<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

дования, поскольку является новым для России, где подходы к организа­
ции информационных процессов формировались в условиях администра­
тивно-командной системы управления. По нашему мнению, структура
зарождающегося в настоящее время отечественного рынка информаци­
онных услуг не должна существенным образом отличаться от тех моделей,
которые получили распространение в развитых странах и сформирова­
лись в силу объективных потребностей рыночной экономики. Кроме
того, ориентация на принятые в мире модели развития будет способ­
ствовать интеграции российской информационной индустрии в мировой
информационный рынок, развитию экспорта и импорта информацион­
ных продуктов и услуг.
Исследования показывают, что общепринятого определения поня­
тия «информационный рынок» как в отечественной, так и зарубежной
литературе не существует [133, 196, 218]. Можно предложить следующую
формулировку:
Информационный рынок представляет собой совокупность экономи­
ческих, правовых и организационных отношений, возникающих в про­
цессе производства, обмена и потребления продуктов информационной
деятельности.
Данное определение призвано подчеркнуть тот факт, что на по­
добных рынках продается и обращается не информация, а продукты
информационной деятельности (т.е. ее товарная форма) — книги, пе­
риодические издания, научно-техническая документация, базы данных,
электронные сообщения и т. д.
Таким образом, как и любой другой (например, товарный или
финансовый), информацио1тый рынок характеризуется определенной
номенклатурой продуктов и услуг, а также условиями и механизмами
их купли/продажи. Исследования' позволяют выделить его следующие
основные элементы:
• информационные продукты (услуги);
• производители информационных продуктов и услуг;
• информационные посредники (информационные брокеры);
• потребители информационных продуктов и услуг.
В настоящее вре.мя развитие информационного рынка идет по сле­
дующим напраштениям:
2.4. Характеристика рынка информационных услуг

• инфор.мационный продукт (базы данных, печатные и электронн
издания, диалоговые системы с удачснным доступом);
• электронные сде;1ки (автоматизированные системы банковских, би
жсвых и финансовых onepaiu-in, продажи билетов на транспор
и т.д.);
• электронная коммуникация (сети передачи данных).
Анализ показывает, что сфера производства информационного пр
дукта в России, как и в большинстве развитых стран, состоит из тр
уровней. Пшвнос отличие заключается в том, что на этапе персходно
периода она в значительной мере продолжает сохранять черты, унасл
дованные от союзной системы.
Первый уровень составляют федсргътьные информашюиные цент
и библиотеки (более 30), занимающиеся накоплением и обработкой M
ропого информационного потока и обеспечивающие формирование н
ционачьных информацион1п.1Х ресурсов. Исследования показывают, Ч
в условиях перехода к рынку организации первого уровня (ВИНИТ
ГПНТБ, МЦНТИ и т. п.) не претерпели существенных изменений. Ьол
того, на формирующемся информационном рынке у них практически н
достойных конкурентов. С дру: ой стороны, даже в условиях крайне ску
ной государственной поддержки именно федератьные структуры суме
перейти на новые технологии, создав мощные ицформационно-поиск
вые системы, работающие в режиме теледоступа. Многие из них у
имеют свои серверы в системе Internet, на которых содержатся cвeдeн
об информационных источниках в фондах. Гак, на сервере ВИНИТ
в постоянном доступе находятся примерно 15 млн записей.
Второй уровень представлен отрасле1!ыми и регионгьтьными центр
.ми информации (около 130). Они обслуживают потребителей, получ
информацию от первого уровня, а также от территори;и1ьш>1х п отрасл
вых производителей. Структуры второго уровня, особенно отраслевь
подверглись более значительным изменениям. Часть их была ликвидир
вана, часть перешла в новые отрасли, некоторые ста'ш самостоятельны
коммерчески.ми организациями, которым ради выживания приходило
расширять сферу деятельности. Сеть же территориачьиых информат
онных центров сохранилась практически полностью. В поисках спро
они стали осваивать новые рыночные ниши. Например, Московск
областной центр информации создал базу данных «Рьпюк нромышленн
продукции России», которая на I января 1998 г. содержача 57 144 запис
Третий уровень составляют так называемые информационные гк
средники (брокеры). Подавляющее большинство из них сформировало
на базе бывших институтов или отделов научно-технической ицфо
мации предприятий (организаций). Следует отмстить, что именно эт
уровень подвергся наибольшим изменениям в процессе реформ. Ок
завшись в тяжелых финансовых условиях, большинство предприят
и организаций попросту сокращали «непроизводительные» подраздел
96 Стана 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

