<< Пред. стр.

стр. 97
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

водного кадастра определяется водным законодательством. Такая формулировка
в Кодексе не исключает принятия закона по этому вопросу. В настоящее время
действует постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994
г. N 379 "О государственном водном кадастре Российской Федерации" <66>.
Согласно этому постановлению ведение государственного водного кадастра
осуществляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (по разделу "Поверхностные воды" ), Комитет Российской Федерации
по водному хозяйству (по разделу "Использование вод") и Комитет Российской
Федерации по геологии и использованию недр (по разделу "Подземные воды") <67>.
Установлено, что основной задачей ведения государственного водного кадастра
Российской Федерации является текущая и перспективная оценка состояния водных
объектов и их использования с целью принятия решений по оперативному управлению
водохозяйственным комплексом Российской Федерации, планированию использования
водных ресурсов, пред отвращению истощения водоснабжения и восстановлению
нормативного качества вод.
Установлено, что данные государственного водного кадастра Российской
Федерации служат основанием для принятия управленческих и иных решений и являются
официальными при разрешении споров в сфере использования и охраны водных объектов.
Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Комитету Российской Федерации по водному хозяйству, Комитету Российской
Федерации по геологии и использованию недр предложено обеспечить текущую и
перспективную оценку ресурсов поверхностных и подземных вод и их качества,
а также использования вод по отраслям народного хозяйства, речным и морским
бассейнам и их отдельным участкам (для подземных вод - по гидрологическим
регионам) территориям субъектов Российской Федерации; ведение государственного
водного кадастра на основе совместимости с другими отраслевыми и территориальными
кадастрами природных ресурсов на единой геоинформационной основе; подготовку
к публикации и обеспечение издания публикуемых сведений государственного водного
кадастра Российской Федерации; представление представительным и исполнительным
органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, другим потребителям кадастровой
информации в установленном порядке.

Статья 80. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации
на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих
на состояние водных объектов
Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на
строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на
состояние водных объектов, представляет собой проверку ее соответствия исходным
данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию
и строительству.
Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на
строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на
состояние водных объектов, осуществляется специально уполномоченным государственным
органом управления использованием и охраной водного фонда.
Порядок проведения указанной государственной экспертизы регулируется
законодательством Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с
законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

