<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


В ам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным,
начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям
или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком
для себя, а не человеком для других. Вы имеете право быть са-
мим собой. Вам надо разрешить себе многое из того, что пока
для вас внутренне недозволено.
· Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то
доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.
Упражнения:
1. Упражнение "Не-улыбка".
Улыбка — это прекрасно, она всегда
вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку:
вы улыбнулись — значит, сказали "Да".
А вы уверены, что это всегда самый
правильный ответ?
· Чтобы стать "более свободным"
человеком, научитесь не улыбаться в
ответ на улыбку, обращенную к вам.
Разрешите себе быть и сумрачным, и
серьезным.
2. Упражнение "Нет".
Вам трудно говорить "Нет" — вы не
хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассер-
диться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет"
спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-
вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.
3. Упражнение "Захват инициативы".
Учитесь захватывать инициативу в разговоре и делах.
Мудрость в повседневных контактах
58


4. Упражнение "Нестандартные поступки".
Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь
выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите
себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобус-
ной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно —
попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть
на вас как на ненормального? — Во-первых, они не правы, а, во-
вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?
5. Упражнение "Губа".
Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются
вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую
устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите
верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет при-
обретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким
некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что
вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет
тяжело — губу приспустите; а не чувствуете напряжение —
приподнимите губу выше...
6. Упражнение "Подарю тебе оценку".
Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих зада-
ний, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и обще-
нии учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите,
пока оценят вас, — выстреливайте оценкой первым сами. Совер-
шая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными
реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и
умны). Сделали ошибку и кого-то подвели — не переживайте, а
понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку
отреагирует этот человек.
7. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".
Вы боитесь своими неуместными (осо-
бенно отрицательными) эмоциями задеть
или огорчить окружающих. Это добрая
забота, но именно вам нужно от этой
боязни избавиться. Какие бы ни были
ваши эмоции, вы имеете на них право.
Чаще, свободнее выражайте свои отри-
цательные эмоции в адрес окружающих
или просто в пространство.
8. Упражнение "Свобода голоса и мнений".
Учитесь говорить громко и уверенно, чаще
высказывайтесь категорично.
Искусство общения 59


9. Упражнение "Свобода обвинений".
Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно
переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и
вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обви-
нений сами.
10. Упражнение "Наведите порядок!".
Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и дру-
гих службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе де-
лать замечания работникам торговли и службы быта (не важно,
будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу
Диагноз и общие предписания.


В аша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограни-
чивающая восприятие всех красок мира, — не природная, а
лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да,
жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще.
И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не
страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет
себя вам! Ваша главная задача — развивать в себе интерес и
внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать
и чувствовать.
Упражнения:
1. Упражнение "Ассоциации".
Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то
загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы
(например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий
должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно
связать с ним свой ответ.
2. Упражнение "Запоминание лиц".
Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас
людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить
все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите" — смот-
рите снова, чтобы запоминание было
полным.
3. Упражнение "А как он смеется?"
Глядя на лица, постарайтесь зри-
тельно представить: "А как этот
человек смеется или плачет? Как он
Мудрость в повседневных контактах
60


объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит,
старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он
обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно — види-
те?) Каким он будет в старости (видите?)”
4. Упражнение "А что это он?"
В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь
из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "По-
чему, зачем вот этот человек говорит или делает это — и так?
Чего это он? Он действительно так весел или только прикидыва-
ется? Она молчит — интересничает? Он изображает шута — за-
чем?"
5. Упражнение "Я глазами других".
В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь по-
смотреть на себя глазами вашего собеседни-
ка. Какое впечатление вы производите? Что
он думает о вас?
6. Упражнение "Сопереживание".
В разговоре на личные, трогающие собесед-
ника темы постарайтесь активно и заинтере-
сованно (не внешне, а внутренне) слушать
его, не перехватывая инициативу и не от-
ключаясь, а сопереживая и пытаясь поста-
вить себя на его место.
7. Упражнение "Перевоплощение".
Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека.
Представьте, что он — это вы. Поставьте (посадите) себя на его
место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний
мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения.
Перевоплотитесь — постарайтесь почувствовать его чувствами и
подумать его мыслями.
8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника.
Не получается — учитесь.

Что нужно Ястребу
Диагноз и общие предписания.


