<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Являясь мировым лидером в производстве оборудования широ
номенклатуры и производительности, фир.ма IBM д.||я обеспечения o
ративного и экономически эффективно1"0 функционирования финан
во-кредитных учреждений предлагает второе поколение машин AS/
с современной операционной системой OS/400, которая обеспечивает
шищенность данных, повышенную производительносгь системы и по
зователя как в пакетном, так и в диалоговом режимах при работе в ce
разнообразных конфигураций. При создании собственного прикладн
программного обеспечения OS/400 предосгавляст средства разработ
повышаюише производительносгь трула црограм\тсга за счет улучи
ния ряда функций системных pccyi5coB ЭВМ. В качестве прикла;ик
программною обеспечения для решения банковских задач фирма 1
предлагает неско;1Ько программных пакетов, построенных на .модульн
принципе и ориеггтированных на платформу OS/400.
Пакет программ IBIS/AS «International Banking Informational Sy.ste
прсдназг1ачен для всестороннего управления финансовыми и ледовы
отношениями кредитно-финансового учреждения. Его использование
НРЧЯРТ И НТРПРРЯ N
3.2. Программное обеспечение системы банковских расчетов 14

операций, возможность подключения новых модулей без нарушени
целостности сушествуюшсй системы; обеспечивает пользователей все
уровней обширными стандартны.ми отчетами и справками, необходимы
ми им для эффективной деятельности.
Система IB1S/AS охватывает весь банк со специальной функционад
ной поддержкой каждого отдела в соответствующих модулях, которы
сформированы в две группы.
Первая группа модулей, получившая название «Банковские», вклю
чает, прежде всего, ценфгшьиый модуль «Птавная бухгалтерская кни
га (бухгалтерский учет)». Центральный модуль является не только ялро
сосредоточения информации для осуществления управления по различ
ным направления.м деятельности банка, но и реализует весь набор дей
ствий от установки ватют и их качественных характеристик до форми
рования балансового отчета, выявления структуры прибыли и убытк
Он формирует массивы постоянных данных и таблиц, обеспечивает вза
имодействие с функциона^тьиыми модулями и настройку системы д.-
работы в режиме реального времени. Функциональные банковские моду
ли автоматизируют операции при предоставлении банком коммерчески
кредитов; оформлении депозитнь1Х сертификатов; управлении портфе
лями банковской документации клиентов; финансировании тор10вы
сделок, сделок с иностранной вaJlютoй и на денежном рынке и т.д.
Вспомогательные модули второй группы («Архивация», «Аудиторски
проверки», «Интерфейс SWIFT», «Kanaji связи», «Платежи по счетам
и др.) позволяют осуществлять архивирование и оптимизацию обработ
ки файлов, подготовку аудиторских отчетов, удовлетворять потребносп
клиентов в телекоммуникационных услугах и автоматической передач
указаний об операциях с ценными бумагами, предоставлять информа
ционные услуги и контролировать оплачиваемые счета с оформление
подтверждений и автоматической распечаткой документации после осу
шествления платежа и ряд других операций, регулярно выполняемы
работниками банка.
Программный пакет «Midas ABC» английской фирмы BIS Bankin
System, также рекомендуемый фирмой IBM, обеспечивает комплексно
решение традиционных задач банковской деятельности и основываетс
на использовании передовых архитектурных решений, содействуюши
дальнейшему развитию агшаратной и программной частей. Ею примене
ние pacиJиpяeт возможности защиты данных от нссанктюнированног
доступа в операционной системе; восстановления информации; удовле
творения сетевых и коммуникационных потребностей (предстаР)ляютс
возможности взаимодействия фактически с любыми другими CHcrcMaNrn
Пакет «Midas ABC» обеспечивает полную автоматиза1ц1ю дeягeльнocт
банка. Он построен на модульном принципе и включает 40 стандартны
подсистем, каждая из которых служит для решения конкретной банков
ской задачи. В частности, предоставляется возможность коммуникаци
142 Глава 3. Интеграция ПО банковской деятельности

