<< Пред. стр.

стр. 98
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Статья 86. Общее и специальное водопользование
Использование водных объектов без применения сооружений, технических
средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами
и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.
Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего
пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в
порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств
и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими
лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев
использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах
и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом
специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда.

Комментарий к статье 86

В статьях 20, 86 и 88 настоящего Кодекса раскрываются понятие, характер
и порядок осуществления общего водопользования, хотя необходимо различать
водные объекты общего пользования и общее водопользование (см. ст. 20 и ст.
86 настоящего Кодекса).
Понятие специального водопользования в данной статье Водного кодекса
дано иначе, чем в статье 22 Водного кодекса РСФСР 1972 г.: там оно обозначалось
как "водопользование, осуществляемое с применением сооружений или технических
устройств, влияющих на состояние вод. К специальному водопользованию в отдельных
случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения
сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние
вод" .
По этому поводу велись разносторонние научные дискуссии <70>. Главным
и, пожалуй, единственным правовым последствием деления водопользования на
общее и специальное является необходимость получения лицензии на специальное
водопользование и утверждение перечня его видов (ч. 3 и 4 ст. 84, ст. 48-53,
56, 142 настоящего Кодекса).

Статья 87. Особое пользование водными объектами
Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального
транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты,
находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование
по решению Правительства Российской Федерации.
Для государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся
в собственности субъектов Российской Федерации, могут предоставляться в особое
пользование по решению органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются
цель и основные условия использования водных объектов.
Порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 87

Комментируемой статьей вводится сравнительно новый вид использования
водных объектов - особое пользование, которому предстоит испытание и проверка
практикой. Некоторое представление об этом виде водопользования дает сравнение
статей 20, 21, 87 и 88 настоящего Кодекса.
В соответствии с Конституцией РФ и статьей 35 настоящего Кодекса государственной
собственностью считаются водные объекты, принадлежащие на праве собственности
Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие
на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов
РФ). Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ дается в комментариях
к статьям 24 и 72 настоящего Кодекса.
Основанием для приобретения права особого пользования водными объектами
является решение Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов
РФ, лицензия на водопользование и, заключенный в соответствии с ней, договор
пользования водным объектом.
Особое пользование водным объектом реализуется посредством установления
режима приоритетного водопользования при одновременном ограничении или запрещении
других видов водопользования или прав водопользователей.
Водные объекты, находящиеся на территории двух или более субъектов РФ,
и их части предоставляются в особое пользование для обеспечения нужд населения
в питьевой воде, обороны, федеральных энергетических систем, федерального
транспорта; для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов и для
сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое,
рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных
и муниципальных нужд, по решению Правительства РФ.
Водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в
пределах территории одного субъекта РФ, предоставляются в особое пользование
для государственных и муниципальных нужд по решению органа исполнительной
власти субъекта РФ в порядке им установленном.
Для получения решения на предоставление водного объекта в особое пользование
юридическое лицо (заявитель) представляет заявку, подтвержденную его вышестоящим
органом, и документы, обосновывающие необходимость осуществления требуемого
вида пользования водным объектом в Территориальный комитет по водному хозяйству
(Теркомвод), в зоне деятельности которого расположен водный объект.
Теркомвод регистрирует заявку, рассматривает обосновывающие документы,
проводит при необходимости их экспертизу, и согласовывает условия особого
пользования водным объектом с органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальными
специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды и органом санитарно-эпидемиологического
надзора, бассейновым водохозяйственным управлением Роскомвода, в пределах
установленной им компетенции.
В случае, если особое пользование водным объектом или его частью затрагивает
интересы двух или более субъектов РФ, то условия пользования по решению Бассейнового
водохозяйственного управления (БВУ) согласовываются с органами исполнительной
власти этих субъектов РФ или с их согласия с одним из этих органов.
В случае представления заявки с нарушением установленного порядка заявитель
уведомляется об отказе в ее рассмотрении.
По результатам рассмотрения заявки и согласования условий особого пользования
водным объектом Теркомвод подготавливает предложение по данному вопросу, сообщает
о нем заявителю и направляет все документы в Роскомвод или в органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Роскомвод рассматривает поступившие документы, организует в случае необходимости
дополнительную экспертизу, подготавливает заключение о возможности предоставления
заявителю водного объекта в особое пользование и проект соответствующего распоряжения
Правительства РФ.
В распоряжении Правительства РФ или распоряжении органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое
пользование указывается водопользователь, которому предоставляется водный
объект в особое пользование, цель и основные условия пользования водным объектом,
прекращения, ограничения отдельных видов водопользования, прав пользования
других водопользователей, срок, в течение которого должна быть оформлена лицензия
на водопользование и заключен договор пользования водным объектом, а также
порядок доведения указанных решений до сведения населения и водопользователей,
чьи права ограничиваются или запрещаются.
Указанные распоряжение Правительства РФ или распоряжение органа исполнительной
власти субъекта РФ являются основанием для выдачи в установленном порядке
лицензии на водопользование и заключения в соответствии с ней договора пользования
водным объектом.
В случае неполучения в срок, указанный в распоряжении Правительства РФ
или распоряжении органа исполнительной власти субъекта РФ, лицензии и незаключения
в соответствии с ней договора по вине заявителя, решение о предоставлении
в особое пользование водного объекта теряет силу.
На водном объекте, предоставленном в особое пользование, общее водопользование
допускается на условиях, установленных самим водопользователем по согласованию
с Теркомводом, а при необходимости может быть запрещено водопользователем.
В этом случае водопользователь, имеющий право особого пользования, в срок
не менее чем за 30 дней до прекращения общего водопользования уведомляет Теркомвод
и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории
которого осуществляется общее водопользование, о прекращении общего водопользования
(см. примечание к предисловию).

