<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

хо?», «Что я потерял (теряю)?» и «Чего мне важно-
го не хватает?»
· Любой творческий и литературно одаренный человек, за-
давшись целью составить список, чего ему не хватает
и что у него плохо, за несколько минут может написать
полный драматизма текст.
Кроме негативно ориентированных вопросов, для дра-
матизаций обычно используются эмоциональные обоб-
щения («все, всегда, никогда, ничего…»), а также обви-
нения, самообвинения и оправдания.
106 Проблема — задача — результат


Чтобы прекратить драматизации, анализ любой трудной
ситуации начинайте с фраз «У меня есть» и «Хорошо,
что…». Итак,
У меня есть…
У меня есть мой бизнес, есть надежные друзья,
у меня есть моя голова на плечах и чувство юмора.
Хорошо, что…
Хорошо, что при любом раскладе со мной остает-
ся мой опыт и хорошо идут подачи в теннисе.
Шаг второй:
Отказавшись от языка эмоций, сформулируйте,
опишите имеющееся положение вещей на языке
фактов.
«Все ужасно…», «У меня ничего не получается…»,
«Мой бизнес разваливается…» Конечно, эти эмоцио-
нальные формулировки — не язык делового челове-
ка — значит, вам нужно сменить язык и на языке ре-
альных фактов ответить себе по возможности макси-
мально четко:
Моя проблема заключается в том, что …
Если нет навыка четкой мысли, начните формулировать
это письменно и быстро убедитесь, что поиск нужных
слов помогает вам четче обозначить границы вашей
проблемы и найти ей достаточно конкретное место.
И тогда «Мой бизнес разваливается», возможно,
трансформируется в: «В этом месяце не было запла-
нированных доходов, и это может быть тревожным
сигналом на будущее».
· Мудро. Над этим действительно стоит подумать.
107


«У меня ничего не получается» превратится в: «От-
ношения в коллективе напряглись, и мои беседы се-
годня пока ситуацию не смягчили».
· Заметьте — сегодня вообще был трудный день!
А страшное «Все ужасно», может быть, зазвучит как:
«Во-первых, я не выспался, во-вторых, налоговая
проверка очень не вовремя, а в-третьих, жена вчера
меня крепко разозлила».
· А еще честнее — с этого надо бы и начинать…
Впрочем, это уже —
Шаг третий:
Обозначьте причины неудовлетворительного по-
ложения, определите суть проблемы, найдите ее
корни.
Чтобы решить проблему, надо разобраться, что являет-
ся ее причиной, ее источником, ее настоящим корнем.
Как правило, кажется,
что проблемой является
сама внешняя ситуа-
ция, но чаще корнем
проблемы является
внутренняя проблем-
ная ситуация: ваше
собственное проблемное
мышление или про-
блемное душевное со-
стояние1.


1 Если корнем проблемы является именно проблемное душевное
состояние, имеет смысл воспользоваться специализированной тех-
никой «Работа с проблемными состояниями», см. с. 127.
108 Проблема — задача — результат


· Конечно, корнем, настоящей причиной проблемы может
быть и то, и другое, и третье: главное, эти два корня не
нужно путать и каждый из них надо уметь сразу же узна-
вать. Определять, понимать, фиксировать.
Например, вы не успеваете к сроку сделать проект (на-
писать диплом, подготовить выступление…). В чем тут
внешняя проблемная ситуация? Возможно, у вас недос-
таток материала, а где взять нужный, вы не знаете. А в
чем внутренняя проблемная ситуация? Совершенно
в другом: желания писать и думать нет и вам вообще
сейчас не до учебы…


Почти юмористический практикум
Изучите приведенный здесь
рисунок и укажите, какие де-
тали рисунка относятся
к внешней проблемной ситуа-
ции, а какие — к внутренней?
· Если задание кажется вам
предельно простым, об-
ратите внимание на край-
ний фрагмент справа…
И озадачьтесь…




Может, я человек испорченный, но я с ходу уви-
дел этот рисунок так: парень девушку раздел
(сам-то он одет, а она, видимо голая, прячется за
углом). Но девушка убежала. И что теперь де-
лать?
Проверьте еще на ком-то…
109




Резюме
Прекратите драматизации и сделайте
себе инвентаризацию того, что у вас
есть.
Отказавшись от языка эмоций, сформу-
лируйте, опишите имеющееся положение
вещей на языке фактов.
Обозначьте причины неудовлетворитель-
ного положения, определите суть про-
блемы, найдите ее корни.


