<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

24. 390 29. 273 34. 283 39. 706
25. 293 30. 719 35. 353 40. 592
4. Запомните бессмысленные буквосочетания методом наводящих ассоциаций. Последовательность фиксируйте методом Цицерона по ходу запоминания.
КОРСУМ КАРДИВ ЛАМПУЛ КНИСТУ МАШКАН БАНЗУК СТЕГРА КАМЛИС АГАКРИ ОГУЦЕН ТАБКУР КАНЛЫЖ ШНУПЛА ВАМКЕНЦИР ПАПСУМРАМ ГВОКУСГЛО ТРОБУРФИЛ МАЙСТАНОГ
5. Запомните последовательность слов приемом "Цепочка".
МАШИНКА ЛОМ КОРМУШКА ПОМИДОР КАРАНДАШ ВЕШАЛКА АНАНАС КАССЕТА БАШНЯ АВТОБУС ВАН ДАММ БАТАРЕЙКА МОЛОКО ДУХИ КАРТОШКА ПРОТИВОГАЗ ЧЕРЕП БАНКА ДУБ КРАН ТИГР ОГОНЬ ПИРОЖОК КАМЕНЬ ВОДА ФОНТАН ЗЕМЛЯ БЕНЗИН МАТРАС СКОРПИОН МИКРОСХЕМА
6. Подготовьте шесть опорных образов, в которых можно выделить три части (подобраза). Запомните их последовательность. На эти опорные образы запомните следующие точные даты.
25 февраля 1552 г. 08 января 1273 г. 21 марта 1332 г.
17 декабря 1903 г. 29 сентября 1196 г. 14 июля 1720 г.
7. Подготовьте систему опорных образов для запоминания расписаний уроков на неделю. Запомните расписание.
ПН алгебра, история, рисование, физ-ра, литература
ВТ английский, геометрия, история, физика, музыка
СР физ-ра, история, история, алгебра, физика
ЧТ геометрия, английский, труд, география, алгебра
ПТ география, английский, история, литература, физика
СБ химия, физ-ра, литература, алгебра, история
Домашнее задание
1. Выучите образные коды двузначных чисел до 60. Тренируйтесь в перекодировании по таблице случайных чисел.
20 12 15 52 32 11 01 07 45 25
04 24 46 26 25 39 53 08 36 55
04 56 38 03 37 02 19 60 07 09
34 13 27 12 33 37 44 30 18 18
40 15 06 13 22 38 51 54 60 41
02 49 17 47 29 05 28 43 23 27
16 40 14 30 53 16 06 55 39 46
36 04 27 48 41 35 13 10 58 03
31 10 31 09 01 08 47 07 29 12
25 09 18 14 20 12 21 57 23 34
59 11 44 20 22 08 59 42 29 22
41 51 32 57 45 56 35 14 01 16
02 17 19 50 28 26 31 25 50 24
03 24 23 05 06 42 21 53 11 54
19 33 05 48 58 17 30 49 27 10
21 07 24 51 12 53 49 34 52 18

2. Запомните даты, связанные с историей фотографии.

1694 Гомберг открыл светочувствительность азотнокислого серебра
1801 Юнг предложил теорию трехкомпонентного цветного зрения
1837 Дагер изобрел первый фотографический метод получения качественного изображения на солях серебра
1839 (7. 01) Араго доложил на заседании Французской академии наук об изобретении Дагера - день рождения фотографии
3. Запомните последовательность аминокислот.
АЛАНИИ ВАЛИН ЛЕЙЦИН ИЗОЛЕЙЦИН ПРОЛИН ФЕНИЛАЛАНИН ТРИПТОФАН МЕТИОНИН ГЛИЦИН СЕРИИ ТРЕОНИН ЦИСТЕИН ТИРОЗИН АСПАРАГИН ГЛУТАМИН АСПАРАГИНОВАЯ КИСЛОТА ГЛУТАМИНОВАЯ КИСЛОТА ГИСТИДИН ЛИЗИН АРГИНИН
4. Запомните последовательность точных дат.
24 апреля 1350 г. 12 июля 1396 г. 21 мая 1532 г. 08 декабря 1562 г. 21 октября 1932 г. 09 июня 1560 г.
5. Запомните слова под порядковыми номерами.
1. БОГАЧ 11. ГОСПОДИН 21. ПЛЮС
2. ГОД 12. ШОФЕР 22. ИГОЛКА
3. БОМБА 13. БАРИТОН 23. ОБОИ
4. МОЗГ 14. ВНЕШНОСТЬ 24. ЦВЕТОК
5.5ОПЫТ 15. СЛОВО 25. РУБАШКА
6. ЗДАНИЕ 16. АНГЛИЯ 26. СТРУНА
7. ВЕЩЬ 17. ЛАСТИК 27. ШНУР
8. КНИГА 18. КАКТУС 28. ТЕРКА
9. САТАНА 19. ТЕЛЕФОН 29. ХВОСТ
10.ЛЕС 20. СЧЕТЫ 30. ПЛАСТИК


