<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Если маток выводят непо-
средственно в материнской
семье, то превращение ее в
семью-воспитательницу выпол-
няется так же, как описано вы-
ше. Рамку с подготовленным
одновозрастным засевом уда-
ляют с маткой в отводок, а на
Рис. 72. Прививочная рамка
другой день вышедших на ней
для вывода маток.
личинок после специальной
подготовки (прививки) возвра-
щают в безматочную семью для
воспитания.
Прививка личинок и поста-
новка их на воспитание. На
следующий день после под-
готовки семьи-воспитательницы
Рис. 73. Патрон для вывода маток.
приступают к прививке личи-
нок. Для выполнения этой работы требуется светлая, теплая
комната, с температурой не ниже 20°, без сквозняков и посто-
ронних запахов. В комнате у окна должен быть стол.
Пчеловод заранее подготовляет п р и в и в о ч н у ю р а м к у .
Это обыкновенная рамка без сота, в которой прибиты три гори-
зонтальные планки. Одна из них прибивается на расстоянии 2—
3 см от верхнего бруска рамки, а остальные — с промежутками
в 7 см. Планка прикрепляется к боковому бруску рамки одним
гвоздем с каждой стороны так, что ее можно свободно поворачи-
вать. Затем заготовляют п а т р о н ы . Это маленькие квадратные
брусочки размером 2,5x2,5 см и толщиной около 0,5 см, которых
требуется на одну рамку 40 штук. С лицевой стороны каждого
патрона надо сделать кончиком ножа маленькое углубление
(рис. 73).
Прививочную рамку заготовляют заранее, чтобы в день при-
вивки не затрачивать на это время.
Прежде чем приступить к прививке личинок, в комнате на
чистом столе подготовляют следующие принадлежности: 1) при-
вивочную рамку с патронами, 2) острый тонкий нож, 3) чайник
с горячей водой, 4) кружку с расплавленным воском (ее
пока держат в печке или на плите), 5) чистое полотенце. Чтобы
воздух в помещении не был слишком сухой, пол сбрызгивают
вод ой.
Подготовив все необходимое, берут из материнской семьи
рамку с племенными личинками, осторожно сметают с нее пчел и
доставляют в помещение, где рамку кладут плашмя на стол. Затем
128 4
нагретым в горячей воде и вытертым досуха ножом вырезают из
рамки полоски сота (рис. 74). Каждая полоска должна состоять
из одного ряда целых ячеек, причем соседние ряды ячеек разре-
зают.
Полоски вырезают из той части сота, где больше личинок,
преимущественно из середины рамки. Затем каждую полоску
кладут боком и с одной стороны (с той, где больше личинок)
срезают края ячеек, укорачивая их наполовину (рис. 75). Это
делается для того, чтобы пчелам было легче превратить ячейку в
маточную «мисочку».
Подготовленную полоску режут поперек на кусочки так,
чтобы в каждом из них содержалась одна целая ячейка с личин-
кой (рис. 76).
Затем в углубление патрона чайной ложкой вливают каплю
растопленного воска и приклеивают к этому патрону вырезанную
ячейку неукороченной стороной (рис. 77). После этого патрон
приклеивают растопленным воском к планке прививочной рамки
(рис. 78).
Каждый кусочек сота на патроне осматривают, и если сбоку
где-либо в разрезанной ячейке уцелела личинка, то ее сбра-
сывают спичкой, иначе на одном патроне пчелы могут заложить
два и даже три маточника.




Рис. 74. Разрезка сота с однодневными личинками на полоски.

129
Рис. 75. Укорачивание ячеек на одной стороне полоски сота.

