<< Пред. стр.

стр. 69
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Правительство Российской Федерации установило, что Минюст России, Мингосимущество
России, Госкомзем России и Госстрой России являются ответственными органами
за подготовку нормативных актов и координацию взаимодействия учреждений юстиции
по регистрации прав и органов по учету объектов недвижимого имущества в системе
государственной регистрации прав.
Упомянутые в статье акты- Примерное положение об учреждении юстиции по
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Правила ведения
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- утверждены Правительством Российской Федерации, соответственно, 6 марта
1998г. и 18 февраля 1998г. (см. комментарии к ст.9 и 12).
2. К моменту написания данного комментария в подавляющем большинстве
субъектов Российской Федерации созданы учреждения юстиции по регистрации прав.
Как правило, наряду с положениями об учреждениях юстиции по регистрации прав,
актами, устанавливающими размер платы за государственную регистрацию и выдачу
информации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают
региональные программы развития системы государственной регистрации прав.
В этих программах наряду с другими положениями указывается, каким образом
вводится система государственной регистрации. При этом практика показывает,
что поэтапность в регионах реализуется по-разному, в зависимости от размера
территории, количества и видов сделок с недвижимостью, других причин.
Условно введение системы регистрации можно разделить на три вида:
1) по территории. Например, вначале система государственной регистрации
вводится в региональном центре, далее - в других крупных муниципальных образованиях
и затем - на иных территориях субъекта Российской Федерации;
2) по объектам. Например, первоначально на всей территории субъекта Российской
Федерации вводятся в систему государственной регистрации нежилые помещения,
далее земельные участки и затем - жилые помещения;
2) так называемый комбинированный способ, когда сочетается введение системы
по территории и по объектам.

Комментарий к статье 33

1. Рассматриваемый законодательный акт вводится в действие поэтапно.
Первоначально - с 31 января 1998г.- вступили в силу нормы, регламентирующие
процедуру осуществления государственной регистрации и порядок ведения реестра.
С 31 января 1998г. по 1 января 2000 г. субъекты Российской Федерации
должны создать учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество.
Как уже указывалось, в настоящее время созданы учреждения юстиции по регистрации
прав на недвижимое имущество в большинстве субъектов Российской Федерации.
С момента организации таких учреждений все нормы Закона вступают в силу в
полной мере за одним исключением: положения, касающиеся получения информации
на всей территории государства, независимо от места совершения регистрации,
вступают в действие с созданием единой информационной системы.
Действие комментируемого Закона не распространяется на государственную
регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические
объекты. В настоящее время законодательные акты по включению этих объектов
в единую систему государственной регистрации не готовятся, нет таких проектов
и в плане законотворческих работ Правительства Российской Федерации на 1999-2000
гг.
2. Положения комментируемого Закона применяются только к тем правоотношениям,
которые возникли после введения его в действие. Однако права и обязанности,
возникшие после 31 января 1998г. из действий, совершенных до этой даты (т.
е. до введения в действие Закона), также регулируются комментируемым Законом.
3. Переходные нормы содержатся и в других статьях комментируемого Закона
(ст.6, ч.2 п.2 ст.14).



Постатейный комментарий к Основам законодательства
Российской Федерации о нотариате

Раздел I. Организационные основы деятельности нотариата
Глава I. Общие положения (ст. 1-11)
Глава II. Порядок учреждения и ликвидации должности (ст. 12-14)
нотариуса
Глава III. Права, обязанности и ответственность но- (ст. 15-18)
тариуса
Глава IV. Должности стажера и помощника нотариуса. (ст. 19-21)
Порядок замещения должности нотариуса,
занимающегося частной практикой
Глава V. Финансовое обеспечение деятельности но- (ст. 22-23)
тариусов
Глава VI. Нотариальная палата. Федеральная нотариа- (ст. 24-32)
льная палата
Глава VII. Контроль за деятельностью нотариусов (ст. 33-34)

Раздел II. Нотариальные действия и правила их совершения
Глава VIII. Нотариальные действия, совершаемые нота- (ст. 35-39)
риусами и уполномоченными должностными
лицами
Глава IX. Основные правила совершения нотариальных (ст. 40-52)
действий. Выдача дубликатов документов
Глава X. Удостоверение сделок (ст. 53-60)
Глава XI. Принятие мер к охране наследственного (ст. 61-73)
имущества. Выдача свидетельств о праве на
наследство
Глава XII. Выдача свидетельств о праве собственности (ст. 74-76)
на долю в общем имуществе супругов. Нало-
жение и снятие запрещения отчуждения иму-
щества
Глава XIII. Свидетельствование верности копий докуме- (ст. 77-81)
нтов и выписок из них, подлинности подпи-
си и верности перевода
Глава XIV. Удостоверение фактов (ст. 82-85)
Глава XV. Передача заявлений физических и юридичес- (ст. 86-88)
ких лиц. Принятие в депозит денежных сумм
и ценных бумаг
Глава XVI. Совершение исполнительных надписей (ст. 89-94)
Глава XVII. Совершение протестов векселей, предъявле- (ст. 95-96)
ние чеков к платежу и удостоверение неоп-
латы чеков
Глава XVIII. Принятие на хранение документов (ст. 97-98)
Глава XIX. Совершение морских протестов (ст. 99-101)
Глава XX. Обеспечение доказательств (ст. 102-103)
Глава XXI. Применение нотариусом норм иностранного (ст. 104-109)
права. Международные договоры

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения
в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"

Раздел I
Организационные основы деятельности нотариата

Глава I. Общие положения

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской
Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и
юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными
актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии
с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной
конторе или занимающиеся частной практикой.
Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся
частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.
В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия
совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на
совершение этих действий.
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других
государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации,
уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует
цели извлечения прибыли.

