<< Пред. стр.

стр. 88
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Из содержания настоящего Кодекса видно, что "иное" связано только с предоставлением
водных объектов в особое пользование.
Практически, чтобы определить, является ли данный водный объект объектом
общего пользования, необходимо действовать методом исключения, пользуясь правилом
части третьей статьи 21 ВК, где записано: "предоставление водных объектов
в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования".
Следовательно, если водный объект не предоставлен в особое пользование, что
должно быть документально доказано; он является объектом общего пользования.
Конечно, использование такого метода не избавляет от коллизий, ибо Кодекс
умалчивает о ситуациях, когда в особое пользование предоставлены части водного
объекта, что является довольно распространенным на практике.
Например, река Волга - водный объект. Какой? Общего или особого пользованиями
Нет сомнения, что довольно большое число участков Волги предоставлено в особое
пользование, хотя другие участки реки открыты для общего водопользования.
Значит река Волга - водный объект смешанного пользования: одновременно и общего
и особого. Нетрудно представить, что практически подавляющее большинство водных
объектов на территории России являются объектами смешанного пользования. И
может возникнуть вопрос, а надо ли вообще делить водные объекты на объекты
общего и особого пользования, если практически это не имеет значения.
Для правильного понимания комментируемой статьи важное значение имеет
понятие общего водопользования. В самой статье это понятие не определено.
Говорится лишь, что речь идет о водных объектах, находящихся в общедоступном,
открытом пользовании. А что значит общедоступное, открытое пользованием Даже
статьи 86, 87 и 88, устанавливающие виды водопользования, не помогают разграничить
общее и особое водопользование, ибо в статье 86 говорится об общем и специальном
(но не особом!) водопользовании, а в статье 87 об особом пользовании водными
объектами без указания на то, чем же в действительности отличается общее водопользование
от особого пользования водными объектами. По-видимому, разграничение видов
водопользования - общего и специального - ни в какой степени не связано с
разграничением водных объектов на два вида: общего и особого пользования,
хотя в части второй настоящей статьи сказано, что на водных объектах общего
пользования осуществляется общее водопользование, а о водопользовании специальном
и особом умалчивается.
Довольно запутанным является вопрос о возможности использования обособленных
водных объектов в качестве водных объектов общего пользования, то есть на
началах общедоступности.
Допустим, владелец земельного участка построил на своем участке плавательный
бассейн. Это - обособленный водный объект! В соответствии с частью пятой настоящей
статьи этим бассейном вправе пользоваться все желающие граждане без согласия
владельца при условии, что такого рода ограничение права собственности на
обособленный водный объект зарегистрировано в едином государственном реестре
и при этом собственнику выплачивается вознаграждение.
Государственная регистрация обособленного водного объекта - это обязанность
собственника. Государственная регистрация недвижимости производится на основании
статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, где записано, что право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав,
их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации
в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять
информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому
лицу.
Следовательно, землевладелец, построивший на своем участке плавательный
бассейн на праве собственности, обязан его зарегистрировать. Но обязан ли
он регистрировать ограничение своего права в пользу неопределенного числа
посторонних лиц, у которых таким образом возникнет право купаться в этом плавательном
бассейне без согласия владельца, который в свою очередь будет обязан допускать
посторонних лиц в свой бассейн? Или любые посторонние лица вправе требовать
регистрации ограничения права частной собственности на обособленный водный
объект, принадлежащий землевладельцу, в свою пользу? Скорее всего, это невероятная
ситуация. И никакой землевладелец не согласится на таких условиях строить
плавательный бассейн (обособленный водный объект) на своем участке, если,
конечно, он не намерен предоставлять плавательные услуги на коммерческой основе
(на манер тайского массажа).
Часть седьмая комментируемой статьи говорит о том, что земля - полоса
суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается
для общего пользования. С одной стороны, данное правило решает земельный вопрос,
который является предметом земельного законодательства, ибо с этим связаны
главным образом земельно-правовые последствия: провозглашение определенного
земельного участка, находящимся в общем пользовании, по закону означает, как
правило, что эта земля не может быть предоставлена в индивидуальное пользование,
в аренду или приобретена в частную собственность. С другой стороны, по статье
1 настоящего Кодекса дно и берега каждого конкретного сосредоточения воды
на поверхности суши в формах ее рельефа являются составной частью данного
водного объекта и, следовательно, исключаются из под действия земельного законодательства.
У того, кто имеет право пользоваться веществом воды водного объекта общего
пользования, имплицидно существует право пользования дном и берегами данного
водного объекта, то есть право землепользования. И наоборот.
Стало быть, бечевник входит в состав водного объекта общего пользования.
Но есть еще третья сторона вопроса. Часть седьмая данной статьи расширяет
сферу режима землепользования, именуемого категорией "бечевник": исторически
"бечевник" действовал только на водных объектах, являющихся водными (судоходными)
путями общего пользования. Теперь у ручейка может объявиться бечевник, что
потенциально чревато конфликтными ситуациями. Практика покажет, насколько
жизнеспособно такое расширение сферы "бечевника".

