<< Пред. стр.

стр. 89
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина
с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет, а у юридического
лица - с момента его государственной регистрации.

Комментарий к статье 30

Каждый субъект права водопользования должен обладать соответствующей
правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести определенные обязанности.
Способность своими действиями приобретать и осуществлять права, нести соответствующие
обязанности и выполнять их, возникает у граждан по достижении совершеннолетия,
в 18 лет.
Действующее водное законодательство признает субъектом права водопользования
как тех лиц, которые непосредственно получили в пользование водный объект
или его часть, так и тех, кто имея по закону право пользования водными объектами,
фактически это право не реализуют. Например, граждане, в том числе несовершеннолетние,
вправе свободно использовать водные объекты, иначе говоря, осуществлять право
общего водопользования. Таким образом, субъектом права водопользования может
признаваться лицо, обладающее лишь водной правоспособностью, поэтому к числу
субъектов права пользования водными объектами относятся юридические лица и
граждане, обладающие на основании закона абстрактной юридической возможностью
водопользования.
Правоспособность субъектов права водопользования возникает с момента
их возникновения и прекращается лишь тогда, когда сам субъект права прекращает
свое существование. Правоспособность - это не только условие приобретения
права водопользования, но и его реализации. Что же касается права гражданина
на получение лицензии с наступлением совершеннолетия, то в данном случае речь
идет о водной дееспособности.

Раздел II. Право собственности и другие права на водные объекты

Глава 4. Основные положения

Статья 31. Содержание права собственности на водные объекты
Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским
законодательством и настоящим Кодексом.
Понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, поскольку
сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.

Комментарий к статье 31

Сущность классического понятия "право собственности" состоит в обладании
собственником правомочий принимать решения по поводу вещи, находящейся в его
собственности, причем воля собственника имеет доминирующее значение независимо
от того, кто им является: отдельное лицо или группа лиц, государство или какая-либо
иная общность.
Важнейшей чертой права собственности является возможность собственника
не только фактически обладать своим имуществом, то есть владеть им, не только
извлекать доход, пользу от его использования, то есть пользоваться им. Отличительной
чертой права собственности является правомочие распоряжения, иначе говоря,
право определять юридическую судьбу имущества путем совершения различных сделок.
Без права распоряжения нет и права собственности.
Часть первая настоящей статьи предусматривает, что две отрасли законодательства:
гражданское и водное определяют содержание права собственности на водные объекты.
Это положение вытекает из содержания пункта третьего ст. 129 ГК РФ, согласно
которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить
от одного 'лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами
о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно пункту третьему
ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными
ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется
собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает
прав и законных интересов других лиц.
Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что гражданское законодательство
определяет общее содержание права собственности на водные объекты, а водное
- его специфические черты и характер, а также особенности механизма реализации
правомочий собственника водных объектов. Так, согласно ст. 209 ГК РФ собственнику
принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник
вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества
любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие
права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое
имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником,
права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество
в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Что же касается особенностей содержания права собственности на воды,
то они, как упоминалось выше, предусмотрены водным законодательством, в первую
очередь нормами, содержащимися в главе 4 Водного кодекса РФ.
Часть вторая комментируемой статьи отражает основную особенность содержания
права собственности на воды как объект природы. Эта особенность состоит в
том, что к водным объектам не применяется в полной мере правомочие владения,
так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения
и водообмена.
Вода, также как и земля, лес, недра, животный мир, является природным
ресурсом, имеющим огромную экономическую ценность. В отличие от иных природных
ресурсов вода абсолютно необходима для существования человека.
Вода - возобновимый природный ресурс, поскольку она постоянно поступает
снова в природную среду в форме выпадения осадков. Эти осадки стекают с водосборных
бассейнов в реки, озера, водохранилища и подземные бассейны, которые составляют
главные источники пресной воды страны. Вода может использоваться не один,
а несколько раз вследствие того, что те же самые молекулы воды могут быть
использованы и сброшены одним пользователем, а затем стать источником потребления
для другого пользователя.
Несмотря на то обстоятельство, что воды являются восполняемым и повторно
используемым ресурсом, повсеместно в России нет достаточного количества воды,
чтобы закон позволял каждому пользователю потреблять необходимое ему количество
воды по его усмотрению.
В силу этих обстоятельств содержание норм водного права не конструируются
путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты
аналогично тому, как право недвижимости регулирует право собственности на
землю. В водном праве закрепляется механизм реализации права использовать
воду (водные объекты), то есть права водопользования. Именно поэтому в водном
законодательстве преимущественно закрепляются отношения водопользования, а
не собственности, неотъемлемым элементом которой является правомочие владения.

