<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

которым помогает НОТ (научная организация труда), кому-то
помогает "НЕТ" (умение отказывать другим — и себе — в том,
что не входит в ваши планы).
А что это за интересы, съедающие наше время и силы? Это все
то, про что в ответ на вопрос "Зачем тебе это нужно?" человек
говорит "А просто интересно!". Интересно поглазеть, интересно
почитать, интересно поболтать... Многое интересно — но все это
НЕ НУЖНО.
· Когда вы читаете все, что попадается вам на глаза, вы становитесь
не всесторонне развитой, а разнообразно набитой личностью. Вы упо-
добляетесь мешку, в который сыплется пестрый мусор без разбора.
Болтовня — это тоже интерес, но особый, и вполне достоин от-
дельного упоминания. У нас очень своеобразная культура: с че-
ловеком незнакомым неприлично заговорить, со знакомым —
неприлично молчать. Соответственно, даже когда говорить нуж-
ды нет, о чем-то говорить надо — и рождается ТРЕП.
· Традиция-привычка разговаривать постоянно и обо всем — была бы
оправданна, если бы такое общение несло хотя бы полноценные "по-
глаживания". Этого нет: есть привычный Ритуал и Наркотик болтов-
ни, пожирающий время и силы.
Разрешите себе быть молчаливым!
126 Что мне делать с самим собой?


Но болтовня — это не просто треп со знакомыми и почти близ-
кими. Привычка разговаривать настолько въелась в нас, что, ес-
ли около нас никого нет, мы разговариваем внутри себя, идет
треп внутренний. Вопрос: "Зачем внутри нашего ума, нашего
сознания постоянно движется мыслительный поток, почти потоп
бессмысленных размышлений?"
· Те психологи, которые пишут, что "человеческое мышление — это це-
лесообразная деятельность ориентировки и решения встающих перед
человеком задач", льстиво нам лгут. Только иногда мыслительный по-
ток организуется человеком в нечто целесообразное, как правило же —
это хаотичный поток случайно сцепленных образов, мыслей и пережи-
ваний, который мы не в состоянии ни остановить, ни подчинить себе.
Мыслитель отличается от Болтуна не наличием мыслей, а осмыс-
ленностью и управляемостью мыслительного процесса. Есть у
него нужда — он начинает думать, и делает это продук-тивно, про-
двигаясь вперед в нужном направлении, а не топчась на месте, не
пережевывая одно и то же. Помыслил, видит, что дальше это ста-
новится непродуктивным, ничего нового не появляется — все,
он останавливает мышление и начинает заниматься чем-то другим.
· Например, медитациями. Или развлечениями, но не путая одно с другим.
Практикуйте внутреннее молчание!
Что касается мечтательности, то это еще одна прореха энергети-
ческой емкости души. Мечты тоже тянут из нашей жизни если не
силы, то время, и, как правило, совершенно непродуктивно. Воз-
ник замысел, он соблазнителен и кажется реальным, и вот вы
полчаса в воображении мусолите его блистательные перспекти-
вы. Мечтой заменить что-то тяжелое и бессмысленное — напри-
мер, тоску — бывает хорошо и разумно, но уходить в мечты от
жизни разрешается только в ранней юности и кризисных ста-
ционарах психиатрических лечебниц.

НАУЧИТЕСЬ СБРАСЫВАТЬ МЫШЕЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
НЕ "КОРМИТЕ" НЕНУЖНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.
ПРЕСЕКАЙТЕ ПУСТЫЕ "ИНТЕРЕСЫ". ПРЕКРАЩАЙТЕ БОЛТОВНЮ. ПРАКТИКУЙТЕ
ВНУТРЕННЕЕ МОЛЧАНИЕ

Да, надо учиться душевную энергию беречь и попусту не тра-
тить. Но не менее важная задача — учиться приобретать энер-
гию, пополнять истощающиеся запасы, находить энергетические
источники. Итак,
Личность и судьба 127


Источники душевной энергии
Осмысленность существования


У нас как на чудака смотрят на человека, ищущего "смысл
жизни". Нашел чем мучиться! На самом же деле наличие
ценностей, смысла, понимания "ради чего" жить — мощ-
нейший источник жизненной энергии. Врачи и психологи, к со-
жалению, хорошо знают, что человек, переживающий бессмыс-
ленность существования, лечению и коррекции практически не
поддается. Его внутренний вопрос: "Зачем?" — не находит ответа...
Наблюдаю, насколько осмысленной
оказывается жизнь у верующего че-
ловека. У него нет вопросов "зачем, во
имя чего?" — все смыслы заповеданы
Господом, его задача — только осу-
ществление их, высокий долг служе-
ния. Жена выполняет долг покорно-
сти мужу, муж выполняет свой долг
Заботника о семье, у каждого есть
забота почитания старших и воспи-
тания младших, и каждый служит
Господу. А печаль и отчаяние — грех.
Нет сил — молись, и Господь даст силы. И, поскольку человек в
это верит и молится, то силы у него всегда есть.
· Может быть, это очень упрощенное понимание христианства, но
именно такое я наблюдаю в массе верующих, и именно оно дарит им
осмысленную жизнь и силы. В таком случае разве нам нечему поучить-
ся у верующих?




