<< Пред. стр.

стр. 96
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и недостаточно из ученных водоемов и т.д.).
В итоге водный баланс представляет соотношение приходной и расходной
частей круговорота воды на каком-то пространстве вплоть до планеты в целом,
где существует также водообмен глобальный. Баланс водохозяйственный определяется
как количественное сопоставление наличия водных ресурсов и потребностей в
воде в пределах определенного региона <54>.
Таким образом, водные балансы являются необходимой и основной частью
водохозяйственных балансов, состав и цели которых определяются в частях 1
и 2 статьи 75 настоящего Кодекса. Водохозяйственные балансы тесно связаны
сначала с государственным мониторингом, учетом и кадастром вод, а затем со
схемами комплексного использования и государственными программами восстановления
и охраны водных объектов.
Возложенные комментируемой статьей Водного кодекса (см. также комментарий
к ст. 73 и 74) обязанности по составлению водохозяйственных балансов осуществляются
Роскомводом, и по водохранилищам Управлением эксплуатации водохранилищ комплексного
назначения Роскомвода, которое осуществляет с теркомводами или с помощью других
организаций и предприятий постоянный контроль и учет притока, сброса, заборов
воды из водохранилища, отметок уровней воды в верхних и нижних бьефах основного
и буферного гидроузлов, на акватории водохранилища и в устьевых участках впадающих
водотоков; регулярно (не реже 1 раза в месяц) подсчитывает водный баланс водохранилища,
выявляет причины возможных неувязок в балансе (см. примечание к предисловию).

Статья 76. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов содержат систематизированные
материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов
и перспективном использовании и охране водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются
в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения
перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального
использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации
вредного воздействия вод.
Разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов осуществляется
специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда.
Порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения
и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 76

До последнего времени действовало постановление Совета Министров РСФСР
от 9 июля 1976 года N 375 "О порядке разработки и утверждения схем комплексного
использования и охраны вод". Сегодня на основе статьи 76 ВК разрабатываются
федеральная, бассейновые и территориальные схемы комплексного использования
и охраны водных ресурсов (далее - Схемы), которые являются информационной
основой для выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании
и осуществлении федеральных, бассейнов их и территориальных программ по использованию,
восстановлению и охране водных объектов, а также для установления лимитов
субъектам Российской Федерации по водопотреблению и водоотведению. Функции
государственного заказчика по разработке федеральной и бассейновых схем возлагаются
на Роскомвод. Минэкономики РФ утверждает эти схемы в соответствии с порядком,
определяемым Правительством РФ. Разработка этих схем осуществляется по решению
Правительства РФ и финансируется за счет федерального бюджета. Заказчиком
по разработке территориальных схем являются исполнительные органы власти субъектов
РФ; финансирование этих работ осуществляется за счет средств бюджета субъектов
