<< Пред. стр.

стр. 99
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

водных объектов предусматриваются в статьях 88, 105, 106, 113, 133, 137, 139,
142, 143, 144 и др. настоящего Кодекса. Разъяснения используемых в комментируемой
статье терминов и наименований органов приводятся в статьях 71-74 настоящего
Кодекса и комментариях к ним.
Правомочия по ограничению, приостановлению или запрещению использования
природных ресурсов предусматриваются в законе РФ "Об охране окружающей природной
среды". Согласно его ст. 45 нарушение установленных нормативов выбросов и
сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны
окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс,
захоронение вредных веществ, а также возникновения угрозы здоровью населения,
влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов,
захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей
природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения
деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов,
цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных
органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным
прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка (см.
примечание к предисловию).

Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют
собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных
вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный
срок.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской
Федерации на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей
в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда по согласованию со специально уполномоченными государственными
органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным
объектам - и с государственным органом управления использованием и охраной
недр.
По водным объектам, находящимся в собственности субъектов Российской
Федерации, лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливаются
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
специально уполномоченного государственного органа управления использованием
и охраной водного фонда, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться
в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует
внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование.
Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения)
устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 90

Понятия устанавливающих лимиты водопользования государственных органов
приводятся в комментариях к статьям 72-74 настоящего Кодекса. О разграничении
собственности на водные объекты и полномочиях по ее управлению рассматривается
в статьях 35-38, 65-67 настоящего Кодекса.
Лимиты водопользования устанавливаются для обеспечения потребностей в
воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования,
с учетом соблюдения требований рационального использования водных ресурсов
и улучшения качества водных объектов и их ресурсов.
Лимиты водопользования устанавливаются водопользователям на основании
заявленных ими потребностей, научно-обоснованного расчетного объема водопотребления,
с учетом состояния водного объекта, в пределах, установленных в специальных
разрешениях на пользование водными объектами.
Лимиты водопользования заинтересованным гражданам и юридическим лицам
устанавливаются в лицензии на водопользование в соответствии со ст. 49 настоящего
Кодекса; субъектам РФ устанавливаются Роскомводом на основании водохозяйственных
балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах (ст. 65 ВК).
По водным объектам, отнесенным к собственности Российской Федерации,
Теркомводами по согласованию с территориальными специально уполномоченными
органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водам
- с территориальными органами Роскомнедра, ежегодно по ходатайству водопользователя
устанавливаются лимиты водопользования на последующий год, с фиксированием
в специальной картотеке территориальным органом Роскомвода, выдавшим лицензию
в пределах лимита, установленного субъекту Федерации (см. примечание к предисловию).
По водным объектам, отнесенным к собственности субъектов РФ, лимиты водопользования
устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ, в установленном
ими порядке по представлению соответствующих Теркомводов.
Органами, установившими лимиты водопользования в течение года, на который
установлен лимит водопользования, по инициативе Теркомвода, органа исполнительной
власти субъекта РФ или водопользователя, этот лимит может быть пересмотрен
в случаях:
изменения водохозяйственной обстановки;
изменения условий хозяйственной деятельности водопользователя;
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Лимиты водопользования устанавливаются Теркомводами с учетом потребности
всех потребителей, водообеспечиваемых данным водопользователем, на основании
планов водопользования, составленных с использованием укрупненных отраслевых
норм водопотребления, отчетных данных о водопотреблении, планируемых показателей
по выпуску продукции, а также требований лицензии.
Лимит водопользования рассчитывается на основе индивидуальных и укрупненных
норм водопотребления и водоотведения, которые разрабатываются с применением
нормативных и методических документов, утвержденных Роскомводом в установленном
порядке.
Соблюдение лимитов водопользования обеспечивается государственным контролем
за использованием и охраной водных объектов (см. примечание к предисловию).

