<< Пред. стр.

стр. 68
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

либо с отдельным заявлением исполнителя завещания, выражающими согласие стать
душеприказчиком умершего (ст.544 ГК РСФСР 1964г.).
Перечень установленных законом оснований не является исчерпывающим.
5. При регистрации сделок, совершаемых управляющим с переданным ему в
управление недвижимым имуществом (например, при продаже последним нежилого
помещения учредителя), необходимо исходить из следующего.
Сама возможность распорядиться имуществом учредителя возникает у управляющего
только после государственной регистрации передачи такого имущества в управление
с выдачей ему Свидетельства о государственной регистрации права по форме,
указанной в приложении N 14 к Правилам ведения Единого государственного реестра
прав.
Кроме того, согласно ст.1020 ГК распорядиться недвижимостью он вправе
в тех случаях, которые прямо предусмотрены в договоре. Следовательно, если
возможность продать, сдать в аренду, передать в залог недвижимое имущество
учредителя в договоре предусмотрена не была, в государственной регистрации
сделки должно быть отказано (п.1 ст.20 комментируемого Закона).
Согласно п.3 ст.1012 ГК сделки по распоряжению недвижимым имуществом
управляющий обязан совершать от своего имени. При этом в договоре после имени
или наименования доверительного управляющего должна быть проставлена отметка
"Д.У.". Доверительный управляющий должен осуществлять управление имуществом
лично. Соответственно не только сделка по распоряжению недвижимостью, но и
подача документов на государственную регистрацию сделки, как правило, осуществляется
им лично. Подтверждением полномочий доверительного управляющего в этом случае
служит договор доверительного управления и свидетельство о государственной
регистрации его права на недвижимое имущество.
Исключения из общего правила осуществлять доверительное управление лично
перечислены в п.2 ст.1021 ГК и являются исчерпывающими. Отличительная особенность
такой передачи полномочий состоит в том, что доверительный управляющий продолжает
отвечать за действия поверенного как за свои собственные.
При проведении государственной регистрации сделок, совершаемых доверительным
управляющим, чьи права возникли по основаниям, предусмотренным законом, необходимо
обращать внимание также на отдельные ограничения этих прав, содержащиеся в
законе. Например, отдельные ограничения прав доверительного управляющего имуществом
подопечного содержатся в пп. 2 и 3 ст.37 ГК.
Если же доверительный управляющий не распоряжается имуществом учредителя,
а приобретает новую недвижимость на доходы, полученные от управления ею, то
проверять его специальные полномочия распоряжаться недвижимостью не следует.
Тем более, что по закону она поступает в собственность учредителя управления
(п.2 ст.1020 ГК). В этом случае необходимо проводить общую правовую экспертизу
документов и сделки (п.1 ст.13 Закона).
6. Помимо регистрации прав, вытекающих из договора доверительного управления
имуществом, комментируемая статья посвящена регистрации прав на недвижимость,
возникающих из опеки. Действующее законодательство об опеке и попечительстве
(ст.31-43 ГК, ст.121-124 СК РФ, Федеральный закон от 4 декабря 1996г. (21
декабря 1996г.) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей". // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст.5880.!)
не предусматривает обязательной государственной регистрации передачи недвижимости
опекуну как вида ограничения (обременения) права собственности подопечного.
Это объясняется тем, что согласно ст.31-33 ГК опека и попечительство устанавливаются
над гражданином, а не над его имуществом.
По этой же причине органы местного самоуправления, даже обладая информацией
о недвижимости подопечного, в постановлении (решении) об установлении опеки
и попечительства и назначении гражданина опекуном (попечителем) имущество,
принадлежащее подопечному на праве собственности или ином вещном праве, не
называют.
Сказанное, как представляется, не исключает возможности проведения государственной
регистрации опеки добровольно, по заявлению органов опеки и попечительства
или опекуна. Более того, проведение добровольной государственной регистрации
опеки над недвижимостью подопечного значительно облегчит работу по регистрации
сделок, совершаемых опекуном с имуществом подопечного, в дальнейшем - в процессе
самой опеки. Дело в том, что в соответствии с п.2 ст.37 ГК опекун не вправе
совершать какие-либо сделки по распоряжению недвижимым имуществом подопечного
без предварительного разрешения на это органа опеки и попечительства. Причем
это распространяется не только на сделки по обмену, дарению недвижимого имущества,
сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, но и
на сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества
или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение
имущества подопечного.
Кроме того, опекуну, его супругу(ге) и близким родственникам запрещено
совершать сделки со своим подопечным, за исключением передачи имущества подопечному
в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного
при заключении сделок между подопечным и супругом опекуна и их близкими родственниками
(п.3 ст.37 ГК). При этом под близкими родственниками подразумеваются дети
(в том числе усыновленные), родители, родные братья и сестры.
Таким образом, проведение добровольной регистрации передачи недвижимости
