<< Пред. стр.

стр. 63
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Союзная Республика Югославия и некоторыми другими.
Участники Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам от 19 мая 1994г.- Республика Армения, Республика
Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Украина, Республика
Узбекистан, Республика Таджикистан, Туркменистан.
2. Требования к нотариально удостоверенным документам также содержатся
в п.17 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными
нотариальными конторами РСФСР, утвержденной приказом Министра юстиции РСФСР
от 6 января 1987г. N 01/16-01. Текст нотариально удостоверяемых сделок должен
быть написан ясно и четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки
обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц даются
без сокращений с указанием адресов их органов (в необходимых случаях - также
номера текущего (расчетного) счета и отделения банка). Фамилии, имена и отчества
граждан должны быть написаны полностью с указанием места их жительства. При
удостоверении сделок от имени иностранных граждан указывается и их гражданство.
Не заполненные до конца строки и другие свободные места на документах прочеркиваются,
за исключением документов, предназначенных для действия за границей, в которых
прочерки не допускаются.
Приписки и поправки должны быть оговорены и подтверждены подписью участников
сделки и других лиц, подписавших сделку, заявление и т. п., а также в конце
удостоверительной надписи подписью нотариуса и оттиском его печати, при этом
исправления должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем
зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном тексте.
Исправления, сделанные в тексте документа, который не подписывается сторонами,
в конце удостоверительной надписи оговариваются только государственным нотариусом
и подтверждаются его подписью и оттиском печати государственной нотариальной
конторы.
3. При регистрации прав и сделок с землей требования к оформлению, форме
(нотариальная или простая письменная) документов, наличию подписей и печатей
те же, что и при регистрации прав и сделок с другими объектами недвижимого
имущества. При регистрации прав и сделок с землей необходимо учитывать особые
требования к содержанию правоустанавливающих документов и документов технического
учета. Правоустанавливающими документами являются решения (постановления)
местной администрации, свидетельство о наследстве, договоры и т. д.
Решение (постановление) местной администрации о предоставлении земельного
участка должно содержать следующие данные:
1. Месторасположение земельного участка, его площадь и целевое назначение.
2. Фамилию, имя, отчество лица, которому предоставляется земельный участок.
3. Право (собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное
бессрочное пользование и др.), на котором данный земельный участок предоставляется.
4. Список членов крестьянско-фермерского хозяйства (в случае предоставления
земли для ведения крестьянско-фермерского хозяйства).
5. Список членов садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого
объединения граждан (при предоставлении для вышеуказанных целей).
6. Список граждан, в соответствии с действующим законом имеющих право
на получение земельной доли при реорганизации сельскохозяйственного предприятия.
Если в тексте постановления (решения) местной администрации имеются записи
о приложениях, списках и т. д., то данные списки, приложения должны быть представлены
вместе с копией постановления (решения) и являются неотъемлемой его частью.
Правоустанавливающие документы на земельные участки, выданные органами
исполнительной власти, местного самоуправления после вступления в действие
Указа Президента Российской Федерации N 1767, т.е. после 29 октября 1993г.,
должны быть зарегистрированы в районном (городском) комитете по земельным
ресурсам и землеустройству. Без регистрации в районном (городском) комитете
по земельным ресурсам и землеустройству решения (постановления) местной администрации
являются недействительными, т. е. необходимо представить документ установленной
формы, подписанный руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству
с проставлением печати (например, свидетельство).
Если в качестве дополнительного правоустанавливающего документа на государственную
регистрацию права на землю представляются учредительные документы реорганизованного
сельскохозяйственного предприятия, они обязательно должны содержать:
- состав учредителей;
- запись о внесении учредителями земельной доли в Уставной фонд либо
паевой фонд. Данная запись в Уставе подтверждается списком учредителей при
наличии личных подписей, либо личным заявлением каждого (при общедолевой собственности
на землю граждан), или решением общего собрания учредителей о внесении земли
в Уставной капитал (при общей собственности на землю граждан).
Обязательным требованием при проведении государственной регистрации прав
на землю и сделок с ней является представление выписки из межевого (кадастрового)
дела, т. е. плана земельного участка установленного образца.
