<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

будет действи-
тельно у многих!
39


Когда жизнь — трудна
Жизнь трудна — что выдумывать? Нужно выживать,
знает Потребитель, и напрягается, иногда предельно
героически, для того чтобы спасти хоть что-то.
· Хоть и ради себя, но — подвиг.
Паразиту в этой ситуации немного проще: он принима-
ет роль страдальца, ноет, плачет, но обычно ничего
всерьез не предпринимает.
· Это все так ужасно! Просто руки опускаются!
Романтик, глядя на эту действительно поганую ситуа-
цию, возвышенно восклицает: «Человеку так жить нель-
зя!» — и кончает жизнь самоубийством.
· После чего вопрос: «А кто же будет эту поганую ситуа-
цию выправлять?» — его уже не волнует.
А Творец берет ситуацию под свой контроль и делает
все, что от него зависит, чтобы помочь тем, кто в труд-
ной ситуации в помощи действительно нуждается: не
обязательно тем, кто громче всех кричит, но тем, кто
правда под ударом. Как
правило, в первую оче-
редь необходимо поддер-
живать ослабших и спа-
сать то, что может по-
гибнуть безвозвратно.
· Если вы в горах, все
уставшие и го-
лодные, но один из
вас сломал ногу: что
надо делать? — Не-
сти на себе того,
кто сейчас идти не
может.
40 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии


Когда жизнь сталкивает нас лбами
Ни в чем так ярко не проявляется философия жизни
каждого, как в ситуации, когда жизнь сталкивает нас
лбами: ты или я? Ты или я получишь этот лакомый ку-
сочек? Мне уступить — или ты обойдешься? Чей, мой
или твой, интерес будет признан более важным?
Когда есть чем поживиться, но ты не один, нормальный
эгоист присматривает, что ему нравится и как бы это
захапать, жертвующий собой альтруист волнуется, от
всего ли он уже отказался, человек порядочный (со-
циоцентрист) заботится, чтобы были учтены интересы
всех.
· Хотя может быть и по-разному. Я вполне допускаю, что
порядочный человек может совсем даже не уважить ин-
терес спившегося бомжа, отдав предпочтение тому, кто
паразит в меньшей степени. Кто человек — в большей.
Особое место занимает социопат, который волнуется
не столько о том, все ли ему положенное получил он,
сколько о том, не слишком ли много получили другие.
На бытовом уровне
его лозунг: «Мне не
надо вторую корову,
мне надо, чтобы у со-
седа корова сдохла!»,
в масштабе общества:
чтобы не было бед-
ных, он уничтожает
богатых.
· И это тоже —
философия жи-
зни…
41


Когда жизнь предлагает союз
Когда жизнь предлагает союз, все нормальные Потреби-
тели сбиваются в стаи: один за всех, все за одного,
и все против чужих: «Верность!» Воспитание корпора-
тивной культуры, как правило, это привитие сотрудни-
кам чувства: «Мы свои!»
· И соответственно: «Мы не продаемся!»,
что делает любую команду — семью, банду или
фирму — крепче, жизнеспособнее и боеспособнее.
Впрочем, Паразит выбирает более легкий путь: на виду
и пока сытно, он жмется и ластится к сильным, но за
тридцать условных единиц готов своих продать,
а в трудную минуту — оставить, предать.
· Квалификация: подлый шакал. Трус и предатель.
Романтик никогда не предаст, но и дисциплина корпо-
ративной культуры ему явно не по душе. Он выбира-
ет — независимость, то есть «свободу ОТ». Его люби-
мый защитный тезис: «Я никому ничего не должен!»,
тезис атакующий: «Вы
не имеете права!»,
а вся программа стро-
ится на негативе: по-
спорить («Ничего
подобного!»), нару-
шить («А я могу!»),
отвалить («Мое де-
ло!») и отстоять (свои
желания).
· Называемые
Принципами.
42 Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии


Человек-творец умеет работать в команде, умеет быть
верным, но его верность — не слепая. Его «свои» хо-
роши не тем, что они «свои», а тем, что это достойные
люди, делающие достойное дело. Он выбрал этих лю-
дей, эту фирму, эту работу, и теперь он на любимой
работе и с обязанностями, которыми гордится. Человек-
творец выбирает «свободу ДЛЯ».