из этих подразделений сумели стать самостоятельными информационн
ми организациями, работающими полностью на коммерческой OCHO
либо сохранились на успешно функционирующих предприятиях.
Один из самых распространенных информационных продуктов на
Г0ДНЯ11ШСМ 0'гсчес1 венном рынке — базы данных. Аншшз структуры эт
продукта, но нашему мнению, позволяет с достаточной точностью cyд
об особенностях рынка в целом. По данным экспертов, основную до
рынка (около 35-40% от общего числа зарегистрирован}ц>1х) состав
ют базы данных научно-технической и профессиональной информац
Примерно 16% приходится на различные справочники и около 7%
на статистику. Количество баз данных коммерческой и финансо
информации, представляющей особьц'1 интерес для сферы бизнеса,
ставляет не более 2,5-5%. При эгом более 86% баз данных создае
госпредприятиями, а для баз данш>1х научно-технической ин(1)ормац
эта оценка равна 90%.
Таким образом, вклад новых коммерческих структур в этом сегмс
рынка получается крайне незначительным.
Одна из главных причин такого положения, по нашему мнен
заключается в том, что в России до сих пор информа1и1Я, нредставлен
в виде фондов первоисточников, баз данных, архивов и т.н., не являс
экономической категорией (то естьофициатьно признанным товаром)
оценка в большинстве случаев отражает лишь стоимость .материатов
сителей, либо технических средств, на которых она хранится. Это мо
приводить к установлению спекулятивных или ле\гпинговых цен на
формацию, бесконтрольной распродаже информации из государственн
фондов, организации частного бизнеса на госресурсах, неэквивалент
му бартеру, потере прав на информацию, неконтролируемому ее выво
уклонению производителей от на.погов и т.п.
Электронные сделки (операции) представляют собой достаточно и
рокий сегмент современного информационного рынка, охватывают
самые различные сферы деятельности человека. В настоящее время
включает: системы банковских, биржевых и расчетных операций; 6
нирования мест в гостиницах; продажи билетов на различные ви
транспорта; заказа товаров и услуг; «электронные деньги»; «виртуальн
магазины» и т.д.
Российский рынок электронных" сделок начал формироваться е
в рамках бывшего СССР. Первоначапьно на нем были представлс
только систе.\ц,1 заказа билетов на железнодорожном («Экспресс») и ав
ционном транспорте («Сирена»). В последние годы наблюдается 6yp
развитие электронных систем резервирования мест в гостиницах, зак
товаров и услуг, а также банковских п биржевых операций.
Область электронных банковских операций в России ориентирует
главным обоазом на использование систе\ц>1 SWIFT, котооая позвол
2.4. Характеристика рынка информационных услуг 9

