<< Пред. стр.

стр. 67
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

постановления) суда составляется в одном экземпляре и находится в деле, которое
хранится в суде. В связи с этим положение комментируемого Закона о направлении
судебными органами в учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимость
решений и определений судов, вступивших в законную силу, нужно рассматривать
как направление копий указанных судебных актов.
5. Под арестом имущества понимается опись имущества, объявление запрета
распоряжаться им, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом.
Арест имущества применяется для обеспечения иска в гражданском и арбитражном
процессах, с целью обеспечения сохранности имущества должника для последующей
передачи взыскателю или реализации имущества, при исполнении судебного акта
о конфискации имущества должника, для обеспечения гражданского иска, возникшего
из уголовного дела. Арест имущества влечет ограничение в правах: имущество
не может быть продано, подарено, обменено, сдано в наем (аренду), заложено.
Именно с ограничением при аресте полномочий собственника или титульного
владельца недвижимого имущества связана необходимость быстрого (в трехдневный
срок) извещения регистратора о произведенном аресте. Решение об аресте имущества
оформляется различными процессуальными документами (см. ст. 134 ГПК РСФСР,
ст. 75, 76 АПК РФ, ст.175-177 УПК РСФСР, ст.51 Закона "Об исполнительном производстве",
Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1998г.
N 723. // Бюллетень Минюста России. 1998. N 8. С.39-41.).

Комментарий к статье 29

1. Пункт 5 комментируемой статьи рассматривает Закон об ипотеке как специальный
по отношению к Закону о государственной регистрации акт. В соответствующей
части он дополняет комментируемый Закон. По этой причине при расхождении между
обоими законами по вопросам, связанным с регистрацией ипотеки, приоритетом
обладает Закон об ипотеке.
2. Ипотека возникает обычно из одноименного договора, в силу которого
залогодержатель-кредитор по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право
получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству
из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя
преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, установленными федеральным
законом (ст.1 Закона об ипотеке). Изъятия, о которых идет речь, предусмотрены,
в частности, ст.64 ГК, которая на случай ликвидации юридического лица отнесла
требования залогодержателя-кредитора к третьей очереди.
Ипотека может возникнуть и без договора в силу федерального закона при
наличии указанных в нем обстоятельств. В этом случае к отношениям сторон применяется
Закон об ипотеке, если федеральным законом не предусмотрено иное.
3. Как следует из абз. 1 п.1 комментируемой статьи, непременное условие
ипотеки - то, что право на передаваемое в залог недвижимое имущество предварительно
прошло государственную регистрацию, установившую принадлежность этого права
залогодателю.
В ипотеку может быть передано, прежде всего, недвижимое имущество, указанное
в ст.130 ГК, на которое залогодатель имеет надлежаще зарегистрированное право.
При этом возможна ипотека и части имущества, но только при условии, если оно
по своей природе допускает его раздел в натуре.
Из числа недвижимого имущества, на которое распространяется Закон, предметом
ипотеки могут быть земельные участки, предприятия, а также здания, сооружения
и иное недвижимое имущество, которое используется в предпринимательской деятельности,
жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одного или
нескольких изолированных помещений, дачи, садовые дома, гаражи и другие строения
потребительского назначения (см. комментарий к ст.5).
4. С учетом того, что при неисполнении обеспеченного залогом обязательства
заложенное имущество подлежит реализации, Закон об ипотеке и некоторые другие
законы определенным образом ограничивают возможности залога отдельных видов
недвижимости. Общее правило на этот счет состоит в недопустимости ипотеки
имущества, полностью изъятого из обращения, а равным образом такого, на которое
в силу федерального закона не может быть обращено взыскание. Приведенное правило
охватывает также недвижимое имущество, признанное в установленном законом
порядке подлежащим приватизации, либо, напротив, таким, приватизация которого
вообще не допускается. Такой же запрет ипотеки установлен для отдельных категорий
земель - для которых предусмотрен особый правовой режим. Имеется в виду, что
в противном случае этот особый режим мог бы оказаться нарушенным в случаях,
когда по причине непогашения долга пришлось бы реализовать заложенное имущество.
