<< Пред. стр.

стр. 93
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

разрешение в исключительных случаях использования водных объектов, содержащих
природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения и иных целей;
утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных
плавательных средствах;
утверждение правил охраны жизни людей на воде;
запрещение ввода в эксплуатацию, а также ограничение, приостановление
и запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на водные
объекты, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации;
установление режима использования обособленных водных объектов, не находящихся
в государственной собственности, при чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке и реализации федеральных государственных, в том
числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных
объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и
ликвидации последствий вредного воздействия вод;
участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных
ресурсов;
подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение
и ликвидация последствий вредного воздействия вод на территории субъекта Российской
Федерации;
участие в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений
о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей при использовании водных объектов;
установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах;
определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации, в том числе источников питьевого водоснабжения,
их зон и округов санитарной охраны;
объявление водных объектов или их частей, расположенных на территории
субъекта Российской Федерации, зонами чрезвычайной экологической ситуации
и зонами экологического бедствия;
другие полномочия в области использования и охраны водных объектов, не
отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Комментарий к статье 66

Полномочия субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов
основываются на их разграничении с РФ и органами местного самоуправления (подробнее
см. комментарий к ст. 67 настоящего Кодекса). Значительная часть полномочий
субъектов РФ рассматривается в данной статье и детализируется, уточняется
в других статьях Водного кодекса.
Так, владение, пользование, распоряжение и управление водными ресурсами,
находящимися в собственности субъектов РФ предусматриваются в статьях 37,
38, 77 части 2 и 3, 81 часть 2 и других статьях настоящего Кодекса (см. комментарий
к ним). Правотворческая деятельность субъектов РФ в области регулирования
водных отношений предусматривается в частях 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Кодекса.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ согласно части 2
статьи 2 настоящего Кодекса включаются в водное законодательство РФ и согласно
части 3 статьи 2 не могут противоречить федеральным законам (по вопросам компетенции
РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов)
Правотворческая и иные функции субъектов РФ вытекают из положений статей
5, 66, 67, 72 и 73 Конституции РФ, статьи 24 и других статей настоящего Кодекса,
иных актов законодательства РФ и субъектов РФ.
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов предусматриваются
в статье 76 настоящего Кодекса, где разработка схем возлагается на специально
уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного
фонда. Участие субъектов РФ в схемах предусматривается в абзаце 4 статьи 66
настоящего Кодекса и предполагает:
- участие представителей законодательной и исполнительной властей субъекта
РФ в составе рабочих групп и комиссий по разработке схем;
- участие в согласовании, то есть высказывании мнения исполнительным
органам субъекта РФ по поводу проекта схемы;
- участие представителей субъекта РФ, выделенных его законодательными
либо исполнительными органами, в проведении государственной экспертизы. Схемы,
направление своих предложений и замечаний экспертной комиссии, другие полномочия
субъекта РФ, предусмотренные, например, Законом РФ от 23 ноября 1995 г. "Об
экологической экспертизе";
- участие в выполнении Схемы путем финансовых, организационных, правовых
и иных мероприятий.
Данной статьей Водного кодекса предусматривается аналогично участие субъекта
РФ в бассейновых соглашениях (ст. 120 настоящего Кодекса).
Если к полномочиям РФ относятся федеральные программы, то и к полномочиям
субъектов РФ относятся территориальные государственные программы по использованию,
восстановлению и охране водных объектов (субъект РФ согласно Конституции РФ
государственное образование).
Эти программы предусматриваются в статье 77 настоящего Кодекса. Самостоятельность
утверждения территориальных программ в субъектах РФ не исключает их участия
в реализации федеральных государственных программ через деятельность законодательных,
исполнительных и иных органов субъекта РФ.
Важной и по-своему уникальной функцией государственных органов исполнительной
власти субъектов РФ является осуществление государственного контроля за использованием
и охраной водных объектов, поскольку за Федерацией в лице ее Правительства
оставлено лишь установление порядка его организации и проведения (ст. 65 и
81 настоящего Кодекса).