План земельного участка должен отвечать требованиям Методических указаний
по оформлению межевого дела по купле-продаже, обмену, дарению, аренде и наследованию
земельного участка, утвержденных приказом Госкомзема от 9 июля 1998г. N 45.
При регистрации перехода права по наследству, а также регистрации права
при разделе, дарении близким родственникам (дети, родители, супруги) межевое
дело на земельный участок может не составляться. В этом случае на регистрацию
представляется план (чертеж) земельного участка на основе имеющегося планово-картографического
материала. При отсутствии такого указания представляется выписка из межевого
дела. На плане земельного участка указываются адрес (местонахождение), целевое
назначение, кадастровый номер. Данная выписка или чертеж заверяются должностным
лицом органа, ответственного за проведение кадастровых работ (комитет по земельным
ресурсам и землеустройству) с проставлением печати.
Отсутствие или незавершенность работ по межевому делу не является основанием
в отказе регистрации прав на земельный участок. Регистрация производится на
основании данных, имеющихся на момент регистрации земельного участка.
Если объектом регистрации является не земля, а другой объект недвижимого
имущества (здание, сооружение и т. д.), то в качестве технического документа
представляется технический паспорт БТИ (давностью не более 5 лет). Технический
паспорт БТИ представляется по утвержденной форме, содержит инвентарный номер,
данные о расположении объекта, о правообладателе, о правоустанавливающих документах,
о характеристике объекта с указанием наименования, года постройки, площади
и т. д. К техническому плану прилагается план земельного участка и поэтажный
план. Технический паспорт подписывается руководителем службы технической инвентаризации
с проставлением печати.
4. Документы, необходимые для государственной регистрации, включая договоры,
подлежащие государственной регистрации, представляются в подлиннике (за исключением
актов государственных и муниципальных органов) с приложением копий, которые
предназначены для хранения в делах учреждения юстиции. Подлинники возвращаются
правообладателю, на правоустанавливающих документах делается отметка о произведенной
государственной регистрации права или сделки.
Копия, заверенная в установленном законом порядке, имеет такую же юридическую
силу, как и подлинник. Верность копии может быть засвидетельствована нотариально
либо организацией, издавшей документ. Ксерокопия не является копией и приобретает
силу документа только после надлежащего свидетельствования верности. Согласно
п.3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983г. N 9779-Х "О
порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями
копий документов, касающихся прав граждан" запрещается свидетельствование
верности копий паспорта и иных документов, удостоверяющих личность граждан.

Комментарий к статье 19

1. Комментируемая статья предусматривает возможность приостановления
государственной регистрации как по инициативе правообладателя, так и по инициативе
учреждения юстиции. Основания для такого приостановления перечислены в пп.2-4
комментируемой статьи.
Содержание п. 1 статьи не соответствует ее названию. Этот пункт предусматривает
обязанность учреждения юстиции при наличии сомнений в возможности регистрации
затребовать от заявителя дополнительные сведения об основаниях регистрации,
но в рамках общего месячного срока регистрации, установленного п.3 ст. 13
Закона.
Сомнения могут возникнуть после приема документов на стадиях их правовой
экспертизы или установления отсутствия противоречий между заявляемыми и уже
зарегистрированными правами на данный объект (п.1 ст.13 Закона). В частности,
сомнения могут возникнуть по поводу содержания представленных на заключение
документов, по поводу самих прав на объект недвижимости, по поводу правомочности
как самого заявителя, так и его представителя участвовать в процедуре регистрации
и т. п.
Учреждение юстиции при необходимости представления дополнительных материалов
немедленно извещает об этом в письменном виде заявителя, который вправе представить
дополнительные доказательства наличия у него прав на объект. При непредставлении
либо несвоевременном представлении доказательств в течение общего месячного
срока регистрации может последовать отказ в государственной регистрации.
2. Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет регистратору право приостановить
регистрацию на срок в один месяц. Это одно из трех оснований приостановления
регистрации, предусмотренных комментируемой статьей. Такое приостановление
возможно только в одном случае: когда у регистратора возникают сомнения в
подлинности представленных документов. По существу речь идет о проведении
соответствующей экспертизы (почерковедческой, лингвистической и т. п.) документов
с целью подтверждения или опровержения их подлинности.