под опеку позволило бы избежать случаев совершения опекуном сделок по распоряжению
имуществом подопечного от своего имени и в своих интересах, а также совершения
сделок самим подопечным либо его незаконными представителями.
7. При проведении государственной регистрации передачи недвижимости под
опеку необходимо исходить из того, что опека может быть установлена в двух
случаях: а) над малолетними в возрасте до 14 лет; б) над гражданами, признанными
судом недееспособными вследствие психического расстройства.
В первом случае к заявлению органов опеки и попечительства или опекуна
о регистрации опеки как ограничения (обременения) права собственности или
иных вещных прав подопечного должны быть приложены правоустанавливающие документы
на недвижимость и постановление (решение) органа опеки и попечительства о
назначении гражданина опекуном. Естественно, что регистрация опеки может быть
проведена лишь с соблюдением правил п.2 ст.6 комментируемого Закона, а именно:
право собственности (иное вещное право) на недвижимость самого подопечного
должно быть зарегистрировано по предусмотренным этим Законом правилам. Причем
государственная регистрация этого права не может быть проведена позднее регистрации
передачи недвижимости под опеку.
Во втором случае данный перечень должен быть дополнен решением суда о
признании лица недееспособным.
В каждом случае запись об опеке вносится в раздел III-6 Единого государственного
реестра прав, содержащий записи о прочих ограничениях (обременениях) права
собственности.
8. Государственную регистрацию передачи недвижимости под опеку, проводимую
в добровольном порядке, необходимо отличать от обязательной регистрации сделок,
совершаемых опекуном с недвижимостью подопечного. Их регистрация проводится
по общим правилам, предусмотренным ГК и комментируемым Законом.
В этом случае, получив согласие органа опеки и попечительства на совершение
конкретной сделки по отчуждению недвижимого имущества подопечного (например,
на продажу гаража), опекун обязан представить в регистрирующий орган следующие
документы: а) подписанные им от имени подопечного заявление о регистрации
и договор; б) согласие органа опеки и попечительства на совершение сделки,
оформленное в виде постановления (решения, распоряжения) главы местной администрации;
в) правоустанавливающие документы, подтверждающие, например, принадлежность
гаража подопечному на праве собственности; г) квитанцию об оплате регистрации.
В подтверждение своих полномочий опекун обязан также предъявить опекунское
удостоверение либо постановление (решение) органа опеки и попечительства о
назначении его опекуном.
Если опекунами подопечных, помещенных в учреждения социальной защиты,
воспитательные, лечебные и иные аналогичные учреждения, выступают эти учреждения,
выполнение обязанности опекунов возлагается на их администрацию (директора,
главного врача и т. п.). Соответственно, все эти документы подписывает и подает
конкретное должностное лицо.
Согласно ст.40 ГК опека над совершеннолетним гражданином прекращается
после вынесения судом решения о признании его дееспособным, а над малолетним
- по достижении последним 14-летнего возраста. В этом случае гражданин, осуществлявший
обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без вынесения
об этом дополнительного решения.
9. Действующее законодательство помимо опеки как формы защиты прав граждан,
которые по возрасту либо по состоянию здоровью не могут в полной мере участвовать
в гражданских отношениях, предусматривает и другую форму - попечительство.
В соответствии со ст.33 ГК попечительство, как и опека, устанавливается в
двух случаях: а) над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; б) над
гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими средствами (о патронаже как особой
форме попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином см. выше).
Основное различие между опекой и попечительством заключается в объеме
прав и обязанностей опекунов и попечителей, который, в свою очередь, определяется
степенью дееспособности их подопечных. Применительно к сделкам с недвижимым
имуществом подопечного это различие проявляется в том, что попечитель, в отличие
от опекуна, непосредственно в сделки не вступает. В соответствии с п.2 ст.33
ГК он лишь дает согласие на совершение самим подопечным сделок по распоряжению
его недвижимостью.
Во всем остальном его права и обязанности аналогичны правам и обязанностям
опекуна, включая те ограничения на их действия, которые содержатся в пп. 2
и 3 ст.37 ГК.
Соответственно, при приеме документов на государственную регистрацию
сделок, совершаемых гражданином, над которым установлено попечительство, их
перечень во многом соответствует тому, который обязан предъявить опекун. Однако
поскольку при попечительстве сделку совершает сам подопечный, то в этом случае,
во-первых, он и подписывает сделку, а во-вторых, к оригиналу сделки должно
быть приложено согласие на ее совершение со стороны попечителя. При этом форма
согласия должна соответствовать форме, требуемой для самой сделки.
Попечительство над гражданином, признанным ограниченно дееспособным,
прекращается после отмены ограничения дееспособности решением суда.
Попечительство над несовершеннолетними прекращается без особого решения
по достижении несовершеннолетними 18 лет, также при вступлении их в брак и
в других случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия
(п.2 ст.21 и ст.27 ГК).