Субъекты РФ и их органы исполнительной власти названы в качестве первых,
осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных
объектов.
Субъекты РФ устанавливают гражданам и юридическим лицам лимиты водопользования
(водопотребления, водоотведения) двоякого вида: по водным объектам, находящимся
в федеральной собственности, - в пределах лимитов, установленных субъекту
РФ на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в
водных ресурсах (ст. 90 ч. 2 настоящего Кодекса); по водным ресурсам, находящимся
в собственности субъекта РФ (ст. 90 ч. 3). Органами установления лимитов являются
разные - в зависимости от указанного вида собственности на водные объекты
(см. примечание к предисловию).
Исключительными полномочиями субъектов РФ являются утверждение правил
пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах
и правил охраны жизни людей на воде (ст. 66, 88, 142, 143 настоящего Кодекса).
В собственности субъекта РФ могут находиться водные объекты, акватории
и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего
субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности (ст. 33, 35, 37 и
38 настоящего Кодекса).
С водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, связаны
соответствующие полномочия субъектов РФ, предусмотренные в статье 66 и иных
статьях настоящего Кодекса:
- наложение и сработка водохранилищ,
- пропуск паводков (ст. 110, 117, 139);
- ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов
(ст. 89);
- резервирование источников питьевого водоснабжения (ст. 134);
- запрещение ввода в эксплуатацию, а также ограничение, приостановление
и запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние
вод (ст. 105, 106);
- определение режима особо охраняемых водных объектов (ст. 115, 118,
133, 134).
Установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков
на водных объектах, находящихся в собственности субъекта РФ, представляет
сложную проблему, так как это, как правило, - каскад или система водохранилищ,
в которых необходимо обеспечение интересов всех водопользователей, требований
рационального использования и охраны водных ресурсов, потребности рыбного
хозяйства при соблюдении приоритета питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
(см. комментарии к ст. 117, 137, 139 настоящего Кодекса).
Дифференцированные размеры платы, связанные с пользованием водными объектами,
предусматриваются в статье 123 (часть 5) настоящего Кодекса. Законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по
платежам, направляемым в бюджеты субъектов РФ. Водный налог поступает в федеральный
бюджет и бюджеты субъектов РФ и направляется и распределяется согласно статьям
124 и 125 настоящего Кодекса.
Как и предыдущее полномочие субъекта РФ ограничение, приостановление
и запрещение использования водных объектов устанавливаются органами исполнительной
власти субъектов РФ. Внесение представления и согласование этих вопросов предусматриваются
в статье 89 (часть 2) настоящего Кодекса.
Резервирование, цели, специальный режим охраны и контроля резервных источников
питьевого водоснабжения предусматриваются в статье 134 настоящего Кодекса.
В исключительных случаях, предусмотренных статье 133 часть 5 настоящего Кодекса,
органы исполнительной власти субъекта РФ могут также разрешать использование
подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
Значительная часть полномочий субъектов РФ связана не с их собственностью
на водные объекты, а с осуществлением функций государственной власти на территории
субъекта РФ. Это:
- установление дифференцированных размеров платы - специфическое полномочие,
присущее исключительно органам исполнительной власти субъектов РФ (ст. 123
настоящего Кодекса);
- установление режима использования обособленных водных объектов при
чрезвычайных ситуациях (ст. 45, 116 настоящего Кодекса, ст. 242 ГК РФ);
- предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод, в
том числе паводка (ст. 117 настоящего Кодекса; аналогичная норма предусматривает
соответствующее полномочие РФ - ст. 65 настоящего Кодекса; осуществление его
определяется масштабами вредного воздействия вод);
- установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос (определение
порядка установления и режима использования отнесено к компетенции Правительства
РФ ст. 65, 111 настоящего Кодекса);
- объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайной экологической
ситуации или экологического бедствия (это полномочие также отнесено к компетенции
РФ, следовательно, речь идет о федеральных либо региональных зонах; см. ст.