Резюме
Соотнося себя или других с типажами, представленны-
ми в этой таблице, нет смысла пытаться точно опреде-
лить, кем являетесь вы или другие интересные вам лю-
ди: чистых типажей нет, каждый из нас бывает когда-то
и Потребителем, и Творцом, и Романтиком, и Парази-
том. Смысл в другом: зная эти типажи, вы можете точ-
но и ответственно определить свою философию жизни,
понять, что действительно вас привлекает, после чего
честно отслеживать, как — кем? — вы в разных ситуа-
циях себя реально проявляете.
КАК УЧИТЬ
СЕБЯ УСПЕХУ
Как учить себя успеху.



Удача и успех
Удача и успех — достаточно разные вещи. Удача — не
ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерее.
Удача сваливается на вас просто потому, что вам по-
везло.
· Хотя чаще везет тем, кто знает, где и в какое время надо
находиться, то есть людям успешным.
Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что
вы хотели; вы сделали то, что нужно для этого; вы по-
лучили то, к чему стремились: это ваш успех, и он все-
гда с вами.
Удачливым быть приятно, успешным быть престижно.
И естественно, куда как надежнее: птица удачи по рас-
писанию не прилетает. Но если припархивает, то чаще
выбирает людей предприимчивых и сообразительных:
помните анекдот про бедного еврея?

Жил-был бедный еврей, с утра до вечера сидел он
на коврике, клал поклоны и молил Господа, чтобы
тот сделал его богатым. Но шли год за годом, ков-
46 Как учить себя успеху


рик уже почти истерся, а денег все нет и нет. То-
гда вскричал он в сердцах:
– Господи, ну почему? Я выполнял все твои запо-
веди, соблюдал посты и пятницы, почему не на-
градишь меня за мою верность тебе? Господи, ну
почему?
И раздался голос с небес:
– Абрам, ну оторви свою задницу от коврика
и пойди купи хотя бы один лотерейный билет!

Универсальный бизнесмен активен и предприимчив,
и, может быть, именно поэтому его часто сопровождает
удача. Если же удачи нет, ему нет нужды ее дожидать-
ся: он просто уверенно и успешно работает, каждый раз
получая запланированный результат. Он имеет успех
в любом деле хотя бы ровно потому, что за неперспек-
тивное дело он не берется, а любой временный проиг-
рыш умеет превращать в свою будущую победу.
Как это делается? Как можно и нужно строить жизнь
и деятельность, чтобы вас всегда сопровождал макси-
мальный успех? — На уровне слов вы, скорее всего,
это знаете. Что такое эффективная деятельность, знает
каждый: просто потому, что каждый когда-то эффектив-
ным был.

ИСКУССТВО БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ СОСТОИТ
НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА,
А В ТОМ, ЧТОБЫ В ЖИЗНИ ИХ ПОМНИТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ.

Универсальный бизнесмен — не тот, кто при необходи-
мости начинает действовать по правилам и эффективно,
а тот, для кого это естественно всегда. Тот, кто хорошо
47


говорит по-русски, не вспоминает правила о согласова-
нии времен и не подбирает нужные окончания: он гово-
рит свободно, совершая все это уже автоматически.


Вечная проблема педагогики советских времен —
как перевести знания в убеждения — не реше-
на и по сей день. Однако у меня есть личное
ощущение, что для слабых подходит авторитарный
метод (делайте так – это правильно!), а сильного
надо просто лучше учить, и тогда ему будет само-
му неприятно, что классное оружие лежит без
дела…


· Вспоминайте: «Культура — это то, что остается, когда все
обучение забывается».