Глава V
Ответственность при государственной
регистрации прав на недвижимое имущество

Комментарий к статье 31

1. В комментируемой статье идет речь о гражданско-правовой (имущественной)
ответственности, наступающей при регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Эта ответственность означает, что если в результате указанных
в комментируемой статье нарушений, допущенных при государственной регистрации,
правообладателю, сторонам в договоре, другим заинтересованным лицам причинен
ущерб, он подлежит возмещению.
Отсутствие специальных норм о принципах исчисления подлежащего возмещению
имущественного ущерба означает, что в указанных случаях применяется ст.15
ГК. В названной статье под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье
право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота,
если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
2. В п. 1 комментируемой статьи названы две группы субъектов, которые
привлекаются к ответственности в зависимости от характера допущенных нарушений.
К первой группе относятся учреждения юстиции по регистрации прав. Именно
они несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный нарушением требований
о своевременности и точности записей о праве на недвижимое имущество и сделках
с ним в Едином государственном реестре, а также требований о полноте и подлинности
выдаваемой информации о правах и сделках.
Порядок и содержание записей, вносимых в Единый государственный реестр,
определяются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 1998г.. // СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963.
Срок для государственной регистрации определен в один месяц со дня подачи
заявления и документов, необходимых для проведения регистрации (см. п.3 ст.13
и комментарий к нему). Об основаниях для приостановления регистрации см. ст.19
и комментарий к ней.
Об обязанностях по предоставлению информации, ее содержании и сроке предоставления
см. ст. 7, 8 и комментарии к ним.
Норма комментируемого Закона об ответственности за названные нарушения
воспроизведена в Примерном положении об учреждении юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденном постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г.
В связи с содержащимся в комментируемой норме указанием на то, что учреждение
юстиции по регистрации прав выступает как непосредственный субъект ответственности,
необходимо учесть, что учреждения юстиции по регистрации прав являются государственными
органами (см. п.5 ст.9 комментируемого Закона и п.2 Примерного положения).
В соответствии со ст.16 и 1069 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит
возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта
Российской Федерации или казны муниципального образования.
В постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996г. N 6/8 "О некоторых
вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации" (// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР
(Российской Федерации) по гражданским делам. С. 313.) специально предусмотрено,
что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении
убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов,
необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование
в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Предъявление
гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному
органу или органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение,
не может служить основанием для непринятия искового заявления либо его возвращения
без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу
соответствующий финансовый или иной управомоченный орган. При удовлетворении
иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего
бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего
соответствующую казну (п.12 постановления).
Вместе с тем специальный режим финансового обеспечения учреждений юстиции
по регистрации прав, предусмотренный комментируемым Законом и Примерным положением,
дает основание для вывода, что соответствующие нормы ГК об ответственности
за действия государственных органов в данном случае должны применяться по-особому.
Специальный режим финансового обеспечения учреждений юстиции по регистрации
прав заключается в том, что система государственной регистрации прав создается
прежде всего за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных
правах, а также за счет бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников.
Средства, получаемые в виде платы за регистрацию и предоставление информации,
должны использоваться учреждениями юстиции по регистрации прав исключительно
на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации, в
том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав
(см. ст.11 Закона и комментарий к ней). К числу гарантий безусловно следует
отнести и установленную Законом имущественную ответственность учреждений юстиции
по регистрации прав за причиненный вред. В п.21 Примерного положения порядок
расходования средств, получаемых учреждениями юстиции по регистрации прав,
определен более детально. То обстоятельство, что установленный Законом порядок
финансового обеспечения деятельности по государственной регистрации предполагает
поступление соответствующей платы на счет учреждений юстиции, подтверждает
и постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998г. N
237 "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы
за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление
информации о зарегистрированных правах" (// СЗ РФ. 1998. N 9. Ст.1114.) ,