Статья 91. Порядок предоставления водных объектов в пользование
Водные объекты предоставляются в пользование на основании:
лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора
пользования водным объектом;
решения Правительства Российской Федерации или органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое
пользование, выданной на его основе лицензии на водопользование и заключенного
в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Водные объекты предоставляются в пользование путем выделения участков
акватории, мест забора и сброса воды, а также другими определенными водным
законодательством Российской Федерации способами.
Предоставление в пользование трансграничных (пограничных) водных объектов
осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации.
Предоставление в пользование внутренних морских вод и территориального
моря Российской Федерации осуществляется в соответствии с водным законодательством
Российской Федерации, иными федеральными законами.
Предоставление в пользование водных объектов, находящихся на территориях
двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется с учетом бассейновых
соглашений.
Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется
в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации о недрах.

Комментарий к статье 91

Водные объекты предоставляются в пользование на основании:
- лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом,
зарегистрированных в установленном порядке;
- решения Правительства Российской Федерации или органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое
пользование, выданной на его основе лицензии на водопользование и заключенного
в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Само собой разумеется,
что лицензия и договор должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Водные объекты предоставляются в пользование путем выделения участков
акватории, мест забора и сброса воды, а также другими, определенными водным
законодательством способами.
Предоставление в пользование трансграничных (пограничных) водных объектов
осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации.
В статье 83 Водного кодекса РФ установлено, что лицензия на пользование
трансграничными (пограничными) водными объектами выдается специально уполномоченными
государственными органом управления использованием и охраной водного фонда
с разрешения Пограничных войск Российской Федерации. Видимо далее, как общее
правило, должно следовать заключение договора пользования водным объектом.
Предоставление в пользование водных объектов, находящихся на территории
двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется с учетом бассейновых
соглашений (см. комментарий к ст. 120 ВК). В этих случаях договор пользования
водным объектом заключается со всеми органами исполнительной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации либо с их согласия с одним их этих органов.
Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется
в соответствии с двумя отраслями законодательства: как полезное ископаемое
с законодательством о недрах и как часть водного фонда с водным законодательством.
Положение о порядке лицензирования водных объектов еще не утверждено.
Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено постановлением
Верховного Совета Российской Федерации N 3314-1 от 15 июля 1992 г. В настоящее
время ведутся работы по подготовке новых нормативных актов по этому вопросу.

Статья 92. Права и обязанности водопользователей при использовании водных
объектов
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством
Российской Федерации;
получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов,
необходимую для осуществления их деятельности;
осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской
Федерации.
Водопользователи обязаны:
рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования,
установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным
объектом;
не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения
вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды
обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба
хозяйственным и иным объектам;
содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные
сооружения и технические устройства;
информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной
власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние
водных объектов;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению
аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых
вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения
за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию
бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный государственный
орган управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным
объектам - также и в государственный орган управления использованием и охраной
недр;
своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;
выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством
Российской Федерации.

