<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

уплачиваемого банком с полученной прибыли по соответствующему ви
размещения средств, то в нашем распоряжении будет матрица процен
ных ставок с учетом налогообложения по каждому виду вложения — F
где г = 1 , . . . , г , < = 1 , . . . , Г. Заметим, что плата по одному из OCHOBH
видов налогов — налогу на прибыль — происходит раз в квартал аван
вым платежом, что делает нашу задачу более универсальной, так как в хо
решения основной задачи (за один период у нас взят как раз кварт
мы получаем расчетную сумму доходов, исходя из которой, можно спр
гнозировать сумму авансового платежа по налогу на прибыль. Практи
многих средних банков России показывает, что сумма авансового плате
по налогу на прибыль не рассчитывается банками, а берется пример
на три месяца вперед и часто вносится большая сумма, чем нeoбxoдиv
Тем самым средства, заплаченные сверх нужной суммы, автоматичес
исключаются из оборота и не приносят доход. Наша задача — для
ждого периода построить матрицу Lt = {L,j)t, где i,j = \,...,r,aLij
часть г-го вида актива, «перебрасываемого» в j - й вид для оптимальн
получения прибыли. Таким образом, имея вектор X\t,..., X'^t средс
накопленных по каждому виду активов к концу периода i - 1, и умн
жая этот вектор на матрицу перехода, переводим активы из одного ви
в другой и получаем новый вектор X\t, .••, Xrt- Так, что


2_, ^tt Z^ •^•' ˜ ^*
»=1 (=1

Затем, разместив эти средства, по истечении одного периода,
уже будем иметь вектор Х[(+,,...,Xl.^_^_^ = ХцРи, •••, ^rtPrt, с котор
проделываем то же самое. Заметим, что
г г
У^ X,t+\ = St+f и ^^L,j = l для любого i.
.=1 j-i
Разместить активы в виде вложения с максимальной процентн
ставкой мещают офаничения, накладываемые Центральным банком Р
налоговым законодательством и здравым смыслом.
Первое из них состоит в следующем. Пусть все вложения, осущ
ствляемые нами, разбиты на фуппы по степеням риска (в COOTBCTCTB
с Инструкцией № 1 Центрального банка). То есть каждому виду влож
ния соответствует свой коэффициент невозврата средств — G,{ из И
302 Глава 6. Совершенствования системы банковских расчетов

средств, взвешенную с учетом риска невозвращения средств. Ины
словами, G,tX,t — это та часть вложенных средств, которую мы мож
не получить обратно.
Далее приводится таблица статей активов, соответствующие им к
эффициенты риска и ставка налога на активы, приносящие доход.

Таблиц

Коэффициент Ставк
Группы активов
риска налог
I ГРУППА
— касса и приравненные к ней средства (сч. 202301-202308) 0,02 —
— средства на кор. счете в РКЦ (сч. 30102, 319) 0,00 —
— средства на резервном счете в ЦБ РФ (30202, 30204) 0,00 —,
П ГРУППА
— ценные бумаги правительства РФ (сч. 194) 0,10 0,1%
— ссуды, гарантированные правительством (сч 8973) 0,15 38%
— ценные бумаги местных органов власти (сч. 8978) 0,20 38%
— кор. счета банков-нерезидентов в СКВ (сч.30114) 0,20 38%
— финансирование государственных кап. вложений 0.25 1,5%
П1 ГРУППА
— кредиты др банкам (сч. 822+075+615) 0,25 38%
— краткосрочные ссуды (кредиты сроком до 1 года минус 0,30 38%
ссуды, гарантированные правительством)
(сч. 35+ 4 7 + 65+ 712+ 716)
— факторинговые операции (сч 907) 0,50 21,5?
— фуппа кор. счетов (сч.082 + 167 + 080) . 0,25 38%
— кредиты фирмам-нерезидентам и физическим лицам 0,50 38%
на потребительские цели (сч.613 + 630)
IV ГРУППА
— долгосрочные ссуды (кредиты сроком до 1 года минус 0,50 38%
ссуды, гарантированные правительством РФ)
— лизинговые операции (сч. 924) 0,60 21,5?
V ГРУППА
— ценные бумаги АО и предприятий, приобретенные банком 0,70 18,39
(сч. 191 + 192 + 193 + 195 + 085)
— другие права участия, приобретенные банком (сч. 825) 0,80 38%
VI ГРУППА
— просроченная задолженность по ссудам (сч. 62+78) 1,00 21,59
— опротестованные векселя (сч. 197) 1,00 21,59
Другие вцаы активов:
— фьючерсные операции 1,00 21,59
— гарантии, поручительства 1,00 21,59
— траст, посреднические операции 1,00 21,59