РФ.
Федеральная схема составляется на всю территорию Российской Федерации
в разрезе бассейнов основных рек и субъектов РФ в целях определения принципиальных
направлений развития водного хозяйства страны. В федеральной схеме разрабатываются
мероприятия по удовлетворению потребностей населения в водных ресурсах, обеспечению
рационального использования и охраны водных объектов, предотвращению и ликвидации
вредного воздействия вод; принципы экономического регулирования использования
и охраны водных объектов и их биологических ресурсов, совершенствование системы
мониторинга водных объектов по количественным и качественным показателям,
структура базы данных по использованию и охране водных ресурсов; устанавливаются
водные объекты с напряженной водохозяйственной и экологической обстановкой,
для детального рассмотрения в бассейновых и территориальных схемах комплексного
использования и охраны водных ресурсов, обосновываются нормы водопотребления
и водоотведения в увязке с положением Генеральной схемы расселения на территории
Российской Федерации.
Бассейновые схемы составляются для бассейнов рек Российской Федерации
с напряженной водохозяйственной обстановкой и для бассейнов трансграничных
рек. В них на основе анализа объема и качества водных ресурсов бассейна, их
изменения в результате антропогенной деятельности, водообеспеченности отраслей
экономики, в увязке с положениями региональных схем расселения, состояния
природных водных экосистем, разрабатываются мероприятия по удовлетворению
потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах с приоритетом
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, по увеличению располагаемых
водных ресурсов в зонах с их дефицитом, защите водных объектов от загрязнения
и истощения, предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия
вод, определяются объемы специальных попусков и безвозвратного водопотребления,
соответствующие экологическим требованиям.
Схемы бассейнов трансграничных рек разрабатываются в соответствии с международными
договорами РФ, межправительственными соглашениями и утверждаются Правительством
РФ.
Территориальные схемы разрабатываются с учетом предложений бассейновых
схем, программами развития соответствующих территорий, для решения комплекса
водохозяйственных и водоохранных проблем на территории одного или нескольких
субъектов РФ. Состав, задачи и порядок разработки территориальных схем устанавливаются
органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных
органов Роскомвода.
Федеральная схема по представлению Роскомвода согласовывается с Минприродой,
Минстроем и другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Бассейновые
схемы согласовываются в процессе разработки с субъектами РФ.
Государственная экспертиза федеральной и бассейновых схем организовывается
Роскомводом. После прохождения Государственной экологической экспертизы в
Минприроды РФ, схемы бассейнов рек утверждаются Роскомводом по согласованию
с Минэкономики РФ, Минстроем РФ, Минприроды РФ и другими заинтересованными
министерствами и ведомствами.
Водохозяйственные и водоохранные мероприятия, намечаемые в схемах комплексного
использования и охраны водных ресурсов, осуществляются через федеральные,
бассейновые и территориальные программы по использованию, восстановлению и
охране водных объектов и используются для установления лимитов водопотребления,
водоотведения и экологических попусков (см. примечание к предисловию).

