<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

31 76 38 26 48 10 92 45 28
Действие
Результат
Просто просмотреть ряд чисел
Запомнятся последние 5-7 чисел и через несколько минут они забудутся (запоминаются благодаря кратковременной памяти в речевом анализаторе)

Произвести запечатление ряда чисел (однократное, без повторения)
Запомнятся все числа и примерно через час большинство из них будут потеряны из памяти
Повторить запечатленные числа (несколько раз, извлекая их из своей памяти)

Числа сохраняются в памяти длительное время
Привязать запомнившуюся цепочку чисел к легко припоминаемому объекту (который часто попадается на глаза)
Числа доступны для припоминания в любой момент времени (при условии периодической активизации взаимосвязей)

Когда вы просто просматриваете информацию (например, список телефонных номеров), она не запоминается. Чтобы запомнить, вы переводите сведения в образную форму и образуете ассоциации. Запоминание - активный процесс и требует от вас напряжения внимания и мышления. После того, как вы запомнили сведения в образной форме, они на некоторое время сохранятся в вашей памяти. Если вы к ним не будете возвращаться мысленно, они постепенно сотрутся. Если информация будет повторена вами, она сохранится надолго.
13. Метод активного повторения
Повторением - это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно или записывается исключительно из вашей памяти. Если вы многократно считываете информацию из учебника - это не повторение, это повторное восприятие и нет никакой гарантии, что образованные ассоциации будут активизированы. Для закрепления информации в памяти необходимо ее припоминание.
Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением.
Слово "активный" в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций.
Следовательно, еще до начала повторения все сведения должны быть запомнены в полном объеме и без ошибок. Зачем же тогда повторять? Для сохранения.
Обратите внимание на существенное отличие мнемотехнического повторения от повторения в привычном вам смысле. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.
Как повторять
* После запечатления информации (кодирование в образы и создание ассоциативных связей) припомните ее и сравните с первоисточником. Это называется контрольным припоминанием. Перед тем как закреплять какие-то сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Иногда информация запоминается ошибочно из-за невнимательности и ошибок в кодировании.
* Если вы обнаружите пропуски или неточности при запоминании, запомните вновь лишь ту часть сведений, которая припомнилась с ошибками или вообще потерялась из памяти. Когда вы будете уверены, что вся информация находится в вашей памяти (и без ошибок), приступайте к ее закреплению, разумеется, если вы намерены пользоваться запомненными сведениями. Если вы просто выполняете учебные упражнения, то достаточно несколько раз вспомнить запомненное (для тренировки) и более не следует повторять упражнения. Через некоторое время они сотрутся из памяти.
* Первое мысленное повторение делайте сразу после запоминания.
* Второе повторение - примерно через 40-60 минут.
* Третье - в этот же день (примерно через 3-4 часа).
* Четвертое мысленное повторение - на следующий день.
Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в общественном транспорте. При запоминании иностранных слов вы можете целый день крутить их в голове, включая новые слова в различные грамматические конструкции. При этом реализуется принцип интенсивного обучения - обучения без перерывов, с "погружением" в предмет.
Мысленное повторение можно осуществлять по-разному. Мы выделяем три уровня повторения.
Первый уровень. Мысленно повторяются только цепочки опорных образов. На цепочке из 20 образов можно легко зафиксировать 20 телефонных номеров. Пока вы помните опорные образы, вы сможете вспомнить и номера телефонов. Цепочка из 20 образов повторяется мысленно за несколько секунд.
Второй уровень. Повторение с полной расшифровкой. Вспоминайте не только опорные образы, но и образы, в которых закодирована конкретная информация с переводом ее в свой первоначальный вид. Другими словами, если вы повторяете запомненную хронологическую таблицу, вы просто пересказываете ее мысленно.
Третий уровень. Это повторение с использованием приемов мысленной прорисовки и мысленного проговаривания. Такое повторение следует осуществлять при запоминании разных значков (типа транскрипции или хираганы), иностранных слов и другой информации, которая должна воспроизводиться без задержек и в своем непосредственном виде (например, сразу в виде цифр исторической даты).
Здесь сделаем одно важное замечание. У занимающихся мнемотехникой на первых порах внимание отвлекается (не хватает сил припомнить информацию до конца). Поэтому часто учащиеся повторяют каждый раз первую половину запомненных сведений. Вторая часть без повторения не активизируется и теряется из памяти. Если у вас хватило сил вспомнить лишь половину хронологической таблицы, при следующем ее припоминании начните с того места, где вы прервались, и вспомните информацию до конца.
14. Прием символизации
Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования разнообразные символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон.
Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком "А" и звуком "А", он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира ("Белый голубь"), смерти ("Череп"), медлительности ("Черепаха"), власти ("Корона") и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: "А каким зрительным образом я могу это обозначить?"
Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод "Лед", тепло "Грелка", вечность "Пирамиды", бесконечность "Математический знак бесконечности", зима "Снежинка", весна "Букет мимозы", лето "Солнце", осень "Желтый кленовый лист".
Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.
15. Прием привязки к хорошо знакомой информации
Что значит хорошо знакомая информация? Это - информация, находящаяся в вашей памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год, 1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете, ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре.
Новая информация, состоящая из элементов хорошо знакомых сведений, легко запоминается. Так, легко запомнить телефонный номер 917-41-45. Он сразу вызывает у вас в памяти известные исторические события. И автомобиль с номером 812 вы запомните легко.
Американский психолог Чейз, пытаясь понять, как запоминают мнемонисты, 20 месяцев обучал студента-добровольца запоминанию цифр с помощью этого приема. За 20 месяцев он научил его запоминать 80 (!!!) цифр. При этом его студент мог запоминать только знакомые ему числа. Обучающиеся мнемотехнике на втором занятии воспроизводят 90 цифр. В чем же ошибка психолога? Он просто перепутал кодирование в образы с процессом образования ассоциации. Ведь преобразовав штат Колорадо в образ "Колорадский жук", мы не образовали ассоциацию (как думал Чейз), а всего-навсего закодировали информацию в наглядный зрительный образ. Вторая его ошибка в том, что этим приемом числа вообще не запоминаются (за редким исключением). Прием привязки к хорошо знакомой информации лучше применять для кодирования в образы географических названий, терминов, имен и фамилий. Этот прием не универсальный. Им кодируется в образы лишь то, что кодируется. Это зависит от содержания вашей памяти.
Примеры кодирования слов в образы приемом привязки к хорошо знакомой информации. Штат Вашингтон "Доллар", планета Марс шоколадка "Марс", 1380 год 380 вольт (образ проводов), число 220 - "Электрическая розетка", планета Венера "Статуя Венеры", фамилия Блэк образ "Черный квадрат", 1912 год (выход первого номера газеты "Правда") хорошо знакомый 1812 год.
При запоминании разные приемы применяются в комбинациях. Так, чтобы перевести дату 1912 год в образ "Наполеон", необходимо сначала связать эту дату с 1812 годом, а дату 1812 символизировать образом Наполеона, которого, для лучшего запоминания, проще представить в виде его знаменитой "Треуголки". Тогда дата выхода в свет первого номера газеты "Правда" кодируется в следующую ассоциацию: "В шапке Наполеона лежит газета "Правда".
Образы, полученные после кодирования, запоминаются с помощью других методов.
16. Прием кодирования по созвучию
Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор образ "Трактор"; ками (япон. волосы) образ "Камин"; куби (япон. шея) "Кубик"; штат Аляска образ "Коляска"; деверь (родственник) образ "Дверь".
Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность (кано шуль мирза ордос ...). О том, как запомнить значение (смысл) новых терминов и понятий, вы узнаете позже. (См. "Прием образования смысловых связей").
17. Прием образования слова по согласным буквам
Этот прием применяется совместно с буквенно-цифровым кодом. Когда цифры переведены в буквы, по буквам подбирается слово, которое можно представить в виде образа. В данном приеме представляют интерес только согласные буквы (так как в буквенно-цифровом коде гласных нет).
Примеры. ТЛФ ТеЛеФон; ПЛТ ПЛиТа; СБК СоБаКа; КЛН КЛоуН; РБЛ РуБЛь.
Если по буквам слово не подбирается, можно применить следующую "хитрость" - подобрать образ, обозначаемый двумя словами (прилагательное и существительное).
В этом случае значимыми являются: первая согласная буква прилагательного и две первые согласные буквы существительного. При припоминании вы четко сможете отличать, какой образ обозначается одним словом, а какой - двумя.
Примеры. ЗТР Зеленая ТРава; ГЛН оГромная ЛуНа; ППЧ Полосатая ПЧела.
Любое слово можно без труда перевести в цифры. Запомнив последовательность слов, вы запоминаете и последовательность чисел.
Примеры. КЛуБника, ТоРТ, ДиСКета, ТеТРадка, НоЖНицы, ФоТоГрафия, ЗаНоЗа ... -365-292-273-229-010-821 -707...: КхшЛпБ дТРцдТ ДтСзКх дТдТРц НмгЖНм вФдТГж сЗНмсЗ. (Соответствие цифр буквам смотрите в первом занятии.)
Этот прием активно применяется при запоминании исторических дат, телефонных номеров, адресов, номеров автомобилей, разнообразных кодов и шифров. На основе этого приема составляются образные коды трехзначных чисел.
18. Прием образования слова из слогов
Этот прием применяется самостоятельно или в сочетании с приемами кодирования по созвучию, символизации и привязки к хорошо знакомой информации в основном для запоминания названий, терминов, фамилий и других аналогичных сведений.
Примеры. МАШ МАШина, РУЛ РУЛь, ФОН ФОНарь, КАМ КАМень, КНИ КНИга.
Этот прием (совместно с приемом образования ассоциативной связи и приемами запоминания последовательностей) позволяет точно запоминать совершенно бессмысленные буквосочетания.
Примеры. МАШФОНРУЛ ассоциация "машина фонарь руль". КНИКАМФОН ассоциация "книга камень фонарь". Штат Висконсин ВИС КОН СИН ассоциация "ВИСки КОНфеты СИНька".
В этом приеме можно импровизировать, удаляя или прибавляя по одной значимой букве.
Пример. Сахара ассоциация "САХАр РАк".
Можно делать значимыми последние буквы.
Примеры. ЗОР телевиЗОР, АКА собАКА, НИК приемНИК, КНО оКНО, ЮЛЯ кастрЮЛЯ.
19. Фиксированные образные коды двузначных чисел
Метод ассоциативного списка (АС-100)