ЗАНЯТИЕ 5


31. Психотехнические упражнения
Кроме мнемотехнических упражнений (формирующих навыки запоминания), существует большое количество психотехнических упражнений, способствующих активному применению навыков запоминания. Совокупность психотехнических упражнений называется психотехникой.
В процессе запоминания принимают участие многие психические процессы. От качества их работы зависит не только способность запоминания, но и многие другие характеристики деятельности человека.
Еще в начале нашего века академик В.М.Бехтерев, исследуя процессы внимания, установил, что у испытуемых в результате выполнения тестов на проверку внимания характеристики этого процесса быстро улучшаются. Внимание проверялось с помощью разных тестов, в которых нужно было на время зачеркивать определенные значки, буквы, слова или вставлять пропущенные слова в текст. Экспериментатор фиксировал время выполнения упражнения и количество ошибок (пропусков). С каждым разом у испытуемых наблюдалось уменьшение времени выполнения упражнений и сокращалось количество пропусков. Качество выполнения задания повышалось.
Примерно в это же время и начала развиваться психотехника - практическая дисциплина, объединяющая самую разнообразную технику воздействия на психические процессы человека. Среди отечественных авторов этого направления выделим В.Леви, Д.Кандыбу, Н.Цзен и Ю.Пахомова. В арсенале психотехники собрано очень большое количество упражнений. Вам для тренировки предлагаются лишь самые необходимые для развития навыков запоминания.
В принципе при занятиях мнемотехникой психотехнические упражнения можно и не выполнять, так как упражнения на запоминание и припоминание сами по себе отлично тренируют все психические процессы и обеспечивают достаточную тренировочную нагрузку на мозг. Однако если у вас возникли трудности с представлением образов, образованием ассоциаций и с концентрацией внимания (при запоминании и припоминании), мы рекомендуем тщательно выполнять психотехнические упражнения дома самостоятельно перед каждым занятием мнемотехникой, при выполнении домашнего задания. Время выполнения всех психотехнических упражнений - примерно 30 минут.
Релаксационные упражнения
Упражнение "Пальцы". Соедините кисти рук так, чтобы оставались свободными большие пальцы. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и медленно вращайте большие пальцы относительно друг друга. Старайтесь ни о чем не думать. Движение на первых порах помогает вам сосредоточиться и в то же время отвлечься от посторонних мыслей и житейских забот. Внимание похоже на часы с одной стрелкой. В этом и других упражнениях вы тренируетесь сознательно удерживать эту "стрелку" в нужном вам направлении. Это не так просто. Внимание очень непослушно. Оно будет пытаться перескакивать на что-то другое. Но вы мягко, но настойчиво скажите своему вниманию: "Теперь не ты будешь управлять мною, а я тобою".
Упражнение "Дыхание". Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите как обычно. Просто наблюдайте за этим процессом как бы со стороны. Ритм вашего дыхания не должен нарушаться. Старайтесь ни о чем не думать. Просто равнодушно наблюдайте за своим дыханием.
Упражнение "Тепло". Сведите ладони рук на расстояние одного сантиметра. Вы почувствуете тепло. Сосредоточьте внимание на этом чувстве тепла. При этом вы как бы замрете, затаитесь. Постарайтесь запомнить это расслабленное (затаенное) состояние. Максимальной сосредоточенности удается достигнуть именно в расслабленном состоянии.
Упражнение "Фокусировка". Сосредоточьте внимание сразу на всем своем теле. Мысленно пройдитесь по нему своим внутренним взором. Постарайтесь почувствовать приятную волну, проходящую по телу от головы до ног. Сосредоточьте внимание только на правой руке. Затем на предплечье правой руки. На кисти правой руки. На указательном пальце, на кончике указательного пальца. И опять - на всем теле. Повторите упражнение для другой руки. После выполнения серии релаксационных упражнений приступайте к упражнениям на тренировку внимания и визуального мышления.
Упражнения на тренировку внимания и мышления
Упражнение "Буквы". Возьмите газету или журнал, выберите для упражнения три-четыре абзаца. Читайте статью и подсчитывайте в ней количество букв "а". Затем прочитайте еще раз и подсчитайте количество букв "в". Прочитайте статью снова и зафиксируйте количество слов в выбранном вами отрывке. Результат запишите. Упражняйтесь с одним текстом, пока количество подсчитанных вами букв не перестанет меняться. Упражнение можно выполнять произвольно, подсчитывая любые буквы и используя для этого любой текст. Очень хорошо дополнительно фиксировать время выполнения упражнения по секундомеру. Тогда вы сможете сравнить свои результаты по времени выполнения упражнения и по количеству ошибок (пропусков).
Упражнение "Активизация памяти". Как можно подробнее вспомните свой вчерашний день, недавно просмотренный фильм, свой летний отдых. Главное в этом упражнении - удерживать внимание на процессе припоминания достаточно длительное время (5-10 минут), не допуская перескакивания мысли на другие темы. Вспоминайте как можно подробнее, все мелочи. Продвигайтесь по воспоминанию медленно, шаг за шагом. Если вам это удается очень легко, попробуйте вспоминать все наоборот, поверните время вспять. Упражнение сильно усложнится.
Упражнение "Мысленная прорисовка". Рисуйте перед своим мысленным взором буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с обычным представлением какого-либо образа. В этом упражнении необходимо именно "рисовать" - так, как будто вы рисуете фломастером на листе, пальцем на пыльной поверхности или кистью на стене. Постарайтесь рисовать крупнее. При этом ощутите движение своей руки, которая должна быть неподвижна.
Упражнение "Манипулирование образами". Представьте мысленно стакан и рядом с ним коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с представляемыми предметами самые разнообразные манипуляции. Перемещайте и совмещайте их (коробок в стакане, стакан на коробке, коробок на перевернутом стакане и т.д.) Манипулируйте в уме другими предметами (двумя, тремя, четырьмя).
Упражнение "Трансформация образов". Представьте себе какойлибо предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия (чашка при любых ваших изменениях всегда должна оставаться чашкой).
Упражнение "Вращение образов". Представьте образ и вращайте его мысленно, рассматривая с разных сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы образ вращался сам, а вы только лишь наблюдали бы за его вращением.
Упражнения для развития автоматизма речи
Эти упражнения выполняйте в том случае, если у вас при запоминании текстовых упражнений возникнет проблема с безостановочным (ровным, без перерывов) их пересказом.
Упражнение "Бессмысленный монолог". Произнесите вслух любое предложение. С последнего слова этого предложения начните новое предложение, не связанное по смыслу с первым. С последнего слова второго предложения начните третье и так далее. Говорите ровно, без остановки в течение нескольких минут.
Упражнение "Тематический монолог". Выберите произвольно тему для своего монолога. Темы могут быть самыми разнообразными: "Карандаш", "Шариковая авторучка", "Фотоаппарат", "Пневматическое оружие", "Современная техника для кухни" и т.п. В течение нескольких минут ровно, без остановок и загрязняющих речь частиц (типа "Вот", "Я говорю", "А-а-а...", "У-у-у...", "Так" и других), вслух говорите на выбранную тему.
Расскажите все, что вы знаете о выбранном карандаше: о его устройстве, разновидности, назначении, истории создания, технологии производства, вариантах упаковки, используемых породах деревьев, возможном нестандартном применении карандаша и т.д.
Рассказывая о предмете, вы вынуждены представлять его в своем воображении, его части, разновидности. Кроме тренировки автоматизма речи, это упражнение развивает привычку рассказывать с опорой на зрительные представления, считывать информацию со зрительных образов.
32. Запоминание на разные части образа
С этим способом запоминания вы уже знакомы по приему образования ассоциативной связи. Однако мы не пользовались им в упражнениях. Рассмотрим этот прием более подробно.
Представьте мысленно гитару. Поставьте ее в своем воображении вертикально. Увеличивая и перемещая этот образ, можно выделять в нем разные детали (подобразы). Давайте выделим в образе "Гитара" следующие подобразы: "Колки", "Гриф", "Отверстие в корпусе", "Держатель струн", "Ремень". Всегда старайтесь выделять подобразы в определенной последовательности, например, сверху вниз или справа налево. Безразлично, какая это будет система, главное - она всегда должна быть одна и та же.
Прием выделения подобразов на образе позволяет предельно точно зафиксировать последовательность запоминаемых образов. Он идеально подходит для запоминания информации, закодированной различными образными кодами. Вы уже знаете, что образные коды ни в коем случае нельзя связывать между собой. Нельзя создавать ассоциации между образами, обозначающими числа. Это приведет к "каше" в голове, и вы ничего не сможете вспомнить. Проанализируем, как запоминаются образные коды этим приемом. У нас уже имеется опорный образ, в котором мы выделили пять частей.
Гитара:
"колки" "гриф" - "отверстие в корпусе" - "держатель струн" - "ремень".
Запомним пять двузначных чисел этим приемом. Числа закодируем в образы с помощью фиксированных кодов двузначных чисел (АС-100).
13 37 35 05 48
13 ГжКх ГайКа образ гайки
37 КхСз КоСа образ косы
35 КхпБ КуБ образ куба
05 пБ оБои образ обоев
48 чЩВф ЩаВель образ щавеля

