<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Различие между ними определяется предметом договора, а также тем, за
чей счет и от чьего имени действует исполнитель поручения. Поэтому прежде
всего необходимо определить, каким видом договора должны оформляться и регулироваться
отношения по оказанию туристских услуг между их организаторами.
Содержание этих отношений сводится к тому, что турист заказывает услугу
у фирмы, которая за обусловленную цену обязуется обеспечить ее предоставление
в соответствии с оговоренными объемом, качеством и сроками лично либо через
своих партнеров.
Если сторона совершает определенные юридические действия от имени и за
счет другой стороны (например, заключает договор с туристом, договор на предоставление
транспорта и т.п.), это договор поручения (гл.49 ГК), по которому права и
обязанности возникают непосредственно у стороны, давшей поручение (т.е. у
туроператора).
Разновидностью договора поручения является договор коммерческого представительства
(ст.184 ГК), который отличается тем, что представитель заключает договоры
только от имени предпринимателей и между ними, т.е. без участия гражданина-потребителя
и за свой счет.
Договор комиссии (гл.51 ГК) отличается от двух упомянутых договоров тем,
что комиссионер совершает сделки от своего имени, но за счет комитента (поручающего).
Агентский договор (гл.52 ГК) отличается от вышеуказанных тем, что агент
совершает комплексные действия, включая юридические и иные действия, что более
других видов договоров соответствует характеру отношений по туристскому обслуживанию.
При этом он может действовать как от своего имени, но за счет поручающего,
так и от имени и за счет последнего. В зависимости от этого к агентским отношениям
применяются Правила о договоре комиссии либо о договоре поручения (ст.1011
ГК). Однако прежде всего к этому договору применяются специальные нормы гл.
52 ГК "Агентирование", а другие - если они не противоречат специальным нормам.
В отличие от агентского договора договор возмездного оказания услуг (гл.39
ГК) не содержит указания на характер действий (деятельности), совершаемых
исполнителем. По смыслу Закона, эти действия не являются представительскими
и посредническими, а направлены на непосредственное удовлетворение потребностей
заказчика. Это не исключает предоставления, например, юридических услуг и
совершения соответствующих юридических действий. Но в этом случае они сами
являются предметом услуги.
Практически каждый из приведенных видов договоров может быть выбран для
оформления отношений оператора и агента. Все зависит от конкретных условий
сотрудничества, объема полномочий, предоставляемых агенту. Могут быть разработаны
и другие договоры. Закон это не запрещает (ст.421 ГК). Должно быть соблюдено
только одно условие: договор не должен противоречить Закону, его императивным
нормам.
Разумеется, в любом случае должна быть определенность в отношениях. Нельзя,
например, писать в договоре одновременно, что исполнитель действует за вознаграждение
или без такового, от лица заказчика или от своего имени. Это условия несовместимые,
за каждым из них стоит свое правовое регулирование со всеми вытекающими последствиями.
Договор с туристом является первичным. На случай его нарушения организаторы
тура и соисполнители должны в договоре между собой определить основания и
условия регрессивной ответственности за нарушение прав потребителя с учетом
вида договора между ними.
Автором проанализировано содержание некоторых реальных договоров, заключенных
между туроператорами и партнерами, которые условно разбиты на несколько вариантов.
1-й вариант. Заказчик поручает Исполнителю организацию зарубежных образовательных
туров (в соответствии с условиями, программой и ценой, указанными в приложении
к договору) за комиссионное вознаграждение.
Обязанности Исполнителя: изыскание заказов и заключение сделок с туристами;
предоставление всего пакета услуг, включая визы, транзитное обслуживание и
т.д.
Обязанности Заказчика: полная оплата поездки за 30 дней до отъезда, предоставление
Исполнителю всех необходимых документов в тот же срок.
В указанных отношениях Исполнитель выступает в качестве туроператора.
Заказчик, как можно понять, является организацией, оказывающей образовательные
услуги с выездом за рубеж, и к туризму, собственно говоря, отношения не имеет.