в котором предусмотрено, что учреждения юстиции должны перечислять централизуемую
долю средств в размере 5 процентов на счет Министерства юстиции Российской
Федерации.
Помимо денежных средств, остальное имущество учреждений юстиции по регистрации
является собственностью субъекта Российской Федерации и закрепляется за соответствующим
учреждением на праве оперативного управления (п.23 Примерного положения),
а значит, не может быть объектом взыскания. Следовательно, при отсутствии
у учреждения юстиции денежных средств для полного возмещения убытков должна
быть применена ст.120 ГК. Эта статья предусматривает, что при недостаточности
у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств субсидиарную
ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Применительно к учреждениям юстиции по регистрации прав субсидиарную ответственность
по его обязательствам должен нести субъект Российской Федерации, в собственности
которого находится имущество учреждения юстиции. Недостающие для возмещения
вреда средства взыскиваются за счет казны соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Исходя из изложенного есть все основания утверждать, что содержащаяся
в комментируемой статье норма о непосредственной ответственности учреждений
юстиции не противоречит Конституции Российской Федерации (ст.53).
Вместе с тем в ряде регионов (например, в Башкортостане) все средства,
поступающие в оплату регистрации прав и за предоставление информации, направляются
в казну субъекта Федерации. В этих случаях в соответствии со ст.16 и 1069
ГК возмещение ущерба, причиненного в связи с нарушениями, указанными в комментируемой
статье, должно производиться непосредственно за счет соответствующей казны.
3. В силу п.7 Примерного положения учреждения юстиции вправе создавать
в пределах своего регистрационного округа филиалы. Территория, на которой
филиалом осуществляется государственная регистрация, определяется учреждением
юстиции по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской
Федерации.
Поскольку филиалы не являются юридическими лицами, а представляют собой
лишь обособленные подразделения создавших их юридических лиц (см. ст.55 ГК),
ответственность за вред, причиненный в результате допущенных филиалом нарушений,
несут сами учреждения юстиции по регистрации прав.
4. В п.1 комментируемой статьи не предусмотрены основания наступления
ответственности учреждений юстиции по регистрации. Следовательно, необходимо
руководствоваться общими правилами наступления гражданско-правовой ответственности,
в соответствии с которыми такая ответственность наступает при наличии вины
причинителя. Ответственность без вины допускается лишь в случаях, предусмотренных
законом. При этом форма вины (умысел или неосторожность) не влияет ни на наступление
ответственности, ни на ее размер. Вина ответственного лица презюмируется.
Это означает, что причинитель считается виновным, если не докажет отсутствия
своей вины (ст.1064 ГК).
5. Государственную регистрацию прав осуществляют регистраторы. Следовательно,
нарушения, о которых идет речь в абз. 1 п.1 комментируемой статьи, допускаются
прежде всего ими. Вместе с тем в соответствии со ст.1068 ГК юридические лица
несут ответственность за вред, причиненный действиями их работников при исполнении
последними своих служебных, должностных и иных трудовых обязанностей. Поэтому
именно учреждение юстиции обязано возместить убытки, возникшие в результате
виновных действий регистраторов и других работников.
В связи с этим возникает вопрос о регрессной ответственности непосредственных
причинителей вреда. Этот вопрос решен в ГК. Статьей 1081 ГК предусмотрено,
что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в частности, работником
при исполнении им своих обязанностей), имеет право обратного требования к
этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен
законом.
Размер регрессной ответственности работников определяется нормами трудового
законодательства. В соответствии со ст.119 Кодекса законов о труде Российской
Федерации за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении
трудовых обязанностей, работник, по вине которого причинен ущерб, несет материальную
ответственность в размере прямого действительного ущерба (речь идет о реальном
ущербе, возмещение упущенной выгоды не предусмотрено), но не более размера
своего месячного заработка. Ответственность работника в полном размере ущерба
может наступить, если ущерб причинен его преступными действиями, установленными
приговором суда.
6. В абз.2 п.1 комментируемой статьи назван второй вид субъектов ответственности
за ущерб, причиненный при государственной регистрации. Имеются в виду случаи,
когда причинение ущерба связано с нарушением требований о своевременном предоставлении
и точности данных об объектах недвижимого имущества, подлежащих регистрации.
Описание объекта недвижимого имущества составляет структурную часть каждого
раздела Единого государственного реестра (см. п.6 ст.12 Закона и пп.5 и 8
Правил ведения Единого реестра).
Соответствующий подраздел заполняется на основании документов, выдаваемых
организациями, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости
на территории регистрационного округа (см. п.23 Правил ведения Единого реестра).
В п.3 ст.8 комментируемого Закона предусмотрено, что органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организации
по учету объектов недвижимого имущества, другие организации, имеющие сведения,
необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества,
в срок не более чем десять дней с даты обращения должны предоставить такие