Запоминаемые пять чисел привязываются ассоциативной связью к выделенным нами на гитаре частям. Образуем ассоциации:
"Колки гайка";
"Гриф коса";
"Отверстие куб";
"Струнодержатель обои";
"Ремень щавель".
На одном образе "Гитара" нам удалось запомнить пять двузначных чисел или 10 цифр. Несложно подсчитать, что на легко запоминаемую цепочку из 20 слов можно запомнить 200 цифр (или 100 двузначных чисел). Конечно, выделение на одном образе пяти подобразов - чистая условность. Подобразов может быть выделено больше или меньше - это зависит от той информации, которую вы собираетесь запоминать. Самое важное преимущество этого способа запоминания в том, что запоминаемые числа могут сколько угодно раз повторяться и вы никогда их не перепутаете. Припоминание осуществляется с математической точностью.
33. Прием возврата
У вас может возникнуть вопрос: "А где взять такое количество опорных образов, чтобы запоминать много сведений?". Ответ очень простой - сами запоминаемые сведения вполне могут служить опорными образами. При запоминании приемами "Цепочка" и "Матрешка" вы обходились без опорных образов, так как каждый запоминаемый образ служил носителем информации для следующего запоминаемого образа. Но запоминать на опорные образы намного надежнее, чем цепочкой. Если одно звено цепочки забудется, то не вспомнится и вся остальная ее часть. Техника возврата сочетает в себе надежность запоминания на опорные образы и скорость запоминания цепочкой. Рассмотрим эту технику на следующем примере.
Пусть нам необходимо запомнить цепочку чисел:
35 02 20 15 23 50 08 34 12 27 48...
Действуем следующим образом. Представляем "Кубик". Мысленно рассматриваем его и выделяем в нем три части (верхняя сторона, угол, боковая сторона). С первым подобразом связываем "Яд". Со вторым (угол) - "Дом". С третьим (боковая сторона) - "Губы". Теперь мы можем использовать "Губы" как опорный образ. Так как мы знаем, что в запоминаемой информации встречаются лишь числа, мы можем применить мыслительную операцию "Видоизменение образов" и заменить "Губы" "Губной гармошкой", "Губной помадой", даже "Салфеткой для губ". Это обязательно придется делать при запоминании числового ряда таким способом в тех случаях, если мы будем встречать уже использованный образ. Пока не будем заменять образ и выделим в образе "Губы" три части: "Верхняя губа" (под носом), "Отверстие между губ", "Нижняя губа" (и часть подбородка). Под носом поместим "Духи". На язык положим "Баян" и под губой поместим "Иву". Сосредоточиваем внимание на "Иве". Выделяем в этом образе три подобраза и размещаем на них следующие три числа: "Кочан", "Гитара", "Туз". Переводим внимание на "Туз" и продолжаем запоминать дальше.
Этим способом можно запоминать любые сведения. Для чисел этот способ не совсем удачен, хотя и позволяет надежно запомнить сотни цифр. Последовательные ряды чисел лучше всего запоминать на заранее подготовленную последовательность образов приемом записи на разные части образа.
Этот прием активно используется при запоминании текстового материала, особенно фактографической информации, насыщенной числами и названиями. С его помощью изолируются образные коды, встречающиеся в точной информации текстового отрывка. Точная информация абзаца запоминается приемом "Цепочка". Но когда нам встречаются образные коды (например, двузначные числа), они фиксируются на разные части предыдущего образа (подробнее см. "Занятие 9").
34. Выделение невидимых частей образа
Этот способ запоминания может показаться вам похожим на два рассмотренных выше. Однако если присмотреться к нему внимательнее, можно увидеть существенные отличия как в технике, так и в применении этого способа запоминания. Рассмотрим этот прием на примере.
Представьте мысленно радиоприемник. Вы хорошо знаете, что внутри радиоприемника есть "динамик", "батарейка", "печатная плата", "микросхема". Мысленно "вытаскивайте" эти образы из приемника и по одному представляйте их, рассматривая более подробно, с разных сторон. Теперь у вас есть четыре образа, на которые можно запомнить какие-либо сведения. При этом каждый выделенный вами образ может быть сам подвергнут разборке или из этого образа могут быть выделены подобразы.
Недостаток этого способа запоминания в том, что он не позволяет четко фиксировать последовательность выделяемых образов. Зато несомненные достоинства в том, что после того как вы запишете на образы "динамик", "батарейка", "микросхема", "печатная плата" телефоны, адреса, формулы и т.д., эти выделенные образы опять легко убираются обратно в приемник. И мы получаем возможность запоминать образ "приемник" другими ассоциативными методами. Вся информация, записанная у него внутри, будет сохранена (так как она не подвергается воздействию других образов).
Рассмотрим этот прием на примере. У нас уже имеется образ "Приемник", из которого мы выделили четыре других образа. Теперь на каждый выделенный образ запишем по три двузначных числа.
"Динамик" 51 (ПоГоны), 32 (КиТ), 17 (ГуСь).
"Батарейка" 11 (ГаГарин), 42 (ЩиТ), 35 (КуБ).
"Микросхема" 30 (иКоНа), 17 (ГуСь), 50 (БаяН).
"Печ. плата" 36 (КЛей), 21 (уТюГ), 08 (иВа).
