<< Пред. стр.

стр. 90
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

право ограниченного пользования (водный сервитут).
Эти титулы прав на водные объекты имеют особый характер. Они не являются
согласно ст. 216 ГК РФ вещными правами, так как вещными правами признаются
в частности: право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитуты,
устанавливаемые по поводу земли. Однако перечисленные в ст. Водного кодекса
права подлежат защите от их нарушения в порядке, предусмотренном для защиты
права собственности (ст. 301-304 ГК РФ). Этот вывод вытекает из содержания
ст. 305 ГК РФ, согласно которой права по защите других вещных прав, принадлежат
лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом не только
на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного
управления, но и по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Водный кодекс РФ предусматривает иные основания прав на водные объекты лиц,
не являющихся их собственниками.
Кроме того, к числу титулов прав на водные объекты лиц - несобственников
относится водопользование на основании договора аренды. В связи с этим Водный
кодекс РФ предусматривает принятие специального федерального закона об аренде
водных объектов.
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере водопользования
на основании указанных титулов составляет содержание института права водопользования.

Статья 42. Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются
гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование
в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического
состояния водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок
до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.
Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя
в установленном порядке.

Комментарий к статье 42

В этой статье раскрываются основные моменты содержания права пользования
водными объектами как особого титула прав на эти объекты. Объектом данного
права могут быть только те водные объекты, которые находятся в государственной
собственности, то есть собственности Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Срок пользования определяется целью водопользования, ресурсным
потенциалом и экологическим состоянием водных объектов (см. комментарий к
ст. 69, 85, 133-146 настоящего Кодекса).
Предусмотрено, что срок права краткосрочного пользования составляет до
трех лет, а права долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.
Право водопользования может быть продлено по инициативе соответствующего водопользователя
(ст. 46-61 настоящего Кодекса).

Статья 43. Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут)
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного
и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными
водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное
или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных
лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться
и на основании судебного решения.
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством,
применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям
настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 43

Комментируемая статья впервые закрепила в законодательстве понятие "водный
сервитут", под которым понимается право ограниченного пользования водным объектом.
Это специфический вид сервитутов. Классическое понятие сервитута состоит в
том, что один собственник недвижимости (земельного участка) вправе требовать
от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления права
ограниченного пользования соседним участком. Отличительный признак сервитута
заключается в том, что сторонами в этом правоотношении являются собственники
недвижимости.
Иная ситуация складывается в случаях установления водных сервитутов.
Так, когда речь идет о публичном водном сервитуте, то одной из сторон является
собственник водного объекта, а другой - неограниченный круг лиц, не являющихся
собственниками, осуществляющими право общего водопользования. Что касается
частного водного сервитута, то субъектами правоотношения по его поводу могут
быть только водопользователи.
В статье 43 Водного кодекса РФ говорится о том, что общие положения о
сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным
сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса.
Суть общих положений о сервитутах, предусмотренных статьями 274-277 ГК
РФ, которые применимы к регулированию прежде всего частных водных сервитутов
заключается в следующем.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через
соседний земельный участок (водный объект), прокладки и эксплуатации линий
электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации,
а также других нужд собственника недвижимого имущества (водопользователя),
которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления
сервитута и собственником соседнего участка (водопользователем) и подлежит
регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор
разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник
земельного участка (пользователь водным объектом), обремененного сервитутом,
вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах
которых установлен сервитут, соразмерной платы.
По требованию собственника земельного участка (пользователя водным объектом),
обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований,
по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий
гражданину или юридическому лицу (водный объект), в результате обременения
сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник
(водопользователь) вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Статья 44. Виды водных сервитутов
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:
забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
водопоя и прогона скота;
использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок
и других маломерных плавательных средств.
В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным настоящей статьей,
водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные
водные сервитуты.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на
водопользование.

Комментарий к статье 44

В ст. 44 определены виды водных сервитутов: забор воды без применения
сооружений, технических средств и устройств, водопой и прогон скота и использование
водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных
плавательных средств. Указанные виды водных сервитутов могут быть как публичными,
так и частными, при этом перечень сервитутов не является исчерпывающим. В
водном законодательстве могут быть предусмотрены и другие случаи, когда устанавливаются
водные сервитуты.
Все случаи установления водных сервитутов являются по своему характеру
разновидностями осуществления права общего водопользования. Использование
водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств
осуществляется согласно ст. 86 Водного кодекса РФ (см. комментарий) без получения
лицензии на водопользование. Поэтому для осуществления водных сервитутов получения
лицензии на водопользование законодательство не требует.