Шесть портретов Неудачника:
диагностика личных неисправностей
Как быть успешным, вы знаете. А вот почему вы иногда
неуспешны, надо разобраться: в каком конкретно пунк-
те вы допускаете прокол? В чем состоит именно ваша
личная неисправность? Попробуем этому помочь.
В Синтез-технологии есть схема, в которую укладыва-
ется любая осмысленная деятельность:


Путь и средства
Исходное Желаемое
(ресурсы, способы,
(настоящее) состояние
техники, навыки,
состояние (цель)
возможности)
48 Как учить себя успеху


Эта схема называется логическая структура эффек-
тивной деятельности и в более подробном виде со-
держит гораздо большее количестве элементов. В таком
же предельно упрощенном виде она говорит о том, что
для того, чтобы достичь цели, нужно сделать всего три
шага:
u реально разобраться с тем, какое ваше исходное
состояние, понять, где вы находитесь и с чем,
u детально представить, чего вы хотите добиться,
u собрать необходимые средства и ресурсы.
Тут все просто, и, если вы сделали эти три шага, вы
добьетесь успеха. С другой стороны, в каждом из этих
трех шагов можно допустить две ошибки: или его про-
пустить (недоделать), или на нем застрять, зациклить-
ся. Таким образом, неудачник имеет шесть (три шага
умножить на две возможности) способов снизить свою
эффективность, опустив ее до нуля и ниже. В приложе-
нии к учебе, к работе над самим собой мы получаем
следующие личностные типажи Неудачников:

Исходное Желаемое
Пути и
(настоящее) состояние
средства
состояние (цель)

Человек
Игнори-




«Ежик в «Ой, не
рует




«Нет про-
тумане» знаю»
блем»
ливается
Зацик-




«Человек- «Вечный «Барахоль-
Жертва» мечтатель» щик»
49


Это не просто типажи — это четкая диагностика вашей
«личностной неисправности». А когда неисправность
знаешь, справиться с нею оказывается легче.
Итак,
«Человек-Жертва» — это погруженность в себя
и концентрация на проблемах. Он не верит в свои силы
(притом, что они у него реально есть), чувствует в себе
в первую очередь свою усталость, прислушивается
большей частью к собственным сомнениям и коллек-
ционирует свои ошибки. Его типичные фразы: «Мне
сейчас так плохо», «Меня никто не любит», «У меня
все равно ничего не выйдет» и прочая чернуха.
Плохо, когда человек на своих проблемах зацикливает-
ся, но ничуть не лучше другая крайность, когда человек
их близоруко игнорирует. Эта крайность —
Человек «Нет проблем». То ли это защитная пози-
ция, то ли идеализм и «розовые очки» в отношении се-
бя, то ли просто интеллектуальная недалекость, но
в целом по жизни такой человек к себе не присматри-
вается («Не люблю я эти копания!»), плохо знает свои
черты и особенности, не прислушивается к своей ин-
туиции, игнорирует свои чувства. В конкретной ситуа-
ции не заметит свою усталость, не увидит или не захо-
чет признавать свою раздражительность, не признает
свою некомпетентность... В учебе такой человек свои
слабые места не видит, своих недостатков не чувствует,
соответственно не ставит перед собой никаких учебных
задач: «У меня все нормально!»
· Возможно, Человек «Нет проблем» живет действительно
без проблем. К сожалению, слишком много проблем
возникает у тех, кто с таким человеком имеет дело.
50 Как учить себя успеху