Речь идет о землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
сельскохозяйственных угодьях из состава земель сельскохозяйственных организаций,
крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных
хозяйств. В некоторых случаях, чтобы не допустить излишнего дробления земельных
участков, признается невозможной передача в ипотеку их части. Речь идет о
земельных участках, площадь которых не достигает минимального размера, установленного
нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
5. Пункты 47-49 Правил ведения Единого государственного реестра предусматривают
необходимость фиксировать предмет ипотеки (весь объект или точно определенную
его часть), дату учинения соответствующей регистрации и срок исполнения обеспеченного
ипотекой обязательства, а также точную его сумму или способы определения этой
суммы.
6. В соответствии с п.2 ст.295 ГК предприятия, у которых имущество находится
на праве хозяйственного ведения, могут сдавать в залог недвижимость только
с согласия собственника.
Предметом залога может быть не только сама недвижимость, но и обязательственные
права на нее. Речь идет о правах, принадлежащих арендатору по отношению к
арендованному недвижимому имуществу. Если иное не установлено федеральным
законом и не противоречит существу арендных отношений, на залог таких прав
распространяются общие положения об ипотеке недвижимости. К числу специальных
норм относится то, что (если иное не предусмотрено федеральным законом или
договором аренды) для осуществления ипотеки арендных прав необходимо получить
согласие арендодателя. В случаях, когда в этой роли выступает лицо, не обладающее
правом собственности на заложенное имущество (если иное не предусмотрено законом
или договором), для передачи в ипотеку арендных прав необходимо также получить
согласие собственника.
Для некоторых выделенных в Законе об ипотеке ситуаций предусмотрена обязательность
получения разрешения компетентных органов на передачу имущества в ипотеку.
В виде общего правила это необходимо применительно к недвижимости, в отношении
которой действует разрешительный порядок ее реализации.
Особо урегулирована возможность ипотеки той части государственной собственности,
которая не была передана в хозяйственное ведение государственным предприятиям
(ст.6). Речь идет, таким образом, об имуществе, которое закреплено в оперативном
управлении государственных учреждений и казенных предприятий либо входит в
состав казны Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Такое
имущество может быть передано в залог, но лишь при условии, если будет получено
на то необходимое согласие. В зависимости от того, представляет собой это
имущество федеральную собственность или собственность субъекта Российской
Федерации, согласие должно поступить от Правительства Российской Федерации
или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации.
Специальный режим для сдачи в залог недвижимого имущества, составляющего
собственность муниципального образования, Законом об ипотеке не предусмотрен.
Учитывая, что гл.5 ГК последовательно устанавливает в принципе единый режим
участия в гражданском обороте Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, есть основания для восполнения явного пробела
Закона об ипотеке путем распространения норм о передаче в залог государственной
собственности на муниципальную собственность. Имеется в виду как принципиальная
возможность ипотеки имущества муниципальной казны и муниципальных учреждений,
так и разрешительный для нее порядок.
6. В случаях, когда предметом ипотеки служат здания и сооружения, это
возможно только с одновременной ипотекой по одному и тому же договору земельного
участка, на котором находится передаваемая в ипотеку недвижимость, либо часть
указанного участка, которая функционально обеспечивает закладываемый объект,
либо принадлежащего залогодателю права аренды участка или его части (ст.69
Закона об ипотеке).
7. Договор об ипотеке (абз. 2 п.1 комментируемой статьи) должен включать
условие о предмете (его оценке), а также существе, размере и сроке исполнения
обеспеченного залогом обязательства. Такой договор подлежит в обязательном
порядке (под страхом наступления его недействительности) нотариальному удостоверению
и государственной регистрации.
Допустимо ограничиться вместо заключения договора об ипотеке включением
специального на этот счет условия в тот договор, которым закреплено само обеспеченное
залогом обязательство (в Законе об ипотеке в качестве примера указан кредитный
договор). В последнем случае заключенный договор (например, об аренде) со
включенным в него условием об ипотеке, с точки зрения содержания, формы и
обязательности государственной регистрации, должен отвечать требованиям, предъявляемым
на этот счет к ипотечному договору, в частности требованию о его нотариальном
удостоверении.
8. Закон об ипотеке предусмотрел, что для удостоверения права залогодержателя-кредитора
в обеспеченном залогом денежном обязательстве и права на само залоговое обеспечение
этого обязательства может использоваться именная ценная бумага - закладная.