Статья 21. Водные объекты особого пользования
Водными объектами особого пользования являются водные объекты, которыми
пользуется ограниченный круг лиц.
Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в
порядке, установленном настоящим Кодексом.
Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа
водных объектов общего пользования.
Бечевник и общее водопользование могут устанавливаться на водных объектах
особого пользования на условиях, предусмотренных соответственно статьями 20
и 88 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 21

Первая часть данной статьи повторяет часть шестую предыдущей статьи настоящего
Кодекса. Формулировка "которыми пользуется ограниченный круг лиц" должна быть
рассмотрена с юридической стороны. По смыслу определения, когда одним и тем
же водным объектом фактически пользуется ограниченный круг лиц одно лицо,
два, три, десять, сто, тысяча и т.д., данный водный объект следует считать
объектом особого пользования. В действительности же водными объектами особого
пользования являются те объекты, которые юридически предоставлены (закреплены)
в пользование ограниченному кругу лиц персонально.
Порядок предоставления водных объектов в особое пользование, как написано
в статье, устанавливается Водным кодексом РФ. В статье 87 Кодекса, конкретизируется,
что порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается
Правительством Российской Федерации.
И наконец, "бечевник" тоже может быть на водных объектах особого пользования
"на условиях, предусмотренных соответственно статьями 20 и 88 настоящего Кодекса".
То есть, и на водных объектах особого пользования "каждый вправе (без использования
транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного
объекта".
Субъекты земельных правоотношений (собственники, владельцы и пользователи
земельных участков) признаются водопользователями по закону без лицензий,
договоров и иного юридического оформления при соблюдении единственного условия
- не нарушать права и законные интересы других лиц, в частности, не препятствовать
использованию водных объектов и их берегов (по ст. 7 ВК берега рассматриваются
как составные части водных объектов) для судоходства и иных нужд. Другими
словами, как только гражданин или юридическое лицо получил в пользование земельный
участок, примыкающий к поверхностному водному объекту, он становится одновременно
и землепользователем, и водопользователем. То же происходит и в случае купли-продажи
такого земельного участка. Можно предположить, что право водопользования в
таком случае приобретает некоторую стоимость, которая включается в цену земельного
участка.
Практически может возникнуть вопрос, как узнать, нарушаются ли права
и законные интересы других лиц такими землевладельцами водопользователями.
Обычно это проверяется наличием соответствующего заявления того или иного
потерпевшего лица. Если заявления нет, стало быть все правомерно. Если есть
заявление, землевладелец - водопользователь может с ним согласиться и исправить
свое поведение. Если он с заявлением не согласен, может возникнуть спор по
вопросам использования и охраны водных объектов, который может быть разрешен
в суде, арбитражном суде или третейском суде по инициативе (как правило) потерпевшей
стороны в соответствии со статьей 129 ВК.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты
гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица
к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация
юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не
ограничены в обороте. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или
переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их
оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Как можно понять, водные объекты находятся в ограниченном обороте.

Статья 22. Оборотоспособность водных объектов
Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего
Кодекса.
Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь
отчуждение водных объектов, не допускаются.
Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому
в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством
Российской Федерации.
Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к
другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда.

Комментарий к статье 22

В гражданском праве под оборотоспособностью понимается возможность свободного
распределения объектами гражданских прав посредством их передачи другим лицам,
то есть возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены либо
дарения или перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства,
при наследовании или реорганизации юридического лица.
Согласно ст. 129 ГК РФ (пункт 3) земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той
мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Это означает, что ГК РФ закрепил принцип приоритета регулирования вопросов
оборотоспособности природных ресурсов не в гражданском, а в специальном законодательстве
- земельном, водном, лесном и т.д. Именно это положение зафиксировано в комментируемой
статье, согласно которой оборот водных объектов осуществляется в соответствии
с требованиями Водного кодекса РФ. Водный кодекс РФ не допускает совершение
сделок купли-продажи, залога и иных, которые влекут или могут повлечь отчуждение
водных объектов.
Что касается обособленных водных объектов, то права на них могут переходить
от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным
законодательством. Однако в настоящее время этот порядок полностью не установлен.
Своеобразным исключением из указанного выше запрета на отчуждение водных
объектов является возможность перехода титула права пользования водным объектом.
Такой переход указанного титула водное законодательство допускает только на
основании распорядительной лицензии, которая выдается специально уполномоченным
государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Порядок выдачи распорядительной лицензии определен в статье 52 Водного кодекса
РФ (см. комментарий).

