<< Пред. стр.

стр. 62
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

подлежит регистрации в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Именно с такой регистрацией связывался момент возникновения права собственности
на приватизируемое жилье. Соответствующие акты (свидетельства), полученные
гражданами после регистрации договора передачи по правилам, установленным
Законом о приватизации, сохраняют юридическую силу, а предусмотренные ими
права подлежат государственной регистрации лишь в случаях, установленных ст.6
Закона (см. комментарий к указанной статье).
После вступления в действие Закона (см. комментарий к ст.33) именно договор
передачи служит основанием для проведения государственной регистрации прав
на приватизируемое жилье. Соответственно право собственности на него возникает
с момента проведения такой регистрации.
В практике возникают ситуации, когда гражданин, подавший заявление о
приватизации и необходимые для этого документы, умирает до оформления договора
передачи или его регистрации. Судебная практика признала, что в случае спора
по поводу включения этого жилого помещения в наследственную массу необходимо
иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием
к отказу в удовлетворении соответствующего требования наследника. При этом
учитывается, что наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию жилого
помещения, не отозвал своего заявления, поскольку по не зависящим от него
причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов
на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано (п.8 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993г.). Таким образом,
не исключены случаи, когда, несмотря на то, что договор передачи к моменту
смерти гражданина не был оформлен, приватизация жилого помещения признается
произведенной на имя умершего. Как правило, такое признание на практике осуществляется
в судебном порядке по искам наследников умершего и вынесенное решение служит
основанием для проведения государственной регистрации.
В комментируемой статье не названо еще одно основание для государственной
регистрации права собственности на жилое помещение. Имеется в виду возникновение
права собственности на кооперативные квартиры и иное недвижимое имущество
на основании закона. В соответствии со ст.218 ГК член жилищного, жилищно-строительного,
дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие
право на паенакопление, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу,
гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают
право собственности на указанное имущество. Поскольку речь идет о недвижимости,
возникшее право подлежит регистрации в соответствии с Законом. Причем в этих
случаях регистрация носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер,
поскольку право собственности на соответствующие помещения возникает с момента
полного внесения пая.
Основанием для такой регистрации должен служить соответствующий документ:
справка правления кооператива о полной выплате пая.
5. В абз.5 комментируемой статьи основанием для проведения государственной
регистрации названо свидетельство о праве на наследство. Оно выдается наследникам,
принявшим наследство, в подтверждение их прав на полученное имущество. Наследники
приобретают право собственности на наследственное имущество со дня открытия
наследства (со дня смерти наследодателя). Следовательно, как свидетельство
о праве на наследство, так и государственная регистрация соответствующего
права также имеют не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.
Состав наследников - лиц, к которым после смерти гражданина переходят
его права и обязанности, в том числе права на недвижимое имущество, определяется
завещанием или законом.
Собственник или лицо, обладающее иным вещным правом, которое передается
другим лицам, может выразить волю по поводу судьбы принадлежащего ему имущества
на случай своей смерти, составив надлежаще оформленное завещание. Наследниками
по завещанию могут быть любые физические и юридические лица, а также Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Если завещание не составлено, составленное завещание признано недействительным
или если все наследники по завещанию умерли либо отказались от наследства,
наступает наследование по закону, при котором состав наследников определяется
законом. Статьей 532 ГК РСФСР определены две очереди наследников. К первой
относятся супруг, дети и родители умершего, а ко второй - родные братья и
сестры умершего, его дед и бабка как со стороны матери, так и со стороны отца.
Наследники второй очереди призываются к наследованию, если наследников первой
очереди нет, либо все они отказались от наследства, либо лишены завещателем
права наследования. Наследниками по закону являются также нетрудоспособные
лица, которые находились на иждивении умершего не менее одного года до его
смерти. Иждивенцы призываются к наследованию наравне с наследниками каждой
из очередей, а если таких нет, они наследуют самостоятельно.