Комментарий к статье 1

1. Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных
лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование
документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение
других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов
граждан и юридических лиц. Нотариальные действия от имени государства совершают
нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся
частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти
и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Необходимость в обеспечении защиты прав и интересов, более точно в охране
прав и интересов, важна для каждого. Это может быть убежденность в действительности
приобретенных прав, например права на имущество, или в подлинности подписи
на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает
законодательство о нотариате и его деятельности.
2. Охрана прав осуществляется посредством совершения нотариусом заранее
предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства о
нотариате предусматривается 20 видов нотариальных действий (ст.ст. 35-36 Основ
законодательства Российской Федерации о нотариате). Их количество и перечень
не являются исчерпывающими. Законодательными актами Российской Федерации могут
быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются
по их целенаправленности:
нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорного права;
нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов;
нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной
силы;
охранительные нотариальные действия. К ним обычно относят: принятие мер
к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения и принятие
документов на хранение.
Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как
все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными.
3. Нотариальные действия, составляющие в совокупности предметную компетенцию
нотариата, эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов
в том случае, если эти действия применяются в соответствии с заранее установленными
законом правилами их совершения. Между участниками нотариального производства
возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных
процедурных или, более правильно, процессуальных правоотношений. Права и обязанности
участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и
охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных
действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции.
4. Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов,
работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением
одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий,
и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве
о нотариате в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой,
юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась. Нотариус, занимающийся
частной практикой, имеет личную печать с изображением герба Российской Федерации
(ст. 2 Основ) и совершает все предусмотренные законом нотариальные действия
от имени государства. В отличие от нотариуса, работающего в государственной
нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную
имущественную ответственность по решению суда и в случае причинения ущерба
нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством
(ст. 17 Основ). Такая ответственность вполне закономерна, поскольку источник
финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, -
денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание
услуг правового и технического характера. После уплаты налогов и других обязательных
платежей они поступают в собственность нотариуса.
5. Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать
юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является
продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических
услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных
контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство
юстиции Российской Федерации. С другой стороны, нотариат и суд осуществляют
единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском
обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы
на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются
в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении
некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами
ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по
правилам исполнительного производства и др.
В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры
о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление
гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким
образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально
удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего
права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки,
время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные
нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предмет нотариальной деятельности
- дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения
нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в
суде, а само нотариальное действие в этом случае приостанавливается.

Статья 2. Нотариус в Российской Федерации
На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке,
установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий
высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного
года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося
частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право
нотариальной деятельности.
Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности
не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции
и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести
месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции
Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами
и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной
нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами
документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной
палаты.

Комментарий к статье 2

1. В статье установлены единые требования для занятия должности нотариуса.
Независимо от того, в какой форме лицо, претендующее на занятие должности
нотариуса, будет осуществлять нотариальную функцию - работать в государственной
нотариальной конторе или заниматься частной практикой, оно должно отвечать
следующим требованиям: иметь высшее юридическое образование; пройти стажировку
на должности нотариуса в государственной нотариальной конторе или у нотариуса,
занимающегося частной практикой; сдать квалификационные экзамены и получить
лицензию на право нотариальной деятельности.
2. Порядок прохождения стажировки на должности нотариуса определяется
Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой Положением
о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или
у нотариуса, занимающегося частной практикой (Письмо Минюста от 08 июня 1994
г. N 09-12(75-94)).
Общий срок стажировки не может быть менее 6 месяцев.
3. Единые требования со стороны государства к гражданам РФ при назначении
на должность нотариуса проявляются в признании равенства прав и обязанностей
при совершении нотариальных действий и в одинаковых последствиях нотариальных
действий, совершенных нотариусом, работающим в государственной нотариальной
конторе или занимающимся частной практикой. Следует подчеркнуть, что речь
идет о равенстве прав и обязанностей нотариусов при совершении ими нотариальных
действий, т.е. процессуальных по своей природе. Общий правовой статус нотариусов
имеет различие, например, нотариус, занимающийся частной практикой, должен
быть членом нотариальной палаты, нотариусы обладают различной компетенцией,
несут различную имущественную ответственность. Нотариус, занимающийся частной
практикой, является субъектом уголовной ответственности по ст. 202 УК РФ 1996
года, который вводится в действие с 1 января 1997 г. Согласно этой статье
использование нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности
и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения
вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным
интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества
или государства, наказывается вплоть до лишения свободы до 3 лет.