Золотая середина или, точнее, здоровая реалистичная
позиция состоит в том, что человек смотрит на себя со
стороны, как на любого другого человека. И с этой,
сторонней позиции внимательно и доброжелательно
изучает себя, присматривается к себе в разных ситуа-
циях: с поддерживающей улыбкой, спокойно фиксируя
как свои ошибки, так и достижения. Веря в мудрость
внутреннего голоса, он прислушивается в первую оче-
редь к счастливым предзнаменованиям, легко готов от-
кликнуться на собственный энтузиазм, а хорошо зная
свои и сильные, и слабые стороны, всегда готов учиться.
· Особенно когда хорошо понимает — для чего конкретно.
Контрольный вопрос: сколько людей из десяти, знаю-
щих вас, назовут вас в отношении этого пункта — Зо-
лотой серединой? Если вы хотите настоящего успеха,
вас должен устроить только один результат — десять
из десяти. Универсальный бизнесмен этого результата
обязательно добьется: если не сразу, то некоторое вре-
мя спустя.
· Ведь вам это нужно? Значит, вы это сделаете.
Далее. Чтобы эффективно двигаться вперед, надо хоро-
шо представлять себе, куда и зачем ты идешь.
«Ежик в тумане» — это типаж, который не удосу-
жился (или боится) заглядывать вперед, живет только
сегодняшним днем, а то и минутой, соответственно не
имеет четкого видения своих целей и не знает, куда ему
двигаться. Именно поэтому его так трудно всерьез за-
мотивировать: крючок мотивации цепляет только за что-
то прочное, а за что можно зацепиться в тумане?
Другая крайность — «Вечный мечтатель». Он всегда
впереди, в прекрасном будущем, среди почти реальных
51


проектов, проблема которых только в том, что совер-
шенно нет времени хоть один из них реализовать:
столько новых планов! Чем больше строится «воздуш-
ных замков», тем меньше оказывается реальных дейст-
вий.
· Насколько вы соответствуете Золотой середине, опреде-
лите вначале самостоятельно. После этого — сравните
свою оценку с оценками людей, вас знающих.
Родной российским просторам типаж «Ой, не знаю»
хорошо выучил только беспомощное выражение лица
и знает только, как громко взывать о помощи: «Помоги-
те! Объясните!»
· Немощное ожидание помощи не путайте с квалифициро-
ванным запросом о помощи — инициативой сильных
и ответственных людей.
«Ой, не знаю» топчется на месте предельно логично:
ведь, чтобы двигаться вперед, нужны средства, а чтобы
приобрести средства, нужны они же… Вот видите, ка-
кой замкнутый круг, ничего нельзя поделать!
«Барахольщик» — это коллекционер передовых мето-
дик. Например, вы хорошо знаете свою цель: нужно ос-
вободиться от зажатости, научиться расслабляться. Во-
прос: каким путем пойти, какими методиками восполь-
зоваться? Если вы попробуете пару-тройку различных
приемов, чтобы подобрать то, что подходит лично вам,
и, не выпендриваясь, в стандартном варианте овладеете
классическим аутотренингом за два обычных месяца, —
вы мудры. Вы эффективны, но для «Барахольщика» это
слишком приземленно. Он будет годами ездить по про-
двинутым семинарам, изучая «Ключ» Х.Алиева, погру-
жаясь в могучий ребефинг по С.Всехсвятскому, прони-
каясь глубиной холотропного дыхания от С.Грофа
52 Как учить себя успеху


и примеривая трансы недирективного гипноза М.Эрик-
сона…
· И оставаясь таким же зажатым, как и был, поскольку
серьезно так ни на чем и не остановился.
«Барахольщик» чрезмерно увлекается сбором техник
и методик, в результате теряя цель и смысл деятельно-
сти.

***
Хорошо, Неудачника мы знаем в лицо. А каков портрет
Победителя?
· Ниже он будет достаточно подробно представлен, однако
в общих чертах вы можете познакомиться достаточно
близко уже сейчас. Оторвитесь от текста, поднимитесь
и посмотрите в зеркало. Вы себе уже нравитесь?


Умение учиться и этапы нормального обучения
Среди разных дел, которые практикует универсальный
бизнесмен, особое место занимает бизнес под названи-
ем «повышение личной и деловой квалификации», или,
проще, умение учиться: учить себя.
· Это в малой степени связано с успехами в школе: в шко-
ле учили вас. В жизни же более эффективен тот, кто
умеет учить себя сам. Насколько вы владеете этим уме-
нием?

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>