<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Далее: как человеку понимающему, ему совсем нетруд-
но взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая
позиция), которой жить не на что, а здоровье совсем
никуда.
91


Более того, если вы на эту ситуацию увольнения по-
смотрите просто со стороны (третья позиция), то уви-
дите ситуацию очевидно некрасивую. Вы увидите, как
стоит и плачет старая больная женщина, просит ее по-
жалеть и не выкидывать на улицу, за столом перед ней
сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушев-
ные слова, возможно и вежливые, но от которых она
сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно,
что с его стороны это достаточно жестоко.
Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит
с точки зрения нормального производственного процес-
са на фирме, выпускающей элитную женскую космети-
ку (четвертая позиция восприятия)? Очевидно, что
это просто выполнение текущих обязанностей руко-
водителя, заботящегося о деле.
92 Взгляд руководителя


Практикум
Чтобы отработать умение свободных позиционных пере-
ходов, вам предлагается упражнение «Ты — Мы —
Он», разработанное в Синтез-технологии: каждый день,
когда позволяет ситуация, нужно говорить о себе
в ином лице и числе. В качестве подсказок вам дается
текст, который вы должны продолжить, основываясь
уже на собственном опыте. Итак,
Когда ты говоришь о себе во втором лице единст-
венного числа, то уже со второй фразы ты чувствуешь
полное превосходство над собеседником в разговоре.
· … Продолжи!
Когда вы говорите о себе во втором лице множест-
венного числа, то первое, что вы обнаруживаете, что
окружающие начинают подтягиваться и строиться ря-
дами, а дальше запрягаются и норовят свалить. Вы…
· продолжаете.
Когда человек говорит о себе в третьем лице единст-
венного числа, он обнаруживает, что становится уди-
вительно легко шутить над собой, легко четко и внятно
объяснять, что он хочет и что он будет делать…
· Что обнаруживает он еще?
Когда мы говорим о себе в первом лице множествен-
ного числа, у нас возникает чувство единства с окру-
жающими. Мы чувствуем себя во главе огромной армии
и знаем, что за нашими плечами — сила.
· Мы продолжаем: «…»
А когда я говорю о себе: «Я!», я живу своей собствен-
ной жизнью!
· Да?
ПРОБЛЕМА —
ЗАДАЧА — РЕЗУЛЬТАТ
Проблема — задача — результат.




.Навык целесообразного действования
Надо что-то делать!
Инструкция по эксплуатации
человека

По документации, автомобиль состоит из кузова, двига-
тельного агрегата, ходовой части и системы электро-
оборудования.
· Это — принципиальная схема, или логическое описание.
А реально, чтобы автомобиль с автоматической короб-
кой передач тронулся, надо поставить левую ногу на
педаль тормоза, повернуть рукой ключ зажигания, от-
пустить тормоз и нажать правой ногой на педаль газа.
Все. Далее — рулить.
· Это, в отличие от логического, процессуальное описание.
Так вот, логическая структура эффективной деятельно-
сти состоит из трех основных элементов:

Путь и средства
Исходное Желаемое
(ресурсы, способы,
(настоящее) состояние
техники, навыки,
состояние (цель)
возможности)
96 Проблема — задача — результат


а реально, в живой практике, эффективная деятель-
ность чаще описывается процессуальной цепочкой

ПРОБЛЕМА > АНАЛИЗ > РЕШЕНИЕ1 >

ЗАДАЧИ > ШАГИ К ЦЕЛИ > ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТЕ
Кстати, обратите внимание: вся эта цепочка из
шести пунктов на самом деле есть два раза повто-
рение трехчлена «проблема — анализ — реше-
ние», просто второй раз (как «задачи — шаги
к цели — отчет о результате») этот трехчлен реа-
лизуется на более низком, на более конкретном
уровне.