Комментарий к статье 80

Государственная экспертиза инженерных проектов не исключает "самоэкспертизы"
со стороны того ведомства, которое заказывает проект и которое заинтересовано
в его осуществлении. Однако, как показал долголетний опыт, одной ведомственной
экспертизы недостаточно, ибо на нее могут повлиять узкие отраслевые интересы.
Государственная экспертиза подразумевает привлечение независимых экспертов,
способных противостоять ведомственному давлению.
На практике это последнее условие трудно выполнимо, так как специалисты
обычно группируются вокруг профильного ведомства и так или иначе зависят от
него. Поэтому одной из важных гарантий объективной экспертизы является ее
гласность. Как показывает зарубежный опыт, например США, гласными должны быть
и основные положения проекта. Без этого условия вовлечение общественности
в обсуждение проекта не помогает, а иногда даже вредит делу.
Государственной экспертизе подвергаются только крупные инженерные проекты.
Поскольку такие проекты финансируются из центрального бюджета, это означает,
что государственная экспертиза охватывает только федеральные проекты. Этим,
надо полагать, объясняется то обстоятельство, что проведение государственной
экспертизы регулируется законодательством РФ (ст. 80, ч. 3 ВК).
Вместе с тем не исключено, что какие-то достаточно крупные проекты будут
финансировать регионы России. Кроме того, возможны частные проекты, с участием
как национального, так и иностранного капитала. Статья 80 ВК не углубляется
в эти детали, оставляя их (видимо) для последующей законодательной разработки.
Кроме того, надо учитывать, что хотя проектов, затрагивающих водные объекты,
достаточно много, они не исчерпывают всего их числа, поэтому водное законодательство
не может претендовать на всеобъемлющее регулирование государственной экспертизы
проектов разного рода.
Статья 80 ВК не выделяет специально проектов, направленных на развитие
водных ресурсов - проектов, которые охватываются понятием "водохозяйственное
строительство" (см. ст. 5 ВК, где отношения по водохозяйственному строительству
также не выделяются в особую рубрику). Между тем, проекты водохозяйственного
строительства сильнее многих других "влияют на состояние водных объектов".
Более того, благодаря им в ряде случаев проявляются новые и исчезают старые
водные объекты. Водохозяйственные проекты сильнейшим образом воздействуют
на отношения водопользования. Во многих регионах водохозяйственные проекты
(вместе с транспортными и некоторыми другими) составляют ту инфраструктуру,
от которой зависит развитие всех других отраслей народного хозяйства. Опыт
показывает, что подходы и порядок составления и утверждения водохозяйственных
проектов, включая этап государственной экспертизы, отличается от аналогичных
приемов, подходов и этапов, которые характерны для проектов других народнохозяйственных
объектов. Так, при составлении и анализе водохозяйственных проектов применяют
бассейновый подход. Все это позволяет выделять водохозяйственные проекты среди
других проектов, "влияющих на состояние вод".
Статья 80 ВК говорит о проектах вообще, не выделяя инженерных проектов
(хотя большая часть конфликтных ситуаций возникает по поводу именно инженерных
проектов). Такой подход оправдан. На состояние водных объектов влияют и другие
проекты - например, массированной вырубки леса, распашки целинных земель,
залужения эродированных пастбищ и т.п. Многие такие проекты в силу многообразного
влияния на хозяйство, социальные отношения и на окружающую среду нуждаются
в государственной экспертизе.
Статья 80 ВК предусматривает государственную экспертизу не только проектной,
но и так называемой предпроектной документации. Разработка этой последней
происходит на более ранней стадии, когда средства на составление проекта (и
предположенную стройку) не выделены и когда сам проект находится еще под вопросом.
Тем не менее, предпроектная документация (технико-экономический доклад - ТЭД,
технико-экономическое обоснование - ТЭО и другие) закладывает все основные
параметры будущего проекта, намечает его стоимость и другие существенные черты.
По этой документации судят о том, насколько нужен стране новый объект, будет
ли он рентабелен, какие нарушения он внесет в окружающую среду и жизнь местного
населения, как он будет стыковаться с другими предприятиями и отраслями народного
хозяйства. Все это в полной мере касается объектов водного хозяйства. Слабые
стороны будущего проекта иногда легче обнаружить и исправить на предпроектной
стадии. На этой же стадии (как показывает отечественный и зарубежный опыт)
надо знакомить общественность с замыслами проектировщиков и основными путями
их осуществления.
Государственная экологическая экспертиза документации на строительство
и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных
ресурсов, производится в соответствии с требованиями закона РФ "Об экологической
экспертизе" от 15 ноября 1995 г. <68> Данная экспертиза организуется и проводится
специально уполномоченными государственными органами в области экологической
экспертизы.
Статья 13 закона "Об экологической экспертизе" признает специальными
государственными органами в области экологической экспертизы Министерство
охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальные органы
на местах, которые имеют исключительное право на проведение государственной
экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои
подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной
экологической экспертизы (см. примечание к предисловию).


Статья 81. Государственный контроль за использованием и охраной водных
объектов
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
призван обеспечить соблюдение:
порядка использования и охраны водных объектов;
лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных
объектов;
режима использования территорий водоохранных зон;
иных требований водного законодательства Российской Федерации.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами
в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной
власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной
водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 81

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
- это часть государственного управления водами. Статья 81 настоящего Кодекса
подразумевает методы административного контроля и не затрагивает хозяйственного
контроля, который могут осуществлять в отношении земле- и водопользователей
собственники и владельцы водных объектов и водохозяйственных сооружений, -
прежде всего государственные водохозяйственные организации и предприятия.
Государственный контроль должен обеспечить такое положение, чтобы не было
самовольного водопользования (для случаев, когда на водопользование требуется
лицензия - см. Главу 5 ВК) и чтобы пользователь не нарушал условий, выданных
ему Роскомводом РФ или его бассейновым или иным органом (см. ст. 73, 74 ВК).
Порядок осуществления так называемого общего (безлицензионного) водопользования
данная статья Водного кодекса не затрагивает, поскольку ему посвящена статья
88 ВК.
Государственный контроль специальным (лицензионным) водопользованием
осуществляется на уровне субъектов РФ. В то же время к нему привлекаются также
центральные органы Роскомвода, Санэпиднадзора, Минприроды. Согласно статье
81, правовое регулирование государственного контроля осуществляет Правительство
РФ. Последний тезис представляется излишне категоричным. Так, в силу договора
о разграничении полномочий между РФ и ее субъектом (ст. 67 ВК) правовое регулирование
этого контроля может быть передано субъекту РФ (см. примечание к предисловию).
Государственный контроль, как его трактует статья 81 ВК, не включает
контроля за деятельностью водопользователей по улучшению водных объектов и
не предусматривает фиксацию (регистрацию) ее результатов.
Между тем, такая деятельность прямо признается и даже требуется в статье
52 ВК. О поощрении некоторых видов такого рода деятельности упоминает статья
127 ВК. Чтобы выполнить положения этих статей в части улучшения водных объектов
силами их пользователей, проводимые работы и их результаты должны быть в поле
зрения органов, осуществляющих мониторинг водных объектов (ст. 78 ВК); они
же должны контролировать эти работы.