О т я н и ч е н и е ня CVMMV пя^мешенных спелств с учетом писка нев
6.2. Разработка модели распределения средств банка 3

следующим образом:
г
/ , G,tX,t ^ 25Kt,
»=1
где Kt — капитал банка (величина, известная на момент расчета t).
Следующие офаничения взяты из той же инструкции и связа
определенными положениями:
1. Офаничение на сумму кредитов (Кр<), выдаваемых предприяти
и организациям плюс МБК (сюда не включены такие виды влoжeн
как ценные бумаги всех видов, валюта и др.):
Kpt ^ 0,7Ct,
где С< — остатки на расчетных текущих счетах срочных вкладов и де
зитов.
2. Офаничение н»ликвидность (ЛА<) [Напомним, что ликвидно
ресурса — это возможность его быстрого перевода в денежную нал
ность (так, в таблице, где активы разбиты по степеням риска, они од
временно расположены в порядке понижения их ликвидности: от сред
в кассе до просроченной задолженности)] вкладываемых средств (ере
рассматриваемых нами вложений ликвидными являются государственн
ценные бумаги) по отношению к Q:
Л At > 0,5Cj.
3. Соотношение суммы ликвидных активов и обшей суммы актив
г
nAt^0,5^X,t.
1=1
И наконец, последнее условие, офаничивающее каждый вид вл
жений уже не относительно капитала, а относительно общей сум
размещаемых средств в момент t, то есть 5/:
0,01 St 4 Xii < 0,85<, t,i = l,...,r.
Это Офаничение можно очень просто интерпретировать: банк не м
жет совсем игнорировать какой-либо вид вложения и в то же вре
не должен акцентировать все свое внимание только на самой доходн
операции. Это связано не только со стремлением банка иметь в сво
арсенале максимальный спектр услуг, но и с необходимостью диверс
фицировать банковские операции.
Здесь и далее под X,t будем понимать не одно конкретное (едини
ное) вложение банка, а именно направления размещения средств:
• МБК;
• государственные ценные бумаги;
• негосударственные ценные бумаги;
304 Глава 6. Совершенствования системы банковских расчетов

Таким образом, имеем задачу максимизации дохода, получаемоп
в момент времени t + 1 от размещенных средств в момент t, т. е. задач
определения вектора Хи, •••, Xrt по данному вектору X\t,..., Xlt-
Рн^п + PitXit + PitX^t + ... + PrtXri -^ max, t = 1,2,...,

- • St^JZxlu ' (
X'xt - Pit-\Xtt-\, г = 1 , . . . , r, (2
j:,i<0,8S,, i = f,...,r, X,t^0,015(, i=l,...,r,
r r
Y^GitX,i^lbKu Kpi^0,7C«, ЛА^^О.За, ЛА« > 0,5 ^ X.,.
«=i «=i

Решив задачу линейного профаммирования симплекс-методом, пай
дем вектор Х\ = {X*t, •.., X*t), который соответствует оптимально
структуре размещения средств, при которой получаем максимальну
прибыль. Изменяя структуру вложений, мы не изменяем сумму размеща
емых средств:
±х:, = ±х:,
1=1 1=1

Для полного решения задачи следует построить матрицу Lt, в соот
ветствии с элементами которой будут известны виды активов, наиболе
оптимальные для перевода в другие виды активов:

Xu-=(^-Y^Lir„)x',t + ^L,ntX'r„t, i = \,...,k. (
^ m=l ' m=l

Решение этой задачи в большинстве случаев неоднозначно.
6.2.2. Алгоритм распределения средств
Рассмотрим алгоритм поиска одного из решений, который испол
зует не более г - 1 шага для построения матрицы {Li])t. Для простоп
восприятия в описании алгоритма не_будем писать индекс t у векторо
и матрицы L, подразумевая его. Имея два вектора X и X*, находи
вектор перелива капитала —
г •^
F = (i^,,...,F,)= {X,-X\,...,Xr-X*):Y.F,=0.