Статья 45. Права на обособленные водные объекты
Права на обособленные водные объекты определяются гражданским законодательством,
земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 45

ГК РФ признал земельные участки видом недвижимого имущества. Согласно
пункту первому ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость)
относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все,
что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного
ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения,
здания, сооружения. Статья 11 Водного кодекса РФ (см. комментарий) признала
обособленные водные объекты недвижимым имуществом, объектами, являющимися
составной частью земельного участка.
Норма статьи 45 ВК о том, что права на обособленные водные объекты определяются
гражданским, земельным и водным законодательством означает, что в гражданском
законодательстве закрепляются общие положения режима земельных участков как
объекта права собственности и предмета совершения различных сделок с ними.
Кроме того, в гражданском законодательстве урегулированы общие вопросы реализации
иных вещных прав на землю: права пожизненного наследуемого владения земельным
участком; права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
сервитутов. Эти положения гражданского законодательства должны получить свое
развитие и конкретизацию в нормах земельного законодательства, то есть в новом
Земельном кодексе Российской Федерации. Следует также иметь в виду, что глава
17 ГК РФ "Право собственности и другие вещные права на землю" вводятся в действие
со дня принятия Земельного кодекса, то есть сейчас нормы статей 260-287 ГК
РФ еще не действуют.
Что касается роли водного законодательства, то в нем получают свое отражение
особенности правового режима обособленных водных объектов как составной части
земельного участка недвижимого имущества.

Глава 5. Приобретение и прекращение прав пользования
водными объектами

Статья 46. Основания приобретения прав пользования водными объектами
Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии
на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом.
Права пользования водными объектами при установлении особого пользования
приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии на водопользование
и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В случае смерти водопользователя - гражданина, реорганизации водопользователя
- юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят
в порядке правопреемства.
Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования
водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом.
Водный сервитут устанавливается водным законодательством Российской Федерации
или договором.
Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном
гражданским законодательством, земельным законодательством Российской Федерации
и настоящим Кодексом.
Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного
сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования
водным объектом.

Комментарий к статье 46

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии
на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом, а для особого пользования водными объектами требуется еще
решение Правительства.
Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина
с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет, а у юридического
лица с момента его государственной регистрации.
Договор пользования водным объектом должен заключаться в соответствии
с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора пользования
водным объектом условиям лицензии на водопользование указанный договор согласно
статье 56 ВК признается недействительным.
Требования получения лицензии на водопользование содержатся во многих
статьях Водного кодекса Российской Федерации. Водопользователь-гражданин вправе
использовать водные объекты для осуществления предпринимательской деятельности
только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено
Водным Кодексом (ст. 21).
Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей,
обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией
на водопользование и договором пользования водным объектом (ст. 29).
Использование водных объектов, с применением сооружений, технических
средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами
и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением
случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных
средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК).
Согласно статье 107 ВК извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых,
проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите
от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных
систем на мелиорированных землях допускается при наличии лицензии на водопользование.
При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения
забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями
деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение
и которые имеют лицензию на водопользование (ст. 135 ВК).
Однако для особого пользования (для нужд обороны, федеральных энергетических
систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных
нужд (ст. 46 и 87 ВК) недостаточно лицензии на водопользование и договора
пользования водным объектом. Для водных объектов, находящихся в федеральной
собственности, необходимо, чтобы этому предшествовало решение Правительства
Российской Федерации.
Особое пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов
федерации, для государственных и муниципальных нужд может предоставляться
по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии
на водопользование и договора пользования водным объектом.
Согласно статье 145 ВК использование водных объектов для добычи полезных
ископаемых, торфа и сапрапеля, проведения буровых работ, строительства подземных
сооружений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
о недрах и Водным кодексом Российской Федерации.
Использование водных объектов для добычи торфа и сапрапеля, извлечения
затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных,
взрывных и иных работ, связанных с использованием дна водных объектов, строительства
и эксплуатации подводных и надводных сооружений осуществляется на основании
лицензии на водопользование (ст. 145 ВК).
Не во всех случаях пользования водными объектами требуется получение
лицензии. Исключения из этого правила оговорены в Водном кодексе.
Не требуется получения лицензии на водопользование:
- при использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности;
- при использовании гражданами и юридическими лицами водных объектов
без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование
- ст. 86 ВК);
- при использовании водных объектов гражданами и юридическими лицами
с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование)
для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов)
воздушных судов (ст. 86 ВК);
- для осуществления водных сервитутов (забора воды без применения сооружений,
технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных
объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных
средств (ст. 44 ВК).
Водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты,
если иное не установлено Водным кодексом (ст. 27 ВК).
Согласно статье 5 ВК отношения, возникающие в области геологического
изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством
Российской Федерации о недрах и водным законодательством Российской Федерации.
При этом необходимо еще учитывать, что согласно ст. 19 Закона Российской
Федерации "О недрах" (в редакции от 8 февраля 1995 года) собственники, владельцы
земельных участков имеют право устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы
и скважины на первый водоносный горизонт в порядке, устанавливаемом соответствующими
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 47. Переход прав пользования водными объектами
Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к
другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование
для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных
прав не меняются.

Комментарий к статье 47

Переход права пользования водными объектами от одного лица к другому
возможен только при условиях, если указанные лица осуществляют водопользование
для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных
прав не меняются.
К основаниям перехода прав пользования водными объектами от одного лица
к другому можно отнести смерть водопользователя гражданина, реорганизацию
водопользователя Юридического лица.
Кроме того, основанием перехода права пользования водным объектом от
одного лица к другому является распорядительная лицензия - акт специально
уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной
водного фонда.
Переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому оформляется
путем внесения изменений в лицензию на водопользование в соответствии со статьей
51 ВК.