В идя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них
даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных едино-
мышленников вы против их воли превращаете в своих кон-
курентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться
быть более терпимыми и доброжелательными.
Искусство общения 61


Упражнения:
1. Упражнение "Улыбка".
Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением
вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее
нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна
быть всегда.
2. Упражнение "Мир тебе".
Первая фраза (внутренняя фраза, ус-
тановка) при встрече с любым чело-
веком у вас должна быть "Мир те-
бе!". Подарите ему это всей душой,
всем сердцем! Выходя утром из до-
му, киньте это небу, птицам, деревь-
ям! Какое-нибудь симпатичное дере-
во можно и обнять.
Если с кем-нибудь начинаете спо-
рить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте:
"Мир тебе!" — это поможет вам остановиться.
· Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фра-
за, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут гово-
рите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат — “Хорошо”.
Вы кричите — тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не
захочется никому, и в душе станет светло и тепло.
3. Упражнение "Передача инициативы".
Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть раз-
говор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.
4. Упражнение "Оценка на себя".
Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с
вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с
вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на
этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.
5. Упражнение "Приятный разговор".
Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще
оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто
приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет — сделайте
так, чтобы ему с вами было хорошо.
6. Упражнение "Облако в штанах".
Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться,
а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте кате-
горичных фраз и интонаций.
Мудрость в повседневных контактах
62


7. Упражнение "Комплименты и благодарность".
Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать чело-
веку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в че-
ловеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же,
словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно
выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!”
Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.
8. Упражнение "Гроза отменяется".
Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их
сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не
ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с
пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать,
не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?
9. Упражнение "Мудрец".
Учитесь мудрости, созерцательному взгляду
на жизнь и умению проигрывать. Ваш про-
игрыш — ваш новый опыт и возможность
извлечь из этого урок. Что бы ни произошло,
прежде чем негодовать или расстраиваться,
спросите себя: "А как бы к этому отнесся
мудрый человек?"
Часть 3. ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ
(психология межличностных отношений)

О невротиках, любви к себе и людям
Возвратитесь в потерянный рай
Я на свете всех умней,
Не боюсь я никого.
Вот какой я молодец,
Буду жить теперь сто лет.
Мироощущение, способное
вытянуть из любого невроза



П ока ребенка не отравил яд цивилиза-
ции, он не сравнивает себя с други-
ми и мало интересуется тем, как они
оценят его: он знает, что он естественен и
прекрасен. Это и значит, что он душевно
здоров. Посмотрите: он безусловно по-
ложительно относится к себе, и родите-
лям придется много потрудиться, чтобы
внушить ему, что он бывает "плохой".
Зачем? А чтобы слушался. И вот ребенку раз за
разом бьют по здоровой еще душе (лишают
любви, колют злостью и ударяют ненавистью)
до тех пор, пока он не почувствует боль, пока в
душе его не появляется рана. Теперь родители
удовлетворены. Теперь, когда надо от ребенка
чего-то добиться, достаточно стукнуть его по
душевной ране ("Ты плохой!"), и он, дергаясь,
подчиняется.
· Внушить, что ребенок может быть "плохим", необходимо, иначе ребе-
нок оказывается неуправляемым. Это жестко, но неизбежно и необхо-
димо, как прививки. Правда, в данном случае это прививка душевной бо-
лезни, невроза "отвергнутости" и "неполноценности".
64 Мудрость в повседневных контактах

Потом мы вырастаем, а невроз остается, чувство празднования
себя не возвращается. Мы превращаемся в невротиков.
Невротик — это человек, с которым трудно
окружающим, но трудно именно потому,
что ему трудно с самим собой. Его пробле-
ма в том, что он не любит и не уважает се-
бя. Не имея любви, ему нечего давать, со-
ответственно он ничего от окружающих и
не получает. Его установка — "дай”, а не
“я дам”. То, что ему не дают, он требует
или тащит, чем вызывает агрессию у окру-
жающих, на которую отвечает тем же. Его совести все это не
нравится, поэтому она его грызет и мучит, только добавляя к его
страданиям.
И все это только потому, что его недолюбили в детстве...