Внуки и правнуки призываются к наследованию в случае, если к моменту
смерти наследодателя нет в живых того из родителей, который мог бы наследовать.
В этом случае речь идет о так называемом наследовании по праву представления.
Наследники, призванные к наследованию, для получения наследственного
имущества должны выразить на это свою волю, т. е. принять наследство. Принятие
наследства осуществляется двумя способами: фактическим вступлением во владение
наследственным имуществом или подачей соответствующего заявления нотариусу
о принятии наследства. К принятию наследства приравнивается и подача заявления
о выдаче свидетельства о праве на наследство. Заявление подается письменно
нотариусу по месту открытия наследства.
В соответствии со ст.36 Основ законодательства о нотариате выдавать свидетельства
о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества
вправе нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах. И лишь
при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы
совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты выполнение соответствующих
функций может быть поручено одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Тем самым указанное решение служит непременным условием соответствующих полномочий
частного нотариуса.
Свидетельство о праве на наследство может выдаваться и должностными лицами
консульских учреждений.
По заявлению наследников, призываемых к наследству, по месту открытия
наследства заводится наследственное дело. Место открытия наследства определяется
последним постоянным местом жительства наследодателя, а если оно неизвестно
- местом нахождения его имущества (основной части). Местом жительства несовершеннолетних,
не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место
жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов
(ст.20 ГК).
Свидетельство о праве на наследство выдается принявшему его наследнику
любым из названных способов, если принятие наследства последовало не позднее
6 месяцев со дня его открытия. Для лиц, которые призываются к наследству в
связи с непринятием его другими лицами, этот срок может быть увеличен, но
не более чем до 9 месяцев.
Соответствующее свидетельство выдается после истечения установленных
сроков для принятия наследства. И лишь в случае необходимости распорядиться
наследственным имуществом или при наличии других уважительных причин нотариус
вправе выдать свидетельство ранее установленных сроков при условии, что он
располагает бесспорными данными об отсутствии, кроме лиц, подавших заявление
о выдаче свидетельства, других наследников.
После истечения сроков для принятия наследства свидетельство может быть
выдано в любое время по заявлению принявшего его наследника. Лицо, пропустившее
срок для принятия наследства, может быть включено в свидетельство о праве
на наследство с письменного согласия всех других лиц, принявших наследство.
Такое согласие должно быть заявлено до выдачи свидетельства о праве на наследство.
Наследник, пропустивший срок для принятия наследства при наличии уважительных
причин, вправе обратиться в суд с требованием о продлении срока для принятия
наследства и признании за ним права собственности на соответствующее имущество.
При удовлетворении этого требования основанием для регистрации служит решение
суда.
Свидетельство, о котором идет речь, выдается всем наследникам вместе
или каждому в отдельности - в зависимости от их желания. В последнем случае
в свидетельствах указываются все наследственное имущество, доля наследника,
получающего свидетельство, а также то, что на остальные доли выданы свидетельства
другим наследникам либо что доли остались открытыми (свидетельство не получено).
Если окажется, что какое-либо имущество не включено в выданное свидетельство
о праве на наследство, на него может быть выдано дополнительное свидетельство.
Свидетельство выдается нотариусом при наличии доказательств, подтверждающих
факт смерти наследодателя и время открытия наследства (свидетельство о смерти),
место открытия наследства (документ о регистрации по постоянному месту жительства,
место нахождения имущества и т. п.), наличие завещания (если идет речь о наследовании
по завещанию), наличие отношений, явившихся основанием для призвания к наследованию
по закону (отношения родства или иждивенчества), состав наследственного имущества
(если идет речь о недвижимости - также наличие правоустанавливающих документов).
Если один или несколько наследников лишены возможности представить доказательства
отношений, послуживших основанием для призвания к наследованию по закону,
они могут быть включены нотариусом в свидетельство о праве на наследство с
согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших
такие доказательства.
При отсутствии такого согласия факт родственных отношений и факт нахождения
на иждивении устанавливаются судом. Хотя право собственности на наследуемое
имущество возникает независимо от государственной регистрации, в силу ст.4
Закона право на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации и в
этом случае.