финансовыми пакетами фирмы BIS Banking System; поддержки и про­
ведения розничных и оптовых торговых операций; решения кредитных
и бухга^1тсрских задач; ведения единой информационной базы; форми­
рования бачанса; управления риском и т. п.
Значительное распространение получили банковские платформы
фирмы DEC (США). С участием этой фирмы головным разработчиком
международрюй ко.мпании Werter Pertners была создана международная
банковская система 90-х гг. IBS-90 («International Banking System for
1990»).
Совместно с разработчиками «Citidak of Amerika» и специа.,1Изиро-
ванной компанией 1ТВ («Information Technology for Banks») фирма DEC
разработала банковскую платформу будущего. Она получила название
FSA (Foundation Software Architecture) и предоставляет в распоряжение
разработчиков программного обеспечения конкретных банковских систем
все необходимые структурные элементы, оформленные в виде проверен­
ных и оптимизированных с точки зрения производительности модулей.
Разработанные на базе FSA системы в настоящее время установлены
в 10 крупнейших мировых финансовых центрах, вк,1ючая Лондон, Нью-
Йорк, Гонконг.
Для универсального банка фирмой DEC («Sancher Computer As­
sociates») создана еще одна банковская платформа, которая получила
название «Profile». Она допускает генерацию и настройку трех типов
систем под конкретные требования заказчиков:
• собственно интегрированной банковской системы («Profile/IBM»),
автоматизирующей все виды розничных услуг, т.е. peajin3yeT опе­
рации с вкладами, займами, управления финансами, обслуживания
клиентов и интеграции информации;
• интегрированной системы управления финансами («Profile/FMS»),
решающей задачи общего характера — бухгалтерского учета, учета
платежей, подведения балансов, подготовки финансовых отчетов;
• системы автоматизации деятельности банка на вторичных рын­
ках («Profile/M»), обеспечивающей выполнение вкладных операций
на заемных средствах и отслеживающей прохождение и подготовку
всех документов и отчетов, имеющих отношение к использованию
займов.
При этом фирма Siemens преяпагает многопользовательскую опера­
ционную сиспему «Sinix» (UNIX производства Siemens), обесг1ечиваю-
щую распределенную обработку данных и реализующую эффективную
и экономичную технологию объединения рабочих .мест (компьютеров)
в единую лока.'1ьную сеть.
Для обеспечения работы финансовых учреждений фирма предлагает
диалоговую систему KORDOBA. Это специальное банковское программ­
ное обеспечение рсапизуст все банковские операции во всех отделениях
3.2. Программное обеспечение системы банковских расчетов 14

с одного рабоче10 места. Система представляет собой пакет программ м
дульной структуры, включающий налоговую, информационную и орган
зационную части. Система содержит все стандартные функции основны
отделов универсальных кредитных учреждений и регыизует денежн
и ватютные операции, кредит в рассрочку, печать выписок и счсто
компенсации nponenroii, работу с цснны.ми бу.магами, операции с ин
странными банка.\ш и ряд других функций. Системы, постаг)ляемь
фирмой Siemens, гибки и могут быть настроены на потребности конкрс
ного банковского учреждении. Особое вни,ма1ше в реализуемых пакего
функциях уделено достоверности информации и надежности приним
емых решений. Достоверность информации обеспечивается проведен
ем формального и содержательного контроля вводимой информант
а надежность принимаемых решений повышается за счет современно
обработки данных о к^тиснтах и счетах дня.
Фирма «Olivetti Systems Networks» (OSN), включающая в себя окол
220 компаний из 30 стран мира и находящаяся в составе Olivetti Grou
имеет большой опыт автоматизации различных сфер бизнеса и, в частн
сти, предлагает свою «банковскую платформу» (Platform for banking-P
для автоматизированного банка («Automatic banking»). Это комплексн
решение, отвечающее тенденции построения открытых систем, обесп
чивает создание гибкой и способной к расширению системы банковск
учреждений, реализацию полного набора банковских функций в сре
распределенных услуг и приложений в условиях локальной сети и во
можность выхода в глобапьную сегь. Ьанковская платформа «Olivet
включает ряд составляющих, которые реатзуют конкрсгные функци
в узлах автоматизированной банковской сети. В частности, служба уир
вления сетью осуществляет под/тержку различных протоколов обме
данными; организует доступ к удаленным базам, коммуникацию с л
ступными линиями связи; обеспечивает устойчивую работу внутренн
локальной сети и т. п.
Среда управления данными осуществляет взаимодействие систе
хранения, поиска, доступа и управления базой данных Oracle. Базов
окружение включает поддержку среды распределенных yc.iyr и прил
жений локатьной вычислительной сети («Olinel LAN», «LAN Manager»
использование различных операционных систем (DOS, OS/2, Window
UNIX), обеспечение общего интерфейса пользовательских приложений

