<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

го и одновременно взгляд сильного человека. Так смот-
рят здоровые и уверенные в себе дети, пока им взрос-
лые не объяснят, что так смотреть не принято, и так
смотрят руководители, когда в духе и «на коне».
Время тренировки — начинать с двух минут и в отсут-
ствие посторонних, позже можно и нужно усложнять
ситуацию. Отработайте спокойное присутствие, когда
человек вам улыбается… строит рожи… вас дразнит…
оскорбляет… дотрагивается до вас… Используя вначале
учебную, а позже естественную аудиторию, научитесь
спокойному присутствию уже не перед одним челове-
ком, а перед группой: внимательно молчащей, или безу-
держно веселой, или агрессивно настроенной и крича-
щей. Если вы не ниндзя, вам нет нужды отрабатывать
спокойное присутствие к ощущению адской боли или
к черноте бездонной пропасти: оставаясь в кругу реали-
стичных задач, отработку упражнения можно закончить
спокойным присутствием в рабоче-стрессовой ситуации
при необходимости срочного и энергичного реагирова-
ния.
· Ваш стиль: самое энергичное и точное реагирование на
фоне внутренне предельно спокойного, прозрачного
и незамутненного восприятия.
68 Взгляд руководителя



Объемное видение

«Карта не равна территории» — этот прекрасный и ем-
кий афоризм, известный ныне как флаг НЛП1, на самом
деле принадлежит Карлу Роджерсу, основателю гумани-
стического подхода в психологии2. Спасибо одному за
авторство, другим за рекламную работу, задача же
практика — пользоваться такими удачными формули-
ровками и, в данном случае, всегда помнить об ограни-
ченности и узости нашего субъективного взгляда на си-
туацию.
Что же поможет нам сделать наше видение ситуации
более широким, более объемным и, в этом смысле, бо-
лее объективным? Ответ подсказывает практика звуко-
записи: чтобы плоское монозвучание сделать стереофо-
ническим, звук записывают с разных микрофонов
и воспроизводят несколькими динамиками. Так же
и здесь: рассмотрение (а позже — воспроизведение)
ситуации с разных точек зрения и дает увеличение объ-
емности и глубины видения.
· Взгляд одного человека — просто его мнение, точка
зрения группы — уже их правда, согласованное в культу-
ре видение многих поколений — объективная реаль-
ность…


1 Нейролингвистическое программирование (основатели Гриндер
и Бэндлер, США), раскрученное в первую очередь в России психоло-
гическое направление, собравшее от разных авторов и подходов, но
под одним языком и маркой наиболее эффективные техники психо-
терапевтической работы. Позднее успешно расширилось в область
организации личной деятельности и решения проблем.
2 Хрестоматия по гуманистической психотерапии. — М.: Институт
общегуманитарных исследований, 1995. С. 24.
69




Основные позиции, с которых вы должны научиться ви-
деть, воспринимать любую ситуацию, это:

u Я,
u Другой,
u Сторонний наблюдатель,
u Система (Мир, Семья, Работа, Дом, etc…).

Личный взгляд
За столом сидело семеро детей, и милая воспитатель-
ница, держа в руках тарелку, с ложки давала им пробо-
вать сладкую кашу. «Какая каша? Сладкая?» — каждый
раз спрашивала она, и каждый ребенок с предельно до-
вольной физиономией выговаривал: «Каша сладкая!» Да,
каша была сладкой, но последнему ребенку воспита-
тельница зачерпнула каши с того единственного места
тарелки, где каша была горькой от соли. Итак, тем же
жестом, той же ложкой она зачерпнула ему каши, ре-
бенок потянулся к ложечке и сжевал ее себе в рот…
«Каша сладкая?» — тем же милым голосом спросила
воспитательница. С ребенка сошло лицо, читалась толь-
ко полная внутренняя растерянность, но рот его, сглот-
нув, ответил: «Каша сладкая!» И видно было, что это не
то же самое, что трусость или хитрость. Трусливый
и хитрый ребенок — это другое: он знает, что каша
горькая, но говорит вслух нужное, чтобы не иметь не-
нужных разбирательств. Этот же внутренне растерял
себя. Он в тот момент потерял свой личный взгляд
и чувствовал то, что от него хотят, а не свою правду.
70 Взгляд руководителя