Прямого указания, от чьего имени заключается договор с туристами, нет,
но можно догадаться: от имени Исполнителя. Это очень похоже на договор комиссии
(ст.990 ГК). Но в данном договоре есть и другие обязанности Исполнителя, что
не позволяет отнести его к договору комиссии. Рассматриваемый договор не может
быть квалифицирован также как договор возмездного оказания услуг, поскольку
предметом последнего являются сами услуги, но не совершение юридических действий
(в том числе сделок). Таким образом, по своему содержанию этот договор является
агентским (на комиссионных началах). Это означает, что к нему должны применяться
специальные правила об этом договоре (гл.52 ГК), а в качестве субсидиарных
норм - правила о договоре комиссии, если они не противоречат специальным нормам
и существу договора об агентировании.
Поскольку расходы по исполнению рассматриваемого договора совершаются
за счет заказчика, правила об агентском договоре предусматривают, что агент
обязан предоставлять заказчику отчеты в порядке и сроки, предусмотренные договором,
а если это договором не предусмотрено - по мере исполнения либо по окончании
действия договора. К отчету должны прилагаться необходимые доказательства
расходов.
Заказчик должен сообщить агенту возражения по отчету в течение 30 дней
со дня получения отчета, если договором не установлен иной срок. В противном
случае отчет считается принятым (ст.1008 ГК).
В случае непредоставления каких-либо оговоренных услуг договором предусматривается
возмещение исполнителем их стоимости по расценкам, действовавшим на момент
оплаты. Поскольку непредоставление какой-либо из оплаченных услуг может рассматриваться
туристом как недостаток всего тура, постольку Исполнитель, заключивший с ним
договор от своего имени, должен учитывать правило, согласно которому при повышении
цены услуги расчеты с потребителем (туристом) производятся исходя из цены
на день удовлетворения требования потребителя об уменьшении цены услуги (п.2
ст.29 и п.3 ст.24 Закона "О защите прав потребителей").
Договором предусмотрены санкции за отказ туриста от поездки в различных
размерах (процентах) от общей стоимости пакета услуг в зависимости от срока
отказа. В данном случае происходит односторонний отказ от исполнения договора,
что допускается при осуществлении предпринимательской деятельности по соглашению
сторон (ст.310 ГК). В этом случае, согласно ст.450 ГК, договор считается расторгнутым,
а взыскиваемые суммы договорной неустойкой. Поскольку договором не решена
судьба уплаченных денежных сумм, следует иметь в виду, что в данном случае
предусмотрены различные последствия по договору между организациями и по договору
с туристом. В первом случае действует правило о том, что стороны не вправе
требовать возвращения того, что было ими исполнено по договору, если иное
не предусмотрено соглашением (п.4 ст.453 ГК). Кроме этого, исполнитель вправе
взыскать убытки, не покрытые неустойкой (ст. 394 ГК). Во втором случае, согласно
ст.782 ГК, потребитель уплачивает лишь фактически понесенные исполнителем
расходы. Поэтому сторона, ответственная непосредственно перед туристом, заинтересована
в том, чтобы условия договора с заказчиком в этой части соответствовали возможным
обязательствам туриста.
2-й вариант. Агентское соглашение (так в заголовке).
Предмет договора: Исполнитель за комиссионное вознаграждение формирует
туристские группы путем продажи путевок от своего имени или от имени заказчика
(туроператора).
Как и кем это определяется, в договоре не установлено, хотя речь идет
об ответственности той или другой стороны перед туристом.
Обязанности Заказчика: информирование исполнителя о возможности приема
туристов и условиях тура, включая перелет, проживание, питание, экскурсии
и т.д.
Обязанности Исполнителя: информирование туристов об условиях тура, обеспечение
оплаты и т.п.
Соглашением предусмотрены условия отказа клиента (потребителя) от тура
в зависимости от срока отказа. При отказе клиента за 10 дней или меньше он
теряет всю стоимость тура. Исполнитель несет 100%-ную материальную ответственность
перед Заказчиком (см. комментарий к 1-му варианту).
Соглашением предусмотрен ряд условий рассмотрения претензий клиентов:
они должны быть заявлены Исполнителю в семидневный срок со дня возвращения
из тура; при пропуске этого срока претензии не рассматриваются. В случае непредоставления
каких-либо услуг Заказчик выплачивает Исполнителю, а последний клиенту стоимость
этих услуг (разницу) и компенсирует моральный ущерб в размере 0,5% стоимости
услуги. Заказчик обязуется дать ответ на претензии в течение 15 дней.