На каждой итерации алгоритма обнуляется как минимум одна ком
ппнентя "чтпго ве1^тппя Алгппитм считяется 'чя1^г1нченным когля RCKTOD
6.2. Разработка модели распределения средств банка 30

Матрица L первоначально — нулевая. Заполняем данную матрищ
На ее диагонали будут расположены следующие элементы:
если F, = О или Х*/Х, > 1 (т. е. в г-й вид вло-
1, жения необходимо перевести дополнитель-
L,i = ^ ные средства, не забирая из него самого), (
„*, „ если Х*/Х, < 1 (т. е. по г-му вложению имеем
' ' " избыток средств).
Далее находим номер максимальной процентной ставки Р,, тако
что
Fi фй: тх = Argmax Р„ i: F^ ф 0. (
Здесь возможны два варианта: либо Fmx < О, либо Fmx > О- Рассмо
рим их.
A) Fmx < О — то есть по вложению с номером тх необходим
вкладывать больше средств (это позволяют офаничения), чем там был
до данного периода, на сумму Х^ - Хтх- Тогда находим:
тп = Argmin Д-, г: F, > О, (
— номер вложения с минимальной процентной ставкой, по котором
есть избыток средств относительно необходимого минимума, вытекаю
щего из офаничений. Здесь имеются три возможности:
О —Fmx ˜ Fmn>
то L^nmx = Ftnn/Xmn И F : {F\, ... , О , . . • , О , ... ,Fr)
1 тх тп г
(т. е. 1 -му элементу вектора JP соответствует F\, номерам вложени
с максимальной тх и минимальной тп процентной ставкой ст
вятся в соответствие О, г-му элементу вектора F соответствует F
далее аналогично), и идем на пункт (4), если вектор F, Ф 0;
2) —Fmx > Fmn,
то Lmnmx = Fmn/Xmn К Fl [F], ... , Fmx + Fmnt • • • i 0 , . . . , Ff)
\ mx mn r
и переходим на (5), если вектор Fi = 0;
3) ˜Fmx < Fmn,
TO Lmnmx — —Fmx/Xmn И F : (F], . .. , 0 , . . . , Fmx + -^тп) • • • i -^r)
1 mx mn r
И идем на (4), если вектор F, = 0;
B) Fmx > О — то есть по вложению с номером тх средств имеете
больше на сумму Х^х - Хтх, чем требуется для оптимальной структу
ры вложений (данный случай возможен из-за нарушения какого-либ
из Офаничений). Тогда находим номер:
mn = Ai;gmaxP,, i:F,<0 (6
вложения с максимальной процентной ставкой, по которому есть воз
можность вкладывать больше средств, чем вкладывается сейчас. Здес
306 Глава 6. Совершенствования системы банковских расчетов



ТО Lmxmn — Ртх/^тх И F : {F\, ... , О , ... , О , . . . , -Fr)
) mx тп т
И идем на (4), если вектор F, фО;
2) Fmx > ""-fmn.
ТО Lmxmn — ˜Fmn/^mx И Fl {F\, . . . , -Fmx + -fmni • • • j 0 , . . . , J)-).
1 ma; mn г
И идем на пункт (6), если вектор F, фО;
3) Fmx < ˜-Fmn,
ТО Lmxmn = Fmx/^mx Ч F: (F], ... , Q , . . . , Fmx + Fmn, • • • , -Fr)
1 mx mn r
и идем на (4), если вектор F, # 0.
Если на какой-то итерации перед очередным переходом на пункт (4
(5) или (6) окажется, что вектор F = О, то алгоритм считается завершен
ным и матрица L построенной.

6.3. Расширение спектра банковских услуг.
Совершенствование системы автоматизации
банковской деятельности
Анализ деятельности банка позволяет выявить следующие основнь
моменты:
1. Дать оценку изменения состава и структуры активных операций.
2. Дать оценку изменениям кредитных вложений по срокам и видa
ссуд.
3. Оценить уровень рискованности и степени прибыльности кредитны
вложений.
4. Дать оценку уровня риска покупки дебиторской задолженности np
проведении факторинговых операций.
5. Дать оценку состава и структуры финансовых инвестиций.
6. Определить выгодность проведения лизинговых операций.
7. Выявить резервы повышения доходности за счет оптимального раз
мешения средств в активах.
Анализ активных операций начинается с определения изменения и
по составу и структуре. Затем осу1Дествляется анализ направлений ис
пользования ресурсов банка, т. е. определяется, на какие цели, в како
объеме и на какой срок, а также кому они предоставляются (QPP). Тако
анализ позволяет оптимально разместить ресурсы и получить максималь
ный доход.
С позиции теории и практики банковского дела наиболее доходным
и в то же время более рискованными являются кредитные и инвести
пионные ппепаиии Анялиз основных показателей леятельности бянко
6.3. Расширение спектра банковских услуг

