<< Пред. стр.

стр. 95
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов
осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный
государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.

Комментарий к статье 71

В соответствии со ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет
исполнительную власть РФ.
В области использования и охраны водных объектов Правительство РФ разрабатывает
и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в
области здравоохранения, социального обеспечения, экологии и др.; осуществляет
управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка (см. ст.
114 Конституции РФ).
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным
законом. В настоящее время основные экологические и водные полномочия Правительства
определяются в Законе РФ от 22 декабря 1992 г. "О Совете Министров-Правительстве
Российской Федерации" <36>.
Большинство полномочий РФ в области использования и охраны водных объектов,
перечисленных в статье 65 настоящего Кодекса, осуществляются в соответствии
с законами РФ Правительством РФ. Реализуя свою компетенцию, Правительство
РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных
указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению
в Российской Федерации (см. ст. 115 Конституции РФ).
Так, Правительством РФ приняты касающиеся водных отношений постановления
от 8 мая 1996 г. N 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого
развития Российской Федерации <37>, от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании
платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных
пунктов" <38>, от 12 февраля 1996 г. N 140 "О мерах по ограничению роста цен
(тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий" <39> и др.
Правительством РФ утвержден План действий Правительства РФ в области
охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 годы <40>, принято
постановление от 26 февраля 1996 г. N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании
отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" <41>. Постановлением
Правительства РФ от 15 июля 1992 г. N 488 установлены границы режима округов
санитарной охраны курорта Талги в республике Дагестан, месторождения минеральных
вод в г. Волгограде и Красноуфимского месторождения минеральных вод в Свердловской
области" <42>.
Водные отношения затрагиваются нормативными правовыми актами, регулирующими
использование и охрану других природных ресурсов.
Так, Постановлениями Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. утверждены
органы, осуществляющие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых,
геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых
в пользование участках недр и порядок предоставления государственной отчетности
предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых
и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации
<43>. Издано Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. N 16 "О мерах
по усилению охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней в
1996 году" <44>.
В области использования и охраны водных объектов Правительство РФ реализует
полномочия РФ по заключению и выполнению международных договоров, предусмотренных
статьей 65 настоящего Кодекса. Примерами могут служить Постановления Правительства
РФ от 26 декабря 1995 г. N 1273 "О подписании Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве
в области морского рыболовства" <45> и от 17 мая 1996 г. N 610 "О продлении
в отношениях между Российской Федерацией и США срока действия Соглашения между
Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством
Соединенных Штатов Америки по некоторым вопросам морского судоходства" <46>.
Согласно ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти
для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы
и назначать соответствующих должностных лиц. Таким предусмотренным в настоящем
Кодексе федеральным органом исполнительной власти в области использования
и охраны водных объектов является специально уполномоченный государственный
орган (подробнее о нем см. ст. 73 и 74 настоящего Кодекса) - Роскомвод, который
призван взаимодействовать с другими федеральными органами исполнительной власти.
Например, при осуществлении государственного управления и контроля в области
использования и охраны водных объектов Роскомвод, его бассейновые и территориальные
органы взаимодействуют со следующими министерствами, ведомствами и их территориальными
органами по вопросам:
с Минприродой - проведения единой научно-технической политики, формирования
нормативно-методической базы, организации и проведении экологической экспертизы
предпроектной и проектной документации, норм и правил охраны и рационального
использования водных объектов;
с Роскомнедра - соблюдения определенных в лицензиях условий на право
пользования недрами при любых видах деятельности, оказывающих влияние на подземные
водные объекты, а также при бурении скважин в пределах водных объектов, ведении
государственного учета, водного кадастра и мониторинга ресурсов подземных
вод;
с Роскомземом - контроля за установлением водоохранных зон и выносом
в натуру границ прибрежных защитных полос, соблюдением юридическими и физическими
лицами земельного законодательства и установленного режима использования земельных
угодий в водоохранных зонах в соответствии с их целевым назначением, решения
вопросов о выделении земель в водоохранных зонах водных объектов под промышленное
и гражданское строительство;
с Рослесхозом - соблюдения лесоводственных требований при пользовании
лесным фондом водоохранных зон, осуществления мероприятий по сохранению и
усилению водоохранных свойств лесов в пределах указанных зон и на водосборных
территориях;
с Роскомрыболовством - соблюдения юридическими и физическими лицами требований
по охране рыбных законов и условий для их воспроизводства при строительстве,
реконструкции и эксплуатации различных объектов, гидротехнических и других
сооружений, проведении работ на рыбохозяйственных водоемах, в прибрежных защитных:
полосах и водоохранных зонах, при организации пропусков воды через плотины
в низовьях рек, а также при расследовании фактов гибели рыбы и других гидробионтов;
с Росгидрометом ведения государственного учета вод, водного кадастра
в части поверхностных вод, соблюдения требований по всем видам работ в области
гидрометеорологии и мониторинга состояния поверхностных вод суши и морских
вод;
с Госсанэпиднадзором - соблюдения требований нормативных правовых актов
при использовании водных объектов ДЛЯ хозяйственно-питьевого водоснабжения,
их санитарного состояния и установления зон санитарной охраны;
с Госгорпромнадзором - контроля за выполнением требований и условий,
установленных в лицензиях на добычу полезных ископаемых, прокладку кабелей
и трубопроводов, производство строительных, взрывных и иных работ на водных
объектах (см. примечание к предисловию).
Водные отношения тесно связаны с отношениями по охране окружающей природной
среды, с экологическими проблемами, что отражается в статьях 3, 52, 65, 66,
69, 77 и других статьях настоящего Кодекса. Поэтому Правительство Российской
Федерации утвердило ряд положений о полномочиях отраслевых органов управления
в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды: положения
о горном и промышленном надзоре России; о Комитете Российской Федерации по
рыболовству; о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; о Правительственной
комиссии по окружающей среде и природопользованию и др.
Особо следует обратить внимание на Постановление Совета Министров-Правительства
Российской Федерации от 22.09.93 г. N 943 "О специально уполномоченных государственных
органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды":
они также входят в систему федеральных органов исполнительной власти, участвующих
в соответствии с настоящим Кодексом в регулировании водных отношений (см.
ст. 17-81, 83 и другие).
В соответствии с этим правовым актом Министерство охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются
специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции
призваны координировать деятельность специально уполномоченных государственных
органов РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальных
органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Комитета
Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитета Российской
Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета Российской Федерации
по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной
службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной
службы лесного хозяйства, Комитета по водному хозяйству, а также других министерств
и ведомств и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством
решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию
или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Этим постановлением на Минприроды и на его территориальные органы возложена
ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной
среды (см. примечание к предисловию).
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 457 названы специально
уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания. Это - Министерство
охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ Министерство сельского хозяйства
и продовольствия РФ, Комитет РФ по рыболовству, Федеральная служба лесного
хозяйства России и их территориальные органы <47>.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 указанное
постановление утратило силу. Постановлением Правительства РФ от 19 января
1998 г. N 67 установлено, что специально уполномоченными государственными
органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного
мира и среды их обитания в РФ являются Минсельхозпрод РФ, Госкомэкологии РФ,
Рослесхоз, ФПС РФ и их территориальные органы

