<< Пред. стр.

стр. 87
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы
других лиц.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих
к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных
объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 12

Основные права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей
и арендаторов сформулированы в Земельном кодексе РСФСР (ст. 52). Так, собственники
земли обладают правом: самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать
в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке
общераспространенные полезные ископаемые: торф, лесные угодья, водные объекты,
пресные подземные воды; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые
и иные строения и сооружения. Они имеют право собственности на посевы и посадки
сельскохозяйственных культур и насаждений; вправе в установленном порядке
проводить оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные
работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями
использования земельных участков, могут участвовать в решении вопросов мелиорации
их земель, имеют право на получение стоимости земельного участка в случае
его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также
на возмещение убытков.
Объем прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов аналогичен
с правами собственников, за исключением права на получение стоимости земельного
участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных
нужд, а также на возмещение при этом убытков. Кроме этого, лица - несобственники
земельных участков имеют право на компенсацию вложенных затрат на повышение
плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка.
Дополнительно к указанным правам комментируемая статья закрепила право
собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих
К поверхностным водным объектам, использовать эти объекты. Установлены два
ограничения этого права. Во-первых, такое водопользование допустимо только
для своих собственных нужд. И, во-вторых, при этом не должны нарушаться права
и законные интересы других лиц.
В данной статье в самом общем виде получила свое отражение доктрина прав
на воду владельцев прибрежной полосы (riparian rights), выработанная английскими
судами.
Согласно нормам общего права собственник земли, примыкающей к водному
объекту, приобретает права пользования водой в силу факта собственности на
такую землю. Владельцам неприбрежных земель обычно запрещено пользоваться
водой из такого источника. Собственник неприбрежной земли, пользующийся водой,
несет ответственность перед любым прибрежным собственником, которому в результате
этого может быть нанесен ущерб. С другой стороны, прибрежные собственники,
мешающие использовать воду неприбрежному собственнику, не несут за это никакой
ответственности.
Прибрежный собственник обладает правом "обоснованного пользования водой".
Это означает, что если прибрежный собственник препятствует осуществлению или
нарушает право водопользования другого прибрежного собственника, то он несет
за это ответственность в том случае, если другой собственник может доказать
свои убытки.
Поскольку сейчас в российском законодательстве взаимоотношения прибрежных
собственников, владельцев, пользователей земли между собой, а также их взаимоотношения
с неприбрежными собственниками, владельцами и пользователями земли практически
не урегулированы, следует полагать, что эти вопросы будут нуждаться в дополнительном
законодательном разрешении.
Часть 2 комментируемой статьи закрепляет важный принцип правового режима
земель внутреннего водного транспорта - одного из видов такой важной категории
земель, как земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Суть этого принципа в том, что собственники, владельцы и пользователи прибрежных
земельных участков не должны препятствовать использованию водных объектов
и их берегов для судоходства. Согласно действующему земельному законодательству
земли внутреннего водного транспорта предоставляются исключительно транспортным
предприятиям и организациям, которые имеют право использовать также и смежные
с ними земельные участки, то есть прибрежные земли, находящиеся в собственности,
владении, пользовании иных лиц.
По общему правилу, согласно статье 83 Земельного кодекса РСФСР в целях
обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации
промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны с особыми
условиями использования земель. Земельные участки, на которых устанавливаются
указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей
и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования
земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы
с целями установления зон.
Применительно к рассматриваемым случаям вдоль берегов водных объектов
общего пользования устанавливается режим береговой полосы - бечевник (см.
комментарий к ст. 20 ВК РФ). Правовой режим использования этих земель регулируется
Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденным постановлением
Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801. <5>
В частности, возведение сооружений (мостов, плотин, воздушных проводов,
