<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

с более крупными банками при.меняется обычная модемная связь по ком
мутируемым линия.м или некоммутируемым телефонным каналам связ
или аренда центров коммутации пакетов, работающих по протоколам Х2
Современные системы банковских показателей складываются из по
казателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которь
отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский
нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и дру|"И
аспекты функционирования банка. С помощью ана<1итичсских и сводны
показателей анатизируются структура активов и пассивов, доходов и рас
ходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвид
132 Пшва 3. Интеграция ПО банковской деятельности

деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собстве
ных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общ
объеме ресурсов и в.тожсний, определяют удельный вес и значимость
или иных операций; их использование позволяет выяа1ять возможное
повышения прибыльности и конкурентоспособности банка. Специфик
деятельности банков является широкий диапазон их клиентуры —
предприятия и организации всех отраслей экономики, в том числе ст
ховые органы, налоговая сфера, таможня, бюджетные и внебюджетн
структуры, а также население. Это порождает большое разнообразие п
казателей, используемых в банковской практике. Финансово-кредитн
показатели имеют громоздкие наименования и сложную структуру. Осн
ваниями показателей являются количественные характеристики, ввод
мые в систему обработки для получения обобщенных, аналитических п
казателей, используемых в процессе принятия управленческих решени
Автоматизация банковских операций требует приведения всего мн
жества показателей в единую целостную систему, установления их
держательного и терминологического единства (однозначности), а так
четких взаимосвязей между ними.
Новая технология требует интеграции'информационных процессов
в частности, организации информации в виде совокупности баз данны
Данные в базе систематизируются на основе выбора и построен
модели. Модель на стадии проектирования создается в несколько Э
пов с постепенным приближением к оптимальной по времени нои
информации и объему занимаемой ею памяти, что является сложн
многоступенчатым проектировочным процессом.
Современные банковские технологии работают только с базами да
ных. Существуют различные инструментальные программные средс
как для проектирования, так и для управления и поддержания баз да
ных — это прежде всего различные системы управления базами да
ных (СУБД). В зависимости от выполняемых функций их спектр мож
включать как простые, так и сложные .многоплатформенные разработ
Система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) д
ных в текстовом и DBF форматах, что позволяет обмениваться инф
манией со специальными прикладными программами, электронны
таблицами, текстовыми редакторами и т.д., а экспортируемый из сист
.мы документ может быть послан по электронной почте. Информационн
обеспечение банковских систем должно реализовываться в режиме реа
ного времени, при котором изменения в данных, произведенные одн
пользователем, сразу должны становиться доступны остальным пользо
телям банковской системы. Следует от.метить, что действительный реж
реапьного времени обеспечивают только системы, использующие сстев
СУБД, основанную на архитектуре сервера баз данных (Clarion, Огас
Paradox и т.д.), а при использовании СУБД, основанной на модели «фа
3. i. Построение автоматизированных банковских систем 1

Свойства банко15ских систем вытекают из возможностей базово
(cHcicMHoro) и прикладного (спеииа'1ьного) программного обеспечеш
bajoBbie средсгва ис!10льзуюгся для обеспечения эксплуатации АБС, д
разработки прикладной части программных средств. Базовыми являю
операционные системы, СУБД и другие программные средства систе
иого назначения. В их окружении, под их воздействием функциони
юг прикладные программы. Потенциальные возможности АБС зави
or эксплуа1ациоти.1Х свойсги базовых програ.м.мных средств, на осн
В которых они разрабагьппиотся. Адек1!атно построенная АБС долж
С
на протяжении некоторого времет! обеспечивать такое развитие без пр
ведения pa^^икiъ^ьньгx модификации. По/щержание производительное
системы в условиях возрастающей и усложняющейся нагрузки привод
к необходимости имсгь не то.тько резерв в потенциаде базовых средс
по и возможность перехода к более мощным а|Ц1аратным средствам. Д
этого базовые програ.\гмные средства должны обеспечивать перенос пр
к^тадной части системы на новые аппаратные платформы без каких-ли
изменений прикладного програм\шого обеспечения. Рассмотрим важне
lime требования к программному обеспечению ЛВС, диктуемые специфию
и особенностями банковской дея1е.'1ьности. Отличительной чертой фум
ционирования АБС яв.тяется необходимость обработки больших объем
данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операт
BiiOjia. чтения, записи и передачи данных. Это предъявляет весьма жестк
требования к производи гельности операционных систем, СУБД и сред
передачи данных. Кроме того, значительные объемы информации дол
ны быть доступны воперагивном режиме jum обеспечения возможност
анатиза, прогнозироваштя, коптро.тя и пр. Поэтому базовые средст
до.тжны быть в состоянии по;и1срживать доступ к большим (и постоят
возрастающим) объемам данных без потери производительности. На^тич
в спектре базовых средств сетевых функций является непременным атр
бутом современных АБС. Сетевые функции придают системе свойет
многоуровнепости и многозвенности, а также обеепсчи1!ают возможное
объединения различных программных п.ктгформ (DOS. NetWare, Windo
NT, UNIX и пр.) и, как следствие, возможносгь гибкого расширен
и наращивания системы — дополнения ее новыми рабочи\Ц1 местам
новыми серверами различных классов. Телекоммуникационные воз.мо
ности базовых средств позволяют перевести технологию межбанковск
расчетов на принципиально иной уровень за счет уменьшения времс
передачи документов. Это заметно расширяет возможности банка.