Статья 82. Нормирование в области использования и охраны водных объектов
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается:
в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования
и охраны водных объектов.

Комментарий к статье 82

Основные требования к нормированию качества окружающей природной среды
предусматриваются в статье 25 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды",
согласно которой нормирование качества окружающей природной среды производится
с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную
среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического
фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных
ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их
определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными
органами Российской федерации в области охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития
науки и техники с учетом международных стандартов.
При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды
выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную
среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию
специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора (подробнее о них см. комментарий к ст. 71 настоящего Кодекса).
Нормативы, инструкции и правила в области использования и охраны водных
объектов разрабатываются, согласовываются и утверждаются в пределах предоставленной
компетенции Роскомводом совместно с Минприродой, другими специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей среды, Госсанэпиднадзором,
Госгорпромнадзором РФ. (Перечень специально уполномоченных государственных
органов в области охраны окружающей среды см. в комментарии к ст. 71 настоящего
Кодекса, а также в примечании к предисловию).
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается
в установлении следующих правил и стандартов:
- Оросительная система с использованием животноводческих стоков. В СН
33-82. Минсельхозстрой;
- ГОСТ 17.1.3.01-82 (СТ СЭВ 3077-81). Охрана природы. Гидросфера. Общие
требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами;
- ГОСТ 17.1.3.11-84 (СТ СЭВ 4035-83). Охрана природы. Гидросфера. Общие
требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными
удобрениями;
- Специализированный каталог загрязняющих веществ, содержащихся в сточных
водах сельскохозяйственных и промышленных объектов. Минводхоз СССР, 1988;
- Рекомендации по предотвращению загрязнения поверхностных и подземных
вод при орошении сельскохозяйственных угодий стоками сельскохозяйственных
комплексов. Минводхоз СССР, 1984;
- Пособие по согласованию условий при выдаче разрушений на специальное
водопользование и осуществление контроля за использованием и охраной вод на
оросительных системах с использованием сточных вод животноводческих комплексов.
Минводхоз СССР, 1985;
- ГОСТ 17.1.3.01-16. Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных
объектов при лесосплаве.
- ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка;
- Правила перевозки грузов, утв. Минречфлотом РСФСР 14.08.78 г. N 114;
- Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов, утв. Минморфлотом
СССР 2.04.81 г. N НТУ-3-48/586.
Среди основных требований по рациональному использованию и охране недр
соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил),
регламентирующих условия охраны вод; предотвращение накопления промышленных
и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод,
используемых для питьевого или промышленного водоснабжения; предотвращение
загрязнения недр при сбросе сточных вод; осуществление специальных мероприятий
по прогнозированию и предупреждению внезапных прорывов воды; ликвидация в
установленном порядке буровых скважин, неподлежащих использованию (ст. 22,
23 и 24 Закона РФ "О недрах").
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо
подземного сооружения буровые скважины должны быть приведены в состояние,
обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей
среды. Лица, виновные в невыполнении этих требований несут административную
или уголовную ответственность (ст. 26 и 49 закона РФ "О недрах").
Государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности
осуществляется Федеральным законом "О радиационной безопасности" <69> путем
установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной
безопасности, а также государственных стандартов, строительных норм и правил,
правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов.
Эти нормативы не должны противоречить положениям Закона "О радиационной
безопасности": санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области
обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического
надзора.
Принятым Законом средняя годовая эффективная доза для населения равна
0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта.
В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии,
что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных
лет, не превысит 0,001 зиверта. Установленные нормы вводятся в действие с
1 января 2000 года. До этого необходимо провести большие работы для реального
обеспечения новых нормативов. Это потребует значительных экономических затрат,
включая пересмотр нормативной документации и внедрение конкретных технических
решений (см. комментарий к ст. 90, 103, 104, 109 настоящего Кодекса).

Статья 83. Лицензирование в области использования и охраны водных объектов
Лицензирование в области использования и охраны поверхностных водных
объектов осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления
использованием и охраной водного фонда по согласованию со специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов
осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием
и охраной водного фонда совместно с государственным органом управления использованием
и охраной недр.
Лицензия на пользование поверхностными водными объектами выдается специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда, а лицензия на пользование подземными водными объектами выдается
совместно с государственным органом управления использованием и охраной недр.
Выдачу, оформление и регистрацию лицензии на водопользование осуществляет
специально уполномоченный государственный орган управления использованием
и охраной водного фонда.
Лицензия на пользование трансграничными (пограничными) водными объектами
выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда с разрешения Пограничных войск Российской Федерации.
Порядок лицензирования в области использования и охраны водных объектов
определяется водным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 83

Комментируемая статья отделена несколькими главами от норм по лицензированию
водопользования (ст. 46-53 ВК).
Но основные статьи по лицензированию водопользования помещены в главе
о приобретении и прекращении прав пользования водными объектами, а комментируемая
статья касается сферы государственного управления, органов, которые осуществляют
лицензирование в области использования и охраны водных объектов и потому не
без оснований помещена в разделе о государственном управлении в области использования
и охраны водных объектов.
Статья сформулирована применительно к функциям специально уполномоченного
государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.
Видимо более подробно этот вопрос будет урегулирован в нормативном акте о
лицензировании пользования водными объектами (см. примечание к предисловию).

