<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обучение персонала.
Большинство банковских систем реализовано на платфор.ме бол
ших машин и персона.чьных Э15,М, либо с применением сетей UNI
ко\н1ьюгеров, работаювн1х по принципу архитектуры «клиент—серве
т.е. в режиме хранения и обработки данных на центральной 3F5M и фо
мирования запросов на рабочем месте с пересылкой по с е т на централ
ную машину и получением с нее готовых форм о1четности.

2.3. Моделирование информационных потоков
в деятельности банков
Развитие современных информашюнных технологий в основном ос
тасствлястся пол воздействием бизнеса и д.'1я бизнеса. Особенно важно т
что информационные техноло!ИИ раз1!иваются в тесном взаимодейств
с экономикой. Информапиошные технологии влияют на размер получа
мых доходов и на то, как они складьншются и распределяются. Во мног
прибыльность работы современного банка зависит от обеспечения вь
iiiero руководства необходимой, своевременной и точной информапис
Напомним, что информацио1тая технология -- это система метол
сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на OCHO
применения средств вычмслител1>ноп техники; а информационное обе
печение — это представление и хранение в системе всей информапи
необходимой и хвдстаточной для эф([)ск1ивной рабо1Ы па'П)30вателей.
Важны.м моментом информапиошюто обеспечения банко1!ских эле
тронных CMCicM является апшжз источшжов и кю\л:юп поступления и
формации. Несмотря на многочисленпосгь источников информшн-ш,
можно объединить в несколько групп:
1) действующие и потештальные ютенты (информация поступа
в виде регистрационных документов, бизнес-п;1анов и предложений
2) банки-партнеры (в основе информашт лежат прсдоставляе\ц.1е д
86 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

4) ииформаиионно-ана,'1итические агентства;
5) информационные сети и системы;
6) рек-чамные агентства и различные общественные службы;
7) независимые консультативные и экспертные фирмы;
8) местные, региональные и зарубежные средства массовой инфор
ции;
9) специализируемые издания;
10) специализируемые базы данных;
11) конференции, симпозиумы, совещания, выставки, встречи;
12) госструктуры, в том числе правительство, ЦБР, Министерство (^
нансов;
13) законодательные органы (проекты законодательных актов).
При сборе информации неизбежно приводится сталкиваться с щ
блемами секретности и конфиденциальности информации. Но в то
время аналитики считают, что около 90% полезной информации мо
но получить из открытых источников. Именно поэтому системы сб
деловой информации коммерческих структур, в частности банков, о
ентируются на получение открытой информации.
Финансовый рынок как высшая форма организации и регулиро
ния экономической жизни современного общества сам по себе мо
рассматриваться как своего рода информационная система 1215]. И
формация служит основой работы на данном рынке и обеспечивает
устойчивость. При этом каждый этап инвестиционного процесса пр
полагает использование адекватных информационных ресурсов. Ча
из них формируется непосредственно специалистом (аналитиком, ме
джером и т.д.), часть может быть получена на информационном рын
Исследования позволяют выделить следующие основные Hanpas
ния мирового рынка информации, которые, на наш взгляд, характер
также и для России.
1. Сектор деловой информации, обслуживающий сферу бизнеса.
2. Сектор научной и профессиональной информации в различных c
pax человеческой деятельности.
3. Сектор социально-политической и правовой информации, обе
живающий органы государственного управления, социальную сф
и общественные организации.
4. Сектор массовой и потребительской информации (новости, лите
тура, справочники, расписания и др.), ориентированной на испо
зование населением в быту.
Признавая размытость подобной классификации, тем не менее от
ТИМ, что она более адекватно отражает сложившиеся реалии сегодняшн
2.3. Моделирование информационных потоков

