<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

внешней отчетности.
Бухгалтерский баланс представляет собой основную форму 6yxia.:i-
терской отчетности, которая характеризует финансовую деятельность
банка и используется для ее анапиза и контроля. С технической сторо­
ны баланс — это группировка хозяйственных средств и источников их
образования в денежном выражении на определенную дату или за опреде­
ленный период. В нем отражается состояние привлеченных и собственных
средств банка, а также их размешение в кредитные и другие операции.
По Закону Российской Федерации «О банках и банковской деятель­
ности» «...кредитная организа1Ц1Я публикует в открытой печати годовой
отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках)
в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после под­
тверждения его достоверности аудиторской орга1тза|Ц1ей» (ст. 43).
Банковский баштане составляется ежедневно, что необходимо для
оперативного и дета.чьного ана,1иза деяте.ц,ности банка.
Анализ публикуемой внеш)1ей отчетности может быть проведен ак­
ционерами банка и его существующи\п1 и цотенциа.,1ьными к-пиентами.
Кроме того, для более обоснованных выводов о работе банка необходимо
сравнить результаты его деятельности с peзyльтaтa^m деятельное! и других
банков.
Следует также отметить, что существенная часть задач анализа дея­
тельности банка, включая вычисление ряда нормативов, установлсн1п>1х
Центральным банком, может быть решена при испо.'п>зоват1И внешней
публикуемой отчетности. Следовательно, аиа^ттик банка, начав с анализа
подготовленной к опубликованию внешней отчетности, может провести
его значительно быстрее, так как в батане входят итоговые данные
в сгрутшрованном виде.
2.2. Проектирование информационные моделей

Для детального анализа деятельности коммерческого банка испол
зуется его внутренняя отчетность, включая бухгалтерский баланс и друп
формы бухгалтерской и статистической отчетности, а также, если нео
ходимо, данные аналитического учета и другая банковская документаци
Такой анализ может проводиться аналитиками банка для подготовки в
водов о результатах его дея1ельности и предложений по ее улучшени
аудиторскими организациями для проверки правильности составлен
и достоверности отчетности банка, а также Центральным банком Р
и другими контрольными органами.

2.2. Теоретические аспекты проектирования
информационных моделей
банковской деятельности
В период перехода к рынку в России принципиально должна бы
измениться вся система расчетов через банки между экономическим
агентами, появилась необходимость » активизации деятельности по np
влечению клиентов и возможности проверки заемщиков. Экономическ
преобразования в России совпали с интенсивным развитием автоматиз
ции банковской деятельности и банковских электронных услуг. Одни
из существенных элементов, влияющих на повыщение эффективное
банков в переходной экономике, оказывается создание функционал
ных информационных технологий. При этом полная и адекватная ш
формация, полученная своевременно, оказьц)ается в настоящее вре
единственно возможной основой решения задач банковского управлен
и оказания современных банковских услуг.
По сути оказывается, что работа банков в переходный период ра
вития экономики связана с формированием существенного элемет
банковской системы — внешнего взаимодействия банка с использ
ванием современных средств телеко.ммуникации, которые реализуют
в форме банковских электронных услуг. Внешнее взаимодействие поч
полностью исчерпывает все основные банковские функции, причем сам
такое взаимодействие носит одновременно информационный и фмнанс
вый характер. Информационные взаимодействия связаны с получение
банком необходимой для управления информации из внешней сред
При это.м должен определяться эффективный источник получения н
обходимых данных и производиться выделение из потока поступаюш
информации истинных сведений о внешней среде. Финансовые вза
модействия также оказываются опосредовать! передачей информаци
но связаны при этом с понятием электронного денежного обращения.
Можно говорить о том, что в переходной экономике лпя решизаци
банковской деятельности оказывается необходимым активное внелрен
банковских электронных услуг. Роль информационных потоков и
78 I лава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