сведения правообладателю и учреждениям по регистрации прав. Сведения, которые
должны содержаться в предоставляемой соответствующими субъектами информации,
перечислены в пп.23-25 Правил ведения Единого реестра.
Среди организаций, на которые возложен учет объектов недвижимости, можно
назвать следующие.
Учет земель ведется государственными органами (организациями) по земельным
ресурсам и землеустройству в государственном земельном кадастре (постановление
Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992г.). // САПП РФ. 1992.
N 9. Ст.609.
Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября
1997г. (// СЗ РФ. 1997. N 42. Ст.4787.), технический учет жилищного фонда
возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации
технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры,
бюро (БТИ). В Положении специально предусмотрены случаи, когда данные технического
учета обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации. Среди них указана государственная регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним (п.9 Положения).
Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального
имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 июля 1998г. (// СЗ РФ. 1998. N 28. Ст.3354.), установлен порядок учета
и ведения реестра объектов федеральной собственности. Эти функции возложены
на территориальные органы Министерства государственного имущества Российской
Федерации или органы управления государственным имуществом субъекта Российской
Федерации, наделенные правами территориального органа Министерства государственного
имущества Российской Федерации. В этом Положении предусмотрено обязательное
предоставление информации об объектах любым заинтересованным лицам и установлен
специальный порядок предоставления информации учреждениям юстиции по регистрации
(см. пп. 20 и 21 указанного Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке формирования
и ведения Российского реестра гидротехнических сооружений" от 23 мая 1998г.
( // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст.2462.) на Министерство природных ресурсов Российской
Федерации возложено ведение такого реестра. При этом специально подчеркнуто,
что реестр, среди прочего, ведется в целях государственной регистрации и учета
гидротехнических сооружений.
Обязанность по возмещению убытков органами (организациями) по учету объектов
недвижимости так же, как и учреждений юстиции по регистрации прав, наступает
во всех случаях при наличии их вины. Характер этой ответственности - является
ли она исключительной или при недостаточности у причинителя денежных средств
может быть привлечена соответственно казна Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального образования - зависит от того, по
какой модели создана организация по учету. Так, если в соответствии с Положением
о государственном учете жилищного фонда технический учет возложен на специализированное
унитарное предприятие, которое в силу ст.114 ГК является коммерческой организацией,
основанной на праве хозяйственного ведения, оно в связи с этим несет самостоятельную
имущественную ответственность.
Регрессная ответственность работников организаций по техническому учету
объектов недвижимости строится по тем же принципам, что и регрессная ответственность
работников учреждений юстиции по регистрации.
В случаях, если несвоевременность предоставления или неточность предоставленных
данных об объектах учета привели к несвоевременности и неточности записи о
правах и в результате к имущественной ответственности учреждений юстиции по
регистрации, последние имеют право обратного требования (регресса) к организациям
по учету объектов (ст.1081 ГК).
7. В п.2 комментируемой статьи идет речь об ответственности лиц, виновных
в искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделок
с ним, уже зарегистрированных в установленном порядке.
В роли "лиц", виновных в названных нарушениях, могут выступать работники
учреждений юстиции по регистрации, иные физические, а также юридические лица.
Об ответственности учреждений юстиции по регистрации за действия своих
работников см. комментарий к абз. 1 п.1 настоящей статьи. Если же в искажении
или утрате информации виновны иные физические или юридические лица, именно
они отвечают за причиненный их действиями вред по общим правилам гражданско-правовой
ответственности.
В п.2 комментируемой статьи в качестве лиц, имеющих право на возмещение
материального ущерба, названа лишь "какая-либо из сторон". При применении
этого пункта следует иметь в виду, что ущерб должен возмещаться правообладателю,
любой стороне в договоре, а также любому иному лицу, права и законные интересы
которого нарушены соответствующими действиями.
8. В комментируемом Законе предусмотрена ответственность также за использование
сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, способами или в форме,
которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей (см. п.5
ст.7 и комментарий к нему).

Глава VI
Заключительные и переходные положения

Комментарий к статье 32

1. Текст комментируемой статьи нельзя отнести к правовой норме - ее положения
можно назвать организационно-распорядительными. Не затрагивая проблему, касающуюся
возможности дачи Федеральным законом поручений Правительству Российской Федерации,
остановимся на реализации положений статьи.
Федеральная программа поэтапного развития системы государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящее время разрабатывается.
Она должна быть представлена Госстроем России.

<< Пред. стр.

стр. 68
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>