Закладную составляет должник, а если в роли залогодателя выступает третье
лицо, то должник и залогодатель делают это сообща. Закладная выдается органом,
который осуществляет государственную регистрацию после того, как им будет
зарегистрирована ипотека. Подобно иным именным ценным бумагам закладная передается
другим лицам в порядке уступки прав- цессии (п.2 ст.146 и ст.390 ГК) путем
совершения на ней передаточной надписи. Каждый новый держатель закладной вправе
потребовать регистрации его в качестве залогодержателя. Это возможно потому,
что первоначальный кредитор, указанный в Едином государственном реестре прав,
и все последующие держатели закладной с ее передачей утрачивают все права
по отношению к должнику, включая то, которое вытекает из самого обеспеченного
залогом обязательства. Обладателем указанного права вместе с правом залога
становится последний держатель закладной.
С погашением регистрационной записи об ипотеке, вызванной прекращением
залога, закладная утрачивает силу.
При применении абз. 2 п.1 ст.29 комментируемого Закона следует иметь
в виду, что в соответствии со ст.20 Закона об ипотеке залогодатель должен
представить нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копию, названные
в договоре об ипотеке в качестве приложения документы, документ, подтверждающий
возникновение обеспеченного ипотекой обязательства, а также документ, который
подтверждает уплату регистрационного сбора.
Если в договоре предусмотрено, что права удостоверяются закладной, необходимо
также представить отвечающую требованиям Закона об ипотеке саму закладную,
а также те документы (в оригинале и в копии), которые были названы закладной
приложениями к ней (ст.20 Закона об ипотеке). В закладной должны содержаться
перечисленные в ст.14 Закона об ипотеке данные, индивидуализирующие залогодателя-должника,
первоначального залогодержателя, обеспечиваемый ипотекой кредитный договор
(иное обязательство) с указанием даты и места заключения договора (иного обязательства),
суммы и срока (сроков) погашения долга, описание заложенного имущества и его
оценка, указание на наличие или отсутствие обременений закладываемого имущества,
наименование принадлежащего залогодателю права подписи залогодателя (а если
не он является должником по обеспеченному ипотекой обязательству - то и должника),
сведения о времени и месте нотариального удостоверения договора об ипотеке,
дата выдачи закладной первоначальному залогодержателю. В наименовании содержащей
все эти сведения ценной бумаги должно присутствовать указание на то, что это
- закладная. Закладная должна быть подписана залогодателем (а если в этой
роли выступает третье лицо, необходима одновременно и подпись должника по
обязательству, обеспеченному ипотекой) и включать указание на дату ее выдачи.
В Законе об ипотеке предусмотрены случаи, при которых исключается возможность
выдачи закладной и тем самым ограничивается участие в обороте обеспеченных
залогом прав на недвижимость. Сюда относится ипотека предприятия в качестве
его имущественного комплекса, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного
назначения (хотя передача их в ипотеку без закладной допускается), леса, а
также права аренды на все перечисленное имущество. Особо выделен запрет выдачи
закладной, если само денежное обязательство, обеспеченное залогом, не только
не содержит указаний на то, какова была сумма долга на момент заключения договора,
но в нем отсутствуют условия, которые позволяли бы определить указанную сумму
в будущем, когда появится в этом потребность (по терминологии Закона об ипотеке-
в" нужный момент").
9. В п.1 ст.21 Закона об ипотеке содержится указание на возможность отказа
в государственной регистрации в случаях, предусмотренных в Федеральном законе
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Это означает необходимость руководствоваться как указанными в п.2 комментируемой
статьи основаниями отказа в государственной регистрации ипотеки, так и не
противоречащими им общими указаниями относительно оснований и порядка отказа
в государственной регистрации, предусмотренными в ст. 20 Закона (см. комментарий
к ней).
Закон об ипотеке (п.5 ст.21) предусматривает необходимость направить
залогодателю в подобных случаях мотивированный отказ в государственной регистрации
в пределах месячного срока, исчисляемого с момента его обращения за регистрацией.