Таким образом, перечисленные выше федеральные органы исполнительной власти
входят в систему специально уполномоченных государственных органов в области
управления и охраны природных ресурсов.

Статья 72. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области использования и охраны водных объектов
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов
на территории субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной
власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов.

Комментарий к статье 72

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ
осуществляют образуемые ими органы государственной власти; разграничение предметов
ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется
Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения
и полномочий.
Согласно ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и совместного
ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных правовых актов: они не могут противоречить
федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.
Органам исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с ними могут
передаваться федеральными органами исполнительной власти осуществление части
их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными
органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих
полномочий (ст. 78 Конституции РФ).
Статус и система органов исполнительной власти республик определяются
Конституцией РФ и Конституцией республики, а статус и система органов исполнительной
власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного
округа определяются Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным
(представительным) органом соответствующего субъекта РФ (см. ст. 5, 66, 77
и 78 Конституции РФ; ст. 65-67, 70-71 настоящего Кодекса и комментарий к ним).

Статья 73. Специально уполномоченный государственный орган управления
использованием и охраной водного фонда
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием
и охраной водного фонда обеспечивает рациональное использование, восстановление
и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием
и охраной водного фонда осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно
либо через свои территориальные органы. Территориальные органы включают бассейновые
органы, осуществляющие государственное управление в области использования
и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органы управления,
осуществляющие государственное управление в области использования и охраны
водных объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Положение о специально уполномоченном государственном органе управления
использованием и охраной водного фонда утверждается Правительством Российской
Федерации.

