<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



комплексованных пассий тоже не вызывает энту-
зиазма. Что предпринять еще?
Попытался сыграть на гордости в стиле: «Ты
тряпка!» — снова облом, перед лицом еще двух
полных упаковок снотворного эту тему пришлось
оставить. Хорошо, осталась торговля. Завожусь:
в конце концов, скоро экзамен, а у меня еще конь
не валялся. Так что, милая, давай так: ты, как ко-
рифей в этом предмете, садишься писать мне
шпаргалки, а я обязуюсь каждые два часа уделять
30 минут твоей проблеме. Ура, сработало! И даже
первый получасовой сеанс психотерапии уже
прошел как-то подозрительно конструктивно.
А потом и вовсе поспать отпустили. И шпаргалки
были чудо как хороши, целый семестр ходил с по-
вышенной стипендией.
…А на следующий день от всех переживаний ос-
талось только «Какая же я была дура» и полупус-
тая упаковка тазепама. Полупустая — потому что,
оказывается, была выпита только половина, и то
не факт…



Практикум смыслового анализа подтекста
Все приведенные здесь техники оказываются по-насто-
ящему эффективными тогда, когда каждую из них вы
отработаете. Для этого возьмите эту или аналогичную си-
туацию и разыграйте ее в два этапа: первый этап —
диалог в письменном виде с анализом каждой реплики,
второй этап — в реальном учебном разговоре, вживую.
Отработайте все приведенные здесь шесть способов
реагирования и найдите еще как минимум один способ.
171


Разбор диалога
Что такое разбор диалога с анализом каждой реплики,
как это делается? В качестве примера даем один из воз-
можных вариантов:
Я тебя слушаю очень внимательно.
· Демонстрация теплоты и одновременно, по тону, спокой-
ного внимания. В противоположность охам и ужасам, та-
кое начало настраивает на более взвешенную беседу.
Вот ты мне сейчас звонишь: а что бы ты хотела
от меня получить?
· Прямой вопрос типа «Чего тебе от меня надо?» — будет
воспринят как грубость. Если же делается маневр, пред-
ложение взглянуть на ситуацию со стороны и вопрос зву-
чит как бы со стороны, то тот же по сути вопрос скользит
уже мягче. Использована техника «отстраненного рас-
смотрения».
Какой, например, помощи?
· Этой подсказкой достигаем двух целей: стелем еще мяг-
че и по сути подсказываем ответ. Но который должны
сказать не мы, а нам.
Ну мне плохо!
· Выстрел опытного манипулятора: явная попытка уйти от
ответа и переложить ответственность за формулировку
запроса.
Да, я слышу.
· Выстрел мимо. А чтобы человек за это не рассердился,
сразу —
Ты славная и хорошая,
· Базисная поддержка.
и мне очень жаль, что у тебя все так не складыва-
ется.
172 Чтобы деловое общение было деловым


· Выражение теплого сочувствия.
Но я не знаю, что тебе сейчас услышать от меня
будет лучше, в чем может заключаться моя по-
мощь.
· Отказ работать за другого.
Как ты понимаешь, чем бы я тебе могла помочь?
· Повтор уже заданного вопроса. Обратите внимание:
формулировка «Как ты понимаешь?» — очень сильный
способ предложить человеку поработать самому.
Другой вариант концовки — более конкретный, с пред-
ложением выбора через вилку альтернативы:
Что бы ты сейчас хотела больше: чтобы я тебе по-
сочувствовала — или помочь тебе разобраться
в происшедшем?
Те методы, приемы и техники, которые оказались вскры-
ты в таком разборе, достаточно подробно разбираются
в книге «Искусство общения, или Практическая психо-
логия для делового человека»

Разбор монолога-обращения
Ты действительно хочешь разобраться в происшед-
шем?
· Техника «парафраз намерений» в данном случае подкре-
пляет слабо проговоренное желание.
Мне кажется, ты еще не проревелась.
· Рефрейминговая формулировка «проревелась» перево-
дит плач из категории «знак беды» в целительные про
цедуры. Ну, типа клизмы.
А это очень нужно.
· Аналог приема «парадоксальное намерение» по Франклу.
173


