<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

27


чаще он является фундаментальным, экзистенциальным
выбором, пронизывающим человека насквозь, звенящим
через все его дела и поступки, строящим все его другие
выборы и решения.
Этот выбор совершает каждый человек в первые же не-
дели своей жизни. Вот ситуация, простая донельзя: ле-
жит ребенок в кроватке, ему скучно. Что делать? Мож-
но начать ручками стукать по погремушкам, которые
висят над ним, можно просто мотать ручками и ножка-
ми, а можно даже попробовать перевернуться на другой
бок и проползти, где видно вперед: это трудно, но очень
интересно.
· Так определился в своем выборе Деятель.
А можно ничего этого не делать, продолжать лежать
и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда
появляются Большие Волшебники, и в погремушки сту-
чат они сами. А если начать кричать в плаче громче
и требовательнее, то можно оказаться и на руках, и по-
качивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго.
· Так родился Паразит.
Этот выбор совершает каждый ребенок, совершает его
внутри себя, и если уж он свой выбор сделал, то всю
оставшуюся жизнь он только укрепляет себя в нем,
тренирует себя жить в этом выборе наилучшим обра-
зом. Если у него выбор Деятеля, он час за часом и день
за днем учит себя активности и ответственности, если
же у него выбор Паразита, то год за годом он тренирует
себя как Паразита великолепного: учит себя делать не-
счастные мордочки, усталые плечи, обиженные интона-
ции и прочие украшения несправедливо ударенной
Жертвы.
28 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии




Вопрос: почему автор так жестко делит людей на
Деятелей и Паразитов, ведь сам писал недавно,
что в каждом есть все? Может, лучше в процен-
тиках, например: сегодня я на 67% паразит, а на
33% — деятель и поэтому две трети времени
имею право лежать на диване?
Ответ: жесткое деление может быть и не совсем
верное, но РАБОТАЕТ. Если вы задумались
о своей жизни, о ее максимуме — значит, точно
сработало…


Паразит может хорошо устроиться в жизни, когда-то
быть и веселым, и творческим, и милым человеком, но
это человек, который живет успехом чужим и в жизни
выбирает безответственность. Деятель же строит свою
жизнь сам, ищет дело, которое сделает сам, и знает,
что как за свои победы, так и за свои поражения отве-
чает только он. При этом человек-деятель вовсе не воз-
ражает когда-то воспользоваться чужой помощью («Все,
что пригодится для дела, нам нравится!»), но даже эту
помощь он скорее организует сам, нежели будет ее
тоскливо ожидать и плакаться при ее отсутствии.
Итак, кто отвечает за ваш успех?
29



Направленность вашей жизни
Эгоист — это очень плохой человек.
Это человек, который постоянно
думает не обо мне!
Амброз Бирс. «Словарь Са-
таны»

Итак, можно строить свою жизнь и свой успех за свой
счет, можно — искать возможность сделать это за счет
окружающих. Но второй, возможно еще более важный,
вопрос, определяющий философию жизни каждого че-
ловека:

КУДА, НА ЧТО НАПРАВЛЕН ВАШ УСПЕХ?
РАДИ ЧЕГО, РАДИ КОГО ВЫ ЖИВЕТЕ?
Действительно вопрос: а что делать Деятелю, ес-
ли максимум его жизни лежит в отрицательной
области? Может, лучше быть паразитом? Или?
· Отнеситесь к вопросу предельно серьезно. Автор вопро-
са — реальный человек, профессиональный политтехно-
лог, творчески отключавший от тепла в сибирские моро-
зы целые города, чтобы перед выборами скомпромети-
ровать действующую власть.
Ответ: правильный ответ он знает, можно не от-
вечать…

Хорошо, часть людей нормальным образом заботится
только себе. Ну, еще о некоторых близких: как прави-
ло, о тех, кто заботится о нем. Все остальные — посто-
ронние, которыми можно попользоваться, когда удобно
и получается, а в остальное время пусть не мешаются.
30 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии


· Как стул — он мне нужен, я его к себе подвинул, сел
и посидел. Встал — стул задвинул: все, он мне больше
не нужен.
Суть не в том, что «задвинул» — это нормально. Дель-
ный человек и отличается от бездельника тем, что мо-
жет задвигать тех, кто сейчас в стороне от его дела, —
суть в том, что среди всех людей реально живой, дос-
тойный интереса и заботы человек — только он сам.
· Ему больно — это неправильно, потому что ему больно
быть не должно. Больно другому — ну и что, мне-то какое
дело? У него появились деньги — это хорошо, деньги
появились у вас — это хорошо только в том случае, если
что-то перепадет и ему.
Его не интересует жизнь, точнее, интересует только
в той степени, как она относится лично к нему. Его
внутренний лозунг — крылатая фраза, которую оставил
после себя в истории французский король Людовик XV:
«После нас — хоть потоп!»1 Такой человек заботится
только о себе.
А есть люди, для которых естественным образом понят-
но, что люди вокруг него — тоже живые люди, они то-
же хотят есть и пользоваться удобными вещами, встре-
чаться с любимыми людьми и заниматься любимым де-
лом, что они тоже мечтают и грустят, надеются и ве-
рят… Такой человек воспринимает себя не только как
уникальную единицу в космической пустоте, он знает,
что он — продолжение человеческой истории, что его
жизнь сделали такой многие люди до него и, возможно,
он сам сможет внести в жизнь нужный вклад.
Для таких людей свойственно заботиться о людях и жизни.