3.1.3. Классификация АБС
Основная .масса предлагаемых на отечественном рьтке АБС по cro
мости и требованиям к вычислительным срелсгва.м рассчитана насредш
и небольшие банки, где вопросы подготовки и переподготовки кадр
для работы в новых условиях стоят особенно остро. Расширение сист
134 Глава 3. Интеграция ПО банковской деятельности

происходит, как правило, в том случае, если возрастающие запросы пот
бителя носят потенциально массовый характер для российских услов
Поэтому по мере роста финансовых возможностей банков можно ож
дать повышения спроса на более совершенные (многоплатформеин
системы, техническое и программное обеспечение которых потребует
возрастающей кватифнкаиии спеиигьтистов.
[Точти все фирмы-разработчики создают новые версии АБС, об
шающис предыдущий опыт, орие1ггированныс на те же программ
аппаратные средства, но с улучшенной архитектурой и более широк
спектром возможностей. На рынке ЛВС нет единого магистральн
направ-мения их развития, а появление новых к,тассов систем в зиа
тельной мере определяется интенсивностью и особенностями разви
банковского дела в стране.
Процесс эволюции автоматизированных банковских систем в Росс
часто рассматривают как процесс смены их «технологический UOKO
НИИ». В 1994 г. можно было выделить четыре технологических поколен
АБС. Сейчас можно говорить уже о шести поколениях:
Первое поколение: аппаратная платформа — автономные nepcona
ные компьютеры под'управленисм MS-DOS; СУБД — Clipper, FoxP
Clarion; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка; стр
тура АБС — автономные АРМы, не связанные или слабо связанн
по данным через обмен файлами (в том числе путем физического ne
носа на гибких дисках с компьютера на компьютер). Сейчас практичс
не встречается.
Второе поколение: аппаратная платформа — персональные комп
теры под управлением MS-DOS, работающие в локальной сети No
NetWare; СУБД — Clipper, FoxPro, Clarion; базовый элемент техно
гии — бухгалтерская проводка; структура АБС — автономные АРМ
связанные по данным через общие файлы, лежащие на сервере и не c
занные по функциям. Широко распространено до сих пор, особен
в небольших банках и в провинции.
Третье поколение: аппаратная платформа — персональные комп
теры под упрашшнием MS-DOS (MS Windows), работающие в локальн
сети Novell NetWare (Wmdows NT); СУБД — собственная разрабо
на базе менеджера записей Btrieve; базовый элеме1гг технологии — б
га..ттерская проводка, реже — документ; структура АБС — автономн
АРМы, сильно связанные по данным через общие структуры базы данн
и слабо связанные но функция.м. Технология, переходная от «файл-с
вер» к «клиент—сервер». Широко распространено, в том числе в р
крупных банков. Есть исключительно удачные реализации.
Четвертое поколение: ашшратная платформа — персональные к
пьютеры пол управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в
кальной сети, или же хост-компьютер с терминалами; СУБД — п
(Ьессиональная оеляпионная (может быть постоеляционная или сетева
3.1. Построение автоматизированных банковских систем