период. Дело в том, что в любой экономике существенным элементо
являются трансакционные издержки, которые связаны с выяснением и
формации о партнере (и всей необходимой информации вообще) д
осуществления той или иной банковской операции. В переходной эк
номике России такие издержки особенно велики благодаря целому ря
причин. А это значит, что совершенствование технологий взаимодс
ствия, связанных с обеспечением как быстроты обмена информаци
так и ее подлинности и безопасности, оказывается особенно важны
Именно трансакционные издержки оказываются одним из основн
препятствий для увеличения эффективности работы банковской систем
в целом и каждюго банка в отдельности.
В настоящее время банки, в условиях научно-технического профе
са, встают перед необходимостью совершенствования информационно
обмена между банками, ускорения операций «клиент—банк», расчет
между банками и т. п. Все это ведет к необходимости использовать е
временные хтостижения науки и электронной техники при работе банко
и прежде всего достижения в области информационных технологий. Bn
дрение таких технологий связано с использованием в банковской cncre
целого комплекса услуг, которые носят название электронных.
В условиях жесточайшей конкуренции смогут выжить только те ба
ки, которые будут наиболее оптимальным образом планировать сво
деятельность, используя новейшие банковские технологии. Несмот
на активное противодействие отечественных банкиров, на внутре1Н1
рынок все-таки придется допустить западные банки. Все это означает н
стунление нового этапа, характерной чертой которого будет обострен
конкуренции банковских учрежле11ий практически на каждом из ce
торов рынка. В то же время деятельность многих российских банк
приобрела такой масштаб, при котором дальнейшее их развитие ста
наталкиваться на ограничения, присущие используемым в этих банк
автоматизированным системам.
В настоящее время уже стало очевидным, что современный ба
не может существовать без автоматизации. При этом встает вопрос: ч
автоматизировать и какими средствами, как создать информационну
модель, наиболее адекватно отражающую основные направления дс
тельности банка. Неоптимальный выбор банковской информационн
системы может затруднить выход банка на рынок с новьгми услугам
или привести к тому, что для каждого нового направления банковск
деятельности придется модернизировать созданную систему.
Добиться увеличения производительности труда, улучшить качест
обслуживания клиентов и в итоге повысить свою конкурентоспособное
невозможно без использования последних достижений в области и
формационных технологий. На смену старым системам приходят бол
сложные, усовершенствованные информационные системы. Особо Ba
2.2. Проектирование информационные моделей

Интегрированная банковская информационная система представл
ет собой единый программно-технологический комплекс, являютий
средством ускорения освоения, возвратности и сбалансированности р
сурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кр
дитования.
Банковская инфop^^aииoннaя система охватывает совокупность ба
ковских задач не фрагментарно, а в KONHIJICKCC, отражая всю сложнос
их взаимосвязей. Это не совокупность разрозненных автоматизирова
иых задач, а комплекс программ, когорому присущи свойства сложно
системы; сложность иерархической структуры, эмерджентность, множ
ственность функциональных целей, динамичность в работе при обе
печении управления процессами, носящими стохастический характе
многофункционапьность.
Поэтому при разработке банковских информациош)ых систем нео
холимо проанализировать большое количество влияющих на их стру
туру и содержание факторов: общие характеристики банка, особеннос
сложившейся структуры управления, принципы построения банковско
технологии, проектируемую архитектуру системы и состав задач, подлеж
ших автоматизации, объем входной и выходной информации, требован
к информационной бсзопасрюсти. На основе такого анашза и вырабаты
ваются основополагающие принципы проектируемой системы.
Серьезное отношение к информатизации банка, использование ид
информатики — совершенно необходимое требование для сохранен
его «финансового здоровья». Компьютерные системы должны пo^^дepж
вать поиски путей развития банковской деятельности, которые реать
могут привести к успеху. Но слиптком часто эти системы — не более че
попытка придания компьютерного глянца yкopeнивnJCЙcя ручной техн
логии. В то же время использование открытой и гибкой информационно
системы может помочь в таких ключевых областях, как технология р
боты с клиентом, исследование рынка, трудовые ресурсы, финансов
управление, сделать абсолютно надежными внутрибанковские операци
по учету и отчетности, внедрить более прибыльные услуги, организ
вать работу более эффективно, привлекая специатистов, обладаюш
высокими профессионатьными навыками.
Банки обычно озабочены тем, чтобы устанавливаемая система обе
печива7а возможность датьнейшсго развития, то есть, чтобы их инвест
иии в автоматизацию были защищены и чтобы не нужно было, если он
уже «выросли» из одной машины, ставить рядом другую, третью и т. д
так как это достаточно дорого.
Поэтому в последнее время стати появляться банки-заказчики, кот
рые требуют, чтобы разработчик провел информационное обследован
банка с описанием его функционатьной (а не формальной) структур
и информационных потоков и представил проект автоматизации банка
Решение каждой такой задачи состоит из цепочки слелуюпшх эт
80 Гпава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