Отработанное умение строить свою деятельность по
этой схеме называется навыком целесообразного
действования. Так вот,
Проблема заключается в том, что люди так не живут,
такого навыка не имеют или используют его крайне
узко.
Картинка из жизни — ваша знакомая описала пробле-
му: «Вот у меня…» (не так выгляжу, депрессии и про-
чие проблемы в личной жизни). Вы ждете: что последу-
ет за этим? За этим последовало то, что в следующие


1 Вместо «РЕШЕНИЕ» часто говорят: «ОБЩАЯ ЦЕЛЬ» или
«ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ». Синтез-технология в данном случае
не настаивает на строгости терминологии — в разных контекстах
бывает удобно пользоваться разными словами, и это нормально.
Суть алгоритма в том, что первые общие решения шаг за шагом
сменяются все более четкими целями, за первоначальным самым
общим видением решения следуют картинки все с большей степе-
нью конкретизации.
97


пять минут (то есть очень коротко, вам крупно повезло)
вам эту же проблему описали по второму кругу.
· Возможно, немного другими словами.
Если вы не отреагировали,
· то есть не стали кивать головой, задавая сочувственные
вопросы и переживательно вздыхая,
вы услышите описание того же самого в третий раз…
Хорошо, вы в порядке исследования пробуете дать под-
сказку: «Да, я понял. Проблему ты сформулировала —
и что дальше?» У вашей собеседницы глаза стекленеют,
она полностью растерянна…
Если вы молчите, через минуту может прозвучать не-
уверенное: «Наверное, надо начинать работать над со-
бой?» Вы слышите, что реального содержания за этими
словами — никакого, но похоже, это единственное, что
ваша собеседница может на эту тему выговорить.
Практикум
В течение ближайших трех дней отмечайте все ситуа-
ции, когда люди в разговоре констатируют проблему,
и отследите, сколько раз после этого они поставили се-
бе вопрос: «Что теперь делать? Как ее можно решить?»
· Но вопрос не риторический, не со страдальческой инто-
нацией «Что делать?!», когда глаза говорят, что делать
нечего и проблема ужасная, а вопрос — как реальный,
деловой вопрос.
Научившись отслеживать переход от проблемы к реше-
нию (а чаще — отсутствие этого перехода) в общении
и жизни окружающих вас людей, начните отслеживать
свое общение, свое мышление, свою жизнь.
98 Проблема — задача — результат


Помощником можете сделать себе плакат:




Итак, проблема ясна: люди в проблемах застревают.
Мучаются проблемами, думают о проблемах, выкараб-
киваются из проблем — и остаются в проблемах. Разо-
бравшись с этим, принимаем —
Решение (ставим общую цель): переосмыслить свой
способ жизни и перестроиться с пережёвывательно-
переживательного отношения на отношение деловое,
строя каждую отдельную деятельность и линию жизни
по схеме:

u сбор реальных данных >
u анализ причин затруднений, поиск
корней проблемы >
u определение направления решения,
постановка общей цели >
u формулирование конкретных задач >
u прописывание цепочки реальных
шагов, постановка конкретных целей

Ближайшая конкретная задача: научиться делать
это в своем бизнесе.
· Да, для начала! Потом — во всех остальных сферах своей
жизни.
Итак, начинаем!
99




Квадрат главных жизненных сфер
Если человек научился плавать, он будет плавать
и в реке, и в бассейне, и в море, потому что умение
плавать имеет широкий диапазон применения. К сожа-
лению, в отношении навыка грамотного построения эф-
фективной деятельности это не так, и, если человек
научился осознанно простраивать цепочку «проблема —
анализ — решение» в одной области, это еще не зна-
чит, что он сможет так же целесообразно действовать
в области соседней. Навык целесообразного действо-
вания — навык узкого диапазона, и человек, грамотно
ставящий перед собой и последовательно достигающий
свои цели в бизнесе, может оказаться в достаточной
мере безграмотным и беспомощным во взаимоотноше-
ниях с близкими и любимыми людьми.
Подробнее позволяет в этом разобраться схема, назы-
ваемая в Синтез-технологии квадратом главных
жизненных сфер.
· Смотри на следующей странице.
Один полюс горизонтальной оси этого квадрата —
«личная жизнь», другой — «деловая сфера», «бизнес».
Где начинается одно и кончается другое в собственной
жизни, сформулировать бывает нелегко, но разницу
между этими сферами жизни понимает каждый. С дру-
гой стороны, понятным образом отличается предмет-
ная область жизни от области отношений.
· «Деталь А соединяется с деталью Б шурупом с нарезкой
4.0» — область предметная, а «Мужчины, помиритесь!» —
уже из области отношений.
100 Проблема — задача — результат