Статья 32. Предмет права собственности на водные объекты
Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект
в целом.
К водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила
гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 32

Поскольку само физическое вещество воды, находящееся в природной среде,
не может быть в полной мере объектом права собственности в силу своих природных
особенностей, о чем говорилось в комментарии к ст. 31, то предметом права
собственности на водные объекты выступает сам водный объект. Понятие "водный
объект" раскрыто в ст. 7 Водного кодекса (см. комментарий). Таким образом,
объектом права собственности выступает не вещество воды, а - водный объект,
составным и важнейшим элементом которого является, естественно, вода.
Что касается применения правил гражданского законодательства об объектах
гражданских прав, к которым отнесены и водные объекты, то следует иметь в
виду самое главное, пожалуй, обстоятельство. Оно заключается в том, что обособленные
водные объекты могут быть условно отнесены в соответствии со ст. 130 ГК РФ
к категории недвижимого имущества.

Статья 33. Субъекты права собственности на водные объекты
Водные объекты могут находиться в собственности Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких
субъектов права государственной собственности.

Комментарий к статье 33

Формулировка статьи представляет собой конкретизацию пункта 2 ст. 214
ГК РФ, которая предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся
в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются
государственной собственностью. Указанное положение представляет собой не
что иное, как презумпцию нахождения вредных объектов в государственной собственности,
то есть либо в федеральной собственности или собственности субъектов Российской
Федерации.
Необходимо отметить, что субъектами права государственной собственности
являются Российская федерация и субъекты Российской Федерации, а не их органы
государственной власти. Это прямо вытекает из содержания пункта 3 ст. 214
ГК РФ. Указанные принципиально важные положения получили свое отражение в
содержании ст. 34 и 35 Водного кодекса РФ (см. комментарий).

Статья 34. Формы собственности на водные объекты
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность
на водные объекты.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные
водные объекты.
Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности
муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с
гражданским законодательством.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта
не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное
не следует из настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 34

В данной статье закреплены формы и виды права собственности на водные
объекты, что принципиально важно. Характер регулирования отношений собственности
на природные ресурсы имеет большое значение для обеспечения их рационального
использования и охраны. Практически во всех странах мира исторически объективно
сложилось такое положение, что существуют две основные формы права собственности:
публичная и частная. К публичной собственности относится все то имущество,
включая землю и связанные с ней природные объекты, которое не относится к
частной собственности. Это - все водные объекты, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности.
Интерес собственника в рациональном использовании природных ресурсов
и охране окружающей среды обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, практически
любой частный собственник стремится максимально использовать полезные свойства
своего имущества и извлекать наибольшую прибыль. Во-вторых, характер отношения
собственника к природному ресурсу, желание рационально использовать, сохранять
и восстанавливать этот ресурс обусловлены природно-экономическими характеристиками
этого ресурса как объекта права собственности, целью его использования в общественном
производстве.
Как правило, отсутствует какая-либо заинтересованность собственника рационально
использовать и охранять водные объекты. Это касается прежде всего случаев
забора воды для различных хозяйственных нужд. Собственник, использующий водный
объект, нередко экономически не заинтересован обеспечивать качественную очистку
сточных вод. Исключение из этого правила - использование водных объектов для
рыборазведения, рекреации и т.п. Именно эти обстоятельства обусловили тот
факт, что законодатель ограничил возможность нахождения в муниципальной и
частной собственности только обособленных водных объектов, которые согласно
статьям 11, 12, 31-33 Водного кодекса РФ (см. комментарий) относятся к недвижимому
имуществу и являются составной частью земельного участка.

Статья 35. Право государственной собственности на водные объекты
Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы),
не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических
лиц, являются государственной собственностью.
В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие
на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и
водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской
Федерации (собственность субъектов Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права
собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в статье
24 настоящего Кодекса.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат
передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим
лицам.

Комментарий к статье 35

Значение комментируемой статьи состоит в следующем. Во-первых, в ней
четко определены объекты права государственной собственности. К ним отнесены
все водные объекты, которые не находятся в муниципальной или частной собственности.
Во-вторых, объекты данного права подразделены на два вида: объекты федеральной
собственности и собственности субъектов Российской Федерации. В-третьих, важно
то, что в ней указано, какие органы государственной власти реализуют правомочия
соответствующего собственника. И наконец, закреплен принцип запрета передачи
объектов государственной собственности муниципальным образованием и их приватизации.

Статья 36. Федеральная собственность на водные объекты
В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:
поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены
на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов
Российской Федерации;
водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской
Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных
энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд,
реализации которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов
рыб;
трансграничные (пограничные) водные объекты;
внутренние морские воды;
территориальное море Российской Федерации;
водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями
федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных
местностей федерального значения;
иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской
Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет
Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по управлению федеральной
собственностью на водные объекты Правительство Российской Федерации в соответствии
с Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом может передать соответствующим
федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 36

Статья 214 ГК РФ закрепила возможность отнесения земли и других природных
ресурсов к федеральной собственности или собственности субъектов Российской
Федерации. Согласно пункту "г" ст. 72 Конституции Российской Федерации разграничение
государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Первая попытка определить правовые принципы выделения федеральных природных
ресурсов была предпринята в Указе Президента Российской федерации "О федеральных
природных ресурсах" от 16 декабря 1993 г. N 2144 <8>. В основу разграничения
Государственной собственности на природные ресурсы Указ положил принцип их
общегосударственного значения.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2144 к
федеральным природным ресурсам, в частности, отнесены земельные и другие природные
объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны,
охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных
к ведению федеральных органов государственных власти; земельные участки, водные
и иные природные объекты особо охраняемых природных территорий федерального
значения; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов
Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты.
Статья 36 Водного кодекса РФ конкретизировала указанные положения применительно
к водным объектам. В ней четко определены виды водных объектов, которые находятся
в федеральной собственности, порядок их признания в качестве таких объектов
и принципы управления объектами федеральной собственности.