Подключение к Высшим
энергиям


Х ристианам дает Силу и Смысл
Бог. Понятно, что на месте Бога у
другого может быть Высший
Астрал, Пришельцы, Дьявол, Санса
эгрегорных полей и прочая Сила, а
результат один — мощная энергети-
зация.
128 Что мне делать с самим собой?


· Если вы медитируете и представляете-видите, как через открываю-
щийся лотос в вашей верхней чакре в вас входит и пронизывает поток
лучистой космической энергии — вы, естественно, наполнитесь Космиче-
ской Энергией. Источник наполняющей вас энергии может быть любым:
главное, чтобы вы точно знали, что такой источник есть и что для вас он
открыт.


Вера в себя


Т ак же удачно решит проблему энергетизации тот самонаде-
янный молодой человек, который верит, что его труды (сти-
хи, музыка, рисунки, мысли и пр.) — бесценный вклад в
фонд человечества. Переполненный восторгом перед своим ге-
нием, он будет жить и трудиться радостно и воодушевленно.
Кстати, вам не кажется, что он достоин не снисходительных на-
смешек, а хорошей зависти?
· Что мне нравится в себе — мне в любой нужный момент легко пере-
жить собственное величие. Когда я сажусь за письменный стол, я верю,
что я, по меньшей мере, гений и Мессия.
"Забудь мое иное имя,
К восторгу подготовь уста
И вспомни Будду и Христа —
Я молча встану между ними..."
Это исключительно поддерживает и дает мощную энергетику.
Впрочем, считаю необходимым чередовать этот этап работы
следующим, включающим самую жесткую критику. На ваш
взгляд, это не разумная методика?

Искренняя любовь к себе


Е ще одна категория счастливых лю-
дей — это люди, искренне и глубо-
ко любящие себя. Тут руки никогда
не опустятся — чего не сделаешь ради
Себя, любимого!
· По собственному опыту знаю, насколько
это воодушевляет.
Подводя итоги, повторю (в другом кон-
тексте и с другими смыслами): "Надо
все и всех любить, но ни к кому не быть
привязанным". Действительно, любовь
(к природе, детям, кошкам или коллек-
Личность и судьба 129


ционированию спичечных этикеток — не важно к чему) всегда
даст смыслы и жизненную энергию, а способность "не привязы-
ваться" убережет от лишающих энергии эмоциональных прорех.
Смысл жизни можно обрести в чем угодно. Может быть, великая
мудрость и заключается в том, чтобы найти смысл в любом заня-
тии: и в приготовлении блинов, и в стоянии в очередях, и в тя-
желой болезни. Другое дело, что в нашей культуре "смыслы
жизни" разумнее искать в иных сферах.
В нашей культуре необходимейшее условие осмысленности су-
ществования — это возможность самореализации личности.
Практически нет исключений: тот, кто чувствует, что он может
себя осуществить, раскрыть заложенные в нем склонности и та-
ланты, переживает свою жизнь как полную и осмысленную.
Нет смысла искать богатства вне вас, пока вы не разработали
богатства свои — внутренние.
ЧАСТЬ 2. МИР ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

Кто душе хозяин?
Печальное Чудо


В споминаю одну ситуацию из своей личной жизни. Был я
влюблен, влюблен искренне, но без взаимности. И вот после
одной из встреч, прошедшей вовсе не так, как мне хотелось,
я стою поздним осенним вечером на авто-
бусной остановке. Холодно, на душе пре-
скверно, острая боль, хочется плакать. Но
тут в голову случайно пролезла (именно
"пролезла" сквозь кордон!) наглая мысль:
"Вот ты психолог, всех учишь как управ-
лять собственным состоянием. А себя в
порядок привести не хочешь? Слабо?"
· То, что приводить в порядок себя не
хотелось, я помню прекрасно.
Однако профессиональное любопытство, а также подначка (слабо?)
каким-то образом взяли верх, и я проделал несколько элементар-
ных процедур, нормализующих эмоциональное состояние. Рас-
правил плечи, продышался, нормализовал дыхание, расслабил
лицо, изменил рисунок глаз и уголков губ, снял все остальные
мышечные зажимы, отвлекся от больных мыслей (в первую оче-
редь на все эти процедуры). Стою, дышу, расслабляюсь... И —
чудеса! — никаких чудес не происходит, я ощущаю действие
абсолютно неизбежных закономерностей: острота горечи прохо-
дит, ко мне возвращаются покой и ровное расположение духа.
· Не буду врать: я не приобрел радостного, приподнятого настроения,
общий тон остался печальным, но острота переживаний ушла безвоз-
вратно...
К чему я это вспомнил? Да к тому, что сразу после этого я рас-
строился снова. Отчего?! От сожаления, что мои чувства, кото-
рые мне казались такими глубокими и вообще святыми, так лег-
ко были уничтожены психофизиологической гимнастикой. И
еще от ощущения, что уничтожил я что-то очень мне дорогое...
Мир душевной жизни 131