С приема разборки образа мы переходим к приему запоминания на разные части образа. И здесь уже важно сохранение последовательности. Выделяем из образа "Динамик" три подобраза и образуем с ними ассоциации. "Магнит" "Погоны"; "Провода" "Кит"; "Диффузор" "Гусь". Аналогичным способом "обвешиваем" другие образы.
В результате в одном образе "Приемник" у нас оказались зафиксированы 24 цифры, которые мы можем четко вспомнить последовательно в каждой из четырех групп. На цепочке из 20 образов мы уже можем зафиксировать 480 цифр.
Обратите внимание, что для быстрого запоминания числовых сведений вам необходимо очень хорошо выучить образные коды двузначных чисел.
35. Техника запоминания формул
Чтобы эффективно запоминать информацию типа формул, нужно сформировать систему образных кодов на каждую учебную дисциплину - отдельно на физику, отдельно на математику и т.д. Мы рассмотрим общие принципы формирования образных кодов и запоминания формул и потренируемся в их запоминании. В дальнейшем вы сами сможете сформировать необходимые для запоминания образные коды.
Мнемотехника легко "настраивается" на любую учебную дисциплину. Конечно, запоминать с помощью мнемотехники все формулы не совсем правильно. Намного лучше, если вы самостоятельно выведите любую формулу. Мнемотехникой могут запоминаться основные формулы, из которых выводятся другие. Запомнившиеся в виде образов формулы некоторое время хранятся в памяти в виде зрительных образов, но методом активного повторения они закрепляются в памяти в своем первоначальном виде.
Система запоминания, которой вы обучаетесь, унифицирована, т.е., любая информация запоминается примерно одинаково с использованием одних и тех же приемов и методов. Одно из общих правил мнемотехники следующее: "На любые часто повторяющиеся элементы информации должны быть сформированы образные коды". Другое правило гласит: "Образные коды никогда нельзя связывать между собой в ассоциации". Придерживаясь первого правила, закодируем в образы часто применяемые математические знаки:
знак равенства "Рельсы" (например, от детской железной дороги);
знак умножения "Раскрытые ножницы";
знак деления "Круглые темные очки";
знак сложения "Крест";
знак вычитания "Карандаш";
знак "Корень" "Морковка";
степень "2" "Квадрат";
знак "Скобки открываются" "Открывалка";
знак "Скобки закрываются" "Крышка".
Образные коды следует подбирать так, чтобы по образу легко определить знак. Например, очки очень похожи на увеличенный знак деления. Морковка сама является корнем. Картина имеет форму квадрата.
Кроме общих математических знаков следует закодировать в образные коды и те буквы, которые встречаются в запоминаемых вами формулах. Составлять таблицу образных кодов сразу на всю физику не следует. Лучше в тетрадь образных кодов вписывать эти коды по мере их надобности. Не забывайте, образные коды должны быть выучены до автоматизма.
Рассмотрим формулу кинетической энергии.
Е = m V2/2
Присвоим образные коды символу Е, символу m, символу V. Обозначим энергию образом "Ракета", массу - "Гантелей", скорость - "Стрелой". Чтобы знать, что это кинетическая энергия, введем какие-нибудь образы, выделенные из слова "кинетика" - кинетика кинжал зонтик. Сразу прикрепляем эту ассоциацию к ракете. Далее выделяем из образа "Ракета" какой-нибудь подобраз. Пусть это будет "Космонавт в скафандре". Выделим в этом образе необходимое количество подобразов: "Шлем скафандра", "Стекло скафандра", "Кислородный баллон", "Пояс", "Ботинки", "Каблук ботинка".
Нам осталось записать на эти подобразы последовательно (сверху вниз) образные коды знаков и физических понятий. Образуем ассоциации: "Шлем скафандра" "Гантели"; "Стекло скафандра" "Ножницы"; "Кислородный баллон" "Стрела"; "Пояс" "Картина"; "Ботинок" "Очки"; "Каблук" "Яд". Запомнившаяся картинка очень легко расшифровывается. Кинетическая энергия (ракета, кинжал, зонтик - переходим на космонавта) равна: масса (гантели) умноженная (ножницы) на скорость (стрела) в квадрате (картина) и деленная (очки) на два (яд).
36. Метод сжатия информации
Этот метод применяется для запоминания анекдотов, энциклопедических сведений и текстов небольшого объема (в пределах параграфа учебника). При запоминании текстовой информации существуют две основные проблемы.
Первая - как запомнить последовательность изложения текстового материала, не перепутать порядок следования абзацев в тексте.
Вторая - как запомнить содержащуюся в текстовом материале точную информацию.
Этот метод, не обеспечиваят глубокого понимания текстовой информации, позволяет формально запомнить порядок следования смысловых отрывков в тексте.
Мы будем осваивать эту технику последовательно, по принципу "от простого - к сложному". Сначала научимся запоминать отрывки текста, не содержащие точных сведений. Таковыми являются анекдоты. Затем перейдем к отработке запоминания энциклопедических сведений - коротких текстов, содержащих точную информацию. И только после этого мы сможем начать запоминать связанный текст. Как это ни странно выглядит на первый взгляд, но запоминать с помощью мнемотехники последовательность логически не связанных отрывков проще, чем обычный текст. В изолированных отрывках легче выделить смысл и зафиксировать его в памяти.
Рассмотрим метод сжатия информации на простейших текстовых сообщениях - анекдотах.