Поэтому, чтобы мы с тобой могли как следует по-
говорить, тебе задание: тебе сейчас нужно пять
минут при мне поплакать навзрыд,
· В целом — это расстрел манипулятивной позиции прямой
наводкой. Теперь, если несчастная подруга в очередной
раз захочет надавить вам на психику своим плачем, это
уже окажется не давлением, а выполнением заданного
ей упражнения, после чего подруге останется либо прекра-
щать разговор вообще, либо вести его в более разумном
русле.
примерно так, как ты начала наш разговор.
· Предложение образца — близкого и понятного. Плюс по-
вторная нейтрализация провоцирующей функции ее
бывшего плача, продвижение взгляда на тот плач как
на необходимую рациональную процедуру.
Как ты думаешь, у тебя сейчас получится?
· В целом: увод внимания с темы «выполнять ли задание»
на «получится ли это». Обратите также внимание на мар-
кирующий оборот «как ты думаешь» и акцент «сейчас»,
который пресупозицией утверждает, что «вообще у тебя
получится» и ставит вопрос лишь: «Получится ли сейчас?»

Контрольный разбор
Нам необходимо договориться вот о чем. (Пауза.)
· Перевод: «Тебе придется платить».
Ты меня слышишь? (Необходимо дождаться ответа:
«Слышу!»)
· Платить будешь? — Буду…
Хорошо.
· Ситуация у меня под контролем.
Если во время нашей беседы ты почувствуешь, что
слезы подступают,
174 Чтобы деловое общение было деловым


· Скрытый инструктаж: «Ты будешь плакать!» Поскольку
это событие и так вероятное, то в данном случае вы де-
лаете то же, что и король в сказке Экзюпери «Маленький
принц», который в нужный момент отдавал распоряже-
ние: «Солнце, я повелеваю тебе вставать!» И солнце —
вставало! Прием «командование солнцем».
ты не будешь себя сдерживать и начнешь плакать,
· Кто бы отказался… — продолжение скрытого инструктажа
и накопление кредита власти.
но плакать обязательно долго, не меньше трех минут,
чтобы выплакать все.
· Вот оно и распоряжение: использование кредита власти.
Если ты этого не сделаешь, наша беседа будет не очень
результативной, а ведь у тебя очень важный вопрос.
· Тихая угроза и подмазывание.
Ты берешь на себя такое обязательство?
· Увод внимания от всех предыдущих по умолчанию при-
нимаемых договоренностей и позитивное требование
с элементом вызова.
Как правило, тут очень хочется сказать: «Да!»
ПРИНЦИПЫ
ЭФФЕКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принципы эффективной деятельности




Что такое Универсальные принципы и
Концептуальное ядро

Силу и универсальность Синтез-технологии дает нали-
чие в ней Концептуального ядра. Концептуальное ядро —
это ограниченное число четко сформулированных уни-
версальных принципов, делающих эффективной челове-
ческую деятельность в широком кругу практических
приложений.
Метафорически Концептуальное ядро напоминает руку,
на которую можно надевать разные перчатки. Универ-
сальные принципы Синтез-технологии — это гибкий,
подвижный, но сильный стержень, который в разных
конкретных предметных приложениях превращается
в конкретные правила и техники.
Реально это делается так: обозначаем области деятель-
ности, где нам важна эффективность:
u переговорный процесс,
u поиск работы,
u подбор кадров,
u поведение в конфликте…
178 Принципы эффективной деятельности


· что еще?
теперь берем универсальные принципы и прикладываем
к каждой из этих областей, учитывая ее специфику —
что получаем? Разумное видение, конкретные правила,
мудрые подсказки по основным ключевым точкам каж-
дой из этих проблемных тем. Сильный универсальный
принцип, а тем более их комбинация в конкретике
практического приложения воплощается в ряд рабо-
тающих прикладных рекомендаций, в науку мудрого
и эффективного управления собой, другими людьми
и жизнью.
По крайней мере, только что разобранный нами алго-
ритм эффективной деятельности