Комментарий к статье 73

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 951 утверждено
Положение о Комитете Российской Федерации по водному хозяйству <48>. Его вопросы
решались также постановлениями Правительства РФ от 9 марта 1993 г. N 209 <49>,
от 5 апреля 1993 г. N 280 <50>, от 5 июня 1994 г. N 637 <51>, от 16 ноября
1990 г. N 524 <52>, от 13 августа 1990 г. N 299, от 22 мая 1991 г. N 272 (см.
примечание к предисловию).
Согласно Положению о Комитете Российской Федерации по водному хозяйству
Роскомвод является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации
государственное управление в области водного хозяйства, включая использование,
охрану и восстановление водных ресурсов и водных объектов, государственный
контроль за использованием и охраной водных ресурсов и водных объектов, а
также координацию водохозяйственной деятельности и бассейновое регулирование
использования водных ресурсов.
Роскомвод, его бассейновые водохозяйственные управления и территориальные
органы управления водным хозяйством являются специально уполномоченными государственными
органами управления использованием и охраной водного фонда Российской Федерации,
несут ответственность за состояние водных объектов и обеспечение населения
и народного хозяйства качественной водой и входят в систему специально уполномоченных
государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды.
Деятельность Роскомвода и подведомственных ему органов как специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды координируется Министерством охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами
в пределах их компетенции.

Статья 74. Основные функции специально уполномоченного государственного
органа управления использованием и охраной водного фонда
Основными функциями специально уполномоченного государственного органа
управления использованием и охраной водного фонда являются:
планирование рационального использования водных объектов, включая установление
лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного
водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных
вод;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации
на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих
на состояние водных объектов;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных
объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;
осуществление лицензирования в области использования и охраны водных
объектов;
подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении
и охране водных объектов;
осуществление иных функций, направленных на рациональное использование,
восстановление и охрану водных объектов.

Комментарий к статье 74

Наряду с основными функциями, предусмотренными в данной статье Водного
кодекса, основными задачами Роскомвода согласно Положению о Комитете РФ по
водному хозяйству, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 августа
1994 г. N 951 являются:
- разработка и реализация основных направлений федеральной политики в
области водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов
и водных объектов, бассейнов ого регулирования использования водных ресурсов,
обеспечение на этой основе населения и народного хозяйства качественной водой;
- проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства,
использования, охраны и восстановления водных ресурсов и водных объектов,
бассейнового регулирования использования водных ресурсов;
- обеспечение соблюдения требований водного законодательства РФ, стандартов,
норм и правил по использованию и охране водных объектов и установленных условий
водопользования;
- обеспечение разработки и реализации мероприятий по предупреждению и
ликвидации последствий паводков и других видов вредного воздействия вод;
- организация эксплуатации и строительства водохранилищ и других водохозяйственных
объектов комплексного назначения;
- совершенствование экономического и правового механизма управления водным
хозяйством, использованием и охраной водных объектов;
- защита интересов Российской Федерации в использовании и охране трансграничных
вод и участие в международном сотрудничестве в области водного хозяйства,
использования и охраны водных ресурсов и водных объектов (см. примечание к
предисловию). Роскомвод в соответствии с возложенными на него задачами:
- во взаимодействии с органами Минприроды РФ и Минэкономики РФ разрабатывает
в установленном порядке проекты государственных целевых программ водообеспечения
населения и народного хозяйства, рационального использования, охраны и восстановления
водных ресурсов и водных объектов, проведения противопаводковых, берегозащитных
и других водохозяйственных мероприятий;
- участвует в разработке программ, планов и прогнозов социально-экономического
развития, совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и по согласованию
с Минприродой РФ и Минэкономики РФ устанавливает лимиты водопотребления и
водоотведения;
- организует и осуществляет выдачу в установленном порядке совместно
с органами исполнительной власти субъектов РФ и по согласованию со специально
уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной
среды лицензий на пользование водными объектами, а также выдачу технических
условий и разрешений на размещение объектов и производство всех видов работ
на водных объектах (согласовывает их выдачу для водоохранных зон);
- разрабатывает водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования
и охраны водных ресурсов;
- совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ организует на основе утвержденных
программ и планов, водохозяйственных балансов межрегиональное распределение
и перераспределение водных ресурсов;
- организует эксплуатацию крупных водохранилищ и водохозяйственных систем
комплексного назначения, защитных гидротехнических сооружений;
- обеспечивает в, установленном порядке совместно с органами исполнительной
власти субъектов РФ разработку и осуществление мероприятий по восстановлению
и охране водных ресурсов и водных объектов, установлению водоохранных зон
и соблюдению режима хозяйственной деятельности в пределах этих зон;
- изучает потребности и участвует в разработке предложений по улучшению
водообеспечения населения и народного хозяйства;
- устанавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов РФ режимы наполнения и сработки
водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, утверждает правила эксплуатации
водохранилищ комплексного назначения;
- во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ организует разработку
и выполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий вредного
воздействия вод, аварийных загрязнений вод, регулирует использование паводкоопасных
территорий;
- разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции
совместно с Минприродой РФ и другими специально уполномоченными государственными
органами РФ в области охраны окружающей природной среды нормативы, инструкции
и правила по использованию, охране и восстановлению водных ресурсов и водных
объектов, бассейновому регулированию использования водных ресурсов;
- во взаимодействии с органами Минприроды РФ готовит предложения по определению
порядка исчисления и применения нормативов платы за пользование водными объектами,
обеспечивает внедрение экономических методов управления водопользованием и
охраной водных объектов, а также разрабатывает по заказам органов исполнительной
власти субъектов РФ экономические нормативы, в том числе размеры ставок платежей
за пользование водными объектами;
- обеспечивает сбор, анализ, обработку и распространение информации по
вопросам водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных
ресурсов и водных объектов, а также взаимодействует по этим вопросам с общественными
организациями и средствами массовой информации.
Роскомвод имеет право:
- проверять в установленном порядке соблюдение требований водного законодательства
учреждениями, предприятиями, организациями (в том числе режимными) независимо
от форм собственности и ведомственной принадлежности и гражданами и давать
в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания по устранению
нарушений установленного режима пользования водными объектами;
- предъявлять в установленном порядке учреждениям, предприятиям, организациям,
другим юридическим лицам, гражданам (в том числе иностранным) и лицам без
гражданства иски о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного в результате
нарушения водного законодательства и установленных условий водопользования;
- вносить предложения об ограничении, приостановлении или прекращении
деятельности предприятий и иных объектов, осуществляемой с нарушением водного
законодательства РФ, а также о прекращении финансирования такой деятельности;
- получать в установленном порядке безвозмездно от федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и всех водопользователей
информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач.
Решения Роскомвода и его органов в пределах их компетенции являются обязательными
для исполнения всеми водопользователями. Роскомвод осуществляет руководство
подведомственными органами и организациями.
Бассейновые водохозяйственные управления действуют на основании положений
о них, утверждаемых Роскомводом.
Территориальные органы управления водным хозяйством действуют на основании
положений о них, утверждаемых Роскомводом и органами исполнительной власти
соответствующих субъектов РФ, и осуществляют свою деятельность под контролем
Роскомвода, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ - под контролем
их органов исполнительной власти <53>.

