного обеспечения со стороны организаций,
ответственных за учет объектов недвижимости. Поэтому при конструировании Закона
столь пристальное внимание уделено регламентации отношений между этими организациями
и регистрирующими органами (п.3 ст.8, см. также ст. 1, 12, 17, 18 и др.).
Большое значение в формировании и функционировании системы государственной
регистрации недвижимости имеет деятельность органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Поэтому
во многих статьях Закона (в частности, в п. 3 ст. 8) упоминаются эти органы
(см., например, ст.1, 3, 5, 6 и др.).
В силу п. 3 комментируемой статьи учреждениям юстиции и правообладателям
обязаны предоставлять информацию также органы, управляющие государственным
или муниципальным имуществом, органы жилищно-коммунального хозяйства и другие
организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации
прав на объекты недвижимого имущества.
5. В п. 3 ст.8 установлен порядок предоставления информации правообладателям
и учреждениям юстиции: она предоставляется в срок не более 10 дней с даты
обращения. Обращение должно быть сделано в надлежащей форме (в установленном
порядке подано заявление, сделан запрос и т. п.).
Течение указанного срока начинается на следующий день после обращения,
облеченного в надлежащую форму. Так, если в комитет по управлению муниципальным
имуществом 10 июля поступил запрос учреждения юстиции по регистрации недвижимого
имущества, то десятидневный срок начинает исчисляться с 11 июля. Окончание
срока приходится на 20 июля. Если этот день окажется нерабочим, то днем окончания
срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (см. ст.190-194 ГК).
Например, заявление подано 2 июня. Десятидневный срок начинает исчисляться

<< Пред. стр.

стр. 57
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>