<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Каждый вечер — отчет по выполнению плана
внерабочих дел и составление плана на день
следующий.
3. Учет времени на работе (до обеда) каждые
5 минут.
4. Учет времени на работе (после обеда) каждые
5 минут.
5. Прекратить пустой треп на работе, точнее,
после каждой беседы больше 1 минуты запи-
сывать ее цель и анализировать необходи-
мость.
Если все сделала и собой довольна — покупаю себе
хорошую косметику.

3-я неделя:
1. Учет и оптимизация внерабочего времени,
освобождение времени на спорт и отдых.
Компьютерные игры запретить, телевизор
и книги — только если я это заранее за-
планировала.
118 Проблема — задача — результат


2. Разработать упрощенную (экономящую вре-
мя) систему учета рабочего времени, по
ней — продолжать учет рабочего времени.
3. Завершение каждого дня работы — отчет
по выполнению плана рабочих дел и состав-
ление плана на день следующий.
4. Прекратить спорить (даже мысленно) с ше-
фом, поиграть для себя в игру «Идеальный
исполнитель» под лозунгом: «Сказано — сде-
лано, причем наилучшим образом!»
Если все сделала и собой довольна — едем с компа-
нией играть в пейнтбол.

4-я неделя:
1. Учет и планирование внерабочего времени:
перейти с письменной формы на мысленную
и сделать ее такой же регулярной. Освобо-
дившееся время — на здоровье и косметику.
2. Вести учет и планирование рабочего времени.
Найти новую литературу по тайм-менеджмен-
ту, в случае нахождения хороших идей вста-
вить их в свою систему.
3. Оптимизация рабочего времени, освобожде-
ние времени на паузы для отдыха. На этой
основе —
4. Прекратить переживания и «зависания»
на работе (пустое рассматривание монитора,
бесцельное лазание в Интернете, лишний ко-
фе-брейк), переключаться в работу через ды-
хательную гимнастику или физкультпаузу.
Если все сделаю, в пятницу вечером иду в парик-
махерскую, а всю субботу и воскресенье даю себе
Большую Сладкую Конфетку в виде полной рассла-
бухи (в связи с Днем рождения и другими милыми
праздниками).
119



Контрольные вопросы:
Все ли цели здесь поставлены ответственно,
позитивно и конкретно?
Сколько в этом тексте встроено мотивирую-
щих к выполнению деталей?
Все ли в этом плане продумано с точки зре-
ния душевной экологичности? Какие возмож-
ны проблемы в случае его успешного выпол-
нения?
Как вы оцениваете рентабельность этого
плана?



Предупреждение: цена успеха
Говоря о рентабельности, обычно слышится нечто сугу-
бо арифметическое: рассчитали прибыли, учли поте-
ри — получили оценку рентабельности. Это не так:
рентабельность — понятие предельно личностное, тре-
петное, экзистенциальное, затрагивающее цену самой
жизни.
Во-первых, в стоимость успеха входит цена непосред-
ственная: то время и силы, которые ты тратишь пря-
мым образом. И чем выше ты ставишь планку, тем вы-
ше эта цена.
· Если женщина мечтает, чтобы за ней приехал настоящий
принц на белом коне, эта мечта вовсе не несбыточная.
Это вполне реально, только — дорого. В 1994 году было
198 реальных, официально зарегистрированных принцев.
120 Проблема — задача — результат