Многие люди живут так же. Они живут так, потому что
от них этого ждут, делают то, что требуется, про-
водят время так, как принято, встречаются с теми,
с кем повелось, и возвращаются в ту семью, которая
сложилась. Они проживают жизнь — не свою, и не на-
до удивляться, что при малейшей возможности из этой
жизни смотаться они этот шанс используют, как бы он
ни назывался: рыбалка, компьютерные игры, казино или
алкоголизм. Им неинтересно жить, потому что они по-
теряли свой личный взгляд.
А сильный (внутренне сильный!) человек выделяется
в первую очередь наличием своего взгляда. Если вы —
сильный человек, вы знаете свою правоту. Вы знаете
свою силу. Вы знаете, что вам надо. Вы верите тому,
что видите сами. Вы будете делать свой бизнес, потому
что именно он вас привлекает. Вы будете жить с той
женщиной, которая нужна вам, — и вы ощущаете это
каждый раз всем своим телом. Как бы вы ни уважали
своих друзей, вы
сами знаете, что
для вас интересно,
а что — глупо, и
уйдете из компа-
нии, которая вам
сейчас не нужна.
Имея свой взгляд, вы думаете и принимаете самостоя-
тельные решения. Маленький человек не думает — ду-
мать он не умеет и боится, вместо этого он «знает»: по
сути, просто вспоминает и воспроизводит то, что когда-
то сказали ему Большие люди. Только человек, имею-
щий свой личный взгляд, может по-настоящему ду-
мать. Авторитеты для него — это не боги, которые
71


знают истину и запрещают думать по-своему, а другие
интересные и сильные люди, к которым часто стоит
прислушиваться.
С интересом и уважением слушая других, сильный че-
ловек удерживает свой взгляд на ситуацию и поэтому
всегда чувствует свою правоту. Маленький человек все-
гда знает, что правота — не у него. Он может даже
громко кричать, настаивать на своем мнении, но внутри
себя он знает: его мнение ничего не стоит. Он не имеет
своего взгляда.
Как вырабатывать свой, личный взгляд на происходя-
щее? Личный взгляд начинается с личной позиции, так
же как в боевых единоборствах эффективный удар на-
чинается с надежной боевой стойки. Позиция — это те
крепкие знания, которые стоят за вами, то, на что вы
опираетесь, это место, откуда вы смотрите.
· «Моя позиция состоит в том…»
Ценности и интересы — это куда вы устремлены, куда
вы пробиваетесь, это ваши противники или ваши глав-
ные награды. Это ваш вектор силы.
· «За это я готов биться…»
А ваш личный взгляд — это то, что вы видите в кон-
кретной ситуации из своей позиции в направлении сво-
их ценностей.
· «Я против. Мне надо! Я хочу!»
Чтобы выработать личный взгляд, в первую очередь
нужно знать и помнить свои интересы. Для этого, ни
много ни мало, среди множества самых разных привле-
кательных для вас вещей необходимо определить то,
что вам по-настоящему важно, и после этого каждый
раз, в каждой ситуации себе это — напоминать.
72 Взгляд руководителя


Одно из сильнейших упражнений, которое из просто
успешного человека делает настоящего лидера, это за-
давание себе постоянного вопроса:
«Что сейчас, здесь, в этой ситуации я хочу? Дей-
ствительно хочу?»
· Я хочу сейчас сидеть или стоять? Что я хочу сейчас, во
время этого телефонного разговора? Есть ли смысл мне
об этом спорить? Что я хочу есть, сидя за этим столом?
Кто из этих людей в этой компании мне действительно
нужен? Мне действительно интересно это предложение?
Куда я хочу повернуть эту тему? Эта шутка для меня
правда смешна?
Разработанные в Синтез-технологии, этот прием и эта
сильная техника получили название «Непрерывное
желание».
Естественно, не на всех своих желаниях стоит катего-
рически настаивать и требовать их удовлетворять сразу
все, вот прямо здесь и сейчас, но только тогда, когда вы
их будете знать и начнете чувствовать, когда они будут
уже просвечиваться сквозь вас, окружающие действи-
тельно почувствуют вашу личную силу.
· Итак, какое задание вы поставите себе на завтра? Или
на сегодня? А что вы действительно сейчас хотите?