С общим понятием образных кодов вы познакомитесь позже. Пока достаточно понять: чтобы числовая информация запомнилась достаточно быстро, нужно выучить наизусть сто образов. Каждый образ жестко закрепляется за своим числом (от 00 до 99). Как только вы запомните этот список, сразу получите возможность запоминать без ошибок большие объемы любой цифровой информации, например, десятки телефонных номеров.
Кодирование двузначных чисел осуществляется через буквенно-цифровой код (БЦК).
12 ГЖ ДТ Гж дТ ГиТара образ гитары
35 КХ ПБ Кх пБ КуБ образ куба
Числа 01. 02. 03. ... 09 в числовом ряду кодируются в образы как 1. 2. 3. ... 9. При припоминании к ним добавляется ноль слева.
05 - ПБ пБ оБои образ
06 - ШЛ шЛ юЛа образ
07 - СЗ Сз оСа образ
Отдельно запомните: 0 - номерок; 00 - бочки.
Заучивать список следует постепенно (по 10-20 образов) в процессе изучения других приемов запоминания.
Список фиксированных образных кодов
двузначных чисел от 01 до 20
1. гЖ еЖ 11 ГжГж ГаГарин
2. Дт яД 12 ГждТ ГиТара
3. кХ уХо 13 ГжКх ГайКа
4. Чщ Чай 14 гЖЧщ ЖуЧок
5. пБ оБои 15 ГжпБ ГуБы
6. шЛ юЛа 16 ГжШл ГуаШь
7. Сз оСа 17 ГжСз ГуСь
8. Вф иВа 18 ГжВф ГВоздь
9. рЦ яйЦо 19 ГжРц ГиРя
10. ГжНм оГоНь 20 ДтнМ ДоМ