Принцы есть, белый конь тем более не проблема. Во-
прос один — доведешь себя до кондиции, станешь такой,
что принц поскачет на встречу с тобой?
Во-вторых, в накладные расходы жизненного успеха
входят потери других жизненных возможностей.
Всякая медаль имеет оборотную сторону, и, выбирая
что-то, приходится отказываться от другого. Тот, кто
выбирает один путь, зачеркивает все остальное: все
и навсегда. И если вы читаете это душевно легко, это
значит только то, что вы еще не вполне большой чело-
век, не ведете крупное дело.
Чем ты мельче как человек, чем незначительнее твои
выборы, тем легче тебе говорить просто: «Я выбираю
это… Я отказываю от этого». Чем больше на тебе от-
ветственности, чем больше смотрят на тебя глаз с на-
деждой и отчаянием, тем чаще приходится выговари-
вать трудную правду: «Я даю жизнь этому… Я убиваю
это…»
· В очень мягкой форме, но именно об этой ответственно-
сти крупного бизнесмена за судьбы людей говорит из-
вестный российский предприниматель Каха Бендукидзе,
глава концерна НИПЕК: «Разориться страшно, но не по-
тому, что лишишься средств к существованию, самое
страшное — позор, несостоятельность, то, что массы лю-
дей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице"1.
Когда начинаются игры богов, разменной монетой ока-
зываются люди… Вы готовы, как успешный человек,
становиться во главе крупного дела?
В-третьих, за крупные жизненные успехи приходится
платить серьезными личностными изменениями:
вы становитесь другим и теряете себя прежнего.

1 Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994.
121


Если вы серьезно приходите в бизнес, обычная реакция
знакомых и близких людей: «Ты стал каким-то жест-
ким». И это правда. Это практически неизбежно: ставя
цели, ты становишься агрессивным. Агрессия — это не
хорошо и не плохо, это просто другой способ существо-
вания, а именно активное и целенаправленное движе-
ние к цели1. Если ты пошел не просто в бизнес, а в
большой бизнес — вместе с категорически ненормиро-
ванным рабочим днем, нагрузками и стрессом приходит
усталость и раздражительность.
· Реальная усталость, настоящая раздражительность.
Деньги рождают подозревать людей, становится трудно
верить в бескорыстную приветливость. Меняешься не
только ты, меняется и мир вокруг тебя. Да, приходит
много нового и хорошего, но также многое и теряется:
как правило, от тебя уходят старые друзья…
· Вы к этому готовы?
В любом случае учтите еще два чисто психологических
момента.


Эффект «Недоставшийся кусок всегда самый сладкий»
Какой бы суперположительный ни был ваш выбор, цена
суммы всех остальных выборов всегда больше. Соответ-
ственно всегда есть возможность жалеть о своем выбо-
ре. Будете ли вы это делать?




1 См. определение в словаре: «Агрессивный — не боящийся сопро-
тивления, энергичный, способный активно и целенаправленно дви-
гаться к цели». И все. Oxford student’s dictionary of current English.
A.S.Hornby.
122 Проблема — задача — результат


Эффект «Розового прошлого»
Когда человек смотрит на выбранное, он, находясь
в реальности, видит и плюсы, и минусы. А когда люди
смотрят на потерянный вариант, обычно они там, в уже
несбыточном, видят только плюсы. А минусы им стано-
вятся не видны…

Достижимость: лестница успеха
Цель вы поставили. Вы понимаете, что достижение
этой цели зависит от вас, вы чувствуете, что она дос-
тижима, но…
но…
стоите на месте.
Что нужно, чтобы стронуться с этапа «проектирования
жизни» и перейти в режим собственно реализации?
Нужно построить лестницу успеха: большую цель раз-
бить на мелкие реальные этапы, последовательные так-
тические шаги, каждый из которых несложен, понятен
и выполним, а все вместе, в совокупности, они ведут
вас к достижению искомой цели.
Например, ваша цель: хочу стать гражданином Франции
и жить в собственном доме на юге. Хорошо, эту дале-
кую цель разбиваем на последовательность максималь-
но конкретных задач. Каких? Изучение французского
языка — задача понятная и отдельная, а вот остальная
цепочка — дело достаточно творческое. Например, она
может иметь такой вид:
· вылезти в Интернет;
· найти людей, осевших на учебе во Франции;
123


· наладить с ними переписку, обрасти нужными свя-
зями, получить необходимую информацию;
· собрать нужные документы;
· сдать экзамены на знание языка;
возможно, потребуется что-то еще, но в результате —
вы попадаете во Францию в качестве студента.
· Уже во Франции — снова искать связи;
· получить вид на жительство (вариантов много);
· стать гражданином Франции;
· найти работу;
· сделать собственный бизнес;
· купить дом на юге.
Самое главное — первый шаг. В данном случае: войти
в Интернет и найти нужную информацию. У тебя еще
нет компьютера и ты не дружишь с Интернетом? Хоро-
шо, эти подзадачи уже куда как более решаемые. Найти
компьютер — не проблема, есть и друзья, и интер-
нет-кафе, а научиться свободно владеть компьютером
и знать, как пользоваться Интернетом, — это то, чему
нужно было научиться еще вчера. Вперед!