Закон установил срок для предъявления претензий только к качеству тура
- 20 дней, а для удовлетворения этого требования - 10 дней. По другим требованиям
такие сроки не установлены (см. п.6 комментария к ст.10 Закона). Следует отметить,
что соглашение, даже если оно не противоречит законодательству, не имеет для
туриста никакого значения, если оно не включено в договор с ним.
Соглашением отнесены к форс-мажорным обстоятельствам любые действия авиакомпании-перевозчика,
в том числе и отмена рейсов. Это противоречит п.3 ст.401 ГК, который прямо
исключает из обстоятельств непреодолимой силы нарушение обязанностей со стороны
контрагентов должника. Исполнитель как предприниматель в этом случае несет
ответственность перед клиентом за невыполнение договора. Понесенные при этом
убытки он вправе взыскать с авиакомпании в порядке регресса.
3-й вариант. Он имеет название "Договор о сотрудничестве". Предметом
договора является объединение усилий двух фирм для совместной деятельности
с целью извлечения прибыли "от туристического бизнеса".
Договором детально распределены обязанности сторон, которые соответствуют
обычным обязанностям туроператора и турагента, определяется порядок взаиморасчетов,
ответственности и т.п.
Договором установлено единственное основание для отказа клиента от участия
в туре: медицинское заключение о болезни, препятствующей выезду. Все остальные
основания именуются необоснованными и влекут ответственность агента в сумме
причиненного ущерба. Это условие не согласуется со ст.32 Закона "О защите
прав потребителей".
Согласно ГК РФ, такой договор называется договором простого товарищества,
или договором о совместной деятельности. Глава 55 ГК довольно подробно регулирует
имущественные отношения между товарищами, вопросы управления совместной деятельностью,
финансовые отношения, порядок заключения и расторжения договора, имеющие свою
специфику.
В заключение анализа договоров, применяемых между организаторами туруслуг,
следует рекомендовать сторонам указывать в договорах их вид со ссылкой на
соответствующие нормы (главы) ГК РФ. Это поможет улучшению и уточнению содержания
договоров, а также поможет избежать ненужных споров в процессе их исполнения.

Комментарий к статье 10 Закона

1. Статья 10 (и часть ст.9) регулирует вопросы договорных отношений между
туристом и турпредприятиями. Закон предусматривает возможность формирования
тура по усмотрению туроператора для дальнейшей его реализации туристу на выработанных
туроператором условиях, а также по индивидуальному заказу туриста (ст.9).
Способ формирования тура не влияет существенно на отношения между туроператором
и его партнерами, однако имеет значение для определения характера договора,
заключаемого им с туристом. В том случае, когда имеется индивидуальный заказ
туриста (группы) на формирование тура, согласно Закону, он должен оформляться
в письменной форме как предварительный договор.
Согласно ст.429 ГК, по предварительному договору стороны обязуются заключить
в будущем основной договор на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Закон предусматривает письменную форму предварительного договора. Нарушение
этой формы влечет ничтожность договора. Предварительный договор должен содержать
условия, позволяющие определить предмет, а также другие существенные условия
основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который
стороны обязуются заключить основной договор.
Если этот срок не определен, он считается равным одному году со дня заключения
предварительного договора. Если одна из сторон, заключивших предварительный
договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе
обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно
уклоняющаяся от заключения основного договора, должна возместить другой стороне
причиненные этим убытки (п.4 ст.445 ГК).
Обязательства сторон по предварительному договору прекращаются, если
до окончания соответствующего срока не будет заключен основной договор либо
одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Если же тур формируется туроператором самостоятельно и он в письменном
виде информирует неопределенное число потребителей об условиях приобретения
тура, включая все существенные условия договора, предусмотренные ГК и Законом,
эта информация признается публичной офертой, т.е. предложением заключить договор
на указанных условиях с любым желающим. Договор, заключенный при изложенных
обстоятельствах, называется договором присоединения.
Договором присоединения, согласно ст.428 ГК, признается договор, условия
которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах
и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному
договору в целом. К таким договорам относятся практически все договоры о продаже
товаров, проведении работ и оказании услуг гражданам-потребителям. Эти договоры
исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат
одной стороны (продавца, исполнителя), вынужденный объективными условиями
розничной торговли и оказания бытовых услуг, все же имеет некоторые ограничения.
Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения
договора, если договор присоединения хотя и не противоречит Закону и иным
правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам
такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за
нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся
стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов,
не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий
договора.
Следует обратить внимание на то, что условия реализации упомянутого права
присоединившейся стороны на расторжение или изменение договора существенно
различаются в зависимости от ее статуса. Право гражданина-потребителя ничем
не ограничено и зависит лишь от наличия (доказанности или недоказанности)
соответствующих обстоятельств. Если же сторона присоединилась к договору в
связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, то ее требование
не подлежит удовлетворению, если будет доказано, что она знала или должна
была знать, на каких условиях заключает договор.
В ст.10 ГК (п.3) впервые установлено новое правило, что разумность действий
и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Применительно
к вопросу о расторжении или изменении договора присоединения это означает,
что бремя доказывания неразумности понимания своих интересов присоединившейся
стороной лежит на другой стороне, т.е. продавце, исполнителе.
Кроме нового для гражданского законодательства договора присоединения,
предусмотрен еще один вид нового договора публичный. Публичная оферта делает
договор публичным.
Согласно ст.426 ГК, публичным договором признается договор, заключенный
коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров,
выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру
своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится
(розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи,
энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, договоры банковского
вклада, личного страхования и т.п.). Практически речь идет обо всех договорах
с участием гражданина-потребителя. Организация, как правило, не вправе оказывать
предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора и его
условий.
2. Статьи 9 и 10 Закона затрагивают вопросы условий договора об оказании
туруслуг. Общее регулирование этого вопроса предусмотрено ГК РФ. Согласно
ст.432 ГК, договор считается заключенным, если между сторонами в установленной
форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Единственное
существенное условие любого договора, которое конкретно называет ГК, - его
предмет. Другими существенными условиям договора являются те, которые названы
таковыми в Законе или ином правовом акте РФ, или названы в этих актах необходимыми
для данного вида договоров, или определены одной из сторон.
Практический смысл определения существенных условий договора заключается
в том, что если в нем отсутствуют эти условия или по ним сторонами не достигнуто
соглашение, то договор считается незаключенным, что влечет за собой признание
его недействительным как не соответствующий требованиям Закона (ничтожным)
и применение последствий, предусмотренных ст.167 ГК.
Из этого правила имеется исключение в отношении определения цены в возмездном
договоре, для которого цена является необходимым условием в силу характера
договора. Статьей 424 ГК (п.3) предусмотрено, что, если в возмездном договоре
цена не указана и не может быть определена исходя из условий договора, цена
определяется исходя из обычно взимаемой платой за аналогичные товары, работы
или услуги.
Предметом договора возмездного оказания туристских услуг является оказание
комплекса услуг, входящих в тур. Другие существенные условия указанного договора
предусмотрены Законом в ст.10. Несмотря на обширность перечня существенных
условий, следует признать, что все они являются необходимыми. Содержащееся
в ст.10 указание на то, что иные условия договора определяются по соглашению
сторон, следует понимать в том смысле, что они включаются в договор с согласия
сторон, а их отсутствие не влечет признание договора недействительным.
3. Закон (ст.6) определил договор, заключаемый между туристом и туроператором
либо турагентом, как договор розничной купли-продажи туристского продукта.
Иными словами, как договор купли-продажи права на комплекс туристских услуг.
На ошибочность такой квалификации было уже указано при комментировании
применяемых понятий. Согласно ст.779 ГК, этот договор является договором возмездного
оказания услуг. Закон предусматривает обязательную письменную форму договора
с туристом и его соответствие законодательству РФ, в том числе законодательству
о защите прав потребителей.
Несоблюдение письменной формы договора влечет, согласно ст.162 ГК, невозможность
для сторон в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий
на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие
доказательства.
Следует подчеркнуть, что речь идет о договоре как отдельном документе,
подписанном уполномоченным лицом турфирмы и туристом. Заключение с туристом
устного договора с выдачей ему различных технических документов в случае спора
будет рассматриваться как нарушение обязательной письменной формы договора
со всеми вышеуказанными последствиями.