116 настоящего Кодекса);
- разрешение в исключительных случаях использования водных объектов,
содержащих природные лечебные ресурсы (исключительное правомочие органов исполнительной
власти субъектов РФ - ст. 136 настоящего Кодекса).
Как указывалось, ряд правомочий РФ и ее субъектов изложены совершенно
одинаково: к названным следует добавить проведение государственной экспертизы
и охрана исконной среды обитания (ст. 65 и 66 ВК). В Водном Кодексе не расшифровываются
уровни этой компетенции. Можно предположить, что ее размежевание произойдет
по видам собственности на водные объекты, по масштабности и значимости решаемых
проблем, источникам финансирования мероприятий и т.п. Надо отметить, что полное
дублирование полномочий или, во всяком случае, их совершенно одинаковое изложение
в законодательстве никогда не приносило пользы, т.к. приводило в конечном
счете к безответственности: можно, однако, констатировать, что в комментируемом
Кодексе количество таких дублирований значительно уменьшено по сравнению с
актами 10-80 годов и обуславливается, отчасти, попытками детального правового
регулирования компетенции.

Статья 67. Разграничение полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в области использования м охраны водных объектов
Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
в области использования и охраны водных объектов определяется настоящим Кодексом,
а при необходимости - и заключенными в соответствии с ним договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Комментарий к статье 67

Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Разграничение полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией Российской
Федерации, предусматривающей компетенцию Российской Федерации, совместную
компетенцию Федерации и ее субъектов и компетенцию субъектов Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции относятся:
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том
числе экологических, в области водных отношений);
д) федеральная государственная собственность (прежде всего на воды, на
другие природные ресурсы) и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в
области экологического развития Российской Федерации;
м) производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их
использования;
н) определение статуса и защита государственной границы территориального
моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской
Федерации;
о) гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы
охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране водных
объектов, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);
р) метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области водных
отношений, охраны окружающей среды).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов согласно ст.
72 Конституции находятся:
б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности,
правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических, в области
водных отношений);
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности (прежде всего на воды,
на другие природные ресурсы);
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности, особо охраняемые природные территории (сюда относится и благоприятная
водная среда, - здесь и далее прим. сост.);
к) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах,
об охране окружающей среды.
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения
РФ и ее субъектов субъекты Российской Федерации согласно ст. 73 Конституции
обладают всей полнотой государственной власти.
Это размежевание экологической и "водной" компетенции "по вертикали"
представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: федеральном
- Государственной думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом
и Правительством РФ; на уровне субъектов Российской Федерации правотворческими
органами субъектов.
"По горизонтали" совершенствование экологического и водного законодательства
и реализация полномочий в области использования и охраны вод осуществляется
в трех направлениях - соответственно составу водных и экологических норм,
которые группируются следующим образом:
а) собственно экологическое законодательство;
б) природоресурсное законодательство, в том числе и прежде всего - водное
законодательство;
в) другие отрасли законодательства, регулирующие отношения, возникающие
при использовании и охране водных объектов (гражданское, административное
(санитарное), финансовое и иные отрасли законодательства).
Подробнее см. комментарий к статье 5 настоящего Кодекса.
Статьями 65, 66 и другими настоящего Кодекса разграничиваются полномочия
между РФ и всеми ее субъектами. Примером индивидуального - конкретного договорного
размежевания полномочий может служить Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Свердловской области о разграничении предметов
ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными
ресурсами и охраны окружающей природной среды. По нему Правительство РФ и
Правительство Свердловской области, именуемые далее Сторонами, руководствуясь
Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти Свердловской области, исходя из
необходимости рационального использования водных и других природных ресурсов
и осуществления согласованных действий по охране окружающей среды, договорились
о нижеследующем:
Состав водных и других природных ресурсов федерального значения (федеральной
собственности) на территории Свердловской области определяется в соответствии
с приложением к Соглашению. Природные ресурсы, не отнесенные к федеральным,
относятся к областным или муниципальным природным ресурсам согласно договорам
органов государственной власти Свердловской области с органами местного самоуправления.