Любое приостановление течения срока означает приостановление действия
этого срока. В соответствии с п.3 ст.13 Закона общий срок государственной
регистрации прав на недвижимость и сделок с ней ограничен одним месяцем. Таким
образом, общий срок регистрации прав на недвижимое имущество с учетом ее приостановления
по инициативе регистратора не может превышать двух месяцев с момента подачи
заявления на регистрацию.
При направлении документов на подтверждение их подлинности регистратор
обязан письменно уведомить заявителя не только о приостановлении регистрации,
но и об основаниях принятия такого решения. О приостановлении регистрации
в книге учета документов должны быть сделана соответствующая запись (п.10
Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов
при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
утвержденных приказом Минюста, Мингосимущества и Министерства по земельной
политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 июля 1998г.
N 83/172/23).
3. Ко второму виду оснований приостановления регистрации относятся основания,
изложенные в письменном заявлении правообладателя или уполномоченного им лица.
Пункт 3 комментируемой статьи перечня этих оснований не содержит. Однако к
числу причин, которые могут быть признаны регистратором уважительными и повлечь
за собой решение о приостановлении, могут быть отнесены лишь исключительные.
По аналогии с нормами ГПК РСФСР (ст. 214, 215) и АПК РФ (ст.81, 82) к ним
могут быть отнесены: смерть гражданина, если спорное правоотношение допускает
правопреемство; прекращение существования юридического лица либо его реорганизация;
утрата гражданином дееспособности; нахождение гражданина в длительной служебной
командировке.
По-видимому, одним из оснований для приостановления государственной регистрации
в этом случае может служить заявление правообладателя о том, что в суде рассматривается
спор по поводу прав на недвижимость, являющуюся объектом государственной регистрации.
Заявление о приостановлении регистрации должно подаваться в письменной
форме до истечения месячного срока на проведение регистрации, установленного
п.3 ст.13 Закона. Регистратор обязан в кратчайший срок рассмотреть заявление
и вынести письменное решение об удовлетворении ходатайства либо о его отклонении.
В случае удовлетворения заявления регистратор обязан указать срок приостановления
регистрации, который не может превышать трех месяцев, и о принятом решении
известить правообладателей. Как и в случаях, предусмотренных п.2 комментируемой
статьи, о приостановлении регистрации по инициативе правообладателя должна
быть сделана соответствующая запись в книге учета документов (п.10 Правил
ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Таким образом, общий срок государственной регистрации в данном случае
с учетом времени ее приостановления не должен превышать четырех месяцев со
дня подачи заявления и документов на регистрацию.
4. В п.4 комментируемой статьи содержится третье основание для приостановления
государственной регистрации - в тех случаях, когда об этом имеется определение
или решение суда.
Закон предусматривает, что судебный акт о приостановлении регистрации
может быть вынесен в порядке, установленном законодательством. Согласно ГПК
РСФСР к таким актам относятся: а) определение суда об обеспечении иска (ст.134
ГПК); б) постановление (определение) должностных лиц, которым предоставлено
право принесения протеста в порядке надзора, о приостановлении исполнения
соответствующих решений (определений, постановлений) судов (ст.323 ГПК); в)
определение суда о приостановлении исполнительного производства (ст. 361,
362 ГПК).
В соответствии с АПК РФ к подобным судебным актам относятся: а) определение
арбитражного суда об обеспечении иска (ст.76 АПК); б) определение арбитражного
суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения решений, постановлений,
принятых в первой и апелляционной инстанциях (ст.170 АПК); в) определение
должностных лиц Высшего Арбитражного Суда, имеющих право приносить протесты
в порядке надзора, о приостановлении исполнения соответствующих судебных актов
(ст.182 АПК); г) определение арбитражного суда о приостановлении исполнительного
производства (п.1 ст.24 Закона "Об исполнительном производстве").