В рамке укрепляют 30—40 патронов с личинками, затем ее
помещают в переносный ящик и доставляют к семье-воспитатель-
нице.
Здесь рамку с личинками ставят в середину гнезда, между
сотами с запечатанным расплодом.
Проверка личинок на прием. Через 1—2 дня после постановки
личинок семью осматривают, чтобы определить, сколько личинок
принято на воспитание.
Узнать это можно, сосчитав патроны с заложенными маточ-
ными «мисочками».
После проверки личинок на прием семью больше не беспокоят
осмотрами до тех пор, пока маточники не созреют.
Подкормка семьи-воспитательницы. Для лучшего воспитания
личинок и получения более полноценных маток семью-воспита-
тельницу следует
подкармливать.
Кормление реко-
мендуется начать
заранее, за три
дня до того, как
семья - воспита-
тельница будет
Рис. 76. Схема разрезывания полоски сота
обезматочена, и
на кусочки с одной ячейкой каждый.

130
продолжать до запечатания маточникои, т. е. в течение 5 дней
после постановки личинок на воспитание.
Семье ежедневно вечером дают пол-литра густого сахарного
сиропа или медовой сыты. Корм налипают в верхнюю или боковую
кормушку.
По данным научного работника Г. Ф. Таранова, более полезно
в это время кормить пчел медо-перговсй массой, которую приго-
товляют следующим образом: выбирают 2—3 сота, хорошо за-
полненные пергой, режут их на узенькие полоски и крошат так,
чтобы каждая ячейка была разрезана. Полученную массу измель-
чают, перетирая руками, высыпают в чистую посуду и заливают
медом. Смесь тщательно размешивают до получения однородной
массы. Массу хранят в плотно закупоренной посуде. Перед тем
как давать пчелам, ее разбавляют водой: на стакан массы бе-
рут полстакана воды, в которой предварительно растворяют 2 г
соли.
За один раз семье дают 300 г разбавленной массы, намазывая
ее на пустой сот, который ставят с краю гнезда. Медо-перговую




Д




Рис. 77. Приклеивание кусочков сота с личинками к патронам.
131
l j nc. 78. Укрепление патронов с кусочками сотов
на прививочной рамке.


массу следует давать ежедневно, пока идет воспитание ли-
чинок.
Профессор Т. В. Виноградова рекомендует давать семьям
белково-витаминную подкормку в виде сахарного сиропа, при-
готовленного с обычными хлебными дрожжами в пропорции —
50 г дрожжей на 1 л сиропа. Дрожжи предварительно растирают в
чашке с сахаром до получения однородной массы, затем растворяют
вх в сиропе и все это кипятят. Семье дают ежедневно по одному
стакану белково-витаминного корма, и это значительно улучшает
выкормку личинок. Такую подкормку следует давать не только
семьям-воспитательницам, но и отцовским семьям, в кото-
рых выводятся трутни. Вообще же белково-витаминную под-
кормку следует давать в безвзяточное время всем семьям на
пасеке.
Определение зрелости маточников. Созревание маточников
определяют путем строгого учета их календарного возраста. Как
уже упоминалось раньше, матка имеет следующие сроки разви-
тия: яйцо — 3 дня, открытая личинка — 5 дней, запечатанный
маточник — 8 дней, всего 16 дней. На семнадцатый день матка
выходит из маточника. Эти сроки могут несколько отклоняться
в ту и другую сторону.
В семью-воспитательницу даются личинки, которым с момента
снесения яйца исполнилось четыре дня. Следовательно, развитие
маток должно закончиться через 12 суток (16 — 4) после поста-
новки личинок на воспитание. Но так как сроки развития могут
отклоняться, то выход отдельных маток можно ожидать и через
11 дней.
132
Рис. 79. Зрелые маточники на рамке.