До такого распределения эти природные ресурсы относятся к природным ресурсам
областного значения. Отнесение месторождений полезных ископаемых Свердловской
области к природным ресурсам федерального значения временное - до введения
в действие федерального закона о порядке отнесения участков недр к объектам
федерального значения, федеральной собственности и об условиях пользования
ими.
Статус федеральных особо охраняемых природных территорий и федеральных
природных ресурсов на территории Свердловской области определяется законодательством
Российской Федерации. Органы государственной власти Свердловской области в
соответствии с федеральным законодательством участвуют в управлении федеральными
природными ресурсами.
Статус областных и муниципальных водных и других природных ресурсов определяется
федеральными и областными законами. Органы государственной власти Свердловской
области определяют порядок пользования областными природными ресурсами, включая
их квотирование и лицензирование, в соответствии с федеральным законодательством.
Собственность на продукцию, полученную при пользовании недрами (минеральное
сырье, иные сырьевые ресурсы) определяется на основании договоров, заключаемых
в соответствии с федеральными и областными законами, если отношения собственности
на эту продукцию не урегулированы непосредственно законом.
Органы государственной власти Свердловской области, на основе базовых
нормативов платы, установленных органами государственной власти Российской
Федерации, определяют дифференцированные ставки платы за выбросы (сбросы,
размещение) загрязняющих веществ и отходов в окружающую природную среду и
за пользование водными и другими природными ресурсами.
При отсутствии установленных федеральными органами власти базовых нормативов
органы государственной власти Свердловской области самостоятельно устанавливают
базовые нормативы платы за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ
и отходов в окружающую природную среду и за пользование водными и другими
природными ресурсами.
Для природных ресурсов, находящихся в областной собственности, органы
государственной власти Свердловской области вправе устанавливать самостоятельно
нормативы платы в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Свердловской
области. Платежи за пользование ресурсами недр на территории Свердловской
области определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Зачисляемые в бюджет Свердловской области отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, включая отчисления, передаваемые добывающим предприятиям,
направляются на финансирование геологоразведочных работ в соответствии с заданиями
Федеральной и территориальной программ. Геологоразведочные работы для федеральных
нужд на территории Свердловской области финансируются за счет средств федерального
бюджета в соответствии с согласованными программами.
На финансирование территориальных природоохранных органов Свердловской
области направляется 10 процентов средств от платы за нормативные и сверхнормативные
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечисляемых предприятиями,
учреждениями, организациями, расположенными на территории Свердловской области,
в федеральный бюджет через территориальное управление федерального казначейства.
Финансирование мероприятий по оздоровлению территорий Свердловской области,
объявляемых в установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской
области порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, производится в
первую очередь за счет средств предприятий, учреждений, организаций - непосредственных
виновников деградации природной среды, а также за счет целевых средств областного
бюджета и внебюджетных фондов.
На территории Свердловской области без согласия ее государственной власти
не могут осуществляться размещение экологически вредных производств, захоронение
радиоактивных и токсичных веществ. Соглашение заключается сроком на 5 (пять)
лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни
одна из Сторон не заявит другой Стороне путем письменного уведомления за б
(шесть) месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить
его действие.
В несение изменений и дополнений в настоящее Соглашение осуществляется
по взаимному согласию Сторон. Настоящее Соглашение заключено в Москве 12 января
1996 г. в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны.
В Приложении к Соглашению указаны природные ресурсы и природные объекты
федерального значения на территории Свердловской области:
1. Особо охраняемые природные территории - (заповедники, национальные
парки), созданные в соответствии с постановлениями Правительства Российской
Федерации: заповедники "Денежкин камень" и "Висимский", "Припышминские боры".
2. Водные ресурсы - отнесение к федеральной собственности водных объектов
на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с Водным
кодексом Российской Федерации.