Шотландец читает книгу. Время от времени он ненадолго гасит свет, а потом снова его зажигает.
- Что ты делаешь? спрашивает жена.
- Переворачивать страницы можно и в темноте.
Схема метода сжатия информации очень проста. Из логически законченного отрывка текста выделяется смысл (главная мысль этого отрывка), которая обозначается образом и запоминается в последовательности с другими образами, обозначающими смысл других отрывков.



Преобразование отрывка в текст




Запоминание последовательности абзацев

Выделим смысл из этого анекдота. Юмор в том, что шотландцы - очень экономные люди и любят считать каждую копеечку. Наша задача - обозначить смысл информационного сообщения очень сжато и коротко, в одном предложении. Например, "Экономный шотландец". Но мы не можем запомнить ассоциативными методами это словосочетание. Поэтому обозначим смысл зрительным образом, который должен быть очень информативным, чтобы мы в дальнейшем могли по нему воспроизвести главную мысль и сам анекдот.
Всем хорошо известны шотландские мужские юбочки в клеточку. Этим образом обозначим шотландца. Он постоянно выключал свет. Следовательно, словесная опора в данном случае будет выглядеть следующим образом: "Настольная лампа с абажуром из материала в клеточку". Этот образ мы легко можем запомнить в последовательности с другими образами.

Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 61 до 80

61 шЛгЖ ЛыЖи 71 СзГж СиГара
62 шЛДт ЛаДья 72 СздТ СиТо
63 шЛКх ЛейКа 73 сЗКх яЗыК
64 шЛЧщ ЛуЧ 74 СзЧщ СаЧок
65 шЛПб ЛуПа 75 сЗпБ ЗуБ
66 ШлшЛ ШиЛо 76 СзшЛ СоЛь
67 шЛСз ЛиСа 77 зСз СоуС
68 шЛВф оЛоВо 78 СзвФ СейФ
69 ШлРц ШаР 79 СзРц СыР
70 СзНм СаНи 80 вФНм ФеН

Упражнения
1. Выполните последовательно психотехнические упражнения "Пальцы", "Дыхание", "Тепло", "Фокусировка", "Буквы", "Активизация памяти", "Мысленная прорисовка", "Манипулирование образами", "Трансформация образов", "Вращение образов", "Бессмысленный монолог", "Тематический монолог".
2. Вслух перекодируйте числа в фиксированные образные коды (в таблице содержатся числа от 01 до 60).

36 11 43 03 18 30 23 07 47 33
53 29 22 31 38 02 49 14 20 26
12 44 04 42 13 46 15 32 39 55
28 54 35 21 01 19 06 24 48 52
37 05 10 50 16 51 40 56 59 37
45 27 41 17 34 09 58 25 60 08
3. Запомните приемом "Цепочка" 10 слов. В каждом образе выделите 3 подобраза. На каждый подобраз запомните трехзначное число.
ЛАРЕК ТАКСИ ЧЕЛОВЕК ВОРОНА ФОНАРЬ ТЕРМОС ДВЕРЬ ТАБУРЕТКА РОМАШКА КАССЕТА
246 532 863 702 392 776 027 352 729
809 298 563 289 567 393 539 377 726
620 363 280 613 292 603 726 289 546
802 423 553
4. Запомните последовательность слов техникой возврата.
МОЛОКО ВОРОБЕЙ НАКЛЕЙКА ВИЛКА ЯБЛОКО ШНУРОК ПЕРСТЕНЬ ЛАМПОЧКА ЗВЕЗДА ЧАСЫ ШАРИКИ СПОРТСМЕН КИСТЬ ГУСЕНИЦА ЛАПША ГВОЗДИК СТРЕЛКА КУСАЧКИ КОСТЕР МУХА ЧАШКА КАРТОФЕЛЬ ЛОШАДЬ СТРУНА МОНЕТЫ
5. Запомните 10 слов приемом "Цепочка". На эту цепочку опорных образов запомните 30 двузначных чисел техникой расщепления образа. Запоминайте по три числа на один образ. Последовательность чисел в каждой группе в данном случае не имеет значения.
БУДИЛЬНИК ХОЛОДИЛЬНИК ТЕЛЕФОН ЧЕЛОВЕК СТОЛ АВТОМОБИЛЬ КОЛОНКА ДРЕЛЬ ВИДЕОМАГНИТОФОН КАЛЬКУЛЯТОР
20-07-21 12-26-03 24-15-25 02-27-11 10-09-01
04 30 14 13 17 16 19 22 05 06 29 18 08 23 28
6. Запомните формулу давления газа.
p=(m:M)(RT:V)
р - давление газа
m - масса газа
М - молярная масса
R - универсальная газовая постоянная
Т - температура в Кельвинах
V - объем

7. Запомните последовательность анекдотов методом сжатия информации.