Статья 3. Лицензия на право нотариальной деятельности
Нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе
заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой
деятельности. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных
в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.
Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается
уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на
основании решения квалификационной комиссии.

Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности утверждено
письмом Минюста РФ от 22 ноября 1993 г. N 8-5/149-081293

Порядок уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности
утвержден постановлением СМ РФ от 23 июля 1993 г. N 703

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской
Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца
со дня получения решения органа юстиции.
Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности
нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после
повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного
экзамена не сдает.

Комментарий к статье 3

1. Лицензия - документ, подтверждающий право на занятие, при определенных
условиях, должности нотариуса. Должностные лица органов исполнительной власти,
консульств, а также должностные лица, указанные в ст. 185 ГК РФ и ст. 541
ГК РСФСР 1964 г., совершают нотариальные действия на основании имеющихся у
них полномочий без лицензии.
Лицензия выдается органом юстиции субъекта РФ (управление юстиции края,
области, министерство юстиции республики в составе РФ) в течение месяца после
сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.
Порядок выдачи лицензии, требования к ее форме определяются специальным Положением,
установленным Минюстом РФ, утвержденным 22 ноября 1993 г.
Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в общем порядке в суд.
За выдачу лицензии установлен сбор в размере 5-кратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда.
2. Гражданин, имеющий лицензию, по целому ряду причин может не приступить
к работе в должности нотариуса (отсутствие вакансии, непрохождение по конкурсу,
болезнь и т.д.). Независимо от причин, по которым он не был назначен на должность
нотариуса по истечении трех лет после получения лицензии, необходимо сдавать
повторно квалификационный экзамен, для того, чтобы быть допущенным к должности
нотариуса.


Статья 4. Квалификационная и апелляционная комиссии
Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку
и желающих заниматься нотариальной деятельностью.
Квалификационная комиссия образуется при органах юстиции республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной
палаты. Представители Министерства юстиции Российской Федерации могут принимать
участие в работе любой квалификационной комиссии.
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок
со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции Российской
Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной
комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть
обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством
юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной
его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться
иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.

Комментарий к статье 4

1. Для определения подготовленности граждан, имеющих высшее юридическое
образование и прошедших стажировку, к профессиональной нотариальной деятельности
создаются при органах юстиции субъектов РФ квалификационные комиссии, а при
Минюсте РФ апелляционная комиссия. В состав комиссий входят руководители органов
юстиции и нотариальных палат, наиболее высококвалифицированные нотариусы,
судьи, научные работники.
Организация и деятельность квалификационной и апелляционной комиссий
регламентируется соответствующими положениями, утвержденными Минюстом РФ совместно
с Федеральной нотариальной палатой (Положение о квалификационной комиссии
по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью;
Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных
комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной
деятельностью; Письмо Минюста от 08 июня 1994 г. N 09-12 (75-94)).
2. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной
его сдаче не ранее, чем через год после принятия решения квалификационной
комиссией, но законодательством республик в составе РФ могут предусматриваться
иные сроки пересдачи. Каких-либо денежных сборов за квалификационный экзамен,
его пересдачу, количество таких пересдач законодательством не установлено.

Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской
Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации
и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов
государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а
также международными договорами.
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим
в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы,
которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том
числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев,
предусмотренных настоящими Основами.
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться
только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда,
прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными
или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с
находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего
в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных
статьей 16 настоящих Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти
завещателя.

Комментарий к статье 5

1. Беспристрастность и независимость нотариусов обеспечивается точным
и неуклонным соблюдением законодательства. Нотариус в своей деятельности руководствуется
Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательными
актами Российской Федерации и республик в составе РФ, а также правовыми актами
органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции,
а также международными договорами.
Применяя приказы и инструкции министерств и ведомств, акты местных органов
государственной власти и акты органов местного самоуправления, нотариус должен
проверить, изданы ли они в пределах предоставленной этим органам компетенции
и соответствуют ли они законодательству.
Точное исполнение законов - общее требование к нотариальным актам. Нотариус
обязан проверять соответствие законам требуемых от него действий и представляемых
ему документов. Нотариус не удостоверяет сделок, противоречащих закону, не
свидетельствует верность копии с документа, оформленного не в соответствии
с законом, не передает заявлений, содержащих сведения, порочащие честь и достоинство
граждан. Отказывает в совершении нотариального действия, если оно не соответствует
закону.
2. Специфическим правилом нотариальных действий является их тайна. Справки
о совершаемых нотариальных действиях и документы нотариальные органы выдают
только лицам, в отношении которых совершены нотариальные действия, или их
представителям, а также по требованию прокуратуры, суда и следственных органов
в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.
Справки о завещаниях выдаются нотариальными органами только после смерти завещателя.

<< Пред. стр.

стр. 69
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>