Итак, мы с вами более подробно прописали механизм
реализации одного из фрагментов алгоритма успешной
деятельности, а именно его начальный кусок:

ПРОБЛЕМА > РЕАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ > АНАЛИЗ

Что дальше? Впереди —
Шаг четвертый:
Когда вам ясны корни проблемы —
Формулируйте цели, ставьте адекватные задачи
и начинайте работу обычным образом.
Вы полностью к этому готовы.
Вперед!
110 Проблема — задача — результат



Грамотная постановка цели
Имей цель для всей жизни, цель для
известного времени, цель для года,
для месяца, для недели, для дня,
и для часа, и для минуты, жертвуя
низшие цели высшим.
Лев Толстой
С другой стороны: «Фигню ввел —
фигню получил».
Так говорят компьютерщики

Есть люди, у которых умение ставить цели является,
похоже, умением врожденным — они делают это ин-
туитивно, точно и цепко. Относитесь ли к этим людям
вы? Вы легко сможете ответить на этот вопрос, если на
этой (ну, на следующей) странице — и сейчас — на-
пишете семь своих заветных желаний. И, пока не на-
пишете, к следующей странице не переходите.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
111


Теперь — внимательно поработайте над формулировка-
ми, оформите эти свои желания как настоящие жиз-
ненные цели.
Запишите их в этих, обдуманных формулировках.
1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.




Теперь можно перевернуть страницу.
112 Проблема — задача — результат




Представьте, что эта ваша работа оплачивается, и от
того, насколько вы ответственно и творчески ее выпол-
нили, зависит ваша зарплата. В связи с этим оцените
качество проделанной вами работы и ответьте на во-
прос: при таком качестве, какова была бы ваша месяч-
ная зарплата?

Запишите эту сумму: долларов.


***
А мы предложим вам проанализировать свои жизнен-
ные цели серией стандартных, применяемых в этих
случаях вопросов.
Вопрос первый:
Те ли это цели, которые действительно
надо ставить?
Конкретнее: эти мои цели, мои жизненные выборы
и решения — действительно осмысленны? Это не
детство, не глупость, не случайные для меня цели?
Я знаю, ради чего я хочу этого, эти дороги ведут к дос-
тижению того, что мне действительно важно?
Фильм «Приключения молодого Индианы Джонса.
Глаз павлина», после долгих и трудных поисков
бриллианта ключевой диалог Инди с мудрым со-
беседником: — Инди, а что ты будешь делать
после того, как найдешь свой бриллиант? —
Поеду в экспедицию: я хочу работать археоло-
гом. — А если ты не найдешь бриллиант? —
Также поеду в экспедицию, я буду заниматься
113


археологией в любом случае. — Но если больше
всего тебе хочется работать археологом, за-
чем же ты откладываешь это дело день за
днем и месяц за месяцем, занимаясь тем, что
тебя не ведет к этому?
Вопрос второй:
Эти мои цели и выборы — рентабельны?
Я рассчитал цену их достижения, и эта
цена меня устраивает?
Вы решили заняться скорочтением: великолепная идея!
Вы уже ищете газеты, где будут объявления об этих
курсах: правильный первый шаг! Только — вы хорошо
представляете, сколько часов ежедневной (и далеко не
увлекательной) работы от вас потребует отработка ре-
ального навыка скорочтения? Чтобы выкроить нужное
время, вы готовы отказаться от телевизора, от компью-
терных игр, от субботних встреч в кафе? Самый глупый
вариант получается тогда, когда вы уже начали, уже
вложились — и по ходу начинаете понимать, что дело
слишком накладное и овчинка выделки не стоит… Бро-
сать? Но уже столько вложено…
Вопрос третий:
Не имеют ли мои выборы, цели и желания
нежелательных последствий? Я проду-
мал все последствия моих решений, и все
эти последствия меня действительно
устраивают?

