<< Пред. стр.

стр. 64
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

только на основное требование: чтобы исправление технической ошибки не могло
причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих
лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи. Таким образом,
в каждом конкретном случае на государственном регистраторе лежит обязанность
определения, можно ли исправить допущенную техническую ошибку самостоятельно
или потребуется решение суда, о котором говорится в п.2 статьи.
2. К техническим ошибкам первой группы, т. е. исправляемым по решению
регистратора, можно отнести, безусловно, грамматические ошибки, незначительные
опечатки как в тексте, так и в описании объекта регистрации. Например, если
вместо общей площади объекта 85,6 кв. м в свидетельстве указано 85,5 кв. м,
эта ошибка в силу своей незначительности не может нарушить интересов правообладателей
или третьих лиц, которые полагались на эту регистрационную запись.
Исправление подобных ошибок производится по решению регистратора прав
после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица письменного
заявления об ошибке в записях. Заинтересованными лицами в первую очередь являются
правообладатели, их наследники, стороны по сделке.
Каким образом оформляется это решение регистратора? При получении письменного
заявления решение об исправлении ошибки может быть зафиксировано совершением
на заявлении надписи о внесении соответствующего исправления, даты и подписи
регистратора. Заявление должно храниться в деле правоустанавливающих документов.
Более сложно ответить на этот вопрос при обнаружении ошибки самим регистратором
или другими сотрудниками учреждения юстиции по регистрации прав. В таком случае
необходимо зафиксировать как обнаружение ошибки, так и решение регистратора
о ее исправлении. Наиболее целесообразным можно считать составление в подобных
случаях акта или иного документа, в котором должно быть отражено, кем, когда
и какая именно ошибка обнаружена, какое решение принято регистратором. Соблюдение
установленного Законом трехдневного срока для исправления технических ошибок
обязательно во всех случаях.
3. Технические ошибки при государственной регистрации прав могут быть
допущены как при внесении записей в реестр, так и при выдаче свидетельства
о государственной регистрации права. Закон не устанавливает способов исправления
технических ошибок, видимо, оставляя право регистратору определить их в зависимости
от вида ошибки. Можно предположить, что при исправлении записей в реестре
об этом должна быть сделана запись в графе "Особые отметки регистратора" с
указанием даты исправления ошибки, подписью регистратора и печатью. При исправлении
технических ошибок в свидетельстве о государственной регистрации необходимо
помнить требование Правил ведения реестра (п.76) о недопустимости исправлений,
подчисток и приписок в тексте свидетельства. Из него следует, что исправление
ошибок в свидетельстве влечет выдачу нового свидетельства, естественно, с
изъятием ранее выданного свидетельства с ошибкой.
4. Информацию об исправлении технической ошибки учреждение юстиции обязано
в трехдневный срок в письменной форме направить участникам отношений, возникающих
при государственной регистрации прав. Участниками отношений в соответствии
со ст.5 Закона являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных,
подлежащих государственной регистрации прав на него. Регистратор прав устанавливает
перечень участников для направления информации в каждом конкретном случае.
У регистратора должны остаться документы, подтверждающие передачу информации,
например, почтовые квитанции или подпись уполномоченного лица о получении
соответствующего документа.
5. Закон устанавливает, что в случаях, если существуют основания полагать,
что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные
интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие
регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного
суда.
В настоящее время ни Гражданский процессуальный, ни Арбитражный процессуальный
кодексы Российской Федерации не содержат порядка рассмотрения дел по внесению
исправлений в регистрационные записи. Можно предположить, что в эти законы
будут внесены соответствующие дополнения, устанавливающие процессуальные особенности
рассмотрения этой категории дел. Однако до внесения этих изменений в рамках
действующего процессуального законодательства необходимо определить, в порядке
искового или особого производства должны рассматриваться эти дела. Так как
в этих случаях субъективные права и интересы правообладателей не нарушаются
и не оспариваются, такие дела, по-видимому, возможно рассматривать в суде
в порядке особого производства. Возможность применения этого порядка основывается
еще и на том, что государственная регистрация по своей природе является юридическим
фактом, с которым законодатель связывает возникновение и переход прав на недвижимое
имущество.
В случае обнаружения учреждением юстиции ошибки, для исправления которой
необходимо судебное решение, заявление в судебные органы подается этим учреждением
юстиции. Если же ошибка обнаружена заинтересованным лицом, об этом подано
заявление в учреждение юстиции, но для исправления ошибки требуется судебное
решение, то учреждение юстиции не может самостоятельно внести исправление.