Шотландец читает книгу. Время от времени он ненадолго гасит свет, а потом снова его включает.
- Что ты делаешь? - спрашивает жена.
- Переворачивать страницы можно и в темноте.

В кабинете директор говорит секретарше:
- Хелен, пойдите посмотрите, почему мистер Харрис так орет.
- Мсье, он говорит с Австралией.
- Он что, не может для этого воспользоваться телефоном?

Как лучше научить девушку плавать?
Ты осторожно обнимаешь ее левой рукой за талию, затем берешь ее левую руку и крепко держишь, а потом...
- Болван, речь идет о моей сестре!
- Так бы сразу и сказал! Столкни ее с мостков в воду!

Танцуют два гиппопотама.
- Ты меня любишь? - спрашивает гиппопотамиха.
- Конечно! Я же сегодня весь вечер танцую только с тобой!
- Это еще не доказательство.
- Не доказательство? А ты бы посмотрела на себя со стороны!

Директор спрашивает секретаршу:
- Вы заняты в воскресенье?
- Нет, господин директор, я свободна, отвечает она краснея.
- Тогда потрудитесь не опаздывать в понедельник на службу.

Эрхард Якобсен пришел на прием к психиатру.
- По бумагам я знаю, кто вы, - сказал врач, - и чем занимаетесь. Но чтобы приступить к серьезному лечению, я должен знать, кто вы на самом деле. Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне сами о своей жизни - начните с самого начала.
Эрхард откашлялся и начал:
- Так вот, сначала я создал Небо и Землю.

В кабинет врача входит человек, его руки дрожат.
- Вы много пьете? спрашивает врач.
- Не очень. Я больше проливаю.

Из дверей аптеки выходит покупатель. Неожиданно вслед за ним выбегает провизор и кричит:
- Сэр! По ошибке вместо хлористого кальция мы вам выдали цианистый калий. Доплатите в кассу двадцать центов, пожалуйста.

Пастор - художнику:
- Вы с ума сошли! Где вы видели ангелов в ботинках?
- А где вы видели ангелов без ботинок?

Один юный джентльмен поздравил родителей с Новым годом.
- Ты чего, сынок?! Сегодня же еще 30 мая!
- А меня на второй год оставили.
Домашнее задание
1.Выучите наизусть фиксированные коды двузначных чисел (от 61 до 80). Повторяйте и закрепляйте в памяти предыдущие числа.
2. Переводите числа в образные коды. Добивайтесь, чтобы перекодирование осуществлялось без задержек.
13 56 68 33 02 42 09 29 11 57
19 41 26 58 77 18 44 48 36 72
61 05 75 32 12 37 04 51 76 35
20 55 01 38 67 10 31 17 22 50
06 14 59 78 03 43 08 45 28 64
27 39 69 25 53 23 16 71 66 73
62 60 80 74 79 46 65 30 49 52
40 07 54 15 47 24 21 34 70 63

3. Запомните слова строго под их порядковыми номерами.

1. НОМЕР 2. ЭКРАН 3. ВСТРЕЧА 4. ВЫХОД
5. ГАРАНТИЯ 6. КЛАВИАТУРА 7. ЭЛЕКТРОН 8. ВСЕЛЕННАЯ
9. ПУТЬ 10. ДОБРО 11. СЛУЖБА 12. МИР
13. РАЗГРУЗКА 14. ЭВМ 15. ФУНДАМЕНТ 16. ПРИНЦИП
17. ЗВУК 18. ПРОБЛЕМА 19. УДАР 20. СЧЕТ
21. АМЕРИКА 22. ЭФФЕКТ 23. БОЛТ 24. МЕДЬ
25. ПОЧТА 26. БИБЛИЯ 27. БАЗА 28. РЕФЕРАТ
29. МОРКОВКА 30. СОЮЗ 31. ИНТЕРЕС 32. АВТОР
33. ТЕЛЕВИДЕНИЕ 34. УДОЧКА 35. ЛАБОРАНТ 36. ОСНОВАНИЕ
37. ПРОЦЕНТ 38. КРИТИКА 39. ГРАФИКА 40. НОВОСТИ
41. МЕСТНОСТЬ 42. КОМИССИЯ 43. УГОЛОК 44. ГАЗЕТА
45. СПОРТ

4. Запомните последовательность анекдотов.

Человек читает в газете, что в Лос-Анджелесе каждый час под машину попадает один человек.
- Боже, вздыхает он, вот не везет бедняге.

Когда Марк Твен получил приглашение на похороны одного сенатора, он сказал:
- Я отказался присутствовать на похоронах этого человека, но послал вежливое письмо, в котором написал, что от души приветствую это мероприятие.

- Извините, но мне кажется, что я видел ваше лицо где-то в другом месте.
- Этого не может быть. Свое лицо я постоянно ношу на одном и том же месте.

Молодой человек приходит к богатому промышленнику, на дочери которого он хочет жениться. Промышленник говорит:
- Молодой человек, я навел справки о вашем прошлом и должен сказать...
Молодой человек прерывает его:
- Я тоже навел справки о вашем прошлом и должен вам сказать...
- Ладно, давайте поговорим о чем-нибудь другом.