Комментарий к статье 92

Понятие "водопользователей" приводится в статье 1 настоящего Кодекса;
состав водного законодательства РФ - в статьях 2 и 4; права водопользователей
предусматриваются в статьях 20-22, 38-45, 62 и других. Таким образом, часть
1 статьи 92 Водного кодекса представляется в основном отсылочной.
В отличие от нее, часть 2 этой статьи содержит двенадцать обязанностей
водопользователей, причем этот перечень также не является закрытым, а две
последние обязанности - "осуществлять иные мероприятия", "выполнять другие
обязанности" оставляют достаточное поле для определения статуса водопользователя.
В определенном смысле в этой статье устанавливаются достаточно общие правила,
которые конкретизируются в других нормах и статьях Водного кодекса, иных актах
законодательства РФ. Так, соблюдение условий и требований лицензий и договоров
в статьях 49, 57, недопущение нарушения прав других в статьях 62, 89, недопущение
ухудшения качества вод в статьях 44, 114, содержание в исправном состоянии
сооружений - в статье 106, обеспечение и осуществление мероприятий по охране
водных объектов - в статьях 94 и 117 настоящего Кодекса; обязанность платить
законно установленные налоги сборы - в статье 57 Конституции РФ. Понятия специально
уполномоченных органов, учета и наблюдения (мониторинга) водных объектов даются
в статьях 73, 78 и 79 настоящего Кодекса (см. примечание к предисловию).
Значительное число экологических обязанностей в сфере водных отношений
возлагается на водопользователей Законом РФ "Об охране окружающей природной
среды":
- согласно ст. 45 "Общие экологические требования при эксплуатации предприятий,
сооружений и иных объектов" предприятия, учреждения, организации, граждане
обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и
выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству
природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Предприятия,
учреждения, организации, граждане обеспечивают соблюдение установленных нормативов
качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий,
внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной
работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и
утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов
и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов;
- согласно ст. 51 "Экологические требования при использовании химических
веществ в народном хозяйстве" предприятия, учреждения, организации, их должностные
лица и граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки
и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве
средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных
отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования
и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья
человека, окружающей природной среды.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ совместно
с органами Минсельхозпрода периодически утверждает список химических препаратов,
разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы
содержания остаточных химических веществ в продуктах питания.
Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное
влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
- согласно ст. 54 "Охрана окружающей природной среды от производственных
и бытовых отходов" предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны
принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию
или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие
экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.
Складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых
решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными
на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Значительная часть прав и обязанностей водопользователей устанавливается
в праве путем запрещения тех или иных действий и поступков, что осуществлено
в статьях 96, 100, 101, 104, 105, 106, 107, 111, 113 и других настоящего Кодекса.
Аналогичный прием используется в законе РФ "Об охране окружающей природной
среды". Согласно ст. 57 "Разработка и реализация проектов, существенно влияющих
на окружающую природную среду" запрещается разработка и реализация народнохозяйственных
проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных
экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями
климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений
и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека,
окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 54 того же Закона запрещается сброс отходов и канализационных
стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

Статья 93. Антимонопольные требования в области использования водных
объектов
Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут
быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также
иных граждан и юридических лиц.
Органам государственной власти запрещается принимать решения и (или)
совершать действия, способствующие монополизации водопользования и создающие
дискриминационные или благоприятные условия для деятельности отдельных водопользователей,
если такие действия имеют или могут иметь своим результатом нарушение прав
и законных интересов других водопользователей.
Лицензии на водопользование, договора пользования водным объектом в установленном
порядке аннулируются и признаются недействительными, если могут привести к
монополизации водопользования, влекущей существенное нарушение прав и законных
интересов других водопользователей.

Комментарий к статье 93

Основные антимонопольные требования предусматриваются в Законе РСФСР
от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" <72>: они являются общими, родовыми для всех видов деятельности,
в том числе в области использования водных отношений. Кроме того, в связи
с запрещением в статье 93 настоящего Кодекса действий и решений, направленных
на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в области водных отношений,
уместно привести Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1990 г. N
253 об образовании Российского государственного концерна по водному хозяйству
и мелиорации земель", от 13 августа 1990 г. N 300 об образовании Российского
государственного концерна по водохозяйственному строительству, Указ Президента
РФ от 28 декабря 1992 г. N 1661 "Об акционерной водохозяйственной корпорации
"Россельхозводстрой".
К теме комментируемой статьи относятся законы РФ "О защите прав потребителей"
от 7 февраля 1992 г. (новая редакция от 9 января 1996 г.), "О естественных
монополиях" от 17 августа 1995 г., "О рекламе" от 18 июля 1995 г.: в них предусматриваются
меры по предупреждению монополизма и недобросовестной конкуренции, достаточно
распространенных в условиях преодоления исключительной государственной собственности
на природные ресурсы и перехода к рыночной экономике.
Ряд антимонопольных требований изложен в других природоресурсных законах.
Так, в Законе РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. запрещаются или признаются
неправомочными действия, направленные на:
- ограничение вопреки условиям конкурса или аукциона доступа к участию
в них юридических лиц и граждан;
- уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на
аукционе; замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
- дискриминацию пользователей, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими
субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
- дискриминацию пользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта
и инфраструктуры (ст. 17 Закона РФ "О недрах").