В таких случаях учреждение юстиции сообщает заявителю о невозможности исправления
регистрационных записей без судебного решения. Вопрос о том, кто должен обращаться
в судебные органы, законом не решен. Полагаем, что в судебные органы в подобных
случаях могут обращаться как учреждение юстиции, так и заинтересованное лицо,
обнаружившее ошибку.

ГлаваIV
Государственная регистрация отдельных видов
прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Комментарий к статье 22

1. Комментируемая статья определяет особенности порядка регистрации имущественных
прав и сделок, объектом которых является предприятие. В случаях, когда в качестве
объекта имущественных прав и (или) сделок выступают земельные участки и иные
отдельные объекты недвижимости, входящие в состав предприятия, соответствующие
права и сделки подлежат государственной регистрации в общем порядке по месту
нахождения недвижимого имущества.
2. Предприятие является специфическим объектом гражданских прав, что
нашло свое отражение в ГК (ст.132). Предприятием как объектом прав признается
имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской
деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные
для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование,
инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения,
индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное
наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные
права.
Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Тем не менее законодатель наряду с правилами о продаже недвижимости (§ 7 гл.
30) счел необходимым включить в текст ГК и нормы о продаже предприятий (ст.559-566),
указав при этом, что правила о продаже недвижимости применяются к продаже
предприятий постольку, поскольку иное не предусмотрено нормами о договоре
продажи предприятия (п.2 ст.549).
Дело в том, что продажа предприятия в целом предполагает передачу покупателю
не только зданий и оборудования, но и привязанных к материальной основе производства
прав и обязанностей продавца. Сложные отношения, возникающие при такой продаже,
требуют специального регулирования (ст.559-566 ГК).
Специальные правила установлены ГК и в отношении некоторых других видов
договоров, объектом которых является предприятие как имущественный комплекс:
аренды (ст.656-664); доверительного управления (пп.1 и 3 ст. 1013). Особые
положения, регулирующие сделки с предприятием, содержатся также в федеральных
законах "О несостоятельности (банкротстве)" (ст.85); "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации" (ст.26); "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (ст.69-73).
3. Предметом договора продажи предприятий является предприятие в целом
как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец
не вправе передавать другим лицам. В этом смысле необходимо выделить две категории
прав продавца (собственника предприятия), в отношении которых в ГК предусмотрены
два противоположных правила (пп.2-3 ст.559). К первой категории относятся
права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие
средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг, а также
принадлежащие ему на основании лицензии права на использование таких средств
индивидуализации. Если иное не будет предусмотрено договором продажи предприятия,
эти права переходят к покупателю.
Вторую категорию составляют права, полученные продавцом на основании
разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью. Указанные
права не подлежат передаче покупателю. Исключение могут составить лишь случаи,
предусмотренные законом или иными правовыми актами. Причем за неисполнение
переданных покупателю в составе предприятия обязательств, имевшее место по
причине отсутствия у покупателя разрешения (лицензии), необходимого для исполнения
этих обязательств, продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную
ответственность.
В договоре продажи предприятия должны быть точно указаны состав и стоимость
продаваемого предприятия, которые определяются на основе полной инвентаризации
предприятия.
ГК содержит правила, позволяющие удостоверить состав продаваемого предприятия
(п.2 ст.561). Стороны еще до подписания договора продажи предприятия должны
составить и рассмотреть: акт инвентаризации; бухгалтерский баланс; заключение
независимого аудитора о составе и стоимости предприятия; перечень всех долгов
(обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера,
размера и сроков их требований.
Указанные документы служат обязательным приложением к договору продажи
предприятия, который заключается в письменной форме путем составления одного
документа, подписанного сторонами. Отсутствие какого-либо из названных документов
расценивается как несоблюдение формы договора продажи предприятия, что влечет
его недействительность (п.2 ст.560).
Договор продажи предприятия считается заключенным с момента государственной
регистрации.
Характерная особенность договора продажи предприятия, выделяющая его
в самостоятельный вид договора продажи недвижимости, заключается в том, что
продажа предприятия во всех случаях сопровождается, с одной стороны, уступкой
прав требований продавца покупателю, с другой - переводом на него долгов,
что, как известно, требует согласия кредиторов. Поэтому в ГК предусмотрены
положения, определяющие особый порядок уведомления кредиторов и получения
их согласия на продажу предприятия, а также последствия нарушения этого порядка
(ст.562).
Обязанностью сторон по договору продажи предприятия является письменное
уведомление кредиторов по обязательствам, включенным в состав предприятия,
до момента передачи покупателю этого предприятия. Объем прав кредиторов и
последствия реализации ими своих прав для сторон поставлены в прямую зависимость
от исполнения продавцом и покупателем обязанности по уведомлению кредиторов
о продаже предприятия.