Глава 3. Субъекты водных отношений

Статья 23. Участники водных отношений
Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образовании и водопользователей в имущественных и административных отношениях,
возникающих при использовании и охране водных объектов, определяется гражданским
законодательством и административным законодательством Российской Федерации
в той мере, в какой указанные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 23

В этой статье в общем виде определен круг субъектов водных правоотношений,
то есть общественных отношений, складывающихся по поводу водных объектов и
урегулированных нормами права. Эти правоотношения возникают, осуществляются
и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным
водным законодательством. Субъектами водных правоотношений законодательство
признает: Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования и водопользователей.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать
в качестве субъектов водных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации
ими своих правомочий как собственников водных объектов, поскольку водные объекты
могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Российской
Федерации. Водные объекты могут находиться и в муниципальной собственности.
Поэтому эти органы также выступают в качестве субъектов водных правоотношений.
Юридические и физические лица могут обладать водной правоспособностью
и дееспособностью. Они становятся субъектами водных правоотношений с момента
реального наделения их водными объектами, возникновения у них конкретных прав
на эти водные объекты.
В Водном кодексе РФ закреплен принцип приоритета регулирования имущественных
и административных отношений водным законодательством применительно к сфере
использования и охраны водных объектов, то есть к сфере применения водного
законодательства предмета его правового регулирования. Возможность применения
норм гражданского и административного законодательства в сфере регулирования
водных отношений обусловлена только случаями, когда соответствующие вопросы
использования и охраны водных объектов не получили своего отражения в Водном
кодексе РФ. Такой подход к разграничению сфер действия водного законодательства
с гражданским и административным законодательством вытекает из соответствующих
положений ГК РФ. Так, согласно пункту третьему статьи 2 ГК РФ к имущественным
отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной
стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным
отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено
законодательством (см. также комментарий к ст. 5 ВК).

Статья 24. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации - участники
водных отношений
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в водных
отношениях соответственно участвуют органы государственной власти Российской
Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих
органов.

Комментарий к статье 24

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашается демократическим
федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Наименования
Российская Федерация и Россия равнозначны.
Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды
РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы
государственной власти. Государственная власть в РФ осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 и 11 Конституции
РФ).
Названные субъекты водных отношений функционируют на основе и во исполнение
Конституции РФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации,
Закона РФ о Правительстве РФ, конституций и законодательства республик, уставов
и законодательства краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов (см. ст. 5 Конституции РФ и комментарии к ст.
65 - 67, 70 - 72 Водного кодекса РФ).
Участие органов государственной власти в водных отношениях различно:
система и порядок функционирования органов исполнительной власти в области
использования и охраны водных объектов предусматриваются в главе 8 ВК (ст.
70-74); разрешение споров и применение мер ответственности в главах 13 и 14
ВК (ст. 129 - 132); часть полномочий РФ и ее субъектов, предусмотренных в
статьях 65 и 66 ВК, реализуются законодательными и представительными органами
РФ и ее субъектов. Компетенция Федерального Собрания и его палат установлена
в статьях 102, 103, 105 и 106 Конституции РФ. Статус этих органов и порядок
реализации их компетенции предусмотрены также в статьях 97 - 101, 104, 107
и 108 Конституции РФ. Основная форма участия законодательных (представительных)
органов РФ и ее субъектов в водных отношениях - это принятие законов, иных
нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения, а Совета Федерации
кроме того - ратификация и денонсация международных договоров РФ (см. ст.
2 и 4 настоящего Кодекса).

Статья 25. Муниципальные образования - участники водных отношений
От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований
в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Комментарий к статье 25

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление: в пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов,
других форм принятого волеизъявления, через выборные и другие органы местного
самоуправления (ст. 130 Конституции РФ), которые и участвуют в водных отношениях.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
(ст. 131 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают
местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Органы местного
самоуправления могут наделяться законом (в том числе Водным кодексом) отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств: реализация переданных полномочий подконтрольна
государству (ст. 132 Конституции РФ).
Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту,
на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления,
установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции
РФ).
О компетенции и статусе органов местного самоуправления см. комментарий
к статье 68 настоящего Кодекса.

Статья 26. Водопользователи - участники водных отношений
Водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные
объекты предоставлены в пользование.