Ни в коем случае нельзя допускать выхода маток в семье-вос-
питательнице. Достаточно выйти первой матке, как все остальные
маточники будут разгрызены и матки убиты или же семья будет
роиться. Чтобы не допустить этого, маточники надо убирать из
семьи-воспитательницы не позже чем через восемь или, в крайнем
случае, через девять дней после постановки личинок на воспита-
ние. Нельзя откладывать эту работу до последнего дня, так как
погода может испортиться и помешать ее выполнению.
Формирование нуклеусов. Прежде чем удалять из семьи-вос-
питательницы зрелые маточники, надо в тот же день с утра под-
готовить нуклеусы для их размещения. Н у к л е у с — э т о
маленькая семейка, п р е д н а з н а ч е н н а я для
оплодотворения и временного сохране-
ния молодой матки.
Нуклеусы создают из обыкновенных гнездовых рамок с пче-
лами, расплодом и кормами, взятых из сильных семей. Каждый
нуклеус формируют из трех рамок, покрытых пчелами,— две из
них с расплодом, одна с кормами.
Для поселения нуклеусных семеек можно использовать сле-
дующие виды ульев: 1) специальный нуклеусный улеек в виде
шестирамочного ящика с крышкой; 2) обыкновенный улей, раз-
гороженный на два или на три отделения с самостоятельными
летками; 3) нуклеус-«карман» в улье-лежаке, рядом с основной
семьей.
133
Рис. 81. Трехместный нуклеусный
Рис. 80. Шестирамочный
нуклеусный улеек. улей.