10. Закон об ипотеке в пп. 2-5 ст.21 предусматривает основания и порядок
"отложения государственной регистрации ипотеки". Используемое в ст.21 понятие
"отложение государственной регистрации" равнозначно "приостановлению государственной
регистрации", о котором идет речь в ст.19 комментируемого Закона. С учетом
специального характера Закона об ипотеке (см. п.1 комментария к данной статье)
при государственной регистрации ипотеки необходимо руководствоваться прежде
всего нормами, посвященными "отложению государственной регистрации ипотеки",
и в той части, в какой это им не противоречит, - ст. 19 комментируемого Закона.
Закон об ипотеке допускает (п.2 ст.21) отложение государственной регистрации
при непредставлении в орган, который ее осуществляет, обязательных документов,
при несоответствии договора об ипотеке, закладной и приложенных к ним документов
предусмотренным российским законодательством требованиям, а также при необходимости
проверки подлинности представленных документов. К этому следует добавить возможность
отложения (приостановления) государственной регистрации и во всех иных случаях,
когда у регистратора возникают сомнения в наличии оснований для государственной
регистрации (п.1 ст.19 Закона).
При отложении государственной регистрации ипотеки орган, осуществляющий
государственную регистрацию, сам же назначает срок для устранения указанных
им недостатков. Этот срок не может быть более одного месяца, и в случае его
пропуска в государственной регистрации ипотеки должно быть отказано.
Если возникает судебный спор по поводу прав на имущество, которое является
предметом ипотеки, или обращения взыскания на это имущество, государственная
регистрация должна быть отложена (приостановлена) до момента разрешения спора
(п.4 ст.21 Закона об ипотеке).
К отложению государственной регистрации применяются нормы ст.19 комментируемого
Закона о предоставлении дополнительного срока в один месяц на случай направления
представленных документов на подтверждение их подлинности, о возможном приостановлении
государственной регистрации прав по инициативе самого залогодателя сроком
не более трех месяцев, а также о приостановлении государственной регистрации
на основании определения или решения суда (см. комментарий к ст.19).
11. Регистрационная запись об ипотеке должна содержать, кроме данных,
указанных в п.3 комментируемой статьи, в соответствующих случаях указание
на то, что право залога удостоверено закладной.
Помимо записи в Едином государственном реестре, удостоверение государственной
регистрации сделки об ипотеке производится путем учинения соответствующей
надписи на договоре об ипотеке с указанием, какой именно орган, где и когда
осуществил регистрацию. Соответствующие данные заверяются подписью должностного
лица и скрепляются печатью органа, который осуществлял регистрацию. Те же
сведения, таким же образом заверенные, включаются в выданную первому залогодержателю
закладную.
12. Имея в виду возможность последующих залогов одного и того же имущества,
и при этом приоритетное удовлетворение требований предшествующих залогодержателей,
Закон "Об ипотеке" (п.5 ст.20) признает датой совершения государственной регистрации
ипотеки день соответствующей записи в Реестре. В Законе специально предусмотрено,
что очередность совершения регистрационных записей определяется на основании
дат поступления всех необходимых документов в орган, который ведет Единый
государственный реестр прав на недвижимое имущество.
13. В соответствии с п.4 комментируемой статьи основанием для погашения
записи об ипотеке служит исполнение "основного договора", под которым подразумевается
исполнение обеспеченного ипотекой договорного или вытекающего из другого основания
обязательства. При этом частичное исполнение во внимание не принимается.
Решением суда, арбитражного суда или третейского суда, о которых идет
речь в том же пункте, может быть признан, в частности, факт исполнения обеспеченного
ипотекой обязательства или, напротив, его недействительность.

Комментарий к статье 30

1. Комментируемая статья содержит общее правило, которым необходимо руководствоваться
при проведении государственной регистрации прав, возникающих из доверительного
управления либо опеки. Оно заключается в следующем. В любом из нижеперечисленных
случаев, а именно:
а) при передаче недвижимого имущества доверительному управляющему по
договору доверительного управления;
б) при последующем распоряжении доверительным управляющим переданным
ему имуществом;
в) при распоряжении опекуном недвижимостью подопечного -
государственная регистрация прав (сделок) с этим имуществом проводится
только при наличии достаточных доказательств существования отношений по доверительному
управлению либо опеке.
