<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• формирование сбатансированной национальной информационно
инфраструктуры, способной обеспечить как экономические, Ta
и социальные потребности общества:
• совершенствование организационно-функциональной структуры су
ществующей системы rocy/iapcTBCHHbix информационных организа
ций и .методов управления ими;
• разработка и реализация государственных программ для удовлетво
рения инфор.мационных потребностей населения;
• создание экономических и правовых условий, способствуюашх при
влечению негосударственного финансирования информационно
инфраструктуры;
• реа^чизация программ по созданию и совершенствованию отечествен
ной технической базы информационной инлусгрии;
• приоритетное развитие и государственная но/щержка фундаменталь
ных исследований в области информатики и смежных наук;
• развитие процессов интеграции в мировой рынок информационны
услуг с учетом соблюдения национальных интересов и др.
За короткий срок в России появилось множество различных деловы
изданий, отражающих хозяйственную жизнь страны. К наиболее рас
пространенrfbiMиз них следует отнести: ежедневные — «Деловой .мир»
«Business MN», «Коммерсант», «Деловой экспресс»; еженедельные —
«Финансовые известия», «Финансовое дело», «Финансовая газета», «Эко
номика и жизнь», «Ком.мерсант-Деньги», «Эксперт»; ежемесячные —
«Банковское дело», «Банковские технологии» и т.д.
Вместе с тем, но сравнению с развитыми странами число деловых из
104 Става 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

часто не всегда объективна. Кроме того, большинство из них доступно
только в крупных региональных центрах.
Несмотря на бурный рост числа периодических изданий, ориентиро­
ванных на сферу бизнеса, проведенные исследования позволяют сделать
вывод об отсутствии на сегодняшний день в России специализированных
научных журналов и сборников, в которых бы освсшались различные
теоретические и практические вопросы количественного финансового
aiiajn-i3a. Вместе с тем число подобньгх изданий за рубежом достаточ­
но велико. К наиболее авторитетным из них следует отнести всемирно
известные: «Journal of Finance», «Journal of Quantitative and Financial
analysis», «Mathematical Finance» и т.д.
Следствием сложившейся ситуации является «распыление» публи­
каций отечественных исследователей по различным издания.м, общая
тематика которых ориентирована преимущественно на широкий круг
практических работников, а нередко и просто далека от рассматривае­
мой предметной области, что существенно затрудняет как анализ, так
и обобщение содержащихся в них результатов.
Ограниченность объема исследований не позволяет дета;гьцо оха­
рактеризовать другие важнейшие виды информации (эконо.мическую,
статистическую, социально-политическую, юридическую), потребность
в которых может возникать на различных этапах деятельности банков.
Подводя итоги, необходимо отметить, что отечественный рынок ин­
формационных продуктов и услуг в финансово-кредитной сфере сфор­
мирован по западной модели. Вместе с тем он имеет определенную спе­
цифику, связанную с особенностями развития нашего общества на этапе
nepexojmoro периода.
Специфика отечественного рынка заютючается, прежде всего, в огра­
ниченных возможностях получения и предоставления достоверной ин­
формации, что отрицательно влияет на качество информационных про­
дуктов и услуг, а также на информационную прозрачность банковской
деятельности в целом.
Другой серьезной проблемой является отсутствие стандартизации
форматов представления информационных сообщений и несогласован­
ность технической политики ведущих отечественных поставщиков.
Не менее значительным препятствием на пути становления отече­
ственного рынка деловой информации служит неразвитость телеком.му-
никатюнной инфраструктуры и высокие цены на качественные услуги
связи. В совокупности это делает недоступным получение достоверной
информации для .многих мелких и средних банков.
Наконец, полное отсутствие регъчьной поадержки со стороны госу­
дарства, фактически возложившего формирование национального рынка
деловой информации на ко.ммерческие структуры и общественные орга­
низации, привело к тому, что в целом спектр и качество предоставляемых
здесь услуг пока не могут считаться конкурентоспособными в сопо­
ставлении со средним уровнем развитых стран. В результате ведущие
2.5. Применение Internet в банковской деятельности 105

роли на отечественном рынке играют зарубежные поставщики, такие как
Bloomberg, Rcutcr, Tcnforc и др.
На наш взгляд, эффективного решения многих проблем можно
добиться путем широкого использования технологий глобальной сети
Internet.

