<< Пред. стр.

стр. 84
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лишь в общих чертах.
Соответствующие договоры Российской Федерации являются двусторонними.
Как правило, это либо договоры об оказании правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам, либо консульские договоры (или консульские конвенции).
Характеризуя содержание норм международных договоров, следует прежде
всего отметить правила, дающие консулам одной стороны право совершать нотариальные
действия на территории другой стороны. При этом консулы наделяются правом
совершать точно поименованные в договорах действия. Сравнение норм международных
договоров с перечнем, содержащимся в российском законодательстве (ст.ст. 38
и 39 Основ), показывает, что иностранные консулы обладают по международным
договорам более узкой компетенцией, чем соответствующие органы. Кроме того,
во многих международных договорах содержатся различные условия, при которых
консул вправе совершать разрешенное нотариальное действие. Эти условия относятся
к месту, где совершается действие, или к гражданству лиц, ходатайствующих
о совершении действия, либо к объекту данного действия и т.д.
Что касается видов нотариальных действий, то в международных договорах
очень часто говорится о праве консула свидетельствовать верность переводов,
а также верность копий документов и выписок из них. Консулам обычно дается
право свидетельствовать на документах подлинность подписи граждан представляемого
государства. Как правило, особо упоминается право консула удостоверять завещания
граждан своего государства.
В международных договорах, заключенных Российской Федерацией, значительное
внимание уделяется регулированию деятельности консула при принятии мер к охране
наследственного имущества. Соответствующие правила, однако, в разных договорах
существенно отличаются друг от друга. Поэтому и права консулов в различных
договорах имеют различный характер и объем: от права просить о принятии мер
к охране наследственного имущества до права принимать меры к охране наследства,
открывшегося после смерти гражданина представляемого государства.
В ряде международных договоров Российской Федерации консулам дано право
удостоверять не только завещания, но и другие сделки. Впрочем, при этом довольно
часто делаются различные оговорки (о гражданстве участников сделки, о месте
нахождения ее объекта и т.д.).
В некоторых договорах упоминается право консула принимать на хранение
документы от граждан своего государства. Иногда предусматривается также право
совершать некоторые другие нотариальные действия.
Важное практическое значение имеют нормы международных договоров Российской
Федерации об освобождении от консульской легализации. Они иногда сформулированы
по-разному, но смысл их в общем сходен. Например, во многих договорах об оказании
правовой помощи по гражданским, семейным делам предусматривается, что документы,
которые на территории одной договаривающейся стороны были выданы в установленной
форме или заверены компетентным государственным органом и удостоверены официальной
печатью, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без легализации.
3. Часть 2 ст. 109 Основ внутренне связана с правилом, содержащимся в
ч. 1 ст. 109 Основ. В международном договоре, в котором участвует Российская
Федерация, может быть предусмотрено, что учреждения юстиции договаривающихся
сторон совершают определенный вид нотариального действия. Обычно в международных
договорах речь идет о нотариальных действиях, которые известны законодательству
обеих договаривающихся сторон. В таком случае ни для одной из них не возникает
затруднений при проведении в жизнь соответствующих норм договора. Однако может
сложиться так, что в международном договоре будет говориться о нотариальном
действии, которое существует лишь в одном из этих государств.
Так, некоторыми международными договорами предусматривается совершение
нотариальных действий, неизвестных российскому нотариусу, например вскрытие
и оглашение завещания, составленного по форме, установленной иностранным законодательством.
В этом случае нотариус оглашает содержание завещания и составляет протокол
о его состоянии и содержании. В протоколе указываются дата и место его составления,
дата удостоверения, имя лица, представившего завещание, состояние документа
(был ли он вскрыт, имеются ли зачеркнутые места и т.п.). Протокол подписывается
нотариусом и лицом, представившим завещание. Этим же лицом подписывается каждая
страница завещания. Если же завещание хранилось у нотариуса в запечатанном
виде, все вышеуказанные действия нотариус производит единолично. К протоколу
о состоянии и содержании завещания прилагается его засвидетельствованная копия,
а в зависимости от требований международного договора - копия протокола и
подлинник завещания. Указанные документы могут быть выданы заинтересованному
лицу или высланы компетентному лицу иностранного государства по правилам исполнения
поручения.
Включение в международный договор подобных правил влечет два основных
вопроса. Первый - о компетенции, который решен самой ч. 2 ст. 109 Основ. Она
говорит о том, что подобные действия в РФ совершаются нотариусами. Следовательно,
они не могут выполняться другими органами и должностными лицами, обладающими
правом совершения нотариальных действий.
Второй вопрос - о нормах, регулирующих порядок совершения таких нотариальных
действий. Российское законодательство о нотариате исходит из того, что порядок
совершения нотариальных действий определяется российским законодательством.
Однако в российском законодательстве не может быть норм, исчерпывающе регулирующих
порядок совершения неизвестного в Российской Федерации нотариального действия.
Для того чтобы обеспечить исполнение международных обязательств, Основы определяют,
что порядок совершения нотариальных действий устанавливается Министерством
юстиции РФ.


Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации

Общая часть (ст.ст. 1-132)
Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-30)
Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1-6)
Глава 2. Объекты водных отношений (ст.ст. 7-22)
Глава 3. Субъекты водных отношений (ст.ст. 23-30)
Раздел II. Право собственности и другие права на (ст.ст. 31-64)
водные объекты
Глава 4. Основные положения (ст.ст. 31-45)
Глава 5. Приобретение и прекращение прав (ст.ст. 46-61)
пользования водными объектами
Глава 6. Осуществление и защита прав пользования (ст.ст. 62-64)
водными объектами
Раздел III. Государственное управление в области (ст.ст. 65-84)
использования и охраны водных объектов
Глава 7. Основы государственного управления в (ст.ст. 65-69)
области использования и охраны водных
объектов
Глава 8. Система органов исполнительной власти (ст.ст. 70-74)
Российской Федерации в области
использования и охраны водных объектов
Глава 9. Сферы государственного управления (ст.ст. 75-84)
в области использования и охраны
водных объектов
Раздел IV. Использование и охрана водных объектов (ст.ст. 85-128)
Глава 10. Использование водных объектов (ст.ст. 85-93)
Глава 11. Охрана водных объектов (ст.ст. 94-120)
Глава 12. Экономическое регулирование (ст.ст. 121-128)
использования, восстановления
и охраны водных объектов
Раздел V. Разрешение споров по вопросам (ст.ст. 129-132)
использования и охраны водных объектов
и ответственность за нарушение водного
законодательства Российской Федерации
Глава 13. Разрешение споров по вопросам (ст. 129)
использования и охраны водных объектов
Глава 14. Ответственность за нарушение водного (ст.ст. 130-132)
законодательства Российской Федерации
Особенная часть (ст.ст. 133-146)
Раздел VI. Целевое использование водных объектов (ст.ст. 133-146)
Глава 15. Цели использования водных объектов (ст.ст. 133-146)
Заключительная часть (ст. 147)
Глава 16. Введение в действие настоящего Кодекса (ст. 147)