Забавно, но у меня есть знакомая, которая именно
эту задачу сейчас и решает. Причем, почти реши-
ла. 37 лет, зовут Юля. Работа — переводчица
иностранной литературы одного из московских из-
дательств. По убеждению в одиночку воспиты-
вает ребенка. Увы, ее сын страдает редкой фор-
мой астмы с аллергией. Юля была с ним в корот-
кой турпоездке по югу Франции и обнаружила,
124 Проблема — задача — результат


что все симптомы исчезли. Врачи в Москве под-
твердили – именно такой климат для ребенка
идеален, но как... Однако Юля уже поставила се-
бе задачу. Начала со связей в Москве — вышла
на французское посольство. Дальше: помощь в пе-
реводах для советника по культуре, подготовка
тематических мероприятий. Вскоре понадобился
выезд в Париж. Там были налажены новые связи,
и в частности с преподавателем университета го-
рода Экс-ан-Прованс. Поступило предложение
о сотрудничестве. Через 5 лет после первой по-
ездки имеем следующее: гражданка Французской
Республики Жюльетт живет со своим практиче-
ски здоровым сыном в пригороде Экса (пока
в квартире, но приценивается к домику), препода-
ет мировую литературу студентам и ездит в от-
пуск отдохнуть на берега Москвы-реки. И заметь-
те, очаровательной, но свободолюбивой Юле так
и не понадобился «запасной вариант», связанный
с выходом замуж…


Главное — сделать первый шаг. Какой-то из следующих
шагов — пятый или седьмой — тебя может страшить,
но не стоит пугаться раньше времени. Хорошие новости
состоят в том, что каждый шаг не только приближает
тебя к цели, но и прибавляет опыта и уверенности. Да,
пока тебе что-то может быть затруднительным, но ты
идешь вперед, и в следующей точке ты будешь уже дру-
гим.


Вперед!
125


Практикум: «Подведите итоги»
Итак, вы заканчиваете чтение главы «Проблема — за-
дача — результат», и, если вы читали ее не впустую,
вы можете и хотите подвести итоги этой вашей дея-
тельности. Как вы будете это делать?
Запишите здесь (на следующей странице) вопросы, ко-
торые вы думаете поставить перед собой, и сравните их
с теми, которые предложены вам на следующей страни-
це. Если какие-то важные вопросы вы забыли сейчас
себе поставить, подумайте, насколько это случайно
и не забываете ли вы эти вопросы ставить себе по жиз-
ни вообще.
Ваши вопросы?
126 Проблема — задача — результат


А это — вопросы от нас
Потрачено: сколько времени? Получено — сколько?
Чего?
Какие цели вы ставили, когда принимали решение чи-
тать эту главу?
На что во время чтения вы обращали особенное
внимание?
С кем вы обсудили изложенный здесь материал, что
оказалось результатом этого обсуждения?
Что вы знали по этой теме до чтения этого материала?
Что оказалось для вас существенно новым? Какие во-
просы вам нужно обдумать дополнительно?
Что вы можете «вставить» в свою жизнь уже сейчас?
Итого: вы разумно вложились в это дело? Это оказалось
рентабельным?
Как вы можете творчески применить предложенные
здесь знания, чтобы получить дополнительные резуль-
таты, дополнительную прибыль?
127


Приложение

Работа с проблемными состояниями
Если вы обнаружили, что большая часть ваших проблем
имеет своей причиной, своим корнем проблемное ду-
шевное состояние, имеет смысл воспользоваться и нау-
чить себя технике «Сведение проблемы к проблемному
состоянию».
Эта техника исходит из того, что проблемную ситуацию
делает проблемой в большей степени не стечение труд-
ных обстоятельств само по себе, а переживание этих
обстоятельств как проблемы, переживание происходя-
щего как чего-то трудного, тяжелого, больного или да-
вящего. В Синтез-технологии такие негативные пережи-
вания, сопровождающие проблемную ситуацию, назы-
ваются проблемными состояниями. Так вот, пробле-
ма возникает как сумма двух составляющих: проблем-
ной (сложной, трудной) ситуации и проблемного (эмо-
ционально негативного) состояния.