2.5. Применение технологий.сети Internet
в банковской деятельности
Стобальиая сеть Internet за последние годы превратилась в неочъемле-
мый элемент современной деловой инфраструктуры. Представляя собой
«сеть сетей», она постоянно и динамично растет как с точки зрения
числа пользователей, так и в отношении объема и богатства доступных
информационных ресурсов. По различным оценкам, в настоящее время
глобШ1ьная сеть Internet объединяет информационные ресурсы от 50 000
до 100 000 различных сетей, а обплее число ее пользователей к концу
столетия превысит 500 млн [49]. Проведенные исследования позволя­
ют сделать вывод, что Internet, являясь нсогьемлемой частью мирового
информационного рынка, по сути выступает в качестве системного инте­
гратора его основных секторов, объединяя via качественно новом уровне
и в ра.мках единой технологии производство информационных продуктов
и услуг, электронные сделки и элсктроншле коммуникации.
Следует отметить, что широкое применение Internet непосредственно
в финансово-кредитной сфере нача^юсь сравнительно недавно, в 1995 г.
По состоянию на конец 1997 г. в российской части Internet было предста­
влено всего около десятка банков. Наши банки в основном используют
Internet для размещения информации о себе. Интсрак1ивн1>|е службы
в основном ограничены некоторыми операциями на рьтке nemuiix бу­
маг. Однако роль глобальной сети в этой области посгояшю возрастает.
По оценкам специалистов, к 2005 г. деловая информация будет составлять
до 80% от общих ресурсов Internet.
Исследования показывают, что технологии Internet в б;ц1жайшем
будущем могут совершить революцию в банковской деятельности. Это
связано прежде всего с тем, что прсдоставляе\ц,1с и достунш>1е любому
пользователю Internet технологии практически анмогичны тем, которые
ранее были уделом только профессионалов.
В целом выделяют три основные технологии Internet: Web-серверы
(WWW — World Wide Web), «доски объявлений» и так назьшаемые «пер-
сона1ЬШз1е"газеты» (PCN — Personal Computer News) [49, 132].
I. WWW-технология используется в качестве основной для пред­
ставления и распространения информации, поадержки взаимодействия
инвесторов и участников рынка, интерактивного доступа к информаци­
онным ресурсам и базам данных. Она позволяет объединять информаци­
онные ресурсы различных серверов в единую систему, вводить в состав
106 Гпава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