Давайте не будем себя обманывать


Д
авайте не будем обманывать сами себя: управлять своими
эмоциями мы умеем.
Вы не в духе, но вам дают на руки маленького ребенка —
"занять его" — и вы начинаете излучать благость. И не потому,
что так ребенок действует на вас, а потому, что вам надо успоко-
ить ребенка. Эти свои эмоции запустили вы. Вы умеете это де-
лать.
Давайте не будем себя обманывать: любые наши эмоции порожда-
ются именно нами, а не безликими обстоятельствами.
Оскорбили одного — он оскорбился и хочет отомстить обидчи-
ку. Оскорбляют другого — он огорчается по поводу несовер-
шенства мира и задумывается, как можно его улучшить.
· События жизни — не более чем повод для переживаний. Переживания
запускаются не жизнью, а самим человеком.
Хотя согласен: у стандартного, механического человека эмоции
вызываются стандартной и весьма немудреной программой, тупо
отражающей действительность и нашу душевную пассивность.
· Нас порадовали — мы радуемся. Нас расстроили — мы расстраиваемся.
Хозяйка видит, что сиденье унитаза мокрое (мужчины
писали неаккуратно), — у нее мгновенно включа-
ется пластинка злости. Теперь эта пластинка
крутится, пока не закончится программа.
Вы знаете, меня не устраивает быть меха-
ническим человеком, рабом обстоятельств.
Я хочу, чтобы моими чувствами, эмоциями
и переживаниями управляли не обстоя-
тельства, а я сам. Я хочу переживать то,
что я хочу — или то, что мне надо.
Я хочу быть Хозяином своей души.
· Возвращаясь к Печальному Чуду: я не буду
настаивать, что так расправляться с любовной тоской должен каж-
дый и всегда. Каждый имеет полное право наполнять свою душу тем,
чем находит нужным. Это его выбор. Но я повторю свой тезис:
Каждый должен уметь в нужную минуту переживать то, что ему
нужно, и освобождаться от того, что ему мешает (работать, гру-
стить, быть счастливым, делать счастливыми других...)
Еще раз подчеркну — речь идет не о видимости и не душевной
косметике, речь идет о живых переживаниях. Я не в восторге от
человека, который, кипя внутри, тем не менее способен сохра-
нять внешнее спокойствие: ведь он допустил кипение внутри...
132 Что мне делать с самим собой


Нечем хвастаться и тому, кто научился гасить раздражение и бы-
стро отходить от обид: ведь у него появляются раздражение и
обиды...
Настоящий хозяин не тот, кто может наводить порядок, а кто
может не допустить беспорядка в своем доме.
...И в своей душе...

Непридуманный диалог


Ч
еловек, произвольно переживающий сейчас одно, а через
минуту другое — это не человек, а машина. Это — твой
идеал?
– А кто из нас машина:
Ты, который при неприятностях автоматически расстраиваешь-
ся, или я, имеющий выбор?
Ты, который на оскорбление можешь только или обидеться, или
разозлиться, или я, свободно определяющий свою позицию?
Ты, чьи переживания следуют за событиями так же однозначно,
как звуки при нажатии клавиш фортепьяно, или я, сам пишущий
мелодию своей жизни?
Так кто из нас механический, а кто живой и свободный человек?

Хотим ли мы свободы переживаний?
Мы — не рабы? Рабы — не мы?
Очень спорный вопрос



Н
асколько я понимаю, главное препятствие на этом пути к
свободе — наше нежелание (боязнь?) этой свободы.
Человек может жаловаться на свою жизнь, с воспаленными
глазами рассказывать, как плохо ему живется; он может даже хо-
теть некоторого улучшения своего душевного состояния, — но
только улучшения, а не возможности вообще управлять своими
эмоциями. На возможность переживать по своей воле и своему же-
ланию то, что хочется, или то, что надо, — он смотрит как на затею
странную, а часто и кощунственную.
· Естественно ли расстраиваться, когда дела идут плохо? Конечно, ес-
тественно, а думать напротив — как раз неестественно. Естествен-
но ли горевать, когда потерял близкого человека? Странный вопрос.
Естественно ли в такой ситуации заботиться о радостном состоя-
нии духа? Что вы, чур меня, (свят! свят!), ни один нравственный чело-
век и помыслить об этом себе не позволит!
Мир душевной жизни 133