Какой из перечисленных видов ульев использовать для фор-
мирования нуклеусов, зависит от того, для каких целей предназ-
начаются молодые матки. Если матки предназначаются для смены
старых, то нуклеусы для них удобно формировать в отдельных
шестирамочных улейках, помещаемых рядом с основной семьей
летком в обратную сторону. Это даст возможность при посадке
молодой матки присоединить к семье целиком всю нуклеусную
семейку.
Индивидуальные шестирамочные нуклеусы широко применяют-
ся на промышленных пасеках Института пчеловодства и дают
хорошие результаты.
В том случае, когда матки предназначаются для получения
новых семей, нуклеусы поселяют в улей, разгороженный на два
отделения. В таком помещении нуклеусы хорошо превращаются
в самостоятельные семьи: взаимно обогреваясь, они быстро растут,
и в шестирамочных отделениях им на первое время достаточно
места для роста (впоследствии семьи рассаживают в самостоятель-
ные ульи).
Нуклеусы, предназначенные для сохранения запасных маток
(на случай исправления безматочных семей), формируют в ульях,
разделенных на три отделения с летками в разные стороны. Впо-
следствии, по мере надобности, двух крайних маток убирают для
использования, а их пчел и расплод присоединяют к среднему
нуклеусу, который, таким образом, превращается в самостоя-
тельную семью.
Наиболее удобно пользоваться нуклеусом-«карманом» в улье-
лежаке. Такой нуклеус прекрасно отвечает всем перечисленным
выше требованиям. Оплодотворившуюся в нем матку одинаково
134
удобно использовать и для смены старой матки, и для образова-
ния новой семьи, и оставить на зиму как запасную.
При подготовке ульев для создания нуклеусов их надо тща-
тельно проверять, чтобы в перегородках не было щелей. Если
между двумя отделениями окажется хотя бы маленький проход,
то в одном из отделений матка будет убита и пчелы из него перей-
дут в другое отделение, образуя одну семью.
Прежде чем приступить к заселению нуклеусов, надо точно
выяснить, сколько в семье-воспитательнице имеется хороших,
полноценных маточников. Для этого их просматривают, и если
окажутся недоразвитые, мелкие, кривые маточники, то их бра-
куют. Сосчитав, сколько имеется хороших маточников, рамку
пока ставят обратно в семью-воспитательницу. Количество нук-
леусов создают по числу имеющихся маточников, оставляя часть
из них в запасе на тот случай, если из какого-либо маточника
не выйдет матка.
Нуклеусы формируют в часы хорошего лета пчел, стараясь
закончить эту работу в первой половине дня, чтобы к вечеру
старые пчелы слетели и в нуклеусах остались одни молодые. За-
селение нуклеусов пчелами выполняют так. Сначала намечают
сильные семьи, от которых можно взять часть пчел и расплода
без ущерба для их развития и использования взятка. Затем под-
носят нуклеусный улей к сильной семье, подбирают в ней две
рамки с запечатанным расплодом и переставляют их вместе с
пчелами в поднесенный улей. Затем туда же стряхивают пчел
еще с одной рамки, чтобы пчелы гуще покрывали расплод, и ста-
вят третью рамку с медом и пергой. Рамки отделяют от пустого
пространства диафрагмой и нуклеус тщательно утепляют. Если
улей двух- или трехместный, то второе и третье отделение заселяют
так же, за счет других сильных семей.
При заселении нуклеуса надо быть особенно осторожным,
чтобы не унести из основной еемьи вместе с пчелами и матку. Же-
лательно сначала найти ее и прикрыть на соте маточным колпач-
ком, тогда можно смело брать из семьи любую рамку. Если не
удалось найти матку сразу, то специально затрачивать время на
ее поиски не следует. В этом случае, переставляя рамки с пчелами
в нуклеус, их тщательно осматривают. Но это все же не дает
полной гарантии в том, что матка осталась в улье. Чтобы окон-
чательно убедиться в этом, надо через полчаса или час по-
наблюдать за поведением пчел той семьи, от которой брали
рамки.
Если пчелы продолжают работать нормально, значит матка
на месте.
При утере матки пчелы проявляют признаки сильного беспо-
койства: бегают по прилетной доске и по стенке улья, суетятся, как
бы чего-то ищут. В этом случае еще раз осматривают взятые из
этой семьи рамки, отыскивают матку и пускают ее через леток
в свой улей.
135
После заселения нуклеусов обычно все летные пчелы возвра-
щаются на старое место в основную семью, и нуклеусная семейка
в течение нескольких дней не имеет летных пчел. Некоторые
пчеловоды стараются избежать такого нарушения возрастного
состава пчел в нуклеусе, для чего применяют следующие способы:
1) заселенные нуклеусы сразу же закрывают и увозят на кочевку
или в другое отделение хозяйства не ближе 4 км, в результате чего
летные пчелы остаются в нуклеусах; этот способ широко приме-
нили в 1944, 1945 гг. передовые пчеловоды Ростовской области
С. М. Рева и М. С. Петренко; 2) к нуклеусам после слета старых
пчел подсыпают по 1—2 черпака роевых пчел, если к этому вре-
мени успел выйти хотя бы один ранний рой; так поступает, на-
пример, передовой пчеловод Чкаловской области К. Г. Соколов;
3) сформировав нуклеус, уносят его на три дня в омшаник, после
чего слет старых пчел значительно уменьшится; этот способ пред-
ложен специалистом пчеловодства В. К. Турсуковым (Башкир-
ская АССР); применяя данный способ, нуклеусы надо заселять
заранее, за три дня до получения зрелых маточников; 4)создавая
нуклеусы в улье-лежаке, заранее открывают задний леток так,
чтобы пчелы привыкли частично в него летать; затем против этого
летка формируют нуклеус, в результате чего в семье остается
часть летных пчел, привыкших летать в задний леток. Этот метод
предложен передовым пчеловодом Курской области М. Г. Галуш-
киным.
Во всех случаях, когда в нуклеусах есть старые летные пчелы,
надо соблюдать особые меры предосторожности, чтобы они не
убили подсаживаемую матку или не разгрызли маточник. Это
обстоятельство обычно побуждает пчеловодов не препятствовать
слету старых пчел из нуклеусов, так как молодые пчелы мирно
принимают новую матку. До сих пор не выяснен вопрос о том,
как отражается на качество оплодотворенных маток пребывание
их в течение нескольких дней в нуклеусах с одними нелетными
пчелами, но вследствие простоты выполнения этот способ широко
распространен.
При формировании нуклеусов без летных пчел им обязательно
надо дать воду, налив ее в один из крайних сотов.
При заселении нуклеусов их надо нумеровать и вести точную
запись, от какой семьи сформирована та или иная нуклеусная
семейка.
Размещают нуклеусы на пасеке следующим образом. Отдель-
ные шестирамочные улейки ставят, как уже упоминалось выше,
рядом с теми семьями, в которых надо менять маток. Колышки
под них не вбивают, а помещают на временные подставки — кир-
пичи или поленья. Летками их ставят в обратную сторону по
отношению к лету основных семей. Двух- или трехместные нукле-
усы ставят на новые места, где-либо на краю пасеки, в стороне от
сильного лета пчел. Их размещают реже, чем обычные семьи,— на
8—10 м улей от улья и по возможности среди каких-либо кустиков.