3.2.2. Обзор автоматизированных систем
банковских технологий отечественных фирм
Активно процессы автоматизации банковских технологий стали пр
являться в конце 80-х - начате 90-х гг. FcrecTiienmwM образо.м это был
связано с банковской реформой 1989 г., когда существующие банки пол
чили большую самостоятельность и наряду с бьшшими государственны
ми банками на рынке банковских услуг появились новые ком.мерчески
144 1лава 3. Интеграция ПО банковской деятельности

обработка банковской информации, уже не могли предоставлять банкам
весь спектр услуг, необходимых для уменьшения рутинной работы и для
ана.тнза и прогнозирования финансового состояния банков.
Несколько позже, но почти одновременно на рынке программных
средств банковских технологий появились фирмы «ПрограмБанк», «Ин­
версия», «Лсофт», RStyle, «Диасофт» и др., которые в настоящее время
успешно работают. К наиболее значимым по числу внедрений фирмам-
разработчикам систем ЗЕпоматизации банковской деятельности следу­
ет отнести такие как «Инверсия», «Диасофт», RStyle, «ПрограмБанк»,
«Асофт» и др. Все эти фирмы (кроме RStyle) являются членами секции
банковского программного обеспечения, действующей в рамках Ассоци­
ации разработчиков программного обеспечения в области экономики.
Развитие процесса автоматизаш!и деятельности банковских и прочих
финансовых структур привело к появлению разнообразных информаци­
онных технологий. Это объясняется не только различием самих банков
по размерам, структуре, используемой методологии ведения банковского
дела, т. е. всех тех параметров, которые в первую очередь характеризуют
банк как объект приложения информационной технологии, но и изоби­
лием организаций-поставщиков банковских систем, активным npeiino-
жснием этих систем и наполнением ими рынка.
Интересен подход к автоматизации банковских технологий, реа­
лизованный в программных продуктах «АСУ комбанк», разработанных
совместно фирмой «Инверсия» и тех}|ическим центром «Кредобанка».
Технология «АСУ комбанк» предусматривает получение выходных форм
за любой цромежугок времени, а также различные формы фильтрации
и индексации, позволяющие выводить строго определенную, но глубоко
варьируемую информацию. Фирмой предложена ориентированная на ра­
боту главного бухгалтера связь синтетического и анапитичсского учета,
обеспечипаюшая контроль соответствия показателей. В «АСУ комбанк»
реализуется система контроля веления банковских договоров, которая по­
зволяет Н только вычислять npouetrrbi по кредитным, депозитным и тому
С
подобным договорам, но и оценивать по достаточно простым методикам
ход кредитной работы, выявлять узкие места, ожидаемое состояние банка
на любую будущую дату и выполнять большой объем других ана,питиче-
ских услуг, как в цифровом, так и в аналитическом виде. Программн!>1Й
комплекс «Операционный День Банка (ОДБ)» постоянно развивается
как за счет «периферии», так и за счёт создания принципиально новых
про1раммных комплексов, автоматизирующих аналитические и другие
банковские функции.
Разработки фирмы «Инверсия» открыты Л1я расширений, действуют
в сети Novell NetWare в режиме «файл-сервер»; программное обеспечение
базируется на средствах Clipper и языка Си: коммуникационная часть
подсистемы «к^пиент—банк» ориентирована на ОС UNIX. В функцио­
нальном плане система предусматривает получение баланса в любой .мо­
мент времени, возможность работы в нескольких одновременно открытых
3.2. Программное обеспечение системы банковских расчетов 145