До проведения государственной регистрации права собственности на соответствующее
недвижимое имущество на основании свидетельства о праве на наследство наследник
лишен возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Для обеспечения проведения государственной регистрации наследственных
прав на недвижимое имущество было бы целесообразно установить обязанность
нотариусов направлять копию свидетельств о праве на наследство, в состав которого
входит недвижимое имущество, в регистрационные органы, как это предусмотрено
в отношении судебных решений (см. комментарий к ст.28 Закона).
6. Указанному в абз.6 комментируемой статьи основанию регистрации - вступившему
в законную силу судебному решению - посвящена специальная статья Закона (см.
ст.28 и комментарий к ней).
7. Абзац 7 комментируемой статьи имеет в виду многообразные по характеру
акты (свидетельства). Все такие акты относятся к категории индивидуальных,
адресованных определенному лицу.
Соответствующий акт (свидетельство) может относиться к различным по их
природе правам и таким же различным стадиям в их развитии.
Общим для всех этих актов является то, что они исходят от уполномоченного
органа. И хотя комментируемая статья упоминает только органы государственной
власти, нормы абз. 7 относятся и к актам (свидетельствам) органов местного
самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями. Компетенция тех и других
органов определяется законодательством, действовавшим в месте выдачи и на
момент выдачи акта (документа).
Примером таких актов могут служить подлежащие регистрации лицензии на
водопользование, выдаваемые специально уполномоченным государственным органом
управления использования и охраны водного объекта (такие лицензии являются
основанием для заключения договора пользования водным объектом). Другой пример
- акт предоставления земельного участка органами местного самоуправления для
строительства объектов недвижимости в городских и сельских населенных пунктах.
Всоответствии с Законом "О соглашениях о разделе продукции" участки недр предоставляются
в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения; при этом право
пользования участком недр, указанным в соглашении, удостоверяется лицензией,
выдаваемой инвестору органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
и федеральным органом управления фондом недр или его территориальным подразделением.
Наличие указанных в комментируемой статье прав на недвижимость подтверждается
теми выданными государственным органом или органом местного самоуправления
актами, которые носят правоустанавливающий характер в соответствии с действовавшим
в месте регистрации права законодательством и изданы в установленном этим
законодательством порядке. Имея в виду возможность существования неодинакового
режима регистрации недвижимости, существовавшего в разное время, а иногда
и в разных административно-территориальных единицах, важное значение приобретает
указание на необходимость руководствоваться при оценке силы правоустанавливающих
документов законодательством, действовавшим в момент издания акта (свидетельства)
и в месте его издания.
К особым случаям, которые укладываются в рамки абз.7 комментируемой статьи,
относятся: принятие бесхозяйных недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (основанием для такого
принятия на учет служит заявление органа местного самоуправления, на территории
которого находится бесхозяйная вещь, - ст.225 ГК); решение об изъятии имущества
у собственника в виде реквизиции, т. е. при обстоятельствах, которые носят
чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных органов
в порядке и на условиях, установленных законом, в частности, с непременной
выплатой стоимости имущества (ст.242 ГК) или в виде конфискации (ст.243 ГК).
Во всех подобных случаях речь идет об актах государственных органов и
органов местного самоуправления, а также суда, которые предусмотрены законом
в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (ст.8 ГК).
Поэтому в соответствующих случаях возможно применение ст.12 и 13 ГК, в силу
которых могут быть признаны в установленном порядке недействительными акты
государственного органа или органа местного самоуправления по таким основаниям,
как издание их за пределами имеющейся у органа компетенции, несоответствие
иным требованиям законодательства и в том числе нарушение прав и охраняемых
законом интересов гражданина или юридического лица.