Мама, мышка прыгнула в бидон с молоком!
- Ты вытащила ее?
- Нет, но я бросила туда кота!

Ссора в молодой семье.
- Да ты, оказывается, просто эгоист. Моя жена, моя квартира, моя зарплата. Мое, мое... Нет ничего твоего, Есть только наше. Ты запомнил? Кстати, что это ты там ищешь в шкафу?
- Наши брюки, - отвечает муж.

Экспресс "Южный Тихоокеанский" несся вдоль границ одного из самых крупных в Техасе скотоводческих ранчо. Один из пассажиров пристально всматривается в огромные стада, пасущиеся вдоль дороги. Когда, наконец, поезд миновал территорию ранчо, он повернулся к соседу и заметил:
- Порядочное стадо на этом ранчо. Я насчитал 11 420 голов. Сосед изумленно уставился на него.
Просто непостижимо! - объявил он. Между прочим, я владелец этого ранчо и точно знаю, что у меня именно 11 420 голов скота. Бога ради, каким образом вы ухитрились сосчитать их, когда наш поезд делает 60 миль в час?
- О, это довольно просто, если знать систему, - отвечал математик. Требуется лишь посчитать ноги и разделить на четыре.

- Тетя Власта, ты что, сама есть не умеешь?
- С чего ты это взял, Пепичек?
- Когда ты сообщила о своем приезде, папа сказал маме: "Снова целую неделю нам придется кормить твою тетку!"

- Добрый вечер! Я хочу сказать, что ваша дочь согласна быть моей супругой!
- Сами виноваты! Зачем надо было каждый вечер приходить к нам в гости?

5. Запомните формулы техникой запоминания формул.

СКОРОСТЬ УПОРЯДОЧЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОНОВ В ПРОВОДНИКЕ
u = I : (enS)
u - скорость упорядоченного движения электронов в проводнике
I - сила тока
е - модуль заряда электрона
n - число электронов
S - площадь поперечного сечения проводника
РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ
v = 2?nR
v - модуль скорости
т - частота обращения
R - радиус
ЗАНЯТИЕ 6

37. Прием "фокусировки" информации на одном образе
Эта техника применяется для запоминания достаточно большого количества однотипных сведений. Типичным примером такой информации может служить небольшая хронологическая таблица. Смысл фокусировки информации на одном образе в том, что запоминаемые сведения разбиваются на несколько частей, и каждая часть фиксируется на образе, выделенном из основного образа.
Центральный образ разбирается на части приемом выделения невидимых частей образа. К каждому выделенному подобразу привязывается начало цепочки опорных образов, на которых зафиксированы конкретные сведения. Собирающий образ лучше выбирать из часто встречающихся предметов (авторучка, телефон и т.п.) В качестве такого образа удобно использовать образ, выделенный методом Цицерона. В этом случае автоматически фиксируется последовательность информационных блоков. Рассмотрим эту технику на примере запоминания хронологической таблицы.
38. Запоминание хронологических таблиц
В качестве центрального образа возьмем образ шариковой авторучки. Она часто попадается на глаза и будет побуждать вас вспоминать хронологическую таблицу.
Разберите центральный образ на несколько частей. Выделите из авторучки: пружинку, стержень, пишущий узел, шарик.
Разделите хронологическую таблицу на несколько равных частей так, чтобы в каждой получилось по 8 дат.
Преобразуйте все даты таблицы в зрительные образы.
Приемом "Матрешка" запомните отдельно каждую короткую последовательность дат.


Первые образы каждой последовательности соедините с подобразами авторучки.




Схема "сборки" хронологической таблицы на одном образе.
Последовательность блоков информации удобно запоминать методом Цицерона.

Мысленно повторите запомненные последовательности и проверьте точность запоминания цифр дат.
Извлекайте из памяти образы, обозначающие цифры даты и ассоциативной связью привязывайте к ним соответствующие события.
После контрольного припоминания повторяйте таблицу мысленно по опорным образам и с полной расшифровкой.