операционных днях, тътичис в качестве основной единицы системы до­
кумента; /ьчя нес характерна высокая степень интегрированности всех
информационных, технических и технологических элементов.
Технологии и программные комплексы фирм «Асофт» и «Диасофт»
имеют несколько меньшее число внедрений. В частности, фирма «Асофт»
ннелрила свои разработки примерно в ста банках, а «Диасофт» — п двух­
стах. На рынке банковских технологий фирма «Лсофт» несколько уступает
своим конкурентам, в то время как хорошо отработанный продукт фирмы
«Диасофт» пользуется BITOJHIC заслуженны.м спросом. Получили широкое
распространение традиционный ОДБ, совмещающий рублевые и валют­
ные операции, технолошя контроля расчета процентов по банковским
договорам и многие другие.
Система автоматизации банковской деятельности «Diasoft» ориен­
тирована на применение в крупных и средних коммерческих банках,
характерными особенностями которых являются: развитая сеть филиалов
и отделений банка; предоставление широкого спектра банковских услуг
К-шентам как в банке, так и вне его; поддержка операций на внешнем
pijHiKe; расширение видов деятельности (операции на фондовом рынке,
залоговые и трастовые операции, хранение и учет ценностей); осуще­
ствление электронного обмена данными, подключение к глобальным
информационным сетям.
АО «Диасофт» прелтагает решение банковских проблем в виде трех
систем: непосредственная автоматизация деятельности банков «Diasoft
Bank», автоматизации операций по частным вк^чадам «Diasoft Card» и бан­
ковский депозитарный комплекс «Diasoft Depo».
В основу функционирования системы автоматизации банковской
деятельности («Diasofl Bank») положен принцип раздельно10 ведения
операций в pa3jni4Fibix валютах. Система имеет ряд направлений, свя­
занных с ведением счетов, обработкой платежного документооборота,
формированием бухга^гтерской отчетности, ведением договоров и апапи-
зом деятельности банка, управлением системой автоматизации.
«Диасофт» специ;ъшзируется в области создания новых технологий
прикладных банковских систем. Новые технологии базируются на архи­
тектуре «клиент—сервер», на использовании объектно-ориентированРЮГО
подхода при создании прикладных систем и других современных дости­
жений в области компьютеризации банковского дела.
Например, по частным BKjUuaM («Diasoft Card») ведутся соответ­
ствующие счета, обрабатываются документы по вк^ишам, начисляются
проценты, полдерживается связь с ОДВ.
Банковский депозитарный комплекс («Diasoft Depo») предназначен
для использования в банках, инвестиционных и финансовых институтах.
Комплекс может применяться лчя организации собственной сети депози­
тариев, иметь связь с другими сетями депозитариев. При совместной ра­
боте с системой автоматизации коммерческого банка могут а[!Томатически
146 Глава 3. Интеграция ПО банковской деятельности

формироваться и передаваться проводки денежных средств, сопровож
юшис операции на рынке ценных бумаг.
Фирма «ПрограмБанк» предлагает свою концепцию автоматизац
банковской деятельности. Следует отмстить высокий уровень программ
рования и широту охвата автоматизации банковских услуг. В рамках O
згиюжена возможность получать выходные формы практически за люб
календарный период. Наряду с жестко оирсделеиными отчетными сро
ми нашчие программ «Касса», «Платежные поручения», «Учет основн
срслсгв и малоценного имущества банка» позволяет комплексно авго
тизировать деятельность 6yxrajrrepHn. Этой фирмой разработаны и дру
программные продукты, например, программы по автоматизации веден
операций с иностранной ватютой. Программные продукты этой фир
рассчитаны на мелкие и средние банки, что в первую очередь связ
с отсутствием возможностей его работы в операционной среде No
NetWare. Несколько архаичная система обмена информацией между ко
тьютерами затрудняет рабопу в банке при его росте и увеличении чи
пользовательских мест. Однако ншшчие достаточно сильной группы
провождения и внедрения позволило «Програ.мБаржу» добиться внед
ния своего продукта более чем в двухстах пятидесяти банках страны.
Одним из основных направлений деятельности фирмы К51у1еявля
ся комплексная автоматизация деятельности банков, получившая наз
ние «RS-Bank», Система «RS-Bank» непрерывно развивается, она oiinpa
ся на базовую подсистему ОДБ, в которой выполняются все необходим
операции. В частности, организована работа с валютой, формируются
лансы по каждой ватюте и сводный рублевый 6aiaHC. Для эффективн
использования кредитных ресурсов автоматизированы работы по кред
ным договорам, ссудным и расчетным счетам клиентов, нроизгюди
обслуживание физических лиц. В подсистеме «Учет акций банка» веде
реестр акционеров, расчет дивидендов, учитываются платежи по акци
и натога.м. Подсистема электронных расчетов работает с межбанковски
документами, возможна автоматическая квитовка документов. Сист
«RS-Bank» подготавливает файлы батаисов и отчетностей по любо
количеству филишюв и выдает сводный башне. Организована сист
в виде набора автоматизированных рабочих мест, кaж^юe из которых
жет вк.:1ючать одну или несколько ПЭВМ с общедоступной базой данш
Разработки фирмы «Асофт» для коммерческих банков дают возмо
ность автоматизировать ведение операционно-учетных работ и бухга1т
ского учета, межбанковских расчетов, кассовых операций; решение K
дитных задач, информационное обеспечение руководства банка. Кро
того, с их помо11ц,ю реализуются телекоммуникационная связь «клиен
банк» с использованием электронной почты и электронной подни
система безнатичных расчетов банковскими пластиковыми карточка
3.2. Программное обеспечение системы банковских расчетов

