<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и может быть использовано недобросовестной стороной в своих интересах.
Согласно ст.957 ГК, договор страхования вступает в силу с момента уплаты
страховой премии (первого взноса), если в нем не предусмотрено иное. Поскольку
при страховании туристов уплата страховой премии производится целиком и до
начала путешествия, в страховом полисе указывается иной срок начала (и окончания)
действия страхования, соответствующий сроку начала и окончания поездки, указанному
в туристской путевке.
Страхователь (турист) вправе в любое время отказаться от договора страхования.
Однако при этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит, если договором
не предусмотрено иное (ст.958 ГК).
Применительно к комментируемой статье Закона страховым случаем является
факт внезапного заболевания или несчастного случая, реально угрожающих здоровью
туриста, либо его смерть. Наступление страхового случая удостоверяется в порядке,
предусмотренном договором. Объектом страхования являются медицинские расходы,
необходимые для оказания медицинской (медико-транспортной) помощи, характер
и содержание которой определяются правилами страхования, согласовываются сторонами
и указываются в страховом полисе. Расходы возмещаются в порядке, предусмотренном
договором (правилами страхования).
Одной из главных обязанностей страхователя (туриста) является незамедлительное
уведомление страховщика о наступлении страхового случая в порядке и в сроки,
указанные в договоре (ст.961 ГК). При этом срок уведомления не может быть
менее 30 дней. В случае неисполнения этой обязанности страховщик имеет право
отказать в выплате страховой суммы, если страхователь (турист) не докажет,
что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая.
Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, если:
- страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, застрахованного
лица (ст.963 ГК);
- страховой случай наступил вследствие действия обстоятельств непреодолимой
силы, перечень которых установлен ст.964 ГК (воздействие ядерного взрыва,
радиации или радиоактивного заражения, военные действия, маневры и т.п., гражданская
война, народные волнения или забастовки).
Законом или договором страхования эти обстоятельства могут быть включены
в число рисков, последствия которых влекут выплату страховой суммы.
Турист обязан сохранить и передать страховщику по его требованию все
документы, связанные с наступлением страхового случая и его последствиями.
По требованиям, связанным с личным страхованием, действует общий срок
исковой давности - три года.
Поскольку договор личного страхования является возмездным договором об
оказании гражданину услуги, не связанной с извлечением им прибыли, на отношения,
возникающие из него, распространяется действие законодательства о защите прав
потребителей в части, не противоречащей ГК РФ или не регулируемой ГК. Соответствующие
нормы законодательства о защите прав потребителей должны применяться с учетом
специфики договора личного страхования.
С учетом указанного замечания могут применяться следующие нормы Закона
РФ "О защите прав потребителей":
ст.8 - 12 - об информировании потребителя о страховой организации и условиях
страхования;
ст.13 - в случае ответственности страховой компании за нарушение прав
потребителя;
ст.15 - о компенсации морального вреда;
ст.16 - о недействительности условий договора страхования, ущемляющих
права потребителя;
ст.17 - о судебной защите прав потребителей;
ст.28 - в случае нарушения установленного договором страхования срока
выплаты страховой суммы;
ст.31 - в случае нарушения срока удовлетворения отдельных требований
потребителя.

Глава VI. Международное сотрудничество

Комментарий к статьям 18, 19 Закона

Международное сотрудничество в области туризма, участие в различных международных
организациях является важным условием развития туризма в РФ и обеспечения
прав российских туристов за рубежом.

Комментарий к статье 20 Закона

Ответственность за нарушение законодательства РФ о туристической деятельности
включает в себя:
- гражданско-правовую ответственность турорганизаций и туристов за нарушение
условий договора об оказании туристских услуг, включая имущественную ответственность
за вред, причиненный туристу вследствие недостатков услуги, и компенсацию
морального вреда;
- административную ответственность турорганизаций перед государством;
- административную ответственность сотрудников турорганизаций;
- уголовную ответственность сотрудников турорганизций.
1. Закон непосредственно регулирует лишь отдельные вопросы гражданско-правовой
ответственности (см. комментарий к ст.6 и 10 Закона). Основными актами в этой
области являются ГК РФ и Закон РФ "О защите прав потребителей". Основными
формами гражданско-правовой ответственности, согласно этим актам, являются
взыскание убытков и неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств по договору об оказании туристских услуг.
