<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

отношению к избирательным правам граждан.
Говоря об избирательных правах граждан,мы имеем в виду не только
активное избирательное право рядового избирателя,но и права самого кандидата.
Действительно,реализация права любого дееспособного гражданина избирать и быть
избранным в органы государственной власти -права,освященного Конституцией и
избирательным законодательством,-требует как знания закона,так и умения
пользоваться его нормами.
Представляется,что наиболее эффективным инструментом контроля за
правильностью процедуры выборов должна стать правовая грамотность массового
избирателя.Достижение этой цели не столь сложная задача,как это видится на
первый взгляд.Опыт президентских выборов 1996 г.показал весьма ощутимый
прогресс в правовой грамотности (по меньшей мере в знании процедуры)
большинства избирателей,прошедших через сложности выборной головоломки
декабря 1993 г.и декабря 1995 г.Этому способствовала интенсивная
разъяснительная кампания по центральным и местным каналам телевидения,в
печати.
Избирателю требуется знать хотя бы основные принципы избирательного
права,порядок заполнения бюллетеня для голосования и саму природу голосования 6 .
Обучение этим элементарным знаниям должно проводиться регулярно до начала
избирательной кампании и в ходе самой кампании.Большим подспорьем в правовом
просвещении избирателей являются информационные буклеты.Результат такой
просветительской деятельности налицо:там,где избиратели охвачены правовым
всеобучем,резко падает и число неправильно заполненных (т.е.недействительных)
бюллетеней.К тому же правовая грамотность избирателей создает правовую среду,
затрудняющую различного рода манипуляции и нарушения процедуры голосования.
Вместе с тем это не снимает проблемы участия в избирательном процессе,
особенно на стадии голосования,специально обученного корпуса наблюдателей 7 ,тем
более что российское законодательство допускает с 1993 г.участие наблюдателей в
избирательной кампании.При этом оригинальной особенностью российской
избирательной системы (вызывающей большой интерес специалистов и
правозащитных организаций за рубежом)является право зарегистрированных
кандидатов или избирательных объединений назначать по одному члену
избирательных комиссий всех уровней с правом совещательного голоса.Помимо
традиционных доверенных лиц в последние годы в избирательном процессе
активную роль играют уполномоченные представители избирательных объединений,
избирательных блоков,инициативных групп избирателей,статус которых закреплен
федеральным законодательством.Однако наиболее существенную роль призваны
сыграть наблюдатели.
6 Более подробно о программе правового обучения избирателей см.:Ковлер А.И.Избирательные
технологии:российский и зарубежный опыт.М.,1995.Раздел "Избирательные прдва граждан и их
защита ".7 В последнее время "на русском языке выпущено несколько пособий для наблюдателей:Независимое
наблюдение за ходом выборов.(Разработано Национальным Демократическим институтом
международных отношений США и издано его московским представительством).М.,1995;
Избирательные системы и наблюдение за выборами/Пер.с нем.М.,1995;Наумов В.И.Статус и
действия наблюдателя за ходом голосования по выборам Президента Российской Федерации М.,1996..Институт наблюдателя -сравнительно новое явление в нашей практике
проведения выборов,претерпевающее эволюцию в сторону расширения круга
субъектов избирательного процесса,которые имеют право направлять наблюдателей
на избирательные участки.На думских выборах это были прежде всего
представители зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений.На
выборах Президента РФ в 1996 г.их состав был расширен:в соответствии со ст.14,
20 Закона "О выборах Президента Российской Федерации "в день голосования с
момента открытия избирательных участков и до подписания членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса протокола об итогах
голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели,
направляемые как самими кандидатами на должность Президента,так и
общественными и избирательными объединениями,избирательными блоками,
инициативными группами избирателей,при этом каждый из указанных субъектов
избирательного процесса вправе назначать в каждую из участковых избирательных
комиссий по одному наблюдателю 8 .
Учитывая,что в Российской Федерации было образовано около 97 тыс.
участковых избирательных комиссий,теоретически эта цифра,помноженная на
число кандидатов и общероссийских избирательных объединений,дала бы
гигантское число наблюдателей,по меньшей мере несколько миллионов.Однако
фактически только имеющие большие организационные и финансовые возможности
кандидаты и партии направили своих наблюдателей в большое число избирательных
участков.Так демократическая норма закона оказалась труднореализуемой из-за
отсутствия материальных возможностей ее осуществления.
По этой же причине трудно представить себе перспективы реализации Закона
"Об общественном контроле за проведением выборов и референдумов и о б
открытости и гласности подведения итогов голосования ",проект которого был
разработан группой депутатов Государственной Думы под руководством депутата В.
Л.Шейниса,но не получил достаточного для своего утверждения числа голосов.По
этому проекту наблюдатели от граждан делегируются избирателями
непосредственно по так называемым подписным листам по норме:один наблюдатель
от не менее чем 50 избирателей (ст.3 законопроекта).Вместе с тем идея
общественного контроля,создания движения граждан за честные выборы
заслуживает серьезного к ней отношения.
Подводя итоги краткого анализа реализации избирательных прав граждан
России,отметим,что налицо очевидное реальное расширение этих прав,их
нормативное закрепление на федеральном уровне,попытки сохранить эту тенденцию
на региональном уровне (хотя и с некоторыми издержками).Вместе с т е м
недостаточно высокий уровень правовой культуры как самих избирателей,так и
организаторов избирательного процесса,слабая материально-техническая база
обеспечения этого процесса делают нередко проблематичной реализацию
избирательных прав граждан в полном объеме.Видимо,следует принять и более
энергичные меры государственной поддержки Федеральной правовой программы
повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской
Федерации,утвержденной Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г .Эта
программа (кстати,одна из немногих действительно реализуемых федеральных
программ)призвана создать условия для постоянно действующей системы правового
8 Статус и действия наблюдателей и представителей кандидата регулируются актом,утвержденным
ЦИК РФ 26 февраля 1996 г.,"Разъяснения о порядке деятельности доверенных лиц кандидата на
должность Президента Российской Федерации,членов избирательных комиссий с правом
совещательного голоса,уполномоченных представителей избирательных объединений,
избирательных блоков,инициативных групп избирателей,представителей средств массовой
информации при проведении выборов Президента Российской Федерации "..всеобуча,охвата различными формами обучения всего взрослого населения России.
Думается,что для страны с давними традициями просветительства это посильная
задача.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