Статья 84. Государственное регулирование водохозяйственной деятельности
Государственное регулирование водохозяйственной деятельности осуществляется
специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда. При осуществлении водохозяйственной деятельности
допускается передача водохозяйственных объектов в хозяйственное ведение или
оперативное управление государственным унитарным предприятиям в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Создание, реорганизация, ликвидация указанных государственных унитарных
предприятий осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Комментарий к статье 84

О специально уполномоченных государственных органах и их компетенции
в области государственного регулирования смотри статьи 71, 73 и 74 настоящего
Кодекса и комментарии к ним, а также примечание к предисловию.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная
правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество: оно является
неделимым и не может быть распределено по вкладами (долям, паям), в том числе
между работниками предприятия. В форме унитарных могут быть созданы только
государственные и муниципальные предприятия.
Они действуют как и другие юридические лица на основании устава, либо
учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, в которых
определяются наименование, местонахождение, порядок управления деятельностью,
предмет и цели деятельности, а также размер уставного фонда предприятия, порядок
и источник его формирования (ст. 52 ГК РФ).
Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной
собственности и принадлежит такому предприятию согласно ст. 111 ГК РФ на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом унитарного предприятия
является руководитель: его назначает собственник либо уполномоченный собственником
орган руководитель им под отчетен.
Согласно ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного
ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа
или органа местного самоуправления. Учредительным документом такого предприятия
является его устав, утверждаемый "создателем" предприятия. Унитарное предприятие,
основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического
лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества
в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). В статьях 56, 114 и др. ГК
РФ определяются условия создания и изменения размера уставного фонда, ответственности
унитарного предприятия по обязательствам и т.д.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное
казенное предприятие) образуется по решению Правительства РФ на базе имущества,
находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается
Правительством РФ. Фирменное наименование должно содержать указание на то,
что предприятие является казенным. Российская Федерация несет субсидиарную
ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности
его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано
по решению Правительства РФ. Казенное предприятие осуществляет права владения,
пользования и распоряжения закрепленного за ним имущества в соответствии с
целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества
(ст. 115, 296 и 297 ГК РФ).
Вообще, понятие "регулирование" является довольно общим (см. комментарий
к ст. 121 настоящего Кодекса), подразумевающим широкий диапазон государственного
воздействия. Так, согласно ст. 35 Закона РФ "О недрах" в задачи государственного
регулирования входит обеспечение геологического изучения территории РФ, ее
континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана.

Раздел IV. Использование и охрана водных объектов

Глава 10. Использование водных объектов

Статья 85. Цели и способы использования водных объектов
Водные объекты могут использоваться для следующих целей:
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
здравоохранения;
промышленности и энергетики;
сельского хозяйства;
лесного хозяйства;
гидроэнергетики;
рекреации;
транспорта;
строительства;
пожарной безопасности;
рыбного хозяйства;
охотничьего хозяйства;
лесосплава;
добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
для иных целей.
Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор
воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и другое)
водных ресурсов.
Водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения
одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.
Особенности использования водных объектов для определенных целей определяются
федеральными законами в соответствии с водным законодательством Российской
Федерации.

Комментарий к статье 85

В данной статье Водного кодекса отражены цели и способы использования
водных объектов. Особенности использования водных объектов для определенных
в этой статье целей предусматриваются в статьях 133-146 настоящего Кодекса
(разд. VI "Целевое использование водных объектов"). Кроме указанных в статье
85 ВК целей раздел VI Кодекса предусматривает "использование водных объектов
для сброса сточных и дренажных вод" (ст. 144 настоящего Кодекса); по-видимому,
законодатель понимал под этим " иные цели" в части 1 статьи 85 ВК.
Кроме того, особенности целевого использования водных объектов оказались
такими, что для изложения одних понадобилось несколько статей Кодекса, а некоторые
другие цели и их особенности удалось объединить в одну статью; сказались и
приоритеты целей. Так, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению посвящены
три статьи (133-135), а сельское и лесное хозяйство (138), добыча полезных
ископаемых и строительство (ст. 145) объединены в одну статью.

<< Пред. стр.

стр. 97
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>