технической платформы тш реализации системы и, наконец, ее внед­
рение.
Современные автоматизированные банковские системы позволяют
автоматизировать банк целиком (его центральный офис, филиалы и от­
делы банка, связь с внешним миром и т.д.). Такая система взаимодей­
ствия между филиа.'1ами и центральным офисом банка позволит работать
в режиме реа^тьного времени и выполнять большое число транзакций,
а значит, и обслуживать клиентов банка в любом из филиалов, что
обеспечивает максимальное привлечение к^тиеитов.
Направления банковской деятельности очень широки, и автоматизи­
рованная банковская система должна быть направлена на автоматизацию
внутренних процессов в областях деятельности, связанных с использова­
нием больших объемов документов.
В то же время при выборе автоматизированной банковской системы
должны учитываться такие факторы, как:
• долговременность вложений средств в информационную технологию
(перспективность системы на срок не менее пяти лет);
• обеспечение работы в режиме реального времени;
• достаточно низкие требования к техническим средствам;
• простота .использования;
• возможность подключения собственных разработок;
• возможность развития вместе с головным банком, а также использо­
вания одинаковых с ним форматов данных.
Информатизация банка не может быть успешной без предвари­
тельного анализа и моделирования. Даже покупка готового продукта
предполагает понимание особенностей своего банка и информационных
возможностей приобретаемой системы.
Создавая информационную модель банка, следует прежде всего обра­
тить внимание на объекты системы и их отношения, направление и харак­
тер потоков информации, которыми обмениваются эти объекты (а также
на вид и характер носителей этой информации — бумажные документы,
телефонные и электронные сообщения и пр.), и на операции, которые
производятся нал информационными потоками, порождая, поглощая
и видоизменяя их.
Накапливаемая в автоматизированной информационной системе ин­
формация представляет собой модель некоторой области реального мира.
Отсюда требования АДЕКВАТНОСТИ модели.
Причинами ее неадекватности М01"ут быть:
• старение информации;
• наличие неверных сведений (в обоих этих случаях количественный
критерий — частота выдачи неверных сведений);
• неполнота информации (количественный критерий — частота от­
казов);
2.2. Проектирование информационные моделей

• молчание (отказы из-за особенностей Ш1Горитмов поиска при фа
тическом наличии необходимой информации в системе);
• шум информационной системы (неверные ответы из-за особсннос
алгорит.мов обработки и поиска при фактическом наличии точн
инфор.маци» в системе).
Анатиз информационных потоков позволяет выявить не только 30
«перекатов» (критические с точки зрения обработки информации узл
но и «тихие заво;н1» (в которых образовался переизбыток персонала П
малой востребовашюсти перерабатываемой им информации). На осно
такого анализа становится возможным дать рекомендации по оптими
ции документооборота, загрузке операционных работников, техническ
му перевооружению, сформулировать предложения по изменению фо
носителей информации.
Показатели, циркулирующие в финансово-кредитной системе, об
зуют информационные потоки. Под информационным потоком пон
мается совокугпюсть данных, относящихся к какому-либо конкретно
участку экономических расчетов, например, межбанковским расчета
балансу доходов и расходов и т. д.
При отражении потоков информации, составленных на основе мар
рутов прохождения документации, выявляется характеристика информ
ционных объектов по видам управляемых ресурсов, стадиям управлен
характеру и источнику (назначет1ю) информации. Описание потоков И
формации дастся в виде информационных схем, представленных в фор
таблиц, сетевь1х графиков, графов типа «дерево», матричной модели. [Ъ
ток информа1Ц1и характеризуется совокупностью передаваемых от исто
ника к получателю данных, объемом передаваемой информации. Объ
информации может быть выражен различными еди"нииами измерсн
количеством байтов, документов и т.д.
Потоки информационной системы финансово-кредитных учрежд
НИИ характеризуются направлением, структурой, периодичностью, вид
носите7гя данн1^1х, способом индикании, степенью взаимосвязи пот
ка, объемом, плотностью отдельных сообщений, методом образовани
способом и степенью использования данных потока.
Инфopмaциoнt^aя система банка — настолько сложная и переме
чивая структура, что изнача;ц>но ставить задачу точного и однозначно
ее описания и моделирования не только нереально, но и метоличес
неверно. Необходимо изначально ориентироваться на создание ГИБКО
МОДЕЛИ в условиях частичной неопределенности. Гибкость и легкое
пересграирания модели в соответствии с ежедневно выявляюшими
требованиями банковской системы — свидетельство высокого качест
разработки, залог ее успешного внедрения и долгой жизни.
Современные технические средства позволяют реализовать идею е
здания систем, действующих по безбумажной технологии. Но персх
82 Глава 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