Кредиторам, как получившим уведомление о продаже предприятия, но не давшим
согласие на перевод долга, так и не получившим такого уведомления, предоставлено
право потребовать: прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения
продавцом причиненных этим убытков; признания договора продажи предприятия
недействительным полностью или в соответствующей части. Разница между ними
состоит в том, что кредитор, получивший уведомление, может воспользоваться
своими правами в течение трех месяцев со дня получения уведомления о продаже
предприятия, а кредитор, не получивший такого уведомления, - в течение года
со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия покупателю.
Кроме того, по долгам, включенным в состав данного предприятия, которые
были переданы покупателю без согласия кредиторов на перевод этих прав, продавец
и покупатель после передачи предприятия последнему несут солидарную ответственность.
Государственной регистрации подлежит, помимо договора продажи предприятия,
переход права собственности к покупателю. Регистрация осуществляется после
исполнения продавцом обязательств по договору продажи предприятия.
Исполнение обязательств по договору продажи предприятия требует от продавца
совершения определенных действий, не свойственных иным договорным обязательствам.
В частности, если иное не будет предусмотрено договором, продавец за свой
счет должен подготовить предприятие к передаче покупателю, составить и представить
на подписание покупателю передаточный акт. В передаточном акте в обязательном
порядке должны найти отражение сведения об уведомлении кредиторов о продаже
предприятия, данные о составе предприятия, о недостатках, выявленных в передаточном
имуществе, перечень утраченного продавцом имущества.
День подписания продавцом и покупателем передаточного акта признается
моментом передачи покупателю предприятия и перехода на него риска случайной
гибели или случайного повреждения имущества предприятия.
Вместе с тем момент передачи предприятия покупателю не совпадает с моментом
перехода права собственности на это предприятие, который определяется датой
государственной регистрации права собственности. Однако, не являясь собственником
переданного предприятия (до регистрации), покупатель получает право распоряжаться
имуществом предприятия в той мере, в какой это необходимо для целей, для которых
приобреталось предприятие. И, соответственно, продавец, сохраняющий право
собственности на переданное предприятие до момента государственной регистрации,
лишается такого права (ст.564).
Обращает на себя внимание, что несмотря на то, что в состав предприятия
могут входить многие объекты недвижимости, передаваемые покупателю, требуется
лишь один акт государственной регистрации права собственности покупателя на
предприятие в целом.
4. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса,
используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель
обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование
земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав
предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах,
определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные
средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами,
зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя,
связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность
предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования
и перевести на него долги, относящиеся к предприятию (п.1 ст.656 ГК).
Договор аренды так же, как и договор продажи предприятия, должен быть
заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного
сторонами. Договор, заключенный с нарушением этих требований, является недействительным
и не подлежит регистрации. Договор аренды предприятия вступает в силу с момента
его государственной регистрации (ст.656 ГК).
5. По договору доверительного управления предприятием как имущественным
комплексом учредитель (собственник предприятия) передает доверительному управляющему
предприятие в доверительное управление, а последний обязуется осуществлять
управление предприятием в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).
При этом право собственности на предприятие сохраняется за учредителем (п.1
ст.1012, п.1 ст.1013 ГК).
При решении вопроса о государственной регистрации договора доверительного
управления предприятием необходимо учитывать ограничения, установленные ГК
в отношении объектов доверительного управления и субъектного состава договора.
Не могут быть объектами доверительного управления имущественные комплексы,
закрепленные за государственными или муниципальными предприятиями на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия)
(ст.1013 ГК).
Учредитель доверительного управления должен быть собственником предприятия,
за исключением учреждения доверительного управления на основании закона (ст.1014
ГК).
В качестве доверительного управляющего могут выступать только индивидуальный
предприниматель или коммерческая организация, кроме унитарного предприятия.
Это требование не распространяется на случаи, когда доверительное управление
осуществляется по основаниям, предусмотренным законом. Установлен также запрет
на передачу имущества в доверительное управление государственным органам и
органам местного самоуправления (ст.1015 ГК).
Договор доверительного управления предприятием, как и каждый гражданско-правовой
договор, считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по
всем его существенным условиям (ст.432 ГК). Непосредственно в ГК имеется указание
на следующие существенные условия договора доверительного управления: состав
имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование юридического
лица или имя гражданина, являющихся учредителем и (или) выгодоприобретателем;
размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена
договором; срок действия договора (п.1 ст.1016 ГК).
К форме договора доверительного управления предприятием применяются правила,
предусмотренные в отношении договора продажи предприятия (см. п.3 комментария
к настоящей статье).