В бывшем СССР были созданы достаточно развитые, но замкнут
информационные систехп^!, направленные в основном на реализащ
внутренних задач тех ведомсп!, в рамках которых и на средства ко
рых они существона^'ти. Так, задачи обеспечения научной и гехнич
кой информацией peii];uuicb в рамках ГСНТИ (Государственной систе
научной и технической информации), где ведущая роль генератора
формации принадлежали! ВИНИТИ (Всесоюзному институту научн
и технической информации); статистическая информация по сост
нию экономики и социш1ьной сферы была сосредоточена исключитсл
в ведомствах Государственного комитета по статистике и т.д.
Что касается так называемой экономической информации, то
мандно-административная система использовала ее в том виде и кол
честве, которые были необходимы для целей директивного управлен
В условиях центрапизоршнно планируемой экономики основная ча
информации, необходимой предприятиям и организациям в их хоз
ственной деятельности, постугииш от вышестоящих органов и нос
директивный характер.
Такие важнеЙ1иие для нужд рыночной экономики виды информац
как коммерческая, банковская, финансовая, — практически огсутство
ли и не исследовались в силу невосгребованности.
С разрушением а,тминистративной системы хозяйствующие субъек
столкнулись с острой нехваткой любой информации, необходимой д
работы в условиях формирующегося рынка. Потребности в информац
качественно нового тина усилива.'1и разрушение сложившихся внутр
траслевых и межотраслевых связей и возникновение многочисленн
негосударственных экономических партнеров — кооперативов, мал
и совместных предприятий, коммерческих банков, бирж и т.д. Это n
жде всего информация о других производителях, возможных потрсбител
продукции, поставщиках сырья, комплектующих и тсхноло1иях, о иол
жснии на товарных рынках и рынках капитала, о ггравовых условиях
зяйственноП деятельности, об общей экономической и политической
туаиии не только в собственной стране, но и во всем NHipe. Таким образо
в условиях рынка основная доля информационных потребностей субъе
хозяйствования приходится на внешнюю по отношению к нему ипфор\
цию, а не на внутреннюю, как это было в централизованной экономи
На наш взгляд, с точки зрения участников хозяйствешюй деяте
ности (инвесторов, предпринимателей, биз!1есменов) в этой связи бо
целесообразно оперировать таким понятием, как деловая информаш
выделяя в ее составе:
• макроэкономическую информацию, характеризующую общее сос
яние экономики страш,| в виде различных индикаторов, оценок, п
гнозных моделей и предоста1и1яемую специальными государственн
ми или независимыми институтами;
88 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

на рынке капиталов, инвестиции, эмиссии ценных бумаг и т.д., фор­
мируемую в результате проведения собственных или заказных исс.че-
дований, а также получаемую из независимых источников (например,
консалтинювых, инвестиционных и аудиторских фирм, специализи­
рованных агентств, баз данных, периодических изданий и т.д.);
• биржевую информацию о котировках ценных бумаг, валютных кур­
сах, учетных и процентных ставках, ценах, индикаторах и т.д., пре­
доставляемую банками, биржами, брокерскими фирмами, а также
специальными службами;
• коммерческую информацию, включающую сведения о предприятиях
(банках, фирмах, корпорациях), их производственных связях, вы­
пускаемой продукции, сделках, ценах, технологиях, руководителях,
акционерах и т.д.;
• статистическую информацию — экономические, финансовые, бир­
жевые, социальные, демографические и другие данньге, представлен­
ные в виде динамических рядов, прогнозных оценок;
• деловые новости — текущая информация из различных сфер бизне­
са, периодически предоставляемая информационными агентствами
и в публичной печати.
Для успещной информатизации банка необходимо построить ин­
формационную модель банка и вьнюлнить ее аншшз. Информационная
модель содержит описание следующих сущностей:
1) реальных объектов системы управления;
2) информационных связей между объектами и с впе[цней средой;
3) передаваемых в соответствии с информационными связями доку­
ментов или массивов;
4) объемов передаваемой информации и частоты ccaFicoB обмена.
Формой представления информационной модели обычно служит
граф [федметной области, верщинами которого являются блоки ин-
фор.мации, соответствующие объектам системы и рассматриваемые как
«черные ящики», т.е. без описания процессов обработки информации.
Вершины графа связаны меж-ту собой направленными дугами, соответ­
ствующими порядку обмена информацией.
Работа с конкретным банком при выборе программно-аппаратного
рещения начинается со знакомства с применяемой технологией работы,
административной структурой, документооборотом. Исходной, информа­
цией является перечень операций, которые проводит банк, документы,
которые циркулируют в банке, административная схема банка, распреде­
ление операций по подразделениям.
Информационная модель проходит несколько стадий разработки.
На первой стадии происходит конкретизация объектов системы и объемов
информации. На последующих стадиях повышается степень детализации
2.3. Моделирование информационных потоков 89