Согласно ст.15 ГК, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье
право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота,
если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.393 ГК, убытки возмещаются, если они причинены неисполнением
либо ненадлежащим исполнением обязательства. При этом размер убытков определяется
исходя из цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть
исполнено, в день добровольного удовлетворения требования кредитора, а если
требование не было удовлетворено добровольно - в день предъявления иска. Суд
может применить цены, существующие в день вынесения решения. Приведенный порядок
определения цены применяется, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми
актами или договором.
Согласно ст.13 Закона "О защите прав потребителей", убытки взыскиваются
независимо от взыскания неустойки и сверх нее (см. п.10 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 "О практике рассмотрения судами
дел о защите прав потребителей" (в редакции Постановления Пленума от 17.01.97
N 2)).
Согласно ст.330 ГК, неустойкой (штрафом, пеней) является определенная
законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору
в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности
в случае просрочки исполнения. Для взыскания неустойки достаточно установления
факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Доказывание
причинения при этом убытков не требуется. Неустойка, предусмотренная законом
(законная неустойка), в отличие от неустойки, установленной договором (договорная
неустойка), подлежит взысканию независимо от включения условия о неустойке
в договор (ст.332 ГК).
Суду предоставлено право уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна
последствиям нарушения обязательства, в частности если размер причиненных
убытков является небольшим или они вообще отсутствуют (ст.333 ГК). Неустойка
выплачивается сверх убытков.
По общему правилу, гражданско-правовая ответственность наступает при
наличии вины (умысла или неосторожности) лица, не исполнившего обязательство
либо исполнившего его ненадлежащим образом (п.1 ст.401 ГК). Однако законом
или договором могут быть предусмотрены исключения из этого правила.
В отличие от уголовного и администратвного законодательства в гражданском
действует презумпция виновности должника. В связи с этим обязанность доказывать
отсутствие вины возлагается именно на должника, нарушившего обязательство.
Поэтому потребителю в тех случаях, когда законодательство предусматривает
ответственность за вину, достаточно доказать факт приобретения услуги у данного
лица (см. п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994
года N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в
редакции Постановления Пленума от 17.01.97 N 2)).
Наиболее общий случай установления ответственности без вины предусмотрен
п.3 ст.401 ГК. Этой нормой определена ответственность всех предпринимателей
(при осуществлении предпринимательской деятельности) при отсутствии их вины,
если иное не предусмотрено законом или договором. Такое исключение предусмотрено,
например, Законом "О защите прав потребителей", в ст.15, регламентирующей
ответственность за причинение морального вреда потребителю. Согласно ст.13
этого Закона, предприниматель может быть освобожден от ответственности за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если докажет, что
это произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным
этим Законом. Согласно ст.401 ГК, под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные
и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К ним относятся землетрясения,
наводнения, засухи и тому подобные стихийные природные явления, а также общественные
явления (войны, эпидемии, широкомасштабные забастовки, объявление карантина
и т.п.). В упомянутой статье ГК перечислены некоторые обстоятельства, которое
не могут быть отнесены к непреодолимой силе: нарушение обязанностей со стороны
контрагентов должника, отсутствие на рынке необходимых для исполнения обязательства
товаров, отсутствие необходимых денежных средств. Представляется, что этот
перечень не является исчерпывающим.
Особенности ответственности исполнителей услуг (в том числе туристских)
установлены ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей". Кроме вышеуказанных
правил, эта статья предусматривает, что:
- за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную
Законом или договором;
- убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме
сверх неустойки (пени), установленной Законом "О защите прав потребителей"
или договором;
- уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя
от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем;
- исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или за
ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств
или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а
также по иным основаниям, предусмотренным Законом "О защите прав потребителей";
- требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной
Законом "О защите прав потребителей" или договором, подлежат удовлетворению
исполнителем в добровольном порядке;
- при удовлетворении судом требований потребителя, установленных Законом
"О защите прав потребителей", суд вправе вынести решение о взыскании с исполнителя,
нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены
иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя;
- если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные
объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления,
50% суммы взысканного штрафа перечисляется указанным объединениям (их ассоциациям,
союзам) или органам.