в активах банков занимают кредиты (47,0%), причем среди них 6o
ший объем занимают кредиты предприятиям и организациям (35,
в общем объеме активов), а также вложения в долговые обязательс
и акции (10,2 %), причем до августовского кризиса они имели еще бо
щий вес (20,1 % в январе 1998 г.) (приложение 9). Руководителям бан
необходимо постоянно помнить о снижении рисков, одним из основн
методов которых, как уже говорилось, является диверсификация б
ковского портфеля. Причем диверсификация будет эффективной тол
в том случае, когда к портфелю добавляются не просто какие-либо
тивы, а именно такие активы, доходы которых имеют самые низ
корреляции с активами, присутствующими в портфеле.
Необходимо также расширять спектр банковских услуг, исполы
такие операции, как лизинговые, факторинговые, форфейтинговые, тр
товые, которые в настоящее время недостаточно используются pocc
скими коммерческими банками. Также необходимо улучшать качес
предоставляемых услуг, более широко использовать банковские эл
тронные услуги, такие как применение интеллектуальных пластико
карточек — смарт-карт, которые приносят прибыль банкам за счет ост
ков на счетах клиентов.
В предыдущих разделах работы мы рассматривали банковскую Д
тельность с точки зрения максимальной прибыли и с позиции оце
банковских рисков. Сейчас же мы попытаемся взглянуть на успех д
тельности банка с точки зрения сокращения издержек. Одним из главн
факторов решения данной проблемы является полная автоматизация б
ковских процессов. Исследованию этого вопроса в большой мере б
посвящена третья'глава.
Современная модернизация банковской деятельности невозмо)
без интенсивного внедрения последних достижений науки и техни
в банковское дело. Автоматизация широко затронула многие традици
ные технические виды обслуживания клиентов, такие как инкассирован
чеков, оплата счетов, перевод средств и т. д. Кроме того, она используе
банками для сбора, накопления, хранения, обработки, анализа, пере
чи на расстояние и предоставления клиентам информации о кредитн
сделках, денежных платежах и расчетах, а также о возможных сведен
о конъюн1Луре рынков, состоянии экономики и т.д. Без применен
электронной техники невозможна подготовка банками аналитичес
обзоров и прогнозов по различным финансовым и общеэкономическ
вопросам. Благодаря новой технике банки получают возможность в з
чительно более широких, чем ранее, масштабах предоставлять клиен
целый комплекс информационно-консультативных, справочных, npa
вых и др. банковских услуг, что по сути является новым направлени
банковского обслуживания клиентов.
Процесс автоматизации разворачивается в кредитно-финансов
308 Глава 6. Совершенствования системы банковских расчетов