информационной модели: описьп)аются формы документов с учетом пра­
вил унификации и кодирования, разрабатывается струиура баз данных,
оиредедяются типичные запросы к ним. Информационная система бан­
ка - - сложная и переменчивая структура; из-за этого создаваемая инфор­
мационная .модель строигся в условиях частичной неопределенности, по­
этому она должна быть гибкой, легко модифицироваться в соответствии
с изменяющимися требованиями банковской системы. Одновременно
с этим модель должна быть адекватна некоторой области реального мира.

Система управления информационными потоками
Работа в условиях действия факторов неопределенности или риска,
присущих большинству банковских операций, требует соответствующего
информационного обеспечения, необходи.моголтя оценки этих факторов
и принятия адекватных решений. Особенно возрастает роль деловой ин­
формации, поступающей из внешних источников. К настоящему времени
многие банки, в том числе и российские, уже пришли к выводу, что Haia-
жепная система сбора, обработки и анализа информации в значительной
степени способствует успешному ве.цению бизнеса.
Системы управления потока.ми инфор.мации в той или иной форме
существуют практически во всех достаточно серьезных банках. Однако
практика показывает, что часто системы работают недостаточно эф­
фективно, не в полной мере регыизуя многие из своих потенциатьных
возможностей и замыкаясь Fia узком круге частных вопросов, ос:авляя
в стороне стратегические пробле.\п,| развития банка.
При создании cncTeNU,! управления потоками деловой информа­
ции важным вопросом является постановка информационных фильтров,
позволяющих Н захлебнуться в псевдоинформационном шуме. Фильтра­
С
цию поступающей информации следует производить, используя целевые
установки, порождаемые необходимостью принятия решения по опреде­
ленной проблеме, и только такой подход способен обеспечить создание
эффективной системы сбора и обработки информации. Использование
целевых установок предопределяет осознанное отношение к сбору и ана­
лизу информации и пробуждает внимание к определенному кругу во­
просов, в результате чего из неупорядоченного информационного шума
выделяются необходимые сигнаты.
Целевые установки могут быть трех уровней:
1) стратегические, т.е. обусловленные необходимостью принягия ре­
шений по вопроса.м, прямо влияющим на судьбу банка;
2) тактические, направленные на выбор наилучших средств для дости­
жения стратегических целей;
3) оперативные, когда стратегическая цель определена и пути ее дости­
жения уже выбраны.
Перечень необходимой информации должен быть как можно более
полным: часто события, имеющие очень важное значение для приня­
тия решения, происходят за пределами сферы непосредственной области
90 Пшва 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