Предисловие

Первый Водный кодекс Российской Федерации был принят 30 июня 1972 года:
несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В его
содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти все было новым
по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория
"воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления
права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого
водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения.
Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года,
вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации
и функционировала исправно. Если она и была в чем-то слабой и колебалась,
то только вместе с "линией партии". Приняв активное участие в разработке того
законопроекта, мы не менее активно внедряли его положения в жизнь, опубликовали
работы "Обеспечение правопорядка на воде", "Есть Водный кодекс. Дело за исполнением",
"Теоретические основы права пользования водами в СССР" и другие.
Прошло 25 лет. Обстановка существенно изменилась практически во всех
сферах жизни, но особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи
рационального использования и охраны вод не только не сняты с повестки дня,
но стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения
водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно
и потребность в усовершенствовании некоторых положений этой отрасли законодательства.
Практически это привело к необходимости издания нового Водного кодекса Российской
Федерации, который и представлен здесь вместе с постатейными комментариями.
Характеристика новизны Водного кодекса РФ - задача самостоятельного научного
исследования. Если не считать конъюнктурных нововведений, то следовало бы
обратить особое внимание на такие новые положения, как право собственности
на водные объекты, более детальное урегулирование разрешительного порядка
водопользования, сочетание административных и договорных способов правового
регулирования водных отношений, узаконение практики регулирования водных отношений
по основным бассейнам поверхностных вод с помощью бассейновых соглашений,
комплекс правил по экономическому регулированию использования, восстановления
и охраны водных объектов.
В регулировании отношений собственности на воды примечательным является
осторожный подход к внедрению многообразия форм и видов собственности. Как
бы ни давила на нас эйфория рыночных отношений, воды остаются такой вещью,
которая вряд ли в большей своей части без ущерба для страны может быть полностью
обращена в частную собственность. Законодатель в данном случае проявил больше
благоразумия, чем можно было ожидать, и уважения к исторической традиции преемственности
в праве, записав в статье 35, что все не находящиеся в муниципальной собственности,
в собственности граждан и юридических лиц водные объекты, являются государственной
собственностью. Не сказано, что исключительной государственной собственностью,
но в настоящее время другой, широко распространенной и нет.
Некоторым шагом в сторону рыночной психологии являются указания о том,
что содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским
законодательством и настоящим Кодексом; к водным объектам и правам пользования
ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских
прав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Разрешительный порядок водопользования применялся и прежде. Но в действующем
Кодексе этот порядок представлен во всех деталях и сложностях (глава 5 ВК).
Остается только один вопрос. Не перестарались ли составители Кодекса, не получилась
ли сверхбюрократия в процедурах приобретения права пользования водными объектами?
Эта мысль особенно давит на сознание, когда читаешь и комментируешь статьи
о сочетании лицензии и договора.
Согласно статье 46 "права пользования водными объектами приобретаются
на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней
договора пользования водным объектом", а права эти возникают с момента регистрации
договора пользования водным объектом. Лицензия, которая тоже должна быть зарегистрирована,
выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда. Договор заключается водопользователем с органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации. Хотя в статье 58 записано, что после
выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение
договора пользования водным объектом является обязательным, такая запись не
защищает водопользователя, ибо ее несоблюдение ничего не влечет для органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Итак, новый Водный кодекс РФ вступил в действие. В юридической теории
и практике существует (в виде "доброго обычая") презумпция качественного превосходства
нового закона по отношению к старому. Иначе говоря, предполагается, что каждый
новый закон должен быть лучше того, который он заменил. Будем надеяться, что
второй Водный кодекс Российской Федерации оправдает эту презумпцию!
Настоящий Комментарий является первым комментарием к российскому Водному
кодексу и к российскому водному законодательству вообще. Комментарий - постатейный
и правовой: это означает, что он составлен не по разделам, главам, либо институтам
водного права, а последовательно - по статьям и нормам Кодекса; несмотря на
то, что Кодекс содержит немало физико-географических и иных естественнонаучных
понятий и определений, а также деклараций и пожеланий, Комментарий к нему
носит преимущественно (а зачастую - и исключительно) правовой, юридический
характер, что определяется потребностями практики, правоприменения, правоохраны.
Правовая направленность Комментария определяется также попытками разъяснить
нормы Водного кодекса с позиций: теории - науки водного, природоресурсного,
экологического и иных отраслей права; системы российского законодательства,
в том числе в широком смысле - принятых в развитие водного законодательства
подзаконных, нормативных, правовых актов; практики - в частности, актов индивидуального
значения, правоприменения. Такое объединение часто помогает лучше понять замысел
законодателя и проблемы и пути его применения.
Не все комментарии к статьям получились равноценными - как по количеству,
объему написанного, так и по качеству. Не во всем тут заслуга и вина авторов:
просто некоторые статьи Водного кодекса содержат больше нормативного материала,
оснований для разъяснений и объяснений, для использования и толкования подзаконных
актов; иные статьи содержат такого материала меньше, нуждаются в апробировании
практикой, в разъяснениях со стороны законодателей, правоприменительных органов.
Авторы старались также не повторяться и там где можно, во избежание дублирования
отсылать читателя к уже сказанному.
В ряде случаев авторы пытались дать самостоятельное разъяснение и толкование
терминов, встречающихся в Кодексе: основой этого, конечно, служат положения
статьи 1 "Основные понятия" и других статей комментируемого Закона: надо отдать
ему должное и здесь - в нем впервые даны нормативно-правовые характеристики
тридцати понятий. Однако в Комментарии использовались и иные, не имеющие обязательного
характера терминологические разработки - Терминология по природным ресурсам
земли, 1975; Указатель терминов и сокращений по охране окружающей среды на
русском и английском языках, 1982; 2 изд. 1986; Словарь терминов и понятий,
связанных с охраной живой природы (Н.Ф.Реймерс, А.В.Яблоков), 1982; Справочник
по охране природы, 1980, 1986; Природопользование. Словарь - справочник (Н.Ф.Реймерс),
1990; Советский энциклопедический словарь; ГОСТы; юридические словари и энциклопедии.
В силу того, что некоторые положения Кодекса оказались достаточно новыми,
а в ряде случаев - противоречивыми и неясными, порой мало теоретически, как
и практически исследованными, в Комментарии оказались и авторские разработки
и рекомендации: часть из них была апробирована в законопроектной работе, при
чтении лекций, в научных обсуждениях - можно надеяться, что они представят
интерес для широкого читателя и принесут пользу. Излишне напоминать, что Комментарий
не имеет обязательной силы, а носит лишь рекомендательный характер, зависящий
от авторитета составителей и мотивированности, убедительности доводов.
При этом составители старались не столько критиковать новый Закон (как
это достаточно модно делать сегодня), сколько помочь его понять, осмыслить
замысел законодателя, оказать содействие правоприменителю (критиков как законов,
указов, постановлений, так и хода их реализации у нас сейчас хватает). Однако
мы хотим, чтобы Россия на деле стала демократическим правовым социальным государством
и для этого необходимо не расшатывание ее правовой основы, а обеспечение режима
неуклонной законности и правопорядка, соблюдения прав граждан на чистую воду
и благоприятную водную среду.
В большинстве случаев в Комментарии называются нормы Конституции РФ,
акты, имеющие отношение к теме, обозначаются места их опубликования, что должно
помочь читателю разобраться, отыскать документ, использовать его в процессе
уяснения и применения Водного кодекса. Порой в Комментарии излагается основное
содержание подзаконного акта, однако делать это повсеместно не представляется
возможным ввиду множественности статей Кодекса и обилия развивающих его актов.
Расчет делается на вдумчивого читателя, для которого Комментарий станет подспорьем
для поисков, размышлений, дальнейшей углубленной работы.