Статья 48. Лицензия на водопользование
Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного
государственного органа управления использованием и охраной водного фонда,
который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований
возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных
объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей
и состояние водных объектов.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления
нескольких целей использования водных объектов.

Комментарий к статье 48

Для того, чтобы возникло право пользования водным объектом необходим
договор пользования водным объектом, заключенный между органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации с водопользователем о порядке использования
и охраны водного объекта или его части, а для получения права особого пользования
необходимо еще решение Правительства Российской Федерации, если водный объект
находится в федеральной собственности или решение органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, если водный объект находится в собственности
субъекта Федерации.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных
объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопользователей
и состояние водных объектов. Например, при использовании водных объектов с
забором воды важно учитывать лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения),
которые представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов.
В противном случае в результате крупного забора воды может последовать истощение
водных ресурсов.
Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
является приоритетным.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться
защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты.
Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического
надзора (см. примечание к предисловию).

Статья 49. Содержание лицензии на водопользование
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования
водного объекта должна содержать:
сведения о водном объекте;
сведения о водопользователе;
сведения о водопотребителях;
указания на способы и цели использования водного объекта;
указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование
водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;
сведения о лимитах водопользования;
сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
сроки действия лицензии;
требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей
природной среды.

Комментарий к статье 49

Реквизиты, указанные в статье, являются общими почти для всех целей использования
водных объектов. Однако цели и способы использования водных объектов разнообразны
и специфичны. Отсутствие учета этой специфики может повлечь серьезные отрицательные
экологические последствия.
Например, при использовании водных объектов для гидроэнергетики воздвигается
комплекс гидротехнических сооружений и энергетического оборудования, посредством
которых энергия водных потоков или расположенных на относительно более высоких
уровнях водоемов преобразуется в электрическую энергию. В связи с этим важно
указать в лицензии режим пропуска воды через гидротехнические сооружения,
условия пропуска судов и других плавательных средств, условия пропуска рыбы
через сооружения гидроэлектростанции к местам ее нереста и нагула. Отсутствие
этих требований в лицензии может повлечь осложнения для судоходства и рыбоводства.
Отсутствие в лицензии на централизованное питьевое и хозяйственно-бытовое
водоснабжение населения требований к точности учета воды и определению содержания
в ней вредных веществ может повлечь серьезные осложнения для здоровья населения.
Возможно, что учет специфики использования воды для указанных целей будет
учтен в законе о лицензировании пользования водными объектами, который может
быть принят в развитие Водного кодекса Российской Федерации.

Статья 50. Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензии на водопользование
и распорядительной лицензии
Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной
лицензии осуществляются специально уполномоченным государственным органом
управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с порядком,
установленным водным законодательством Российской Федерации.
Лицензия вступает в силу только после ее регистрации.

Комментарий к статье 50

Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и
распорядительной лицензии еще не утвержден. Судя по практике лицензирования
отдельных видов деятельности, бланки лицензии имеют степень защищенности на
уровне ценных бумаг, учетную серию и номер. Они являются документом строгой
отчетности.
Лицензия подписывается руководителем (а в случае его отсутствия - заместителем
руководителя) уполномоченного органа и заверяется печатью этого органа.
Лицензия на водопользование выдается в установленный срок. Она вступает
в силу только после ее регистрации.

Статья 51. Внесение изменений в лицензию на водопользование
Внесение изменений в лицензию на водопользование осуществляется государственным
органом, выдавшим лицензию на водопользование, в случае изменения условий
водопользования и состояния водного объекта, по инициативе водопользователя,
а также в случаях смерти водопользователя - гражданина, реорганизации водопользователя
- юридического лица, передачи права пользования водным объектом от одного
лица к другому на основании распорядительной лицензии.
Лицензия на водопользование после внесения в нее изменений подлежит регистрации
в установленном порядке.
Внесение изменений в лицензию на водопользование является основанием
для внесения соответствующих изменений в договор пользования водным объектом.

Комментарий к статье 51

Случаи внесения изменений в лицензию на водопользование подразделяются
в статье на несколько групп. В зависимости от того, к какой группе относится
тот или иной случай, решается вопрос о том, по чьей инициативе ставится вопрос
о внесении изменений в лицензию.
По инициативе водопользователя - в случае изменений условий водопользования
и состояния водного объекта.
Например, в статье 90 ВК предусмотрено, что лимиты водопользования (водопотребления
и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных
объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений
в лицензию на водопользование.
В порядке правопреемства - в случае смерти водопользователя-гражданина,
реорганизации водопользователя-юридического лица.
По инициативе владельца распорядительной лицензии путем передачи права
пользования водным объектом от одного лица другому.
При этом в последнем случае действует ограничительное правило, предусмотренное

<< Пред. стр.

стр. 90
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>