международных расчетах, опираясь на уже выработанные стандарт
и подходы.
Кроме того, отдельные проекты реатизуются по л и н и и техническо
помощи ЕС и С Ш А . Эти проекты предусматривают создание CHCTC
электронных банковских операций между ЦБР, его территориатыпям
подразделениями, цер|гр;ип>ными банками стран С Н Г и ведущими ком
мерческими банками.
В последнее время крупные отечественные банки начали внедрени
технологии «клиент—банк». Широкое pacnpocrpaHefine получили такж
электронные системь! обслуживания расчетных операций по пластико
вым карточкам (VISA, MasterCard, American Express, STI?, Union Car
и др.). По экспертным опенкам, обпюе число находящихся в обратени
пластиковых карт в России на коней 1997 г. составило около 3 млн.
Следует отметить, чго в области электронных стелок инфор.мацион
ный рынок непосредственно Bi>iCTynaei элементом рьпючной инфраструк
туры. Наибольший интерес в этом сегменте poccniicKoro информац;ион
ного рынка представляют электронные системы биржевой ( М М В Б , Р'ГСБ
Е Т С - Г К О , М Э Б , «БизЛиик», « Э Л И П С » и др.) и внебиржевой (РТС-
РТС-2) торговиш товарами и ценными бумагами.
Анализ показывает, ч ю хогя пользователь отечественных электрон
ных товарных бирж формши>но получаст возможность совер1исния элек
тронных сделок, правовая основа реализации этих сделок не гарантиро
вана, а в ряде случаев — и весьма сомнительна. BOJH)1IIHI)CTBO электрон
ных бирж представляют собой информационно-коммерческие системы
основывающиеся на базах данных коммерческих предложений, которьк
обновляются с недостаточно высокой оперативуюстью и регулярностью
В отличие от западных, отечественные электронные товарные бирж
изначально не были ориентированы на узкую специатизацию торговл
определенными видами продуктов, а пытались организовать торги по UJH
рокому спектру товаров и услуг. Гораздо болыиий успех выпат на долк
электронных систем биржевой и внебиржевой торговли ценными бумага
ми. В настоящее время можно выдслигь несколько организаций (напри
мер, М М В Б , РТС, М Ф Б , ЦРУБ), которые имеют разветвленные систе
мы к о м м у н и к а ц и й , обеспечивающие эффективное проведение фондовы
операций.
Особенно интересно то, что па сегодняшний день фондовые техноло
гии в России, пожалуй, даже опережают развитие собственно фондовог
рынка. М о ж н о указать по крайней мере две крупномасшлабныс торговы
систе.мы, построенные на базе наиболее современных информацион
ных технологий и практически не уступаюише аналогичным системам
ведущих зарубежных стран. Это системы М М В Б и Р1С.
На начало 1998 г. техническое, nporpa\bvmoe и информационно
обеспечение М М В Б позволяло осуществлит1> торги с более чем 1 200 тер
98 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

на базе в1.1сркопроизводительных машин марки Т500 (Hewlett-Packard
соединенных между собой волоконно-оптической динией, а также не
сколькими скоростными резервными каналами проводной связи.
Электронная система внебиржевой торговли корпоративными бу
магами РТС (Российская торговая система) но своим функционшИ)НЫ
возможностям соответствует уровню известной американской систем
NASDAQ. Центра,1ьным сервером в сети РТС служит мощный компьютс
Continuum 610 (Stratus). На серверах установлены ОС VOS (Virtual Оре
ating System) и F I X (Fault-Tolerant UNIX). При этом FTX применяете
там, где планируется установка разработанных и оптимизированных по
UNIX приложений (главным образом телекоммуникационных). В то ж
время ОС VOS разработана специально для работы приложений в режим
on-line и включает ряд дополните.мьных возможностей: монитор тран
закций, гарантирующий завершение выполнения всех начатых в систем
сделок; систему межпроцессных коммуникаций по принципу передач
сообщений через специально создаваемые очереди, дающую возможност
эмуляции различных типов межпроцессных взаимодействий, в том чисд
и по принципу «клиент—сервер»; одновременное выполнение нескольки
задач в рамках одного вычислительного процесса и др.
По разным оценкам, в рамках РТС проходят торги по 50-70% все
существующих корпоративных бумаг. При этом информация о котиро
ках в режиме реального времени доступна не только участникам РТС
но и подписчикам системы Reuters.
Стремительное развитие Internet, несмотря на пока еще недостаточ
ные возможности защиты информации, по-видимому, уже в ближайше
будущем значительно расширит рынок электронных сделок, сделав е
доступным для массового потребителя.
Рынок электронных коммуникаций вк;1ючает различные систем
связи — сети передачи данных, системы электронной почты, глобальны
сети владельцев микроЭВМ, телеконференции, электронные доски объ
явлений и т. п. Нетрудно заметить, что этот сегмент информационно
рынка находится на стыке с такой отраслью материатьного производств
как связь.
Еще недавно телекоммуникационная инфраструктура в Рорсии, до
ставшаяся в наследство от бывшего СССР, была слабо развитой и не мо
да обеспечить массовое развитие современных видов информационны
услуг. Однако значительные объе.чп,! частных и зарубежных инвестици
в эту сферу за последние юды привели к интенсивному развити.ютелеком
муникационной инфраструктуры. В настоящее время она включает пра
тически весь набор элементов, существующих в западных странах [227J
Технически отечественные службы передачи данных базируются ка
на специально созданных сетях с коммутацией пакетов, так и на нссп
2.4. Характеристика рынка информационных услуг