Статья 13 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает общие положения
об ответственности за нарушение любых прав потребителей. Она подлежит применению
в тех случаях, когда этим Законом или другими законами не установлены иные
правила ответственности или когда какие-либо вопросы в соответствующих нормах
не регулируются вообще. Так, например, установленная ст. 12 и 14 этого Закона
специальная ответственность соответственно за предоставление ненадлежащей
информации и за вред, причиненный вследствие недостатков услуги, должна применяться
согласно содержанию этих статей. Однако в этих статьях отсутствуют нормы о
порядке возмещения убытков, о реальном исполнении обязательств и др. По этим
вопросам при применении ст.12 и 14 следует руководствоваться положениями ст.13.
Это относится и к другим статьям Закона "О защите прав потребителей".
Статья 13 указанного Закона предусматривает возможность установления
ответственности за нарушение прав потребителей не только данным законом, но
также и другими законами РФ.
Так, например, ответственность работников различных организаций-исполнителей
не предусмотрена в новой редакции Закона "О защите прав потребителей". Их
ответственность за прямые или косвенные нарушения прав потребителей регулируется
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ,
а также трудовым законодательством.
Турист имеет право на имущественное возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков услуги. Согласно ст.14 Закона "О защите прав потребителей", вред,
причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков
услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме, т.е. включает в
себя прямые расходы и упущенную выгоду.
Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью
или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования,
инструментов и иных средств, необходимых для оказания услуг, независимо от
того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства
или нет.
Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред
причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных
правил использования услуги.
Согласно ст.208 ГК, исковая давность не распространяется на требования
о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования,
предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение
вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавших
предъявлению иска. Право на возмещение вреда в упомянутых случаях возникает
с момента смерти или повреждения здоровья гражданина.
В отношении требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потребителя,
действует общий срок исковой давности - три года.
Способы возмещения вреда предусмотрены ст.1082 ГК: при повреждении здоровья
возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел
либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение,
питание и т.п.(ст.1085 ГК). Правила определения утраченного заработка установлены
ст.1085 и 1086 ГК. Правила возмещения вреда в случае смерти гражданина регулируются
ст.1088 и 1089 ГК. Другие вопросы возмещения вреда регулируются соответствующими
статьями гл. 59 ГК.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем
прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации,
регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации
причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда
определяется судом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения
имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Согласно ст.151 ГК,
под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные
гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.
2. В случае отказа в удовлетворении претензии или неполучения ответа
в установленный срок турист вправе обратиться в суд с иском к турорганизации,
с которой был заключен договор. Согласно ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей",
защита прав потребителей осуществляется судом.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный
антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные
органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью услуг, органы
местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации,
союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей,
неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной
пошлины.
В соответствии со ст.11 ГК защиту нарушенных гражданских прав осуществляет
суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией
РФ (ст.46), и поэтому специального указания в законе об этом принципе не требуется.
Упомянутая статья 11 ГК содержит также важную норму о том, что защита гражданских
прав в административном порядке является исключением из общего правила о судебной
защите и осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом
решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Закон "О защите прав потребителей" предусматривает судебный порядок защиты
нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, а также вышеупомянутых
органов и организаций (ст.17).
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 года (ГПК), действующий
в настоящее время, предусматривает общее правило о предъявлении иска в суд
по месту жительства ответчика. Если ответчиком является юридическое лицо,
иск предъявляется по месту его государственной регистрации, которое, согласно
ст.54 ГК, считается местом его нахождения, если в соответствии с законом в
учредительных документах не установлено иное. Местом нахождения индивидуального
предпринимателя также является место его государственной регистрации.
Для потребителя Законом "О защите прав потребителей" установлена так
называемая альтернативная подсудность: он вправе по своему выбору обратиться
в суд по собственному месту жительства, по месту нахождения ответчика (исполнителя)
или по месту причинения вреда. Исключение из этого правила в соответствии
со ст.119 ГПК РСФСР составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров
перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по
месту нахождения управления транспортной организации.
Требования потребителя носят гражданско-правовой, в своей основе материальный
характер и выражают личный интерес, основанный на невыполнении своих обязательств
другой стороной гражданско-правового договора. Потребитель вправе обратиться
в суд по поводу нарушения любого его права, установленного законодательством
и подлежащего судебному рассмотрению. Исковое заявление потребителя может
содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков,
вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т.п.),
а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение
прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать
осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п. Конкретные
требования должны формулироваться, исходя из тех прав, которые предоставлены
потребителю законодательством и которые нарушены ответчиком.