Статья 88. Порядок осуществления общего водопользования
Общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны
жизни людей на водных объектах, а также условиями, устанавливаемыми органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области
охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического
надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной
природных ресурсов в пределах их компетенции.
Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор
воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание
на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные
условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях
городских, сельских поселений и других муниципальных образований.
О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего
водопользования население оповещается через средства массовой информации,
специальными информационными знаками или иными способами.
На водных объектах, предоставленных в особое пользование, общее водопользование
допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию со
специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда, а при необходимости может быть запрещено водопользователем.
Водопользователь обязан объявить об условиях общего водопользования или
о его запрещении на водном объекте, предоставленном ему в особое пользование.
Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в
муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими
органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным
государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях
общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся
в муниципальной собственности.
Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в
собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных
собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным
органом управления использованием и охраной водного фонда, в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях
общего водопользования или о его запрещении.
Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены,
то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законодательством
Российской Федерации.
Порядок объявления условий общего водопользования и его запрещения устанавливается
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 88

Общее водопользование - наиболее распространенный способ использования
водных объектов. В предыдущих статьях Водного кодекса и комментариях к ним
уже рассматривался ряд органов, терминов и понятий, применяемых в данной статье:
органы исполнительной власти РФ (ст. 78), специально уполномоченный государственный
орган управления использованием и охраной водного фонда (ст. 73 и 74), специально
уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной
среды (ст. 71), органы местного самоуправления (ст. 25 и 68 настоящего Кодекса).
В комментируемой статье неоднократно используются понятия "собственности",
"собственник" и т.п., связанные с правами на водные объекты (о формах и содержании
права собственности на водные объекты см. статьи 34-40 настоящего Кодекса
и комментарии к ним). В соответствии со ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той
мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах: в нашем
случае это Водный кодекс РФ (прим. сост.). Согласно ст. 209 ГК владение, пользование
и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается
законом (то есть Водным кодексом РФ - прим. сост.), осуществляется их собственником
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов других лиц.
Статья 88 настоящего Кодекса представляет наглядный пример регулирования
Законом о воде порядка общего пользования водными объектами, находящимися
в особом пользовании (ст. 87 ВК), обособленными водными объектами (ст. 45
ВК), находящимися в муниципальной собственности или в собственности граждан
и юридических лиц. В комментируемой статье речь фактически идет также о водных
сервитутах (ст. 43 и 44 ВК), под которыми в праве понимается возможность одного
собственника требовать от другого собственника предоставления права ограниченного
пользования его собственностью.
Первым условием общего водопользования названо в статье 88 ВК соответствие
правилам охраны жизни людей на водных объектах, принимаемым согласно статье
66 настоящего Кодекса субъектами РФ, обладающими в этой сфере общественных