Упражнения
1. Запомните последовательность слов приемом "Цепочка".
ГЛОБУС ЧЕРТ ЧУЛКИ СТАНОК ШНУР ВОРОНА ШЛЕМ РУЧКА ЛЮСТРА ГРИБ КОРЫТО ПЧЕЛА КРЫШКА КАКТУС ДРЕЛЬ ВЕДРО РУБАНОК СВИСТОК ТЕЛЕФОН САКСОФОН БРЕВНО ДЕРЕВО ОТВЕРТКА ЖИГУЛИ ЩЕНОК МАЯТНИК ДОЛЛАР ГЕРБ САМОЛЕТ РАКЕТА
2. Припомните запомнившиеся образы, перекодируя их в цифры по первым трем согласным буквам слова (по буквенно-цифровому коду). Запишите.
Сверьте правильность припоминания: 165 492 463 720 609 890 660 943 672 195 392 546 396 332 296 829 950 787 268 737 598 298 289 116 403 020 266 195 706 932 (всего 90 цифр).
3. Преобразуйте слова в образы приемом символизации. Запомните символы приемом "Цепочка". Воспроизведите первоначальные слова.
БОЛЬ ГРУСТЬ БОГАТСТВО БОЛЕЗНЬ БЕДНОСТЬ РАЗЛУКА
ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ФИЛОСОФИЯ ЛЮБОВЬ ДРУЖБА
ВЕСЕЛЬЕ ВЕЧНОСТЬ ХОЛОД ВЕСНА РЕВНОСТЬ НЕПРИЯТНОСТЬ ВЕЗЕНИЕ
4. Преобразуйте слова в образы приемом привязки к хорошо знакомой информации. Запомните последовательность получившихся образов приемом "Матрешка". Воспроизведите первоначальные слова.
штат ВАШИНГТОН озеро МИД штат КОЛОРАДО штат ФЛОРИДА 13 ДЖЕЙМС БЛЭК ул. РЯБИНОВАЯ НАПОЛЕОН планета ВЕНЕРА ЛЕОНИД МОРКОВКИН 1380 (КУЛИКОВСКАЯ БИТВА)
5. Преобразуйте слова в образы приемом перекодирования по созвучию. Запомните последовательность получившихся образов приемом "Цепочка". Воспроизведите первоначальные слова (их значение пока запоминать не нужно).
ФАКТОР КАМИ КУБИ ЛИЗИН АРГИНИН ДЕВЕРЬ КАНО ШУЛЬ МИРЗА ОРДОС ПИКО ПИНЕЛЬ РИЦА РОЙС СФЕН
6. Запомните последовательность буквосочетаний, подобрав слова по правилу "первых трех согласных букв". Вы можете применять и словосочетания, обозначающие один образ. Последовательность получившихся образов запомните приемом "Матрешка". Воспроизведите первоначальную информацию.
КЛК ТЛФ ПЛТ СБК КЛН МШК РБЛ ТРФ СТК КРН МТР ЩТК КЛВ НЖН ТКМ ЛПР ЗГС ДСК СТР СМК РШТ ГЛВ ПЛК ВГН ТРБ ШРП
7. Запомните последовательность буквосочетаний, подобрав слова по правилу "первых трех букв". Последовательность запомните приемом "Цепочка". Воспроизведите первоначальную информацию.
ВАЗ ЛАМ СТО МЕТ ВИШ ЗАН ОДЕ РАМ КОМ НИТ ШКО БОТ СТЕ МОЛ ДЕР ПЛА СКО КОВ БРИ ПУЛ БКА ОТВ ПОД НАК ПИН КУЛ
8. Читайте числовую таблицу, называя мысленно вместо чисел их буквенный код. Таблица заменяет вам генератор случайных чисел. Прорабатывайте таблицы в разных направлениях.
20 07 15 01 19 13 03 18 09 05
11 14 04 17 13 08 11 06 18 09
20 12 04 15 07 19 02 16 08 20
07 13 08 11 17 06 08 10 01 18
03 10 14 19 13 08 03 15 19 11

9. В течение нескольких минут запомните образные коды чисел от 00 до 20. Первоначально запоминайте образные коды приемом "Цепочка". Важно научиться переводить числа в образы не только no-порядку, но и в случайном порядке. Для этого тренируйтесь на таблицах случайных чисел.
После запоминания образных кодов закрепляйте их в памяти мыслительной операцией "Наложение образов". Мысленно представляйте зрительный образ ("Юла") и на нем (или на фоне этого образа) прорисовывайте соответствуюшее число - "6". После закрепления чисел в памяти запомните таблицу случайных чисел.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть образные коды чисел от 00 до 20. Читайте числовую таблицу, называя вслух соответствующие числам образы. Перекодировку чисел в слова доведите до автоматического уровня. При этом числа таблицы должны перекодироваться вами в слова со скоростью не более 1 секунды на число и без задержек. Если какое-либо число перекодируется в образ с задержкой, заучите его отдельно.
20 04 09 01 19 06 15 12 18 10
02 09 01 12 17 05 07 11 18 04
09 13 20 00 17 07 15 19 05 08
13 01 19 10 06 20 08 15 09 02
11 19 13 00 13 07 09 00 20 16
11 17 19 13 15 05 17 04 01 09
00 13 01 08 06 16 18 07 02 18
09 03 20 19 16 03 18 14 09 12

2. Запомните слова приемом "Цепочка". При припоминании перекодируйте слова в цифры в соответствии с буквенно-цифровым кодом (столетник -726 ...)
ГИТАРА КОРОБКА МОТОЦИКЛ КРЕМ КАССЕТА ГОРЕЛКА ТОРШЕР ВИНТ ПАПКА СТЕКЛО КАТУШКА ПЫЛЕСОС ТЮЛЬПАН ГВОЗДЬ ОБМОТКА КРЕСЛО КАРТИНА АЛЬБОМ НАУШНИКИ ПЛАНЕТА ДОМИК ОБЛАКА ТРАВА ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬ ЗАМАЗКА ВЕНТИЛЯТОР ЛЕПЕСТОК ВОЛОСЫ ОКРУЖНОСТЬ
3. Преобразуйте слова в образы приемом символизации. Запомните последовательность приемом "Матрешка".
АККУРАТНОСТЬ ГЛУПОСТЬ ЗЛОСТЬ УСИДЧИВОСТЬ ГОРДОСТЬ СКОРОСТЬ НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ ЖАРА ВЛАЖНОСТЬ БЕГАТЬ СМОТРЕТЬ ЛЮБОВАТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ ВЕРИТЬ РАЗМЫШЛЕНИЕ НЕНАВИСТЬ ТРУДОЛЮБИЕ БЕСПЕЧНОСТЬ
Получившиеся в результате кодирования символы запишите в тетрадь для анализа на занятиях. Умение быстро подбирать образы для такого рода слов пригодится вам в дальнейшем при запоминании иностранных слов.
4. Преобразуйте информацию в образы приемом привязки к хорошо знакомой информации. Запомните последовательность образов приемом "Цепочка" .
планета ЮПИТЕР штат МЭН штат ДЖОРДЖИЯ гор. ТУЛА село ПУШКИНО МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ гор. КЛИН аэропорт БЫКОВО гор. СЕРПУХОВ гор. ГЖЕЛЬ 1851 год гор. ПРОТВИНО
Получившиеся при перекодировании образы запишите в тетрадь для анализа на занятиях.
5. Преобразуйте информацию в образы приемом перекодирования по созвучию. Запомните последовательность образов приемом "Матрешка".
ДАКОТА ТЕННЕССИ АЛЯСКА АЙОВА ЖЕРАР КАССЕЛЬ КЕМАЛЬ КЕПС КЛАССОН ПИФОН СМУШКА ФУЛЯР ФУКУС ГИББС ЗОЛИ ИНТРАДА КАСАИ ЛЕСКО ЛИОН
6. Запомните бессмысленные буквосочетания приемом образования слова по слогам и приемом образования ассоциативной связи. В ассоциации выделите основу. Запомните последовательность методом Цицерона (по основам).
Пример. МОНВИЛТРО ассоциация "монитор вилка трон". Образ "монитор" основа ассоциации - используется для запоминания последовательности, и к нему привязываются другие образы.
КЛАСТРОБЛ КНУРУБГАЙ ФИЛРКЖСУМ РУЧАЛЬПРИ ФОТКНИМАГ ТОРМОРФИЛ КИНТЕЛМОН ВИНГРОМИШ МАСОКУЛИН СТЕОБОГЛА ШЕРОБЛКУР УТКОГУЛЕК