136
Раздача маточни-
ков в нуклеусы. К
концу дня, когда все
старые летные пчелы
из нуклеусов слетят
и оставшиеся моло-
дые почувствуют си-
ротство, им дают ма-
точники. Для этого
рамку с маточ ни-
ками переставляют
из семьи-воспита-
тельницы в перено-
сный ящик и по обе
ее стороны ставят те
же две рамки с пче-
лами, что стояли око-
ло нее в улье. Затем
ящик осторожно пе-
реносят по пасеке,
вынимают по одному
маточнику, удаляют
с них пчел и раз-
дают в нуклеусы. . .*
При этом записы- Рис. 82. Резервные маточники помещают
в клеточки.
вают, от какой мате-
ринской семьи происходит маточник, подставленный в тот или
иной нуклеус.
Маточник укрепляют на средней рамке, около расплода. Пат-
рон с маточником помещают в улочку, чуть пониже верхнего
бруска рамки, так, чтобы он был зажат между двумя сотами, а
маточник был свободно опущен вниз.
Резервные маточники помещают в клеточки (рис. 82). В кор-
мовое отделение каждой клеточки предварительно кладут севший
мед, пускают в нее 5—б молодых пчел и через верхнее отверстие
вставляют маточник. Подготовленные таким образом клеточки
помещают для обогревания между рамками любой сильной семьи.
Повторное использование семьи-воспитательницы. Если есть
необходимость в дальнейшем выводе маток, то семью-воспита-
тельницу можно использовать для выкормки второй партии маточ-
ных личинок. Для этого сразу после раздачи маточников в нук-
леусы семью осматривают, удаляют из нее пустые рамки из-под
детки и дают новые рамки с крытым расплодом от других племен-
ных семей. На следующий день семье дают новую партию пле-
менных личинок. Разумеется, для этого в материнской семье за-
ранее должны быть подготовлены одновозрастные личинки. После
вторичного использования семью-воспитательницу превращают
в нормальную семью, присоединив к ней отводок с ее же маткой.

137
Уход за нуклеусами. На следующий день после формирования
нуклеусов проверяют их силу. Пчелы должны полностью по-
крывать весь расплод. Если обнаружено, что в той или иной
семейке мало пчел и расплод может застынуть, ей подсыпают еще
пчел от той же семьи, откуда брали их для формирования
нуклеуса.
По истечении 12 дней после постановки личинок на воспи-
тание, т. е. через 3—4 дня после формирования нуклеусов, начи-
нается выход маток из маточников. Они выходят не все сразу,
а обычно в течение 1—2 дней, поэтому проверку лучше произ-
вести через 14 дней после постановки личинок на воспи-
тание или через 5—6 дней после заселения нуклеусов. Маточ-
ники, из которых к этому времени не вышли матки, следует
удалить.
При проверке нуклеусов каждую вышедшую матку надо най-
ти среди пчел на соте и осмотреть. Изредка бывает, что матка
имеет недоразвитые крылья или поврежденные ножки. Матку-
калеку надо тут же удалить из нуклеуса. В нуклеусы, у которых
матки погибли в маточниках или оказались калеками, дают ре-
зервных маток в клеточках.
В безвзяточное время нуклеусы надо особо тщательно обере-
гать от воровства, так как маленькие семейки не могут хорошо
защищаться от нападающих пчел.
Нередко пчелы в нуклеусах с началом облетов ведут себя бес-
покойно: постепенно слетают, присоединяясь к сильным семьям,
переходят из одного отделения в другое, переполняют одни нук-
леусы, тогда как другие пустуют, и т. д. Чтобы не допустить
этого, надо через несколько дней после формирования нуклеусов
(когда в них будет принята молодая матка и выведется побольше
молодых пчел) дать в каждую семейку по одной рамке с яйцами
и молодыми личинками. При наличии открытого расплода пчелы
никогда не покидают своего жилища. Занявшись выкармливанием

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>