Градостроительный кодекс допускает обжалование в суде выданного разрешения
на строительство (п.7 ст.62 указанного Кодекса). При этом основанием для такого
оспаривания служит, в частности, нарушение прав граждан на благоприятную среду
жизнедеятельности, требований охраны окружающей природной среды, экологической
безопасности и санитарных правил, сохранения объектов историко-культурного
наследия, особо охраняемых природных территорий и др. (см. ст. 7, 10, 12 указанного
Кодекса). В подобных случаях может быть заявлено требование об одновременном
признании акта недействительным и возложении на орган, издавший акт, обязанности
возместить причиненные этим убытки.
8. К числу иных актов передачи прав на недвижимое имущество и сделок
с ним заявителю от прежнего правообладателя, предусмотренных абз.8 комментируемой
статьи, относятся самые различные акты, соответствующие действовавшему в месте
передачи и на момент совершения передачи законодательству.
К этим актам в настоящее время можно отнести такие основания для государственной
регистрации прав, как внесение физическими и юридическими лицами вклада в
виде недвижимости в учреждаемое ими хозяйственное общество (товарищество),
наделение собственниками правом оперативного управления создаваемых ими учреждений,
передача юридическим лицом другому юридическому лицу прав на недвижимость
при отдельных видах реорганизации юридического лица, наделение от имени собственника
государственным органом или муниципальным образованием правом хозяйственного
ведения на определенное недвижимое имущество вновь создаваемого государственного
или муниципального унитарного предприятия и др.
9. О кадастровом и техническом учете (инвентаризации), а также о плане
земельного участка см. ст.1 и п.4 ст.18 Закона и комментарии к ним.
10. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию
правоустанавливающих документов выражается в установлении их соответствия
требованиям, предъявляемым ст.18 Закона (см. комментарий к ней). Такая проверка
непосредственно связана с функциями учреждения юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренными
в Примерном положении о нем. Имеется в виду содержащееся в Примерном положении
указание на то, что учреждение юстиции осуществляет проверку действительности
поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего
документ лица или органа власти, проверку наличия зарегистрированных и заявленных
прав на недвижимое имущество и сделки с ним, правовую экспертизу для предъявленных
документов в целях выявления их соответствия законодательству Российской Федерации,
а также проверку законности сделки.
11. Необходимость в дополнительных документах (п.2 комментируемой статьи)
и одновременно возможность истребования документов сверх указанных в п.1 комментируемой
статьи определяются при проверке тех документов, которые были предъявлены
для государственной регистрации. Таким образом, проверка документов составляет
часть процесса регистрации. Последствия возникновения у регистратора сомнений
в наличии оснований для государственной регистрации прав определены в ст.19
Закона (см. комментарий к ней).
12. В соответствии с п.20 Правил ведения Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрещается истребование у правообладателя
или заявителя дополнительных данных и документов, которые не являются необходимыми
("не требуются") для ведения Единого государственного реестра прав.

Комментарий к статье 18

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет требования к содержанию договоров,
подлежащих государственной регистрации, и документов, являющихся основанием
для государственной регистрации прав, их возникновения, прекращения, перехода
и обременения, поскольку именно на их основании вносится информация в Единый
государственный реестр прав. Согласно ст.12 комментируемого Закона и Правилам
ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18
февраля 1998г. N 219, в документах должно быть описание объекта недвижимости:
адрес (местоположение), вид (название) объекта, площадь, назначение, этажность
для отдельно стоящих зданий и домов, этаж и номер помещения или квартиры.
Требования к содержанию договоров также определяются общими положениями об
обязательствах (предмет и стороны) и нормами о конкретных видах обязательств
(существенные условия договора купли-продажи, аренды, ипотеки и т. п.). Государственная
регистрация прав не может быть произведена на основании документов, не содержащих
вид регистрируемого права, например о передаче недвижимости на баланс.
Правоустанавливающим документом на недвижимое имущество, внесенное в
уставный капитал акционерных обществ, образованных в процессе приватизации
государственных и муниципальных предприятий, является план приватизации, утвержденный
решением (распоряжением) соответствующего комитета по управлению имуществом.