Глава 11. Охрана водных объектов

Статья 94. Общие требования к охране водных объектов
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению
водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также
по ликвидации последствий указанных явлений.
При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны
осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические,
гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных
объектов.
Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными
негативными последствиями для водных объектов.

Комментарий к статье 94

Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего
экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование
животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления государственного
управления их охраной.
Осуществляя деятельность по управлению охраной водных объектов, органы
общего государственного управления выполнение определенных функций по охране
вод возлагают на органы государственного управления специальной компетенции
- Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды,
Министерство природных ресурсов РФ, Госкомсанэпиднадзор.
Центральным органом специальной компетенции, осуществляющим управление
в области охраны вод, является Государственный Комитет Российской Федерации
водного хозяйства, обеспечивающий рациональное использование и охрану водных
объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Федерации. Возложенные
на него полномочия Комитет осуществляет непосредственно, либо через свои территориальные
органы (см. примечание к предисловию).
Отнесенное к совместной компетенции управление в области охраны водных
объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской
Федерации и субъектов Федерации. Оно нуждается в федеральном регулировании,
основанном на взаимодействии Федерации и субъектов Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области охраны водных объектов относится
определение единой государственной политики, разработка и реализация общегосударственных
мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. На основе федерального
закона устанавливаются порядок и условия использования и охраны водных объектов.
К полномочиям органов государственного управления Российской Федерации относится
установление порядка организации и проведения государственного контроля за
использованием и охраной вод, порядка установления и урегулирование режима
водоохранных зон, установление режима особо охраняемых территорий, находящихся
в федеральной собственности.
Федеральными органами государственного управления решаются все важнейшие
вопросы охраны водных объектов. Это разработка и реализация федеральных государственных
программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования
и охраны водных ресурсов, подготовка, заключение и реализация бассейновых
соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность
органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод.
"Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации
по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" предусматриваются
следующие основные направления деятельности в области охраны водных экосистем:
сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы "Возрождение
Волги", восстановление нарушенной экологии прибрежной полосы Черного моря,
сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озера и Невской губы.
На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики
в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных
научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления
и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные
с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Субъекты федерации организуют охрану водных объектов, находящихся в их
собственности. Ими разрабатываются и принимаются законодательные и иные нормативные
акты, регулирующие охрану водных объектов, в пределах территории субъектов
Федерации, осуществляется государственный контроль за использованием и охраной
вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных
программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проводятся
другие региональные водоохранные мероприятия в соответствии со ст. 66 Водного
кодекса.
Субъекты Федерации принимают участие в решении общегосударственных вопросов
по восстановлению и охране водных объектов; разработке и реализации федеральных
программ по восстановлению и охране водных объектов; в разработке схем комплексного
использования и охраны водных объектов; в подготовке, заключении и реализации
бассейновых соглашений о "восстановлении и охране водных объектов, находящихся
в федеральной собственности.
Осуществление органами государственного управления Российской Федерации
и субъектов Федерации установленных законодательством полномочий направлено
на обеспечение сбалансированности экономического использования и улучшения
состояния водных объектов.
Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические
лица при использовании вод должны осуществлять: производственно-технические,
мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.
К производственно-техническим относятся: разработка и внедрение технологических
процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание
водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных
веществ.
Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются
на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной
и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления
процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование
водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельхозкультур. К
мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования
оврагов, оползней, борьба с селями.
Организованное проведение производственно-технических, мелиоративных,
санитарных мероприятий позволяет существенно уменьшить загрязнение водных
объектов.

Статья 95. Охрана водных объектов от загрязнения
В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются
источники их загрязнения.

<< Пред. стр.

стр. 99
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>