Члены президиума Высшего экологического совета при Государственной Думе Российской
Федерации:

О.С.Колбасов С.А.Боголюбов
член-корреспондент РАН, доктор юридических наук,
заслуженный деятель науки России профессор

Примечание к предисловию

В соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов
исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1177, в соответствии со статьей
112 Конституции РФ установлено:
а) образовать Министерство природных ресурсов Российской Федерации и
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды на
базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и
Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр;
б) упразднить:
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской
Федерации, передав его функции Министерству здравоохранения Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по водному хозяйству;
Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр.
Президент РФ поручил Правительству Российской Федерации обеспечить упорядочение
состава территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Особое внимание при этом уделить исключению дублирования и параллелизма в
деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более четкому
разграничению их функций и полномочий.
Правительству Российской Федерации поручено установить функции и полномочия
преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти,
а также уточнить положения о действующих органах в целях обеспечения ими реализации
государственной политики в установленных сферах ведения в условиях углубления
экономических реформ, перехода к рыночным методам управления.
В соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. N 1176 "О системе
федеральных органов исполнительной власти" Президент РФ в целях определения
рациональной структуры федеральных органов исполнительной власти и в соответствии
со статьей 112 Конституции РФ постановил установить, что в систему федеральных
органов исполнительной власти РФ входят министерства РФ (федеральные министерства)
и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты
РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.
- Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в
установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой
сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет
входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации
(федеральный министр).
- Государственный комитет Российской Федерации - федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по
вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в
определенной сфере деятельности. Государственный комитет Российской Федерации
возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.
Президент РФ установил, что территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти
с разрешения Правительства Российской Федерации для осуществления полномочий
указанных органов в регионах. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти, назначение на должность
и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующим
федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации. Содержание территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального
бюджета, предусматриваемых на государственное управление, кроме территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти, финансируемых по другим
статьям бюджета.

Водный кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым,
ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории,
обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения,
существование животного и растительного мира.
Отношения по поводу вод реализуются настоящим Кодексом путем установления
правовых основ использования и охраны водных объектов.

Общая часть

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные понятия
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
вода - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком,
твердом и газообразном состояниях;
воды - вся вода, находящаяся в водных объектах;
поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных
водных объектах;
подземные воды - воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных
водных объектах;
водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в
водных объектах, которые используются или могут быть использованы;
водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа
либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;
водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды
в водных объектах;
водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской
Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр;
поверхностный водоток - поверхностный водный объект с непрерывным движением
вод;
поверхностный водоем - поверхностный водный объект, представляющий собой
сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных
впадинах;
обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади
и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими
поверхностными водными объектами;
водосборная площадь - территория, сток с которой формирует водный объект;
бассейн поверхностного водного объекта (далее - бассейн водного объекта)
- территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов
и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро;
акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными
или условными границами;
дренажные воды - вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая
в водные объекты;
сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты
после ее использования или поступившая с загрязненной территории;
использование водных объектов - получение различными способами пользы
от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан
и юридических лиц;
пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная
деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных
объектов;
охрана водных объектов - деятельность, направленная на сохранение и восстановление
водных объектов;
загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные
объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество
поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют
на состояние дна и берегов водных объектов;
засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные
объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих
использование водных объектов;
истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных
и подземных вод;
вредное воздействие вод - затопление, подтопление и другое вредное влияние
поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты;
водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены
права пользования водными объектами;
водопотребитель - гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном
порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;
водохозяйственный объект - сооружение, связанное с использованием, восстановлением
и охраной водных объектов и их водных ресурсов;
водозабор - комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных
объектов;
водохозяйственная деятельность - деятельность граждан и юридических лиц,
связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов;
лицензия на водопользование - специальное разрешение на пользование водными
объектами или их частями на определенных условиях;
распорядительная лицензия - специальное разрешение на распоряжение в
установленном порядке правами пользования водными объектами.

Комментарий к статье 1

<< Пред. стр.

стр. 84
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>