ЗАНЯТИЕ 3


20. Виды запоминаемой информации
В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на 3 вида: образная, речевая (текстовая) и точная. К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы. К речевой - воспринимаемая устная речь и читаемые тексты. К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100% -и точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов информации и постараемся понять, чем они отличаются друг от друга, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий - точные сведения - практически вообще не запоминаются, если не применять специальную технику.
Образная информация. Наш мозг "настроен" на образы, оперирует образами и запоминает образы "автоматически". Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.
Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в зрительное представление. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Прочитайте следующее высказывание и проследите, что в этот момент возникнет в вашем воображении: "На огромном ... стоит маленький ..." Чего-то не хватает в этом высказывании. В воображении создается ощущение пустоты, недосказанности.
Воссоздающее воображение - это процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Обеспечивает понимание речи.
Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении. Назовем их пространственными операторами. Это предлоги, падежные окончания, служебные части речи, глаголы и прилагательные. Пространственные операторы, направленые на механизм мышления, воспринимаются мышлением и через него выстраивают образы в нашем воображении в соответствии с воспринимаемым текстом или речью.
Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-первых, в речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире. Во-вторых, эти образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения. И эти взаимосвязи намного слабее.
Зрительный анализатор - это часть мозга, включающая в себя нервный путь от сетчатки глаза до первичной (стриарной) зрительной коры (17, 18 зоны), находящейся в области затылка.
Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы и аппарат мышления также оказывается "выключенным". Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.
Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Изобретательные школьники и студенты решают ее с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой. Все программы обучения подстроены под учеников, не умеющих запоминать точно. Если в школе или вузе провести опрос по точной информации, результаты будут плачевными. Согласитесь, когда миллионы детей, не умеющих запоминать, ходят в школы и пытаются чему-то научиться, это выглядит грустно - примерно так, как выглядит человек, ищущий буквы на клавиатуре компьютера. Это называется "неквалифицированный труд" или попросту - пустая трата времени.
21. Эффекты
В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс запоминания более качественным.
Эффект стирания ассоциации. Он проявляется в двух формах. Первая: когда образованная ассоциация не активизируется - она самопроизвольно разрушается (стирается). Вторая: если на опорный образ вы запомните телефонный номер, а затем на этот же опорный образ - другой номер телефона. В этом случае предыдущий телефонный номер не вспомнится. Он сотрется из памяти.
Информация в нашем мозгу стирается самопроизвольно и под воздействием другой информации. Эффект хорошо наблюдается при запоминании 30-50 и более единиц информации и используется в данной методике обучения мнемотехнике. Благодаря этому эффекту в упражнениях можно запоминать новые сведения, связывая их с одними и теми же опорными образами. Предыдущая информация стирается, и память не перегружается. При долговременном запоминании всегда нужно иметь в виду этот эффект и не использовать повторно уже занятые опорные образы.
Эффект сворачивания ассоциативных цепочек. Наблюдается при припоминании. Если в процессе припоминания внимание обучающегося отвлекается, он вспомнит то место, где воспоминание прервалось, и вынужден возвращаться к началу цепочки. Иногда можно наблюдать быстрое мелькание образов перед глазами в момент отвлечения внимания. Цепочка образов, прокрутившись, останавливается на последнем образе.
При отсроченном припоминании через один-два месяца (если человеку не ставилась задача сознательного повторения) при напоминании первого слова ранее запоминавшейся цепочки припоминаются первые два-три слова, а затем сразу одно-два последних. Остальные образы цепочки не вспоминаются даже при напоминании (подсказке).
Этот эффект описан в психологической литературе как "Эффект края" Г.Эббингауза и его значение, на наш взгляд, значительно большее, чем принято думать.
С одной стороны, этот эффект мешает сознательному запоминанию, так как происходит стирание запомненных в образах сведений. Стирающее влияние этого эффекта легко нейтрализуется. Достаточно не запоминать длинные цепочки образов, а разбивать запоминаемые сведения на маленькие последовательности - не более 7-10 образов в каждой. Короткие последовательности образов собираются в блоки и запоминаются дополнительно, например, методом Цицерона.
С другой стороны, мозг жертвует информацией не просто так. Мы считаем, что данный эффект - один из механизмов, благодаря которому мозг автоматически формирует свернутые программы реагирования (по типу "Если..., то..."). Промежуточные звенья между "Если" и "то" уничтожаются ради ускорения ответной реакции. С помощью этого механизма мозг формирует конструкты (теория личностных конструктов Дж.Келли). Они организуются в сложные иерархические системы и, по существу, являются глобальной программой реагирования, по которой человек строит свое поведение (сознательно и неосознанно).
Основная работа по сворачиванию ассоциативных цепочек (а значит, стирание информации) осуществляется мозгом во время сна. При этом сжатие происходит отдельно по анализаторным системам (хорошо известно, что во время сна речевой и зрительный анализаторы разобщаются и функционируют изолированно друг от друга (мысли начинают путаться при засыпании). Результат работы по сжатию информации мозг показывает в виде сновидения. Значит, сновидение - это процесс записи в мозг "заархивированной" информации.
Распространенное мнение о чрезмерной нагрузке на ум школьников, по-видимому, одно из многих заблуждений, относящихся к нашим знаниям о мозге. Учитывая множество механизмов мозга, направленных на стирание запомнившихся сведений, мы приходим к выводу, что мозг чрезвычайно трудно перегрузить информацией. Наш мозг "интересует" исключительно адаптивная память, т.е. информация, связанная с регулярной повседневной деятельностью. Все остальное безжалостно уничтожается. Защитные функции мозга, охраняющие адаптивную (биологически важную) память, в мнемотехнике называются стабилизирующими факторами. К ним относятся и эффект стирания ассоциаций, и эффект сворачивания ассоциативных цепочек. Есть и другие факторы, напрямую не относящиеся к теме запоминания. Среди них - ложные пробуждения, замена образов в сновидениях, луцидные (контролируемые) сны и даже хорошо известные в парапсихологии внетелесные переживания (ВТП).
Эффект первого образа. При припоминании упражнений часто возникают сомнения в правильности припоминаемого образа. Верным бывает обычно тот образ, который первым "выскочил" из памяти, даже если вы уверены в том, что этот образ неверный.
Эффект непосредственного припоминания. Первоначально информация "захватывается" памятью в виде зрительных представлений. В дальнейшем, если вы примените метод активного повторения, запомнившиеся сведения будут припоминаться сразу в том виде, в каком вы их воспринимали. Особенно важно добиваться эффекта непосредственного припоминания при запоминании иностранных слов и знаковых систем изучаемых вами языков.
Эффект ассоциативного припоминания. Заключается в том, что один воспринимаемый образ мгновенно вызывает из памяти "дополнительную" информацию по ранее установленным взаимосвязям.
22. Метод наводящих ассоциаций (МНА)
Метод наводящих ассоциаций (МНА) - универсальный метод запоминания, позволяющий преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий, терминов, понятий, иностранных слов, фамилий, а также бессмысленных буквосочетаний. Представляет собой комбинацию описанных выше приемов запоминания: приема символизации, приема привязки к хорошо знакомой информации, приема кодирования по созвучию и приема образования слова по слогу. Какая комбинация перечисленных приемов запоминания будет использована - зависит от запоминаемого слова.
Рассмотрим этот метод на следующих примерах. Название штата США "Аляска" можно преобразовать в образ приемом кодирования по созвучию (коляска). Это же название можно превратить в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации (куртка "аляска"). Штат Висконсин лучше запоминать приемом образования слова по слогам. В данном случае этот прием будет использован три раза (ВИС КОН СИН ВИСки КОНьяк СИНька); при этом к нему необходимо добавить прием образования ассоциативной связи с выделением основы ассоциации. Штат Айова хорошо запоминается приемом кодирования по созвучию (Айва). Часто встречаются названия, для преобразования которых в образы приходится применять сразу несколько приемов. Т.е. в одной ассоциации, обозначающей название, образы будут получены разными приемами кодирования. Например: штат Северная Дакота "Северная" преобразуется приемом символизации (белый медведь), Дакота - приемом кодирования по созвучию (ДвА КОТА). Название этого штата можно зафиксировать ассоциацией "На голове у белого медведя сидят два кота".
Получившиеся в процессе кодирования зрительные образы легко могут запомниться последовательно и при припоминании подсказывают (наводят) нужное нам слово. В результате мысленных повторений запомнившиеся в образах слова закрепляются в памяти и в дальнейшем воспроизводятся непосредственно (сразу в виде звукового сообщения).
Запомнившаяся этим методом информация безошибочно узнается в тексте.
23. Техника запоминания географических названий
На третьем занятии вы отрабатываете эту технику на примере запоминания географических названий - штатов США. Таким же способом запоминаются и любые другие названия.
Названия кодируются в образы (или ассоциации) методом наводящих ассоциаций. Несколько зрительных образов, обозначающих в совокупности одно название, объединяются вместе приемом образования ассоциативной связи, желательно с выделением основы ассоциации. Последовательность названий рекомендуется запоминать, связывая их с дополнительными опорными образами. В начале обучения так запоминать проще. Однако вы можете произвольно выбирать любой способ запоминания последовательности.
Последовательность опорных образов может быть подготовлена заранее или по ходу запоминания методом Цицерона, методом свободных ассоциаций и другими. В качестве опорных образов можно использовать и ранее запоминавшиеся цепочки слов. В этом случае желательно, чтобы применяемая в качестве цепочки опорных образов последовательность слов запоминалась приемом "Матрешка".
Запоминание на закрепленную в памяти последовательность образов можно условно обозначить так:




На этапе отработки метода наводящих ассоциаций каждое название лучше фиксировать на отдельном опорном образе. В дальнейшем запоминайте группу названий, связывая их в самостоятельный блок.


Двойные линии обозначают хорошо закрепленные связи между образами.
В итоге схема запоминания названий на заранее запомненную последовательность слов будет выглядеть следующим образом:

Последовательность опорных образов запоминайте приемом "Матрешка".

24. Техника запоминания исторических дат
При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.
Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах:
1609 Галилей изготовил первый телескоп;
1453 падение Византийской империи;
1367 постройка белокаменного Московского кремля.
Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения, подлежащие переводу в образную форму:
609 Галилей телескоп;
453 Византия падение империи;
367 Московский кремль белая стена.
Далее преобразуем каждый элемент информации в зрительный образ:
609 ШЛ НМ РЦ Шл Нм Рц ШНуРок; Галилей галерея (по созвучию); телескоп телескоп (без изменений).
453 ЧЩ ПБ КХ чЩ Пб Кх ЩеПКа; Византия кредитная карта "Виза" (привязка к знакомой информации); империя корона (прием символизации).
367 КХ ШЛ СЗ Кх шЛ сЗ КЛиЗма; Московский кремль белая стена.
В результате преобразований получени материал для создания искусственных ассоциаций. Все слова легко представляются в виде зрительных образов:
шнурок галерея телескоп;
щепка карта "Виза" корона;
клизма белая стена.
За основу ассоциаций при запоминании данных исторических дат логично выбрать образ, в котором закодировано число. (Единицу мы исключаем из запоминания и прибавляем при припоминании.)
Основы ассоциаций: шнурок щепка клизма.
Запоминаем их последовательность приемом "Матрешка". Увеличиваем мысленно "шнурок". Вставляем в него "щепку". Фиксируем эту картинку в воображении.
Далее оставляем в воображении только образ "щепка". Увеличиваем его и вставляем внутрь "клизму". Фиксируем ассоциацию. Мы запомнили последовательность основ ассоциаций.
Теперь осталось образовать ассоциативные связи между основами и другими образами, в которых закодированы события.
Для этого вновь представляем образ "шнурок". В то место, где ассоциация уже образована, другие образы привязывать нельзя. Представляем шнурок, например, сильно увеличенным, в виде ковра в картинной галерее, на стенах которой висят телескопы.
Уменьшаем "шнурок" и считываем с него образ "щепка". Выводим образ "щепка" отдельно на свой внутренний "экран". Образуем ассоциацию: "К щепке приклеена карточка "Виза", на ней четко видно рифленое изображение короны". Фиксируем ассоциацию.
Вновь выводим на "экран" отдельно образ "щепка" и считываем с него образ "клизма". Оставляем одну клизму и увеличиваем ее, подготавливая для образования ассоциации. Образуем ассоциацию: "На резиновой части клизмы виден фрагмент белой стены". Фиксируем ассоциацию.
Информация запомнилась, т.е. записалась в зрительную память в виде образов.
Если вы хотите закрепить ее в памяти, применяйте метод активного повторения.
Схема техники запоминания исторических дат выглядит так:


При запоминании сложных хронологических таблиц, где трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, полученный из события исторической даты. Вообще трехзначные числа являются образными кодами и по правилам должны быть в ассоциации только ее элементами. При запоминании простых хронологических таблиц можно сделать исключение и использовать образы чисел как основы.
Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 21 до 40
21. дТГж уТюГ 31 КхгЖ КоЖа
22. ДтДт ДиоД 32 КхдТ КиТ
23. ДткХ ДуХи 33 КхКх КеКс
24. ДтЧщ ДиЧь 34 КхЧщ КоЧан
25. дТПб ТоПор 35 КхпБ КуБ
26. ДтШл ДуШ 36 КхшЛ КЛей
27. дТсЗ ТуЗ 37 КхСз КоСа
28. ДтВф уДаВ 38 кХВф ХВоя
29. дТРц ТеРка 39 КхРц яКоРь
30. КхНм иКоНа 40 ЧщНм ЧайНик

Для тренировки скорости кодирования двузначных чисел в образы вы можете использовать электронные наручные часы. Переключите часы на режим "Секунды" и называйте образы, соответствующие числам от 01 до 60.
Упражнения
1. Преобразуйте числа в образы и запомните их последовательность.
09 12 03 11 02 13 06 17 19 20
10 04 08 01 07 05 15 14 16 18
2. Подготовьте 8 опорных образов методом Цицерона. Повторите их мысленно. Запомните четыре группы слов приемом образования ассоциативной связи (с сохранением последовательности образов в ассоциациях). Последовательность "Полено попугай ..." запомните приемом "Цепочка". Последовательность "Колодец канистра ..." запомните приемом "Матрешка". Последовательность "Роз кор заж ..." запомните приемом образования слова по первым трем буквам и "Цепочкой". Последовательность "663 239 723 ..." запомните комбинацией следующих приемов: буквенно-цифровой код --прием образования слова со значимыми тремя согласными буквами --прием "Матрешка". Основы ассоциаций и начала каждой ассоциативной цепочки зафиксируйте на опорных образах (метод Цицерона).
Схема запоминания:

После запоминания выпишите всю запомнившуюся информацию целиком (75 единиц).
МАРКА ЗНАЧОК РЕЗИНКА ВИНТ СПУТНИК
МАСЛО ТРАКТОР ЧАЙНАЯ ЛОЖКА КНОПКА КОМАР
ВОРОТА СКАЛЬПЕЛЬ ОБЪЕКТИВ СУМКА ЗУБ
МАЙКА АНТЕННА ЗВЕЗДА ФАРА КИСТЬ
ПОЛЕНО ПОПУГАЙ ВИШНЯ КРЫШКА ФАНЕРА КУРТКА ФОТОАППАРАТ ЛОСЬ ЛЕСТНИЦА РАЦИЯ МАГНИТОЛА БЛЮДЦЕ БУТЫЛКА ПОДУШКА СЕРДЦЕ
КОЛОДЕЦ КАНИСТРА КОШКА ТЕЛЕСКОП АВТОМОБИЛЬ ЖИРАФ ТРУБА ЗНАМЯ ШАРФ СНЕГОВИК КАПУСТА ГРИБЫ ЗМЕЯ ЛУНА БАССЕЙН
РОЗ КОР ЗАЖ НАС ТАР СТО ОДУ ЛИН ЛАМ КОМ
663 239 723 739 863 396 753 560 300 498

3. Запомните слова строго под порядковыми номерами.

1. ЭЛЕМЕНТ 6.. ГЛУБИНА 11. СОЛОМА 16. КАМЕРА
2. ЗЕМЛЯ 7. СЕПТИК 12. ХОЛОД 17. ТОЛЬ
3. БЕТОН 8. ПРОЦЕСС 13. СТЕНА 18. КЛИН
4. ЧИТАТЕЛЬ 9. ДИЗАЙН 14. СТОК 19. НАРОД
5. КАМЕНЬ 10. СЛУЧАИ 15. ЧЕЛОВЕК 20. ЗАГС

4. Запомните последовательно исторические даты техникой запоминания дат.
1609 Галилей изготовил телескоп
1453 падение Византийской империи
1367 постройка белокаменного Московского кремля
1240 Невская битва
1187 создание "Слова о полку Игореве"
1147 первое упоминание о Москве в летописи
1543 открытие Коперника
1498 открытие морского пути из Европы в Индию
1492 открытие Америки Колумбом
1807 Тильзитский мир
1337-1453 Столетняя война (Англия Франция)
1358 Жакерия