Минута на размышление… Ваше решение?
73




Взгляд со стороны Другого
Если и существует секрет жизнен-
ного успеха, то он сводится к одно-
му: к умению поставить себя на ме-
сто другого.
Генри Форд

Если личный взгляд — это первая позиция восприятия,
то вторая позиция — это взгляд со стороны Другого.
Вы можете быть предельно уверены в правильности
своего взгляда и своего понимания происходящего, но
это совершенно не значит, что эту ситуацию так же ви-
дит и понимает другой. А как бы сильно вы ни продви-
гали свое видение ситуации, без представления, как эту
же ситуацию видят окружающие и ваш конкретный
партнер, вы будете неэффективны.
· И в результате вместо «Другого» почему-то выходит «Чу-
жой»: тот самый жуткий и непонятный монстр из попу-
лярного фантастического фильма.
Умение и привычка видеть ситуацию со стороны Друго-
го есть такое же обязательное и естественное для дело-
вого человека умение, как умение пользоваться авто-
ручкой или компьютером.
В споре, кроме правоты своей, это умение помогает
увидеть правоту собеседника, и вместо того, чтобы тупо
упираться, вы мо-
жете его сильные
стороны использо-
вать в своих инте-
ресах. Если вы на-
ходитесь в конку-
рентных отноше-
74 Взгляд руководителя


ниях, то, имея необходимую информацию, вы сможете
предугадать направление ударов и заранее выставить
необходимую защиту. Если же возможно сотрудничест-
во, то понимание интересов другой стороны даст вам
возможность интересы свои и партнера успешно соеди-
нить.
· Вы помните: «Лучшая сделка та, в которой учтены инте-
ресы обеих сторон».
Кроме того, если вы можете понять и почувствовать,
чего опасается партнер, вы можете при необходимости
его успокоить и поддержать, а в каком-то другом слу-
чае, напротив, на этих тревогах сыграть и подтолкнуть
к нужным решениям. В конфликте понимание партнера
дает возможность отмечать не только моменты, когда
обидно наезжают на вас, но и когда вы допускаете ана-
логичные наезды на другую сторону. Поставив себя на
место Другого, вы поймете, как в некоторых случаях
вас трудно простить, и увидите, как глупо с вашей сто-
роны так долго дуться.
· Мотивирование завершено. Переходим к этапу работы:
«Как это сделать?»
Итак, какие же техники помогают освоить умение вос-
принимать ситуацию глазами Другого? Основными яв-
ляются техника «моделирование реакции» и «вчув-
ствование» («впрыгивание»).
Техника «моделирование реакции» предлагает по-
ставить себя на место собеседника (хотя бы мысленно)
и посмотреть на происходящее его глазами. А для этого
достаточно только немного задуматься. Действительно,
многие вещи оказывается возможным понять с помо-
щью одной только головы, только задумавшись о том,
чем представляется для другого человека та или иная
75


ситуация, что ему важно, чего он боится и чего добива-
ется и соответственно как он будет реагировать на те
или другие наши действия или слова, обращенные
к нему. «Моделирование реакций» и заключается в том,
что вы задаете интересующие вас вопросы и сами же,
ставя себя на место того человека, ищете на них ответы.
Например:
– Мне сейчас хочется поделиться своим. А что ин-
тересно ему?
· Как правило, после этого вопроса самому себе вы начи-
наете слушать то, чем с воодушевлением хочет поде-
литься с вами собеседник.
Или:
– Нужны ли партнеру мои оправдания?
· М-да. Похоже, что нет. Хорошо, оправдываться прекра-
щаем.
А также:
– Как он воспримет эту критику: как помощь или
нападение?
· Если как обычно — то как нападение. А тогда от критики
никакой пользы, кроме вреда, не будет. Понял, вычерки-
ваем.
Вместо распространенных в жизни размышлений (а по
сути, настаиваний) «как он реагировать ДОЛЖЕН» мо-
делирование реакций предлагает исходить из реально-
сти: как он реагировать скорее всего БУДЕТ. Критику
люди воспринимать, может быть, и должны, но реаги-
руют они на нее, как правило, наоборот — протестно.
Моделирование реакций возвращает нас к реальности.
76 Взгляд руководителя