Турфирма может составлять договор с каждым заказчиком либо в соответствии
со ст.427 ГК разработать примерные условия договора (примерный договор) или
типовой договор и делать в индивидуальном договоре ссылку на них либо разработать
полный договор присоединения (ст.428 ГК).
4. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг в ГК не
является однозначным. Согласно ст.783 ГК, к этому договору применяются общие
положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это не противоречит
специальным нормам о возмездном оказании услуг, а также особенностям его предмета.
Таким образом, применение законодательства к отношениям по оказанию гражданам
личных бытовых услуг, не связанных с извлечением ими прибыли, в том числе
туристско-экскурсионных, представляет определенную сложность в каждом конкретном
случае. При решении этих вопросов необходимо исходить из того, что, согласно
ст.3 ГК (п.2), нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны
соответствовать ГК, а в случае их несоответствия применяются нормы ГК.
Согласно ст.9 Федерального закона РФ "О введении в действие части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации", гражданин-потребитель пользуется
правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными
потребителю Законом РФ "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии
с ним иными правовыми актами (указами Президента России и постановлениями
Правительства РФ). В соответствии с этим ст.730 ГК (п.3) предусмотрено, что
к отношениям по договору бытового подряда (нормы о котором применяются к бытовым
услугам), неурегулированным ГК, применяются Закон "О защите прав потребителей"
и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. В свою очередь к договору
бытового подряда применяются общие положения о подряде, если иное не установлено
Правилами о бытовом подряде (п.2 ст.702 ГК).
Таким образом, иерархия норм, регулирующих отношения по договору возмездного
оказания услуг, выглядит следующим образом: специальные нормы об оказании
возмездных услуг (гл.39 ГК); специальные нормы о бытовом подряде (параграф
2 гл.37 ГК); общие положения о подряде (параграф 1 гл.37 ГК); нормы Закона
"О защите прав потребителей".
5. Согласно ст.30 Закона "О защите прав потребителей", за нарушение срока
устранения недостатков исполнитель уплачивает потребителю неустойку за каждый
день просрочки в размере и порядке, установленных этим Законом за нарушение
срока оказания услуги, т.е. 3% цены заказа (п.5 ст.28). При этом потребитель
вправе предъявить иные требований из вышеуказанных.
Срок для удовлетворения всех денежных требований, вытекающих из нарушения
сроков предоставления услуг или несоблюдения их качества, установлен ст.31
Закона "О защите прав потребителей".
Требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении
расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими
лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора об
оказании услуги, предусмотренные п.1 ст.28 и п.1, 4 ст.29 Закона "О защите
прав потребителей", подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления
соответствующего требования.
За нарушение срока удовлетворения указанных требований потребителя исполнитель
уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и
порядок исчисления которой определяются в соответствии с п.5 ст.28 Закона
"О защите прав потребителей".
Этим Законом предусмотрено право потребителя требовать полного возмещения
убытков, причиненных нарушением сроков начала и окончания услуги (ст.28) или
обнаруженными недостатками (ст.29). Убытки в этих случаях должны возмещаться
в сроки, установленные для удовлетворения основных требований потребителя.
Для убытков, связанных с нарушением сроков оказания услуги и расторжением
в связи с этим договора, они составляют 10 дней. Для убытков, связанных с
недостатками услуги, если заявлено требование об устранении недостатков, -
сроки, предусмотренные ст.30 упомянутого Закона (разумный срок, назначенный
потребителем, либо 20 дней, либо более короткий срок, установленный договором
(соглашением сторон)) или правилами выполнения отдельных видов услуг.
Порядок исчисления сроков регулируется гл. 11 ГК. Согласно ст. 191 ГК,
течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления
события, которыми определено его начало.
6. Закон установил, что претензии к качеству тура предъявляются туристом
к лицу, с которым он заключил договор, в письменной форме в течение 20 дней
с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение
10 дней после получения претензии. Предъявляемые требования в случае нарушения
качества тура предусмотрены ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Как видно, все эти требования практически сводятся к денежным требованиям,
которые в соответствии со ст. 31 упомянутого Закона должны удовлетворяться
в тот же 10дневный срок, как и предусмотрено Законом.