отношений специфическими полномочиями.
В 1995 году на воде погибло 20378 человек (в 1993 г. - 16049 чел., в
1994 г. - 17988 чел.), в том числе 2330 детей до 16 лет (в 1993 г. - 2374
чел., в 1994 г. - 2030 чел.). По сравнению с предшествующими четырьмя годами
(1991-1994 г.) гибель людей на воде в расчете на 100 тыс. населения увеличилась
на 33%. В состоянии алкогольного опьянения утонули 6123 человека (в 1993 г.
4691 чел., в 1994 г. - 5506 чел.), при купании - 10137 человек (в 1993 г.
- 7779 чел., в 1994 г. - 8437 чел.), в болотах, канавах, карьерах, колодцах,
ваннах, бассейнах и по неустановленным причинам - 9556 человек или 47% (в
1994 г. - 8761 чел.).
В прошлом году на водоемах России спасено 11295 человек (в 1993 г. -
20311 чел., в 1994 г. - 11316 чел.).
На оборудованных пляжах, где осуществляется дежурство спасателей (около
1200 мест массового купания), утонуло 76 человек (1993 г. - 43 чел., в 1994
г. - 76 чел.), что составляет 0,37% от общего числа погибших на воде.
Поэтому требования охраны жизни людей на воде, предусмотренные ст. 66,
88 и 143 настоящего Кодекса, должны включать техническое освидетельствование
водных объектов, предназначенных для общего водопользования, для массового
отдыха граждан и т.п. Они подлежат учету в государственной инспекции по маломерным
судам (ГИМС) субъектов РФ. <71> Учет объектов включает в себя:
- заполнение владельцем учетной карточки водного объекта для массового
отдыха граждан (Приложение 1) с представлением схемы объекта с указанием основных
технических характеристик (длины, ширины, площади, вместимости), количестве
бытовых, торговых и медицинских помещений, ведомственных спасательных постов;
- внесение сведений об объекте в журнал учета водного объекта для массового
отдыха граждан (Приложение 2);
- присвоение объекту номера, соответствующего номеру в журнале;
- заключение договора, на основании которого государственная инспекция
берет на себя обязательство проводить техническое освидетельствование объекта
(Приложение 3).
Для определения готовности объекта к эксплуатации проводятся ежегодные
и внеочередные технические освидетельствования.
Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения
основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования
и снабжения.
При проведении технического освидетельствования объекта проверяется:
- соответствие площади объекта количеству отдыхающих;
- наличие ведомственных спасательных постов, помещений для оказания первой
медицинской помощи, их укомплектованность в соответствии с Правилами охраны
жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденными
приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23.12.1988
г. N 351;
- наличие спасательного и противопожарного имущества в соответствии с
установленными нормами;
- состояние территории объекта, техническое состояние мостиков, плотов,
вышек, используемых для схода и прыжков в воду; наличие стендов с материалами
по предупреждению несчастных случаев на воде, советами купающимся о порядке
проведения на воде, таблицами с указанием температуры воды и воздуха, направления
и силы ветра, скорости течения, схемой территории и акватории пляжа с указанием
наибольших глубин и опасных мест.
При освидетельствовании надо проверять следующее:
- береговая территория объекта должна отвечать санитарно-эпидемиологическим
требованиям, не должна быть загрязнена и заболочена. Территория должна быть
ограждена, хорошо спланирована, иметь стоки для дождевых вод;
- объекты должны находиться на расстоянии не менее 500 м выше мест спуска
сточных вод и не менее 1000 м ниже портовых сооружений, пирсов, дебаркадеров,
причалов, нефтеналивных приспособлений;
- ежегодно, перед началом купального сезона, дно водоема до границы заплыва
должно быть осмотрено и очищено, о чем составляется акт;
- купальни должны соединяться с берегом мостиками или трапами, надежно
закреплены, сходы в воду должны быть удобными и иметь перила;
- границы заплыва в местах купания должны обозначаться буйками оранжевого
цвета, расположенными на расстоянии 25-30 метров один от другого и до 25 метров
от места с глубиной 1,3 м. Граница заплыва не должна выходить в зону судового
хода;
- на каждом объекте должны быть оборудованы участки акватории для купания
детей и для неумеющих плавать с глубинами не более 1,2 метра. Они должны обозначаться