Комментарий к статье 26

Для признания лица субъектом права водопользования оно должно отвечать
определенным условиям. Во-первых, такое лицо в силу своих особенностей фактически
должно быть способно осуществлять субъективные права и обязанности. Для этого
оно должно обладать внешней обособленностью; персонификацией, то есть выступать
в качестве единого лица персоны; способностью вырабатывать и осуществлять
персонифицированную волю. Во-вторых, оно должно реально участвовать в правоотношениях
и приобрести свойство субъекта права.
Внешняя обособленность, то есть организационное единство необходимо субъекту
права водопользования, поскольку без него невозможно проявлять свою волю и
выступать участником водных отношений.
Водопользователю - субъекту водных отношений - необходимо обладать такой
степенью единства, которая позволяла бы ему осуществлять хозяйственную деятельность
в отношении вод как природного объекта.
Персонификация субъекта права водопользования выражается в том, что за
ним закрепляется определенный конкретный участок водного объекта. Этот факт
получает свое юридическое оформление в соответствующих документах. Все субъекты
права водопользования обладают указанными признаками, а также способностью
иметь определенные права и обязанности и от своего имени вступать в сферу
водных отношений.
Водное законодательство признает в качестве водопользователей любых граждан
и юридических лиц, в том числе иностранных.

Статья 27. Водопользователь - гражданин
Водопользователь - гражданин может использовать водные объекты для собственных
нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.
Для собственных нужд водопользователь - гражданин вправе свободно использовать
водные объекты, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Водопользователь - гражданин вправе использовать водные объекты для осуществления
предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование,
если иное не установлено настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 27

В данной статье определены основы правового статуса водопользователей-граждан.
Принципиально важным является право гражданина-водопользователя пользоваться
водами не только для собственных нужд, но и для предпринимательской деятельности.
Это право вытекает из содержания ст. 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут,
в частности, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом
деятельностью.
В том случае, если водопользователь гражданин предполагает использовать
водный объект для предпринимательской деятельности, то он обязан получить
лицензию на водопользование (см. комментарий к ст. 46, 48 - 55, 91 и др. ВК
РФ).
Право свободного использования водных объектов для собственных нужд отнюдь
не означает права ничем не ограниченного пользования водами по усмотрению
гражданина водопользователя. Статья 92 Водного кодекса РФ определяет содержание
прав и обязанностей водопользователей (см. комментарий к ст. 92).
Важнейшим законодательно закрепленным правом водопользователя является
осуществление водопользования в соответствии с водным законодательством Российской
Федерации. Соответственно важнейшей обязанностью рациональное использование
водных объектов, соблюдение условий и требований, установленных в лицензии
на водопользование и договоре пользования водным объектом.
Кроме этого следует иметь в виду, что статья 63 Водного кодекса РФ (см.
комментарий) допускает возможность при определенных условиях ограничения прав
пользования водными объектами, а статья 89 - ограничение, приостановление
или запрещение использования водных объектов (см. комментарий к ст. 89). Нужно
также особо подчеркнуть, что осуществление права водопользования должно обязательно
осуществляться с соблюдением требований, содержащихся в главе 11 Водного кодекса,
касающихся охраны водных объектов.

Статья 28. Водопользователь - юридическое лицо
Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты
только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено
настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 28

В отличие от граждан-водопользователей, которые вправе использовать водные
объекты для собственных нужд без получения каких-либо разрешений - лицензий,
юридические лица водопользователи таким правом не обладают. Юридическое лицо
приобретает право водопользования только после получения лицензии, то есть
в этом случае должен быть соблюден порядок предоставления водных объектов
в пользование, предусмотренный в статье 91 Водного кодекса РФ (см. комментарий).
Исключение из этого правила - статья 146 Водного кодекса РФ (см. комментарий),
предусматривающая, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается
из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения бесплатно
и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.

Статья 29. Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения
нужд водопотребителей
Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей,
обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией
на водопользование и договором пользования водным объектом.

Комментарий к статье 29

В этой статье речь идет об особой разновидности водопользователей - предприятиях
(юридических лицах), осуществляющих посредством водопроводных сооружений забор
воды из водохранилищ, рек, озер, подземных и других источников для подачи
ее водопотребителям в целях использования воды из водопровода в быту или в
различного рода производственных процессах.
В этом случае Кодекс предусматривает не только общую для всех юридических
лиц водопользователей обязанность получения лицензии на водопользование, но
и обязанность заключить договор пользования водным объектом (см. комментарий
к ст. 54 и 55 ВК).

Статья 30. Правоспособность и дееспособность водопользователей
Правоспособность и дееспособность водопользователей определяется гражданским
законодательством и настоящим Кодексом.
Водопользователи - граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно
использовать водные объекты, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.

<< Пред. стр.

стр. 88
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>