<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Собственному обучению можно и нужно учиться, как
и любому другому делу, и, если вы этот навык приобре-
ли, освоение любого нового дела (будь то пользование
Word`ом, вождение автомобиля или руководство кол-
лективом) станет для вас если не легким, то, по край-
ней мере, чем-то понятным и предсказуемым.
53


Основное правило, которое вам нужно знать как прак-
тику:

Всякое вновь формируемое умение
вначале существует в развернутом и осо-
знаваемом виде, только позже, после
отработки, сворачиваясь и уходя из поля
сознания.

Это можно сформулировать и сильнее:

Умение будет тем лучше сформировано,
чем лучше оно было развернуто и осо-
знано на этапе формирования и лучше
свернуто на этапе отработки.

Если вы видите, как кто-то нечто очевидно сложное де-
лает легко, одним движением и в одно мгновение,
не торопитесь повторить это в том же стиле — зачем
вам ненужные разочарования? Вместо этого попросите
сделать это еще раз медленно, разложите сложный
процесс на шаги и детали, поймите внутренний план
(рисунок, замысел) и выполните по шагам, максимально
осознавая каждую деталь. Получите удовольствие от
качественного, точного и осознанного выполнения каж-
дой детали. И только потом потренируйте скорость, до-
ведя технику до автоматизма.
· Вот так. А если поторопитесь на этапе понимания и раз-
борки, будете позже годами спотыкаться о собственные
непонятки.
Основные этапы обучения новому навыку можно хоро-
шо описать, рассматривая степень осознанности вы-
полнения действия и компетентность (успешность его
54 Как учить себя успеху


выполнения). Скомбинировав оси осознанности и ком-
петентности, легко выделить четыре состояния:
u неосознанная некомпетентность,
u осознанная некомпетентность,
u осознанная компетентность,
u неосознаваемая (бессознательная)
компетентность.
Так вот, это не просто состояния, а еще и обязательная
их последовательность. Смотри схему:




Круговая стрелка в середине показывает последова-
тельность смены этих состояний в процессе успешного
обучения. Более подробно типичную последователь-
ность этапов и фаз (уровней), сопровождающую овла-
дение любым новым навыком, мы покажем на примере
55


развития компетентности в общении, точнее, на приме-
ре овладения умением конструктивного слушания или,
в образной формулировке, в овладении «Тотальным
ДА»1.
В чем состоит конструктивное слушание? Используя
эту технику, вы не тратите время на лишние препира-
тельства и, легко соглашаясь по мелочам, обсуждаете
вещи только главные. Вы принимаете, что собесед-
ник — не враг и не дурак, что в его словах есть ка-
кой-то здравый смысл и вы готовы его слышать. Вы го-
ворите в первую очередь: «Да» — всему, с чем согла-
ситься возможно, и именно поэтому конструктивное
слушание по-другому называют техникой «Тотального
ДА». Играть на «ДА» не значит соглашаться со всеми
и во всем, это значит, держа свой курс, опираться на ра-
зумное в словах окружающих. Это универсальная смаз-
ка, которая помогает собеседникам достичь своих целей
самым безболезненным (для обеих сторон) способом.

Овладение «Тотальным ДА»:
навыки конструктивного слушания
Итак, исходное состояние, исходный уровень в от-
ношении конструктивного слушания, это, естественно,
неосознанная некомпетентность. Не задумываясь
о стиле своего общения и не слыша себя, большинство


1 «Компетентность в общении» — понятие лукавое. Успешное об-
щение состоит из многих десятков составляющих, причем список
этих составляющих меняется от ситуации к ситуации, и о компе-
тенции всерьез можно говорить только относительно какого-то
конкретного умения или группы умений и только в определенной
области. Умение конструктивного слушания, впрочем, среди всех
коммуникативных умений занимает особое, почетное место.
56 Как учить себя успеху