Основная формула

ПРОБЛЕМА = ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ + ПРОБЛЕМНОЕ СОСТОЯНИЕ

Фокус, изюминка, возможность преобразования этих
проблемных состояний состоит в том, что такие нега-
тивные состояния не всегда и не обязательно сопрово-
ждают трудные обстоятельства. В соответствии с фило-
софией Синтез-технологии жизнь есть поток нейтраль-
ных событий, и способ их переживания задает сам че-
ловек.
128 Проблема — задача — результат


· Если ты от жизни устал и не знаешь, что делать, ты бу-
дешь видеть ситуацию как проблему. А если не знаешь,
что делать, но полон решимости с ситуацией справиться,
ты не назовешь ситуацию проблемой. Она для тебя будет
чем-то иным.
Чем?
Можем дать подсказку. Самые творческие люди опре-
деляют понятие «творчество» обычно самым простым,
донельзя примитивным способом: «Если я тебе говорю,
что тебе предстоит творческое дело, расшифровывай:
«Я не знаю, как тебе его сделать!»
Так чем же отличается бодрое, рабочее «творчество» от
тяжелой «проблемы»? Они очень похожи хотя бы тем,
что и там, и там нет понимания, как добиться желаемо-
го: «проблемная ситуация» присутствует в обоих случа-
ях. Разница — только в отношении, только в личност-
ном состоянии самого человека! Если ты стоишь и бо-
ишься, застрял и мучаешь себя будущими трудностя-
ми — у тебя проблема. А если у тебя есть сила, есть
уверенность, что ты пусть не сразу и не все, но хоть
что-то придумаешь, если есть ощущение, что ты мо-
жешь с неясностями разобраться и с трудностями спра-
виться, если ты прорываешься (ура!!!), то ты в творче-
ском состоянии и для тебя это — творчество!

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ + ТВОРЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ =
ТВОРЧЕСТВО

Вот и все.
Кстати, для человека в очень спокойном состоянии
не существует ни проблем, ни собственно творчества.
129


ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ + СПОКОЙНОЕ СОСТОЯНИЕ =
СПОКОЙСТВИЕ

Что совершенно не мешает быть, когда необходимо,
деятельным и эффективным. Если хотите, настоящий
профессионал, в какой бы самой сложной проблемной
ситуации он ни находился, не переживает ничего: он
просто занят делом. Он спокоен и делает свое дело
наилучшим образом.
· Сегодня вечером, если устанете, можете посмотреть хо-
роший боевик; обратите внимание, что главный герой,
переворачиваясь в самых невероятных ситуациях, пере-
летая вместе с пулями от жизни к смерти и обратно,
практически всегда предельно спокоен. Самое интерес-
ное, что если он действительно профессионал, то это
очень близко к правде жизни.
Задание: вспомните ситуации в своей жизни, когда
трудную ситуацию в жизни или на работе вы встречали
приливом сил и энергии? Как вызов, как воодушевляю-
щую вас задачу? Или — с живым интересом, как любо-
пытную задачку, к которой вам хочется найти ключик?
Или — со спокойной уверенностью, что рано или позд-
но эта ситуация все равно так или иначе благополучно
разрешится?




Итак, если теоретически понятно, что проблему можно
превратить во что-то более личностно приемлемое, пер-
спективное и конструктивное, то — как это маленькое
130 Проблема — задача — результат


чудо совершить? Как перескочить из болота проблемно-
го состояния на твердую почву уверенного и творческо-

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>