Основное отличие отечественной банковской инфраструктуры И
формационных технологий от зарубежной, с точки зрения компьютера
платформ, — более высокая степень их однородности. Под компьютер»
банковской платформой понимается профаммно-техническое оснащеш
решения банковских задач на базе новейших информационных технол
гий, включающее в себя конкретную методологию ведения банковско
дела на определенном профессиональном уровне. Использование так
[ьштформ в первую очередь-характерно для малых и средних банков.
Деление банков на малые, средние и крупные можно провести по к
личеству документов, обрабатываемых за один рабочий день: до 2
от 200 до 2 000, свыше 2 000 документов, либо по количеству авт
матизированных рабочих мест, организованных в банке, при услов
их эффективной загрузки (3, 15, 50 мест). В настоящее время, к
правило, преобладает однородность средств вычислительной техни
в банках, что объясняется более дорогим содержанием парка нескольк
серий компьютеров. С ростом активности и числа поставщиков 6a
конских систем, а также с появлением более широких возможностей
системной интефации степень однородности банковской инфрастру
туры будет, по-видимому, постепенно снижаться. Выбор банками т
или иных систем автоматизации связан, как правило, с соотношени
«цена—надежность—производительность».
Состав инфор.мационного и программного обеспечения, их орган
зация определяются прежде всего составом задач. К наиболее традицио
ным задачам, решаемым любым банком, относится операционная (ра
четно-кассовая) деятельность. Не вдаваясь в подробности всех аспект
расчетно-кассовых банковских операций, отметим, что автоматизац
только этой деятельности может решить основные проблемы сегодня
него дня (но не будущего). При таком иохтходе банковская TCXHOJior
строится на программном продукте «Операционный день банка», а вн
дряемый комплекс задач позволяет сотрудникам проводить опсративн
анализ деятельности банка за любой предшествующий промежуток Bp
мсни. Однако даже необходимость иметь электронные копии банковск
платежных документов требует наличия ряда дополнительных програм
ных продуктов, имеющих традиционные названия «Касса», «Платежн
поручения» и другие. Для обеспечения комплексности автоматизац
банковской деятельности требуется ряд важных программных средст
и все они должны быть интефированы настолько, чтобы при провед
Н И банковских операций не было излишних ввода, набора, пересыл
И
данных и т.д., а состояние банка можно было оценить на любой време
ной момент. Кроме того, учитывая необходимость автоматизации обме
информацией между банком и расчетно-кассовым центром (РКЦ), np
ходится осуществлять разноску сумм по корреспондентским счетам,
обработку и другие функции.
148 Пшва 3. Интеграция ПО банковской деятельности