5. Запомните приемом "Матрешка" последовательность слов, которую вы можете использовать как опорные образы для запоминания географических названий.
ГОЛУБЬ КОЛЬЦО КАРАНДАШ БОТИНОК КОШКА ЛАМПОЧКА ТЕТРАДЬ НОЖНИЦЫ ЛАСТИК КНОПКА МИКРОФОН МУХА ШТОПОР ШАМПУНЬ ГАЗЕТА БАТАРЕЙКА СТАКАН ПРИЕМНИК ЗАКОЛКА КРЫШКА ШВАБРА КОШЕЛЕК ГРУША ЕЛКА СТУЛ ТЕЛЕФОН КАССЕТА ВЕШАЛКА КЛЮЧ ТРЯПКА ЩЕТКА ШАРИК КРАСКА ВИЛКА ПОЛОТЕНЦЕ ТРАВА БЛЮДЦЕ КИРПИЧ ДИСК ТУФЕЛЬКА РАНЕЦ ЦЕПОЧКА МАШИНА КРАН ЧУЧЕЛО САМОВАР ПАЯЛЬНИК ЧАЙНИК ШАРИК ПИЛА МЕЛ
6. На подготовленную последовательность опорных образов запомните географические названия.
АЛАБАМА АЛЯСКА АРИЗОНА АРКАНЗАС КАЛИФОРНИЯ КОЛОРАДО КОННЕКТИКУТ ДЕЛАВЭР ФЛОРИДА ДЖОРДЖИЯ ГАВАЙИ АЙДАХО ИЛЛИНОЙС ИНДИАНА АЙОВА КАНЗАС КЕНТУККИ ЛУИЗИАНА МЭН МЭРИЛЭНД МАССАЧУСЕТС МИЧИГАН МИННЕСОТА МИССИСИПИ МИССУРИ МОНТАНА НЕБРАСКА НЕВАДА НЬЮ-ХЭМПШИР НЬЮ-ДЖЕРСИ НЬЮ-МЕКСИКО НЬЮЙОРК СЕВЕРНАЯ КАРОЛИНА СЕВЕРНАЯ ДАКОТА ОГАЙО ОКЛАХОМА ОРЕГОН ПЕНСИЛЬВАНИЯ РОД-АЙЛЕНД ЮЖНАЯ КАРОЛИНА ЮЖНАЯ ДАКОТА ТЕННЕССИ ТЕХАС ЮТА ВЕРМОНТ ВИРДЖИНИЯ ВАШИНГТОН ЗАПАДНАЯ ВИРДЖИНИЯ ВИСКОНСИНВАЙОМИНГ ОКРУГ КОЛУМБИЯ
Домашнее задание
1. Выучите фиксированные коды на числа от 21 до 40. Повторяйте числа от 00 до 20. После заучивания образных кодов тренируйтесь в перекодировании чисел в образы по таблице случайных чисел. Скорость перекодирования должна быть не более одной секунды на число, без задержек. Если число перекодируется с задержкой, заучите его дополнительно, представляя мысленно образ самого числа на фоне его образного кода (см. мыслительная операция "Наложение образов").
10 17 01 37 18 25 34 30 05 28
33 40 00 03 26 38 20 06 13 04
12 21 16 22 35 29 15 24 19 07
09 14 23 31 39 02 08 11 27 32
01 26 33 29 40 17 09 37 14 04
38 05 22 16 28 34 36 06 12 18
10 02 11 15 30 24 08 27 21 13
03 07 19 25 39 20 23 31 35 32
10 05 26 30 29 07 01 33 14 23
03 06 15 09 37 13 16 20 17 04
22 27 31 40 00 34 21 08 12 24
18 02 19 28 36 38 32 38 23 11
08 30 37 28 17 10 29 40 01 25
04 26 33 05 21 16 09 18 06 13
23 11 14 07 19 22 38 02 31 32
27 32 12 07 21 09 27 18 04 39
Если у вас дома есть метроном, включите его и перекодируйте таблицу под метроном, постепенно увеличивая скорость перекодирования. Скорость увеличивайте только в том случае, если числа перекодируются вами без задержек.
2. В течение дня мысленно повторяйте запомнившиеся исторические даты, последовательно выводя их из памяти. Не прерывайте процесс припоминания, пока не вспомните все даты. Очень важно не то, что вы можете воспроизвести информацию без ошибок, а то, чтобы вы это делали как можно чаще. Навык запоминания формируется в процессе запоминания и припоминания.
3. Запомните все штаты США. Закрепите их в памяти методом активного повторения. Информация должна воспроизводиться без задержек и легко. Очень важно тренироваться вспоминать сведения. Как показывает практика, процесс припоминания иногда протекает сложнее, чем процесс запоминания.