Проанализируем запоминание на фрагменте хронологической таблицы.
После разбивки таблицы из 32 дат на четыре части получилось четыре фрагмента по 8 дат. Вот один из них.
Год Событие
500 возникновение государства франков
630 образование Арабского государства
800 провозглашение императором Карла Великого
843 заключение Верденского договора о разделе империи Карла Великого
863 создание Кириллом и Мефодием славянской письменности
962 образование Священной Римской империи
1054 разделение христианской церкви на Западную и Восточную 1066 завоевание Англии герцогом Нормандии
Преобразуем в образы цифры дат:
500 пБНмНм БаНаН; 630 ШлкХнМ ШаХМаты; 800 ВфНмНм ВаННа; 843 ВфЧщКх оВеЧКа; 863 ВфшЛКх ВаЛиК; 962 РцшЛдТ РуЛеТка; (1)054 НмПбЧщ Новая ПеЧь; (1)066 нМШлшЛ МыШеЛовка.
Привязываем первый образ "Банан" к образу "Пружинка". Приемом "Матрешка" запоминаем последовательность получившихся образов: пружинка, банан, шахматы, ванна, овечка, валик, рулетка, новая печь, мышеловка.
Мысленно повторяем и проверяем правильность кодирования и декодирования числовой информации.
Последовательно достаем из памяти опорные образы (в которых закодированы цифры дат) и, образуя с ними ассоциации, запоминаем события:
"Банан флажок франк";
"Шахматы флажок араб";
"Ванна ворона (Карл) корона";
"Овечка веревка деньги ворона";
"Валик энциклопедия "Кирилл и Мефодий";
"Рулетка римский священник корона";
"Новая печь церковь";
"Мышеловка обр. код Англии нора мандарин".
Аналогично запоминаются и остальные части хронологической таблицы. Подбирайте образы максимально простые и информативные. Кодирование названий должно проводиться очень точно (нор манд ия).
После того, как запомнены все даты хронологической таблицы (в упражнении их 32), сделайте контрольное припоминание и приступайте к мысленному повторению. На материале этой хронологической таблицы отработайте три уровня повторения (см. "Метод активного повторения").
Образы, в которых собраны блоки разной информации, дополнительно привязываются к легко припоминаемым опорным образам.
В более сложных хронологических таблицах, в которых присутствуют точные даты и трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, обозначающий событие. Т.е. числовая информация фиксируется как элемент ассоциации (см. "Прием записи на разные части образа"). Если в таблицах числа не повторяются, их можно (как исключение) запомнить последовательно, связывая друг с другом приемом "Матрешка".
39. Метод выделения отличительного признака
Каждый человек в школьные годы имел прозвище. Один был "Очкариком", другой "Шутом", третий "Толстым"... Пышки, быстрики, табаки, ржавые... все это отличительные признаки. Дети не любят фамилии и отчества слишком сложно запоминать. А имена у всех часто повторяются. Другое дело - прозвище. Оно индивидуально, по нему сразу можно понять, о ком идет речь. Прозвище отражает самое важное в человеке или сокращенно напоминает его фамилию. Очень важно и то, что прозвища, как правило, это слова, которые достаточно легко представить в виде зрительного образа.
Прозвище, с одной стороны, сразу напоминает нам соответствующего человека; с другой стороны, к этому образу можно привязывать ассоциациями любую дополнительную информацию о человеке.
Рассмотрим основные функции отличительного признака и опишем несколько форм его выделения.
Функции отличительного признака
1. Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного человека.
2. К отличительному признаку может быть привязана любая точная информация (Ф.И.О., адрес, телефон, пейджер, номер автомобиля, место работы, профессия и т.п.).
3. Отличительные признаки можно запомнить последовательно, что позволяет no-порядку вспоминать информацию о группе людей.
Функции отличительных признаков точно такие же, как и словесных опор, обозначающих логически законченные отрывки текстового материала.
Выделение отличительного признака на фотографии
Отличительный признак, воспринимаемый одновременно с фотографией, есть естественная ассоциация и, следовательно, запоминается нашим мозгом автоматически. Как только вы вспомните отличительный признак, у вас в воображении появится обобщенный образ соответствующего человека. Отличительным признаком на фотографии может быть все, что угодно. Элементы одежды и прическа, дефекты внешности и сходство с кем-то. Отличительным признаком на фотографии вполне может служить даже элемент фона. (Например, окно на заднем плане, необычного вида стул и даже царапина на снимке.) Но часто бывают фотографии, на которых очень трудно найти яркие отличительные признаки. Тогда внимательно всмотритесь в лицо на фото и постарайтесь определить его сходство с кем-то или чем-то.
Выделение отличительных признаков на фотографии может пригодиться вам для запоминания информации о выдающихся ученых, писателях, музыкантах, политиках.
Обратите внимание, что аналогичным способом можно запомнить последовательность любых картинок, например, иллюстрации в учебнике или картины на выставке. Сами иллюстрации можно использовать как блоки опорных образов для запоминания другой информации. Для этого следует мысленно выделить из каждой иллюстрации составляющие ее образы.
Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека
Даже если вы очень хорошо знаете человека - его фамилию и имя, место проживания и работы - вам может понадобиться запоминание какой-либо дополнительной информации об этом человеке, например, номер сотового телефона и пейджера, или шифр кодового замка в подъезде его дома. В этом случае отличительный признак выделяется по роду деятельности человека, его увлечениям, хорошим или плохим привычкам, по странностям в его поведении, манере ходить, говорить, одеваться, по его характеру. Если ваш знакомый - спортсмен можно присвоить ему образ "Штанга". Если ваша подружка целыми днями занимается игрой на скрипке - обозначьте ее "Скрипка". Имеет смысл присвоить отличительные признаки даже своим близким родственникам.
Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация "Знакомство")
Обычно во время знакомства человек надеется на свою память, но через несколько минут выясняет, что забыл имя и отчество человека, с которым только что познакомился. В подобную ситуацию попадают многие. Если вы во время знакомства не успеваете запомнить имя, не стесняйтесь спросить еще раз. Никто не обидится. Даже полезно называть вашего собеседника по имени в процессе беседы, специально обращаясь к нему. Обращаться по имени (имени и отчеству) - признак хорошего тона.
Если вы знаете, что предстоит знакомство, заранее выделяйте отличительный признак у человека до того, как он вам представится. Сразу привяжите его фамилию к выделенному признаку, а на образе фамилии зафиксируйте имя и отчество; в течение беседы повторите запомненную информацию, назвав человека его именем несколько раз. Отличительные признаки в данном случае лучше не выделять по одежде или прическе. Эти элементы внешности могут меняться. Хорошими отличительными признаками могут быть: фигура человека (рост, полнота, худоба), его сходство с известными или знакомыми вам людьми, необычное поведение, взгляд, особенности речи, походки, жестикуляции. Если кто-то похож на Кобзона, привяжите ему кобуру с зонтиком. Если женщина похожа на Пугачеву - присвойте ей образ "Пугач" (детский пистолет). Если у человека прыгающая походка - его можно мысленно представить "Лягушкой" и т.п.
Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен
В этом случае вам остается лишь фамилия человека. Из нее и нужно выделить отличительный признак. Если человек - Светлов, его можно обозначить образом "Лампа". Если его фамилия Тихонов - "Черепаха" или "Улитка". Наши отечественные фамилии достаточно легко переводятся в образы.
Иностранные фамилии разбиваются на несколько частей, каждая из которых переводится в образ. Эти образы соединяются в ассоциацию. Имя и отчество следует фиксировать на одном из образов ассоциации, обозначающей фамилию. Мартенсон мар - тен --сон. "Марка" "Тент" "Кровать".

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>