деятельности и влияния банка и на первый взгляд могут казаться нес
ществемными.
В процессе обработки информации осуществляется постоянная ко
ректировка списка ее источников по таким критериям, как обеспече
ность и эффективность. Контроль за информационной обеспеченност
конкретного источника осуществляется путем оценки степени полезш
сти, важности и точности поступивщей из него информации и отсутств
ее дублирования другими источниками, а за его эффективностью — пут
оценки свежести поступающей из него информации и ее уникальност
Важным элементом построения системы управления потоками дел
вой информации в банке является создание технологической инфрастру
туры для сбора, обработки и распределения информации (доступ к внс
ним информационным сетям, деловая почта, лока;1ьныс и сетевые ба
данных, средства хранения и обработки больших массивов информаци
Особую роль приобретает тесное взаимодействие информационно-анал
тических подразделений с подразделениями, занимающимися автомат
зацией банка: технологическую инфраструктуру для системы управлеш
потоками информации целесообразно строить на основе применяем
в банке информационных технологий, имеющихся вычислительных с
тей, технических средств и программных продуктов.
Система сбора и аналитической обработки информации должна баз
роваться на взаимодействии различных функционатьных подразделен
банка с учетом как стратегических, так и оперативно-тактических шггер
сов в его деятельности. При чрезмерной нацеленности на информацио
ное обеспечение стратегических интересов банка со стороны информац
онно-аналитических подразделений данная информация может оказать
непригодной для специалистов функциональных подразделений, зан
мающихся решением оперативных вопросов. Если доминирующую ро
будут ифать вопросы обеспечения оперативных и тактических потреби
стей банка, то информация будет ограничена сферой профессиональн
интересов оперативных работников, а целостному взгляду на пробле
стратегии может не найтись места.
Существует два основных подхода к организации аналитичсск
службы в банке без ущерба как для стратегических, так и оперативно-та
тических интересов: централизованный и децентрализованный. В уел
виях централизованной структуры .основные информационные пото
собираются и обрабатываются специатизированным подразделением, н
пример, информационно-аналитической службой. При этом персон
банка, непосредственно занимающийся функциональной деятельност
в соответствующих подразделениях, из внешних источников получа
ограниченную, узкоспецифическую информацию, и как в вопросах И
формационного обеспечения, так и в вопросах аналитических проработ
в основном полагается на информационно-аналитическую службу.
2.3. Моделирование информационных потоков 91

экономии средств за счет централизации, получение целостной общей
картины происходящего, а также сопоставления данных самого разно­
го характера с целью получения стратегической информации. Однако
в условиях крупного банка, когда множественность его разнообразных
информационных потребностей превышает возможности обработки ин­
формации сотрудниками информационно-анатитической службы и начи­
нает ощущаться недостаток их компетентности, такая организационная
структура является малоэффективной. В централизованной структуре
очень часто опорой является лидер группы или небольщая группа, для
которых успех работы системы эквивалентен собственному успеху. Уход
лидера может повлечь за собой распад системы.
В условиях децентрализованной структуры основные функциональ­
ные подразделения располагают собственными аналогами общебанков­
ской информационно-аналитической службы. В этом случае головная
информационно-анатитическая служба выступает в роли некоего кон­
сультационного органа при правлении банка и играет координацион­
ную роль, занимаясь в основном обобшснием материалов, иосгупаюших
из подразделений.
Преимущество децентра.1изации заключается в ее полном соответ­
ствии текущим потребностям каждого отдельного подразделения. При
это.м каждое из них занимается тем, что имеет к нему прямое отношение,
и это значительно упрощает управление информационными потока.ми.
Однако децентрализованная система имеет и существенные недо­
статки: так как каждое подразделение занимается сбором и комплексной
переработкой информации по полному циклу (получение, обработка,
хранение и распределение), крайне обостряются проблемы подбора со­
ответствующих кадров и технического обеспечения, и jvni эффективной
организации информационно-аналитической работы в каждом подраз­
делении банка может оказаться недостаточно средств и возможностей.
Если же позволить считать подразделениям задачу информационного
обеспечения второстепенной, то это может застопорить всю работу.
При организации децентратизованной системы неизбежно также
возникают дублирование информационной работы и конкуренция между
подразделениями банка, которая кроме потери времени и средств может
полностью заблокировать внутрибанковский обмен информацией.
Как показывает практика, идеальной универсальной системы орга­
низации или системы управления деловой информацией не существует.
Реатьно обычно реатизуется некий промежуточный вариант, определяю­
щийся слож-ивщимися условиями и традициями, натичием специалистов-
анапитиков в подразделениях и установках руководства банка. По нашему
мнению, не следует заранее стараться детально определить систему упра­
вления инфор.мацией, надо лишь руководствоваться принятой концепци­
ей и здравым смыслом. Главное заключается в обеспечении максимально
быстрого прохождения информации .между заинтересованными подраз­
делениями. Должны быть определены сферы влияния и соответствующие
92 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