Исследования показынают, что передача данных по коммутируем
телефонной сети широко используется в российской практике. Возмо
ности для передачи данных при этом различны и зависят от xapaктepиcт
конкретной телефонной сети. При этом хорошее качество соединен
на какой-то отдельной коммутируемой или выделенной линии BOB
не гарантирует получите аналогичных результатов на других. Пожалу
единственным преимуществом их использования является относитель
невысокая стоимость услуг. Вместе с тем низкое качество и нсусто
чивость работы даже в пределах одного региона не позволяет орган
зовывать на базе телефон1н>1Х сетей эффективные коммуникации а
сферы бизнеса.
Службы передачи данных по сетям с коммутацией пакетов баз
руются на целом ряде систем («РОСПАК», «ИНФОТЕЛ», «РОСНЕТ
«SOVAM Net», «ИАСНЕ!», «ММГЕЛ» и др.), созданных в России за п
следние несколько лет. Огмстим характерные особенности этих сетей:
• сети построены на базе современного оборудования с коммутаци
пакетов (как правило, зарубежного производства);
• характеристики сетей (скорость передачи, достоверность) практ
чески не отличаются друг от друга и соответствуют требовани
Международного Союза Электросвязи (МЭС);
• созданные сети с коммутацией пакетов охватывают территорию npa
тически всей страны, и многие из них взаи.модействуют с одноро
ными сетями зарубежных стран;
• операторы сетей с коммутацией пакетов находятся в конкурентн
отношениях, что способствует улучшению качества услуг;
• развитие службы передачи данных с коммутацией пакетов не;юст
точно координируется, каждая из сетей развивается автоно\шо.
В ближайшее время прогнозируется дальнейший рост числа по;
зоватслей сетей. По оценкам экспертов, спрос на коммуникационн
услуги в России возрастет до 2001 г. более чем в 7 раз.
Системы факсимильной связи в России базируются, главным обр
зом, на телефонной сети общего пользования. Вместе с тем обм
факсимильными сообщениями возможен и по сетям передачи данны
Например, многие сети передачи данных с коммутацией пакетов включ
ют в свой состав серверы для спсниатьной передачи факсимильн
сообщений.
Наиболее широкое распространение в стране получила служба эле
тронной почты. Одной из типичных и распространенных систем эле
тронной почты является «РЕЛКОМ»; Ее эксплуатацию ведут более 1
юридически независи.мых организаций. Абоненты сети «РЕЛКОМ» им
ют доступ в глобальную сеть Internet, а также в мировые компьютерн
сети Bitnet, CompuServe и др. По некоторым оценкам, сеть «РЕЛКОМ
100 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