Статья 77. Государственные программы по использованию, восстановлению
и охране водных объектов
Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления
и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного
использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра
разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные
государственные программы.
Федеральные государственные программы по использованию, восстановлению
и охране водных объектов разрабатываются и реализуются специально уполномоченным
государственным органом управления использованием и охраной водного фонда
с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с
учетом предложений специально уполномоченных государственных органов в области
охраны окружающей природной среды, других государственных органов управления
использованием и охраной природных ресурсов, общественных объединений в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Территориальные государственные программы по использованию, восстановлению
и охране водных объектов разрабатываются и утверждаются органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Финансирование государственных программ по использованию, восстановлению
и охране водных объектов осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Комментарий к статье 77

Государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных
объектов являются важной сферой государственного управления в этой области,
основанной на водохозяйственных балансах, схемах комплексного использования
и охраны водных ресурсов, данных государственного мониторинга, учета, кадастра
водных объектов. Значение государственного планирования при переходе от преимущественно
административно-командных к преимущественно государственно-экономическим методам
управления охраной окружающей среды нисколько не уменьшается: государственное
программирование и финансирование рационального использования водных ресурсов
призвано предотвращать отрицательные последствия рыночной стихии, сохранять
природные блага для настоящего и будущих поколений.
Назрела необходимость осуществления таких программ в бассейнах крупных
рек, испытывающих максимальную антропогенную нагрузку, - прежде всего Волги,
Дона, Невы-Ладоги, Оби, Урала и других. Цели и содержание системы государственных
прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического
развития РФ, общий порядок их разработки определяются в Федеральном законе
"О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития
Российской Федерации" от 20 июля 1995 г. <55>
Проблемы восстановления и охраны водных объектов затрагиваются Указами
Президента РФ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых природных территориях
Российской Федерации" <56>, от 10 октября 1995 г. "О Федеральной целевой программе
государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных
парков на период до 2000 года" <57>, Распоряжением Совета Министров-Правительства
РФ от 15.03.93 N 418-р "О разработке комплексной топливно-энергетической программы
Российской Федерации на период до 2010 года "Энергетическая стратегия России",
Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 95 "О первоочередных
мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках,
восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского
бассейна" <58>. Готовятся федеральные целевые программы (а это сегодня основная
форма государственно-экономического воздействия на решение проблем) "Волга
питьевая", "Каспий", "Чистая вода" и другие: выбор приоритетов определяется
актуальностью и злободневностью вопроса, его значением для обеспечения социального
благополучия населения.
Территориальные государственные программы готовятся, принимаются и реализуются,
нередко они сочетаются с федеральными, частично финансируются из федерального
бюджета. Идет, например, разработка государственной программы восстановления
и охраны Обь-Иртышского бассейна. Ей предшествует изучение хода и итогов выполнения
предыдущих нормативных правовых актов, таких как постановлений Совета Министров
РСФСР от 9 сентября 1963 г. N 1094 "О мерах по предупреждению загрязнения
неочищенными сточными водами водоемов Обь-Иртышского бассейна" и от 16 августа
1968 г. N 568 о ходе выполнения этого постановления.
Изучаются и другие акты и проблемы их реализации - главное видится не
столько в принятии резолюций, сколько в приложении сил к их реализации, а
это труднее, чем подготовить проекты решений. Много ли, например, сделано
для претворения в жизнь за четверть века постановления Российского правительства
от 28 августа 1963 г. N 1059 "О мерах по прекращению загрязнения неочищенными
сточными водами реки Москвы и других водоемов г. Москвы и Московской области".
Немало было принято резолюций об очистке рек Яузы, Сетунь, Клязьмы, Оки, часть
их реализована, а значительная часть осталась маяком, идеей, не овладевшей
массами, не Побудившей к Действию <59>.
Опыт некоторых стран Запада дает пример осуществления таких программ,
например программы восстановления Рейна. Двадцать лет назад он уже не был
рекой, его называли (в том числе мы) сточной канавой Европы. Однако объединенные
усилия заинтересованных стран, по территории которых протекает река, не пожалевших
крупных вложений в работы по его восстановлению, в конце концов увенчались
успехом: из 173 видов рыб, обитавших в водах Рейна до того, как началось его
интенсивное загрязнение, уже вернулось 158, в том числе такие высокотребовательные
к чистоте воды, как рейнские осетр и форель. Надо помнить, что речь идет о
крупных капиталовложениях и, может быть, нескольких десятках лет действия
программ <60>.

Статья 78. Государственный мониторинг водных объектов
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему
регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими
показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной
информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования
их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности
осуществляемых водоохранных мероприятий.
Государственный мониторинг водных объектов является составной частью
системы государственного мониторинга окружающей природной среды.
Государственный мониторинг водных объектов ведется специально уполномоченным
государственным органом управления использованием и охраной водного фонда
совместно со специально уполномоченными государственными органами в области
охраны окружающей природной среды, с государственным органом управления в
области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным
водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной
недр (по подземным водным объектам).
Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 78