сделка; структура АБС — автономные АРМы, сильно связанные по да
ным через общие структуры базы данных, в отдельных случаях связанн
по функциям через общее aiipo. Технология двухуровневая «к.1иент
сервер». Довольно распространено.
Пятое моколемие: аппаратная платформа — персонхтьные ко.мпью
ры под управлением iVIS Windows, MS-DOS, реже UNIX, в распределени
сети (WAN) с несколькими физическими серверами приложений (котор
работают под многозадачными многопользовательскими ОС); СУБД
технологии — документ или сделка; с:рукгура АБС — логические A
Мы, сильно связанные как по данным, так и по функциям в предел
локальной сети и слабо связанные по данным в пределах распределс
ной сети. Технология трехуровнсЕШя «клиент—сервер» с использовани
менеджеров транзакций. Единичные разработки.
Шестое поколение: аппаратная платформа — гетерогенная сетев
среда; СУБД — профессионшп>ные реляционные с открытым интерфе
сом (возможно одновременно несколько разных СУБД); базовый элеме
технологии — сделка или документ; структура АБС — логические АРМ
динамически формируемые по компонентной технологии, сильно св
заиные по данным и функциям. Перспективная технология, единичн
разработки.
Есть смысл пояснить некоторые понятия, положенные в основу кла
сификации. Прежде всего следует обратить внимание на структуру АБ
а и.менно на то, каким образом связаны между собой отдельные функщ
опальные модули (автоматизированные рабочие места, или АРМы) АБ
Можно выделить следующие типы связи:
• Несвязанные модули: связь отсутствует или осуществляется за СЧ
обмена данными .между модулями через файлы промежуточного фо
мата. Такие решения встречаются не только в несетевых регыизаии
АБС: например, в одной из старых версий АБС обмен данны
между основными модулями и .модулями финансового ана1и;)а пр
изводился через текстовые файлы.
• Связанные по данным модули: связь осуществляется через обан
файлы данных, использующие единый формат и доступные разны
модулям (АРМам). При этом степень связи может бьггь различной
от слабой, когда активное изменение данных производится разны
АРМами последовательно и каждый из них взаимодействует с дa
ными в монопольном режиме, до сильной, когда обработка данн
в общей базе производится одновременно разными АРМами.
• Связанные по функциям модули: различные АРМы испо.тьзуют од
и те же функции, хранящиеся в общедоступном месте и вызьн!а
мыс по мере необходимости. Связь также может быть слабой (ес
это функции низкого уровня, например, функции доступа к поля
записей СУБД) или сильной (если это функции, реализующие би
136 Hiaisa 3. Интеграция ПО банковской деятельности

В АБС ранних разработок (не только российских) базовым элем
том технологии была бухгалтерская проводка. Любая банковская операц
представлялась как набор проводок, которые операционист производ
практически вручную (заполняя соответствующие поля в экранной ф
ме) или при минимальной степени автоматизации. В новых АБС базов
элементом технологии становятся документ (как правило, совокупно
проводок) или сделка, то есть совокупность документов, формирующ
законченную банковскую операцию (например, выдачу — сопровож
нис — возврат кредита).
Как и во многих других информационных технологиях, в А
наблюдается тенденция укрупнения базовюго элемента технологии и
вышсния уровня абстракции. Возможно, базовым элементом техноло
АБС будущего станеч южснт — как совокупность всех связанных с H
банковских операций.
По всей вероятности, в ближайичие несколько лет в России бу
доминировать системы третьею поколения. Надо сказать, что посл
ние версии этих систем производят весьма блаюприятное впечаглеш
Их разработчики создали целые комплексы проблемно-ориентированн
инструментачьных средств, в которых есть и транзакционный механи
и даже «честная» трехуровневая архитектура «клиент—сервер». Банк
покупающим системы третьего поколения, неизбежно — и это призна
в приватных беседах сами разработчики — придется их заменять у
через пару лет, и вряд ли эта замена пройдет незаметно и безбол
ненно: уж слишко.м различаются технологии АБС третьего и последу
ших поколений.
Необходимость включения в концепгуа.,'1ьную модель АБС no
тия «банковский продукт» не всегда осознается разработчиками сис
автоматизации банков. И это объяснимо — все АБС, более-менее уст
чиво представленные на рынке, изначально содержат набор функш
требуемый при выполнении операций с банковскими продуктами. 'П
можно заметить, что во многих АБС задана, как правило, единая
следовательность описания видов вкладов физических лиц, однако п
этом существует непохожая на нее последовательность описания кре
тов и совсем отличная от двух предыдущих последовательность описан
работ при выполнении операций с ценными бу.магами. Пользовате
системы приходится достраивать i\ уме необходимые логические св
между разрозненными функциями системы с целью правильного их п
менения. Позволяя использовать многие АБС с пользой для банка, та
положение, тем не менее, приводит, с одной стороны, к необходимо
привлечения cneiuiaTHCTOB с развитым абстрактным мышлением (KO
рых, по определению, гораздо меньше, чем людей с обычными спос
ностя.ми, и которых, следовательно, труднее найти). А с другой сторо
такое построение систе\ц>1 является предпосылкой для совершения м
гочисленных ошибок при работе персонала с системой, что увеличив
3.1. Построение автоматизированных банковских систем