людей привычно некает, даже в согласии из них выле-
тает «Не, ты прав», а способность возразить обычно на
порядок опережает способность понять и согласиться;
впрочем, от этой неспособности слышать другого мало
кто страдает ровно потому, что о возможности другого
стиля общения люди попросту не догадываются.
· Или необходимость его — не понимают. «Нет, а что, я со
всеми должен соглашаться? Что за бред!» И привычно,
не утруждая извилин, народ бодается налево и направо.
Человек в общении некомпетентен, но этого не осозна-
ет. Человек возражающий похож на трактор с широким
зацепистым плугом: трактор прет, задевая сарафаном
плуга все подряд коряги и зарываясь по уши во все ка-
навы. Есть дорога рядом, но дикий водитель, похоже, не
ищет легких путей.
Если рассматривать состояние неосознанной некомпе-
тентности внимательнее, то внутри его можно разли-
чить свои этапы. Совсем вначале свое коммуникативно-
дикое состояние человек не видит и проблемы не пони-
мает — хотя бы за счет того, что возникающие в своей
жизни проблемы он полностью списывает на окружаю-
щих: «Уроды!»
· А он здесь ни при чем…
Позже, на следующем этапе, у него все-таки возникает
ощущение, что он здесь все-таки — при чем. Осознан-
ностью это назвать трудно, но появляется интерес в эту
сторону думать. С человеком на эту тему уже можно
разговаривать.
· Задача читающего эти строки — в этом пункте спросить
себя: «А в чем я — такой же дикий? Чего я еще не умею,
ответственность за что сбрасываю на окружающих?»
57


Следующая фаза, второй уровень в выработке нужного
умения — осознанная некомпетентность. Например,
почитав соответствующую литературу и пообщавшись
с умными людьми, вы свою колючесть разглядели
и свою привычку возражать замечаете: впрочем, гораздо
легче на первом этапе замечаются ошибки чужие. «Да
нет, послушай…» «Нет, ты прав…» «Нет, конечно…»
· Когда чужое «нет» начнет вам резать слух, поздравьте
себя: это проблема только психологически продвинутых
людей!
Способность замечать свои собственные ошибки выра-
батывается обычно позже, и многие на этом этапе на-
чинают серьезно напрягаться: действительно, раньше
свои «нетки» вы не замечали (замечали редко) и бесе-
довали расслабленно, теперь каждое ваше «Нет» бьет
вам по ушам и сбивает с темы.
· Вы не стали возражать реже — но гораздо чаще стали
это замечать.
На самом же деле переживать тут оснований нет, на-
против, можете за себя порадоваться: вы уже серьезно
знаете, чему вам нужно учиться.
Третий уровень — осознанная компетентность. Вы
уже привыкли слушать свою речь и строите ее, внима-
тельно отслеживая свои внешние и внутренние «Да»,
однако на первом этапе эти успехи «уравновешиваются»
серьезными минусами. Во-первых, это неестественность
речи. Думающий над каждым своим словом человек бе-
седует очень правильно, даже слишком правильно, что
создает не очень естественное впечатление, кроме того,
часто приходится делать паузы и зависать, прежде чем
находится нужное позитивное продолжение. Вы говори-
58 Как учить себя успеху


те фразы правильные, но с задержкой и производите
впечатление «тормознутого».
· «У тебя это не выйдет!» — «…Верно, мне очень пригодит-
ся твоя помощь. Я смогу на нее рассчитывать?»
Дополнительная трудность еще и в том, что, если по-
стоянно думаешь, как ответить правильно, ни на что
другое ни ума, ни внимания не хватает. Именно поэтому
иногда отрабатываемый, слишком энергоемкий, навык
имеет смысл отключить и общаться естественно, так,
как вы умеете наилучшим образом. Не каждый собе-
седник готов вам простить, когда вы не самым уклюжим
образом отрабатываете на нем новые навыки и приемы.
· Есть время учиться, а есть — работать. То есть получать
прямые, а не только будущие результаты.
Впрочем, эти трудности характерны только для началь-
ного этапа уровня осознанной компетентности, на за-
ключительном этапе слова уже подбираются легко,
и, хотя внимание еще занято построением правильных
фраз, его вполне хватает и на общее схватывание си-
туации, и на считывание подтекста, и на милые улыбки.
Особенно выручают уже наработанные к этому времени
полезные шаблоны, помогающие в типовых ситуациях
реагировать, практически не задумываясь:
– Вы выходите?
– Я вас пропущу!
– Это «Витязь»?
– Вы ошиблись номером.
– Закурить есть?
– Бросил!
59