общения с банком, минуя операциониста и не выходя из своего офи
са. Наличие такой системы и широкое распространение персональны
компьютеров типа «Notebook» (со встроенными модемными платами
позволяет современному бизнесмену осуществлять платежи практическ
в любом месте, где есть телефонная связь. Отсюда и привлекательност
банка, предоставляющего своим клиентам подобные услуги.
Следующим традиционным направлением банковской деятельност
является кредитование, приносящее, как правило, до 75% дохода банк
Автоматизация этой функции обеспечивает не только автоматизирован
ный контроль за прохождением платежей, но и, что наиболее важн
прогноз на любой срок ожидаемого в будущем состояния банка Ka
с точки зрения получения денег по кредитным договорам, так и пред
стоящих выплат по привлеченным средствам. Приведенные функци
автоматизируются в рамках комплекса программ «Ведение банковски
договоров», на который накладываются многочисленные аналитически
задачи по решению вопросов оптимального использования имеющихс
в распоряжении банка средств. Решения комплексов задач с ценными б
магами, дилинг, биржевые операции, организация межбанковского обм
на электронными копиями документов, аналитические системы оценк
деятельности банка и его клиентов и т. п., которые в настоящее вр
мя автоматизированы далеко не полностью, должны органично входит
в комплексную систему организации деятельности банка.
В последнее время по причине роста объемов работ, набора услу
числа филиалов, клиентов и связей проявляется тенденция приобретени
банками более мощных компьютеров и более развитого программно
обеспечения. Если техническое обеспечение, как правило, целиком зар
бежнос, то в программном доля зарубежных систем значительно меньш
На рынке программных средств действует несколько десятков поста
щиков, и оптимальный выбор продукта в таком изобилии предстааля
собой весьма сложную задачу. Кроме того, следует отметить высокую а
тивиость банков в разработке собственного программного обеспечени
Доля приобретаемых систем примерно равна доле собственных. Это пр
жде всего касается инструментапьных средств, что говорит об активност
банков, готовых разрабатывать собственное программное обеспечение.
Набирает силу распространение сетевых 6atiK0BCKHX технологи
Ввиду того, что подавляющее большинство банков в России — малы
примерно 80% из них имеют локальную вычислительную сеть. Сетево
парк становится все более разнообразным. Около 90% рынка Росси
принадлежит сетевой операционной системе NetWare фирмы N0VEL
Наибольшее распространение в России нашли распределенные СУБХ
Oracle, Informix, Sybase. Ingres. Все они обладают следующими общим
свойствами:
• многопользовательский режим доступа к БД с обеспечением средс
3.2. Программное обеспечонис системы банковских расчетов

• ориентация на исио.н^зонанис архитектуры «клиент—copisep» и одн
род1н>1Х и разнорол1и.1х компьютерных сетях;
• !ю;|держат1е и качеспю основного интерфейса jxm доступа к
языка SQL с диа.тоюным ин1ер(|1ейсом и нозможности всграинан
конс1рукиий SQI. и тралшиюнные языки програ.ммирования;
• обеспечение ере тс lis запросов через фор.мы и отче1ы;
• по;и1ержанис средств быстрой типизации прик-чалных продукт
на основе языков програ\1\тровар1ия 4 - i o поколения (4G1.).
В настоящее время Oracle запимас! первое место, Syba.sc — втор
Informix — третье место па мировом рынке раснределетных С У Б
и вместе они контролируют почти 3/4 рынка.
Лидирующее место Oracle объясняется неекольки.ми обьективны
причинами:
1. Oracle ˜ открытая и переносимая система. Со с ю р о н ы сервера С
acic по.;1лерживаег более 200 програмчню-аппаратных платформ
от персональных кочпплотерои до многопроцессорных систем.
2. Сетевое взаимодейспик между сервером и клиентом обеспечивае
продуктом S Q L * N E r , который похтерживас! практически все се
вые протоколы: от T C P / I P и S I ' X / I P X до Х.25. Причем SQL*NF.r
рет на себя поддержку напиопатьных языков (в том чис.че и русской
3. Язык P L / S Q I , фир\п.| Oracle наиболее развитый из расширенш
языков SQL.
4. Разработай интсгрировапчп^н! набор инетрумента.тьных средств е
здания прикладных приложений, в к . н о ч а ю п т й в себя «Oracle Form

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>