документов графическую информацию, аудио- и видеофрагменты. При­
меняемая WWW-тсхнология предла1ает качественно новую концетшю
прсдосгаР!ления информационных услуг. Можно выделить следующие
особенности этой концепции:
• информация предоставляется потребителю в виде публикаций;
• публикация может объединять информационные источники, распо­
ложенные географически па значительном расстоянии друг ог друга
• изменения в информационных источниках мгновенно отражаются
в публикациях;
• информация может содержать ссылки на другие публикации, имею-
пшеся в сети;
• доступны все видь! представления данных (текст, графика, звук
видеоизображение).
2. Технология «досок объявлений» является традиционной и широко
испо;н>зуемой для обмена информацией в сетях. Несмотря на гораздо
более скромные возможности представления информации (только текст)
это наиболее flenjCBoe и оперативное средство распространения инфор­
мации. Учитывая, что практически все клиенты сети пользуются этой
технологией, она может стать важным элементом рекламной кампании
в процессе размещения ценных бумаг. Ценность данной технологии опре­
деляется и тем фактом, что она позволяет «вести разговор» одновременно
с группами клиентов. Возможна организация контролируемой иерархии
с выделением отдельных rpyini для помещения информации различного
характера и групп для коллективрюго обсуш1ения, например, условий
размещения займов.
3. Технология PCN относится к наиболее поздним разработкам и от­
личается возможностью оператанно доставлять на компьютер ютиента
информацию, состав которой определяется им самим.
Нетрудно заметить, что технологии Internet, и црсж,че всего WWW
могут привести к существенным изменениям в инвестиционной сфере, где
вплоть до настоящего времени доступ потребителя к рынку обеспечивали
посредники. Теперь пользователь может получать информацию неносрел-
CIценно с места ее возникновения в течение нескольких секунд и осуще­
ствлять сделки самостоятельно, причем в реальном времени. Таким обра­
зом, Internet существен по расширяет круг участи и ков финансового рынка
Не менее важно и то обстоятельство, что посредством Internet за сим­
волическую плагу (а часто и бесплатно) специалисгы банков и представи­
тели малого бизнеса могут получать необходимую информацию в готовом
для принятия решения виде, а также рекомендации и консультации веду­
щих cneHHiLTHCTOB (брокеров, аналитиков, менеджеров и т.д.); особенно
актуальна эта проблема для России, где подавляющая часть населения
2.5. Применение Internet в банковской деятельности 1

С каждым голом число пользователей Internet в России нсукдон
возрастает. По разны.м оценкам, только число индивидуа-чьных польз
вагелей на начало 1998 г. составило около I млн человек. По ланны
Российского perHOHaj'ibHoro центра [nternct-технологий (РОЦИТ), общ
оборот этого рынка в 1997 г. превысил 50 млн долл. Количество иифо
мациониых ресурсов, доступных на русском языке, за 1997 г. вырос
в 10 раз. Свои страницы в Internet имеют практически все коммерческ
банки (более 80%), фондовые биржи и информационные агентства.
В настоящем параграфе мы ограничимся исследованием информ
ционных ресурсов Internet, представляющих интерес с точки зрения
использования в банковской деятельности. При этом основное вниман
будет уделено финансовой, биржевой, а также.другим видам делопо
информации, которые составляют информационную базу для принят
управленческих решений.
Анализ показывает, что биржевая и финансовая информация, д
ступная через Internet в настоящее время в России и за рубежом, в OCHO
ном включает [49, 132]:
• оперативные и ретроспективные котировки различных финансовы
инструментов, курсы валют, процентные ставки и т.д.;
• справочную информацию по институтам финансового рынка;
• аналитические обзоры и консультации;
• деловые новости.
Среди основных задач, решаемых с использованием технологи
Internet, в свою очередь можно выделить:
• получение оперативной информации, в том числе в реа.,'1ьном врем
ни (цены, котировки, ставки, курсы, деловые новости);
• доступ к различны.м базам данных в режиме on-line;
• получение аналитической информации, обзоров, консульташш;
• осуществление электронных сделок в реальном времени.
Остановимся на основных возможностях, которые дает банку пр
менение Internet. Здесь следует отметить, что сеть Internet применим
для различных областей работы банка — от взаимодействия с клиенте
до обмена информацией с другими банками.
• Первым этапом работы в Internet для любой финансовой организаци
обычнй становится использование World Wide Web для опубликов
ния рек^'шмной и прочей информации.
• Второй этап — предоставление клиентам базового доступа в бан
Клиенты получают возможность просмотреть относящуюся к ни
108 I лава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

• Интерактивное взаимодействие с к^тиентом — трс1ий этап. Благода
такому взаимодействию к^тиент получит не только доступ к фина
совой информапии, но и сможет внести коррективы в информ
П Ю и провести различные расчеты. При такой реа^тизапии систем
И
на базе Internet могут прийти на смену специализированным сист
мам «банк—клиент» или, по крайней мерс, взять на себя часть
функций. На западе уже есть примеры так называемых «виртуат
Ш1 » банков, которые вообще не имеют обычных филиа.пов и вел

