<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

не могут освободить от ответственности. Вместо этого в подобных случаях исполнителю
следует рассмотреть вопрос об изменении или расторжении договора в связи с
существенным изменением обстоятельств в соответствии с условиями, предусмотренными
ст.451 ГК.

Глава III. Объединения туроператоров и турагентов,
объединения туристов

Комментарий к статье 11 Закона

Статья 11 Закона почти текстуально воспроизводит первый абзац п.1 ст.121
ГК о праве и целях создания объединений. Этой нормой предусмотрено, что объединения
создаются по договору между организациями, имеют форму ассоциаций или союзов,
которые являются некоммерческими организациями (о коммерческих и некоммерческих
организациях см. п.1 комментария к ст.5 Закона). Следует подчеркнуть, что
ассоциации (союзы) в соответствии со ст.121 ГК могут создаваться только организациями,
т.е. юридическими лицами. Однако это не означает, что туроператоры и турагенты
- индивидуальные предприниматели не могут стать членами ассоциаций (союзов).
Согласно п.3 ст.23 ГК, к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, применяются правила ГК, регулирующие деятельность
юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает
из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Приведенная норма
позволяет индивидуальным предпринимателям вступать в указанные союзы и ассоциации
на равных правах с юридическими лицами.
В соответствии с п.4 ст.50 и п.2 ст.121 ГК объединения и союзы могут
создаваться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Если по
решению участников на ассоциацию или союз возлагается ведение предпринимательской
деятельности, то они могут создать для этой цели хозяйственное общество или
участвовать в таком обществе. Ассоциации (союзы) могут создаваться только
для тех управленческих целей, которые указаны в законодательстве. Поэтому
в учредительных документах предпринимательская деятельность не может фигурировать
как основная.
Согласно ст.121 ГК, члены ассоциации или союза сохраняют свою самостоятельность
и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам
своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность
по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами.
Правила применения субсидиарной (дополнительной) ответственности установлены
ст.399 ГК: до применения этой ответственности требования должны быть предъявлены
основному должнику (ассоциации, союзу) и, если он отказался их удовлетворить
или не ответил на требование в разумный срок, только тогда можно предъявить
требование в порядке субсидиарной ответственности. Это право не возникает,
если у кредитора есть возможность применить зачет встречного требования основного
должника либо взыскать с него долг в бесспорном порядке.
Субсидиарно ответственный должен известить основного должника о предъявленных
требованиях или привлечь его к участию в деле, если предъявлен иск. В противном
случае, при регрессивном взыскании уплаченных сумм с основного должника, последний
имеет право выдвигать возражения, которые у него были против кредитора.
Изложенное содержание ст.121 ГК, а также права и обязанности членов ассоциаций
(союзов) (ст.123 ГК) воспроизведены в ст.11 и 12 Закона РФ "О некоммерческих
организациях". Этим же Законом предусмотрены: порядок создания, реорганизации
и ликвидации некоммерческих организаций, в том числе состав и содержание учредительных
документов ассоциаций (союзов), в соответствии со ст.122 ГК; вопросы деятельности
некоммерческих организаций (ее виды, имущество и т.п.); вопросы управления
некоммерческой организацией, взаимоотношений с органами государственной власти
и ответственности некоммерческих организаций за нарушение законодательства.