подводных кабелей, трубопроводов, водоприемных колодцев, запаней, причалов,
причальных устройств и т.п.) на внутренних водных путях допускается только
с разрешения органов, регулирующих судоходство и сплав (ст. 11). Статья 22
Устава предусматривает также, что возведение строений и сооружений в пределах
береговой полосы внутренних водных путей допускается только с разрешения соответствующих
органов местной администрации. Это разрешение должно быть согласовано с органами,
регулирующими судоходство и сплав. Организации, производящие в пределах береговой
полосы разработку ископаемых, рубку леса, постройку мостов и другие работы,
должны обеспечивать сохранность расположенных на этой полосе сооружений, предназначенных
для нужд судоходства и сплава, и своевременно исправлять происшедшие при проверке
работ повреждения этих сооружений.
Комментируемая статья связана со статьей 20 ВК, определяющей критерии
отнесения водных объектов к категории объектов общего пользования Таких критериев
два. Первый - это осуществление на водном объекте права общего водопользования,
то есть использование водных объектов без применения сооружений, технических
средств и устройств гражданами и юридическими лицами без получения лицензии
на водопользование (см. комментарий к ст. 86 ВК РФ). К таким случаям относятся:
забор воды при помощи простейших технических приспособлений, купание, водопой
скота, любительское рыболовство и т.п.
Вторым критерием является факт нахождения водных объектов в государственной
собственности либо обособленных водных объектов в муниципальной собственности,
если в водоохранных, экологических и иных интересах законодательством Российской
Федерации не предусмотрено иное.
Кроме того, статья 40 ВК (см. комментарий к ней) предусмотрела возможность
нахождения обособленных водных объектов в собственность граждан и юридических
лиц, обладающих тем самым правом контроля за использованием этих объектов.
Поэтому в статье 20 закреплены общие принципы использования обособленных водных
объектов в качестве водных объектов общего пользования. Такого рода водопользование
допустимо только при условии регистрации данного ограничения права собственности
в едином государственном реестре и выплаты соответствующего вознаграждения
за причиняемые убытки собственнику.
Для устранения возможных препятствий в осуществлении права общего водопользования
Водный кодекс РФ предусмотрел, что полоса суши вдоль берегов водных объектов
общего пользования, называемая бечевником, предназначена для общего пользования.
Закреплено право каждого пользоваться бечевником для передвижения (без использования
транспортных средств), пребывания у воды, рыболовства и причаливания.
Правовой режим земель, признанных бечевником, и используемых для некоторых
из указанных выше целей определен, в частности, в Положении об охране рыбных
запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденном постановлением
Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. N 1045. <6> Так, для нужд рыболовства
рыбохозяйственным предприятиям предоставляется право пользования береговой
полосой, которая может быть закреплена за различными пользователями или находиться
в собственности граждан и юридических лиц. Права земельных собственников в
этих случаях могут быть ограничены, поскольку рыбохозяйственные предприятия
и организации могут пользоваться береговой полосой для тяги неводов, просушки
и ремонта орудий лова, ремонта судов, возведения временных жилых и производственных
построек и производства других работ.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 31 января 1959 г. N
132 "О порядке использования береговой полосы для нужд промыслового рыболовства
<7> с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1994 г. ширина береговой полосы,
используемой для промыслового рыболовства, равна 20 м от уреза воды, определяемого
во время промысла.
Земельные участки под возведение временных жилых и производственных построек
для нужд рыболовства могут заниматься рыбохозяйственными организациями в пределах
береговой полосы с согласия предприятий, учреждений, организаций и граждан,
в собственности которых находятся эти земли. Использование и аренда береговой
полосы для нужд рыболовства в местах, занятых сенокосами, или в местах, используемых
для нужд судоходства (погрузки, выгрузки, хранения топлива для судов, работ
по поддержанию в исправности судоходных путей и т.п.), а также в пределах
городской черты допускается с согласия предприятий, учреждений и граждан,
в собственности и пользовании которых находятся эти земли.
Рыбохозяйственным организациям предоставлено право очищать береговую
полосу от леса, кустарника и другой растительности для рыболовства по согласованию
с органами местного самоуправления, органами Комитета Российской Федерации
по рыболовству и с согласия территориальных органов Министерства транспорта
Российской Федерации. В то же время рыбохозяйственным предприятиям запрещается
осуществлять какую-либо деятельность на участках, занятых усадьбами, посевами,
садами, виноградниками и другими ценными насаждениями.