2. При доверительном управлении недвижимостью таким доказательством служит
прежде всего надлежаще оформленный договор. Согласно ст.1012 это договор,
по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному
управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а
другая обязуется осуществлять управление имуществом в интересах учредителя
управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача
имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности
к управляющему, что позволяет относить доверительное управление к видам ограничения
(обременения) права собственности (п.6 ст.12 комментируемого Закона).
Общий порядок заключения, исполнения и прекращения договора установлен
в гл.53 ГК. Наибольшее значение для соблюдения процедуры государственной регистрации
передачи недвижимости от собственника к управляющему при заключении договора
имеет ст.1017 ГК. Она включает в себя два важнейших требования к форме договора
доверительного управления недвижимостью: а) его форма должна соответствовать
форме договора продажи недвижимости; б) передача недвижимого имущества в доверительное
управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход
права собственности. Несоблюдение этих двух требований влечет за собой недействительность
договора.
С учетом положений ГК, посвященных продаже недвижимости (§7 и 8 гл. 30),
это означает следующее. Государственной регистрации подлежит не сам договор,
а передача недвижимого имущества в доверительное управление. С точки зрения
процедуры она аналогична государственной регистрации перехода права собственности
при продаже недвижимости и начинается с подачи учредителем управления и доверительным
управляющим заявления о регистрации передачи имущества в доверительное управление.
К заявлениям должны быть приложены подписанные оригинал договора и акт приема-передачи
имущества, а также оригиналы правоустанавливающих документов, подтверждающих
право собственности учредителя управления на передаваемое в управление имущество.
Если право собственности учредителя управления на передаваемое имущество
возникло и было зарегистрировано до вступления в силу комментируемого Закона,
право собственности подлежит государственной регистрации по правилам, введенным
этим Законом (п.2 ст.6). Правообладатель должен подать самостоятельное заявление
о государственной регистрации его права собственности, причем она не может
быть проведена позднее регистрации передачи имущества в доверительное управление.
Вместе с заявлениями учредителя управления и доверительного управляющего
и правоустанавливающими документами учредителя управления должна быть предъявлена
квитанция об оплате государственной регистрации. Стороны, кроме того, обязаны
подтвердить свои полномочия на заключение сделки в соответствии с требованиями,
содержащимися в пп. 1 и 4 ст.16 комментируемого Закона.
Договор доверительного управления имуществом, как и договор продажи недвижимости,
должен иметь письменную форму; он составляется в виде одного документа (ст.550
ГК). В нем обязательно должны присутствовать существенные условия договора,
к которым ГК относит: а) состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
при этом объекты, находящиеся в управлении, должны быть максимально обособлены
от личного имущества учредителя управления, а также от личного имущества управляющего;
б) наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых
осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
в) размер и форма вознаграждения управляющему, если его выплата предусмотрена
договором; г) срок договора (ст.1016 ГК).
До регистрации передачи государственный регистратор обязан проверить
наличие этих условий в договоре, поскольку при их отсутствии договор будет
считаться незаключенным (п.1 ст.432 ГК).
Государственная регистрация передачи имущества в доверительное управление
должна заканчиваться внесением записи об этом в Единый государственный реестр
прав и выдачей доверительному управляющему Свидетельства о государственной
регистрации права (п.1 ст.14 комментируемого Закона, приложение N 14 к Правилам
ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. N 219).
Важно иметь в виду, что для регистрации передачи в доверительное управление
предприятия к акту или иному документу о его передаче должны быть приложены:
акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора
о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств),
включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера
и срока их требований (ст.561 и 563 ГК).
3. Доверительное управление недвижимым имуществом как вид ограничения
(обременения) права собственности по общему правилу возникает на основании
сделки. Поэтому запись о нем необходимо производить в подразделе III-4 Единого
государственного реестра прав. Согласно определению договора его целью служит
управление имуществом в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя.
Казалось бы, именно эти лица и должны быть указаны в подразделе III-4 Единого
государственного реестра прав в качестве лиц, в пользу которых ограничивается
право собственности (приложение N 6 к Правилам ведения Единого государственного
реестра прав). На самом деле в пользу этих лиц учреждается лишь управление
недвижимым имуществом. Каких-либо самостоятельных прав на недвижимость они
как получатели дохода от управления ею не приобретают.