Статья 37. Собственность субъектов Российской Федерации
В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные
объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории
соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной
собственности.
Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской Федерации
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию
с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Управление собственностью субъектов Российской Федерации осуществляют
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть полномочий
по управлению указанной собственностью на водные объекты органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и настоящим Кодексом могут передать соответствующим федеральным
органам исполнительной власти.

Комментарий к статье 37

Правовой основой для признания права собственности на водные объекты
за всеми субъектами Российской Федерации является Федеративный Договор. Согласно
Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных
республик в составе Российской Федерации (ст. 111) земля, ее недра, воды,
растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих
на территории соответствующих республик. То есть в Федеративном договоре закреплено
право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы,
в том числе водные ресурсы. Часть четвертая ст. 5 Конституции Российской Федерации
предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Поэтому
принцип равенства всех субъектов Российской Федерации между собой означает,
что не только республики, но и иные субъекты Российской Федерации имеют право
собственности на природные ресурсы.
Это положение подтверждается также тем, что согласно Разделу второму
Кондиции Российской Федерации "Заключительные и переходные положения", в случае
несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного
договора, действуют положения Конституции.
Комментируемая статья, а также статья 36 Водного кодекса РФ (см. комментарий)
разграничили право собственности на водные объекты между Российской Федерацией
и субъектами Российской федерации, заложили важные правовые принципы разрешения
острой проблемы.

Статья 38. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами,
находящимися в государственной собственности
Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися
в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами в соответствии
с Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом регулируются водным
законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 38

Часть первая комментируемой статьи повторяет, но не полностью формулировку
пункта "в" ст. 72 Конституции согласно которой вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Значение этой статьи в том, что она относит вопросы регулирования отношений
собственности (владения, пользования и распоряжения) водными объектами к предмету
регулирования водного законодательства Российской Федерации.

Статья 39. Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским
и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются
муниципальной собственностью.
В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты,
предназначенные для муниципальных нужд.
От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие
органы местного самоуправления.

Комментарий к статье 39

Согласно данной статье обособленные водные объекты, принадлежащие на
праве собственности муниципальным образованиям, признаются муниципальной собственностью.
Целевое назначение использования этих объектов удовлетворение муниципальных
нужд.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления"
от 28 августа 1995 г. <9> отнес муниципальные водные объекты к составу муниципального
имущества (ст. 29).
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью.
Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной
собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим
лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать
с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.

Статья 40. Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные
водные объекты
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные
водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные
водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными
объектами.
Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным
законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 40

Настоящая статья развивает положения пункта 2 ст. 261 ГК РФ (в настоящее
время эта норма еще не действует), устанавливающего, что если иное не предусмотрено
законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся
в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы,
находящиеся на нем лес и растения. Это означает, что гражданское законодательство
допускает возможность признания некоторых водных объектов как объектов права
частной собственности. Однако решение этого вопроса ГК РФ относит к сфере
регулирования водного законодательства - Водному кодексу РФ.
Статья 11 Водного кодекса РФ (см. комментарий) признала обособленные
водные объекты недвижимым имуществом, составной частью земельного участка,
а статья 34 предусмотрела, что обособленные водные объекты могут принадлежать
на праве собственности гражданам и юридическим лицам. В комментируемой статье
закреплены критерии определения водных объектов как объектов права частной
собственности.
Во-первых, водный объект должен быть обособленным, т.е. замкнутым. Это
значит, что таким объектом может быть признан пруд, озеро и т.п.
Во-вторых, такой водный объект должен быть небольшим по площади, либо
быть непроточным искусственным водоемом. В части второй комментируемой статьи
говорится, что предельные размеры обособленных водных объектов определяются
земельным законодательством Российской Федерации. В настоящее время эти размеры
в законодательстве еще не установлены.
И третий признак. Такие водоемы не должны иметь гидравлической связи
с другими поверхностными водными объектами.

Статья 41. Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками
водных объектов
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие
права на водные объекты:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;
право ограниченного пользования (водный сервитут).
Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами
на условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде
водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом.
Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта
не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа
правоотношения и настоящего Кодекса не следует иного.

Комментарий к статье 41

Водное законодательство предусматривает следующие титулы прав на водные
объекты, на основании которых лица - несобственники водного объекта могут
пользоваться ими:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;

<< Пред. стр.

стр. 89
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>