Комментарий к статье 12 Закона

Комментируемая статья реализует право граждан на создание общественных
объединений в конкретной области - на основе общности интересов лиц, занимающихся
туризмом. Из приведенных в статье направлений деятельности общественных объединений
туристов наибольшее практическое значение имеет защита прав и интересов туристов,
а также формирование общественного мнения о деятельности организаций туристической
индустрии. Эти направления охватывают вопросы прав и интересов туристов как
потребителей соответствующих услуг.
Деятельность общественных объединений туристов в этой области, следовательно,
регулируется законодательством, иными правовыми актами РФ о защите прав потребителей.
Статьей 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что граждане
вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей
(их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии
с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и своими уставами.
Закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ вступил
в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" 25 мая
1995 года. Этот Закон дает понятие общественного объединения: добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных
в уставе. Кроме Закона, вопросы деятельности общественных объединений регулируются
ГК РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Одним из таких законов является Закон РФ "О защите прав потребителей",
определяющий права объединений потребителей.
ГК РФ в гл. 4, в разделе о некоммерческих организациях, посвящает общественным
объединениям одну статью (ст.117), которая дает понятие общественного объединения,
акцентируя внимание на его некоммерческом характере, определяет условия занятия
предпринимательской деятельностью. Статья предусматривает, что члены общественных
объединений не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединения
имущество, включая членские взносы. Члены общественных объединений и сами
объединения не отвечают по обязательствам друг друга. Статьей установлено,
что положение общественных объединений в гражданско-правовой области, регулируемой
ГК, определяется только законом.
Закон "Об общественных объединениях" предусматривает, что для их создания
не требуется предварительное разрешение каких-либо органов. Они не обязаны
проходить государственную регистрацию, но в этом случае они не приобретают
прав юридического лица. Для приобретения этих прав необходимо пройти государственную
регистрацию в органах юстиции в зависимости от территориальной сферы, на которую
распространяется деятельность объединения. Порядок регистрации предусмотрен
ст.21 - 2З данного Закона и применяется до принятия Закона РФ "О регистрации
юридических лиц". Учредителями и членами общественных объединений могут быть
только граждане или общественные объединения граждан.
Данный Закон определяет организационно-правовые формы общественных объединений:
общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное
учреждение, орган общественной самодеятельности.
Основные различия между указанными организационно-правовыми формами общественных
объединений заключаются в наличии или отсутствии членства и в целях их деятельности.
Единственной организационно-правовой формой общественного объединения,
основанного на членстве, является общественная организация. Цели деятельности
этой организации соответствуют целям общественных объединений, обозначенным
в Законе "Об основах туристской деятельности в РФ".
Возможно также создание объединений туристов в других упомянутых организационно-правовых
формах, если их цели будут соответствовать требованиям, установленным Законом
"Об общественных объединениях" для каждой из форм.
Существующие общественные объединения могут в свою очередь создавать
новые общественные объединения в виде ассоциаций или союзов на основе учредительных
договоров и (или) уставов. Закон "Об общественных объединениях" подробно регламентирует
также порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений;
их права и обязанности; вопросы их собственности в зависимости от организационно-правовой
формы; вопросы предпринимательской деятельности, ответственности за нарушение
законодательства и др.
Закон "О защите прав потребителей" (п.2 ст.45) предусматривает, что общественные
объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных
уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе:
- участвовать в разработке требований к безопасности услуг, а также стандартов,
устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и
иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области
защиты прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества и безопасности услуг;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил бытового и иных видов
обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей в проведении
экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения
о мерах по повышению качества услуг, изъятию из оборота услуг, опасных для
жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти
в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти
материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в оказании услуг,
не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству услуг,
а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми
актами Российской Федерации;
- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании
недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного
самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты
прав потребителей;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга
потребителей).
Предусмотренные права общественных объединений потребителей могут осуществляться
ими, если они отражены в уставе организации.
Право общественных организаций потребителей на участие в разработке стандартов
обеспечивается указанием в соответствующих нормативных документах Госстандарта
РФ о согласовании с ними соответствующих показателей услуг по безопасности.
Весьма нужными для потребителей являются полномочия по проведению экспертиз.
Результаты экспертизы, проводимой общественными объединениями, в случае рассмотрения
спора в суде оцениваются последним наряду с другими доказательствами.
Статья 46 Закона "О защите прав потребителей" отдельно регулирует вопросы
реализации права на предъявление исков в суды о признании действий исполнителей
(ими могут быть турфирмы) противоправными в отношении неопределенного круга
потребителей и о прекращении этих действий. Правом предъявления таких исков
наделены федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральные
органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль
за качеством и безопасностью услуг, органы местного самоуправления, общественные
объединения потребителей (их ассоциации, союзы).
Согласно ст.46, при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя
довести в установленный судом срок через средства массовой информации или
иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий исполнителя
противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно
для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях
действий исполнителя по вопросам, имели ли место эти действия и совершены
ли они данным лицом.
Одновременно с удовлетворением иска, предъявляемого общественным объединением
потребителей (их ассоциацией, союзом) в интересах неопределенного круга потребителей
или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественным
объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) судебных расходов, связанных
с рассмотрением дела, в том числе расходов по привлечению экспертов к участию
в деле.
Сущность закрепленных в ст.46 правил состоит в преюдициальной силе решения
суда о признании действий соответствующих организаций противоправными в отношении
неопределенного круга потребителей. Это означает, что конкретный потребитель
освобождается от обязанности доказывать, а суд - от установления факта совершения
определенных действий данным лицом. Эти обстоятельства считаются достоверно
установленными на основании решения суда, рассматривавшего дело в отношении
неопределенного круга потребителей. Конкретному потребителю остается лишь
обосновать размер своих требований. Такие иски весьма эффективны при наличии
большого количества потребителей, пострадавших от действий определенной организации.