У вашего ребенка поднялась температура под 40`, плохо ему и
вам. Вы переживаете. Если я дам вам волшебную палочку, кото-
рая может одним взмахом освободить вас от этих эмоций, вы
воспользуетесь ею? ...Нет. Но тогда не надо обманывать себя:
если кто-то тоскует, отчаивается или раздражен, он должен отда-
вать себе отчет, что эти эмоции находятся в нем по его разреше-
нию, с его (конечно, бессознательного) согласия.
Если на вашем магнитофоне стоит кассета с музыкой, которая
вам неприятна, то кассету надо сменить. Но если вы отказывае-
тесь это сделать, то жаловаться вам не на кого. Это был ваш вы-
бор. Будьте последовательны: ВЫ ХОТИТЕ слушать такую му-
зыку — так БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ от нее.
Будьте последовательны! Вы горюете — так или будьте счастли-
вы от того, что вы горюете, или меняйте кассету.

ВАШИ ПЕРЕЖИВАНИЯ — РЕЗУЛЬТАТ ВАШЕГО ВЫБОРА.
ЧЕМ ЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ НЕДОВОЛЬНЫ?

Ну так вот, мало кто хочет менять кассету, даже если музыка на
ней заставляет его страдать.
Почему? Ответов несколько, и большинство из них банально
просты.


Почему люди не “меняют кассеты”?
Лень


Л
енивый человек согласится остаться голодным, лишь бы не
заниматься готовкой. Тем более, если надо еще и учиться
готовить...
Чтобы управлять собой, нужны усилия (и тем большие, чем
меньше навыка). Нужно внимание, анализ, работа и контроль.
Нужна воля. Нужно готовить себя к разным ситуациям, настраи-
вать соответствующим образом аппарат их осмысления, ловить
первые всплески "не тех" эмоций, вырабатывать к ним отноше-
ние, бороться с внутренним сопротивлением, разоблачать внут-
реннюю ложь, следить за тонкими телесными реакциями, и все
это регулярно!.. А если еще нужно заниматься душевной гимна-
134 Что мне делать с самим собой


стикой, физиологической гимнастикой, овладевать аутотренин-
гом, ментальной и динамической медитацией — ну уж нет,
увольте, я уж лучше попереживаю и все — дешевле обойдется.
· Кстати, здесь есть здравый смысл. В некоторых ситуациях действи-
тельно дешевле, "экономнее" пустить дело душевной саморегуляции
"на самотек", вволю попереживать и испереживаться, не предпринимая
никаких сознательных усилий. Это — правило душевной экономии.
Однако разумная экономия — это одно, а лень — это другое, и
не надо заниматься внутренним самообманом.

Условный психологический выигрыш
Как сладок страдания яд...
Банальность



В
каждом, самом тяжелом и гнетущем переживании есть своя
интимная и скрытая от постороннего глаза положительная,
сладкая или удобная, сторона.
Что хорошего в том, что "все плохо" (очень
распространенная форма переживания)? Когда все
плохо, можно пожаловаться себе и другим. И не
просто пожаловаться, а рассчитывать на то, что
тебя пожалеют, получить свою порцию
"поглаживаний"; "погладишь", пожалеешь
себя сам, пожалеют и другие.
· Расстроенный человек вообще приравнивает-
ся к больному и имеет массу преимуществ
больного. К нему особое внимание, пони-
женная требовательность, все потакают
его капризам, многое прощают, и, главное,
он может прощать себе многое сам...
Как правило, сильно расстроенное состояние души открывает
сладкий путь упреков и обвинений. "Вот, муж подлец, никогда
ни в чем не поможет, все взвалил на меня одну, сын тоже растет
тунеядцем, грубит, начальник врун и сволочь, пользуется тем,
что я ему ответить не могу, соседка дура, придирается по мело-
чам... Все гады (а я одна хорошая и невинно страдаю)".
· Последнее, впрочем, не обязательно говорится себе явно, но всегда
является целью подобных внутренних монологов.
И, наконец, давно известное: приходить домой Сердитым и
Злым — очень выгодно. На всех можно орать и можно ничего не
делать. Потому что я Злой. И все просто.
Мир душевной жизни 135


Когда неприлично быть счастливым


Е ще одна причина, почему люди не склонны отказываться от
большой части негативных переживаний, — учет сложив-
шихся традиций. Тот, кто эмоционально реагирует на ситуа-
цию традиционным образом, считается нормальным. А тот, кто

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>