3. Животный мир - отнесение к федеральной собственности объектов животного
мира осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
4. Лесной фонд - отнесение к федеральной собственности лесного фонда
осуществляется в соответствии с федеральным законом.
5. Место рождения полезных ископаемых месторождения полезных ископаемых,
расположенные в Свердловской области, отнесенные временно к природным ресурсам
федерального значения (дается их перечень).
Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и ее
субъектов представляет в настоящее время серьезную проблему. Например, в статьях
65 и 66 настоящего Кодекса совершенно одинаково обозначено полномочие по охране
исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических
общностей при использовании водных объектов.
Как должны конкретизироваться права и обязанности в этой области?
Некоторое представление об этом дает перечень актов о среде обитания
малочисленных народов, принятых на международном, федеральном и региональном
уровнях.
1. Конвенция 107 о защите и интеграции коренного и другого населения,
ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах. Принята
Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1957 г.
2. Рекомендация 104 о защите и интеграции коренного и другого населения,
ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах. Принята
Генеральной конференцией Международной организации труда 2б июня 1957 г.
3. Конвенция 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ
жизни, в независимых странах. Принята Генеральной конференцией Международной
организации труда 26 июня 1989 г.
4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,
религиозным и языковым меньшинствам. Принята Комиссией по правам человека
на ее сорок восьмой сессии в 1992 году.
5. Устав Совета народности саами северных стран. Принят на XI конференции
народности саами в Тромсе в 1980 году.
6. Политическая программа народа саами. Принята в 1989 году.
7. Декларация Саммита лидеров коренных народов Арктики. Заключена 20
июня 1991 года в г. Херсхольме.
8. Декларация свободного развития народов Севера. Принята Международной
конференцией параллельной СБСЕ активности народов Севера "Права человека и
народы Севера" 2 октября 1991 года.
9. Декларация Международной конференции коренных народов по территории,
охране окружающей Среды и развитию. Подписана в г. Кари-Ока (Бразилия) 30
мая 1992 года.
10. О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами
своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории
СССР. Закон СССР от 26 апреля 1990 г.
11. О депутатской Ассамблее малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г.
12. О некоторых вопросах деятельности Международного фонда развития малых
народов и этнических групп на территории РСФСР. Распоряжение Председателя
Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 г.
13. О Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных
народов Севера в 1991-1995 годах. Постановление Совета Министров РСФСР от
11 марта 1991 г. N 145.
14. Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных
народов Севера в 1991-1995 гг. Утверждена постановлением Совета Министров
РСФСР от 11 марта 1991 г. N 145.
15. О дополнительных мерах по улучшению социально-экономических условий
жизни малочисленных народов Севера на 1991-1995 годы. Постановление Кабинета
Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 84.
16. О неотложных мерах по решению социально-экономических проблем Тюменской
области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Постановление
Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 года N 591.
17. О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения
в Чукотском автономном округе и Магаданской области. Постановление Верховного
Совета РФ от 15 июля 1992 года.
18. О включении Государственной программы развития экономики и культуры
малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах в перечень федеральных целевых
программ. Постановление Верховного Совета РФ от 25 декабря 1992 года.
19. Об упорядочении использования земельными участками, занятыми под
родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера. Постановление
Президиума Верховного Совета РФ от 30 марта 1992 г.
20. О социальной поддержке групп населения с низкими доходами Таймырского
автономного округа. Распоряжение Председателя Верховного Совета РФ от 12 марта
1992 г.
21. О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов Севера. Указ Президента РФ от 22 апреля 1992 г.
22. Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры
малочисленных народов Севера. Постановление Правительства РСФСР от 4 января
1992 г. N 15.
23. О сохранении природного комплекса Среды проживания удэгейцев, нанайцев
и орочей в Пожарском районе Приморского края. Постановление Совета Национальностей
Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.
24. Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам
Севера. Постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 24 февраля
1993 г.
25. О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера. Постановление
Правительства РФ от 11 января 1993 г. N 22.
26. О внесении изменений в Положение о порядке распределения лимитов

<< Пред. стр.

стр. 93
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>