В настоящее время, ко1ла коммерческим банкам России в 04e
жестком режиме времени приходится осваивать новые финансовые H
струменты и существенным образом перестраивать работу, направленну
на удержание и привлечение клиентов, АБС, которая в максимальн
степени отражает особенности работы коммерческого банка, способ
оказать существенную под^тержку всем его сотруд!Жкам при выполнен
своих должностных обязаьнюстей.
Создание подобной системы не может произойти внезапно, ска
ком. Существует период, в течение которого происходит осознание H
обхоли.мости производства такой системы, выработки коннентуальн
и логических принципов ее оргаР1Изации, ориентации тexнoлoгичccк
и технических процессов на ее производство. Учитывая стремительи
развитие банковского дела в России, необходимость в АБС, постр
снной с учетом современных требований, сегодня, как никогда ране
определяет логику совершенствования автоматизации банка.
В основу анализа по.^южим следующий постулат: коммерческ
банк — это предприятие по :зарабатыванию денег. Действительно, де
тельность кредитных учреждений, будь то привлечение и пpeдocтaвлeн
денежных ресурсов, различные виды (1)инансовых операций или обесп
чение разнообразных банковских услуг, всегда нацелена на то, чтобы т
лучить прибыль. Коммерческая дсяге.'н>ность возможна, когда есть нек
продукт, который к,тиент потребляет, платя за него деньги (в общем сл
чае это — любые ценности, которые можно «проесть» или вновь пустт
в оборот). Основным источнико.м зарабатывания денег банком яв.ше
ся оказание услуг при создании продуктов и их распространении сред
клиентов. Таким образом, налицо «рынок», «спрос» и «пре;июжение».
Для создания банковской услуги нужен материал — финансовы
инструменты. Где, например, взять наличные доллары, которые хочсг к
пить в банке клиент? Наверное, их можно приобрести у другого клиент
но при условии, что они у того есть, и этот второй клиент желает
продать. Однако лучший выход здесь — обратиться к другому кредитном
учреждению: у него наверняка найдутся «.лишние доллары». Вот и получ
ется, что банк в са.мом процессе формирования финансовых инструменте
для создания банковской услуги сам нуждается в банковских услугах.
Кредитному учреждению по.мимо банковских услуг, получаемы
от кредитных учреждений, требуются и «небанковские услуги»: эле
тричество, отопление, автомобиль для управляющего и т.д. Банк вы
плачивает зарплату своим сотруд}П1кам, платит налоги государству
в общем, как и любое другое предприятие, он занимается хозяйственно
деятельностью, в ходе которой взаимодействует с различными организ
циями, поставляющими эти «небанковские услуги». В банке существу
четкое разделение труда по специализации работников, и осгювной при
Глава 3. Интеграция ПО банковской деятельности
138

С этих позиций рассмотрены все технологии, в той или иной степ
ни формапьно представленные в коммерческом банке. За^тача описан
и внедрення гсхнологии заключается в формализации процесса выполн
ния операций, осуществляемых персонапом банка, — работниками, л
ятсльность которых иаправле!1а на достижение общей цели. Когда так
задача будет успешно реп]ена, руководство банка сможет усилить ме
по мониторингу, контролю и управлению банковской деятельность
Таким образом, технология — это внутренний закон банка, а автом
тизпрованная банковская система — лишь одно из средств исполнен


ОН Ж К
paficiiu.e
06l' ' \ * 1 1 -
В ^Гн.ние'
Haii.fc
р.КЧ.'ТНО-

\ I'KO
>C4,lV*!.IMMnH

коф,1,е



Кр.нпы
цре.щрн-




Ко.„мла,ос
0<"lt,.tv*Hhi,lllilO
-* Ф.ШПССК!'*
\ , , „ „ , , оф,«с
\
\ Ko^гi.:"c^a^oc"
o^k•..^Ailь.l-
\ „„сф.ишес-
\
Li±-;y^iJ




i i
Ор.,ИГИ,..!.,!Ч Op. 1ч;1).,1.ии
рабо.м
6i\i.LllL-|KKO0
\ЧС1.1 tf нофиме.^е
Lili;!iiin)a.J н».-|б,,.1ка
3.2. Программное обеспечение системы банковских расчетов . 139