Указанные выше судебные акты приводятся в исполнение немедленно в порядке,
установленном для исполнения решений (ст.137 ГПК РСФСР, ст.78 АПК РФ). Применительно
к п.3 ст.28 Закона суд после принятия судебного акта обязан направить его
копию в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимость и сделок с
ней. Это не исключает возможности для правообладателя представить копию судебного
акта регистратору самостоятельно.
Приостановление регистрации по анализируемому основанию является обязательным
и оформляется соответствующим письменным решением регистратора. Об этом делается
отметка в книге учета документов, которая в соответствии с п.2 ст.12 Закона
является неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.
5. Статья 21 Закона об ипотеке (залоге недвижимости)" ввела понятие "отложение
государственной регистрации ипотеки". Нормы, содержащиеся в этой статье, являются
специальными по отношению к комментируемой статье. Поэтому при расхождении
с общими должны применяться эти специальные нормы.
К числу оснований для отложения государственной регистрации, перечисленных
в п.2 ст.21 Закона об ипотеке, отнесены:
а) непредставление каких-либо документов, являющихся необходимыми для
регистрации ипотеки в силу пп.2 и 3 ст.20 Закона об ипотеке;
б) несоответствие договора об ипотеке, закладной или приложенных к ним
документов требованиям законодательства (отсутствие нотариальной формы договора
об ипотеке и т. п.);
в) необходимость проверки подлинности представленных документов, если
у регистратора возникли сомнения.
Во всех этих случаях государственная регистрация может быть отложена
на срок не более одного месяца.
В указанный срок регистратор требует от сторон устранения препятствий
для регистрации либо производит соответствующие действия сам (п.3 ст.21 Закона
об ипотеке).
Если в установленный срок требования регистратора не выполнены, регистратор
должен в регистрации отказать.
6. В п.4 ст.21 Закона об ипотеке предусмотрено еще одно основание для
отложения регистрации: наличие судебного спора по поводу прав на имущество,
являющееся предметом ипотеки, либо по поводу обращения взыскания на это имущество.
В этом случае регистрация откладывается до разрешения спора судом, что приближает
отложение регистрации по данному основанию к приостановлению регистрации по
п.4 комментируемой статьи.
Практика применения Закона уже сейчас выявила необходимость расширения
оснований для приостановления государственной регистрации по инициативе учреждения
юстиции. В частности, такое право должно быть предоставлено, если имеются
сведения о наличии судебного спора о праве на регистрируемый объект, а правообладатели
ходатайства о приостановлении регистрации не заявляют. Другой случай - наличие
нескольких заявлений на один и тот же объект недвижимости. И здесь регистратору
должно быть предоставлено право приостановить регистрацию, разъяснив сторонам
необходимость разрешения в суде спора о праве.

Комментарий к статье 20

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится перечень оснований для отказа
в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из этих оснований вытекает, что отказ в регистрации связан с отсутствием права
на регистрацию. Поэтому отказ в государственной регистрации необходимо отличать
от возвращения документов заявителю.
Основной причиной для возвращения документов заявителю следует считать
непредставление (неполное представление) документов, необходимых для проведения
регистрации. Например, отсутствует документ об оплате регистрации, отсутствует
заявление о регистрации одного из участников договора и т. п. Другой причиной
может служить подача документов, имеющих подчистки либо приписки, зачеркнутые
слова и иные не оговоренные в них исправления, документов, исполненных карандашом,
а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно
истолковать их содержание (п.3 ст.18 Закона).
Согласно п.2 ст.17 комментируемого Закона перечень документов, необходимых
для государственной регистрации, должен быть доступен для ознакомления всеми
заинтересованными лицами. При этом речь идет обо всех документах, необходимых
для регистрации в каждом конкретном случае (сделки с земельными участками,
с жилыми помещениями и т. п.). Истребование у заявителя каких-либо дополнительных
документов, кроме тех, которые предусмотрены Законом, не допускается.
Следует полагать, что по требованию заявителя возвращение документов
должно быть оформлено в письменном виде. Только в этом случае возвращение,
если оно необоснованно, может быть обжаловано в суде.
Возвращение документов не препятствует вторичному обращению с заявлением
о регистрации после восполнения недостающих. Кроме того, в этом случае установленный
п.3 ст.13 Закона месячный срок на проведение государственной регистрации не
начинает течь.