Форма и содержание искового заявления определены ст.126 ГПК РСФСР. В
нем указываются: наименование суда; фамилия, имя, отчество потребителя, его
адрес (фамилия, имя, отчество и адрес представителя, если заявление подается
представителем); наименование и место нахождения ответчика; требования потребителя,
доказательства и обоснование этих требований; цена иска; перечень прилагаемых
документов, включая копии искового заявления по числу ответчиков и доверенность
представителя. Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления,
общественные организации потребителей, которые, в соответствии с Законом "О
защите прав потребителей" и ст.42 ГПК РСФСР, имеют право предъявлять иски
в интересах потребителей или вступить в дело для дачи заключения, действуют
через своих представителей, имеющих соответствующие полномочия (поручения,
доверенность) этих организаций.
Права и обязанности сторон при рассмотрении дела, порядок вынесения,
обжалования решения и его исполнения регулируются ГПК РСФСР.
При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан
и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.
Гражданский кодекс РФ предусматривает общий и специальные сроки исковой
давности (ст.196, 197). Общий срок исковой давности установлен в три года.
Специальные (сокращенные или более длительные) сроки исковой давности могут
быть установлены законом для отдельных видов требований.
Так, например, срок исковой давности по искам о ненадлежащем качестве
работы по договору подряда установлен в один год (ст. 725 ГК). Этот срок может
быть применен при рассмотрении исков о ненадлежащем качестве туруслуги по
договору о возмездном оказании услуг на основании ст.783 ГК.
Если для определенных отношений не установлены специальные сроки исковой
давности, то применяется общий срок. Следует отметить, что по сравнению с
ГК 1964 года количество специальных сроков существенно сокращено. В частности,
ГК не предусматривает сокращенных сроков исковой давности для исков о взыскании
неустойки.
Истечение срока исковой давности само по себе не является основанием
для отказа в принятии судом искового заявления. Это обстоятельство может послужить
основанием для вынесения решения об отказе в иске. Однако такое решение может
быть вынесено, в отличие от ГК 1964 года, лишь по заявлению ответчика о применении
исковой давности, сделанному до вынесения решения (ст.199 ГК). Течение срока
исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать
о нарушении своего права либо когда возникает право требовать исполнения обязательства
(ст.200 ГК). Вопросы приостановления и перерыва течения срока исковой давности
регулируются ст.202 - 204 ГК.
Если срок исковой давности пропущен гражданином по причинам, признанным
уважительными (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.),
суд в исключительных случаях может этот срок восстановить. Однако причины
пропуска срока должны иметь место в последние шесть месяцев срока давности
или в течение срока давности, если он меньше или равен шести месяцам (ст.205
ГК). Юридическим лицам пропущенный срок давности восстановлен быть не может.
На некоторые требования исковая давность вообще не распространяется (ст.208
ГК). В частности, это относится к требованиям о возмещении вреда, причиненного
жизни или здоровью гражданина.
3. Всякий иск, предъявляемый в суд, необходимо обосновать и доказать
в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Действующий ГПК, принятый в 1964 году, в значительной степени устарел, не
соответствует новой Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ. В связи с этим
Государственной Думой принят Федеральный закон от 30.11.95 N 189-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", введенный
в действие с 9 января 1996 года. Внесенные изменения носят принципиальный
характер и должны учитываться сторонами при рассмотрении в суде исков (изменения
внесены более чем в 40 статей, введены две новые главы).
В связи с расширением в ГК свободы договора и увеличением количества
диспозитивных норм изменения в ГПК кардинально расширили применение конституционного
принципа состязательности в судопроизводстве. Это сделано за счет упразднения
ряда функций, несвойственных суду, которые обязывали его выполнять обязанности
по сбору доказательств, в то время как стороны могли практически бездействовать.
В соответствии с новой редакцией ст.14 ГПК суд создает необходимые условия,
разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях процессуальных
действий и оказывает содействие сторонам в осуществлении их прав. Все остальное
стороны должны решать и делать сами: участвовать в процессе или нет, признавать
иск или нет, предоставлять ли доказательства, являться ли в заседание суда
и т.д.
Практически это реализуется следующим образом. Если сторона не предоставляет
в суд по его требованию письменные доказательства, суд вправе установить,
что содержащиеся в документе сведения стороной признаны. При этом, если должностное
лицо или гражданин не известили суд о причинах невыполнения его требований
или эти причины признаны неуважительными, они могут быть подвергнуты штрафу
в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, а повторно - до ста (ст.