Четвертый этап — неосознанная компетентность.
Это то, к чему стремитесь. Когда культура общения
в вас уже «встроилась», вы ведете разговор легко и без
задержек, думаете уже не о формулировках, а о деле
и смотрите на собеседника, а не в себя. Речь вообще
перестала вас занимать, вы обращаете на нее внимания
не больше, чем на собственное дыхание или «пододви-
нуть стул».
· Действительно, вот во время еды вы попадаете себе
ложкой в рот, не задумываясь над тем, под каким углом
держать этот столовый инструмент…
И если на первом этапе этого уже мастерского общения
вы говорите еще несколько формализованно, то в конце
концов к вам возвращается изначальная свобода и озор-
ство, вы снова разрешаете себе говорить «Нет», но это
происходит настолько изящно, настолько на другом
уровне, что только подчеркивает естественность вашего
понимания и поддержки собеседника.


Есть еще высшее проявление: неосознанная ком-
петентность с возможностью объяснить техноло-
гию. Это позволяет почти мгновенно менять при-
вычное действие в изменившейся ситуации. Плюс
учить других.


Кроме того, со временем и опытом расширяется веер
направлений использования этого приема. «Тотальное
ДА» в руках универсального бизнесмена оказывается не
только способом понимания партнера, но и способом
формирования ситуации, средством максимально эф-
фективного продавливания своей позиции, когда это
действительно необходимо. Сильный руководитель уме-
60 Как учить себя успеху


ет всегда так согласиться с вами, что нужное ему мне-
ние в вас формируется автоматически. Когда таким ру-
ководителем становитесь вы, ваше «тотальное ДА» ра-
ботает на вас в качестве секретной смазки, позволяю-
щей без скрипа сдвигать позицию собеседника.

Резюме

Любое новое дело, пока вы его не
освоили, кажется длинным, страшным
и противным.
Начиная учить себя новому и лучшему, на
некоторое время разучиваешься делать
по-старому и поэтому делаешь все только
хуже.
Новое умение будет тем лучше сфор-
мировано, чем лучше оно было развер-
нуто и осознано на этапе формирования
и лучше свернуто на этапе отработки.
Хорошо освоив новое дело, начинаешь
удивляться всем окружающим: почему же
они не пользуются этим, таким простым
и полезным, навыком?
ВЗГЛЯД
РУКОВОДИТЕЛЯ
Взгляд руководителя



Взгляд человека есть продолжение
движения его рук.
Ну и руки у вас…

Каждый из нас как-то и очень по-своему видит ситуа-
цию, но тот способ видения, который может позволить
себе раздраженный подросток или унылая секретарша,
не годится для успешного человека ни в деловых, ни
в личных отношениях. Обычный, лично-субъективный
взгляд на ситуацию позволяет увидеть ее достаточно
узко и с большим количеством неизбежных искажений.
А вам надо видеть происходящее — широко, объемно
и по возможности объективно. Надо. А возможно ли
это? Вполне.
Для этого, прежде всего, необходимо выработать навык
спокойного присутствия.

Спокойное присутствие

Спокойное присутствие — это взгляд на ситуацию,
очищенный от эмоций, амбиций, пристрастий, игр, ска-
зок и театров.
Мы редко воспринимаем людей как реальных людей.
Кого-то мы воспринимаем как Высокое Начальство, ко-
64 Взгляд руководителя


го-то — как Мелкую Сошку, в той видим Недоступную
Красавицу, в том — Опасного Соперника. А реальных
людей за этими масками и шаблонами восприятия, лю-
дей со своей усталостью и проблемами, со своими на-
деждами и интересами— нет, не видим…
Нормального человека достаточно немного разозлить,
чтобы он уже слышал то, что слышать заранее готов
(«это наглое вранье»), и видел не реально присутст-
вующего перед ним человека, а очень искаженный его
образ («издевательские ухмылки подлого негодяя»).
С другой стороны, человека достаточно очаровать, ув-
лечь, и он в своем воображении уже строит прекрасные
воздушные замки, веря в картинку просто потому, что
в нее верить хочется.
А начинается все с того, что обычные взрослые люди
не разрешают себе смотреть на человека прямо и при
любой возможности отводят взгляд, прячутся за разные
выражения лица, демонстрируя, например, интерес или
доброжелательность. Сильно заботясь вроде бы о смыс-
ле и погружаясь в речь, мы можем оправданно отводить
взгляд и отслеживать не столько лицо партнера, сколь-
ко изображаемые им эмоциональные знаки, а в резуль-
тате, общаясь как будто бы адекватно, мы человека
в упор не видим. Он творит представление свое,
я отыгрываю спектакль свой, и главная наша задача —
не мешать друг другу взглядами…
Другое дело — спокойное присутствие: вы видите того,
кто сейчас перед вами, и слышите именно то, что он
говорит.
· Даже повторить можете. Проверьте, кто из ваших со-
трудников этим навыком владеет?
65