Иначе решается подобный вопрос в Законе об ипотеке. В соответствии с
п.2 ст.21 этого Закона орган, осуществляющий регистрацию, не вправе отказать
в приеме документов на регистрацию и в самой регистрации в случае непредставления
заявителем документов, необходимых для ее проведения. Перечень этих документов
предусмотрен в пп. 2 и 3 ст.20 Закона об ипотеке.
В этом случае регистрация откладывается до представления необходимых
документов в срок не более одного месяца.
Интересный опыт, позволяющий избежать удлинения срока регистрации, накоплен
в Московской областной регистрационной палате. Он состоит в том, что лицо,
не имеющее всего пакета документов, необходимых для проведения госрегистрации,
вправе подать два заявления. Одно из них касается собственно регистрации,
а во втором содержится просьба к регистратору оказать содействие в получении
недостающих документов.
2. Статья закрепляет семь оснований для отказа в государственной регистрации,
перечень которых является исчерпывающим. В соответствии с п.1 ст.21 Закона
об ипотеке они же, за некоторыми исключениями, служат основанием для отказа
в государственной регистрации ипотеки. К ним относятся:
а) право на недвижимость, за регистрацией которого обратился заявитель,
в силу ГК или Федерального закона государственной регистрации не требует.
По общему правилу, государственной регистрации подлежит возникновение, переход
или прекращение любого права на недвижимое имущество либо сделка с ним (ст.131
ГК, ст.4 Закона). Исключения должны быть прямо предусмотрены в законе.
Так, в соответствии с п.2 ст.651 ГК договор аренды здания или сооружения
подлежит государственной регистрации лишь в случае, если он заключен на срок
не менее года. При обращении за регистрацией договора аренды здания на срок
10 месяцев в государственной регистрации должно быть отказано.
Не подлежат государственной регистрации договор коммерческого или социального
найма жилого помещения (гл. 35 ГК), права, вытекающие из договора безвозмездного
пользования недвижимым имуществом (гл. 36 ГК);
б) с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее
лицо. Под ненадлежащим лицом при этом следует понимать лицо, которому регистрируемое
право не принадлежит или которое не является стороной регистрируемой сделки.
Так, ненадлежащим лицом следует признать филиал юридического лица, заключивший
сделку от своего имени, не имея полномочий на заключение договора от имени
юридического лица.
Другой пример. Не подлежит государственной регистрации договор дарения
недвижимости, подписанный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, поскольку
как сам договор, так и заявление о его регистрации могут быть от его имени
совершены только родителями, усыновителями либо опекуном (п.1 ст.28 ГК);
в) документы, представленные на государственную регистрацию прав, по
форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Например, заявление о проведении государственной регистрации договора
купли-продажи жилого дома подано от имени собственника лицом, чья доверенность
оформлена ненадлежащим образом. В частности, доверенность получена в порядке
передоверия и не имеет нотариальной формы (п.3 ст.187 ГК).
В государственной регистрации по этому основанию может быть также отказано,
когда в договоре продажи недвижимости отсутствует условие о ее цене (ст.555
ГК), хотя бы договор и был заключен в нотариальной форме.
Иначе решен вопрос о последствиях несоответствия договора об ипотеке,
закладной и иных документов, относящихся к ипотеке, требованиям законодательства.
Согласно абз. 3 п.2 ст.21 Закона об ипотеке регистратор при выявлении указанного
несоответствия регистрацию откладывает и требует от заявителя устранить это
несоответствие;
г) акт государственного органа или акт органа местного самоуправления
о предоставлении прав на недвижимое имущество признан судом недействительным.
Соответственно должно быть отказано в регистрации прав на недвижимость, возникших
на основании этого акта.