ИКПТРЛЛИЗОВЛННАЯ СТРУКТУРА


ВНЕШНИЙ МИР




ПОТОКИ ИНФОРМАЦИИ

Целевые установки, играющие роль информационных фильтров и выбранные
на их основе источники и каналы иостуг1ле}Н1я информации



ИНФОРМАЦИОННО-АН/ЪТИГИЧНСКАЯ СЛУЖБА

— сбор и о6раб01ка иноформации;
— aiia.4H.i информации;
— координация ино(1)рмационно-ан;1Литической работы в подразделениях бан
— синтез информационно-ан;иштичсской продукции




ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФ0РМА[1ИИ

— руководство банка;
— основные функциональные подразделения банка



каналы поступления информации, создана адекватная информацион
инфраструктура и налажен информационный обмен между подразд
ниями банка.
В настоящее время среди руководителей и специалистов бан
растет понимание того, что одним из важных условий повышения
фективности денежно-кредитной политики является расишрение
форманиоиного пространства, с помощью которого осущесгвляется
имодсйствие участников финансовюго рынка. Изменение конфигура
информационного пространства делает финансовое положение и дсят
ность участников более понятными,_ позволяет добиваться в конкрст
ситуациях лучшей координации их интересов. Одним из главных дв
тслей этого процесса является банковская система. Универсальным м
дом организации взаимодействия банков с предприятиями и населен
яшшются опросы предприятий, банков и других организаций. Болы
внимание уделяется вопросам информационного пространства на оси
банковского мониторинга «качественных данных». Обосновывается
обходимость организации об.мена мнениями между банками, и обсуж
ются технологические возможности постооения на основе BHDTvaTb
2.4. Характеристика рынка информационных услуг

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СТРУКТУРА

ВНЕШНИЙ МИР




ПОТОКИ ИНФОРМАЦИИ

Целевые установки, играющие роль информационных фильтров и выбранные
на их основе источники и каналы поступления информации


ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-
БАНКА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ
и.меюшие собственные СЛУЖБА в роли консультационного
информационно- органа при правлении банка:
аналитические
— координация информационно-
службы
аналитической работы;
— подготовка материалов для
РУКОВОДСТВО руководства банка
БАНКА

регироваиии субъективных оценок, а также возможности, которые та
информация предоставляет для формирования банковской политики.
Можно также отметить, что чем шире и лучше развито в бан
информационное обеспечение, чем больше руководство банка уде
ет внимания расширению информационного пространства, тем бо
оптимально можно прогнозировать свою деятельность, а также предп
лагае.мую прибыль и рентабельность.
Так как современные информационные технологии в основно
как уже отмечалось, осуществляются под воздействием бизнеса и д
бизнеса, то происходит постоянное влияние друг на друга экономи
и банковских новых технологий. Их взаимосвязь постоянно подсказыв
разработчикам технологий все новые и новые прогрессивные решен
в области информационного обеспечения.


2.4. Характеристика и анализ перспектив
развития рынка информационных услуг
Специфика рыночных отношений, предполагающих взаимодейств
различных по составу, интересам и преследуемым целям субъектов, о
шествляемое в большинстве случаев без всякого вмешательства госуда
94 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

данного экономического пространства информационных ресурсов, обес­
печивающих принятие деловых решений.
Анализ показывает, что в развитых странах информация и технологии
ее обработки за последние десятилетия превратились в самостоятельную
специализированную сферу — информационный рынок, на котором
предлагаются соответствующие ресурсы, продукты и услуги. При этом
в зависимости от масштаба можно выделить международные, националь­
ные и региональные информационные рынки.
Понятие «информационный рынок» требует более детального иссле­

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>