Качество природных вод формируется под воздействием естественных и антропогенных
факторов.
Естественное загрязнение водных объектов возможно при поступлении примесей
в период половодий и ливневых паводков, накопленных органических веществ за
счет отмирания растительных и животных организмов, водопое и купании животных.
Возможно микробное загрязнение природных вод, при котором в воде обнаруживают
возбудителей инфекционных заболеваний. Использование радионуклидов в промышленных
целях, научных исследованиях, медицине и других областях создает опасность
радиоактивного загрязнения природных вод. Источником поступления радиоактивных
отходов в водные объекты могут быть предприятия, добывающие радиоактивное
сырье, обогатительные фабрики радиоактивных руд, атомных электростанций.
Возможно тепловое загрязнение вод, которое образуется при сбросе в водные
объекты подогретых вод ТЭС, АЭС или сточных вод производств <61>.
Водные объекты могут не только загрязниться, но и засоряться при сбросе
в них и захоронении производственных, бытовых и других отходов.
Загрязнение питьевой воды сказывается на здоровье населения. Увеличивается
заболеваемость.
За последние 30 лет массированное антропогенное воздействие на рыбохозяйственные
водоемы прежде всего гидростроительство, загрязнение водных объектов сточными
водами промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных предприятий, а также
ядохимикатами и гербицидами привело к серьезному ухудшению условий воспроизводства
ценных рыб в основных внутренних рыбопромысловых районов России и сокращению
их запасов и уловов <62>.
При нарушении лимитов водопользования, которые устанавливаются водопользователю
на определенный срок, может произойти истощение водных объектов, что отрицательно
сказывается на судоходстве.
Охрана вод есть часть охраны окружающей природной среды. Одновременно
она является важной функцией водного хозяйства.
Для своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их
развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности
осуществляемых водоохранных мероприятий необходимо регулярное наблюдение за
состоянием вод. В связи с этим в Водный кодекс РФ включена статья о государственном
мониторинге водных объектов.
Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов согласно
Водному кодексу Российской Федерации устанавливается Правительством Российской
Федерации. Такой порядок еще не утвержден. Однако, поскольку в Водном кодексе
предусмотрено, что государственный мониторинг водных объектов является составной
частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды в этой
области общественных отношений действует постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. "О создании Единой
государственной системы экологического мониторинга" <63>.
В этом постановлении Совета Министров Российской Федерации было решено
создать Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
На Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации было возложено общее руководство деятельности ЕГСЭМ. Утверждено
распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной
власти.
Применительно к мониторингу водных объектов, на Росгидромет возложена
организация мониторинга состояния поверхностных вод и морской среды; на Роскомнедра
- мониторинг подземных вод; на Роскомвод - мониторинг водной среды водохозяйственных
систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод; на Комитет по
проведению подводных работ особого назначения при Совете Министров - Правительстве
Российской Федерации - участие в разработке, развертывании и развитии ЕГСЭМ
в части мониторинга подводных источников воздействия повышенной опасности
в морях и внутренних акваториях на окружающую среду.
В комментируемой статье Водного кодекса определены государственные органы,
ведущие государственный мониторинг водных объектов.

Статья 79. Государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный
водный кадастр
Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой
систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества
и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.
Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях
обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования
водных объектов, их восстановления и охраны. Данные государственного учета
поверхностных и подземных вод характеризуют состояние поверхностных и подземных
водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности
и использования. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется
в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных учета использования
поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного
мониторинга водных объектов.
Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных
объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.
Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе
и основывается на данных государственного учета вод.
Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный
орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих
включению в государственный водный кадастр, является обязательным.
Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия
решений при осуществлении государственного управления в области использования
и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного
водного кадастра осуществляются специально уполномоченным государственным
органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного
органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
(по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием
и охраной недр (по подземным водным объектам).
Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных
вод устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным
законодательством Российской Федерации.
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием
и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся
в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством
Российской Федерации.