6. Предприятие как имущественный комплекс является объектом имущественных
прав при применении такого способа приватизации, как выкуп арендованного государственного
или муниципального имущества. Речь идет о договорах аренды имущественных комплексов
государственных и муниципальных предприятий, заключенных с организациями арендаторов,
созданными трудовыми коллективами этих предприятий, до введения в действие
Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации" (17 июля 1991г.). Выкуп арендованных имущественных
комплексов допускается в случае, если организации арендаторов были преобразованы
в хозяйственные общества или товарищества и в договоре аренды содержатся условия
о размере выкупа, сроках и порядке его внесения. Порядок определения стоимости
выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется Программой
приватизации Российской Федерации и программами приватизации субъектов Российской
Федерации (ст.26 Федерального закона "О приватизации государственного имущества
и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
7. Значительными особенностями отличается продажа предприятия (бизнеса)
организации-должника при применении к ней процедур несостоятельности (банкротства).
Продажа принадлежащего должнику предприятия как имущественного комплекса
допускается при применении к должнику таких процедур банкротства, как внешнее
управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
В ходе внешнего управления продажа предприятия (бизнеса) должника возможна,
если это предусмотрено планом внешнего управления, который должен быть утвержден
собранием кредиторов (ст.83, 85 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В отличие от договора продажи предприятия (§ 8 гл. 30 ГК), при продаже
предприятия (бизнеса) должника в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве)" денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату
принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются
в состав предприятия, т. е. предприятие продается без долгов, связанных с
этим имущественным комплексом, которые образовались до возбуждения дела о
банкротстве в арбитражном суде.
Продажа предприятия (бизнеса) должника производится путем проведения
открытых торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора таких
торгов либо привлекает в этих целях специализированную организацию. Однако
планом внешнего управления может быть предусмотрено, что предприятие продается
внешним управляющим по отдельному договору продажи, заключаемому с конкретным
покупателем.
Внешний управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия
на открытых торгах в официальном издании государственного органа по делам
о банкротстве и финансовому оздоровлению (в настоящее время - Федеральная
служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению). Если в указанные
в объявлении сроки будет получена заявка на приобретение предприятия лишь
от одного участника, торги не проводятся. В таком случае должны быть организованы
повторные торги, однако при наличии согласия комитета или собрания кредиторов
предприятие может быть продано по отдельному договору конкретному покупателю.
При проведении торгов в форме аукциона победитель торгов и их организатор
в день проведения аукциона подписывают протокол, имеющий силу договора. Если
торги организованы и проведены в форме конкурса (это допускается только в
случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)",
например при продаже имущественного комплекса градообразующей или сельскохозяйственной
организации), договор купли-продажи подписывают победитель конкурса и организатор
торгов на основании протокола, подписываемого указанными лицами в день проведения
конкурса, в срок не позднее двадцати дней с даты проведения конкурса.
8. Передача предприятия в ипотеку допускается при наличии согласия собственника
имущества, относящегося к предприятию, или уполномоченного им органа. Если
иное не будет предусмотрено договором ипотеки, в состав заложенного комплекса
входят материальные и нематериальные активы, в том числе здания, сооружения,
оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция, права требования, исключительные
права. Вместе с тем на принадлежащее залогодателю право постоянного пользования
земельным участком, на котором находится предприятие, право залога не распространяется.
При обращении взыскания на такое предприятие лицо, которое приобретает это
имущество в собственность, приобретает право пользования земельным участком
на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник (залогодатель)
недвижимого имущества (ст.69-70 Закона об ипотеке).
Состав передаваемого имущественного комплекса и оценка его стоимости
должны определяться на основе его полной инвентаризации. Обязательными приложениями
к договору об ипотеке являются акт инвентаризации, бухгалтерский баланс и
заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества, относящегося
к предприятию. При несоблюдении этого требования договор ипотеки является
недействительным.
Ипотекой предприятия может быть обеспечено только денежное обязательство,
подлежащее исполнению не ранее чем через год после заключения договора об
ипотеке. Однако то обстоятельство, что ипотекой предприятия обеспечивается
обязательство с менее продолжительным сроком исполнения, не может служить
основанием к отказу в государственной регистрации договора ипотеки. В этом
случае право на обращение взыскания на предмет ипотеки по неисполненному обязательству
возникает у залогодержателя по истечении года с момента заключения договора
об ипотеке (ст.71 Закона об ипотеке).
При ипотеке предприятия взыскание на заложенное имущество может быть
обращено исключительно по решению суда. Право собственности на предприятие
переходит к покупателю, который приобретает предмет ипотеки на публичных торгах,
с момента государственной регистрации права собственности.