РЕБЕНОК ЗНАЕТ, ЧТО ОН ПРЕКРАСЕН.
ВЗРОСЛЫЕ ЗАСТАВЛЯЮТ ЕГО ЭТО ЗАБЫТЬ




Все начинается с любви
All уоu need is lоve!
Самый популярный лозунг моло-
дежи



А все, что нужно, это — сказать человеку: "Поверь в Себя,
полюби Себя, и если ты будешь любить Себя много, ты
дашь Себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с
других и Ты Сам сможешь ее щедро раздавать".
· Разреши себе хотя бы погладить себя, если не можешь праздновать
свое существование!
Как жить в мире с людьми и миром 65


Вылезайте из неврозов — разрешите
себе полюбить себя. Любовь к людям
начинается с любви к себе.
Пусть каждое утро вместе с вами
первой просыпается установка: "Я —
хороший, славный, любимый и заме-
чательный".
Зачем?
Во-первых, это очень приятно.
· Тот, кто не верит, может попробовать и убедиться.
А, во-вторых, и главное — такого человека начинают любить
другие. Глубинная уверенность, самоощущение "Я — достойный
и интересный человек" (или "Я —
Солнышко, со мной приходит празд-
ник") действует как внушение, как
гипноз, убеждая людей без всяких
слов — на подсознательном уровне.
Образ себя становится образом для
других. Его любят хотя бы потому,
что любить его легко, он открыт к
восприятию доброго к себе отноше-
ния.
· Трудно, если не невозможно любить человека, который отталкивает
любовь, закрывается от нее, не может или не хочет (бессознательно)
быть любимым. Это относится и к уважению, и к открытости, и к ин-
тересу: если я не верю, что все это может относиться ко мне, мое на-
стороженное отношение обязательно погасит эти импульсы.
А душевно здоровый человек не просто верит, он знает, что все-
гда и безусловно достоин любви и уважения.
Заметим, что это вовсе не снижает его критичность к себе. Дока-
зано, что люди, принимающие себя, не боятся сравнивать себя с
высокими эталонами и ставить себе объективные (т.е. часто и
низкие) самооценки.
· Что ему бояться критики? Да, это у него не получилось и вот это
вышло плохо. Это нехорошо, но ведь и на солнце бывают пятна, а в
следующий раз он обязательно постарается сделать лучше! Плохая
оценка не скребет душу, и, в конце концов, не отменять же из-за нее
праздник бытия!
Привлекательно и то, что искренне любящий себя, не отягощен-
ный неврозами человек не имеет препятствий в любви к другим,
восприимчив к их достоинствам и всегда готов излить перепол-
няющую его любовь.
66 Мудрость в повседневных контактах


ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ К СЕБЕ




Правда, есть одно СУЩЕСТВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.


То, чего не хватало Карлсону
Я красивый, умный и в меру упитанный
мужчина в самом расцвете сил, самый
лучший в мире Карлсон.
Карлсон



К арлсон — здоровяк физически и душевно, но это — дичок,
который всех любит и никого не уважает. Карлсону — хо-
рошо, но чтобы с ним никому не было плохо, он должен
стать еще и цивилизованным.
Цивилизованность предполагает переориентацию с "Я" на "Дру-
гого", возникновение установки "Я вижу и уважаю тебя как че-
ловека".
· Каждый интересуется в первую очередь собой и заботится о себе.
Полностью преодолеть это невозможно, но в разумных пределах скор-
ректировать необходимо.
Начинать можно с малого: с живого и доброго интереса к людям.
"Что это за человек, чем он живет и дышит?" — вместо безраз-
личия и нытья: "Вот, какой я одинокий..."
· Прежде чем стараться привлечь внимание окружающих к себе, научи-
тесь привлекать свое внимание к окружающим.
За этим следует готовность понять и помочь другому. "Что его
заботит, что ему нужно?"
· Да, все зациклены на своих делах и заботах, но нельзя же до такой
степени!
Как жить в мире с людьми и миром 67


Более чем полезно — выработать
взгляд на себя со стороны. "Что ему
нужно от меня? Что ему во мне нра-
вится, что — нет, каковы его поже-
лания ко мне?" О чем-то догада-
ешься сам, о чем-то надо спросить.
· Соответственно результатам по
возможности и действуйте.
Если все это появится у вас, вы действительно станете "лучшим
в мире Карлсоном".

Зерно любви


В какую бы объективность мы ни рядились, склонность к той
или иной оценке окружающих мы носим в себе всегда. Мы
носим в себе и ожидание — предзнание того, каким окажет-
ся Встречный или Знакомый. Ожидание — это нечто большее,
нежели надежда или желание, что кто-то окажется "хорошим"

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>