работы с аудиторами и контролирующими организациями, для докумен
тарной фиксации внутрибанковского оборота твердых копий, заверснны
под1жся\П1 ответственных лиц, использоршние бумажных носителей оста
ется необходимым и сейчас. Тем не менее происходит смена акценто
и основным ядром информационной системы становятся даинь:е в элек
тронной форме, а необходимая документация продуцируется как отра
жение электронных данных на бумажных носителях. Только в отдельны
случаях (например, при введении «электронной подписи»), когда юри
дический статус электронного сообщения равен статусу бумажного доку
мента, удается полностью отказаться от бумажного документооборота.
Преимущества безбумажной технологии всегда были достаточно оче
видны, а сегодня стали практически реализуемыми и экономически эф
фективными. Эти преимущества таковы:
• практически мгновенная пересылка данных;
• уникачьность хранения (значит, и повышенная достоверность и на
дежность);
• улучшенная защищенность (гораздо легче закрыть доступ к элек
тронным данным, чем спрятать документ от «с.пучайною взгляда»)
• резкое снижение трудоемкости обработки докумеГггов.
Одновременно внедрение безбумажной технологии требует гораз
до большей четкости в оформлении документов, введения специа^тьны
процедур авторизации данных, в ряде случаев изменения организацион
ной структуры банка и в целом гювышения общей ку;ц>туры обращени
с информацией.
Применение безбумажных технологий ставит проблему оптимизаии
распределения информации между бумажными и электронными носите
лями. С этих позиций банковскую информацию можно разделить на тр
K,iacca:
• данные, участвующие в расчетах (они обязательно должны быт
представлены в электронной форме);
• часто используемая и поддающаяся форма,тизации дополнительна
информация (ее также целесообразно хранить в электронной форме
• детатьная и трудно формализуемая, в частности, текстовая инфор
мания (ее лучше хранить на бумажных носителях, введя, однако, дл
нее регистратцо в электронной форме).
Банковская информационная система характеризуется организаци
онной структурой и связатц>1м с ней распределе1Ц1ем ответственHOCT
за обработку информации, порядком, особенностями и объемом докумсн
тооборота, уровнем технической и программной оснащенности сиете
электронной обработки и передачи данных.
Модель организации баз даннь[Х и прик,1адного программного обее
2.2. Проектирование информационные моделей