Статья 13. Ледники и снежники
Ледники - движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения
на земной поверхности.
Снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся
на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.
Порядок использования и охраны ледников и снежников определяется водным
законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 13

Приведенные здесь определения ледников и снежников - прежде всего, естественно-научные,
а уже затем - юридические. Они носят некоторый научный или житейский характер.
Чтобы какое-то движущееся скопление льда на земной поверхности признать ледником
- водным объектом, необходимо его официально оформить, скажем, путем регистрации
в водном кадастре с описанием всех существенных признаков и состояний. То
же относится и к снежникам (см. также комментарий к ст. 101 ВК).
Из определений, данных в этой статье, следует, что ледниками и снежниками
- водными объектами не могут быть признаны айсберги, ледяные поля под землей
в зонах вечной мерзлоты, сезонный снежный покров.
Третья часть статьи содержит отсылку к водному законодательству: порядок
использования и охраны ледников и снежников, если он не установлен в настоящем
Кодексе, должен определяться водным законодательством (до сего времени специальные
законы по ледникам и снежникам не издавались).

Статья 14. Внутренние морские воды
К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону
берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря
Российской Федерации.
Порядок использования и охраны внутренних морских вод устанавливается
настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 14

Прежде всего обращает на себя внимание, что статья определяет внутренние
морские воды. Между тем законодательству известны внутренние воды, не являющиеся
морскими. Согласно статье 67 Конституции Российской Федерации, территория
Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды,
которые тоже входят в территории субъектов, и территориальное море, которое
в территории субъектов не входит, а также воздушное пространство над ними.
По статье 18 Водного кодекса все водные объекты на территории Российской Федерации,
за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними
водами. Остается открытым вопрос, могут ли субъекты Российской Федерации иметь
свои внутренние морские воды.
Некоторую проблему составляет разграничение юридически и в натуре внутренних
морских и неморских (материковых) вод, особенно в эстуариях рек, впадающих
в моря: законодательство не устанавливает критерии для такого разграничения.
Вопрос решается в каждом конкретном случае по согласованию заинтересованных
органов.
Во второй части комментируемой статьи содержится отсылка к "настоящему
Кодексу" и иным федеральным законам: порядок использования и охраны внутренних
морских вод устанавливается законодательством и, вероятно, подзаконными нормативными
правовыми актами.

Статья 15. Территориальное море Российской Федерации
К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские
воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного
права и законодательством Российской Федерации.
Порядок использования и охраны территориального моря Российской Федерации
устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 15

Отсылка на Водный Кодекс и иные федеральные законы является недостаточной:
в действительности порядок использования и охраны территориального моря определяется
не только российским законодательством, но и международным правом. Например,
международным правом определен принцип мирного прохода иностранных судов по
акватории российского территориального моря.

Статья 16. Береговая линия и прибрежная полоса внутренних морских вод
и территориального моря Российской Федерации
Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря Российской
Федерации определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического
изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
Прибрежная полоса - территория, прилегающая к внутренним морским водам
и территориальному морю Российской Федерации.
Порядок установления границ прибрежной полосы и режим ее использования
определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 16

Береговая линия - в международном праве называется нормальной исходной
линией для измерения ширины территориального моря. Ее определение содержится
в статье 5 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (вступила
в силу 16 ноября 1994 года, Россия еще не ратифицировала).
Прибрежная полоса в международном праве не определяется. Следует ожидать,
что Правительство Российской Федерации определит порядок установления границ
прибрежной полосы и режим ее использования.

Статья 17. Подземные водные объекты
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической
связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
К подземным водным объектам относятся:
водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных
пород и находящиеся в гидравлической связи;
бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных
в недрах;
месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах
которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под
водой.

Комментарий к статье 17

Объекты подземных вод впервые определяются в российском водном законодательстве.
Однако это определение основано на технических терминах, которые обычно не
применяются в законодательстве, так как оно рассчитано не только на специалистов
и ученых в этой области, но также на юридических лиц и граждан - водопользователей,
правоохранительные органы и учащихся. Без точного уяснения смысла закона невозможно
его правильное применение.
Структура статьи представляет следующее: общее определение понятия подземных
водных объектов и перечисление отдельных видов водных объектов. Попробуем
уяснить смысл этой статьи при помощи словарей. Обратимся к определению общего
понятия, данному в первой части статьи.
Гидравлика - это наука об условиях и законах равновесия и движения жидкостей
и способах применения этих законов к решению практических задач.
Следовательно, подземные водные объекты это сосредоточение находящихся
в закономерной связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты
водного режима.
В части второй этой статьи перечисляются и содержатся определения отдельных
водных объектов. Однако, на наш взгляд, вряд ли можно считать самостоятельным
водным объектом выход подземных вод на суше или под водой. По нашему мнению
- это часть водного объекта.

Статья 18. Внутренние воды
Все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением
территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами.

Комментарий к статье 18

Смотри комментарий к статьям 14 и 19 Водного кодекса РФ.

Статья 19. Трансграничные (пограничные) водные объекты
Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают
границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает
Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными)
водными объектами.
Порядок использования и охраны трансграничных (пограничных) водных объектов
устанавливается настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации
о Государственной границе Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации.