Сеть «РЕЛКОМ» обеспечивает передачу сообщений, а также пр
доставляет и другие типовые услуги: участие в работе телеконференци
доступ к электронным доскам объявлений; доступ к системе электрон
ных торгов; доступ к материалам информационных агентств; подписк
и доступ к электронным журнапам, формируемым в специальных банк
данных; передача сообщений на факсимильный аппарат и др.
Анализ показывает, что сети передачи данных, действующие на те
ритории России в настоящее время, представляют весь диапазон испол
зуемых в мировой практике коммуникационных технологий. При это
большинство функционирующих в настоящее время сетей передачи дан
ных использует протокол коммутации пакетов Х.25 (их доля составля
63%). На втором месте — сети из взаимосвязанных host-ЭВМ, работаю
щих по нескольким протоколам и поддерживающих обмен электронно
почтой (17%). Третье место (13%) занимают сети, поддерживающи
протокол UUCP. На долю остальных приходится всего 7% [132].
Широкое распространение в России сетей на основе протокола Х.2
объясняется тем, что он обеспечивает надежную связь даже на лини
среднего качества.
Следует отметить, что нехватка высокоскоростных цифровых капало
связи сдерживает внедрение таких перспективных сетевых технологи
как ретрансляция кадров (Frame Relay — FR) и режим асинхронно
передачи данных (Asynchronous Transfer Mode — ATM).
Технология FR обеспечивает разделяемое использование полосы пр
пускания линии связи, что является более экономичным решением. Дл
передачи полезной информации FR может задействовать около 90
полосы пропускания, в то время как протокол Х.25 — не более 40 9
Очевидно, что для отечественных низкоскоростных каналов использов
нис FR-технологий позволило бы значительно повысить эффективнос
передачи данных.
В основу технологии ATM положен принцип динамического распр
деления пропускной способности, что обеспечивает более рациональн
использование ресурсов каналов связи. Вся информация на входе ATM
коммутатора преобразуется в наборы фиксированной длины, которы
поступают в канш! связи по мере их создания. Таким образом, обеспеч
вается масштабируемость пропускной способности соединения.
В настоящее время в большинстве случаев для связи узлов сете
используются коммутируемые и/или выделенные цифровые либо анал
говые телефонные каналы со скоростями передачи, не превышающим
14,4 Кбит/с и 64 Кбит/с соответственно. Только в ряде случаев испол
зуются 0[гговолоконные и спутниковые кана-ты со скоростью передач
128-2 048 Кбит/с (как правило, ;хтя подключения к зарубежным сетям)
Основной технической базой сетей по-прежнему остаются IBM-co
местимые компьютеры. Анапиз показывает, что другие платформы пр
2.4. Характеристика рынка информационных услуг

Программное обеспечение узлов коушьютериых сетей работает в
новном иол управлением операционной системы UNIX (69%). До
лруюй популярной ОС Windows NT составляет около 6 %.
В числе предоставляемых сетями передачи данных услуг мож
выде.пить следующие: передача дан1и>1х в режиме on-line; обеспечен
м11огопротоко;и>ных режимов доступа; обеспечение доступа к информ
ционным базам flamnjix и электронным биржам; передача телетайпн
телскс1и>1х и факсими;и,ных сообщений; электронная почта; телеконф
peinuni; а'1ектроп1П)1е доски объжишний; документооборот по стандар
EDIFACF; к.1иринговые расчеты и электронные платежи. Однако след
отметить, что лиин, немно1ие сети обеспечивают все эти виды серви
одновременно.
Российские коммуникаиионн1>1е ccin можно также сгруппиров
по целевому назначению:
1. Транспортные сети, вк-чючаюшие:
• электронную почту («Pb'IKOVl», «ДЕМОС» и т.д.);
• сети на базе протокола Х.25 («ACADF.MSET», «INTERLINK
«SOVAM». «SPRINT». «INFONEI», «ROSNET» и др.);
• сети на базе ОС UNIX.
2. Информационно-коммерческие сети («ADS MIR», «RDCO», «ELM
«ROMIS», «Деловой мир», «ЭЛИПС», «КОНТУР», «СТОСИ» и др
3. Сети доступа к це1гграм генерации и обработки баз данных («IKS9
«0Z», «RKBM», «RUSIKA», «TRANSDATA», «VIMI», «ОЛВИТ
«МБИТ», «EX-NET», «Lanes»).
Наибольший интерес здесь представляют инфор.мационно-комме
ческие сети (ИКС) обмена дcлoFюй информацией, так как это понят
вообще спсцифич)ю для России.
В самом общем виде ИКС — это сеть, обеспечивающая польз
вателям: информационные услуги (удаленный доступ к базам данпы
управление файлами, удаленный запуск и решение задач и т.п.): служ
оперативного обмена коммерческими предложениями по продаже и n
купке товаров и услуг; коммуникационные услуги (электронная поч
электронные бюллетени новостей, телеконференции и т.д.).
Становление ИКС началось в России еще в конце 1980-х, в ев
зи с появлением первых коммерческих структур. Однако переломны
этапом в их развитии следует считать 1992 г., так как именно на эт
период приходится бурньн! рост товарных и финансовых р1>1нков Росси
связанный с либерализацией ее экономики.
Анализ показывает, что в настоящее время развитие ИКС осущ
ствлястся пара,1Лсльпо росту рьшка деловой информации на бумажн
носителях. Существует определенное взаимопроникновение этих рынк
ипфор.мация, полученная из электрон тих коммерческих систем, частич
102 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