65 ГПК). Если представитель организации или гражданин не является в суд, он
обязан известить суд о причинах неявки и доказать их уважительность. Если
причины неявки признаны уважительными или нет сведений об извещении стороны
о слушании дела, разбирательство откладывается. Если сторона не известила
суд, либо причины неявки признаны неуважительными, либо ответчик умышленно
затягивает дело, суд вправе рассмотреть его в отсутствие ответчика (ст.157
ГПК).
В случае уклонения стороны от участия в назначенной судом экспертизе
(неявка на экспертизу, непредоставление объектов исследования и т.п.), когда
без этого произвести экспертизу невозможно, суд вправе признать факт, для
выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым
(ст.74 ГПК).
В тех случаях, когда ответчик извещен о слушании дела, но в суд не явился,
согласно новой гл.16.1 ГПК, выносится заочное решение, если истец не возражает
против этого (ст.213.1 ГПК). В случае возражения истца суд откладывает рассмотрение
дела и направляет ответчику повторное извещение (ст.213.2 ГПК).
О слушании дела в порядке заочного производства судом выносится специальное
определение. Заочное производство отличается от обычного рядом особенностей:
не допускается представление истцом дополнительных доказательств, изменение
основания или предмета иска, а также увеличение размера исковых требований
(ст.213.3 ГПК). Отсутствовавший в суде ответчик вправе подать заявление о
пересмотре заочного решения для рассмотрения его судом, вынесшим это решение,
в течение 15 дней со дня вынесения. Это не лишает ответчика права обжаловать
заочное решение в обычном кассационном порядке.
При рассмотрении заявления суд вправе оставить заявление без удовлетворения
(на что может быть подана частная жалоба) или отменить заочное решение и рассмотреть
дело по существу. Основаниями к отмене являются: установление судом уважительности
неявки стороны и невозможности своевременного извещения суда. Одновременно
должны быть представлены доказательства, которые могут повлиять на содержание
принятого заочного решения (ст.213.6 - 213.13 ГПК).
Изменениями ГПК предусмотрена новая процедура взыскания задолженности
на основании судебного приказа - единоличного постановления судьи по заявлению
кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества
(гл. 11.1). Судебный приказ имеет силу исполнительного документа, и взыскание
по нему производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений,
по истечении 10 дней со дня выдачи. Судебный приказ может быть выдан не по
всем денежным требованиям, а лишь по тем, в частности, которые основаны на
письменной сделке. Возникает вопрос: понимать ли в данном случае под сделкой
такую, которая имеет своим единственным предметом финансовые обязательства,
например договор банковского вклада, займа и т.п., либо под этим можно понимать
отдельные пункты сделки, основным предметом которой являются не финансовые
обязательства? Иными словами, речь идет о том, возможна ли выдача судебного
приказа по всем письменным возмездным договорам, содержащим финансовые обязательства
и относящимся к юрисдикции общих судов. Например, по финансовым требованиям
потребителя, вытекающим из договора купли-продажи, договора об осуществлении
работы, оказании услуги, необходимо официальное разъяснение.
Согласно ст.125.8 ГПК, судебный приказ выдается судьей единолично, без
судебного разбирательства и вызова сторон. Судья может отказать в выдаче судебного
приказа, если усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить
на основании представленных документов или, если должник (которому посылается
извещение) в установленный срок (до 20 дней) сообщит суду о несогласии с требованием.
Должник вправе в 20-дневный срок со дня выдачи судебного приказа подать в
тот же суд заявление о его отмене, если он по уважительной причине не имел
возможности своевременно заявить свои возражения. В этом случае судья отменяет
приказ, а требование заявителя может быть рассмотрено в порядке искового производства.
Решение об отказе в отмене судебного приказа может быть обжаловано.
Согласно ст.111 ГПК, все участвующие в деле лица и их представители обязаны
сообщить суду о перемене своего адреса. В противном случае повестка посылается
по последнему известному суду адресу и считается доставленной, со всеми вытекающими
из этого факта последствиями для стороны, не явившейся в суд.
Изменения коснулись и суда кассационной инстанции, существенно расширив
его права. Согласно ст.286 ГПК, сторона, обжалующая решение суда, вправе ссылаться
в жалобе на новые доказательства, не представленные в суд первой инстанции.
Однако при этом должна быть доказана невозможность их представления в суд
первой инстанции.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>