Глава IV. Туристические ресурсы РФ

Комментарий к статье 13 Закона

Туристические ресурсы РФ состоят из объектов трех видов: объектов туристского
показа; объектов, способных удовлетворить духовные потребности туристов; оздоровительных
объектов.
Объектами туристского показа могут быть природные, архитектурные, исторические
и тому подобные объекты.
Объектами духовного характера являются музейные учреждения.
Правовой режим отдельных видов туристических ресурсов регулируется природоохранным
законодательством, законодательством о музейных учреждениях, законодательством
об охране исторических памятников, санитарно-эпидемиологическим законодательством
и др.

Глава V. Безопасность туризма

Комментарий к статье 14 Закона

1. Хотя комментируемая статья озаглавлена "Обеспечение безопасности туристов",
в данном пункте дается понятие безопасности туризма. В результате этого содержание
понятия "безопасность туриста" осталось не раскрытым в Законе.
Поскольку турист является потребителем услуг, к вопросам его безопасности
могут быть применены соответствующие нормативные акты по стандартизации и
положения законодательства о защите прав потребителей.
ГОСТ Р1.0-92 определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска,
связанного с возможностью причинения вреда. Закон РФ "О защите прав потребителей"
определяет безопасность услуги как безопасность для жизни, здоровья, имущества
потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее оказания, а также безопасность
самого процесса оказания услуги, т.е. технологии ее оказания. Согласно п.1
ст.7 Закона "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы
услуга при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни, здоровья
потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вреда имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья
потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу
потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом
Законом (Закон РФ "О стандартизации" - см. комментарий к ст.5 комментируемого
Закона).
Если для безопасного использования услуги необходимо соблюдать специальные
правила, исполнитель обязан указать эти правила в технической документации
на услугу и довести эти правила до сведения потребителя.
Услуга, на которую законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие
безопасность жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение
причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность
жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном
порядке. Перечни услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Не допускается оказание услуги без информации о проведении обязательной
сертификации. (О сертификации туристских услуг см. комментарий к ст.5 данного
Закона.)
Статьей 7 предусматривается также обязанность исполнителя услуги незамедлительно
приостановить ее оказание, если она причиняет или может причинить вред жизни,
здоровью и имуществу потребителя при соблюдении им установленных правил оказания
услуги. Если причины вреда устранить невозможно, исполнитель обязан прекратить
реализацию данного тура. В случае невыполнения указанной обязанности это может
быть сделано по предписанию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
контроль за качеством и безопасностью туристских услуг. При этом исполнитель
возмещает потребителю причиненные убытки в полном объеме.
Детальные требования к качеству услуг, обеспечивающие безопасность жизни
и здоровья туристов, установлены ГОСТ Р50644-94, введенным в действие с 1
июля 1994 года. Изложенные в стандарте требования используются для проведения
обязательной сертификации услуг на соответствие этим требованиям. Требования
изложены в соответствии со встречающимися факторами риска: травмоопасностью,
пожароопасностью, биологическим воздействием и т.д. - и подлежат обязательному
контролю в порядке, установленном этим ГОСТом.
2. Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти в сфере
туризма обязанность по информированию туроператоров и турагентов, а также
туристов об угрозе безопасности туристов в определенной стране (месте). Информация
должна публиковаться в средствах массовой информации или доводиться до упомянутых
лиц другими способами. Закон не определяет ответственность за непредставление
упомянутой информации и причиненный в результате этого ущерб. Представляется,
что такая ответственность должна наступать в соответствии с правилами ГК РФ.
Согласно ст.16 ГК, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу
в результате незаконных действий (бездействия) федеральных государственных
органов или их должностных лиц, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Статья 1069 ГК уточняет, что вред возмещается за счет казны РФ. Требование
о возмещении предъявляется в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в
зависимости от того, кто предъявляет иск. Состав убытков и другие вопросы
определяются по общим правилам. Может быть взыскан моральный вред. В любом
случае необходимо доказать, что причиненные убытки являются следствием непредставления
(несвоевременного представления) указанной информации. Статьей 125 ГК предусмотрено,
что от имени Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной
власти в соответствии с их компетенцией. Практически эти полномочия делегируются
Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти, к чьей компетенции
относится соответствующая область деятельности.
Согласно ст.1071 ГК, от имени казны выступают финансовые органы, если
в соответствии с п.3 ст.125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган.
Таким образом, в качестве ответчика должно выступать Министерство финансов
РФ (его органы).
В свою очередь туроператоры и турагенты как сторона по договору об оказании
туристских услуг обязаны предоставить туристу исчерпывающую информацию об
особенностях путешествия, об источниках и характере возможных опасностей.
Более того, турфирмы обязаны принять предупреждающие меры, направленные на
обеспечение безопасности туристов.
Толкование текста п.4 ст.14 Закона приводит к выводу о том, что при наличии
опасности во всех случаях должны приниматься меры, снижающие эту опасность
до возможного и приемлемого уровня риска.
Предупредительные меры в зависимости от характера опасности предусмотрены
ГОСТ Р50644-94. Непринятие этих мер должно рассматриваться как предоставление
услуги ненадлежащего качества, с недостатками и в случае причинения вреда
туристу в результате этого влечет ответственность в соответствии со ст.14
Закона "О защите прав потребителей". (Об ответственности турфирм за непредставление
необходимой информации см. п.3 комментария к ст.6 Закона.)