1По другой версии эта фраза принадлежала мадам Помпадур, его
фаворитке. Оба исторических лица этой фразы достойны.
31


Сопоставив с предыдущим делением людей на Деятелей
и Паразитов, легко можно составить следующую табли-
цу, различающую людей по способу и направленности
их жизни.

Способ и направленность жизни

Забота
За свой счет За счет других
(в первую
очередь)




О себе




Потребитель Паразит




О людях
и жизни



Творец Романтик
32 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии




Ситуации бывают разные: жизнь бывает то щедра
к нам, то жестока, когда-то она сталкивает нас лбами,
когда-то — ставит перед возможностью сотрудничест-
ва… Как же по-разному проявляют себя обозначенные
типажи во всех этих случаях!


Перерыв: Тест!
Впереди — схемы и таблицы, сложные и интересные:
надо будет в них разобраться, а для этого — разобрать-
ся в себе, после чего задуматься и определить свое ме-
сто в жизни. Соответственно вам предстоит большой
путь. Но перед этим раздумьем никто не помешает вам
и просто раскинуть карты. На дорожку…




А проще говоря, обводите в кружок значок карточной
масти слева от высказываний, с которыми вы согласны.
Долго не думайте, доверьтесь первому ощущению.
33


В наше время настоящая дружба встречается редко.
¦

Я очень люблю Ее Величество ХАЛЯВУ.
¦

Я скорее погибну, но честь свою — не уроню.
¦
Я готов делать неинтересную, но очень нужную для
¦ всех работу.
Стать богатым, сделав это своими руками, — вот самая
¦ прекрасная цель.
Я хотел бы попасть в авиакатастрофу, зная заранее, что
¦ останусь невредим.
Если я получу большое наследство, то буду работать не
¦ меньше, чем сейчас.
Интересы моей любимой семьи — превыше всего.
¦
Я готов отдать свою левую руку, если это спасет жизнь
¦ сотне людей.
Я могу почти весь год копить деньги на классный от-
¦ пуск.
Я очень жалею всех бездомных животных.
¦
Когда никто мне не помогает, я очень переживаю из-за
¦ этой несправедливости.
Для меня самое главное в жизни — Свобода.
¦
Я выбираю болеть за ту спортивную команду, которая
¦ обычно побеждает.
На тонущем «Титанике» я любой ценой попал бы в чис-
¦ ло спасшихся.
Между достойным другом и недостойным братом я вы-
¦ беру — друга.

Расклад окончен, подведем итоги. Подсчитайте, карт
какой масти у вас вышло больше всего. Результаты —
на следующей странице.
34 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии


Результаты теста

Не сочтите за оскорбле-
Пика? ние, вы — Великолепный
Паразит.

И полку Потребителей
Трефа?
прибыло.

Черва? Споем, синьор Романтик!

Неужели, правда?
Творец, снимаю пред Ва-
Бубна?
ми шляпу…


Проведите этот тест на своих знакомых: вопросы
им понравятся, а вы узнаете о них много интерес-
ного. Со стандартными результатами в изложении
Максима Качалова вы можете познакомиться
на следующих страницах.

***
А теперь об этих типажах — подробно и всерьез.

Жизнь обычная, непростая
В течение обычной, то есть достаточно непростой,
жизни, когда она не праздник, но и не бедствие, сред-
нестатистический человек знает: надо крутиться, чтобы
все было и чтобы ничего за это не было. Если человек
так живет за свой счет, это нормальный Потребитель,
основа современного общества, если же его лозунг:
«Кто бы меня накормил?» и он ищет возможность по-
жить за счет чей-то — это знакомый нам Паразит.
35


· Он же — Эксплуататор.
Романтик в этой же самой ситуации болеет не за себя,
он никак не может примириться с несовершенством
жизни в целом: «Вот что за скотство?! Живем — в гря-
зи, блин, дружить — разучились, любить не умеем.
Разве так надо жизнь?! Эх!!» Значит, пора достать бу-
тылку и выпить. А потом выпить еще. А потом всем
вместе, под гитару, попеть красивые и душевные песни
про настоящую лю-
бовь, которая обяза-
тельно ждет нас за
поворотом, и пре-
красную жизнь, ко-
торая рано или позд-
но к нам придет...
· Переведем — ее
нам кто-то сде-
лает…