рактера, и наоборот, в коммерческих сетях появляются деловые предлож
ния, взятые из газет, журналов и рекламных каталогов. Технически И К
обычно представляют собой совокупность ЭВМ, объединенных специа
ными каналами связи (телефонными, цифровыми, спутниковыми и др
Хараюерной особенностью ИКС является то, что прсдоставляем
ими услуги носят чисто информационный характер. Участники так
сети могут знакомиться с коммерческими предложениями друг дру
однако заключение сделок и обеспечение их исполнения осущсствляют
по другим каналам. Информационные услуги ИКС могут быть разделе
на две основные группы:
• электронная коммуникация .между участниками сети;
• услуги удашнного доступа к ресурсам, включая доступ к коммерч
ским и иным базам данных.
Услугами ИКС пользуются, как правило, организации, осушествл
юише оптовую торговлю. При этом товаропроизводители и торгов
посредники выступают на рынке одновременно в двух лицах — как n
купатели и как продавцы. Исследования показывают, что рынок уел
ИКС характеризуется сравнительно высоким уровнем конкуренции.
Необходимость ускорения процессов информатизации общест
в том числе в части информационного обеспечения банковской, би
жевой и финансовой деятельности, в целом осознается органами
сударственного управления. Указом Президента РФ №334 от 3 апре
1995 г. «О дополнительных мерах по формированию обтероссийск
телекоммуникационной системы обслуживания участников финансов
го и фондового рынков РФ» предусматривается создание в интерес
кредитно-финансовых и других деловых структур иптефированной ее
передачи информации общего пользования. Создание сети, получиви
название «Деловая сеть России» (ДСР), возложено на Госкомимущест
и Федератьное агентство правительственной связи и информации n
Президенте РФ (ФАПСИ).
Главной задачей системы является создание единого информацио
ного пространства, охватывающего все регионы Российской Федсраци
По замыслу, «Деловая сеть России» должна представлять собой р
ветвленную систему, включающую в себя объединенные между соб
,межрегионац>ные, регионатьныс, .городские и пользовательские се
с возможностью выхода на международные сети. Основу «Деловой с
ти России» составляют уже реачьпо функционирующие сети пepeдa
данных «АТЛАС-2», «РЕЛКОМ» и «ИНФОТЕЛ». Их вычиcлитeльн
и информационные ресурсы должны быть интегрированы в единую c
стему с предоставлением услуг по протоколам серии «X» (Х.25, Х.40
TCP/IP, а также услуг по защите информации.
В целом, несмотря на существенные успехи в развитии и становлен
2.4. Характеристика рынка информационных услуг 10

способными в сопоставлении даже со средним уровнем развитых стра
Основными причинами такого положения, на наш взгляд, являются:
• отсталость инфраструктуры и ее частичное разрушение, вызванно
распадом СССР;
• отсутствие единой политики и реальной пол^тержки развития инфор
мационного рынка со стороны государства;
• давление импорта ин(}юрманионн1)1х продуктов и услуг, и как след
ствие, переключение основных платежеспособных потребителе
(коммерческих структур) на зарубежных поставщиков;
• частичное или полное прекращение финансирования НИР в област
информационных технологий;
• несовершенство правового обеспечения информационной деятель
ности.
Исследования и an;uui3 мирового опыта позволяют сформулироват
следующие направления развития и совершенствования российского ин
формациоиного рынка на эта!1е переходного периода;

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>