ческие средства, обслуживающие область оптового банковского бизн
С другой стороны, внедряются системы розничного автоматизированн
обслуживания клиентов.
Современные технологии позволили координировать деятельно
множества подразделений крупнейших банков, действовать одноврем
но на рынках нескольких стран. Компьютеризация банковских onepa
наряду со стандартизацией документов кредитных учреждений позвол
комплексно решать проблемы анализа банковской информации,
работки региональных и международных систем банковских операц
Новые информационные технологии оказывают влияние на вырабо
политики банка.
В настоящее время обозначились главные направления, по котор
автоматизация банковской деятельности может воздействовать на кон
рентную позицию банка — сокращение издержек и повышение каче
обслуживания клиентов. Наиболее крупные статьи издержек — опл
труда банковского персонала и расходы на обработку платежных до
ментов, причем издержки наиболее велики при обслуживании мел
вкладчиков.
Автоматизация позволяет банку сократить штат, уменьшить затр
на аренду зданий и помещений. Для сокращения издержек на обрабо
платежных документов банки стали разрабатывать и применять HO
технологии обслуживания клиентов:
• использование безналичных расчетов на основе пластиковых кар
• применение устройств самообслуживания клиентов (в первую
редь, банкоматов для выдачи наличных денег);
• электронные системы расчетов в торговых точках, которые позво
ют существенно сократить налично-денежный оборот;
• обслуживание клиентов на дому и в офисе, т. е. клиент сам прово
банковские операции, взаимодействуя с банковской ЭВМ, не вых
из дома.
Технический професс способен удовлетворить растущие потреб
сти клиентов в дистанционном общении с банком. С одной стороны,
в интересах клиентов, поскольку они сами смогут выбирать себе б
не придерживаясь территориального принципа. С другой стороны,
выгодно и банкам, поскольку виртуализация в будущем позволит сок
тить затраты на заработную плату и капитальное строительство. Одн
здесь существуют и проблемы:
• обеспечение безопасности операций и их конфиденциальности;
• значительная стоимость компьютерных технологий и оборудован
что требует от банка высоких первоначальных затрат, которые
перекладывает на клиентов. Чем реже клиент имеет возможн
посещать банк, тем больше ему приходится за это платить.
6.3. Расширение спектра банковских услуг

от предыдущих еще и тем, что российские и иностранные банки старту
практически одновременно.
Систему банковских электронных услуг, которая сложилась в наст
ящее время, подразделяют на три уровня:
• розничные банковские электронные услуги;
• оптовые банковские электронные услуги;
• автоматические расчетные палаты.
К розничным электронным услугам относят:
• использование пластиковых карт;
• использование банкоматов и других устройств самообслуживан
клиентов;
• системы расчетов в торговых точках;
• обслуживание клиентов на дому и в офисе;
• услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документ
В банковской деятельности существует понятие retail banking, обозн
чающее все виды обслуживания частных лиц. Эта часть деятельности, к
правило, не рассматривается и не включается в проекты систем автом
тизации банков — слишком сложна и громоздка основная деятельно
банка, требующая не только учета операций, выполняемых в течен
опер1щионного дня, но и экономического анализа деятельности, рас
тов по кредитам и депозитам, учета операций с валютой и др. Одна
обслуживание часто остается одним из самых трудоемких видов раб
В России проблемы автоматизации сферы retail только появляются, п
этому важно решать их с самого начала комплексно. Следует внимателы
изучать и по возможности адаптировать решения, которые предлага
зарубежные фирмы, имеющие огромный опыт и надежные технологи
Существующие решения достаточно просты и позволяют не только а
томатизировать процесс обслуживания, но и органично включить e
в единую систему управления банком.
Оптовые банковские услуги предусматривают перевод денежн
средств, управление денежными операциями и их контроль.
Автоматические расчетные палаты (АРП) — это специальные орп
низации, создаваемые коммерческими банками для помощи в проведен
сделок между клиентами с использованием элекгронных средств. Фун
ционирование АРП позволяет значительно ускорить расчеты по зарабо
ной плате, свести к минимуму движение наличных денежных средст
исключить дублирование требова1|ий на выплату наличных денег и, в к
печном счете, повысить уровень ликвидности как предприятий, т
и коммерческих банков.
Банки всегда использовали последние достижения науки и техн
ки для облегчения ручного труда и ускорения выполняемых операци
Однако просто автоматизировать РУЧНУЮ технологию работы теперь нед
310 Глава 6. Совершенствования системы банковских расчетов

полностью перестроят свою деятельность в соответствии с современш
технологиями. В этих условиях меняется роль персонала в банке, н
требуемых специальностей. Традиционных функций обработки ст
вится меньше, некоторые исчезают совсем, но возрастает роль т
функций, как маркетинг, продажа услуг и т.д. Большая роль в соверш
ствовании управления банковской деятельностью принадлежит сме
автоматизации банка. Автоматизация Ифает существенную роль в сл
ющих видах банковской деятельности:
• разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг (
ковские карточки, банкоматы, системы «банк—клиент» и др.);
• создание банковских технологий для выполнения операций (сист
связи, профаммное обеспечение и др.);
• повышение качества банковских продуктов и услуг;
• повышение производительности труда: снижение затрат на еди
цу банкбвских продуктов и услуг, уменьшение затрат на ояу
банковского служащего.
В процессе автоматизации можно выделить следующие составл

<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>