этого закона. Это средство позволяет контролировать выполнение опе­
раций и предоставлять полную и адекватную информацию о результатах
деятельности банка.
АБС предназначена прежде всего для автоматизации банковских
технологий. Их примерный перечень представлен на рис.2.
Список банковских технологий можно существенно расширить, пе­
регруппировать, усилить использование некоторых направлений, или,
наоборот, сократить. Часто именно набор видов используемых банков­
ских технологий является своего рола «визитной карточкой» кредитного
учреждения и отличает один ком.мерческий банк от другого.


3.2. Характеристика существующего программного
обеспечения системы банковских расчетов
Одной из важнейших и актуа-тьных проблем при разработке ин-
фор.мационных технологий д,1я автоматизации банковской деятельности
является выбор соответствующих программных продуктов. При этом
основная сложность заключается в том, что спектр решаем1^1х задач здесь
достаточно широк, плохо старщартизируем, и большинство из них соче­
тают в себе одновременно вычислительный, информационно-поисковый
и логический аспекты.
Исследования показывают, что число различных программных про­
дуктов, применяющихся лчя решения различных задач банковского ме­
неджмента, достаточно велико. Только KaTajior Wall Street & Technology
содержит описания более 1 000 программ [227]. Поэтому в настояшем па­
раграфе мы ограничимся рассмотрением наиболее характерных в своем
классе продуктов, широко использующихся в отечественной и зарубеж­
ной практике.
Рассмотрим наиболее популярные зарубежные и российские автома­
тизированные банковские системы.
3.2.1. Анализ зарубежных систем
автоматизации банковской деятельности
Ускоренное развитие финансового рынка, характерное для 90-х го­
дов, потребовмо от банков да.'1ьнейшего повышения эффективности
обслуживания клиентов, гибко1"о экономического маневрирования, пре-
дотврашенця снижения прибылей за счет принятия правильных, с точки
зрения минимизации рисков, решений. Поэтому чрезвычайно актуаль­
ной стала проблема интеграции и обеспечения целостности оперативно
используемой информации, что .можно было досгичь только при усло­
вии применения эффективных средств распределенной обработки дан­
ных и связи. Для обеспечения деятельности фипансо1!ЫХ организаций
в Н В Х условиях нужны были интегрированные системы, в которых
ОЫ
140 1лава 3. Интеграция ПО банковской деятельности

результаты всех банковских транзакций мог;ш бы незамедлительно OT
жаться и учитываться в операциях всех входяп1их в них подразделен
Только такая автоматизированная обработка банковской информац
могла обеспечивать руководству банков согласованное управление р
ками, ликвидностью, актинами и обязательствачт. Однако перестро
действующих авгоматизированных систем обработки данных оказывал
очеш> дорогой; требоватся новый по.тход к созданию систем, который б
найден в софудничестве круинеЙ11]их банков и организаций, спеииа
зируюГиихся в обласги банковских технологий и способных преллож
комплексное ретенис проблемы.
В результате на рынке появился новый вид про1раммно-технич
кой и интеллектуальной продукции, получивший название «банковс
платформа». «Банко1!Ские платформы» от систем старого типа отлич
то, что OFHH, с одной стороны, реализуются на базе новейших инфор
ционных технологий и технических средств, а с другой — коицентриру
опыт и знания большого количества банковских снеииа/тстон (эксп
тов) высшей квалификации. Таким образом, «банковские платформы»
продукты совместной деятельности банков и кохшьютерных фирм, в
торых нельзя отдать предпочтение какой-либо одной из участвуют
в их создании сторон. «Банковские плат(1)ормы» строятся по моду;Ц)
му принципу и обеспечивают использование единой упифицированн
функциональной базы д-'1я решения всех банковских задач.
Наибольших успехов в качестве партнеров банков и других фин
совых организаций в разработках банковских платформ досгтли ф
мы IBM (США), DEC (США), Siemen.s (Германия), Oliwetti ( И т а т
Bull (Франция).

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>