все дела с к;гиепта.\п1 через Internei.
• Еще одно направление работы — создание межбанковских инфо
мационных систем. На стадии разработки находится серьезный np
ект Ассоциации российских банков по разработке информапио
ной системы лтя обмена банковской информацией. Система буд
предназначена для использования сотрудниками различных банко
которые являются членами Ассоциации российских 6aFiK0B. Это б
лет мощный Wcb-ссрвср на платформе UltraSparc пол управлени
Oracle Web Server 2.0 и СУБД Oracle 7.3.
• И наконец, важной для банка является возможность получения р
нообразной финансовой информации. Сюда входит самая различи
информация: реклама, новости, информационные архивы.
Internet как среда распространения финансовой ииформатш в р
жиме реатьного времени предоставляет пользователю следующие неС
мненные преимущества:
• Открытость и разработанность стандартов. Наличие надежного н
бора технических средств для конструирования сервиса.
• Относительная дешевизна каналов связи.
• Доступность. Возможность доступа пользователя к информаш
из любой точки без каких-либо дополнительных затрат.
Тем не менее существует ряд факторов, ограничивающих широк
использование Internet в качестве среды распространения финапсов
информации. AHiUHi3 показывает, что OCHOBHBINHI проблемами, возник
юшими при использовании Internet, являются следующие:
• Неонре.телснность стандартов :!auuiTbi данных от несапкпиорщрова
ного доступа и стандартов электронных платежей (можно ожила
утверждения необходимых стан;1артов в ближайшем будущем).
• Перегруженность сети, необходимость в повышенных трсбоваии
к производительности серверов и пропускной способности кан;ът
связи из-за растущего обт.сма передаваемых данных и необходимое
их постоянного обповлепия (эта проблема иногда решается пут
использования выделенной полосы-пропускания в пределах кана;
2.5. Применение Internet в банковской деятельности

• Различные ограничения возможностей обработки информации cra
дартными средствами доступа. (Существует несколько решений эт
проблемы. Одно из них уже итроко распрострайено в мире и з
ключается в создании специализированного программного обссп
чения, использующего стандарты Internet, другое связано с испол
зеванием языка программирования Java, разработанного компани
Sun IVIicro.systems спсциа'1ьно для использования в среде Internet.)

Взаимодействие с клиентами банка через Internet.
Безопасность расчетов
Использование глобальных коммуникаций, и в частности Intern
в качестве канала распространения финансовой информации — риск
ванная задача. При разработке таких проектов встает целый ряд нов
проблем, например, как обеспечить доступ к унаследованным систем
и как решить вопросы безопасности. Кула бы ни обратился клиент, C
необходимо обеспечить возможность доступа к одним и тем же баз
данных.
Среди основных возможностей, предоставляемых WWW-сервер
банка клиенту, следует упомянуть возможность получения информац
о текущем счете, взаимодействие с депозитарием и другими службам
Что же касается выполнения денежных переводов, то в нашей CTpa
для реализации этой задачи потребуется время. Вопрос безопасности n
реализации таких задач датеко не прост, хотя подходы зарубежных банк
представляют значительный интерес.
В современном мире банковские услуги на дому через Internet опир
ются на так называемые виртуальные частные сети (ВЧС). При помош
ВЧС организации используют Internet в качестве сети и программу пр
смотра в качестве интерфейса.
Сегодня ВЧС обладают высокой степенью защищенности, но \и
скольку они базируются на закрытых penjemwx, в рамках сети огранич
ны возможности их взаимодействия. Технология Web изначально не оче
хорошо приспособлена аля целей защиты информации. В то же врс
переход к защищенной среде еще более усложняет проблему.
Необходимым условием развития второго способа оплаты услуг явл
ется обеспечение безопасности электронных транзакций в открытых с
тях, а также защиты серверов от несанкционированного доступа. Недав
разработанные стандарты, такие как SKIP (Simple Key management
Internet Protocol) компании Sun Microsystems лля защиты корпоративн
сети, а также SET (Secure Electronic Transactions) компаний VISA и Ma
terCard для шифрования платежных операций в Internet подготавливак
техническую базу для надежного и безопасного осуществления платеж
через Internet.
Сейчас гоуппой инженеоной поддеожки ноедложен стандарт на спе
110 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