Комментарий к статьям 15, 16 Закона

Среди мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, Закон предусмотрел
обязанность Правительства РФ определять специализированные службы, которые
должны оказывать помощь туристам, терпящим бедствие на территории России.
Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 года N 83 "О специализированных
службах по обеспечению безопасности туристов" указанная обязанность возложена
на специализированные службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
входящие в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень этих служб
утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года N 924 "О
силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций".
Постановлением Правительства N 83 заинтересованным министерствам и ведомствам
РФ поручено утвердить инструкцию, регламентирующую вопросы взаимодействия
указанных специализированных служб, органов управления туризмом субъектов
РФ и туристических организаций при предупреждении бедствий и оказании помощи
терпящим бедствие туристам независимо от их гражданства, а также лицам без
гражданства. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано по согласованию
с соответствующими федеральными органами исполнительной власти определить
состав сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
используемых при оказании необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в
пределах территории субъекта РФ.
Защиту интересов российских туристов за рубежом, включая их эвакуацию
в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, государство принимает на себя.
Согласно ст.5 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", граждане РФ
за ее пределами пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.
Указанным обязанностям государственных органов соответствует предусмотренная
ст.14 Закона обязанность туроператоров и турагентов информировать соответствующие
органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях
с туристами во время путешествия.