БАНКА. Сама же структура носит трехмерный характер. Первое
мерение делит документооборот на внутренний (Back-ofTice) и вн
Н И (Front-office).
И
К первому относятся внутренний учет и подготовка статистики, к
троль, управление рисками, поддержка кассы и счетов «ностро», анш
стратегий, трендовые и прогнозные модели, переписка с корреспонд
тами и клиентами, юридические документы, ко второму — платеж
документы, авизо и т.п. в бумажной и электронной форме, передаваем
и получаемые от корреспондентов и клиентов банка.
Второе измерение создается иерархией детальности и объемов пр
ставления той или иной информации. Различные ситуации требуют n
влечения различных объемов информации, поэтому хранение и пере
ботка информации должны отражать фактическую иерархию ее пол
ности.
Третье измерение дает модульная структура, отражающая раз
образие и характер взаимодействия отдельных банковских операц
Она и должна быть подвергнута наиболее детальному обслуживанию.
став модулей автоматизированного банковского программного компле
должен варьироваться в зависимости от перечня и характера операщ
реально выполняемых банком. В то же время необходимо обеспеч
возможность постепенного наращивания мощности системы за счет п
ключения новых модулей по мере расширения спектра выполняем
операций и совместимость вновь устанавливаемых модулей с ранее д
ствовавшими.
Анализ структуры зарубежных банковских программных ко.мпл
сов, а также потребностей российских банков дает возможность pe
мендовать следующую типовую структуру интегрированного банковск
црофаммного комплекса.
Банковский программный комплекс

валютные
кредитные управление
операции
операции рисками


контроль
главная нормативно-
данных справочная
книга
информация


документарные обслуживание
гарантийные
операции клиентов
операции


коммуникации внутренний
операции
с ценными учет
84 Г'шва 2. Информационное обеспечение банковской деятельности

Типовые модули предусматривают работу в мультивалютном режиме
с отражением по балансу таким образом, чтобы дать возможность веде­
ния как рублевого, так и валютного баланса. Система функциональной
взаимосвязи и структура информационных потоков не нашли отражения
в схеме, хотя в реальных банковских системах реализуется взаимодей­
ствие между большинством модулей по принципу «каж^тый с каж;тым».
Как правило, модули предусматривают проведение таких операций, как
просмотр данных и ответы на запросы, ввод и корректировка данных,
вывод отчетов, а также дополнительно обеспечивают автоматический
контроль за проведением соответствующих операций.
Понимание необходимости информатизации банка ставит перед его
руководством дилемму: закупить готовый комплекс или вести самосто­
ятельную разработку. Ответить на этот вопрос можно только на основе
анализа решаемых банком задач и перспектив его развития.
Покупка готового комплекса часто видится как выход из положе­
ния, позволяющий быстро решить проблемы и к тому же отказаться
от содержания значительного числа квалифицированных и высокоопла­
чиваемых сотрудников. Однако закупка готового комплекса или заказ
на его разработку чреваты возникновением зависимости от поставщика.
Любая модернизация потребует все новых и новых платежей; кроме того,
при закупке зарубежных пакетов всегда остается не до конца решен­
ной проблема настройки на национальный алфавит (включая проблемы
адаптации экранных форм и обеспечения сортировок).
Особенности российского банковского регулирования и плана сче­
тов, их изменчивость позволяют рекомендовать в настоящее время
по крайней мере крупным и средним банкам, рассчитывающим на даль­
нейшее расширение операций, самостоятельную разработку. Однако вне
зависимости от характера принятого решения нужно иметь в виду, что
существует целый ряд критериев, которым необходимо следовать.
При проектировании информационной системы необходимо решить
вопросы выбора:
• информационного обеспечения,
• программного обеспечения,
• технических средств,
• режимов обмена информацией с другими информационными систе­
мами.
Реализация любого проекта создания банковской информационной
системы должна включать следующие 3Tain>i:
• исследование предметной области,
• анализ,
• разработка структуры базы данных и алгоритмов обработки инфор­
мации,
• програм.мирование предложенных алгоритмов и выпуск докумен­
тации,
2.3. Моделирование информационных потоков

• ннедрение,
• эксплуатационная по.тдсржка CHCTeNH>i.
На нерных двух фор,\шрустся концепту,г'1ьная модель. Она нключа
мо;1ели объектов с перечня\1и их апрнбутоп, модели потоков данны
модели функций, осуществляемых над объектами и потоками. Эти M
дели служат основой д,1я разработки структуры баз датчых н а.тгортм
обработки информации, состав.зяюших логический ypoBctib моделиро
ния. Д;1лес на основе моделей логического уровня начинается физиче
кий уровеш) моделирования, т.е. разработка программного обеспечен
и документирование прсмрамм и баз данных. Затем следуют внедрен
и сопровождение комплекса программ, включающее настройку комплс
са с учетом особенностей тех)Н1ческих средств и операционной сред

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>