ЗАНЯТИЕ 4

25. Характеристики процесса запоминания
Скорость запоминания. Это среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации (на образование одной ассоциации). Если вы запомнили 40 чисел за 4 минуты, ваша скорость запоминания равна б-ти секундам на одно двузначное число, которое запоминается как один образ.
Скорость припоминания. Это средняя скорость припоминания одной единицы информации. Если вы смогли воспроизвести 40 чисел за 1 минуту, скорость вашего припоминания равна 1,5 секунды на число. Запомнившиеся сведения могут припоминаться очень быстро - намного быстрее, чем запоминаются.
Качество запоминания. Эта характеристика отражает количество правильных ответов, данных вами сразу после запоминания. Если из 100 двузначных чисел вы правильно вспомнили 90, качество вашего запоминания равно 90%. Для сложных учебных упражнений это хороший результат.
Объем запоминания. Это количество информации, которое вы "осилили" за один раз, без перерыва. Например, если вы запомнили 60 чисел в три захода, объем запомненной вами информации равен 20.
Надежность запоминания. Это количество правильных ответов, которое вы дадите через достаточно длительный промежуток времени после запоминания. Так, если из 30 дат хронологической таблицы вы через неделю сможете припомнить только 28, надежность вашего запоминания равна 93 %.
26. Образные коды
В мнемотехнике широко используются самые разные образные коды.
Образный код - это зрительный образ, жестко закрепленный за какимлибо элементом информации (например, за двузначным числом). Образный код заучивается так, чтобы его припоминание было автоматическим, без задержек.
Функции образных кодов
Скоростное запоминание. Определенный элемент (число, день недели) связан в памяти со зрительным образом, и этот образ припоминается очень быстро, поэтому мнемонист не тратит время на кодирование и сразу приступает к образованию ассоциации. Первая функция образных кодов заключается в устранении из процесса запоминания этапа кодирования. Это позволяет значительно облегчить и ускорить запоминание.
Надежность запоминания. Образные коды вносят значительное разнообразие в ассоциации и снижают повторяемость образов, т.е. в какой-то степени нейтрализуют эффект стирания ассоциаций. Например, при запоминании точных дат разные части даты запоминаются разными образными кодами. Это снижает повторяемость ассоциаций и делает надежное запоминание.
Надежность припоминания. Мнемонист четко знает, какой образ что обозначает, поэтому припоминание информации осуществляется очень точно. Перепутать что-либо при припоминании становится практически невозможно. (Разумеется, при условии, что сами ассоциации сохранены в памяти.)
Вы начали свое знакомство с образными кодами при выполнении упражнения на перекодирование двузначных чисел в образы. В курсе вы выучите еще несколько образных кодов, которые намного проще, чем метод АС-100.
Чтобы запоминать было легче, в течение прохождения курса вам будет предложено выучить:
* образные коды букв русского алфавита (для запоминания информации в алфавитном порядке);
* образные коды названий месяцев (для запоминания точных дат);
* образные коды дней недели (для запоминания разных расписаний).
Образные коды составляются произвольно и присваиваются любым часто повторяющимся элементам информации.
Образные коды желательно выписывать в специальную тетрадку и затем доводить до автоматического уровня методом перекодирования по таблицам аналогично тому, как это делается при запоминании кодов двузначных чисел.
При необходимости могут быть составлены образные коды римских чисел, трехзначных чисел (от 000 до 999), игральных карт, основных физических и математических понятий, часто встречаемых имен, часто повторяющихся слов в учебниках (король, государство, война, сражение, битва, империя). С простыми принципами составления образных кодов вы познакомитесь на практике в процессе прохождения курса мнемотехники.
27. Образные коды названий месяцев
Эти коды понадобятся вам при запоминании точных дат, например, дат дней рождений. Образные коды названий месяцев составляются произвольно, в основном приемами символизации или привязки к хорошо знакомой информации.
Пример кодов (каждый может составить свой код, но лучше запомнить предлагаемый нами, так как этот код учитывает фактор повторяемости кодов):
январь (01) "елка";
февраль (02) "медаль";
март (03) "мимоза" (8 марта);
апрель (04) "капля" (оттепель);
май (05) "голубь" (майские праздники);
июнь (06) "листья" (начало лета);
июль (07) "клубника" (созревает клубника);
август (08) "яблоко" (созревают яблоки);
сентябрь (09) "транспортир";
октябрь (10) "лед" (первые морозы);
ноябрь (11) "снег" (первый снег);
декабрь (12) "шампанское" (Новый год).
28. Техника запоминания точных дат
Первоначально может показаться, что точные даты вполне можно запоминать на основе фиксированных образных кодов двузначных чисел. Ведь дату "4 апреля 1912 года" можно представить в виде последовательности цифр 1912.04.05, затем разбить эту последовательность на двузначные числа (19 12 04 05) и запомнить числа последовательно или приемом образования ассоциативной связи. Но так делать нельзя по двум причинам.
Образы, в которых закодированы числа, никогда не связываются между собой в ассоциации. Так как количество образных кодов ограничено, они неминуемо будут повторяться и с одним образом будут созданы разные ассоциации. А это, как вы знаете, приведет к стиранию информации из памяти.
Одинаковые образные коды двузначных чисел не позволят отличать в ассоциациях месяцы от чисел. Например, трудно будет определить, какой образ обозначает число (09), а какой - номер месяца (04). Разные образные коды позволяют отличать число от месяца и от цифр, обозначающих год.
Из этих простых требований и вытекает правильная техника запоминания точных дат. Год, месяц и число даты запоминайте разными кодами. Число - кодом АС-100. Месяц - кодами названий месяцев. В дате года отбрасывайте единицу и оставшиеся три цифры кодируйте в образ через буквенно-цифровой код.
(1)912 Рц Гж дТ РоГаТка
04 апрель капля (образный код)
05 пБ оБои (образный код)
В результате кодирования мы получили три образа. Важно то, что зная образные коды, мы всегда узнаем эти образы в ассоциациях. Такое сочетание образов может означать только точную дату.
Связывать образы даты лучше через любой опорный образ, сделав его основой ассоциации и привязав полученные при кодировании образы к разным его частям. Впоследствии такие опорные образы вы будете получать методом выделения отличительного признака.
Например, если за опорный образ мы примем произвольный образ "голубь", то следует выделить в нем три под образа (клюв крыло лапки) и с этими подобразами создать ассоциации (клюв рогатка, крыло капли, лапки обои). При образовании ассоциаций с разными подобразами одного образа не забывайте представлять каждый подобраз отдельно и крупно.
29. Образные коды дней недели
Образные коды дней недели лучше подобрать по привычным для всех сокращениям: ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС. Придумать слова по этим буквам просто. Нужно запомнить любое слово-существительное, содержащее соответствующие буквы. Главное, чтобы они легко представлялись в виде образов и не повторялись в других кодах.
ПН ПоНчик ПТ ПяТак
ВТ ВаТрушка СБ СоБоль
СР СаРделька ВС ВеСло
ЧТ уЧеТ (вывеска)
Слова в коде вы можете заменить другими словами. Главное - хорошо запомнить код.
30. Запоминание расписаний уроков
Расписание учебных предметов по дням недели приходится запоминать студентам и школьникам. Рассмотрим технику запоминания на примере.
ПН физика, география, история, алгебра, физ-ра
ВТ алгебра, литература, английский, физика, история
Первое, что нужно сделать - это ввести образные коды на запоминаемые предметы. Они присваиваются приемом символизации или приемом привязки к хорошо знакомой информации. Бели образные коды хорошо подобрать, их не придется специально запоминать.
Примеры образных кодов школьных дисциплин:
физика "амперметр";
география "глобус";
история "крест" (крестоносцы);
алгебра "колокол" (похож на график);
физкультура "штанга";
литература "перо";
английский язык "трубка" (Шерлока Холмса).
Эти образные коды нельзя соединять в ассоциации. Иначе "История" из понедельника перепутается с "Историей" из вторника.
Для запоминания расписания занятий представьте мысленно любой произвольный образ, например, торговую палатку. На этом образе сделайте метку образным кодом понедельника. Ассоциация "На крыше палатки огромный пончик (ПН)".
Теперь выделите в палатке пять подобразов. И образуйте между ними и образными кодами учебных дисциплин ассоциативные связи.

Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 41 до 60

41 ЧщГж ЧуГунок 51 ПбГж ПоГоны
42 чЩдТ ЩиТ 52 пБдТ БиТа
43 ЧщКх оЧКи 53 ПбКх ПауК
44 ЧщЧщ ЧуЧело 54 ПбЧщ ПеЧь
45 ЧщПб ЧиП 55 ПбПб ПюПитр
46 ЧщШл ЧаШка 56 ПбшЛ ПиаЛа
47 ЧщСз ЧаСы 57 пБСз БуСы
48 чЩВф ЩаВель 58 ПбВф ПиВо
49 ЧщРц ЧеРеп 59 ПбРц ПеРо
50 пБНм БаяН 60 ШлНм ШиНа
Упражнения
1. Перекодируйте таблицу случайных чисел в фиксированные коды АС-100 и запомните последовательность чисел в таблице приемом "Матрешка".

13 19 08 27 16 02 32 06 24 12
28 11 20 29 01 15 26 21 09 34
31 18 03 30 22 37 07 33 14 25
04 39 17 38 05 40 35 10 23 36

2. Запомните под порядковыми номерами буквосочетания.

1. К Р Т 6. Н Ж Н 11. КРБ 16. Б Л К
2. Т Л В 7. М Ш Н 12. К Н Г 17. Н Ж К
3. П С Т 8. К Р Т 13. Ф Т Г 18. Ф Т П
4. Б Н К 9. С В Ч 14. Л М П 19. С Г Р
5. С М К 10. П Л Т 15. Д Р К 20. Л С Т

3. Запомните под порядковыми номерами числа.

21. 663 26. 389 31. 929 36. 391
22. 751 27. 859 32. 890 37. 299
23. 273 28. 192 33. 703 38. 720

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>