Если срок действия договора не указан в самом договоре, то, согласно
ст.425 ГК, он считается действующим до определенного в нем момента окончания
исполнения сторонами обязательств, т.е. применительно к туруслуге практически
до установленной даты возвращения из путешествия.
Нарушение указанного 20-дневного срока не является препятствием для обращения
с иском в суд в течение установленных сроков исковой давности. При этом досудебное
урегулирование спора путем предъявления письменной претензии является обязательным.
Следует обратить внимание, что это требование не распространено Законом на
другие претензии, например вытекающие из нарушения сроков оказания услуги,
недостоверности представленной информации и т.д. Что это означает - определенную
линию законодателя или понимание под качеством тура всех условий договора,
- неясно.
Закон "О защите прав потребителей" не предусматривает обязательного досудебного
порядка урегулирования споров ни по каким претензиям.
Для того чтобы заявить о наличии недостатков в оказанной туристской услуге,
необходимо сослаться на нарушение конкретных требований к качеству услуги,
зафиксированных в договоре (приложениях к нему), технических документах, стандартах,
рекламных материалах, либо на несоответствие обычно предъявляемым требованиям
к качеству таких услуг. В противном случае трудно доказать само наличие недостатка.
Например, в практике возник вопрос, является ли недостатком предоставление
туристу при автобусном путешествии задних мест в автобусе, если это не оговорено
в соответствующих документах.
7. Срок оказания туристских услуг должен определяться договором с туристом.
Закон относит указание даты и времени начала и окончания путешествия, его
продолжительность к существенным условиям договора. Если исполнитель не обеспечил
начало тура в обусловленный срок, потребитель, в соответствии со ст.28 Закона
"О защите прав потребителей", по своему выбору вправе: потребовать организации
тура в назначенный потребителем новый срок с одновременным уменьшением цены;
приобрести тур в другой организации или совершить путешествие самостоятельно
и потребовать от исполнителя возмещения понесенных разумных расходов; согласиться
с новым сроком, определенным исполнителем, и потребовать уменьшения цены;
в одностороннем порядке расторгнуть договор. Потребитель вправе в любом случае
потребовать полного возмещения убытков.
Назначенные потребителем новые сроки должны быть зафиксированы в договоре
(документально). Свидетельскими показаниями они доказываться не могут. В случае
нарушения новых сроков потребитель вправе предъявить иные требования из вышеупомянутых.
В случае если потребитель расторгнул договор из-за нарушения срока начала
тура, исполнитель не вправе требовать возмещения произведенных им затрат,
а также платы за выполненную часть услуги независимо от наличия или отсутствия
его вины (п.4 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей"). При нарушении сроков
начала и окончания тура (в том числе назначенных потребителем) исполнитель
уплачивает потребителю неустойку в размере 3% цены тура за каждый день просрочки
вплоть до начала или окончания тура или до предъявления требований, указанных
в ст.28 упомянутого Закона. При этом размер неустойки определяется исходя
из цены на день добровольного удовлетворения требования или вынесения решения
суда. В любом случае размер неустойки не может превышать цены тура, определенной
в указанном порядке. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение
срока начала или окончания тура, если докажет, что это произошло вследствие
непреодолимой силы или по вине самого потребителя.
8. Согласно ст.33 Закона "О защите прав потребителей", на оказание услуги,
предусмотренной договором, может быть составлена твердая или приблизительная
смета. Составление сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.
Смета является неотъемлемой частью договора и поэтому приобретает силу
с момента ее согласования обеими сторонами. Это касается как твердой, так
и приблизительной сметы.
Закон не определяет, кто и за чей счет составляет смету. Очевидно, это
должна делать заинтересованная сторона за свой счет либо по иному соглашению
сторон.
Статья 33 регулирует вопросы превышения приблизительной сметы, возникшего
по объективным причинам, не зависящим от вины исполнителя или потребителя.
В противном случае все дополнительные расходы относятся на виновную сторону.
Необходимость превышения приблизительной сметы должна быть доказана исполнителем.
Статья 709 ГК, регулирующая вопросы цены в договоре подряда, решает их
аналогичным образом. Она содержит очень важное правило на случай, когда в
договоре не оговорен характер сметы (цены). В этом случае смета (цена) считается

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>