Реально право собственности (владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью)
ограничивается в пользу только одного лица - доверительного управляющего (п.4
ст.209 ГК). Именно он, как представляется, и должен быть указан в качестве
того, в чью пользу такое ограничение (обременение) вводится.
4. Согласно ст.1026 ГК доверительное управление имуществом может быть
учреждено по основаниям, предусмотренным законом.
Несмотря на специфику, эти случаи имеют определенные общие черты: а)
они предусматриваются отдельно в ГК или специальным законом; б) в основе правоотношения
в этих случаях лежит, как правило, не просто договор, а сложный юридический
состав - решение органа опеки и попечительства о назначении попечительства
и договор; завещание и договор душеприказчика с доверительным управляющим
и т. д.; в) в подобных случаях доверительное управление нередко учреждает
не сам собственник, а другое лицо (орган опеки и попечительства, душеприказчик
и т. п); г) правоотношение по доверительному управлению формируется в целом
по правилам гл. 53 ГК, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из
существа таких отношений.
Поэтому при регистрации передачи недвижимости в управление по этим основаниям
необходимо руководствоваться гл. 53 ГК, положениями комментируемого Закона,
а также теми нормами ГК или специального закона, которыми такие основания
вводятся.
К наиболее распространенным из них относятся:
а) доверительное управление вследствие необходимости постоянного управления
недвижимым имуществом подопечного (ст.38 ГК). В этом случае договор заключается
между управляющим и органом опеки и попечительства. Последними согласно п.1
ст.34 ГК являются органы местного самоуправления, а именно: районная, городская,
районная в городе, поселковая и сельская администрация.
Регистратор вправе потребовать от заявителей помимо обычных документов
(заявления, квитанции об оплате регистрации и т. п.) оригинал договора, акт
приема-передачи имущества, а также постановление (решение) главы местной администрации
об установлении опеки или попечительства и назначении конкретного лица опекуном
или попечителем (ст.35 ГК). При этом доверительный управляющий и опекун или
попечитель в одном лице совпадать не должны;
б) доверительное управление недвижимым имуществом гражданина, над которым
установлено попечительство в форме патронажа, регулируется ст.41 ГК, которая
предусматривает возможность установления патронажа по просьбе совершеннолетнего
дееспособного гражданина, не способного по состоянию здоровья самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
При передаче в доверительное управление такого имущества регистратор
вправе потребовать от заявителей оригинал договора, акт приема-передачи имущества,
а также постановление органа опеки и попечительства об установлении попечительства
в форме патронажа и назначении конкретного лица попечителем. В соответствии
с указанной статьей договор в этом случае заключается между подопечным и попечителем,
который одновременно становится доверительным управляющим подопечного;
в) доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно
отсутствующим. Статья 43 ГК, установившая данное основание, предусматривает
две возможности заключения договора с доверительным управляющим.
Наиболее типична ситуация, при которой договор заключается после принятия
судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. В этом случае
в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним должны быть представлены, помимо обычных, следующие документы:
- решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим (ст.42
ГК);
- постановление (решение) органа опеки и попечительства о назначении
конкретного гражданина доверительным управляющим недвижимого имущества безвестно
отсутствующего;
- договор доверительного управления недвижимым имуществом безвестно отсутствующего,
заключенный между органом опеки и попечительства и управляющим, и акт приема-передачи
такого имущества, подписанный обеими сторонами.
Во втором случае договор доверительного управления недвижимым имуществом
отсутствующего гражданина может быть заключен и до истечения одного года со
дня получения последних сведений о месте его пребывания (п.2 ст.43 ГК). Такой
договор заключается между органом опеки и попечительства и управляющим на
основании постановления (решения) органа опеки и попечительства о назначении
управляющего;
г) доверительное управление недвижимым имуществом умершего, возникшее
на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик).
В этом случае к договору о доверительном управлении недвижимым имуществом
умершего, заключенному между исполнителем завещания и доверительным управляющим,
должно быть приложено нотариально заверенное либо приравненное к нотариально
удостоверенному завещание умершего с соответствующей надписью на завещании

<< Пред. стр.

стр. 67
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>