Глава 9. Сферы государственного управления в области использования
и охраны водных объектов

Статья 75. Водохозяйственные балансы
Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие
потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.
Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени
использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим
территориям субъектов Российской федерации и используются для планирования
и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.
Составление водохозяйственных балансов осуществляется специально уполномоченным
государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Комментарий к статье 75

Поскольку водохозяйственные балансы являются основой количественной и
качественной оценки современного и будущего состояния водных ресурсов, реальным
и наглядным проявлением принципов государственного управления в области использования
и охраны вод (ст. 69 настоящего Кодекса), среди сфер этого управления балансы
поставлены на первое место. В связи с практической ценностью воднобалансовых
исследований водоемов регулярно публикуются данные по водным балансам большинства
основных озер и водохранилищ страны:
бюллетени оперативных водных балансов, составляющиеся ежемесячно по 50
водоемам;
ежегодные данные по водным балансам 70 водоемов в изданиях Государственного
водного кадастра;
многолетние обобщения данных о водных балансах озер и водохранилищ с
начала воднобалансовых расчетов.
В 1989 г. разработаны Рекомендации по расчетам водного баланса крупных
озер и водохранилищ. Ими предусматриваются:
- определение объема поверхностного притока (расчет по сумме расходов
впадающих рек, его особенности в условиях влияния на сток рек хозяйственной
деятельности, погрешности определения расходов заборов и сбросов воды, оценка
точности расчета притока воды с неизученной площади водосбора);
- осадки на акваторию водоема (расчет и корректировка осадков, методы
среднего арифметического, среднего взвешенного, пространственной интерполяции);
- подземный водообмен (его особенности,- методы оценки составляющих,
определение - подземного притока и оттока, изменение объема воды в грунтах
берегов);
- испарение с акватории водоемов (методы водных испарителей, теплового
баланса, турбулентной диффузии, скорость ветра, температуры воздуха и поверхности
воды, расчет испарения с покрытой льдом поверхности водоема);
- изменение объема воды в озерах и водохранилищах (кривые объемов и площадей,
расчет среднего уровня, изменение объема в осевшем на берегах льду, случайные
и систематические погрешности при расчетах элементов водного баланса, составление
оперативного водного баланса, рекомендации по расчету водного баланса неизученных

<< Пред. стр.

стр. 95
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>