Комментарий к статье 79

Для осуществления государственного управления в области использования
и охраны водных ресурсов (планирования рационального использования и охраны)
необходимо вести государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный
водный кадастр.
Согласно Водному кодексу Российской Федерации государственный учет поверхностных
и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются
специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда. В настоящее время это Министерство природных ресурсов
Российской Федерации.
Эти функции Министерство выполняет с участием государственного органа
управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по
поверхностным водным объектам). Сегодня это Федеральная служба России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды.
Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется по
единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и
подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга.
Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных
вод устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время
такой нормативный акт в Российской Федерации еще не утвержден, поэтому согласно
постановлению Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации
соглашения о создании Содружества Независимых Государств" <64> на территории
РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов нормы бывшего Союза
ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству
РСФСР и указанному Соглашению.
В бывшем Союзе ССР по этому вопросу действовало Положение о государственном
учете вод и их использовании, утвержденное постановлением Совета Министров
СССР от 10 марта 1975 г. N 197 <65>.
В настоящее время некоторые нормы этого Положения устарели, главным образом,
в связи с упразднением союзных министерств и ведомств.
Поскольку государственный учет вод базируется на данных учета использования
поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, важно, что
в этом Положении был определен порядок составления Перечня предприятий, организаций
и учреждений, использование вод которыми подлежит государственному учету.
Указанный перечень определялся бассейновыми (территориальными) управлениями
и инспекциями по регулированию использования и охране вод или другими местными
органами системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР по согласованию
с местными органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и
контролю природной среды (в части поверхностных вод) и Министерством геологии
СССР (в части подземных вод). Как уже указывалось выше, союзные министерства
и ведомства были упразднены, поэтому впредь до утверждения в Российской Федерации
соответствующего нормативного акта эту функцию, видимо, должны выполнять соответствующие
органы Российской Федерации.
В Положении были определены функции Государственного Комитета СССР по
гидрометеорологии и контролю природной среды в области государственного учета
вод и их использования. На этот Комитет было возложено обеспечение государственного
учета ресурсов вод (кроме подземных вод) и наблюдение за их режимом и качеством.
При этом в Положении указывались средства и методы осуществления учета
вод. Было установлено, что государственный учет вод (кроме подземных) осуществляется
государственной сетью гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов
системы Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной
среды и других министерств и ведомств с привлечением иных средств и методов
получения информации (искусственных спутников Земли, авиационных, экспедиционных
и других методов исследования водных объектов) по формам, в порядке и в сроки,
утверждаемые Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю
природной среды. На этот Комитет было возложено обеспечение заинтересованных
предприятий, организаций и учреждений на основе материалов государственного
учета вод данными о водных объектах (кроме подземных вод) и их гидрологическом
режиме, а также гидрологическими прогнозами, необходимыми для проектирования,
строительства и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Комитет
должен был организовать общегосударственную службу и обеспечивать наблюдение
и контроль за уровнем загрязнения вод (кроме подземных вод) по физическим,
химическим и гидробиологическим показателям, обеспечивать заинтересованные
предприятия, организации и учреждения систематической информацией об уровне
загрязнения водных объектов (кроме подземных вод) и о возможности его изменения
под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий,
а также экстренной информацией о резких изменениях уровня загрязнений вод
(кроме подземных вод).
В этом Положении на Министерство геологии СССР (сегодня Министерство
природных ресурсов РФ) также был возложен ряд обязанностей в области государственного
учета вод и их использования. Оно должно было осуществлять государственный
учет подземных вод, включая учет эксплуатационных запасов этих вод, а также
наблюдение за их режимом и качеством; обеспечивать представление Государственному
комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и подведомственным
ему органам обобщенных данных по учету подземных вод; обеспечивать заинтересованные
предприятия, организации и учреждения на основе материалов государственного
учета вод данными о подземных водах и их режиме, а также гидрогеологическими
прогнозами, необходимыми для проектирования, строительства и эксплуатации
предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием подземных
вод; организовать наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод.
Далее в Положении определялись обязанности Министерства мелиорации и
водного хозяйства СССР (сегодня Министерство природных ресурсов РФ) в области
государственного учета вод и их использования. Министерство должно было обеспечивать
на предприятиях, в организациях и учреждениях - водопользователях контроль
за правильностью первичного учета количества забираемых из водных объектов
и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод, за наличием
и состоянием оборудования и аппаратуры для учета потребления и сброса вод
и за соблюдением установленных сроков государственной аттестации этого оборудования
и аппаратуры.
Министерство должно было осуществлять учет использования вод на основе
отчетности водопользователей. Оно должно было обеспечивать представление Государственному
комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и подведомственным
ему органам обобщенных данных по учету использования вод. На него была возложена
обязанность регистрации водопользователей.
Ряд обязанностей возлагался на водопользователей предприятий, учреждений,
организаций, первичный учет забираемых из водных объектов и сбрасываемых в
них вод, установление на всех водозаборных и водосборных сооружениях гидрометрического
оборудования, обеспечение определенного химического состава сбрасываемых вод
в собственных химических лабораториях или лабораториях других предприятий,
организаций, учреждений, представление отчетности об использовании вод.
Согласно статье 79 Водного кодекса РФ порядок ведения государственного

<< Пред. стр.

стр. 96
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>