Творца тоже не
устраивает несовер-
шенство жизни, но,
в отличие от Романтика, он песни не поет и чудес не
ждет, а делает то, что от него зависит. Делает каждый
день — энергично, настойчиво и гибко. Самое интерес-
ное то, что через человеческие усилия жизнь действи-
тельно может приобретать новое качество и становить-
ся комфортной: красивой, чистой и для людей удобной.
· Вначале в одном отдельно взятом доме и на одном от-
дельно взятом предприятии, потом — в отдельно взятой
стране… Почему людям нравится жить в Швейцарии? По-
тому что жизнь там — хорошо сделана. Реально сделана.
36 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии




Проверял тест на слушателях; опрашивал в пря-
мом эфире, а главное — несколько десятков чело-
век дали ответы на эфирный пейджер. Распреде-
ление такое:
40% — Потребители;
30% — Романтики;
15% — Паразиты;
15% — Творцы.
Разумеется, куча смешанных типов. Правда, смеси
Паразитов с Творцами как-то не оказалось...
Есть единственное замечание по теории: после
бесед с народом кажется, что утверждать: «Ро-
мантики всегда портят праздник» — нельзя. Есть
ощущение, что они в минуты праздника — не-
предсказуемы: как левая нога захочет. Могут со
всеми весело поплясать, а потом вдруг отойти
и разреветься. Этакий маниакально-депрессивный
психоз в миниатюре...


***
Вообще-то перепутать Творца и Потребителя несложно,
потому что и Человек кушает (регулярно), и Потреби-
тель творит (хотя бы когда-то). Главная разница —
в акцентах, что делается для чего. Потребитель творит
по необходимости, чтобы приобрести, иметь и богатеть,
Творец приобретает, имеет и богатеет, чтобы творить.
· Эрих Фромм ставил этот вопрос как выбор ИМЕТЬ или
БЫТЬ. А Брегг формулировал еще проще: «Жить, чтобы
есть, — или есть, чтобы жить?»
37


Путаница возникает еще и потому, что Творец, заботясь
о людях и жизни, не может и не должен забывать
и о себе: он ведь тоже часть этой жизни, причем, оче-
видно, не худшая ее часть! Более того, во многих слу-
чаях заботиться о себе надо в первую очередь. Почему?
Потому, что естественным образом разумно заботиться
в первую очередь о близких тебе людях, а кто тебе
ближе, если не ты себе сам?
· Взгляните на вопрос реалистично: пододвинуть хлебницу
соседу — нормально, но вот ежели я буду его кормить из
ложечки, в то время как он кормит меня, это уже не за-
бота, а дурдом.
Пусть каждый занимается в первую очередь собой
и своим делом, вопрос в том, зачем, для кого ты это де-
лаешь?
Для себя — или для жизни?

Когда жизнь — праздник
Счастливое дитя. Поскольку человек-потребитель
больше всего любит кайфовать и развлекаться, то в си-
туации свободного времени, сил и средств он устраива-
ет себе праздник. Ура!! Звенят бокалы, льется шампан-
ское, пукает пейнтбол, летят и взрываются петарды.
Строго говоря, праздник – это время, когда радостно
уничтожается то, что было создано и накоплено во вре-
мя будней. И чем больше уничтожено, тем больше
праздник!
· Но все честно: на свои. И как красивы люди на настоя-
щем празднике!
Без тормозов. Праздник хорош тогда, когда всем из-
вестно, сколько можно выпить и когда пора расходить-
ся. Если же эта культура праздника отсутствует, то
38 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии


вместо радости возникают проблемы, в том числе у ок-
ружающих: один в пылу азарта проиграет в казино чу-
жие деньги, другой в пьяном виде на джипе собьет
стоящих на остановке людей.
· Короткий праздник, большие проблемы.
Печальный. Впрочем, кто-то праздновать отказывается
принципиально: «Ну как вы можете радоваться, когда
в это самое время в Анголе дети голодают? Вот как вы
можете тогда радоваться?!» Этот гуманистически на-
строенный человек заботится обо всех, но по факту
день за днем лишает себя и других возможности празд-
ника.
· Значит, делать жизнь праздничной придется кому-то дру-
гому…
Бизнесмен. Человек-творец праздники любит, он лю-
бит это счастливое время, когда у него наконец-то по-
являются свободные время, силы и деньги. Это его на-
стоящий праздник — потому что теперь он может свое
время, силы и деньги вложить в тех, кто этого достоин.
Все рассчитав, он мо-
жет наконец-то под-
держать лучших, вло-
житься в тех, в кого
вкладываться смысл
есть.
· И тогда праздник

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>