Комментарий к статье 17 Закона

Появление комментируемой статьи вызвано тем, что по законодательству
ряда стран дальнего зарубежья въезд иностранных туристов в страну возможен
лишь при наличии страхового полиса, гарантирующего оплату медицинской помощи
туристу в случае внезапного заболевания или несчастного случая, происшедшего
с ним в стране временного пребывания.
Обязанность обеспечить страхование туриста при поездке в указанные страны
возложена Законом на направляющую турфирму. Однако это не означает, что турфирма
осуществляет страхование за свой счет. Стоимость страховки, как и все другие
услуги, оплачивает турист. Последний вправе застраховаться самостоятельно.
Турфирма в этом случае обязана проверить наличие страхового полиса у туриста
и не может выдать путевку без него. Впрочем, при отсутствии страхового полиса
поездка не состоится, поскольку не будет выдана виза на въезд в страну. Если
по какой-либо причине поездка все же состоится, то турфирма несет ответственность
за могущие возникнуть неблагоприятные последствия, поскольку обязанность предоставить
гарантии оплаты медицинской помощи возложена на нее.
Основным актом, регулирующим вопросы страхования, является ГК РФ (гл.48).
К этим отношениям могут применяться нормы Закона "О страховании" (1992), если
они не противоречат ГК. Последний различает имущественное и личное страхование,
добровольное и обязательное. Все виды страхования осуществляются на основании
договоров страхования. Комментируемые отношения следует считать добровольным
личным страхованием риска причинения вреда жизни или здоровью туриста.
Договор личного страхования является договором об оказании страховой
услуги, имеет свои особенности регулирования по ряду вопросов, включая терминологию,
и является публичным (см. комментарий к ст.10 Закона).
Согласно ст.934 ГК, сторонами договора личного страхования являются страховщик
(юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление соответствующих видов
страхования) и страхователь (гражданин). Кроме указанных двух фигур, в договоре
личного страхования могут быть несамостоятельные участники: застрахованное
лицо и выгодоприобретатель, определяемые страхователем. Существо договора
личного страхования состоит в том, что страховщик обязуется за определенную
договором плату (называемую страховой премией), оплачиваемую страхователем,
выплатить определенную договором страховую сумму в случае причинения вреда
жизни или здоровью страхователя либо застрахованного лица или наступления
иного события (страховой случай). Страховая сумма может быть выплачена также
выгодоприобретателю, если договор заключен в его пользу. В противном случае
считается, что договор заключен в пользу застрахованного лица, которое (его
наследники) и имеет право на получение страховой суммы.
Применительно к договору медицинского страхования туристов страхователем,
т.е. стороной по договору страхования, может быть сам турист, турорганизация
или иная организация (лицо).
Как правило, турист одновременно является и страхователем, и застрахованным
лицом. В любом случае турист является застрахованным лицом, которому может
быть выплачена страховая сумма. Выгодоприобретатель, как правило, в этих случаях
практически не назначается. Если турист самостоятельно страхуется, то он как
сторона по договору согласовывает его условия и подписывает. Согласно ст.940
ГК, договор страхования должен быть обязательно заключен в письменной форме
под страхом признания его недействительным с момента заключения, что влечет
возврат всего полученного сторонами по этому договору. Согласно ст.24 Закона
"О страховании", договор страхования относится к оспоримым сделкам (см. п.13
комментария к ст.10 Закона).
Формой договора может быть отдельный документ, подписываемый сторонами.
Практически заключение договора страхования непосредственно с туристом происходит
путем его письменного или устного заявления и выдачи ему страхового полиса,
подписанного страховщиком. При этом, согласно п.2 ст.940 ГК, наличие устного
заявления подтверждается принятием от страховщика полиса.
В том случае, когда полис вручается туристу турфирмой, последняя, как
правило, не выступает страхователем, а лишь выполняет услуги по оформлению
страховки и передаче полиса туристу. Таким образом, в этом случае турист является
страхователем, заявившим о своем согласии с условиями договора путем устного
заявления (принятия полиса). Одновременно турист является застрахованным лицом.
Заключенный таким образом договор личного страхования является договором присоединения
(см. комментарий к ст.10 Закона).
В результате этой операции отношения между турфирмой и туристом по вопросам
страхования регулируются договором об оказании туруслуги, а между страховой
организацией и туристом договором страхования.
Статья 942 (п.2) ГК дает перечень существенных условий договора личного
страхования, по которым должно быть достигнуто соглашение между страховщиком
и страхователем (туристом):
- о застрахованном лице;
- о характере страхового случая;
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора.
К этому следует добавить условие о страховой премии (цене), которое является
существенным для всех возмездных договоров.
Практически все указанные условия содержатся в страховом полисе. Однако
отношения по страхованию требуют определения в договоре еще ряда важных условий,
которые в соответствии со ст. 943 ГК определяются в стандартных правилах страхования,
утвержденных страховщиком.
Указанные правила становятся обязательными для сторон договора лишь в
том случае, если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение
соответствующих правил и сами правила изложены в одном документе с договором
(страховым полисом) либо приложены к нему. Аналогичный порядок существует,
как было отмечено, при выдаче туристской путевки. Упомянутые правила страхования
практически прилагаются к страховому полису, однако ссылка на них в полисе
имеется не всегда. Это обстоятельство вносит некую неопределенность в отношения

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>