ПРОБЛЕМА > АНАЛИЗ > РЕШЕНИЕ >

ЗАДАЧИ > ШАГИ К ЦЕЛИ > ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТЕ

есть на самом деле результат приложения универсаль-
ных принципов к человеческой деятельности в самом
общем виде.
· Предлагаем вам это проверить: познакомившись с при-
веденными ниже принципами, сопоставьте их с алгорит-
мом. Сделав это внимательно, по большинству пунктов
почувствуете удивительно знакомые моменты…
Из принципов можно построить этот алгоритм. Но
можно построить не только его, а алгоритмы и правила
для многих других дел, забот и областей. Предлагаем
этому научиться — это стоит того!
Итак, какие же это принципы?
179



Основные принципы Синтез-технологии

Синтез-технология во главе своих техник и алгорит-
мов ставит следующие принципы:
Смысл элемента определя-
Принцип
ет система, в которую он
СИСТЕМНОСТИ включен

Принцип
Каков сухой остаток?
РЕЗУЛЬТАТА

Принцип
На полшага впереди
ОПЕРЕЖАЮЩЕГО
ЛИДЕРСТВА
Принцип
Зачем, а не почему
НАПРАВЛЕННОСТИ
В БУДУЩЕЕ

Принцип
Беру на себя
ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Принцип
Подходящее не есть
ВЫСШЕЙ лучшее
ЭФФЕКТИВНОСТИ

Принцип
Выиграл — выиграл
СОТРУДНИЧЕСТВА
180 Принципы эффективной деятельности




Принцип системности
Принцип системности объемен, одной-единственной
формулировкой его содержание выразить нельзя, по-
этому мы разные его стороны раскроем несколькими
формулами. Формула первая:
Никто не является пупом земли, каждый из
нас является только элементом в общей
системе.
Чтобы понять, что вы стоите, надо посмотреть на себя
извне, со стороны собеседника и жизни в целом. Чтобы
увидеть происходящее объективно, надо на происходя-
щее смотреть с позиции стороннего наблюдателя и сис-
темы в целом, не зацикливаясь на чьих-то частных ин-
тересах и видя ситуацию со всех сторон.
Универсальный бизнесмен умеет смотреть
на ситуацию со стороны.
Формула вторая:
Смысл элемента определяет система, в ко-
торую он включен.
История: это лето стало черным в истории
жильцов нашего дома. Во-первых, во дворе стали про-
падать новенькие, красивые и вроде бы крепко сделан-
ные скамейки. Вечером стояла — утром нет… Поохав,
бабушки, так любившие присесть стайкой на часок-дру-
гой, вынуждены были переместиться на детскую пло-
щадку через дорогу. А во-вторых, совершенно извелась
наша шустрая дворничиха, не успевая менять разбитые
лампочки под козырьками подъездов. Разгадка этого де-
тектива была неожиданна и изящна: оказывается, ска-
181


мейки ломала сама наша местная дворничиха, посколь-
ку ей категорически надоело выметать из-под них се-
мечки и прочий постоянный мусор. Да, но когда не ста-
ло скамеек, бабушки ушли со своих естественных кара-
ульных постов, и получившие оперативный простор мо-
лодняк-подростки быстро расстреляли все лампочки
в подъездах. Вот так, дорогая.
Что не хватило нашей дворничихе, предприимчивой
и практичной женщине? — Системного взгляда на си-
туацию, умения увидеть более отдаленные последствия
своих, казалось бы таких естественных, действий.
Ответственный и мыслящий человек не торопится на-
зывать что-то очевидно плохим (вредным) или, напро-
тив, замечательным, тем более делать из этого скоропа-
лительные выводы. Для кого — плохо и вредно? А ко-
му, когда, при каких обстоятельствах — замечательно?
Три волоса на голове — слишком мало. А три волоса
в супе — пожалуй, слишком много… Оружие в руках
бандита — опасность, оружие в руках полицейского —
надежда на защиту. Творческий, неформальный подход —
ключ к успеху для свободного предпринимателя и долж-
ностное преступление для банковского работника.
Универсальный бизнесмен смотрит широ-
ко, видя любой элемент как часть более
широкой системы.