Когда вы в спокойном присутствии, у вас предельно реа-
листичное восприятие: что есть, то есть. Не только
в ситуации общения, вы в любой ситуации видите то, что
перед вами, слышите то, что действительно говорится,
и ощущаете то, что происходит вокруг вас и с вами. Ва-
ше сознание — как ровная водная гладь, без всяких ис-
кажений отражающая своей поверхностью то, что в ней
отражается: белые облака, небо, берег, лица людей…
Не верьте сказкам эзотерической литературы, что такое
восприятие мира доступно только избранным, достиг-
шим высокого просветления: палки буддийских монахов
отнюдь не волшебные палочки. Да, большинство людей
к такому восприятию не склонны, однако многие нор-
мальные, успешные по жизни люди вполне овладевают
этим навыком без всякого специального обучения сти-
хийным, естественным образом. Если вы поможете себе
качественным тренингом, вам для выработки такого
восприятия жизненных ситуаций будет достаточно не-
скольких месяцев.
Итак, базовое упражнение по выработке навыка спо-
койного присутствия состоит в том, что вы с партнером
встаете друг против друга на расстоянии около полу-
метра и смотрите друг на друга.



Наверное, не помешало бы объяснение, как такую
ситуацию себе устроить. То ли записаться куда-то,
то ли дать книгу другу и предложить, чтобы он
нашел, в чем вы книге не соответствуете, — на
это клюет почти любой! — после чего уже не-
сложно организовать с ним партнерскую работу.
А то нормальная реакция: «Я что, дурак — в гля-
66 Взгляд руководителя


делки играть?» Или: «Это классно — но это если
была бы группа…» Во всяком случае, 99% чита-
телей НЕ БУДУТ ТРЕНИРОВАТЬСЯ, просто про-
чтя метод. Некоторым помогло бы ваше «разре-
шение» найти себе спарринг-партнера. Вообще,
я не устаю удивляться, как часто, чтобы решить
проблему человека, ему надо просто разрешить
что-то сделать. А если уж разрешение исходит от
Авторитета…


Как? Главные требования:
u Пребывать в полном безмолвии и покое, не до-
пуская никаких ни душевных, ни физических
движений. Сбоем считаются почесывания, пере-
движения тела, подергивания, прикрывания глаз
и любые другие мелочи. Единственное, что не
считается сбоем, — это обычное моргание.
u Особое внимание лицу: ничего лицом не делать.
Не представлять, не делать глаза, не хмыкать, не
смущаться, снять с лица все «выражения». Быть
открытым и без защит, просто — присутствовать.
u Вниманием из ситуации не улетать. Быть именно
здесь и сейчас, присутствовать.
u Не напрягаться и не играть в гляделки «кто кого
переглядит»: следует смотреть прямым, но нена-
пряженным взглядом, воспринимая все лицо
в целом.
Вы просто глядите в лицо другому человеку, видя его
глаза (реальные, такого-то цвета, с морщинками),
и продолжаете смотреть на то, что перед вами.
67


Начнете делать — почувствуете, что это, казалось бы,
элементарное упражнение, на самом деле не такое
и простое: внимание плывет, плечи чешутся, глаза сле-
зятся, а потом пробивает нервный смех.
· Засмеялись — не прерывайте на этом упражнение,
а продолжайте его, относясь со спокойным присутствием
к самому факту смеха. Присутствуйте при собственном
смехе, учась быть в стороне от него и восстанавливая
спокойствие.
Спокойное присутствие — это взгляд душевно здорово-

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>