Это вопрос о рентабельности в широком смысле. Кроме
прямых и непосредственных (ближайших) трат времени
114 Проблема — задача — результат


и денег, иногда нужно тщательно продумать и дальние,
и широкие последствия.
· Вы решили сэкономить на готовке и перейти на быстро-
суп: мы вас поздравляем, это великолепная идея! Если
у вас отличное здоровье, у вас в запасе лет десять, по-
сле этого здоровья уже не будет. Если со здоровьем
проблемы уже сейчас, то, начав экономить на готовке
полчаса в день, уже через пару лет будете расплачивать-
ся неделями и месяцами нетрудоспособности. Считайте
рентабельность.
Быстросуп — это нездорово. С другой стороны, даже
если вы сторонник суперздорового питания, то едва ли
имеет смысл, собираясь в турпоход, нагружать свой
рюкзак ядреными кочанами свежей зеленой капусты:
пару пакетиков мгновенных каш кажется более взве-
шенным решением.
· Кстати, а кто-то сочтет более разумным поголодать
по Шаталовой.
Жизненные контексты разнообразны, и, задумываясь
о дальних и широких последствиях наших решений, ко-
гда-то необходимо учитывать элементарную технику
безопасности, когда-то позаботиться о природной, со-
циальной, физической и душевной экологичности,
где-то необходимо учесть моральные соображения.
Теперь что касается формулировок:
1. Мои цели сформулированы ответственно, достиже-
ние их зависит в первую очередь от меня?
«Хочу, чтобы у меня на работе народ прекратил
собачиться и занялся работой!» — Ошибочка, из
постановки цели ваших коллег и подчиненных на-
до вычеркнуть: «Что я должен сделать, чему нау-
читься, что изменить в своей политике, чтобы бо-
115


лее эффективно влиять на взаимоотношения со-
трудников и их рабочее поведение?»
2. Мои цели сформулированы позитивно, через утвер-
ждение, а не отрицание?
«Хочу избавиться от чувства зависти» — тут по-
нятно только то, что вас не устраивает, а не что
вам на самом деле надо, и с такой формулировкой
до интуитивно подразумеваемой цели вы доедете
с таким же успехом, как если бы купили в кассе:
«Билет от Москвы, пожалуйста!» А вот цель
«Научиться радоваться чужим успехам» — куда
как содержательнее.
3. Мои цели сформулированы достаточно конкретно,
из моих формулировок вполне понятно, когда цель бу-
дет достигнута?
Ваша цель — «получить права». Хорошо. Только:
купленные или заработанные? С навыком вожде-
ния или это неважно? И — к какому сроку?
«Собираюсь заняться своей физической формой» —
тревога ваша понятна, но цели здесь пока нет, по-
ка это пустая абстракция. А вот цель куда как
конкретнее: «В течение месяца, по утрам, незави-
симо от погоды и своего душевного состояния бе-
гать с бодрым оптимистичным настроением каж-
дый будний день. После бега — контрастный душ.
И три раза в неделю подтягивания лесенкой:
в сумме 72 раза, укладываясь за 10 минут». Так,
конечно, лучше. Успехов!
Практикум
Одно из самых практичных упражнений на дистан-
ции — «Тайм-менеджмент, или учет и планирование
времени», и перед вами — реальный документ, план
116 Проблема — задача — результат


работы на месяц дистантницы1 моей мастерской Татья-
ны Л. Проанализуйте его, просмотрев текст с точки зрения:
u грамотности постановки целей (задач),
u точности использованных формулировок,
u встроенных в план процедур, техник и приемов
достижения целей.
Итак, План работы

Цели:
· научить себя, любимую, грамотно ставить за-
дачи,
· приучить себя делать что, что запланировала,
· получить данные о реальных тратах своего
времени,
· уменьшить трату времени на глупости, осво-
бодить время на отдых,
· повысить эффективность работы и радост-
ность своей жизни.

Задачи
1-я неделя:
1. Понедельник — вторник: учет времени утра
(до работы) каждые 5 минут.
2. Среда — пятница: учет времени вечера (по-
сле работы) каждые 5 минут.
3. Каждый вечер писать план основных дел на
следующий день (вне работы — утро и вечер)


1 Дистанция — система самостоятельной работы по запланирован-
ному личностному росту, одна из самых эффективных форм рабо-
ты, широко применяемая в Учебном центре «Синтон». А на дистан-
ции занимаются — дистантники!
117


с задачей найти конкретные формулировки,
позволяющие проверять «сделано — не сде-
лано».
4. Особый пункт — ограничить милый треп по
телефону. (Если позвонили мне — до 10 мин.
Перед тем как позвонить самой — записать
все вопросы, которые собираюсь решить.)
Если все сделала и собой довольна — вечер
(с 18.00) субботы и воскресенья освобождаю от лю-
бых дел.

2-я неделя:
1. Разработать упрощенную (экономящую вре-
мя) систему учета внерабочего времени, по
ней — продолжать учет внерабочего времени.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>