9. В п.2 комментируемой статьи содержится специальное правило, относящееся
к порядку государственной регистрации прав предприятия, которое отражает специфику
указанного объекта, а именно: наличие в составе предприятия как имущественного
комплекса целого ряда отдельных объектов недвижимости; переход прав на предприятие
влечет соответственно и изменение субъекта в отношении прав на все объекты
недвижимости, входящие в состав имущественного комплекса. Учитывая данные
обстоятельства, законодатель определил, что государственной регистрации подлежит
соответствующая сделка и переход прав, объектом которых является само предприятие,
а не многочисленные сделки, связанные с отдельными объектами недвижимости,
входящими в состав этого предприятия. Поэтому местом регистрации является
не место нахождения указанных отдельных объектов недвижимости, а место регистрации
предприятия как юридического лица.
Таким образом, право на предприятие (переход права) подлежит государственной
регистрации по месту нахождения юридического лица - правообладателя. В отношении
отдельных объектов недвижимости, входящих в состав этого предприятия, осуществляется
не государственная регистрация, а внесение записей в Единый государственный
реестр о новом собственнике (владельце) предприятия, а следовательно, и субъекте
права на соответствующие объекты недвижимости. Основанием для внесения таких
записей применительно к каждому из субъектов недвижимости, входящих в состав
предприятия, по месту их нахождения является государственная регистрация предприятия
в целом как имущественного комплекса.
10. Правила внесения записей о сделках, объектом которых является предприятие
как имущественный комплекс, и правах на указанные объекты определяются Министерством
юстиции Российской Федерации.

Комментарий к статье 23

1. Пункт 1 статьи отсылает к Федеральному закону от 15 июня 1996г. (24мая
1996г.) N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", определяющему кондоминиум
как комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок и расположенное
на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части,
предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности
домовладельцев (ст.6), а имущество, обслуживающее более одного домовладельца,
а именно: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные
шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, ограждающие несущие и
не несущие конструкции, а также механическое, электрическое, сантехническое
оборудование, находящееся за пределами и внутри помещения, прилегающие земельные
участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства,
а также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого
имущества кондоминиума и служащие его использованию, находятся в общей долевой
собственности домовладельцев (ст.8). Домовладельцами могут являться граждане,
юридические лица Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования (ст.1), имеющие в собственности помещения в комплексе недвижимого
имущества - кондоминиуме.
Закон "О товариществах собственников жилья" содержит также нормы, согласно
которым в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество, подлежит регистрации и кондоминиум как единый комплекс недвижимого
имущества, и права на общее имущество кондоминиума (ст. 14, 47, 49).
Однако в компетенцию органа, осуществляющего государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество, каковым является учреждение юстиции по регистрации
прав, не входит регистрация комплексов недвижимого имущества как объектов
права (ст.9 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним"). Регистрации в Едином государственном реестре прав подлежат
только права на недвижимое имущество, что также вытекает и из названия комментируемой
статьи.
Формирование кондоминиума как единого комплекса недвижимого имущества
должно производиться организацией, осуществляющей технический учет объектов
недвижимого имущества. При этом, поскольку кондоминиум является единым комплексом,
на него должен быть составлен единый технический паспорт с учетом всех объектов
недвижимости, находящихся на земельном участке кондоминиума. Кондоминиуму
должен быть присвоен один инвентарный номер, а объектам, входящим в состав
кондоминиума, присваиваются отдельные литеры. Для каждого объекта, входящего
в состав кондоминиума, должны быть указаны общая площадь и инвентарная оценка,
а для земельного участка - нормативная цена земли. Поскольку организации технической
инвентаризации не наделены полномочиями по осуществлению государственной регистрации
кондоминиумов как объектов права, а учреждения юстиции по регистрации прав
не имеют полномочий по осуществлению регистрации объектов, под государственной
регистрацией кондоминиума как комплекса недвижимого имущества следует понимать
открытие в Едином государственном реестре прав соответствующего раздела на
общее имущество в кондоминиуме и внесение в него записи о регистрации права
общей долевой собственности домовладельцев на это имущество. При этом доля
каждого домовладельца в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме
предполагается пропорциональной доле принадлежащих ему помещений в кондоминиуме,
измеренных в метрах квадратных площади. Размер доли может быть иным, что устанавливается
решением общего собрания домовладельцев или соглашением между ними.
После регистрации прав на общее имущество кондоминиума домовладельцы
могут создать товарищество собственников жилья в соответствии со ст.24-28
Закона "О товариществах собственников жилья". Статья 48 этого Закона позволяет
образовать товарищество собственников жилья и в строящемся кондоминиуме.

<< Пред. стр.

стр. 64
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>