Целое не равно механической сумме частей.
Деятельность есть система взаимосвязанных
элементов, и изменение одного элемента изме-
няет состояние всей системы. Ситуация А плюс дейст-
вие В не равно А+В, потому что в результате появляет-
ся совершенно новая ситуация С. Например?
182 Принципы эффективной деятельности


Например, некоторому наивному юноше пришла в голо-
ву идея попросить свою девушку изменить ему, чтобы
проверить, будет ли он ревновать. Ход его мысли: если
она согласится, я получу новый опыт, если она не со-
гласится, то я ничего не теряю и все остается по преж-
нему. Вопрос: как правильнее назвать этого юношу —
наивный или дурак? И почему?
На первую часть вопроса вы можете дать ответ произ-
вольный, а на вторую часть, на вопрос «почему?», ответ
почти однозначный: юноша не учел принципа системности.
Он не учел, что, если девушка согласится, он получит
не просто новый опыт. К новому опыту он получит
и нового себя, и новую для себя девушку: любимую, ко-
торая спала с другим. Это уже — совсем другая личная
ситуация. Но даже если его девушка не согласится, он
также не останется в прежней ситуации. С момента
своей странной просьбы он станет для девушки не
прежним ее любимым, а любимым, который посмел об-
ратиться к ней с такой просьбой.
· Чувствуете разницу? Девушки — наверняка.
В приложении к управленческой деятельности эта по-
зиция формулируется так: как бы продуманно и деталь-
но вы ни планировали свой будущий проект, реальность
всегда будет другой. Любое действие порождает по-
следствия, которые нельзя в полной мере учесть при
планировании деятельности, соответственно в итоге от
вас всегда потребуется коррекция, учитывающая воз-
никновение новой ситуации.

Универсальный бизнесмен всегда смотрит
на ситуацию в целом.
183


Из принципа системности также вытекает
принцип иерархической организации:
«Низшее живет ради высшего». В соответствии
с этим принципом все промежуточные цели должны
быть связанными, поддерживать друг друга и работать
на конечную.
Возможно, вы предприимчивы, умны и обаятельны,
и ваши действия поэтому, как правило, весьма успеш-
ны. Но если вы не простраиваете свою деятельность на
будущее, стратегически, вы можете крутиться всю
жизнь как белка в колесе
— на месте,
или распылять свою энергию, создавая ил-
люзию бурной деятельности, но, по сути, мало
куда реально двигаясь.
Принцип иерархической организации существенно от-
личает человека обычного от человека по-настоящему
делового. В естественно протекающей жизни, у обычно-
го человека цели его действий не связаны. Или цели
связаны, но не поддерживают друг друга. Бывает, что
цели связаны, поддерживают друг друга, но не работают
на конечную цель. Обиднее же всего, когда оказывает-
ся, что они работают на другую, а не на конечную цель.


Для делового и успешного человека, для
универсального бизнесмена смысл любых
событий и действий в том, как это
работает на его главные цели.
184 Принципы эффективной деятельности



Принцип результата
В соответствии с принципом результата
смысл деятельности в том, что остается после
нее, в ее результате — какой ее «сухой оста-
ток»1. Это не исключает того, что она может (и как
правило должна быть приятной, этичной, красивой и пр.),
но главное состоит в том, что процесс проходит, а ре-
зультат — остается. Эффективная деятельность та,
у которой максимально выражен «сухой остаток».
Отец с сыном ушли в город на заработки, чтобы под-
держать семью. На первую же получку отец купил де-

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>