линией поплавков, закрепленных на тросах или огрызаться штакетным забором.
Объекты должны быть оборудованы в достаточном количестве лежаками, тентами,
зонтами для защиты от солнца. Должны быть установлены души с естественным
подогревом воды. На каждом объекте должны иметься баки с кипяченой водой,
а при наличии водопровода фонтанчики от водопроводной сети. Каждый объект
должен быть оборудован стендами с материалами по профилактике несчастных случаев
на воде, иметь доски с указанием температуры воды и воздуха;
- на территории объекта, не далее 5 м от воды, через каждые 50 метров
должны выставляться щиты с навешенными на них спасательными кругами. На кругах
должно быть нанесено название объекта и надпись "Бросай утопающему" . На каждом
объекте должны быть установлены мачты голубого цвета высотой 8-10 м. для подъема
сигналов: желтый флаг 70х100 см или 50х70 см (купание разрешено), черный шар
диаметром 1 м (купание запрещено);
- на объектах должны быть оборудованы помещения для оказания первой медицинской
помощи с постоянным дежурством персонала. Пункт первой медицинской помощи
должен быть обеспечен необходимым инструментом и медикаментами для оказания
помощи пострадавшим на воде (см. примечание к предисловию).
При определении органами исполнительной власти субъектов РФ требований
охраны жизни людей на воде могут учитываться Правила охраны жизни людей на
внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденные приказом
Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, которые были приняты во
исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1988 г. N 396
"О мерах по улучшению охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных
участках морей".
В соответствии с Водным кодексом местные администрации в целях охраны
жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям устанавливают
места, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и
бытовых нужд, водопой скота, а также определяют другие условия общего водопользования
на водных объектах, расположенных на территории соответственно сельского населенного
пункта, поселка, города, района.
Водные объекты для массового отдыха населения, именуемые в дальнейшем
"водные объекты", используются для массового отдыха и спорта в местах, установленных
администрациями по согласованию с органами, осуществляющими государственный
санитарный надзор, охрану рыбных запасов, государственной инспекцией по маломерным
судам (ГИМС) РСФСР, а на судоходных и лесосплавных путях - по согласованию
с органами, регулирующими судоходство и лесосплав.
Предупредительный и текущий государственный контроль за санитарным состоянием
пляжей, плавательных бассейнов, мест массового купания, отдыха и спорта в
прибрежной полосе осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.
При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых
мероприятий на водоемах, предприятия, учреждения или организации выделяют
лиц, ответственных за безопасность людей на воде и охрану окружающей среды.
Контроль за соблюдением настоящих Правил населением, предприятиями, учреждениями
и организациями осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам
РФ.
В местах, запрещенных для купания, устанавливаются знаки безопасности
на воде "Купаться запрещено" .
Водные объекты, как правило, должны быть радиофицированы, иметь телефонную
связь и обеспечиваться городским транспортом.
Продажа спиртных напитков в местах массового отдыха у воды запрещается.
Меры обеспечения безопасности населения при пользовании водными объектами,
необходимые при общем водопользовании, сводятся к следующему:
- купание в необорудованных, незнакомых, а также запрещенных местах опасно
для жизни;
- граждане обязаны оказывать посильную помощь терпящему бедствие на воде.
Запрещается:
- купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими
и запрещающими надписями;
- заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
- подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам;
прыгать в воду с причалов и сооружений, не приспособленных для этих целей;
заходить на маломерных моторных и парусных судах, гребных, резиновых лодках
и байдарках в зону купания пляжей; загрязнять и засорять водоемы; оставлять
на берегу, в гардеробах и раздевалках бумагу, банки, стекло и другой мусор;
подавать крики ложной тревоги.
Меры обеспечения безопасности детей на воде заслуживают особого внимания:
- взрослые обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах,
шалостей на воде, плавания на неприспособленных для этого средствах (предметах)
и других нарушений правил поведения на воде;
- безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором и оборудованием
места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах
поведения на воде и соблюдении мер предосторожности.
Меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными
мостами должны включаться в правила и требования охраны жизни людей на воде:
- плавсредства переправ должны отвечать техническим требованиям, иметь
документацию, регистрироваться, проходить освидетельствование на годность
к плаванию, эксплуатироваться в соответствии с требованиями нормативно-технических
документов Минречфлота РСФСР, Речного Регистра РСФСР и ГИМС РФ по поднадзорности
плавсредств;
- на внутренних судоходных путях переправы должны быть обозначены навигационными
знаками и огнями в соответствии с требования ГОСТ 26600-85 "Знаки и огни навигационные
внутренних водных путей";
- плавсредства должны нести огни (знаки) и подавать звуковые сигналы
в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР; в темное
время суток переправы должны быть освещены;
- переправы должны быть снабжены спасательными и противопожарными средствами
в соответствии с установленными нормами. Наплавные мосты должны быть обеспечены
спасательными кругами и т.д.
Меры безопасности на льду также являются необходимой частью требований
охраны жизни людей на воде:
- они должны регламентировать меры безопасности при пользовании ледовыми
переправами, режим работы которых должен определяться эксплуатирующими организациями
по согласованию с местными администрациями, органами милиции, ГИМС и гидрометеослужб.
Сроки организации переправ по льду на судоходных путях согласовываются с органами
судоходства.
Организации, занимающиеся перевозкой людей и грузов через реки и водоемы,
с наступлением ледостава оборудуют пешие и автогужевые переправы по льду,
организуют спасательные посты с необходимым спасательным оборудованием.
У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором помещается
информация какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается
проезд по данной переправе и какой интервал движения необходимо соблюдать,
а также извлечения из Правил;
- ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днем, производится замер
толщины льда и определяется его структура. Замер льда производится по всей
трассе, и особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водоема;
- на обоих берегах водоема у спуска на переправу выставляются щиты с
вывешенными на них спасательными кругами, спасательными досками и лестницами.
На щите делается надпись "Подать утопающему" . Рядом со щитом находятся бревна
длиной 5-6 метров и диаметром 10-12 см, используемые для оказания помощи при
проломе льда;
- в опасных для движения местах выставляются предупреждающие знаки.
Таковы требования лишь к некоторым формам общего водопользования, предусмотренным
в статье 88 настоящего Кодекса (см. также комментарий к ст. 133, 142, 143
ВК).

Статья 89. Ограничение, приостановление или запрещение использования
водных объектов
Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено,
приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного
строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения,
окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных
интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов
устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного
государственного органа управления использованием и охраной водного фонда,
согласованному с государственным органом управления использованием и охраной
недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического
надзора и органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов.

Комментарий к статье 89

Содержание статьи 89 корреспондируется со статьями 60 и 61 настоящего
Кодекса: в них раскрываются случаи и порядок, предусмотренные законодательством
РФ, в соответствии с которым использование отдельных водных объектов или их
частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено.
Иные возможности ограничения, приостановления или запрещения пользования

<< Пред. стр.

стр. 98
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>