Комментарий к статье 19

Наиболее общие положения о порядке использования и охраны трансграничных
(пограничных) водных объектов содержатся в международной Конвенции по охране
и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подготовленной
в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН, подписанной в Хельсинки 17
марта 1992 г. и вступившей в действие:
Россия ратифицировала Конвенцию и является участницей.
Конвенция прежде всего определила, что "трансграничные воды" означают
любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы
между двумя или более государствами или расположены на таких границах. В тех
случаях, когда, трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы
таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье
между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.
Конвенция возлагает на ее участников стороны обязанность принимать все
соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого негативного
трансграничного воздействия. В частности, стороны должны принимать меры для
предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, для обеспечения
использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым
учетом их трансграничного характера, а также обеспечения выполнения экологических
требований с учетом местных условий. Прибрежные Стороны должны сотрудничать
на основе равенства и взаимности, в частности, путем заключения двусторонних
и многосторонних соглашений с целью выработки и осуществления согласованной
политики, программ и стратегий в интересах обеспечения рационального использования
и эффективной охраны трансграничных вод. Применение Конвенции не должно приводить
ни к ухудшению экологических условий, ни к усилению негативных трансграничных
воздействий или причинению экологического вреда.
Законом "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля
1993 г. (с последующими изменениями) определены российские правовые условия
и требования относительно использования и охраны природных объектов в пограничной
зоне, включая трансграничные водные объекты.
Установлено, что к внутренним водам Российской Федерации относятся:
а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых
для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;
б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей
через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений
портов;
в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат
Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте
наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько
проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих
Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской
Федерации;
д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской
Федерации.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением
Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской федерации
или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими
и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной
границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации, не должна: наносить
вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации,
сопредельных с ней и других государств или содержать угрозу нанесения такого
ущерба; создавать помехи содержанию Государственной границы. Такая деятельность
осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации
или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил
пересечения Государственной границы и с уведомлением Пограничных войск о местах,
времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве
участников, используемых промысловых и иных судах, транспортных и других средствах,
механизмах.
Практически со всеми соседними государствами Россия заключила договоры
о режиме государственной границы и с некоторыми - соглашения о совместном
использовании и охране трансграничных водных объектов. Примером может служить
Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации
о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 19 октября
1992 года.
В названном соглашении говорится, что трансграничными водными объектами
признаются участки рек и других поверхностных водотоков по которым проходит
государственная граница между Договаривающимися Сторонами, а также поверхностные
и подземные воды в местах, где их пересекает государственная граница. Договаривающиеся
Стороны взяли на себя обязательства не проводить без согласования между собой
водохозяйственные мероприятия и мероприятия по защите водных объектов от загрязнения,
которые могут оказывать трансграничное воздействие на территории другой Договаривающейся
Стороны, выражающееся в изменении расположения водных объектов, их глубины,
уровня в свободном стоке воды и ее качества, чем может быть нанесен вред или
причинен ущерб водным участкам, рыбным запасам и другим биологическим ресурсам,
землям, постройкам или другому имуществу, а также вызвана опасность наводнения,
значительной убыли воды, изменения главного фарватера, затруднения в пользовании
общим фарватером для транспорта или другие аналогичные по своим последствиям
нарушения общественных интересов.
Распределение водных ресурсов трансграничных вод устанавливается в утверждаемых
Договаривающимися Сторонами схемах комплексного использования и охраны водных
ресурсов или водохозяйственных балансах трансграничных водных объектов. Компетентные
органы Договаривающихся Сторон обеспечивают соблюдение согласованных принципов
вододеления с учетом экологических попусков.
В Соглашении довольно подробно определяются многие другие условия и требования
совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.

Статья 20. Водные объекты общего пользования
Водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном,
открытом пользовании.
На водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование
в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются,
если это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также
обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются
водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или
иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или
юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты
общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права
собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре
и выплаты вознаграждения собственнику.
Водные объекты, которыми в соответствии с настоящим Кодексом может пользоваться
ограниченный круг лиц, признаются водными объектами, не состоящими в общем
пользовании.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник)
предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта)
пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего
пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств.
Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

Комментарий к статье 20

Можно признать, что данная статья установила презумпцию принадлежности
водных объектов к объектам общего пользования, предусмотрев в части четвертой,
что водные объекты, находящиеся в государственной собственности, являются
водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических и.

<< Пред. стр.

стр. 87
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>