Совместимость с IPSec первыми должны предоставить поставщики бра
мауэров и стеков TCP/IP.
Фирма Edify, поставпшк программного обеспечения антоматизац
доступа клиентов к информации, разрабатывает свои приложения с
циальио для веления электронных банковских операций. Сейчас E
предлагает продукт пол названием Electronic Workforce Platform. Он n
зван помочь финансовым организациям в гюреходе на интерактивн
режим рабопы. Основной проблемой при таком переходе является
обстоятельство, что изначально организации рассматривали Wcb-серве
только как cpcflCTFio размещения статической информации. Сегодня о
должны связать разнообразные данные (зачастую хранящиеся в разн
местах) в единую систему. Важно и то, что финансовые институты ча
не могут позволить себе тратить много средств на внедрение этих тех
логий, поскольку Web только-только пояш1яется, и неизвестно, за ка
срок вложенные средства окупятся.
Следует огмстить, что большинство серверов Internet пока ори
тированы на содействие инвестору в решении лишь части пробл
Например, исследования показывают, что в настоящее время Inte
в целом не предоставляет специальных возможностей для проведе
фундаментального ана'гиза. Тем не менее, отдельные серверы уже сеЙ
предоставляют пользователям фундаментальные финансовые показат
фирм, как в форме финансовой отчетности, так и в форме дело
новостей, описывающих, какое влияние на их финансовое состояние
гут оказать отдельные события (контракты и сделки, из.менение СОСТ
руководства и т.п.). Некоторая часть этой информации может быть
лучена бесплатно, однако для корпоративных пользователей цoдnиc
плата часто бывает достаточно высокой [176].
Например, информация для фундаментального анализа представл
на упоминаемом в дальнейшем сервере «QuoteCom». В рамках служ
«Hoover Company Profiles» (профили компаний) эта информация досту
для подписчиков базовой версии. Служба охватывает публичные и 4a
ные компании около 200 отраслей. Информация по каждой ко.мпан
включает не только финансовые данные, но и ее историю и сведе
о высших руководителях, контактную информацию и т.п. [176].
Сервер известного агентства Standard & Poor's («S&P MarketSc
Alerts») содержит не только профили компаний и отраслей, но и a
литическую информацию, прогнозы дивидендов и рынка. Объем
пользования ограршчеп 50 запросами в лень. В рамках системы «ST
Appreciation Ranking System» (STAR), под/1ерживаемой для 1 000 ком
НИИ, потребитель может получить рейтинг компании по пятибалльн
шкале и отчеты, включающие текст последних 24 опубликованных стат
связанных с работой компании. Служба «S&P Stock Guide» предлагз
ся по подписке и является диалоговым аналогом соответствующих
данных, ранее распространявшихся только на магнитных носителях. И
2.5. Применение Internet в банковской деятельности I