В соответствии с Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов
приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января
1992г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий",
к плану приватизации прилагаются акты оценки имущества. Приложение N 1 - акт
оценки стоимости зданий и сооружений и приложение N 2 - акт оценки стоимости
незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования
должны содержать пообъектный перечень недвижимого имущества. Если приложения
содержат только общую стоимость зданий и сооружений и незавершенного строительства,
для государственной регистрации права собственности, очевидно, потребуется
сделать расшифровку актов с указанием объектов и заверить ее в органе, утвердившем
план приватизации.
Обязательная нотариальная форма сделки требуется, если заключены: 1)
договор ипотеки (п.2 ст.339 ГК, Федерального закона от 24 июня 1997г. (16июля
1998г.) N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"); 2) договор ренты (пожизненной
ренты, пожизненного содержания с иждивением) (ст.584 ГК); 3) договор уступки
требования по нотариально удостоверенной сделке (ст.389 ГК). Заключенные до
введения в действие комментируемого Закона договоры купли-продажи, мены, дарения
жилого дома (части дома), дачи, находящихся в городе, рабочем или дачном поселке,
если хотя бы одной из сторон является гражданин, в соответствии со ст. 239,
257 ГК РСФСР 1964г. также должны быть нотариально удостоверены. Следует отметить,
что в соответствии с указанными статьями ГК РСФСР договоры купли-продажи,
мены, дарения жилых домов и их частей в сельской местности должны были быть
заключены в простой письменной форме и зарегистрированы в исполкоме сельского
Совета народных депутатов. Нотариальное удостоверение сделок также обязательно
в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы эта форма не требовалась
по закону для сделок данного вида. Правоустанавливающими документами могут
также являться: брачный договор, определяющий режим собственности супругов,
разграничивающий их права на отдельные виды имущества, и заключение соглашения
об оплате алиментов, предусматривающее передачу недвижимости под эту выплату.
В любом случае эти сделки в силу ст. 41 и 100 СК РФ также требуют обязательного
нотариального удостоверения.
Только нотариусом могут быть выданы следующие правоустанавливающие документы:
свидетельство о праве на наследство (ст.558 ГК РСФСР 1964г., ст.71 Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате); свидетельство о праве собственности на
долю в общем имуществе супругов (ст. 74, 75 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате). Некоторые документы, не являющиеся правоустанавливающими,
но необходимые для государственной регистрации, также должны быть нотариально
удостоверены: доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, за исключением
доверенности от имени юридических лиц (ст.187 ГК); согласие супруга на совершение
сделки по распоряжению общим имуществом другим супругом (ст.35 СК РФ).
Удостоверительные надписи на договорах совершаются за подписью нотариуса
и с приложением его печати, при оформлении свидетельств применяются те же
правила. На документы, удостоверенные должностными лицами органов власти,
уполномоченными совершать нотариальные действия, проставляется печать с наименованием
государственного органа власти и изображением Государственного герба Российской
Федерации. В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть
прошиты, пронумерованы и скреплены печатью.
Законодательством не установлено обязательное требование скрепления печатями
договоров в отношении недвижимого имущества, заключаемых юридическими лицами.
Эти договоры должны быть подписаны руководителями или иными уполномоченными
лицами, в том числе представителями юридических лиц по доверенности. Так,
в нотариально удостоверенном договоре об ипотеке, подписанном представителями
организаций в нотариальной конторе, могут отсутствовать оттиски печатей. Но
при этом в соответствии с п.5 ст.185 ГК доверенность на совершение сделки
от имени юридического лица выдается с обязательным приложением печати. Скрепление
печатью и последствия несоблюдения этого требования могут быть установлены
соглашением сторон согласно п.1 ст.160 ГК; если такие последствия не предусмотрены,
применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. Так,
постановлением Президиума ВАС РФ от 17 июня 1997г. N 3376/96 иск ТОО к нотариусу
и банку о признании не подлежащей исполнению исполнительной надписи нотариуса
на кредитном договоре направлен на новое рассмотрение, поскольку данный договор
не был скреплен подписью и печатью истца. // Вестник ВАС РФ. 1997. N 10. С.54-55.