Техника «моделирование реакции» настолько проста
и эффективна, что все, кто ею воспользовался хоть раз,
практикуют ею после этого постоянно, используя уже
не как специальную технику, а как нечто само собой
разумеющееся и, по сути, интуитивно. Это совершенно
нормально, главное, чтобы все нужные вопросы самому
себе были вовремя заданы.
С другой стороны, при всех своих плюсах эта техника
имеет и свои ограничения, поскольку с ее помощью
удается предсказать только типичные реакции в типо-
вых ситуациях. Как только ситуация поворачивается
неожиданным боком или человек оказывается в слож-
ных чувствах (или просто нам плохо знаком), одного
только моделирования реакций оказывается недостаточ-
но. Что тогда может помочь?
Первое: специальная литература по акцентуациям
личности, соционике и типоведению. Наука довольно
громоздкая, но если в вашу голову влезет, то польза
будет большая.
· Посмотрите список рекомендованной литературы.
Второе: умение считывать невербальные сигналы,
определять состояние человека и соответственно его
отношение к происходящему по непроизвольным им-
пульсам его тела, движению его глаз, выражению лица
и жестам. Жутко любопытная и полезная вещь, литера-
туры также немало, но не все разглядите, не всегда
расшифруете и снова — сильно забивается голова.
Универсальный бизнесмен ценит свою голову, но он
знает и другие свои возможности, развивая, в частно-
сти, в себе умение непосредственно, телесно чувствово-
77


вать состояние другого человека. В Синтез-технологии
эта техника называется «вчувствованием»1.
· Впрочем, многие практики, отмечая в этой технике мгно-
венность прихода нужной информации, вместо длинного
«вчувствование» говорят ярче: «впрыгивание».
Самое главное: это работает и этому можно научиться.
Полезным подготовительным упражнением для освое-
ния «вчувствования» являются отзеркаливание выраже-
ния лица собеседника, подстройка по телу (позе, жес-
там, дыханию и ритмам) и копирование походок.
· Подробнее смотри об этом ниже, в разделе «Установле-
ние первоначального контакта».
Что касается собственно техники «вчувствования», то
в ней работают не только ваши умные глаза, но и вся
тонкая чувствительность вашего тела. Эта техника ос-
новывается на том, что человек воспринимает происхо-
дящее не только глазами и, шире, органами восприятия,
но и всеми своими чувствами, пронося через доверие
или сомнение, окрашивая радостью или тревогой, про-
живает происходящее всем своим телом. И самое точ-
ное понимание того, как Другой видит и переживает
происходящее, возможно тогда, когда вам удается ощу-
тить его переживания через свое тело, напитать свои
чувства.
· Как правило, этим путем в понимании окружающих поль-
зуются дети и женщины, и именно они, далеко не всегда
умея облечь свои ощущения в слова, по факту оказыва-
ются самыми тонкими психологами.


1 Эмпатия, или вчувствование, — способность чувствовать эмо-
циональное состояние другого человека и активно выражать это
свое понимание. Эффективно практикуется в процессе грамотного
слушания.
78 Взгляд руководителя


Если этой техникой вы еще не владеете, то можете се-
бя поздравить: у вас впереди ценное приобретение.
Упражнение «вчувствование» выполняется вдвоем
с партнером, делать его можно стоя, можно сидя. Дайте
друг другу руки, и пусть все ваше внимание будет на
этих руках. Ваша задача почувствовать реальность
и жизнь этих рук, ощутить, как можно жить с такими
руками. Если бы эти руки были твои, как бы ты чувст-
вовал себя? Попробуйте представить, что эти руки
близки тебе, что они твое продолжение: твоя рука от
локтя продолжается к кисти, ты втекаешь в эту руку
дальше и дальше. Ты продолжаешься в этом человеке.
Это тоже твои пальцы, твои руки. Тело этого человека
становится твоим телом. У тебя вот этот нос, эти губы.
На твой голове вот эта прическа, вот так моргают твои
глаза, у тебя вот такие уши, а лоб у тебя привычно со-
бирается в такие морщинки. Вот это твои плечи и это
твоя грудь, ты ее такую носишь и сейчас ты ею ды-
шишь — именно так… Ты каждое утро просыпаешься
с этим лицом и телом, с ним ты выходишь на улицу,
с таким выражением лица встречаешь людей, и это
происходит каждый день…
· Встряхнитесь… Возвращайтесь в себя: на самом деле вы
здесь, в своем теле, а не там.
Для кого-то это упражнение изначально оказывается
естественным и несложным, большинство же осваивает
его не сразу. Вначале, чтобы физически ощутить реаль-
ность пребывания в теле партнера, вам будет требо-
ваться, как минимум, несколько минут и почти обяза-
тельным оказывается физическое воспроизведение вы-
ражения лица партнера, повторение его позы и воспро-
изведение его жестов. Так же, вначале, ощущение по-
79


гружения еще нестабильно, иногда возникают трудно-
сти и прямой протест против погружения в людей вам
неприятных или сильно на вас непохожих. Позже, с от-

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>