которых представлены в листинге «WSE», «АМЕХ» и «NASI3AQ». Служ
«S&P News Reports», предоставляя деловые новости за последние 90 дне
стремится сфокусироваться на peuiCHnn задач фундамснтапьного анали
Ее обзоры охватывают новости по 6 500 ко.мпаниям и фирмам [203].
Важным источником информации для фундаментального анали
и подчсржки инвсстишюиных решений выступает также «E1DGAR SE
Listings and Company Profiles». Сервер службы «EDGAR» (Electronic Da
Gathering and Retrieval) предтагает доступ кбазе данных Комиссии по ne
ным бумагам CL1JA (SEC), содержащей информацию по крупным и ере
ним корпорациям и предоставляющей пользователю возможности поиск
Доступна также общая информация о корпорациях, включающая данн
о членах совета и показателях акций и других бумаг компании на рыик
«Путеводитель по российскому фондовому рьннку» — сервер спр
вочной информации по ведущим российским компаниям и фондово
рынку.
Важной формой доступа к ана.'1итической биржевой и финансов
информации в internet выступают так называемые индивидуальтле газ
ты, которые основываются на технологии фильтрации данных из мн
жества источников вторичной (справочной) и первичной информац
и доступны как в рамках корпоративных сетей, так и для широкого кру
пользователей. В качестве примера таких услуг можно назвать систе
фильтрации информации «NewsAlert», используемую фирмой Vakicl.i
в помощь аналитикам при подготовке еженедельных и двухнедельн
докладов дтя инвесторов. Эта система обеспечивает мониторинг индс
са «Dow Jones» и котировок акций 3 500 компаний, а также получен
текущей информации, доступной через серверы этих ко.\п1аний.
Технический анализ в отличие от фундаментального строится
оценке финансовых активов с точки зрения изменения их биржев
характеристик — цен и объемов сделок. Для технического анализа, кот
рый охватывает большие динамические ряды лаушых. более характср
использование графических форм представления информации, разли
ных статистических инструментов и специальных технологий. Поэто
многие серверы, ориентированные на предоставление информации д
технического ана.'1иза, предпагают пользователю стагистичсские ряды ц
Д1Я обработки в рамках страницы или для загрузки в смой компьюте
В качестве примеров информационных ресурсов Д1я технического ан
лиза можно указать [203].
«Telescan» — страница одной из [!едуших коммерческих лидтоговы
систем «Telpscan», которая предлагает спсциащпос программное обес[и
чениедтя графического представления, мошггорита и анатизаопционо
статистические данные, а также деловые новости.
«HedgeHog» — страница, работающая в режиме электронного бю
летеня, предлагающего результаты технического анализа по различны
индексам «Dow Index» «S&P 500» «NYSE». «CRB index», a также пыика
112 Спава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

также доступна справочная информация и рекомендации по мнои
аспектам технического aiia,'iH3a и прежде всего по использованию р
личных осцилляторов ;и1Я выявления изменений тренда.
«Wall Street Direct» — сервер, который наряду со специализапи
на предоставлении информации для технического анализа также пред
гает пользователю другие службы и материалы, необходимые на разли
ных этапах инвестиционной деятельности.
В настоящее время большинство Web-сервсров пока не предос
вляют эффективных технологий формирования и управления кредити
и инвестиционным портфелем. Вместе с тем, работа в этом направлен
ведется. В качестве примера попыток создания подобных серверов за
бсжом можно указать продукты американских компаний «Paine Wcbb
и «Quote Com».
Web-страница «Modern Portfolio Management» (современное управ
нис портфелем) разработана инвестиционной компанией Paine Webb
Пользователю предлагаюгся комментарии текущих событий и предпол
жения об их влиянии на принягие решений на рынке акций, облигащ
и Baj'iKvrbi в США. В рамках страницы имеется служба «Individual
vcstor Center» (Центр индивидуального инвестора), в составе котор
в свою очередь; имеется песко.'н.ко других служб. В рамках одной из
ких служб — «Assets Allocation» (размещение активов) — приводя
описания портфелей различного типа в соответствии с соотношсни
«допустимый риск/ожидаемая доходность». Предлагается три стратеп
иш!естирования - консервативная, умеренная и агрессивная, и для
ждой из них дается подробное объяснение, почему был выбран имен
такой состав активов. Кроме того, потребителю предлагается информ
ция в графической форме в виде кривых, для которых по осям показ

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>