В обязательном порядке подписываются судьей и заверяются гербовой печатью
суда исполнительные документы, выданные на основании судебных актов (ст.125-9
ГПК РСФСР 1964г., ст.200 АПК РФ 1995г., ст.8 Федерального закона от 4 июня
1997г. (21 июля 1997г.) N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Требования
к содержанию исполнительных документов установлены нормами процессуального
права.
Не требуют приложения печати акты исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления. Подлинники этих документов хранятся в издавшем
их органе. Правообладатель, в чьем отношении издан акт, предъявляет для государственной
регистрации права копию документа, верность которой свидетельствуется подписью
руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. При этом
на копии должна быть указана дата ее выдачи и сделана отметка о том, что подлинный
документ находится в данной организации (п.1 Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 4 августа 1983г. N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями,
учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан").
Документ должен подписываться руководителем организации. В состав подписи
входят: наименование должности подписывающего документ (в документах, оформленных
не на бланках, наименование организации включается в состав наименования должности),
личная подпись и ее расшифровка. Если документ подписывается лицом, исполняющим
обязанности руководителя, или его заместителем, указывается фактическая должность
лица, подписавшего документ, и его фамилия. По общим правилам делопроизводства
не допускается подписывать документы с предлогом "за" или проставлением косой
черты перед наименованием должности (п.3.5.5 Типовой инструкции по делопроизводству
в министерствах и ведомствах Российской Федерации, утвержденной Комитетом
по делам архивов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 24 июня 1992г. N 1118-р).
Особые требования предъявляются к иностранным документам. Документы,
выданные и имеющие юридическую силу на территории иностранного государства,
могут быть использованы на территории России только после их соответствующего
удостоверения, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками
которых являются государства. Удостоверение осуществляется посредством консульской
легализации или проставлением апостиля.
Иностранные документы, предназначенные для использования на территории
России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы
выданы, или же непосредственно в Российской Федерации. В первом случае документ
сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном
органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализуется
в консульском учреждении Российской Федерации в данном государстве. Во втором
случае иностранный документ сначала заверяется в дипломатическом представительстве
или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан
документ, а затем легализуется в Департаменте консульской службы МИД России.
И в том, и в другом случае при необходимости может быть потребован нотариально
заверенный перевод документа на русский язык. Легализованный документ действителен
только для государства, консульская служба которого его легализовала.
В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961г.
была подписана Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных
официальных документов. В соответствии с Гаагской конвенцией на документах,
совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для
использования на территории другого государства, проставляется специальный
штамп (апостиль). Апостиль "удостоверяет подлинность подписи, качество, в
котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность
печати или штампа, которым скреплен этот документ" (ст.5 Конвенции). Подпись,
печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют
никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен
апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции.
Странами - участницами Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации
иностранных официальных документов, являются: Австралия, Австрия, Антигуа
и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Беларусь, Белиз, Бельгия,
Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней Даруссалам, Великобритания, Венгрия,
Греция, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Лесото, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий,
Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Нидерланды, Норвегия,
Панама, Португалия, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Кристофер
и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Фиджи, Финляндия, Франция,
ФРГ, Хорватия, Швейцария, Югославия, Южно-Африканская Республика, Япония.
Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным
договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними
договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г.
предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся
сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то
уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме
и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся
стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов
может быть потребован только их нотариально заверенный перевод.
Российская Федерация имеет двусторонние договоры о правовой помощи со
следующими странами: Азербайджан, Алжир, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Греция,
Ирак, Италия, Кипр, Китай, КНДР, Куба, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова,
Монголия, Йеменская Республика, Польша, Румыния, Тунис, Финляндия, Чехословакия,

<< Пред. стр.

стр. 62
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>