Мужчины обычно способнее в мире предметов, женщи-
ны — в мире отношений.




Так вот, что касается мужчин, то у них навык грамот-
ного построения эффективной деятельности, как навык
узкого диапазона, вырабатывается обычно в следующей
последовательности: 1 > 2 > 3 > 4. То есть:

предметные цели в бизнесе >
предметные цели в личной жизни >
построение отношений в сфере бизнеса >
построение отношений в личной жизни


Бизнес — более предметная среда, нежели область от-
ношений, и, возможно, именно поэтому туда охотнее
идут мужчины, нежели женщины. С другой стороны,
101


жесткая атмосфера бизнеса быстро вырабатывает навык
целесообразного действования,
· а если не вырабатывает — человек из бизнеса автомати-
чески «вываливается»,
и уже из бизнеса мужчины начинают его переносить
в сферу личной жизни: становятся более организован-
ными, дисциплинированными, последовательными во
всем. Жизнь учит.
Но это касается только предметной области жизни,
потому что в области отношений еще много лет многие
мужчины остаются по сути детьми. Умение грамотно
и последовательно строить отношения приходит не ко
всем и не скоро, но если приходит — то снова из мира
бизнеса. Отвечая деловым требованиям, мужчины на-
чинают отношения не только ценить, но и осознанно
строить, учат себя дружить с людьми «нужными», ста-
новятся более актерами, более политиками, более рас-
четливыми и гибкими. Последний «бастион» — это
личная жизнь, отношения с друзьями, родителями, же-
ной и детьми: в этой области умение осознанно ставить
и последовательно достигать цели мужчинам дается
труднее всего.
· Он приходит домой — ему хочется расслабиться и отдох-
нуть. Но дома — носится ребенок, щебечет жена, позво-
нила мама, хочет поговорить теща — и он сдается, вклю-
чаясь в жизнь на их условиях. Дома хозяин — не он…
Чтобы дома хорошо отдохнуть, он вначале должен всех
домашних — построить, но это как реальная задача даже
не приходит ему в голову. Он умеет делать это в бизне-
се, а дома ему это — сложно.
Женщины, напротив, великолепные бизнесмены именно
в личной жизни и именно в сфере отношений: гибкие,
артистичные, вовремя беспомощные и чудно привлека-
102 Проблема — задача — результат


тельные, они почти всегда достигают своих целей. Чего
обычно не хватает — это осознанности и последова-
тельности в достижении своих целей, поэтому их бле-
стящие прорывы нередко чередуются с жуткими прова-
лами и депрессиями. Однако бизнес строит всех, и если
женщина в бизнесе не просто крутится, а в бизнес
пришла, то первой областью осознанного и последова-
тельного применения навыка целесообразного действо-
вания становится построение отношений в сфере
бизнеса.
Уверенно можно констатировать только одну законо-
мерность: и для мужчин, и для женщин стартовой пло-
щадкой освоения навыка целесообразного действования
оказывается бизнес, деловые отношения, а самой труд-
ной вершиной — круг личной жизни, область личных
отношений. Соответственно,


Универсальный бизнесмен — это человек,
который, научившись быть успешным,
перенес этот навык и в сферу личных
отношений.