Так, должно быть отказано в регистрации права собственности на недвижимое
имущество тому акционерному обществу, акт приватизации имущества которого
судом признан недействительным;
д) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться
правом на данный объект недвижимого имущества. Например, государственное унитарное
предприятие заключило договор продажи пансионата и обратилось за регистрацией
перехода прав на него. Поскольку в соответствии со ст.295 ГК государственное
унитарное предприятие не вправе распоряжаться недвижимостью без согласия собственника,
в государственной регистрации при отсутствии такого согласия должно быть отказано;
е) лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило
документ без указания этих условий. Например, представлен на регистрацию договор
продажи квартиры без приложения перечня лиц, сохраняющих права на пользование
данным жилым помещением (ст.558 ГК);
ж) правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует
об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества. Например,
лицо, продавшее жилой дом полностью, обратилось с заявлением о регистрации
договора и перехода права собственности на покупателя, представив в доказательство
своих прав свидетельство о наследстве. Однако из этого правоустанавливающего
документа следует, что это лицо располагает правом собственности на часть
дома, а не на весь дом.
3. В п.2 комментируемой статьи решается вопрос о соотношении государственной
регистрации как единственного доказательства существования прав на недвижимое
имущество и учета (инвентаризации) недвижимости, который сопровождает проведение
регистрации (см. комментарий к ст.1 Закона).
Отсутствие или незаконченность учетных работ по индивидуализации земельного
участка и даже наличие судебного спора по поводу его границ не может быть
основанием для отказа в приеме документов и, соответственно, для отказа в
самой регистрации.
В этом случае государственная регистрация прав на земельный участок осуществляется
при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся в
соответствующем земельном комитете, в том числе натурного описания границ.
До присвоения земельному участку кадастрового номера может быть использован
условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект (подразделI-
II Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество - постановление
Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. N 219).
В дальнейшем при наличии письменного согласия правообладателя (правообладателей)
уточненные границы и площадь земельного участка могут быть внесены в Единый
государственный реестр прав на недвижимое имущество без повторной регистрации.
Судебный спор о границах земельного участка не следует отождествлять
со спором о праве на земельный участок. При наличии подобного спора, если
имеется соответствующее решение или определение суда, регистратор, руководствуясь
п.4 ст.19 и п.2 ст.28 Закона, обязан приостановить регистрацию.
Не имеется оснований для отказа в проведении государственной регистрации
прав и в случае, когда не закончены работы по учету зданий, сооружений или
их частей. Однако в отличие от государственной регистрации прав и сделок с
земельными участками работа по их учету должна быть закончена к моменту государственной
регистрации прав на здания, сооружения или их части.
4. Решение об отказе в регистрации должно быть принято в письменной форме
с указанием мотивов для отказа, в общий месячный срок, установленный для регистрации,
либо в сроки, определяемые в соответствии со ст.19 Закона (см. комментарий
к ст.19).
Мотивированное решение об отказе должно быть направлено заявителю в срок
не позднее пяти дней после окончания срока регистрации. В соответствии с п.5
ст.21 Закона об ипотеке мотивированный отказ в регистрации должен быть направлен
в течение общего срока регистрации, т. е. определены более короткие сроки
для уведомления.
В обоих случаях копия сообщения об отказе должна быть помещена в дело
правоустанавливающих документов, которое в соответствии с п.2 ст.12 Закона
является неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество.
5. Отказ в государственной регистрации заинтересованные лица, и прежде
всего заявители, вправе обжаловать в судебном порядке.
Граждане подают жалобу в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном
гл. 241 ГПК РСФСР. Юридические лица и индивидуальные предприниматели отказ
в государственной регистрации обжалуют в арбитражный суд по правилам подсудности,
установленным ст.22 АПК РФ.
Отказ в государственной регистрации целесообразно обжаловать лишь в случаях,
когда правообладатель считает его необоснованным, поскольку отказ в регистрации
не лишает заявителя права обратиться за регистрацией вновь, если существует
возможность устранить обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Решение
об отказе в регистрации может быть обжаловано при расширении регистратором
перечня оснований, предусмотренных в комментируемой статье, при неправильном
применении этих оснований для отказа, а также в иных случаях.
В соответствии с п.5 ст.2 Закона заинтересованные лица вправе обжаловать
также уклонение от регистрации, т. е. непринятие соответствующим органом решения
о регистрации либо об отказе в регистрации в установленные сроки.

Комментарий к статье 21

1. Законодатель не конкретизирует понятие технической ошибки, указывая

<< Пред. стр.

стр. 63
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>