Согласен. Но, в порядке исключения, бывает и по-
другому: в частности, по-другому случилось имен-
но у меня. Будучи в своей далекой бурной юности
чем-то вроде последователя Казановы, я научился
не только эффективно соблазнять представитель-
ниц противоположного пола (по телефону, чтобы
на свидании уже времени на это не терять), но
и вообще выстраивать свою личную жизнь так,
как считаю нужным. (Как командует сильная
103


и уверенная девушка Татьяна, прошедшая полный
курс Синтона: «ВСЕ ПОСТРОИЛИСЬ!!!»)
Так вот, я вначале стал эффективным и последо-
вательным в сфере личных отношений, и лишь
потом приобретенные навыки были перенесены на
бизнес. Соблазнить клиента на контракт по теле-
фону, чтобы потом при встрече только подписать
бумажки, — это, знаете ли, удобно.


Практикум
Сопоставьте квадрат главных жизненных сфер и свою
жизнь. В каких сферах ваш навык целесообразного дей-
ствования вас устраивает, а что является вашей пер-
спективой? Можете воспользоваться следующими во-
просами:
1. Ваше дело: цели определены? Проранжированы,
приведены в систему? Продуманы пути и средства,
подтянуты резервы, первоочередные дела прописаны
шаг за шагом, налажен тайм-менеджмент?
2. Ваша повседневная жизнь: вы знаете, когда
вам нужно делать очередной ремонт квартиры, об-
новить мебель, сменить обои, наточить ножи? Вы
наладили учет времени? Учет денег? У вас сплани-
рованы траты на ближайшую неделю, месяц, год?
3. Деловые отношения: вы уже освоили техники,
позволяющие вам быть лидером? Другом? Душой
компании? Руководителем? У вас есть план приоб-
ретения полезных знакомств, отработки необходи-
мых коммуникативных навыков, формирования де-
талей личного имиджа?
104 Проблема — задача — результат


4. Личные отношения: у вас есть четкая и уст-
раивающая вас политика в отношении друзей, же-
ны, детей, родственников? Вы знаете, чего вы добь-
етесь и какие отношения вы построите по этим на-
правлениям?
· Приучите детей к бегу, отучите орать во время плача,
научите вести себя за столом; организуете жену в фит-
нес-клуб, заведете традицию вечерних прогулок и отучи-
те от пасьянса по ночам?




Шаги превращения проблемы
в конкретные задачи
«Все ужасно…», «У меня ничего не получается…»,
«Мой бизнес разваливается…» При таких формули-
ровках это даже не проблемы — это целые проблемные
состояния. Глубокие, бескрайние и беспредельные. Если
вы говорите себе подобные вещи, проблема окутывает
вас, как туман, вы тонете в ней, как в бескрайнем бо-
лоте, и нет ясности, с каких твердых вещей начать
движение в нужном направлении.
На самом деле проблема — это не тяжело. Это не тя-
жело, если у вас есть способы, техники обработки
и решения проблем: в этом случае вы либо решаете
проблему, либо успешно ее выкидываете — не только
из головы, но и из жизни. Техники, которые предлагает
вам Синтез-технология для превращения проблем в ре-
зультат, не волшебны, а реальны: они дают вам уверен-
ность, что вы действовали в данной ситуации грамотно
и сделали если не все возможное, то все разумное.
105


Ключ вам известен:

ПРОБЛЕМА > АНАЛИЗ > РЕШЕНИЕ!

Итак, теоретически понятно, что проблемную ситуацию
можно переживать, а можно вместо этого ее решать.
Как изменить переживательное отношение на деятель-
ное, как перескочить с нытья и беспредметной тоски
на бодрые рельсы конкретных шагов?
Шаг первый:
Прекратите драматизации и сделайте себе инвен-
таризацию того, что у вас есть.
Под драматизацией в Синтез-технологии понимается
широчайшим образом распространенная техника рас-
крутки негативных переживаний с помощью вырази-
тельного лица и специальным образом построенной ре-
чи. Действительно, легко видеть, что за формулировка-
ми (например): «Все ужасно…», «У меня ничего не по-
лучается…», «Мой бизнес разваливается…» стоят не-
гативно ориентированные вопросы: «Что у меня пло-

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>